Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.
Н Е У Д А Ч Н Ы Й Р Е Й С В Н А Ч А Л Е д е к а б р я п о с л е м н о г о м е с я ч н о г о п л а в а - “н и я а р о д н о й п о р т в е р н у л с я 6 М Р Т « П о в о л ж ь е » М у р м а н с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а . Н а л и ц а х м о р я к о в н е б ы л о р а д о с т и . З а д а н и е п о п р о и з в о д с т в у п и щ е в о й р ы б н о й п р о д у к ц и и о с т а л о с ь н е в ы п о л н е н н ы м . П р о д у к ц и я в п о р т у б ы л а п е р е в е д е н а в н и з к и е с о р т а . И з - з а к о н т р о л ь н ы х п р о в е р о к н а ч е с т в а в ы г р у з к а « е ч а с т о п р е к р а щ а л а с ь , б р и г а д ы п о р т о в и к о в в ы н у ж д е н ы б ы л и п р о с т а и в а т ь . Ч т о ж е с л у ч и л о с ь н а « П о в о л ж ь е » ? П о ч е м у э к и п а ж э т о г о с у д н а т а к н е у д а ч н о п о р а б о т а л в р е й с е ? К а н и е п р и ч и н ы п о в л и я л и н а х о д п л а в а н и я ? В с е э т и в о п р о с ы н а ш к о р р е с п о н д е н т з а д а л к а п и т а н - д и р е к т о р у Б М Р Т « П о в о л ж ь е » И г о р ю С е р г е е в и ч у Г А С Т Е В У . И в о т ч т о в ы я с н и л о с ь в х о д е б е с е д ы . С М П Т «Поволжье» вы. D1T1г 1 ходил в рейс из иностранного ' порта. где команда оставляла судно на период своего отдыха, а под менный экипаж должен был его подремонтировать там. О полном междурейсовом ремонте говорить пока не приходится. Вдали от род. ных берегов о таком обслу живании судов остается только мечтать. Ну а как чувствовала се бя команда, отправлявшаяся после отдыха обратно на свой траулер? Ее по суще ству не было. Она распалась J a время пребывания в Мур- ганске: кто-то ушел в от пуск, а кто-то и вообще не пожелал вернуться на БМРТ «Поволжье». Ничего удиви тельного к том не было — траулер уже довольно «по жилой*. — Короче говоря, — рас сказывал Игорь Сергеевич Гастев. — с новым экипажем нам пришлось знакомиться чуть ли не у трапа самоле та. В отделе кадров флота ни меня, ни моего первого помощника Александра Ва сильевича Стахорского никто не познакомил хотя бы с ан кетами новых моряков. В экипаже не хватало второго механика п боцмана, а без этих специалистов в рейс вы ходить нельзя. Перед отправ кой отдел кадров заверил нас. что эти специалисты перед отходом обязательно будут. Однако ни второй механик, ни боцман на траулер не прибыли, к БМРТ «Повол жье» вышел в рейс без них. Стоит напомнить. что второй механик — хозяин машинного отделения, И это так, потому что старший ме ханик осуществляет общее руководство, а второй и вах ты стоит, и ЗИПом заведует, и в ремонте механизмов при нимает самое непосредствен ное участие. Одним словом, такого «хозяина» на «По волжье» не оказалось, и в машинном отделении произо шли должностные передви жения. Третий механик стал вторым и т. д. А места мо тористов заняли бесклассные матросы, которые до поступ ления в Мурманский трало вый флот работали ремонт ными слесарями. Должность боцмана тоже занял матрос. В первые же дни плава ния в машинном отделении начали выявляться неполад ки механизмов. Дизель-гене раторы поочередно выходили из строя. Только благодаря неимоверным усилиям меха ников it мотористов их уда валось возвращать в строй. Экипаж БМ РТ «Поволжье» облавливал ставриду, а эта рыба скоростная. ' Если на больших автономных трауле рах выполняли суточные" за дания сравнительно легко, то на «Поволжье» для этого надо было затрачивать не мало усилий. И все-таки рыба на этом траулере для переработки в пищевую продукцию была. Однако на рыбной фабрике положение сложилось не лучше, чем в машинном отделении. В первую очередь, не хватало «холода», так как не все компрессоры были введены в схему. Практиче ски замораживать рыбу при ходилось на одной ' моро зильной линии. Выйти из по ложения можно было бы за счет увеличения заморозки продукции улучшенного ас сортимента — рыбы разде ланной. Но п тут нашлась своя «прореха» — в произ водственной команде не хва тало девяти матросов. Вот в таком незавидном положении оказался экипаж БМРТ «Поволжье» в послед нем рейсе. И пезавндность эта теперь понятна. Сказа лись некачественный, ремонт механизмов в междурейсо вую стоянку, отсутствие двѵх ведущих специалистов, девя ти матросов-оыбообработчн. ков. В общем, судно вышло в плавание неподготовлен ным, а отсюда и такой ко нечный результат: план реп са остался невыполненным ни п.;, количественным, ни по качественным показателям. С. ДМИТРИЕВ . ген'да заверение начальника управления «Мурмансклсс- тарснабсбыт» С. Н. Крннп- цына. который уверял нас. что поставки лесоматериалов предприятиям «Севрыбы» по п ."ф гі четвертого квартала взяты управлением под осо бый контроль?.. Уже сегодня запасов бо чек на комбинате нет — их не нз чего делать. При та ком положении настѵпігг момент. когда суда из- за отсутствия тары будут простаивать в порту. Уже се годня ее недостаток ощуща ется на рыбокомбинате, осо бенно на новом коптильном заводе № 3, И мы при всем нашем желании ничем не можем помочь ни рыбообра ботчикам, ни промыслови кам. За год объединение «Мур- манлес» должно было нам поставить 12 тысяч кѵбомет- ров « й в н о й клепки. Год заканчивается. Никаких пере ходящих запасов на комбина те нет, Поставщики наши ока зались несостоятельными. И такое повторяется уже не первый год. А в то же время объединение ежегодно отгру жает на Украину значитель ное количество промышлен ной тары. Почему бы не выделять из нее для нас 7 — 8 тысяч кубометров в счет фондов пиломатериалов? То гда комбинат был бы обе спечен клепкой. А если уж объединенпе «Мурманлес » из года в год не может справляться со своими обя зательствами, то почему бы нам не определить другого, более надежного поставщика7 Проект ЦК КПСС к XXVI съезду партии «Основных направлений», в котором все направлено на то, чтобы жизнь советских людей стала еще лучше, никого не может оставить равнодушным. По этому нас не могут не вол новать те недостатки в ра боте наших поставщиков, ко торые мешают решать по ставленные перед нами за д а чи. А . ВОРОНОВА, началь ник бондарно-сушильного цеха Мурманского тар- « З н а ч и т е л ь н о р а с ш и р и т ь м а с ш т а б ы т е х н и ч е с к о г о п е р е в о о р у ж е н и я и р е к о н с т р у к ц и и д е й с т в у ю щ и х п р е д п р и я т и й , п е р е о с н а щ а т ь их н о в о й в ы с о к о э ф ф е к т и в н о й т е х н и к о й , в н е д р я т ь п р о г р е с с и в н у ю т е х н о л о г и ю , н а у ч н ую о р г а н и з а ц и ю т р у д а и п р о и з в о д ства » . И з п р о е к т а Ц К К П С С к X X V I с ъ е з д у п а р т и и « О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я э к о н о м и ч е с к о го и с о ц и а л ь н о го р а з в и т и я С С С Р на 1981— 1985 го д ы и н а п е р и о д д о 1990 го д а ». Т РУДН О перечислить * средства, которыми располагают добытчики ры бы. Это современная рыбо поисковая аппаратура и при боры контроля орудий лова, донные и пелагические тра лы новейших модификаций — крупноячейные, канат ные... Обладая всем этим <арсе налом оружия», промысло вики ‘поднимают на борт столько сырья, что с ним не всегда справляются моро зильные мощности судна. А взять большие автономные траулеры. ТІа них выловить рыбы можно в д в а—два с по ловиной раза больше, чем заморозить. И поскольку су- щ имеют ограниченные мо розильные мощности, наибо лее выгодно морозить рыбу в разделанном виде. Но в том-то и беда, что технический прогресс упор но обходит стороной рыбооб работчиков, н основу их хо зяйства. как и в прежние годы, составляет старый, добрый, но, увы, непроизво дительный шкерочный нож. Рассказывает заместитель начальника технического от дела управления Мурман ского тралового флота'Вале рий Николаевич ВАХРО- МОВ: С сайков для обработки рыбы не хватало п не хва тает... Вот наиболее яркий пример. В настоящее время значительная группа наших судов облавливает путассу. Рыба эта массовая. Моро зить ее в неразделанном. «круглом» виде невыгодно. А много ли сделаешь вручную! Заводские машинки для р аз делки путассу хороши и удобны в работе, но их ма ло. Тралфлотовцы, естествен но, прилагают все усилия к тому, чтобы как-то уравно весить силы добытчиков н обработчиков. Так, флотские умельцы реконструировали станки для .разделки трески на тушку, и они заработали на новый лад — на них те перь вырабатывают спинку путассу. Разумеется. такая модернизация станка — лишь полумера. поскольку сырье после выхода из стай ка все равно приходится до рабатывать. Но на «большую рыбу» и эго сгодится. . И дело даже не в том. что__станкн неуниверсальны. Рыбаки и таким рады. Что ии говори, после их уста новки выработка спинки воз растает на 40 н более про центов. Но ведь и их не хватает. По опыту промысловиков Западного бассейна пробова ли устанавливать на рыбо- фабриках примитивные уст ройства — дисковый нож с приводом от электродвигате ля. Но разве напасешься но жей и двигателей на все траулеры?.. Если продолжать разговор, то следует сказать о голово рубочных машинах, установ ленных на больших автоном ных траулерах. Они мнут рыбу, громоздкие, не впи сываются в технологическую линию. Все эти беды в тех или иных вариациях испытывают и экипажи объединения «Мурман рыбпром». Там, ска Хозяйствовать эффективно! • Долгий эксперимент Иан выполняется Договор четырнадцати? дух», Ѳ2 слесаря и 29 ко тельщиков здесь нѳ загруже ны работой. Причины? Их много. На пример, плохое материально- техническое обеспечение." Так, станок для разделки мойвы стоит здесь год прак тически готовый — нет ре дуктора. А в запуске еще 16 таких станков... Цеху ну жны моноволокна, подшипни ки. нержавеющая сталь... Другая причина невыпол нения заказов — устарев ший станочный парк. Многие токарные станки здесь име ют весьма преклонный для машиностроения возраст — от 15 до 25 лет. Стало быть, «опыты» в экспериментальном цехе ни к чему не привели? Пожалуй, будет правильнее сказать, что они были пущены на са- жем, в дополнение к шке- рочным ножам используют рыборазделочную машину «Шквал» местного производ ства. Однако іі в ней необ ходимо время от времени производить замену ножей, которых нет. Работники технологическо го отдела объединения про вели... непростые подсчеты, и оказалось: чтобы привести в готовность лишь станки для путассу, необходимо быть счастливыми обладате лями ] 7 наименований р аз личных материалов в коли честве 500 штук. Такое положение с обеспе чением судов рыбообрабаты вающим оборудованием су ществует не первый год. Дело осложняется тем, что Север ный рыбопромышленный бассейн не располагает ма шиностроительными мощно стями. Р< конце 1977 года решено было создать цех. который в какой-то степени взял бы на себя заботы но изготовлению рыборазделочных станков и запасных частей к ним. Т а кой цех был создан на базе арматурного участка цеха JV/ 1 объединения «Мурман ская судоверфь». Назвали его опытно-эксперименталь ным цехом продукции маши ностроения. Существует он и теперь. Сюда исправно по ступают заявки с флотов на изготовление тех или иных механизмов, станков. О том, как выполняются эти заявки. рассказывает групповой механик отдела технологического оборудова ния тралового флота Влади мир Иванович ИЦ: Мы подали заявку на изготовление станков для об резания плавников н в тече ние третьего — четвертого кварталов должны получить их в количестве 20 штук. Пока ничего не имеем. Да лее. За этот же период $ опытно - экспериментальном цехе нам должны были из готовить 10 комплектов обо рудования для разделки пу тассу. Насколько нам изве стно, к их изготовлению еще не приступали. Словом, про ще назвать заказ, который выполнен: он один — мы по лучили девять станков для изготовления тушки из трес ковых пород рыб. Такое невнимание к рыба кам объясняется, казалось бы, просто. Вскоре после открытия цеха его коллек тив самым активным об разом включился в изго товление оборудования для коптильного завода № 3, досрочный пуск которого со стоялся не так давно. И вот почти месяц цех «переводит мотек и в какой-то степени затянулись. Дело в том, что машино строительный цех не может существовать сам но себе и изготавливать станки по словесному описанию, «на глазок». Для успешного раз вития производства нужны, как минимум, техническая документация на изделия, описания технологических процессов нх изготовления. Всем этим должны были обеспечивать цех «Севтех- рыбиром» и Центральное ироектно - конструкторское технологическое бюро (ЦПКТБ). К сожалению, пока в цехе шла напряженная работа по изготовлению оборудования для коптильного завода, по ка коллектив его работал в полную нагрузку, о налажи вании связей между проект ными организациями и це хом, укреплении его матери ально-технической базы ни кто не думал. Во всяком случае, когда дым от «горящего» заказа рассеялся, оказалось, что руководство цеха располага ет лишь небольшим перечнем механизмов. И перечень этот не подкреплен ни материала ми. ни покупным оборудова нием. Дабы положить конец «экспериментам», специали сты технологического отдела ВРИО «Севрыба» подгото вили приказ о расширении производства. рыбообрабаты вающего оборудования и со вершенствовании его эксплу атации. Приказ этот был и з дан в апреле нынешнего го да. Согласно ему, решено назначить ответственное ли цо, которое отвечало бы за осуществление в целом про граммы машиностроения. Тем самым будет сделан первый шаг к тому, чтобы узаконить внутри предприя тия производство рыбообра батывающих машин и выве сти его на уровень судоре монта. Это повысит значимость опытно . экспериментального цеха, облегчит решение во просов, связанных с мате риально-техническим обеспе чением. Кроме того, руко водство ВРПО «Севрыба» утвердило на будущую пяти летку план реконструкции судоверфи, «Узаконенный» цех будет иметь при этом максимальный выигрыш. До тех же пор, пока опыт но-экспериментальный цех не перейдет от «экспериментов» к делу, проблема с оснаще нием судов рыбообрабатыва ющим оборудованием не бу дет решена. В. РЕЗНИКОВ . В. ЧИСНИКОВ. 12 декабря 1980 г. = « РЫБНЫЙ М УРМАН» т 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz