Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.
Д о р о г у о с и л и т и д у щ и й I П А Л Ь ЦЫ Веры Михайловны призы чно с к о ль зили по клавишам пианино. Комната на полн ялась звуками— нежными, чарующ им и. Ш е л обычный ур о к в м узы кальной ш коле. в л а д е т ь р у к а м и , ч т о для пианиста крайне н е - обхо дим о. Д в а раза а н е де лю — занятия rm специальности, плю с с о ль ф е д ж и о , хор. И все ~ после работы , а она у нее — не из легких. Толь к о за и нструм ен том сидела не обычная П о п р о б у й п овы гр уж ай целы й день ры бу! К — ученица — взрослая ж енщина. Вера М и хай - кон ц у дня руки и ноги казались чужими. М н о - ловна Богом азова стала учиться в вечерней гие мечтали п оскорее д об ра тьс я д о д о м у и м узы кальной ш к оле го р о д а М урманска, когда о тд о хн уть , вера Михайловна д ом а садилась за ~ пианино и разучивала пьесы, этюды, сонатины. ^ И так изо дня в день. На ра боте она ~ ей и сполнилось. , с орок ле т Ч то м еня п р и в е ло з школу? — п ере сп ра шивает она. — Ж е лан и е научиться играть на уставала, п ож а луй , б ольш е др уги х. В. М. б о г о - = пианино. В детстве такой возм ож ности не бь л о — война. Д а и после музыки. Вера Михайловна рассказывает, воскрешая в азова в озгла вляла б ри га ду, и ей п ри ход и ло сь _ ойны бы ло не д о решать м нож ество организационны х вопросов. ^ Конечно, на п о д го то в к у уро ко в ухо д и т уйма ~ ремени. А ведь у нее семья: дом аш ние х л о - ^ памяти давние события. О тц а она не помнит, поты, заботы... Как удается выкроить ерем* но по рассказам матери знает, что бы л м узы - кантом -сам оучкой. Сам см астерил м ан до ли ну и мог часами играть, п одб и рая на слух ра з личные м елодии. Наверное, о т отца и передалась Вере М и хайловне лю бовь к музыке, н ародной песне. д ля занятий музыкой? — Мне интересно, вот и нахож у время, — говори т Вера Михайловна. — Бывало, и н о г да и не успевала п одготови ться к ур о ку, т р у д но бы ло. Н о никогда д а ж е мысли не д о п ус к а ла, чтобы оставить ш колу. А сейчас и мужа «С п а с и б о зам, д о р о га я Л и - А ндре евн а , за то, что вы п ри еха ли в М урманск, за то, ч т я узнала вас. О ч ен ь м н о гие вы д али мне и в танце, и я ж и зни ». (Из письма А . Лысенко, участницы коллектива бального танца Дворца культуры и техники име ни С. М . Кирова). Л ИДИЯ Андреевна, по- девичьи стройная, лег кая, с той особой грацией в движениях, которая присуща только профессиональным танцовщицам, снова и снова повторяет, показывает краси вое движение: — Головы держим краси во, выпрямились, пальчики Йоют и — раз!.. ...Семинарское занятие ру ководителей школ, студий и коллективов бального танца проходило в Ленинграде. Гостья из Мурманска, худо жественный руководитель Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова Л. П. {Іут, находилась там в не обычной для себя роли — скупца». Надо было выбрать і і з представителей двадцати городов страны достойного руководителя впервые созда- В ы п у с к № 2 ф „ Т а н е ц — н е п р о с т о у в л е ч е н и е . о н — н а ш а с у д ь б а 1'. ф З а н о т н у ю г р а м о т у — в с о р о к л е т . $ Н а н а м д о й н а р т и н е — р о д н а я п р и р о д а . Лю бовь, к о то р ую она п ронесла через всю уго в о р и ла заниматься музыкой. Вместе в шкэ жизнь. Увлеч ен ие музы кой и п ри вело В. М. л у ходим. Богом азову в ш колу. В ра згово ре И вот позади пять д о лги х и трудны х лет учебы. Начинать всегда тр у д н о , а вз р о сло м у — вдвойне. Н е д а р о м педагоги м узы кальной ш к о лы гов о ря т: «Ч е м человек старше, тем т р у д - как она везде успевает. еще выяснилось, что 8. М, Богомазова занимается в хоре ры бн о го порта. Н е ск о лько раз з н е д е лю — р е пе ти ц ии / п ое здки ~ концертам и, П оистине остается удивляться.. -S нее учиться. И память не та, и не та гибкость руки. П о э то м у зсе зависит то ль к о о т т р у д о л ю бия». Вера М ихайловна начинала Весной с ле д ую щ е го года Вера Михайловна g заканчивает м узы кальную ш калу. У ж е сейчас 5 дум а е т о том. какие прои зведени я б уд е т ис~ £ с азов: о в л а д е - п олн ять на выпускных экзаменах. Е. ПОНОМАРЕВА. % вала нотной грамотой, ритмическим рисунком П ож ела ем , чтобы удача не о б ош ла ее стр- музыкальны х произведений, училась с воб о дн о рон ой , • МИР ВАШИХ УВЛЕЧЕНИЙ ПРИНЦЕССЫ НА БАЛУ ваемого в Мурманске кол лектива бального танца. Ее выбор пал на консультанта Центрального Дома народно го творчества имени Н. К. Крупской Лидию Андреевну Мацкевнч. Состоялся такой диалог: — Поедете в Мурманск? - Конечно. По-моему, это один из немногих горо дов страны, где я еще не была. Надо же посмотреть! Короткие сборы. Переезд. Объявление о создании кол лектива по радио и в рекла- летняя девочка знала это/ Где-то что-то видела, что-то ощущала интуитивно. Ш ес тиклассницей руководила школьной художественной самодеятельностью. С 15 лет стала получать зарплату. Бальный танец впервые уви дела в 1957 году в Москве на Всемирном фестивале мо лодежи и студентов и реши ла. что будет танцевать так же. После окончания курсов педагогов бального танца в 1959 году стала преподавать в Гатчинском Доме культу ры под Ленинградом. В 1967 российского конкурса баль ных танцев и никому больше «не отдает» лауреатство до сих пор. Сколько у нее дип ломов? Около тридцати: за победу на городских, област ных. зональных, всероссиіі- ме возле Дворца. В первый году Лидия Андреевна ста же день набора пришли поч- новится лауреатом II Все- ті! 200 человек. Это было 10 декабря J9 7 8 года. Через год состоялся отчетный кон церт нового коллектива. Дип ломы, грамоты, благодарст венные отзывы. И концерты, концерты... С самого начала и гГ(. <ч й день Лидия Андреевна ведет занятия в 7 - 8 группах (от 250 до 300 человек), участ никам которых от 5 до -15 ■чет. И консультирует (с 1961 года по сей день) педагогов бального тайца из всех горо дов Севера, Чукотки, из Ма гадана. -■ Устаете? — Нет! Я бы еще и инди видуальные занятия пела со многими. По нет помещения. А главное •— не хватает в сутках часов, ..Она училась в четвертом классе и показывала десяти классникам, как красиво тан цевать вальс. Откуда д г я т п - ских н всесоюзных конкур сах іі фестивалях. Но они не только ей — за личное уча стие, но п коллективам, вос питанным ею. Не раз теле зрители видели лучшие пары Лидии Андреевны в танце вальном зале Центрального телевидения. — Моя цель н главное желание, чтобы мои уче» ники были лучше меня, что бы несли красоту танца даль ше. Я очень' люблю людей, в каждом ищу лучшее и стре млюсь это лучшее «вырас тить». Бывает, приходит па рень — ну ничего-то в нем хорошего нет, а «повертишь» его так и этак, выпрямишь — становится просто прин цем. В коллективе все — друг за друга, одна семья. Я им говорю: «Мы на сцене, на виду, нельзя допустить, чтобы кто-то из зрителей сказал: «Гляди-ка, Иван-то на работе хуже всех, а тут...» Танец обязывает быть чи ще, светлей, если мож но так выразиться. Моя задача. — продолжает Л и дия Андреевна. — убедить человека в том. что он кра сив. заставить его поверить в себя. Занимаемся 3 — 4 ра за в неделю, у многих — се мьи у всех работа или уче ба. Но смотрите, с каким' у в лечением танцуют! ...Гордо и грациозно отки нулись в танце девушки, бе режно и строго ведут их юно ши. Полонез, вальс, танго, современные ритмы... И-раз!.. Словно в полете кружатся пары, на лицах — улыбка, радость, счастье... - Что вас приводит сюда':’ — спрашиваю у тан цоров. Отвечают с жаром, пере бивая друг друга: Мы не только узнаем прекрасное, но и создаем его. Танец помогает нам жить. Учит организованнос ти. А Лидия Андреевна — удивительный человек, пре красны!'. педагог и друг с щедрой душой. Нередко мы собираемся у нее дома, пьем чай, опустошаем холодиль ник н... делимся с нею все ми своими проблемами. Скольких она отогрела теп лом своего сердца, скольких окрылила, научила любить людей, видеть в них доброе! Танец стал не просто нашим увлечением, он — наша судьба. И научила их танцу она — Лидия Андреевна Мацке- вич. Значит, она дала им эту судьбу — высокую и счастливую судьбу увлечен ных прекрасным, окрылен ных мечтою, дарящих пре красное людям И. БЕ РЕ ЗЮ К . Н а с н и м к а х : Л и д и я А н д р е . евна М а ц к е в и ч с у ч е н и к а м и ; « П о л о н е з . Фото Б. Щукина. ІІІІІІШШІИІИШНШІППІІШІІІІИШІЬ- П0 ПРИЗВАНИЮ - ХУД0ШНИН ф О И Е областной научной биб ^ лиотеки давно уж е с тало дли мурманчан своеобразным выста вочным залом. Сейчас там нахо дится, пож алуй, одна из самых не обы чны х за последние годы энс- позиций, В а л е н т и н М а л и н к и н ж и в е т в А п а т и т а х . По п р о ф е с с и и о н м е х а н и к . А п о п р и з в а н и ю — ж и в о п и с е ц . ' Л ю б и м а я т е м а с а м о д е я т е л ь н о г о х у д о ж н и к а — п р и р о д а р о д н о г о к р а я , е е с о с т о я н и е в р а з л и ч н ы е в р е м е н а г о д а . <<Р а д у ж н ы й а п р е л ь » , « С и н и й м а й » , « С о л н е ч н а я н о ч ь » , « П е р в ы е з а м о р о з к и » , « Т у м а н в г о р а х » — в о т н а з в а н и я н е к о т о р ы х е г о п о л о т е н . Н о т е м а — э т о е д и н с т в е н н о е , ч т о о б ъ е д и н я е т р а б о т ы х у д о ж н и к а . S о с т а л ь н о м в с е о н и о т л и ч а ю т с я д р у г о т д р у г а к а к п о у р о в н ю и с п о л н е н и я , т а к и п о т е х н и к е , х о т я я в н о е п р е д п о ч т е н и е о т д а н о м а е - л у . П е й з а ж С е в е р а .. . С д е р ж а н н о с т ь к р а с о к , п р и г л у ш е н н о с т ь т о н о в , с у р о в ы й х а р а к т е р е г о з е м л и и н е б а — т а к и м о б ы ч н о п р е д с т а в л я ю т С е в е р Ч е л о в е к а ж е , в л ю б л е н н о г о в С е в е р , о н о д а р и в а е т т а к и м б у й с т в о м к р а с о к , т а к и м с п о л о х о м о т т е н к о в , ч т о т о л ь к о д и в у д а е ш ь с я , В л ю б л е н н о с т ь в с е в е р н у ю п р и р о д у п е р е д а ю т п о л о т н а 8 , М а л и н н и - н а . Х о л о д н о е , н е с п о к о й н о е м о р е , т и х и е , п р о з р а ч н ы е о з е р а и с в е т л ы е , б у р н ы е р е к и в е ю т н а н а с ж и в о й п р о х л а д о й . З о л о т о м и к и н о в а р ь ю с в е р к а ю т о с е н н и е п е р е л е с к и . С в е ж и м в е т р о м д ы ш а т б е с к р а й н и е д а л и . И в с е э т о р е а л ь н о , о щ у т и м о , у з н а в а е м о . В а л е н т и н у М а л и н к и н у н е д о в е л о с ь у ч и т ь с я ж и в о п и с и , о н — х у д о ж н и к с а м о д е я т е л ь н ы й в с а м о м т о ч н о м с м ы с л е э т о г о с л о в а . Н о л ю б о в ь к з а н я т и ю , к о т о р о м у о н п о с в я щ а е т к а ж д у ю с в о б о д н у ю м и н у т у , п о м о г л а п р е о д о л е т ь м н о г и е т е х н и ч е с к и е т р у д н о с т и . И х о т я о п ы т н ы й г л а з п р о ф е с с и о н а л ь н о г о х у д о ж н и к а о т м е т и т н е с о в е р ш е н с т в о р и с у н к а и л и н е к о т о р ы е н е т о ч н о с т и к о м п о з и ц и и , н а с т р о е н и е , и с к р е н н е е , г л у - ‘ б о к о е ч у в с т в о , к о т о р ы м и д ы ш и т I б о л ь ш и н с т в о п о л о т е н , з а с т а в л я ю т з а б ы в а т ь о н е д о с т а т к а х т е х н и к и . Ч а щ е в с е г о х у д о ж н и к и з о б р а ж а е т е с т е с т в е н н у ю , н е т р о н у т у ю ч е ч е н о м п р и р о д у . Н о н а в ы с т а в к е п р е д с т а в л е н ы , п е й з а ж и , в к о т о р ы х * / п г ! ^ аеТСЯ е г ° п р и с у т с т в и е п о л я » ) и д а ж е а к т и в н а я д е я т е л ь н о с т ь , п р е о б р а з у ю щ а я р о д н о й к р а й ( « К и р о в с к п а л а т о ч н ы й » « » н о в о м м и к р о р а й о н е » ) . А в о т п о л о т н о с о в с е м и н о г о с о д е р ж а н и я — « О с е н н я я р а п с о д и я » . к а ж е т с я , ч т о о н о з в у ч и т __ с т а - к о й в н у т р е н н е й с и л о й у д а л о с ь а в т о р у п е р е д а т ь м у з ы к а л ь н у ю п л а с т и к у л а н д ш а ф т а с в о л н о о б р а з н о у х о д я щ и м и в д а л ь л и н и я м и с о п о к в ч и с л е л у ч ш и х м о ж н о н а з в а т ь е щ е н е с к о л ь к о п е й з а ж е й , к а ж д ы й и з к о т о р ы х о т л и ч а е т с я р я д о м о п р е д е л е н н ы х д о с т о и н с т в : « Ф е в р а л ь * — ц е л ь н о с т ь ю к о л о р и т а , я р к о й г а м м о й ц в е т о с о ч е т а н и й — « Л е а и - т а н о в с к а я о с е н ь » , т о ч н о й п е р е д а ч е й с о с т о я н и я п р и р о д ы о т м е ч а е т е ? « с т у д е н ы й п о т о к » и д и н а м и ч н о й т ь ю р и с у н к а — « Х о л о д н ы й и ю л ь » . В с е о н и с в и д е т е л ь с т в у ю т о т о м , ч т о м ы п о з н а к о м и л и с ь с о р и г и н а л ь н ы м , с а м о б ы т н ы м х У д о ж н и - н и м . и н т е р е с н ы м , у в л е ч е н н ы м « е - л о в е к о м . С. В Л А Д И М И Р О В у 8 стр. Г РЫБНЫЙ МУРМАН » 12 декабря 1980 г»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz