Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.

i! > llll< llilll llllllllll lllllI I I I I I I I I I I I I I I I I I t ! lllI I I I H I t lit llllll ll! l! lllllllll lt I l lllllllli lI llllllllI lll I I I ! llll llilllllll lilI lllllll I I I lll > ji из — Л Б Щ Е И З В Е С Т Н О , одним важнейших резервов п о ­ вышения эфф екти вн ости р а б о ­ ты ф ло та является ликвидация аварийности на судах. Тем не менее уровен ь ее на ф ло та х держ и тся на д о в о ль н о высокой отметке. Вот н екоторы е циф ры . За де­ вять месяцев текущего года на судах бассейна допущено 17 аварий, 50 аварийных про­ исшествий, 247 случаев повре­ ждений судов и технических средств. Технические убытки, таким образом, составили 400 тысяч рублей, простой преаы. сил 680 судо-суток, а общие убытки достигли двух миллио­ нов рублей. И з-за потерь п ром ы слово го времени экипажи судо в н е д о . ло в и ли о к о л о 12 тысяч тонн рыбы. Э то равносильно том у, что такое объ еди нени е, как «К а р е л р ы б п р о м », не р а б о тало почти 40 суток. А Н А Л И З аварийности, свя­ занной с дея те льн остью с уд о в о д и те ле й , показал, что ее «п и к » при ходи тся на о с е н . не-зим ний п ери о д , о собен но при плавании в узкостях. Так, Зси Б е з о п а с н о с т ь M o p e n u t U & t H U S i = О М У Р М А Н С К Е с о с т о я л с я б а с с е й н о - Е вы й с е м и н а р - с о в е щ а н и е п о в о - Е п р о с у « О б е с п е ч е н и е б е з о п а с н о с т и м о - Ё р е п л а в а н и я с у д о в в о с е н н е - з и м н и й п е - Е р и о д 19 8 0— 1981 гг.». Е В с е м и н а р е - с о в е щ а н и и п р и н я л и у ч а - Е с т и е б о л е е 1000 п р е д с т а в и т е л е й ф л о ­ т о в С е в е р н о г о р ы б о п р о м ы ш л е н н о г о Е б а с с е й н а . = Н е к о т о р ы х и з у ч а с т н и к о в э т о г о с е - § м и н а р а м ы п о п р о с и л и с е г о д н я вы с т у - Е п и ть н а с т р а н и ц е « З а б е з о п а с н о с т ь | м о р е п л а в а н и я » . Е ...................................................................................................... іііііііііііпіііішііііііііп Н е льзя обой ти м олчанием и д е ж у р н о г о из портнадзо ра, которы й, п ров ож ая с уд н о в м оре, не п р о в е р и л организа­ цию вахтенной служ бы на с у д ­ не, не «п р о и г р а л » с капитаном весь маневр о тход а и д в и ж е ­ ния на акватории п орта и не д а л соответствующ их ре ком е н ­ даций. Наконец, с луж б а движ ения РЕЗЕРВЫ ЕСТЬ! 63 процента аварий, 47 п р о ­ центов аварийных происш ест­ вий и 56 проц е н тов неаварий- ных п ов реж дени й с уд о в за девять месяцев ны нешнего го ­ да при ходятся на зимний пе­ ри од. П ри этом все пять нави­ гационных аварий, имевших м есто в осенне-зим ний пери од, прои зош ли при плавании в у з ­ кости — в К ольском заливе, на акватории М урм а нск о го м орск о го ры бного и то р го в о го портов. 4 января этого года МГ-0264 М урм а нск о го тр а ло в о го ф ло та п о д командованием капитана С. И. П опова с пом ощ ью б ук ­ сира «К а н товщ и к » в условиях ограниченной видим ости о тхо ­ д и л от причала № 5 ры бн о го порта. Ч ерез 4 минуты после о тход а с уд н о у д а р и л о ф о р ш . тевнем пассажирский катер «Д о н е ц » , стоявший у п лав при - чала, и нанесло ем у значитель­ ные п овреж дения. А через месяц то т ж е М Г - 0264, которым ком андовал ка. питан В. М. Гречка, с ле д уя на выход из К о льск ого залива в условиях ограниченной види­ мости, столк н улся с МГ-1334. В обоих случаях на с уд н е о т ­ мечена низкая организация вахтенной служ бы , за что ка­ питаны понесли наказание. О д н а к о ответственность за это в равной степени несут ра­ ботники соответствующ их с луж б тр а ло в о го ф л о та и с л у ­ жбы капитана порта. Ведь именно они не сум ели о б е сп е ­ чить д о л ж н о го к о н тр о ля за о р . ганизацией вахтенной служ бы . М орская инспекция тр а ло в о ­ го ф л о та знала, что капитаны С. И. П опов и В. М. Гречка не имею т д ос таточ н о го опы та плавания в узкости в условиях ограниченной видимости. Ра­ ботники служ б ы обязаны были вы делить им в пом ощ ь о пы т, ньіх капитанов или поставить вопрос о том, чтобы на б о р т бы л взят лоцм ан. М а ло того, м орской инспектор обязан был «п р о и гр а ть » с капитаном о р га ­ низацию вахтенной служ б ы на о тхо д е и весь процесс д в и ж е ­ ния по заливу. Э то с делан о не было. Д а ле е , д е ж ур ны й ди сп етчер обязан бы л убеди ться в гото в­ ности судна, экипажа и вахтен­ ной служ бы к о тх о д у и д в и ж е ­ нию по заливу и то ль к о после этого дать « д о б р о » на о тх о д о т причала. Э то то ж е не бы­ л о сделан о. Что касается о т д е ­ ла кадров и м орской инспек. ции, то они п е р е д о тхо д о м судна в м о ре во в тором с лу ­ чае заменили весь с уд о в о д и ­ тельский состав и не приняли м ер к оказанию пом ощ и ка­ питану в организации отхода, тем самым создали о д н у из п ред п осы лок к аварии. капитана порта, взяв с уд н о п о д п р ов од к у, не запросила п о д тв е р ж д е н и я капитана о г о . товности судна, экипажа и вах­ тенной служ бы к движ ению и, со своей стороны , не и н ф о р ­ мировала капитана о б обста­ новке на пути движ ения. О д н и м словом , в обои х с л у . чаях береговы е служ бы изба­ вили себя от излишних хло п от и тем самым создали п р е д п о ­ сылки д л я аварий. О С Е С О Ю З Н О Е объ еди н ени е " «С е в р ы б а » п ри н яло с о о т­ ветствующ ие меры по п р е д о т­ вращ ению аварийности в ю ж ­ ном колен е К о льск ого залива. Этими мерами п р е д ус м о тр е н к о н тр о ль со стороны с лу ж б м ореплавания, диспетчерских с луж б ф ло то в , а такж е служ бы капитана п орта за готовностью судов к движ ению и причалов — к швартовым операциям . Повышена ответственность с лу ж б м ореплавания и эксп лу­ атации ф ло то в , диспетчерской служ бы ры бн ого n o p fa по оказанию пом ощ и капитанам судов при швартовках, п о д х о ­ дах и о тходах о т причалов, осо бе н н о в условиях огра ни ­ ченной видимости. О гр а н и ч е н о также движ ение катеров по заливу. Теперь ка­ тера, кром е специальных, вы­ полн яющ их хозяйственные ра­ боты, б у д у т браться п о д п р о ­ во д ку с луж б о й движ ения в п о ­ следнюю о че ре дь , после п р о ­ водки промы словы х и транс­ портны х судов. Х о те ло с ь бы остановиться и на д р у го й наи б олее ра сп рост­ раненной причине аварийности — низкой организации ш ту р ­ манской служ бы на судах. Такой прим ер. 10 ию ля ны­ нешнего года БИ-3193 «К а р е л - р ы б п р о м а » п о д ком андовани­ ем капитана А . А . М о р гун ов а (е го стаж работы в этой д о л ж . ности 1 го д ) вышел из Бе­ лом ор ск а в район промы сла. П ри следовании Белом орским каналом, ширина к о то р о го 40— 50 м етров, с уд н о село на мель бровки канала, ч ерез 5 минут сош ло с м ели и п о с ле ­ д о в а ло в район промы сла. О случивш ем ся капитан никому не с оо бщ и л. В р е зуль та те посадки на м ель бы ли пов реж д е ны ло п а ­ ет винта, а эксплуатация дви ­ гателя с п ов реж денным вин­ том привела к п ов реж де н ию д е й д в у д н о й втулки. Расследованием установлена крайне низкая организация ш турм анской служ бы . Так, ка­ питан при плавании в узкости не привлек в пом ощ ь подвах- т нного ш турмана, не к о н тр о ­ ли р о в а л м е сто п о ло ж е н и е с уд ­ на отн ос и тельн о оси ф а рвате. ра. Не занимался к о н тролем за м е сто по ло ж е н и ем судна и вахтенный ш турман В. А . П о ­ номарев. А ведь этого тр е б у ­ ет «У с та в служ б ы на судах ф л о та ры бной п ром ыш ле нно ­ сти С С С Р ». Низкая организация ш тур . манской служ бы и наруш ения основ с уд о в о ж д е н и я присущ и судам и д р у ги х ф ло то в , о со ­ бенно Белом орской базы гос- лова и А р ха н ге ль ск о го РКС. А ведь о т уровня организа­ ции ш турм анской служ бы , к уль туры с уд о в о ж д е н и я зави­ сит не то ль к о качество ра б о ­ ты с уд о в о д и те ля , но и психо­ логический клим ат на судне в условиях д ли те ль н о го плава­ ния. К. ШАПОВАЛОВ, замести­ тель начальника ВРПО «Севрыба». ТЯЖ ЕЛО В УЧЕНЬЕ, Г Е ГОДН Я районы лова удалены от Мурманска на многие тысячи миль, по­ этому так важна своевремен­ ная, качественная и комплек­ сная обработка крупнотон­ нажных судов промыслового флета в открытом океане. Именно этим н занимается экипаж транспортного рефри­ жератора «Матиас Тёзен» управления «Севрыбхолод-' флот». Профессиональному обу­ чению молодых моряков на Т Р «Матиас Тезен» всегда придавали большое значение. Не исключением был н ны­ нешний год, когда мы гото­ вились работать в условиях поздней осени и зимы. З а н я ­ тия с экипажем проводились по заранее разработанному плану, а как он выполнялся, за этим следили члены спе­ циально созданной комиссии. Большой отток моряков с судна после очередного пла­ вания и приток новичков тре­ буют систематических трени­ ровок команды. Во время их проведения моряки учатся бороться с морской стихией, оказывать помощь терпящим бедствие судам. Не менее важно еще в порту отработать с палубной командой правильные приемы заводки швартовых концов, умение оперативно снабдить промысловое судно водой, топливом и машинным мас­ лом, продовольствием и ма­ териалами для производства рыбной продукции. Мы эко­ номим на операциях минуты, а рыбаки получают в резуль­ тате этого дополнительные часы для промысловой рабо­ ты. Іто. тегЖ по 1 >іло ЗКІі ГР- 4 Д А ПРОМЫСЛЕ важно ^ “ предусмотреть любую мелочь. Однако в практике судовождения, корабельной жизни и морской работы встречаются, так сказать, не стандартные ситуации. Ч это такое? Это как раз случай аварии, которой расчетам, не должно бы; быть, но которая все-таки произошла. Как поведут се бя в нестандартной ситуации вахтенные специалисты, ка­ кими будут их первые реше­ ния и действия? От этого зависит многое, если не все, в действиях самой команды. Поэтому в период подго­ товки транспортного рефри­ жератора «Матиас Тезен» к работе в осенне-зимний пе риод занятия проводились не только с рядовым составом. Учились также и младшие командиры. С каждой тренировкой улучшалась профессиональ­ ная подготовка нашего кол­ лектива к плаваниям в ус­ ловиях зимы. Например, мо­ ряки в совершенстве научи­ лись заводить пластырь даже тогда, когда за бортом нахо­ дятся кранцы или ошварто­ вано судно. Они научились тушить пожары в закрытых помещениях и пользоваться при этом аппаратами АСВ-2 и КИП. Суда типа «ПоЛяр», к ко­ торому относится и наш реф­ рижератор «Матиас Тезен», обладают высокими ходовы­ ми качествами, на них удач­ но расположено грузовое xo-jjp зяйство. Жить и работать нн^- подобных транспортах намно­ го легче, чем на судах дру­ гого типа. Сіднако не надо думать, что на «Матиасе Те- зене» любой моряк застрахо­ ван от любых неожиданно­ стей. Нет! Только тот, кто го­ тов учиться грамотно и пра­ вильно пользоваться меха­ низмами, кто готов во всех тонкостях познать матрос­ ское н корабельное дело сможет быть полезным в на­ шем экипаже, помочь нам добиваться не только высо­ ких производственных пока­ зателей, но и бороться за безопасное мореплавание. Высокая профессиональная выучка каждого моряка — самое важное в жизни любо­ го судового коллектива Именно она позволила наше­ му экипажу еще в мае этого года выполнить задание де­ сятой пятилетки и работать в море и в порту без ава­ рий. Г. СТОРОЖЕВ, канитан- директор ТР «Матиас Те­ зен» управления «Сев- рыбхолодфлот». УСТРАНИТЬ НЕДОСТАТКИ С ТЕПЕНЬ готовности су­ дов к плаванию в осен­ не-зимний период проверяют специально созданные судо­ вые комиссии и комиссии с участием групповых и флаг­ манских специалистов, мор­ ских инспекторов, специали­ стов по технике безопасности н пожарной безопасности. Руководят этими комиссия­ ми главные инженеры пред­ приятий и заместители на­ чальников флотов по море­ плаванию. Повышены и тре­ бования к подготовке судов со стороны портового над­ зора. Казалось бы, сделано все, чтобы предотвратить выход в море неподготовленного судна. Однако расследование ряда случаев повреждений технических средств на су­ дах подтвердило, что при подготовке судов к плаванию были допущены существен­ ные недостатки. А специали­ сты, которые контролируют готовность судов и экипажей, при инспектировании допу­ скали порой формализм. И в результате только в течение осенне-зимнего пери­ ода 1979 — 1980 гг. на больших морозильных трау­ лерах «Ярославль», «Го­ оль». «Хабаровск», «Зл ато ­ уст» Мурманского тралового флота были повреждены крышки цилиндров главных двигателей с образованием водотечных трещин со сторо­ ны камеры сгорания. При этом на всех перечисленных судах, в нарушение требова­ ний Правил Регистра СССР, не оказалось запасных кры ­ шек цилиндров. Мурманский траловый флот и управление «Севрыб- промразведка» отчитались о выполнении плана мероприя­ тий по подготовке судов к осенне-зимнему периоду, но в январе зарегистрировано повреждение дейдвудного сальника на МГ-0332 «Ма­ телот», а в м ар те— аналогич­ ное повреждение на МИ-8206 «Гемма», которые свиде­ тельствуют о том, что ме­ роприятия по проверке дейд- вудных устройств на судах и приведению их в нормальное техническое состояние ока­ зались недостаточными или были проведены формально. При подготовке судов к плаванию судовыми механи­ ками и специалистами меха­ нико-судовых служб были на­ рушены требования норма­ тивных документов, следст­ вием чего явились тяжелые повреждения технических средств на промысле. Во время очередного профилак­ тического ремонта в объеди­ нении «Мурманская судо­ верфь» БМ РТ «Кнвач» Мур­ манского тралового флота не была произведена обязатель­ ная дефектоскопия поршней. В результате в феврале те­ кущего года произошел об­ рыв поршня двиц§тсля глав­ ного дизель-генератора. Во время моточнетки главного двигателя МБ-2420 «Демянск» на СРЗ-1 ответ­ ственными работниками ме­ ханико-судовой службы Мур­ манского тралового флота, в нарушение требований инст­ рукции завода-стронтеля. были исключены из ремонт­ ной ведомости работы по цветной дефектоскопии пор­ шней, а по выходе судна в рейс произошел обрыв пор­ шня с тяжелыми поврені нпями главного двигател, Судно было отбуксировано в порт, простой составил 42 суток. В течение осенне-зимнего периода 1 9 7 9— 1980 гг. за­ регистрировано 6 случаев повреждений технических средств на БМ РТ «Чехов». 4 — на БМРТ «Ярославль». Таким образом, в подго­ товке судов предприятий Се­ верного бассейна к работе в нынешнем зимнем периоде имеются существенные недо­ статки, и техническое руко­ водство предприятий, ответ­ ственные работники механи­ ко-судовых служб и судовые механики должны принять неотложные и конкретные меры по их устранению.# В. КРИВОЩЕКИН, на­ чальник отдела судоре­ монта и технической экс. длуатации флота ВРПО «Севрыба». _ І 6 стр. - «РЫБНЫЙ М УРМАН» 12 декабря І980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz