Рыбный Мурман. 1980г. Август.
-А ТЕП ЕРЬ за йм ем ся п р и я тн ы м , ■— го во р и т ста р ш и й п о м о щ н и к ка п и т а н а плав базы «Рига» В ладим ир Г р и го р ь евич Д еш енев. Он достает ч и с т ы й л и ст б у м аги. кл ад ет его на стол и у с т у п а е т кр е сл о пе р во м у п о м о щ н и к у ка п и та н а В и к т о р у В асиль- і е в и ч у К у р и ц ы н у . — Давай, В асильевич, п о д го то вим п р о е к т п р и ка з а о п о о щ р ен и и о т л и ч и в ш и х с я б п р о ш лом рейсе, — улы ба е тся ста р пом. К у р и ц ы н за ку р и в а е т. Влади м и р Г р и го р ь е ви ч см о три т, с к а к и м уд овол ьствием то т см а к у е т с и га р е ту, и борется с со блазном сделать н е с ко л ь ко за т я ж е к . Он не к у р и т т р е ти й день. А раз бросил, не че го да вать себе п о б л а ж ки . Деш енев о тво д ит взгляд от п а ч ки с и га рет. И видно, что он доволен 1 тв ер д о стью своего д уха . — Ну, вперед и с песнями, — весело произносит он свою любимую поговорку. И, собрав шись с мыслями, начинает диктовать: 1 . ХРОНИКА ОДНОГО ПРОСТУПКА " ѵ; 9 Л . Фролов — П иш и, Васильевич. Рейс К® 2 проход ил в т р у д н ы х м етеоус л о в ия х. Н есм отря на это, с уд но п р и ш л о в п о р т на 10 с у т о к р аньш е з а п л а н и р о ва н н о го сро ка , п о л н о с ть ю в ы п ол ни в зада ние. К у р и ц ы н п иш е т, старательно вы водя б у кв ы . Он всего не с ко л ь ко дней на «Риге», и Де ш енев д альновид но п р и в л е к его и п о д гото в ке п р и ка за . Бы стрее войдет в н у р с дел по м по лит, узна е т, к а к лю ди тр уд и л и сь , п о зн а ко м и тс я с пе р ед овикам и. — ...по ощ р и ть д е н е ж н о й пр е мией, — п р о д о л ж а ет Д еш енев, — боцм ана У гл ова А л ексея Петровича... 2. у НИКОЛАЯ В олкова на- 47 строение — х у ж е б ы ть не м ож ет. Два рап орта поданы на м а т роса В олкова. Д в а ж д ы во вре мя ко р о т ко й с т о я н ки в п о р ту он появлялся на судне не тр ез вым . С тарпом Д еш енев р еш и те л ь но заявил, что с п и ш е т В олкова с судна. Н и ко л а й м ается, места себе не наход ит. На «Риге» е м у н р а вится. Э к и п а ж с п а я н н ы й , п о ка затели о тл и ч н ы е , за р а б о то к есть. Не хо ч ет Н и ко л а й , чтобы его с п и сы в а л и с судна. О пять ж е боцм ан — д уш а , а не «дра ко н» , если и зъ я с н я ть с я на м о р ско м ф ольклоре. В олков не в ы д ер ж и ва е т, в ы бир ае т м и н у т у и п о д ка ты в а е т к бо ц м а ну м е лким бесом: — П етрович, поговори с чи- фом, — п р о с и т он. В его в ы р а з и т е л ь н ы х гла за х то скл и во е о тчаянье. — П оговори, П етро вич. У го в о р и , чтобы не с п и сы вал. Ты ж е зна еш ь, к а к я работаю , П етрович. Я ж е в к а лы ва ю , дай бог ка ж д о м у . По пр о си старпом а, П етрович. У гл ов отвечает не ср а зу. Он неторопл ив, это т че ло век с п ы ш н о й ш е вел ю р о й сед ею щ и х волос. Боцм ан по ч ти ч е тве р ть века в «С еврыбхолодф лоте». он 1 знает вес слова и цену обе- I щ ания. I — П о го в о ри ш ь, П етрович? — ! теоеб ит его Н и ко ла й . I В гл уб ин е д ѵ ш и б о цм а нѵ j ж а л ь Волкова. В м оре Н ико л а й I р а б о т н и к б е зо тка зн ы й , а вот на ! стоянке... — У го р азд ил о ж е тебя на пи ть ся , Н ико ла й, — в сердцах вы гов а р и ва е т ем у А л ексей П етрович. t — С кем не бы вает, П етро вич, —- б орм очет м атрос. — Ты м не это не говори! — серд ится б оцм ан, — На в а хту не тр езв ы й п р и ш е л , а о п р а в д ы ваеш ься! К а к это м ож но? Прав старпом , нельзя давать побла ж е к . П о б л а ж ки до х о р о ш е го не доведут. Волков с п о хва ти л ся , не то .он б р я кн у л , ко не чно , и за ч а стил: — П етрович, больш е этого не п о в то р и тс я . Честно го во р ю . Гы ж е меня знаеш ь... То-то, зна ю , — тоном ни ж е го в о р и т боцм ан. 3. А Л Е К С Е Й П етрович У глов человек на флоте за с л у ж е н н ы й . В д ни п р а зд н и ко в и і то р ж е с тв , если случается У гл о- к в у б ы ть на берегу, на гр у д и его н р а с у ю тс я ордена Трудовой Славы III степени и « З н а к По чета». К а к и у в с я ко го человека, есть у А л е кс е я П е тр о вича своя слабость. Он, н а п р и м е р , не л ю б и т л и ш н и й раз попад аться на глаза на ч а л ь ств у. О днако т у т с л у ч а й бы л и с к л ю ч и т е л ь н ы й , а до отхода с ч и та н н ы е часы оставались, п о то м у и поднялся У гл о в в к а ю т у ста рпо м а , не о ткл а д ы в а я дела в д о л гий я щ и к. Б оцм ан не в ы го р а ж и в а л В ол кова, не ум алял его в ины . Но он. верил, что то т п е р е ж и ва е т и с кр е н н е , и счи та л, что к а ж дом у ч е л о в еку н у ж н о давать ш анс в осста но в ить доброе им я. П о том у-то он и п о р у ч и л ся за м атроса. С тарпом с л у ш а е т боцм ана вним ател ьно. Д еш енев че ло век ср е д н и х лет, е м у т р и д ц а ть ш е сть всего, и хо тя с т а р п о мом он плавает т о л ь ко т р и го да, ж и з н е н н ы й о п ы т н а ко п и л нем алы й. О ко нч и л М у р м а н с ко е вы сш ее и н ж е н е р н о е м о рско е у ч и л и щ е , с л у ж и л на флоте, у в о л и в ш и с ь в запас, в ер нул ся в «Севры бхолодф лот». О тл ичи те льна я ч ерта его — н и ко гд а не те р я е т х л а д н о к р о вия, не р вы свои в узде д е р ж и т. Не п о зво л яет на себя голос по в ы ш а ть и на п о д ч и н е н н ы х ни ко гд а не кр и ч и т . С тарпом — с и б и р я к, а с и б и р я ки не п р и з н а ю т с у е ты и не у в а ж а ю т го рл о п ан ства . В сякое дело, пр е ж д е чем з а к р у т и т ь , н у ж н о х о р о ш е н ь к о обдум ать. Т а к там с ч и та ю т. С тарпом в ним ател ьно в ы с л у ш ива ет боцм ана, м едлит с о т ветом, а потом го во р ит: — Д о л о ж у ка п и т а н у . К а к он реш ит... А л ексей П етрович не у х о д и т и з ка ю т ы Д еш енева, ж д е т, на деясь у я с н и т ь п о з и ц и ю сам ого старпом а. — За та ки е в ол ьно сти н у ж но н а ка з ы в а ть по всей с тр о го сти, — го в о р и т Д еш енев. — Это верно, ко н е ч н о , — со гл а ш а е тся боцм ан. С тарпом поним ает: с п и с а н и е с суд на — м ера ч р е зв ы ч а й н а я . Он знает, что В олков — л и ч но сть х о т ь и б есш аб аш ная, но м атрос у м е л ы й . Для себя Д е ш енев р еш ил , что на Н иколая н у ж н о н а л о ж и т ь в зы с ка н и е . Но от рейса о тс тр а н я ть не следу ет. «Так и с к а ж у м астеру», — д ум а ет он, на стр а и в а ясь на р а зго в о р с ка п и та н о м . А вслух повторяет: — К а к к а п и т а н р еш ит. А. ГТ О С УДН У разнесся сигна л * * у ч е б ной общ есуд овой тр е воги. Н а с то й ч и в ы й з в о н о к гр о м ко го боя. О дин, д р у го й , тр е ти й . К а п и та н - д и р е кт о р п лавба зы А л е ксе й И ва но вич С ам усев недоволен. Уче ни е , по его мне ни ю , проведено нед остаточно че тко . — Будем о тр а б а ты ва ть еще раз, — об ъ явил он п од чинен ны м . К а п и та н С ам усев в ы с о к рос том, эл егантен, тщ а те л ьн о в ы брит, про бо р а к к у р а т н о — во лос к волосу — расчесан. Ка п и та н уб е ж д е н, ч то о п о р я д ке на судне м о ж н о с у д и ть у ж е по то м у, к а к в ы гл я д я т судоводите ли. А л ексея И ва но ви ча с ч и та ю т волевы м человеком . С тарпом в ы сл уш а л за м еч а ния ка п и т а н а по с у щ е с тв у про веденной тр е в о ги и. в ы д ер ж а в п а ѵзу, п о пр оси л р е ш и ть вопрос о Волкове. — Людей н у ж н о в о сп и ты ва ть , В ладим ир Г р и го р ь е ви ч , — го во р и т С ам усев. — П олагаю , ни мы, ни с уд ко м не д о л ж н ы п р о хо д и ть м им о случа я с В о л ко вым. т а к ж е к а к и м им о д р у ги х н а р у ш е н и й . Эти слова озна чал и, что Вол ко в остается на б орту. Через м и н у т у по судовой т р а н с л я ц и и пр о звуча ло : — М а тро су В о л ков у я в и ть ся в к а ю т у ста р ш е го по м ощ н и ка . У Н ико ла я е кн у л о сердце. Ч то-то сейчас будет? С тарпом не сбился на нр а в о у ч и т е л ь н ы й тон В ко н ц е к о н цов плавбаза — не д е тс ки й сад. В олков п р е кр а с н о д о лж е н по ним а ть, что подвел товари щ ей. подвел себя. — Т а к и л и нет? — с п р а ш и вает Деш енев м атроса. _ Т ак. - - у н ы л о отвечает матрос. И твер д ит: — Больш е не подведу. — Перед т о в а р и щ а м и вам еще прид е тся д е р ж а ть ответ, — ска за л с та р п о м — А сейчас ид и те и работайте. Л ицо Н и ко л а я о ж ил о. Глаза рад о стно за све ти л ись Он по кр а с н е л о т волнения, даже вес н у ш к и п р о с ту п и л и . — В л ад им ир Г р и го р ь е ви ч , я ж е у м е ю вот т а к работать, — бо й ко вы пал ил он. вы ставляя больш ой палец. И с т а р ш и й п о м о щ н и к Д еш е нев. глядя на повеселевш ее л и цо м атроса, не у д е р ж а л с я и п р оизнес: — Тогда вперед и с песням и. • И н т е р е с н о в с п о м н и т ь и с р а в н и т ь Н а л ь д о з а в о д е (Окончание па 1 стр.). Л ЮДИ старшего поколе ния хорошо помнят, как раньше на реках и озе рах рубили лед и на санях свозили его в ледники. Осо бенно много льда требова лось для рыболовных судов. Времена те давно миновали. Появились холодильные уста новки, рефрижераторные а в тофургоны, железнодорож ные вагоны и. конечно, реф рижераторные корабли. Од нако и по сей день есть еще суда без холодильных уста новок-. и для сохранения рыбной продукции на про мысле и во время перехода в порт им необходим лед. Еще сравнительно недавно, всего полтора десятка лет назад, для промысловых ф л о тов Северного бассейна лед так же брали, как в стари ну, — на озерах в Тюва-губе и частично в Мурманске за Желтой горой. Вручную вы пиливали большие глыбы льда и отвозили на лошадях. Занималось этим делом большое количество людей, но опи едва справлялись с планом. В 1965 году в рыбном порту был пущен льдозавод, оснащенный новейшими ме ханизмами. Работать он стал круглосуточно, и если ска зать, что на всех процессах по выработке льда в каждой смене занято всего 5 —6 че ловек, то вполне станет яс но, что здесь почти сведен к нулю ручной труд. Это дает возможность совсем неболь шому коллективу рабочих изготовлять и грузить на ко рабли до 1200 тонн льда ежемесячно. Кроме того, в обязанности коллектива льдо- завода одновременно входит и обеспечение судов солью» которой, в особенности во время путины, приходится грузить не менее 2500 тонн в месяц. Все механизмы завода при водит в движение с пульта управления дежурный элект рик. На пульте вспыхивают разноцветные огоньки. В це хе стоит равномерный гул. Все в движении, в работе. Л людей не видно. И хотя об этом я был предупрежден заранее, огромные пустые по мещения удивляют. На третьем этаже завода находятся 4 рассольных ван ны, заполненные тузлуком, а в него опущены метал лические фермы с ребристы ми перегородками, видом на поминающие ванночки для льда в наших домашних хо лодильниках. В каждую из ферм вставляется по 32 квад ратных формы. Они заполня ются пресной водой, а так па:: рассол имеет темпера туру — 12 градусов, то пресная вода в формах по степенно замерзает. ’Фермы с готовым льдом извлекают нз рассольной ванны кран-балкой и сразу же опускают в другую ван ну — с горячей водой, что бы оттаять лед от стенок форм. После этого кранов щица специальным приспо соблением опрокидывает ферму вверх дном, н 50-кило граммовые ледяные брике ты легко вываливаются и скользят по металлическому скату вниз, на широкую лен ту транспортера. Транспор тер доставляет брикеты в дробилку, и уже измельчен ные куски льда по жестяно му лотку поступают на склад. Когда к причалу, напро тив складского помещения,- днем ли, ночыо ли подходит очередной траулер, над его палубой тотчас же нависает выносной транспортер, и по нему в трюм стремительно «льется» ледяноіі ручей. Опе рация проходит с минималь ной затратой времени. Кстати, выносной транспортер уста новлен по предложению сле саря-ремонтника А. Прссну- хина. Раньше это дело требо вало много сил и времени. Мы уже говорили, что коллектив здесь немного численный, но он отличается своей спаянностью и стабиль ностью. 30 июня отмечался 15-летний юбилей льдозаво- да. II показательно, что треть всего состава работающих— это ветераны труда. Среди них Валентина Ивановна Г у б и л и , Алевтина Васильев на Сидорова, Николай Дмит риевич Пчельников, Игорь Иванович Холин, Анатолий Павлович Преснухнн, На дежда Флоровна Буринчик, Тамара Николаевна Чекнева,- Валентина Никитовна Про- ничева, Антон Григорьевич Карейво и другие. Все они высококвалифицирован!! ы е, преданные своему предприя тию специалисты. Все они высоко несут честь своего родного завода. В. ЗАЙЦЕВ. J 75 С У РО ВОМ 1942 году ■Е* пришел в А рхангель ский траловый флот молодой матрос Владимир Малахов. Настойчиво он постигал ры бацкое дело, вместе с това- рищами стремился привезти в порт к а к можно больше такой драгоценной в то вре м я рыбы. Потом был фронт. Храбро сражался бывший промыс ловик. Свидетельство этому медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Окончились ратные дни Владимира Петровича Мала хова, и снова он вернулся на избранную в юности доро гу — е море. Только теперь он стал мотористом. А в 1952-м, окончив школу усовер шенствования командного со става, перешел в Мурман ский траловый флот. « Не з а б ы в а й н а с , П е т р о в и ч ! » Много лет было отдано мо рю. Старший механик В . Л. Малахов в совершенстве ос воил все механизмы , посто янно учил молоды х моря ков. Переходить с одного судна па другое он не-любил. Только на одном Р Т «Джан- кой» отходил десять лет. В последние годы Влади мир Петрович работал в экипаж е коммунистического труда Р Т «Ллупка». А не давно товарищи тепло про водили ветерана на заслу ж енный отдых. В ручая бывалому моряку ценные подарки —• радио приемник и рыооловные принадлежности, — капитан А . Ф . Красовский сказал на прощание: — Не забывай нас, Петро вич, лови ры бку где-нибудь на тихом озере и помни, что в М урманске у тебя много друзей, твоих бы вш и х уче ников, которые продолжают рыбацкую вахту. Н А С Н И М К Е : проводы ве терана. Фото Б. ЩУКИНА. • 6 стр. =* «РЫБНЫЙ МУРМАНг. I августа 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz