Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.

Указом зидиума Пре- Вер­ ховного Сове­ та СССР от 7 июля 1966 года Мурма н е к и й морской рыб­ ный порт за досрочное вы­ полнение пла­ на семилетки, достижение вы­ соких показате­ лей по произ­ водительное т и труда и внедре­ ние механиза­ ции на погру- зочно - разгру­ зочных работах награжден ор­ деном ЛЕНИНА. К ЛК ИЗВЕСТНО, создан­ ный в 1920 году созед1- екпй траловый флот базиро­ вался сначала на базе «Вось­ мая верста» в Архангельске. Это было крайне неудобно. Промысел рыбы велся сезон­ но и только летом, посколь­ ку Белое море замерзало. Сказывалась и отдаленность ^промысловых районов от ба­ зы. Эти и некоторые другие причины побудили в 1921 году оставить в виде экспе­ римента на Мѵрмане .рыбо­ ловный траулер для весенне­ го лова рыбы. Исследования и практические опыты пока­ зали, что промысел тралом в Баренцевом морс можно осуществлять и в зимний пе­ риод. Так в марте 1924 года по решению правительства две организации — «Мурман- областьрыба» и «Архобласть- рыба» ооъедшшлись в одну государственную организа­ цию — «Севгосрыбтрест», управление которой находи­ лось в Ленинграде. В том же году партийные, советские и хозяйственные органы гу­ бернии поставили вопрос о создании .Мурманской тр а­ ловой базы и переводе сюда из Архангельска большей части траулеров. Просьба была удовлетворена прави­ тельством, и «Севгосрыб- трсст» получил средства на строительство складов, причалов, железнодорожных путей, здания для приемки, разделки и посола рыбы. Строительство причальной линии началось в 1920 году. У Варничного мыса в Мур­ манске рабочие забили пер­ вые сван. В конце 1927 года закон­ чилось оборудование рыбно­ го порта. Выли построены причалы, посольныіі завод и завод медицинского жира. В это время на порт базиро­ валось только 17 траулеров. Грузовые и транспортные операции производились вручную и с помощью лоша­ дей. Орудиями труда были п i’iiecH докумея- ■гы сѴлдетельствуют, что для загр; оосм тонн угля на траулер бригада рабочих из 20 человек затрачивала око­ ло суток. Бригады формиро­ вались из случайных людей в день прихода судна в порт для его разгрузки. В 1927 — 1928 годах вся рыбная промышленность Мурманска состояла из тра­ ловой базы, судоверфи, ме­ ханической мастерской и электростанции, которые об-, служивали 500 рабочих. В конце 1928 года совет­ ский народ под руководст­ вом Коммунистической пар­ тии начал осуществлять пер. вый пятилетний план. На Кольском полуострове созда­ вался самый мощный в с с с і - траловый флот, и по­ становлении СНК СССР о пятилетием плане подчерки­ валась необходимость корен­ ной реконструкции рыбной промышленности на основе новейшей техники, освоения новых раііонов рыболовства в открытом море и перехода от прибрежного лова к океа- ■ ническому. Мурманский рыб- І . ^ . н ы й порт должен был стать ШШ основной экспортно-нмпорт- * ной базой на севере страны. спортных судов доставляв­ шиеся в Мурманск союзни­ ками вооружение, боеприпа­ сы и продовольствие. Сделать ото было нелегко, и, чтобы осуществлять такие операции по схеме «Борт судна — вагон», надо было в срочном порядке проло­ жить по причалам железно­ дорожные пути. Рабочие ж е­ лезнодорожного хозяйства выполнили эту работу в са­ мый короткий срок, а мате­ риалом им служили метал­ лолом, рельсы и шпалы, снятые из тупиков. Все де­ лалось вручную, под налета­ ми фашистской авиации. Разрушенные бомбами пути тут же восстанавливались. Руководил в то время ж е л ез­ нодорожным хозяйством ком­ мунист Измаил Аюповпч Су- лякаев. Рабочие, .принимав­ шие участие в строительстве путей, были удостоены вы­ соких правительственных на­ град. Самоотверженно трудились женщины — работницы пор­ та. Они готовили суда к про­ мыслу, снабжали их углем, солью, льдом. Не ж алея сил, трудились в годы войны тт. Великанова, Худякова, Батурина, Кузнецова и мно­ гие-многие другие. Только в .1942 году они отгрузили на траулеры 36 тысяч тонн уг­ ля, тысячи тонн соли, льда и продуктов, не считая тра­ лового вооружения и боепри­ пасов. Война с фашизмом нанес- ка ио стеллингам и стал л у ч ­ шим специалистом по их об­ служиванию. КОММУНИСТЫ и ком- “ сомольцы рыбного пор­ та выступали зачинателями многих славных дел. На от­ ветственных участках широ­ ко практиковалось создание штурмовых бригад. В одной из них был и коммунист Ми­ хаил Иванович Маркелов. Член партии с 1920 года, уроженец Архангельска, он долго ходил в море на трау­ лерах, а в 1932 году был вы ­ двинут на должность началь­ ника траловой базы в Мур­ манске. В 1934 году Михаил Иванович стал первым на­ чальником рыбного порта. Он обладал большими организа­ торскими способностями, был предан своему делу, отдавал много сил и времени налажи­ ванию ритмичной работы пор­ та. ^В 1937 году Мурманский рыбный порт стал портом первого разряда. В этом бы­ ла большая заслуга и комму­ ниста М. И. Маркелова. Начавшаяся Великая Оте­ чественная война стала для коллектива Мурманского рыбного порта суровым ис­ пытанием на прочность и му­ жество. Порт до войны не принимал к своим причалам суда торгового флота. В го­ ды воііны такая возможность была найдена, и рабочие рыб­ ного порта отгружали с тран- .1? Жгібшы м л © р гг: требовалось еще больше рас. ширить береговую базу. В связи с этим в Мурман­ ском рыбном порту предпола­ галась реконструкция старых причалов н отсыпка новых - - глубоководных, которые сегодня принадлежат южно­ му району порта. Протяжен­ ность причальной линии пре­ вышает сегодня 20 километ­ ров. Это 44 причала, способ­ ных принять крупнотоннаж­ ные корабли. Сейчас мало .кто поверит, что в 192G году . протяженность причалов со­ ставляла всего 110 метров. О А В Ы С О К И Е ^ показатели в повыше­ нии производительности труда и внедрении меха­ низации на погрузочно-раз­ грузочных работах в июле 1966 года Президиум Вер­ ховного Совета СССР награ­ дил коллектив Мурманского морского рыбного порта выс­ шей наградой Родины — ор­ деном Ленина. За добросове­ стный и многолетний труд в рыбном порту орденом Л е­ нина были отмечены кранов­ щик Владимир Михайлович Сморчков и бригадир порто­ вых рабочих первого грузо­ вого участка Николай Павло­ вич Гребцов. А б 1967 году в честь 50-летня Великого Октября коллектив порта в числе предприятий области был награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Прези­ диума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. С каждым годом укрепля­ лась производственная мощ­ н о с т ь Мурманского морского . рыбного порта. За годы пя- 'тилеток он вырос в могучее ’предприятие, способное об­ рабатывать в год сотнн про­ мысловых и транспортных судов. По опыту работы Л е ­ нинградского транспортного узла на базе рыбного порта с августа 1978 года начал дей­ ствовать Мурманский судо- обрабатывающнй комплекс. Появились сквозные опера­ тивные укрупненные комп­ лексные бригады, которые В 30-е годы были сделаны серьезные шаги на пути ме­ ханизации работ в порту. Под контроль партии было взято обеспечение порта ва­ гонетками, транспортерами, электролебедками. Появились рыбоперегружателп — стел- лннгіі, которые на долгие го­ ды прочно вошли в комплекс портовых сооружений. На каждом из пяти причалов бы­ ло установлено по два стел- лннга, что в значительной степени ускорило обработку судов и облегчило труд пор­ товиков. В 1932 году порт Движение за ударный труд в то время уже приобрело среди рабочих порта массо­ вый характер. Отлично' тру­ дился в автотранспортной комплексной бригаде А лек ­ сандр Гаврилович Саницкий. За высокое шоферское мас­ терство он был объявлен ударником. В 1938 году Александр Гаврилович воз­ главил коллектив гаража рыбного порта. Самоотверженно работал один .И з первых портовиков — Василий Кузьмич Левчук. Он освоил профессию техни- ла огромный ущерб нашей стране, в том числе и Мур­ манскому рыбному порту. Перед его работниками в по. слевоениый период встала з а ­ дача не только восстано­ вить, но и увеличить мощ­ ность своего предприятия. З а последние годы значи­ тельно омолодился состав портовых рабочих. Десятки комсомольско - молодежных бригад осваивают передовые, прогрессивные методы обра­ ботки судов с применением электропогрузчиков н мощ ­ ных портальных кранов. Б л а ­ годаря усилиям коммунистов и комсомольцев коллектив рыбкцго порта" еще в сентяб­ ре этого года выполнил за ­ дание десятой пятилетки по грузообороту. Лучшие ком­ сомольско-молодежные брига­ ды здесь возглавляют опыт­ ные рабочие Геннадий Ива­ нович Кофанов, Юрий Нико­ лаевич Зарецкий и Петр Михайло­ вич Жолтов. Коллектив Мур­ манского рыбного порта уверенной поступью вступа­ ет в одиннадца­ тую пятилетку. В. КОПИЛЕ- ВИЧ, сотруд­ ник постоянно действующ е й в ы с т а в к и ВРПО ѵСев- рыба». В 1948 г 0 £у коллектив порта включился в социали­ стическое соревнование за скоростную обработку про­ мысловых судов. В послево­ енные годы увеличилась при­ чальная линия, возрос про­ цент рыбы, отгрулсенной с помощью механизмов. Но этого было мало. В 50-е го­ ды в Мурманский траловый флот стали приходить пер­ вые БМРТ , способные гото­ вить на борту мороженую рыбную продукцию. Поэтому На снимках: мощные пор­ тальные краны помогают сегодня портовикам разгру­ жать океанские траулеры и обслуживать береговую тех­ нику; так начиналось стро­ ительство рыбного порта; выгрузка рыбы в конце 20-х годов; погрузку рыбопродук­ ции сегодня ведет высоко­ эффективная техника. Фото из архива постоянно действующей выставки ВРИО «Севрыба» и Б. Щ у ­ кина. ва ztjsssm мь гавняк д о та» Д а л ё к о е - б л и з к о е а годовой грузооборот достиг 600 тысяч тонн. В коллективе рыбного пор­ та до сих пор хорошо помцят Измаила Аюповича Суляка- сва. В 1931 году он посту­ пил на .работу в железнодо­ рожное хозяйство. Работал слесарем. За очень короткое время овладел мастерством ремонтника и вскоре возгла­ вил бригаду ремонтных рабо­ чих, которой было присвоено звание ударной. получил первый буксир «Тралбаза», пришли первые отечественные автомобили А МО-3. Третьего июля 1934 года приказом по Государственно­ му рыбопромышленному тресту «Мурманрыба» рыб­ ный порт стал самостоятель­ ным предприятием, отделив­ шись от тралбазы. К этому времени он уже имел 17 при­ чалов протяженностью 1086 погонных метров, длина же- лезнодороліных путей достиг­ ла четырех километров. Порт располагал электросиловым хозяйством, связью, спаса­ тельной службой, ремонтно- строительной группой, авто­ базой. На рыбный порт бази­ ровалось более 70 ттмѵле 17 декабря 1980 г. « РЫБНЫЙ МУРМАН» ф 7 ст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz