Рыбный Мурман. 1980г. Август.
Победителями первого станут экипажи, которые обеспечат досрочиое выполнение плана завершающего года пятилет ки по натуральный и стои мостным показателям и добьются наивысших конеч ных результатов среди одно типных судов. Победителями второго эта на будут признаны экипажи судов, выполнившие план первого квартала 1981 года По вылову рыбы, выпуску нишевой и стоимости товар ной продукции. При подведении итогов бу дут учитываться состояние трудовой и производственной дисциплины, отсутствие слу чаев производственного тр ав матизма, аварий и аварий ных происшествий, наруше ний правил рыболовства... Для победителен первого и второго этапов предусмотре ны. конечно, и меры поощ рения, среди которых — з а несение в областную «Книгу трудовых подарков XXVI съезду КПСС», право под писания трудового рапорта XXVI съезду КПСС, присво ение звания «Экипаж имени XXVI съезда КПСС» и др. Сейчас на флоте экипажи свыше 70 судов, определив свои рубежи, ведут настойчи вую борьбу за выполнение принятых обязательств в честь партийного съезда. Ныне достойно несут тру довую предсъездовскую вах ту экипажи ВАТ «А. Тор- цев» «Генерал Родимцев». БМ РТ «А. Бредов». ПСТ «Киреевск», траулеров «Мир ный», «Шенкурск». «Моро- зовск», «Шексна», «Алуика» и другие. Успешно выполня ются и предсъездовские флотские обязательства. С. ДЕМИЧЕВ, старший инженер отдела организа ции труда и заработной платы Мурманского тра лового флота. Ч :іТА1£ЛИ <Рь'5ііогр Мураіагі* гнают, что в ой ьеаки'тяи <Мурмакрыб* 5ром> е«ля дза судна для поставки *>. ІЛурманок і-ивоЙ морской средние ры- траулеры «Хатан га- и ’.А. Игест. >*;:». В те чение долгку . лет они делали челночные рейзк: Мурманск — море — Мурманск. Если люди стареют, то корабли, хотя они ’железные, стареют еще быстрее. Первым сгаса- ли ОРТ «Хатанга», за ним отправили на «иголки» СРТ «А. Никитин •. Но их гаэте- нилн морские сейнеры «До ломит» и <Задонск>>, Однако они плохо оправдывают на дежды. И вот почему. one:;-- был пе- пг'д плшорыб- Тсрпберскнх >то?.і году. 2 о ск» вышел в йс. и с этого врс- і,’і проводить п а за состоянием жн* •і установки. Псстс. и. то выявлено очень статков, гораздо «ом предполагалось, ясно, "что зкнворыб- должно доставлять деликатесную продук- живуго морскую ры- СеГшер реоборудоза нос судно мастере ;;н>: апреля <За первый ре ' лгсіиг я стах блюденип і вор опыт у;:;е первого ! 0 кс-:ал, что в нашем : :,іе с ?. выживает .. 70 процентов, а ос- і рыб-: сдается на ры- : снулая. При о, и чтобы в я хочу на- іа н транспор- рыбы в порт, тобы добыть она не погиб ни тому ГѵіНОІ разобратьс іть с про:\;ыс; ■тпвки живой Д л я » го, - ыбу I! чтобы да потом в аквариуме судна, в зависимости от се породы, необходимо устанавливать со ответствующие режимы тра- тений. Выработать их. конеч- іо. можно только опытным путем. Так, например, для трески траление должно про водиться 1— 1,5 часа, глуби ны при этом не должны пре вышать 150 метров. Для зу батки и камбалы глубина может быть увеличена до 300 метров, длительность траления может возрастать до двух часов. При таких режимах ры ба в трале не успевает по мяться и «уснуть». Неболь шие уловы нужны еще п для того, чтобы при вылнвке его в рыбный ящик рыба не давила сама себя, чтобы вся попадала в аквариум и в жи вом виде дошла до аквариу ма магазина. Практика пока зала, что самые большие подъемы не должны превы шать 2 00 кг._} Казалось бы, все правильно, но читатель вправе задать вопрос: почему жс вы тогда возите в порт до 30 процентов от уловов снулой рыбы? Но пусть он не думает, что команда сей нера остается сторонним на блюдателем. Нет, именно от сданной живой рыбы начис ляется ей зарплата. II мы рады были бы привозить в порт именно такую, но все дело в аквариуме. Мы поднимаем рыбу с глу бин, где давление воды со ставляет 1 5— 30 атмосфер. Ей, конечно, надо дать воз можность адаптироваться в той среде, где она будет жить. У нас на судне такой возможности нет. Для этого нужен второй аквариум вмес тимостью 2 0 0—300 кило граммов или второй рыбный ящик, куда подавалась бы проточная вода с воздухом. Р, таком случае за 2— 3 часа рыба прошла бы адаптацию, активную можно смело пере саживать в аквариум для порта, а снулую выбрать и обработать под свежье или под соль. ІІо что получается па практике? Из тралового меш ка высыпаем в ящик отбора. Сортировка идет очень быст ро. і! вместе с жизнеспособ ной і> аквариум попадает сіпулая. Проходит время, снулая и погибшая малоак тивная рыба залегает на дно аквариума, почистить кото рый пет весмсжности. З ан и мая место, эта рыба продол жает считаться живой. Кон структоры из Мурманского Отделения «Гипрорыбфлот» могут нам возразить: у вас для этого сеть ящик, спе циально расширена горло вина и установлено подни мающееся перекрытие... Да, такой ящик есть, но отт, во-первых, мал, во-вто рых. конструкторы забыли, что живую рыбу надо сорти ровать по породному соста ву. II мы его переделали — горловину ш м пришлось из-за проіізводствеппон пеоб- стампу. Сам процесс пере грузки живой рыбы в авто машины или вагон протека ет очень долго. Вот и «усы пает» паша рыба, задыхается в теплой воде и на воздухе при перевалках. Привезли, скажем, три тонны, две из них сдаем в живом виде, ос тальную отдаем на рыбоком бинат для переработки — прямые убытки. Поэтому не вольно вспоминаешь трауле ры «А. Никитин» и «Хатан га». Ведь работали они, во зили хорошую рыбу. Так по чему нее сразу не взяли за Основу их аквариумы? Поче му стали изобретать новое «колесо»? В процессе эксплуатации живорыбной установки мор ского сейнера «Задонск» вы- ЗЙЧЕИ ИЗОБРЕЛИ ТАКОЕ «КОЛЕСО» ходимости разделить делью пополам, а решетки вообще снять, потому что рыба пе реходила из одного отсека аквариума в другой и созда вала дополнительные труд ности при выгрузке ее в пор ту. Если говорить о сортиров ке рыбы по породному соста ву, то теоретически она дол жна осуществляться очень просто, а на практике это совсем не так. В аквариу мах, а их два. специально установлены «лопатки», ко торые делят их пополам. Эти «лопатки» под действием качки и веса рыбы провора чиваются. Для них не было даже стопоров, наши меха ники сделали их в плав- мастерской «Резец» собст венными силами. Для того, чтобы начать вы гружать морскую живую рыбу в специальные автомашины или вагоны, их необходимо перед этим заполнить мор ской водой из своего запаса. Мы можем дать только 5,6 тонны воды, а на одну авто машину требуется три тон ны. Вагон забирает 20 тонн. Где ее взять? Вода Кольско го залива не пригодна, и на* гіолнять ею «бочки» машин и аквариум вагона Северной рыбной инспекцией запре щено. Выручает катер «Айс берг». Но как? Пока он схо дит за чистой водой, доста вит ее в порт да отдаст в машины или вагон, проходит время. Иногда наши простои в ожидании катера длятся от одного до т р е х . часов. Сей час. когда погода и заборт ная вода теплые, из-за не оперативной выгрузки про цент снулой рыбы очень бы стро возрастает. Не такими уж редкими бывают простои нашего судна по вине работ ников рыбного порта. Случа ется, придем к восьми утра, стараясь попасть к началу рабочей смены в порту, а стоим в ожидании причала по нескольку часов. Сказы вается также неукомплекто ванность бригад крановщика ми, которых тоже надо долго ждать. Рыбу из аквариума может выгружать только один чело век. Второму стать негде, они будут только мешать друг другу. Горловина, как уж е говорилось, маленькая, а расстояние между аквариу мами еще меньше, и его хва тает только, чтобы поставить явлено много конструктив ных недостатков. Самым су щественным мы считали Е первое время низкую произ водительность ижекторов. Она составляла 10 — 12 куб. метров воздуха в час, хотя при трех нагнетательных на сосах должна была давать 35 кубов от каждого. Оказа лось. что сопла ижекторов в зависимости от количества рыбы в аквариумах можно менять, однако их комплекта па судне не оказалось. Из консультации, полученной в Мурманском отделении «Гип- рорыбфлота», видно, что в комплект для ижекторов должны входить сопла сече иием от 14 до 24 мм. В конструкции нашего «Задонска» вскрыт еще один недостаток. Забор воды на аквариумы выполняется ч е рез одни и те же кингстоны, что и подача воды для ох лаждения главного и вспо могательных дизелей. Уве личивая сечение сопел писек- торов. мы увеличиваем от ток воды от двигателей, и они начинают греться. Наше мне ние в связи с этим такое: ес ли подобные и другие суда будут переоборудоваться под живорыбные, необходима ав тономная система забора во ды для аквариума, или хо тя бы надо увеличить сече ние труб. Конечно, я не в состоянии рассказать обо всем, да это и невозможно сделать в од ной статье. Но ясно как для меня, так н для экипажа «Задонская и руководителей объединения «Мурманрыбпром», что мор ские сейнеры для доставки живой рыбы в порт переобо рудованы н оборудованы плохо. Во-первых, слабо уч тен опыт работы СРТ «А. Никитин» я «Хатанга». Во-вторых, реконструкция сейнеров, которые очень не устойчивы на волне, оказа лась непродуманной, а в ре зультате всего этого мы не сем моральные и материаль ные убытки. На судах «За донск» и «Доломит» отме чена самая большая сме няемость рядового состава. Все пересказанное мною и есть те большие проблемы, связанные с доставкой жи вой рыбы в порт на пере оборудованных морских сей нерах. В. БУРТОВОЙ, капитан сейнера «Задонск». Коммунист А. И. Чуваш ов — тож е ударни к коммунистиче ского тр уд а , активный общест венник. Он является членом областного комитета комсомо ла (верхний снимок). А моряки В. С б еспутнее и Т. Г. Минашвили работаю т в 5 <«Сеерыбхолодфлоте» (снимок И внизу). * Виталий Стефанович — С-сш | ман, ходит в море с 1962 го да. Он наставник молоде жи, председатель судопого н о митета. Его высокопроизкоди тельный тр у д отмечен орденом Трудовой Славы III степени. Темури Григорьевич ходит и море матросом. Эти моряки, как и ры баки- тра лф ло то вцы , тоже ударники коммунистического труда. И это высокое звание все они подтверж даю т с честью. Ф ото Б. Щ У К И Н А . і У д а р н и к и Ы А З ТИ Х снимках — люди, ** чей ударный, самоотвер женный тр у д «д е ла е т» славу Экипажам* судам, флотам... Александр Сергеевич Ново жилов И Александр Иванович Чувашов работают в траловом флоте, на посольно-свежьевом траулере «К и ж и ». Экипаж это го судна уж е вы полнил свое пятилетнее задание и план ны нешнего года. Немалая заслуга s этом мастера обработки А. С Новожилова. В траловоіч ф лоте он труд и тс я уж е 10 лет. За эти годы стал здесь у д а р ником коммунистического т р у да, его п ортрет — на судовой Доске почета. К 110-й годовщ и не со дня рождения В. И. Ле нина он был награжден Ленин- сной почетной грамотой 2 9 а в г у с та 1980 г. ---------------------------------------- « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » • 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz