Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.
Указом зидиума Пре- Вер ховного Сове та СССР от 7 июля 1966 года Мурма н е к и й морской рыб ный порт за досрочное вы полнение пла на семилетки, достижение вы соких показате лей по произ водительное т и труда и внедре ние механиза ции на погру- зочно - разгру зочных работах награжден ор деном ЛЕНИНА. К ЛК ИЗВЕСТНО, создан ный в 1920 году созед1- екпй траловый флот базиро вался сначала на базе «Вось мая верста» в Архангельске. Это было крайне неудобно. Промысел рыбы велся сезон но и только летом, посколь ку Белое море замерзало. Сказывалась и отдаленность ^промысловых районов от ба зы. Эти и некоторые другие причины побудили в 1921 году оставить в виде экспе римента на Мѵрмане .рыбо ловный траулер для весенне го лова рыбы. Исследования и практические опыты пока зали, что промысел тралом в Баренцевом морс можно осуществлять и в зимний пе риод. Так в марте 1924 года по решению правительства две организации — «Мурман- областьрыба» и «Архобласть- рыба» ооъедшшлись в одну государственную организа цию — «Севгосрыбтрест», управление которой находи лось в Ленинграде. В том же году партийные, советские и хозяйственные органы гу бернии поставили вопрос о создании .Мурманской тр а ловой базы и переводе сюда из Архангельска большей части траулеров. Просьба была удовлетворена прави тельством, и «Севгосрыб- трсст» получил средства на строительство складов, причалов, железнодорожных путей, здания для приемки, разделки и посола рыбы. Строительство причальной линии началось в 1920 году. У Варничного мыса в Мур манске рабочие забили пер вые сван. В конце 1927 года закон чилось оборудование рыбно го порта. Выли построены причалы, посольныіі завод и завод медицинского жира. В это время на порт базиро валось только 17 траулеров. Грузовые и транспортные операции производились вручную и с помощью лоша дей. Орудиями труда были п i’iiecH докумея- ■гы сѴлдетельствуют, что для загр; оосм тонн угля на траулер бригада рабочих из 20 человек затрачивала око ло суток. Бригады формиро вались из случайных людей в день прихода судна в порт для его разгрузки. В 1927 — 1928 годах вся рыбная промышленность Мурманска состояла из тра ловой базы, судоверфи, ме ханической мастерской и электростанции, которые об-, служивали 500 рабочих. В конце 1928 года совет ский народ под руководст вом Коммунистической пар тии начал осуществлять пер. вый пятилетний план. На Кольском полуострове созда вался самый мощный в с с с і - траловый флот, и по становлении СНК СССР о пятилетием плане подчерки валась необходимость корен ной реконструкции рыбной промышленности на основе новейшей техники, освоения новых раііонов рыболовства в открытом море и перехода от прибрежного лова к океа- ■ ническому. Мурманский рыб- І . ^ . н ы й порт должен был стать ШШ основной экспортно-нмпорт- * ной базой на севере страны. спортных судов доставляв шиеся в Мурманск союзни ками вооружение, боеприпа сы и продовольствие. Сделать ото было нелегко, и, чтобы осуществлять такие операции по схеме «Борт судна — вагон», надо было в срочном порядке проло жить по причалам железно дорожные пути. Рабочие ж е лезнодорожного хозяйства выполнили эту работу в са мый короткий срок, а мате риалом им служили метал лолом, рельсы и шпалы, снятые из тупиков. Все де лалось вручную, под налета ми фашистской авиации. Разрушенные бомбами пути тут же восстанавливались. Руководил в то время ж е л ез нодорожным хозяйством ком мунист Измаил Аюповпч Су- лякаев. Рабочие, .принимав шие участие в строительстве путей, были удостоены вы соких правительственных на град. Самоотверженно трудились женщины — работницы пор та. Они готовили суда к про мыслу, снабжали их углем, солью, льдом. Не ж алея сил, трудились в годы войны тт. Великанова, Худякова, Батурина, Кузнецова и мно гие-многие другие. Только в .1942 году они отгрузили на траулеры 36 тысяч тонн уг ля, тысячи тонн соли, льда и продуктов, не считая тра лового вооружения и боепри пасов. Война с фашизмом нанес- ка ио стеллингам и стал л у ч шим специалистом по их об служиванию. КОММУНИСТЫ и ком- “ сомольцы рыбного пор та выступали зачинателями многих славных дел. На от ветственных участках широ ко практиковалось создание штурмовых бригад. В одной из них был и коммунист Ми хаил Иванович Маркелов. Член партии с 1920 года, уроженец Архангельска, он долго ходил в море на трау лерах, а в 1932 году был вы двинут на должность началь ника траловой базы в Мур манске. В 1934 году Михаил Иванович стал первым на чальником рыбного порта. Он обладал большими организа торскими способностями, был предан своему делу, отдавал много сил и времени налажи ванию ритмичной работы пор та. ^В 1937 году Мурманский рыбный порт стал портом первого разряда. В этом бы ла большая заслуга и комму ниста М. И. Маркелова. Начавшаяся Великая Оте чественная война стала для коллектива Мурманского рыбного порта суровым ис пытанием на прочность и му жество. Порт до войны не принимал к своим причалам суда торгового флота. В го ды воііны такая возможность была найдена, и рабочие рыб ного порта отгружали с тран- .1? Жгібшы м л © р гг: требовалось еще больше рас. ширить береговую базу. В связи с этим в Мурман ском рыбном порту предпола галась реконструкция старых причалов н отсыпка новых - - глубоководных, которые сегодня принадлежат южно му району порта. Протяжен ность причальной линии пре вышает сегодня 20 километ ров. Это 44 причала, способ ных принять крупнотоннаж ные корабли. Сейчас мало .кто поверит, что в 192G году . протяженность причалов со ставляла всего 110 метров. О А В Ы С О К И Е ^ показатели в повыше нии производительности труда и внедрении меха низации на погрузочно-раз грузочных работах в июле 1966 года Президиум Вер ховного Совета СССР награ дил коллектив Мурманского морского рыбного порта выс шей наградой Родины — ор деном Ленина. За добросове стный и многолетний труд в рыбном порту орденом Л е нина были отмечены кранов щик Владимир Михайлович Сморчков и бригадир порто вых рабочих первого грузо вого участка Николай Павло вич Гребцов. А б 1967 году в честь 50-летня Великого Октября коллектив порта в числе предприятий области был награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Прези диума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. С каждым годом укрепля лась производственная мощ н о с т ь Мурманского морского . рыбного порта. За годы пя- 'тилеток он вырос в могучее ’предприятие, способное об рабатывать в год сотнн про мысловых и транспортных судов. По опыту работы Л е нинградского транспортного узла на базе рыбного порта с августа 1978 года начал дей ствовать Мурманский судо- обрабатывающнй комплекс. Появились сквозные опера тивные укрупненные комп лексные бригады, которые В 30-е годы были сделаны серьезные шаги на пути ме ханизации работ в порту. Под контроль партии было взято обеспечение порта ва гонетками, транспортерами, электролебедками. Появились рыбоперегружателп — стел- лннгіі, которые на долгие го ды прочно вошли в комплекс портовых сооружений. На каждом из пяти причалов бы ло установлено по два стел- лннга, что в значительной степени ускорило обработку судов и облегчило труд пор товиков. В 1932 году порт Движение за ударный труд в то время уже приобрело среди рабочих порта массо вый характер. Отлично' тру дился в автотранспортной комплексной бригаде А лек сандр Гаврилович Саницкий. За высокое шоферское мас терство он был объявлен ударником. В 1938 году Александр Гаврилович воз главил коллектив гаража рыбного порта. Самоотверженно работал один .И з первых портовиков — Василий Кузьмич Левчук. Он освоил профессию техни- ла огромный ущерб нашей стране, в том числе и Мур манскому рыбному порту. Перед его работниками в по. слевоениый период встала з а дача не только восстано вить, но и увеличить мощ ность своего предприятия. З а последние годы значи тельно омолодился состав портовых рабочих. Десятки комсомольско - молодежных бригад осваивают передовые, прогрессивные методы обра ботки судов с применением электропогрузчиков н мощ ных портальных кранов. Б л а годаря усилиям коммунистов и комсомольцев коллектив рыбкцго порта" еще в сентяб ре этого года выполнил за дание десятой пятилетки по грузообороту. Лучшие ком сомольско-молодежные брига ды здесь возглавляют опыт ные рабочие Геннадий Ива нович Кофанов, Юрий Нико лаевич Зарецкий и Петр Михайло вич Жолтов. Коллектив Мур манского рыбного порта уверенной поступью вступа ет в одиннадца тую пятилетку. В. КОПИЛЕ- ВИЧ, сотруд ник постоянно действующ е й в ы с т а в к и ВРПО ѵСев- рыба». В 1948 г 0 £у коллектив порта включился в социали стическое соревнование за скоростную обработку про мысловых судов. В послево енные годы увеличилась при чальная линия, возрос про цент рыбы, отгрулсенной с помощью механизмов. Но этого было мало. В 50-е го ды в Мурманский траловый флот стали приходить пер вые БМРТ , способные гото вить на борту мороженую рыбную продукцию. Поэтому На снимках: мощные пор тальные краны помогают сегодня портовикам разгру жать океанские траулеры и обслуживать береговую тех нику; так начиналось стро ительство рыбного порта; выгрузка рыбы в конце 20-х годов; погрузку рыбопродук ции сегодня ведет высоко эффективная техника. Фото из архива постоянно действующей выставки ВРИО «Севрыба» и Б. Щ у кина. ва ztjsssm мь гавняк д о та» Д а л ё к о е - б л и з к о е а годовой грузооборот достиг 600 тысяч тонн. В коллективе рыбного пор та до сих пор хорошо помцят Измаила Аюповича Суляка- сва. В 1931 году он посту пил на .работу в железнодо рожное хозяйство. Работал слесарем. За очень короткое время овладел мастерством ремонтника и вскоре возгла вил бригаду ремонтных рабо чих, которой было присвоено звание ударной. получил первый буксир «Тралбаза», пришли первые отечественные автомобили А МО-3. Третьего июля 1934 года приказом по Государственно му рыбопромышленному тресту «Мурманрыба» рыб ный порт стал самостоятель ным предприятием, отделив шись от тралбазы. К этому времени он уже имел 17 при чалов протяженностью 1086 погонных метров, длина же- лезнодороліных путей достиг ла четырех километров. Порт располагал электросиловым хозяйством, связью, спаса тельной службой, ремонтно- строительной группой, авто базой. На рыбный порт бази ровалось более 70 ттмѵле 17 декабря 1980 г. « РЫБНЫЙ МУРМАН» ф 7 ст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz