Рыбный Мурман. 1980г. Август.

J і щ т - Всесоюзный Д « ж т т д о р ош м м * ...Но ипромысел- берегу и ж е л е з н о д о р о ж н и ки роздали С квозны е б р и га д ы д и спе тч е ро в . Это озна чае т, что два д и с п е т­ чера — со с та н ц и и М у р м а н с н и ИЗ р ы б ного порта — годам и раб о та ю т в о д н у см е н у, « п р и т и ­ р аю тся» д р у г к д р у гу . То есть про и зво дство позвало на п о ­ м ощ ь т а к у ю « х и т р у ю » н а у к у , к а к п с и х о л о ги я : п с и х о л о ги ч е ­ ская со вм е стим о сть д в у х д и с ­ петчеров, отра б о тан на я в ходе Совместной работы , ока за ла сь на по л ь зу делу. А в р азго во ре с д испе тче ро м по м а не вр о в ы м о п е ра ц и я м 1-го гр у з о в о го района Ф едором А нд реевичем Р а ф и ко в ы м не* о ж и д а н н о в ы я сн и л а сь °А “ на деталь: со вм е стна я работа, общ ие и н те р е сы п р о и зво д ства пом огли Р а ф и ко в у к р е п к о по ­ д р у ж и т ь с я с д исп е тч е ро м ж е л е з ­ н о д о р о ж н о й с та н ц и и . Д р у ж а т = около п я ти лет, ч а с те н ько о тд ы - — х а ю т вместе и ; ко н е ч н о , за это время давно п р и ш л и к общ ем у с о гл а с и ю в работе: ес- = ли случается ка ка я -т о к р и з и с - — ная с и ту а ц и я , р а зр е ш а ю т ее в _ обста но вке а б с о л ю тн о го взаим о- __ п о ним а ния . _____ ѵ = Везде бы та к, во всех сф ерах ^ в заим одействия... 2 П роблемы все-таки есть, н о = и здесь, при и х р а ссм о тр е н и и , — в а ж н о вы д ел ить одно обстоя- — тельство: и н а ч а л ь н и к с та н ц и и М у р м а н с к М и х а и л И в а н о в и ч = А н и с к е в и ч . и Владислав Ива- н о вич Л о с ку то в , загибая паль- — цы , о б озна ча вш ие то т или и н о й 2 н е р е ш е н н ы й вопрос, бы ли пре- дельно д е л и ка тн ы по о тнош е- н и ю д р у г к д р у гу (то есть — = к работе с м е ж н и к о в , х о тя раз- = го во р ы н а ш и пр о ход и л и от- — дельно с ка ж д ы м ), в ы р а ж а я = п р и этом по ни м а ни е тр у д н о - — стей, с ‘ ко т о р ы м и д овод ится — встречаться и тем , и д р у ги м . ^ — Г л авны й см ы сл п р е те н зи и , « в ы с ка з а н н ы х А н и с ке в и ч е м , - звучал, п р им е рн о, т а к : ... — Мы ино гд а бываем в оби- — де на п о р то в и ко в из-за того, = что порой п р иго няе м в порт 2 вагоны в с о отве тстви и с де- = ка д н ы м гр а ф и ко м , а они, о ка - __ зы вается, в та ко м ко л и ч е ств е _ не н у ж н ы . Судов нет — ещ е не — п р и ш л и . И ли (в ию ле, в пер- — вы х ч и сл ах) мы подавали по — п я тьд еся т вагонов под р ы б н у ю = п р о д у к ц и ю , и все они ш ли — «нарасхват». А в ко н ц е и ю л я у — нас пр о ся т по 15 — 20 в а го н о в ...— Мы п оним аем , что нам за ка зы - ваю т их, исходя и з гр аф и ка — пр ихо д а судов, и если это т = гр а ф и к ср ы ва е тся, то вины — р ы б н о го порта здесь нет. Но = ведь в аго ны -то стоят! “ Д е йств ител ьно , стоят. Один = час п ростоя — тр и рубля. А = вагонов не один и не два г- — д е ся тки . Три р убля у м н о ж и т ь — на... ~ Мы по д ош ли к проблеме, ко- — торая до с и х пор б е с п о ко и т — и п о р то в и ко в , и ж е л е зн о д о р о ж - з н и ко в : ~ « С колько сегодня п р о сят ва- •. гонов? С орок? Дадим двад цать 2 все равно все с о р о к не понадо- — бятся, к а к и в п р о ш л ы й раз...» п И НФО РМ АЦ ИЯ . Д остоверная, чет- z: — кая, ^ по стоя нно ^ к о р р е к т и р у е м а я = ~ велин, приходится вызывать ^их из ~ ~ прав Владислав И ва но ви ч Л о с ку “ ~ п р о м ы с л о в и ко в больш е в о зм о ж н о — 2 л е зн о д о р о ж н и ко в и п о р то в и ко в = = **** ки ем . ^ ЕЛИСТРАТОВ = П РОМЫСЕЛ, порт, железная дорогй, потребитель — і зот кание звенья приходится = соединять в одну цепочку, что- —бы образовать половину девиза S договора смежнинов «Берег — х промыслу, промысел — бгре- —гу». То есть четкая работа пор- 3 та и железной дороги призвана 5 обеспечить рыбанам скорую в ы г р у з к у , свести до м и н и м у м а Š пр о сто и судов, н у а дальш е — 5 п р о д о л ж и ть п у т ь р ы б ной про- Ш д у н ц и и из т р ю м о в к потреби- х т е л я м . П олучается кр у го в о р о т : 5 у с п е х и п р о м ы с л о в и ко в и бере- Х г о в ы х с л у ж б связан ы м еж д у . собой, и про изво д ствен ны е : ко н т а к т ы , в ходе ко т о р ы х ка- : ж дом у у ч а с т н и к у д оговора при- : ход ится, у ч и т ы в а я свои собст- : венны е и нте р есы , б л ю сти об- \ щ ие, стали не пр о сто в ы н у ж - r f д анной необход им остью , а гл а зн о й основой со вм естной 21 работы . — А ко н т а кть ! б ы в а ю т разны е. 5 Когда-то во врем ена, предш ест- Г: е оаазш ие д о го в о р у см е ж ни но в , 7 ж е л е з н о д о р о ж н и ки и пор то ви- 2 ки , бы вало, схо д и л и сь л и ш ь в X Г осарбитраж е: о сп а рива ли обо- “ нэдные ш тр аф ы , р азм еры кото- 21 р ы х в ы р а ж а л и с ь в с о т н я х ты - 2 сяч, а теперь, с п у с тя д е с я то к 2 яет, к а ж у т с я ф а н та с ти ко й . По- Z1 чему? — „..Н а ча льник отдела гр у з о в ы х и т р а н с п о р т н ы х работ М у р м а н - 'S; с ко го м о р с ко го р ы б ного порта 5 Владислав И ванович Л оскутов , iz о це нива я с о в м е с тн у ю работу 3 п о р та и ж е л езно й дороги, ска - 2 зал та к: і5 — Д о го во р с м е ж н и н о в оказал- 3 ся той силой, ко то р ая налрави- ± л а р азр о зн е н н ы е уси л и я о рга - — н и за ц и й . за д е й ств о в а н н ы х в — добы че, т р а н с п о р т и р о в к е и — сбы те р ы б н о й п р о д у к ц и и в од- но русло. И если р аньш е, до- Е: п у с ти м , м ы отвечали т о л ь ко за П с е б я , то те п ер ь несем ответст- ~ зенм ость и за д р у ги х . Это вы- — н УДИло всех нас п о стоя нно ра- — ботать над со ве рш е нствова ние м — ко н та кто в , вести п о и с к но в ы х ~ ф орм совм естной работы , — в п ло ть до т а к и х то н ко с те й , к а к — совм естное п л ани рование, сос- ~ тазление с е тевы х гр аф и ко в , в ^ тоторы х о тр а ж е н а подекадная п о тре б но сть порта в вагонах. 2 К этой ф разе Л о скуто в а мы — еще вернем ся. А теперь посмо- Z тр и м : к а к и е они, новы е ф орм ы — работы? ^5 ...Диспетчерская 1-го грузового — района р ы б н о го порта. Работа З У д исп е тч е ра по м аневровы м оп е ра ци я м хл о по тна я : от него = за вися т и врем я подачи ваго- — « оз под р а з гр у з к у , и ко л и чест- — во и х , и подбор: л е д ники, реф- р и ж е р а то р н ы е с е кц и и . Но ведь — со б стве нно го в аго нн ого п а р ка у — р ы б н о го п о р та нет.. З н а ч и т —- — ж д а ть, что д а д ут ж е л езно д о р ож - — н и к и , ко гд а д адут и с ко л ь ко . —То есть с той, д р у го й сто ро ны — подачей вагонов ведает диспет- — чер с та н ц и и М у р м а н с к. А кто ~ он? Ч то за человек, к а к с ним 2 сотруд ничать? 2 Н е с ко л ь ко лет назад по об- — щ ей д о гов о р енн ости п о р то в и ки Э С К И З Ы - НА К О Н К У Р С I £ ИЮЛЯ Мурманский рыбообрабатывающий комбинат объ­ явил конкурс на лучший эскиз нагрудного памятного зна­ ка, посвященного 50-летию со дня образования комбината. Эскиз размерами 30x30 мм должен быть выполнен в красках и представлен в запечатанном пакете с надписью: «На конкурс эскиз памятного знака, посвященного 50-летию Мурманского рыбообрабатывающего комбината». В пакет также должны быть вложены сведения об авторе: фамилия, имя., отчество (полностью), адрес, место работы и должность. Материал направляется в техотдел Мурманского рыбокомби­ ната на рассмотрение оргкомитета до 15 августа включительно. В конкурсе могут принять участие коллективы, отдельные ра­ ботники предприятий, а также все желающие. Победителям конкурса будут выплачены премия: первая — 25Ѳ рублей, вторая — 150 рублей. Р Ы Б А К А У Ч И Т Т Р Е Н А Ж Е Р О ЩУЩЕНИЕ такое, буд­ то в самом деле нахо­ дишься в рубке большого морозильного траулера, ср е­ ди приборов. Самописец гид­ роакустической станции н е­ устанно вычерчивает на дви­ жущейся ленте контуры дон­ ных неровностей, островер­ хих пиков. В опасной бли­ зости от них видно ^темное пятно косяка рыбы, на кото­ рый нацелился трал: отчет­ ливо обозначаются линии движения нижней и верхней его подбор. Задача обучаю­ щегося — максимально «об­ ловить» косяк, не коснув­ шись тралом дна. Несмотря на условность, зрелище по- истине захватывающее. — Поднимай. поднимай! — не выдержав, подсказы­ вает преподаватель. Но. увы, его подопечный слишком у в ­ лекся «ловом» и забыл об опасности... А ведь обучаю­ щийся — достаточно опыт­ ный судоводитель, с солид­ ным капитанским стажем. Этот его промах произошел не в море, а в одном из учебных кабинетов сектора эксплуатации промысловых тренажеров ЦПКТБ. — Случись такое на про­ мысле, — рассказывает з а ­ ведующий сектором Е. В, Сорокин, — из-за порыва трала государство понесло бы тысячи рублей убытка. Плюс потеря промыслового времени. Здесь же, на трена­ жере «Вертикаль», можно не один р аз «промахнуться» мимо косяка или «порвать» трал, — неудача никому ни­ какого ущерба не принесет. Зато польза от тренировок несомненная. Судоводители очень быстро приобретают и совершенствуют практиче­ ские навыки в работе с пе­ лагическим тралом, ускорен­ но постигают теорию разно­ глубинного лова. Необходимость обучения капитанов и штурманов с по­ мощью тренажеров остро встала в последние годы в связи с расширением поиска сырьевой ба зы , освоением новых районов промысла. Нужно время, чтобы приспо­ собиться к новым условиям, неизбежны пролозы, повреж­ дения тралов. Конечно, ус­ пешнее осваиваться в новой обстановке помогает осна­ щенность флотов новыми с у ­ дами. современной промыс­ ловой аппаратурой, тралами. Это обстоятельство, с другой стороны, требует от судо­ водителей совершенствования искусства траления. Первый тренажер «Верти­ каль», позволяющий модели­ ровать разные по сложности варианты обстановки про­ мысла, был создан сотрудни­ ками ЦПКТБ в 1978 году. «...Занятия приносят ог­ ромную пользу. Они помога­ ют убедиться в необходимо­ сти обязательной тарировки трала, с помощью которой увеличивается вероятность облова рыбы на трудных грунтах. Считаю, что зан я­ тия. полученные при работе на тренажере. необходимы каждому судоводителю, имеющему дело с пелагиче­ ским тралом». Эта запись в журнале от­ зывов — типичная среди де­ сятков других. Их оставили люди, как правило, много лет проработавшие капитана­ ми. Тем не менее, после окончания курса обучения на тренажере чуть ли не самым употребительным в их дело­ вом языке становится слово «тарировка». Означает оно: составление для каждого конкретного судна своего графика зависимости между такими величинами, как ско­ рость судна, глубина т р ал е­ ния. длина ваеров с учетом мощности главного двигате­ ля. траловой лебедки, других характеристик. Вез предва­ рительной (до начала про­ мысла) тарировки немысли­ мо принимать быстрые, пра­ вильные решения в стреми­ тельно меняющейся промыс­ ловой обстановке. Курс тренировок на тре­ нажёрах (а их, «Вертика­ лей». уже два) приносит большую пользу. Составлен график обучения специали­ стов всех флотов ВРПО «Севрыба». В этом году в ЦПКТБ по­ явился еще один тренажер — «Горизонт» — для судо­ водителей и акустиков, зани­ мающихся кошельковым л о ­ вом. Преподаватели М. И. Макаров и В. Н. Подѵшкин, сами в недавнем прошлом капитаны - кошельковисты.,^. свидетельствуют: -•* — До сих пор больше, по­ ловины заметов на кошелько­ вом лове делаются впустую. Тут требуется особый, твор­ ческий подход к делу, нуж ­ ны хорошие знания. Но где их приобрести? У кого и где можно поучиться? У капитана на судне? Но он ни­ кому из штурма - нов не дает само­ стоятельно д е ­ лать замет: слиш­ ком уж велик производст в е н- ный риск. Слу­ чись что с нево­ дом... А он 120 тысяч рублей сто­ ит. Здесь же. в кабинете, на тре­ нажере, за каких- то 1 0— 15 минут можно произвести любой сложности «замет», на ко ­ торый в море ухо дит несколько часов. В случае ошибки — ника­ кого риска для оснастки и меха­ низмов. Ошибки же неизбежны. Но ведь именно на них ч учатся, ...Через каждые несколько секунд акустик сообщает к а ­ питану данные о нахождении косяка, его скорости, направ­ лении движения. Капитан принимает решение и пово­ ротом того или иного тумблш ра на стенде выводит судно на курс встречи с косяком, входит в точку замета, на­ чинает замет. II все это на­ глядно, как на экране, видно на бумажной ленте: и тем­ ное пятно движущегося кося­ ка, и линию обхвата косяка, которую ведет самописец. Вот линия замкнулась: «улов в кошельке!» А. ГРИГОРЬЕВ. На снимках (вверху): за ­ нятия на тренажере «Верти­ каль» проводит инженер В. И. Шканов. Справа — третий помощник капитана П. И. Дубовой (траловый флот); внизу — с прибором «Сарган» тренажера ■<Гори­ зонт» под руководством ин­ женера М. Н. Макарова ботсігт гидроакустик Б, М, Марков («Мурмапрыбпром»). Фото С. Викторова. * 8 стр, ~ « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » \ аегустс1 щ т г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz