Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.

Н Е У Д А Ч Н Ы Й Р Е Й С В Н А Ч А Л Е д е к а б р я п о с л е м н о г о м е с я ч н о г о п л а в а - “н и я а р о д н о й п о р т в е р н у л с я 6 М Р Т « П о в о л ж ь е » М у р м а н ­ с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а . Н а л и ц а х м о р я к о в н е б ы л о р а ­ д о с т и . З а д а н и е п о п р о и з в о д ­ с т в у п и щ е в о й р ы б н о й п р о ­ д у к ц и и о с т а л о с ь н е в ы п о л ­ н е н н ы м . П р о д у к ц и я в п о р т у б ы л а п е р е в е д е н а в н и з к и е с о р т а . И з - з а к о н т р о л ь н ы х п р о в е р о к н а ч е с т в а в ы г р у з к а « е ч а с т о п р е к р а щ а л а с ь , б р и г а д ы п о р т о в и к о в в ы н у ж ­ д е н ы б ы л и п р о с т а и в а т ь . Ч т о ж е с л у ч и л о с ь н а « П о ­ в о л ж ь е » ? П о ч е м у э к и п а ж э т о г о с у д н а т а к н е у д а ч н о п о р а б о т а л в р е й с е ? К а н и е п р и ч и н ы п о в л и я л и н а х о д п л а в а н и я ? В с е э т и в о п р о с ы н а ш к о р р е с п о н д е н т з а д а л к а ­ п и т а н - д и р е к т о р у Б М Р Т « П о ­ в о л ж ь е » И г о р ю С е р г е е в и ч у Г А С Т Е В У . И в о т ч т о в ы я с н и ­ л о с ь в х о д е б е с е д ы . С М П Т «Поволжье» вы. D1T1г 1 ходил в рейс из иностранного ' порта. где команда оставляла судно на период своего отдыха, а под­ менный экипаж должен был его подремонтировать там. О полном междурейсовом ремонте говорить пока не приходится. Вдали от род. ных берегов о таком обслу­ живании судов остается только мечтать. Ну а как чувствовала се­ бя команда, отправлявшаяся после отдыха обратно на свой траулер? Ее по суще­ ству не было. Она распалась J a время пребывания в Мур- ганске: кто-то ушел в от­ пуск, а кто-то и вообще не пожелал вернуться на БМРТ «Поволжье». Ничего удиви­ тельного к том не было — траулер уже довольно «по­ жилой*. — Короче говоря, — рас­ сказывал Игорь Сергеевич Гастев. — с новым экипажем нам пришлось знакомиться чуть ли не у трапа самоле­ та. В отделе кадров флота ни меня, ни моего первого помощника Александра Ва­ сильевича Стахорского никто не познакомил хотя бы с ан­ кетами новых моряков. В экипаже не хватало второго механика п боцмана, а без этих специалистов в рейс вы­ ходить нельзя. Перед отправ­ кой отдел кадров заверил нас. что эти специалисты перед отходом обязательно будут. Однако ни второй механик, ни боцман на траулер не прибыли, к БМРТ «Повол­ жье» вышел в рейс без них. Стоит напомнить. что второй механик — хозяин машинного отделения, И это так, потому что старший ме­ ханик осуществляет общее руководство, а второй и вах­ ты стоит, и ЗИПом заведует, и в ремонте механизмов при­ нимает самое непосредствен­ ное участие. Одним словом, такого «хозяина» на «По­ волжье» не оказалось, и в машинном отделении произо­ шли должностные передви­ жения. Третий механик стал вторым и т. д. А места мо­ тористов заняли бесклассные матросы, которые до поступ­ ления в Мурманский трало­ вый флот работали ремонт­ ными слесарями. Должность боцмана тоже занял матрос. В первые же дни плава­ ния в машинном отделении начали выявляться неполад­ ки механизмов. Дизель-гене­ раторы поочередно выходили из строя. Только благодаря неимоверным усилиям меха­ ников it мотористов их уда­ валось возвращать в строй. Экипаж БМ РТ «Поволжье» облавливал ставриду, а эта рыба скоростная. ' Если на больших автономных трауле­ рах выполняли суточные" за­ дания сравнительно легко, то на «Поволжье» для этого надо было затрачивать не­ мало усилий. И все-таки рыба на этом траулере для переработки в пищевую продукцию была. Однако на рыбной фабрике положение сложилось не лучше, чем в машинном отделении. В первую очередь, не хватало «холода», так как не все компрессоры были введены в схему. Практиче­ ски замораживать рыбу при­ ходилось на одной ' моро­ зильной линии. Выйти из по­ ложения можно было бы за счет увеличения заморозки продукции улучшенного ас­ сортимента — рыбы разде­ ланной. Но п тут нашлась своя «прореха» — в произ­ водственной команде не хва­ тало девяти матросов. Вот в таком незавидном положении оказался экипаж БМРТ «Поволжье» в послед­ нем рейсе. И пезавндность эта теперь понятна. Сказа­ лись некачественный, ремонт механизмов в междурейсо­ вую стоянку, отсутствие двѵх ведущих специалистов, девя­ ти матросов-оыбообработчн. ков. В общем, судно вышло в плавание неподготовлен­ ным, а отсюда и такой ко­ нечный результат: план реп­ са остался невыполненным ни п.;, количественным, ни по качественным показателям. С. ДМИТРИЕВ . ген'да заверение начальника управления «Мурмансклсс- тарснабсбыт» С. Н. Крннп- цына. который уверял нас. что поставки лесоматериалов предприятиям «Севрыбы» по п ."ф гі четвертого квартала взяты управлением под осо­ бый контроль?.. Уже сегодня запасов бо­ чек на комбинате нет — их не нз чего делать. При та­ ком положении настѵпігг момент. когда суда из- за отсутствия тары будут простаивать в порту. Уже се­ годня ее недостаток ощуща­ ется на рыбокомбинате, осо­ бенно на новом коптильном заводе № 3, И мы при всем нашем желании ничем не можем помочь ни рыбообра­ ботчикам, ни промыслови­ кам. За год объединение «Мур- манлес» должно было нам поставить 12 тысяч кѵбомет- ров « й в н о й клепки. Год заканчивается. Никаких пере­ ходящих запасов на комбина­ те нет, Поставщики наши ока­ зались несостоятельными. И такое повторяется уже не первый год. А в то же время объединение ежегодно отгру­ жает на Украину значитель­ ное количество промышлен­ ной тары. Почему бы не выделять из нее для нас 7 — 8 тысяч кубометров в счет фондов пиломатериалов? То­ гда комбинат был бы обе­ спечен клепкой. А если уж объединенпе «Мурманлес » из года в год не может справляться со своими обя­ зательствами, то почему бы нам не определить другого, более надежного поставщика7 Проект ЦК КПСС к XXVI съезду партии «Основных направлений», в котором все направлено на то, чтобы жизнь советских людей стала еще лучше, никого не может оставить равнодушным. По­ этому нас не могут не вол­ новать те недостатки в ра­ боте наших поставщиков, ко­ торые мешают решать по­ ставленные перед нами за д а ­ чи. А . ВОРОНОВА, началь­ ник бондарно-сушильного цеха Мурманского тар- « З н а ч и т е л ь н о р а с ш и р и т ь м а с ш т а б ы т е х н и ч е с к о г о п е р е в о о р у ж е н и я и р е к о н с т р у к ц и и д е й с т в у ю щ и х п р е д п р и я т и й , п е р е о с н а щ а т ь их н о в о й в ы с о к о э ф ­ ф е к т и в н о й т е х н и к о й , в н е д р я т ь п р о г р е с с и в н у ю т е х ­ н о л о г и ю , н а у ч н ую о р г а н и з а ц и ю т р у д а и п р о и з в о д ­ ства » . И з п р о е к т а Ц К К П С С к X X V I с ъ е з д у п а р т и и « О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я э к о н о м и ч е с к о го и с о ц и а л ь ­ н о го р а з в и т и я С С С Р на 1981— 1985 го д ы и н а п е ­ р и о д д о 1990 го д а ». Т РУДН О перечислить * средства, которыми располагают добытчики ры ­ бы. Это современная рыбо­ поисковая аппаратура и при­ боры контроля орудий лова, донные и пелагические тра­ лы новейших модификаций — крупноячейные, канат­ ные... Обладая всем этим <арсе­ налом оружия», промысло­ вики ‘поднимают на борт столько сырья, что с ним не всегда справляются моро­ зильные мощности судна. А взять большие автономные траулеры. ТІа них выловить рыбы можно в д в а—два с по­ ловиной раза больше, чем заморозить. И поскольку су- щ имеют ограниченные мо­ розильные мощности, наибо­ лее выгодно морозить рыбу в разделанном виде. Но в том-то и беда, что технический прогресс упор­ но обходит стороной рыбооб­ работчиков, н основу их хо­ зяйства. как и в прежние годы, составляет старый, добрый, но, увы, непроизво­ дительный шкерочный нож. Рассказывает заместитель начальника технического от­ дела управления Мурман­ ского тралового флота'Вале­ рий Николаевич ВАХРО- МОВ: С сайков для обработки рыбы не хватало п не хва­ тает... Вот наиболее яркий пример. В настоящее время значительная группа наших судов облавливает путассу. Рыба эта массовая. Моро­ зить ее в неразделанном. «круглом» виде невыгодно. А много ли сделаешь вручную! Заводские машинки для р аз­ делки путассу хороши и удобны в работе, но их ма­ ло. Тралфлотовцы, естествен­ но, прилагают все усилия к тому, чтобы как-то уравно­ весить силы добытчиков н обработчиков. Так, флотские умельцы реконструировали станки для .разделки трески на тушку, и они заработали на новый лад — на них те­ перь вырабатывают спинку путассу. Разумеется. такая модернизация станка — лишь полумера. поскольку сырье после выхода из стай­ ка все равно приходится до­ рабатывать. Но на «большую рыбу» и эго сгодится. . И дело даже не в том. что__станкн неуниверсальны. Рыбаки и таким рады. Что ии говори, после их уста­ новки выработка спинки воз­ растает на 40 н более про­ центов. Но ведь и их не хватает. По опыту промысловиков Западного бассейна пробова­ ли устанавливать на рыбо- фабриках примитивные уст­ ройства — дисковый нож с приводом от электродвигате­ ля. Но разве напасешься но­ жей и двигателей на все траулеры?.. Если продолжать разговор, то следует сказать о голово­ рубочных машинах, установ­ ленных на больших автоном­ ных траулерах. Они мнут рыбу, громоздкие, не впи­ сываются в технологическую линию. Все эти беды в тех или иных вариациях испытывают и экипажи объединения «Мурман рыбпром». Там, ска­ Хозяйствовать эффективно! • Долгий эксперимент Иан выполняется Договор четырнадцати? дух», Ѳ2 слесаря и 29 ко­ тельщиков здесь нѳ загруже­ ны работой. Причины? Их много. На­ пример, плохое материально- техническое обеспечение." Так, станок для разделки мойвы стоит здесь год прак­ тически готовый — нет ре­ дуктора. А в запуске еще 16 таких станков... Цеху ну­ жны моноволокна, подшипни­ ки. нержавеющая сталь... Другая причина невыпол­ нения заказов — устарев­ ший станочный парк. Многие токарные станки здесь име­ ют весьма преклонный для машиностроения возраст — от 15 до 25 лет. Стало быть, «опыты» в экспериментальном цехе ни к чему не привели? Пожалуй, будет правильнее сказать, что они были пущены на са- жем, в дополнение к шке- рочным ножам используют рыборазделочную машину «Шквал» местного производ­ ства. Однако іі в ней необ­ ходимо время от времени производить замену ножей, которых нет. Работники технологическо­ го отдела объединения про­ вели... непростые подсчеты, и оказалось: чтобы привести в готовность лишь станки для путассу, необходимо быть счастливыми обладате­ лями ] 7 наименований р аз­ личных материалов в коли­ честве 500 штук. Такое положение с обеспе­ чением судов рыбообрабаты­ вающим оборудованием су­ ществует не первый год. Дело осложняется тем, что Север­ ный рыбопромышленный бассейн не располагает ма­ шиностроительными мощно­ стями. Р< конце 1977 года решено было создать цех. который в какой-то степени взял бы на себя заботы но изготовлению рыборазделочных станков и запасных частей к ним. Т а­ кой цех был создан на базе арматурного участка цеха JV/ 1 объединения «Мурман­ ская судоверфь». Назвали его опытно-эксперименталь­ ным цехом продукции маши­ ностроения. Существует он и теперь. Сюда исправно по­ ступают заявки с флотов на изготовление тех или иных механизмов, станков. О том, как выполняются эти заявки. рассказывает групповой механик отдела технологического оборудова­ ния тралового флота Влади­ мир Иванович ИЦ: Мы подали заявку на изготовление станков для об­ резания плавников н в тече­ ние третьего — четвертого кварталов должны получить их в количестве 20 штук. Пока ничего не имеем. Да­ лее. За этот же период $ опытно - экспериментальном цехе нам должны были из­ готовить 10 комплектов обо­ рудования для разделки пу­ тассу. Насколько нам изве­ стно, к их изготовлению еще не приступали. Словом, про­ ще назвать заказ, который выполнен: он один — мы по­ лучили девять станков для изготовления тушки из трес­ ковых пород рыб. Такое невнимание к рыба­ кам объясняется, казалось бы, просто. Вскоре после открытия цеха его коллек­ тив самым активным об­ разом включился в изго­ товление оборудования для коптильного завода № 3, досрочный пуск которого со­ стоялся не так давно. И вот почти месяц цех «переводит мотек и в какой-то степени затянулись. Дело в том, что машино­ строительный цех не может существовать сам но себе и изготавливать станки по словесному описанию, «на глазок». Для успешного раз­ вития производства нужны, как минимум, техническая документация на изделия, описания технологических процессов нх изготовления. Всем этим должны были обеспечивать цех «Севтех- рыбиром» и Центральное ироектно - конструкторское технологическое бюро (ЦПКТБ). К сожалению, пока в цехе шла напряженная работа по изготовлению оборудования для коптильного завода, по­ ка коллектив его работал в полную нагрузку, о налажи­ вании связей между проект­ ными организациями и це­ хом, укреплении его матери­ ально-технической базы ни­ кто не думал. Во всяком случае, когда дым от «горящего» заказа рассеялся, оказалось, что руководство цеха располага­ ет лишь небольшим перечнем механизмов. И перечень этот не подкреплен ни материала­ ми. ни покупным оборудова­ нием. Дабы положить конец «экспериментам», специали­ сты технологического отдела ВРИО «Севрыба» подгото­ вили приказ о расширении производства. рыбообрабаты­ вающего оборудования и со­ вершенствовании его эксплу­ атации. Приказ этот был и з­ дан в апреле нынешнего го­ да. Согласно ему, решено назначить ответственное ли ­ цо, которое отвечало бы за осуществление в целом про­ граммы машиностроения. Тем самым будет сделан первый шаг к тому, чтобы узаконить внутри предприя­ тия производство рыбообра­ батывающих машин и выве­ сти его на уровень судоре­ монта. Это повысит значимость опытно . экспериментального цеха, облегчит решение во­ просов, связанных с мате­ риально-техническим обеспе­ чением. Кроме того, руко­ водство ВРПО «Севрыба» утвердило на будущую пяти­ летку план реконструкции судоверфи, «Узаконенный» цех будет иметь при этом максимальный выигрыш. До тех же пор, пока опыт­ но-экспериментальный цех не перейдет от «экспериментов» к делу, проблема с оснаще­ нием судов рыбообрабатыва­ ющим оборудованием не бу­ дет решена. В. РЕЗНИКОВ . В. ЧИСНИКОВ. 12 декабря 1980 г. = « РЫБНЫЙ М УРМАН» т 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz