Рыбный Мурман. 1980г. Август.

Победителями первого станут экипажи, которые обеспечат досрочиое выполнение плана завершающего года пятилет­ ки по натуральный и стои­ мостным показателям и добьются наивысших конеч­ ных результатов среди одно­ типных судов. Победителями второго эта­ на будут признаны экипажи судов, выполнившие план первого квартала 1981 года По вылову рыбы, выпуску нишевой и стоимости товар­ ной продукции. При подведении итогов бу­ дут учитываться состояние трудовой и производственной дисциплины, отсутствие слу­ чаев производственного тр ав­ матизма, аварий и аварий­ ных происшествий, наруше­ ний правил рыболовства... Для победителен первого и второго этапов предусмотре­ ны. конечно, и меры поощ рения, среди которых — з а ­ несение в областную «Книгу трудовых подарков XXVI съезду КПСС», право под­ писания трудового рапорта XXVI съезду КПСС, присво­ ение звания «Экипаж имени XXVI съезда КПСС» и др. Сейчас на флоте экипажи свыше 70 судов, определив свои рубежи, ведут настойчи­ вую борьбу за выполнение принятых обязательств в честь партийного съезда. Ныне достойно несут тру­ довую предсъездовскую вах­ ту экипажи ВАТ «А. Тор- цев» «Генерал Родимцев». БМ РТ «А. Бредов». ПСТ «Киреевск», траулеров «Мир­ ный», «Шенкурск». «Моро- зовск», «Шексна», «Алуика» и другие. Успешно выполня­ ются и предсъездовские флотские обязательства. С. ДЕМИЧЕВ, старший инженер отдела организа­ ции труда и заработной платы Мурманского тра­ лового флота. Ч :іТА1£ЛИ <Рь'5ііогр Мураіагі* гнают, что в ой ьеаки'тяи <Мурмакрыб* 5ром> е«ля дза судна для поставки *>. ІЛурманок і-ивоЙ морской средние ры- траулеры «Хатан­ га- и ’.А. Игест. >*;:». В те­ чение долгку . лет они делали челночные рейзк: Мурманск — море — Мурманск. Если люди стареют, то корабли, хотя они ’железные, стареют еще быстрее. Первым сгаса- ли ОРТ «Хатанга», за ним отправили на «иголки» СРТ «А. Никитин •. Но их гаэте- нилн морские сейнеры «До­ ломит» и <Задонск>>, Однако они плохо оправдывают на­ дежды. И вот почему. one:;-- был пе- пг'д плшорыб- Тсрпберскнх >то?.і году. 2 о ск» вышел в йс. и с этого врс- і,’і проводить п а­ за состоянием жн* •і установки. Псстс. и. то выявлено очень статков, гораздо «ом предполагалось, ясно, "что зкнворыб- должно доставлять деликатесную продук- живуго морскую ры- СеГшер реоборудоза нос судно мастере ;;н>: апреля <За первый ре ' лгсіиг я стах блюденип і вор опыт у;:;е первого ! 0 кс-:ал, что в нашем : :,іе с ?. выживает .. 70 процентов, а ос- і рыб-: сдается на ры- : снулая. При о, и чтобы в я хочу на- іа н транспор- рыбы в порт, тобы добыть она не погиб­ ни тому ГѵіНОІ разобратьс іть с про:\;ыс; ■тпвки живой Д л я » го, - ыбу I! чтобы да потом в аквариуме судна, в зависимости от се породы, необходимо устанавливать со­ ответствующие режимы тра- тений. Выработать их. конеч- іо. можно только опытным путем. Так, например, для трески траление должно про­ водиться 1— 1,5 часа, глуби­ ны при этом не должны пре­ вышать 150 метров. Для зу ­ батки и камбалы глубина может быть увеличена до 300 метров, длительность траления может возрастать до двух часов. При таких режимах ры ­ ба в трале не успевает по­ мяться и «уснуть». Неболь­ шие уловы нужны еще п для того, чтобы при вылнвке его в рыбный ящик рыба не давила сама себя, чтобы вся попадала в аквариум и в жи ­ вом виде дошла до аквариу­ ма магазина. Практика пока зала, что самые большие подъемы не должны превы ­ шать 2 00 кг._} Казалось бы, все правильно, но читатель вправе задать вопрос: почему жс вы тогда возите в порт до 30 процентов от уловов снулой рыбы? Но пусть он не думает, что команда сей­ нера остается сторонним на­ блюдателем. Нет, именно от сданной живой рыбы начис­ ляется ей зарплата. II мы рады были бы привозить в порт именно такую, но все дело в аквариуме. Мы поднимаем рыбу с глу­ бин, где давление воды со­ ставляет 1 5— 30 атмосфер. Ей, конечно, надо дать воз­ можность адаптироваться в той среде, где она будет жить. У нас на судне такой возможности нет. Для этого нужен второй аквариум вмес­ тимостью 2 0 0—300 кило­ граммов или второй рыбный ящик, куда подавалась бы проточная вода с воздухом. Р, таком случае за 2— 3 часа рыба прошла бы адаптацию, активную можно смело пере­ саживать в аквариум для порта, а снулую выбрать и обработать под свежье или под соль. ІІо что получается па практике? Из тралового меш­ ка высыпаем в ящик отбора. Сортировка идет очень быст­ ро. і! вместе с жизнеспособ­ ной і> аквариум попадает сіпулая. Проходит время, снулая и погибшая малоак­ тивная рыба залегает на дно аквариума, почистить кото­ рый пет весмсжности. З ан и ­ мая место, эта рыба продол­ жает считаться живой. Кон­ структоры из Мурманского Отделения «Гипрорыбфлот» могут нам возразить: у вас для этого сеть ящик, спе­ циально расширена горло­ вина и установлено подни­ мающееся перекрытие... Да, такой ящик есть, но отт, во-первых, мал, во-вто­ рых. конструкторы забыли, что живую рыбу надо сорти­ ровать по породному соста­ ву. II мы его переделали — горловину ш м пришлось из-за проіізводствеппон пеоб- стампу. Сам процесс пере­ грузки живой рыбы в авто­ машины или вагон протека­ ет очень долго. Вот и «усы­ пает» паша рыба, задыхается в теплой воде и на воздухе при перевалках. Привезли, скажем, три тонны, две из них сдаем в живом виде, ос­ тальную отдаем на рыбоком­ бинат для переработки — прямые убытки. Поэтому не­ вольно вспоминаешь трауле­ ры «А. Никитин» и «Хатан­ га». Ведь работали они, во­ зили хорошую рыбу. Так по чему нее сразу не взяли за Основу их аквариумы? Поче­ му стали изобретать новое «колесо»? В процессе эксплуатации живорыбной установки мор­ ского сейнера «Задонск» вы- ЗЙЧЕИ ИЗОБРЕЛИ ТАКОЕ «КОЛЕСО» ходимости разделить делью пополам, а решетки вообще снять, потому что рыба пе­ реходила из одного отсека аквариума в другой и созда­ вала дополнительные труд­ ности при выгрузке ее в пор­ ту. Если говорить о сортиров ке рыбы по породному соста­ ву, то теоретически она дол­ жна осуществляться очень просто, а на практике это совсем не так. В аквариу­ мах, а их два. специально установлены «лопатки», ко­ торые делят их пополам. Эти «лопатки» под действием качки и веса рыбы провора­ чиваются. Для них не было даже стопоров, наши меха­ ники сделали их в плав- мастерской «Резец» собст­ венными силами. Для того, чтобы начать вы ­ гружать морскую живую рыбу в специальные автомашины или вагоны, их необходимо перед этим заполнить мор­ ской водой из своего запаса. Мы можем дать только 5,6 тонны воды, а на одну авто­ машину требуется три тон­ ны. Вагон забирает 20 тонн. Где ее взять? Вода Кольско­ го залива не пригодна, и на* гіолнять ею «бочки» машин и аквариум вагона Северной рыбной инспекцией запре­ щено. Выручает катер «Айс­ берг». Но как? Пока он схо­ дит за чистой водой, доста­ вит ее в порт да отдаст в машины или вагон, проходит время. Иногда наши простои в ожидании катера длятся от одного до т р е х . часов. Сей­ час. когда погода и заборт­ ная вода теплые, из-за не­ оперативной выгрузки про­ цент снулой рыбы очень бы­ стро возрастает. Не такими уж редкими бывают простои нашего судна по вине работ­ ников рыбного порта. Случа­ ется, придем к восьми утра, стараясь попасть к началу рабочей смены в порту, а стоим в ожидании причала по нескольку часов. Сказы ­ вается также неукомплекто­ ванность бригад крановщика­ ми, которых тоже надо долго ждать. Рыбу из аквариума может выгружать только один чело­ век. Второму стать негде, они будут только мешать друг другу. Горловина, как уж е говорилось, маленькая, а расстояние между аквариу­ мами еще меньше, и его хва­ тает только, чтобы поставить явлено много конструктив­ ных недостатков. Самым су­ щественным мы считали Е первое время низкую произ­ водительность ижекторов. Она составляла 10 — 12 куб. метров воздуха в час, хотя при трех нагнетательных на­ сосах должна была давать 35 кубов от каждого. Оказа­ лось. что сопла ижекторов в зависимости от количества рыбы в аквариумах можно менять, однако их комплекта па судне не оказалось. Из консультации, полученной в Мурманском отделении «Гип- рорыбфлота», видно, что в комплект для ижекторов должны входить сопла сече иием от 14 до 24 мм. В конструкции нашего «Задонска» вскрыт еще один недостаток. Забор воды на аквариумы выполняется ч е ­ рез одни и те же кингстоны, что и подача воды для ох­ лаждения главного и вспо­ могательных дизелей. Уве­ личивая сечение сопел писек- торов. мы увеличиваем от ток воды от двигателей, и они начинают греться. Наше мне­ ние в связи с этим такое: ес­ ли подобные и другие суда будут переоборудоваться под живорыбные, необходима ав­ тономная система забора во­ ды для аквариума, или хо­ тя бы надо увеличить сече­ ние труб. Конечно, я не в состоянии рассказать обо всем, да это и невозможно сделать в од­ ной статье. Но ясно как для меня, так н для экипажа «Задонская и руководителей объединения «Мурманрыбпром», что мор­ ские сейнеры для доставки живой рыбы в порт переобо­ рудованы н оборудованы плохо. Во-первых, слабо уч­ тен опыт работы СРТ «А. Никитин» я «Хатанга». Во-вторых, реконструкция сейнеров, которые очень не­ устойчивы на волне, оказа лась непродуманной, а в ре­ зультате всего этого мы не­ сем моральные и материаль­ ные убытки. На судах «За­ донск» и «Доломит» отме­ чена самая большая сме­ няемость рядового состава. Все пересказанное мною и есть те большие проблемы, связанные с доставкой жи­ вой рыбы в порт на пере­ оборудованных морских сей­ нерах. В. БУРТОВОЙ, капитан сейнера «Задонск». Коммунист А. И. Чуваш ов — тож е ударни к коммунистиче­ ского тр уд а , активный общест­ венник. Он является членом областного комитета комсомо­ ла (верхний снимок). А моряки В. С б еспутнее и Т. Г. Минашвили работаю т в 5 <«Сеерыбхолодфлоте» (снимок И внизу). * Виталий Стефанович — С-сш | ман, ходит в море с 1962 го ­ да. Он наставник молоде­ жи, председатель судопого н о ­ митета. Его высокопроизкоди тельный тр у д отмечен орденом Трудовой Славы III степени. Темури Григорьевич ходит и море матросом. Эти моряки, как и ры баки- тра лф ло то вцы , тоже ударники коммунистического труда. И это высокое звание все они подтверж даю т с честью. Ф ото Б. Щ У К И Н А . і У д а р н и к и Ы А З ТИ Х снимках — люди, ** чей ударный, самоотвер­ женный тр у д «д е ла е т» славу Экипажам* судам, флотам... Александр Сергеевич Ново­ жилов И Александр Иванович Чувашов работают в траловом флоте, на посольно-свежьевом траулере «К и ж и ». Экипаж это­ го судна уж е вы полнил свое пятилетнее задание и план ны­ нешнего года. Немалая заслуга s этом мастера обработки А. С Новожилова. В траловоіч ф лоте он труд и тс я уж е 10 лет. За эти годы стал здесь у д а р ­ ником коммунистического т р у ­ да, его п ортрет — на судовой Доске почета. К 110-й годовщ и­ не со дня рождения В. И. Ле ­ нина он был награжден Ленин- сной почетной грамотой 2 9 а в г у с та 1980 г. ---------------------------------------- « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz