Рыбный Мурман. 1980г. Август.

К Л И М А Т И Р Ы Б О Л О В С Т В О Рассказывает специалист П РОМЫСЛОВЫЕ сводки и другие сохранившие­ ся архивные сведения пока­ зывают, что в конце XVI на­ чале XVII веков в районе между Исландией и Фарер­ скими островами в течение длительного времени успеш­ но велся промысел трески, затем он сменился продол, жительным периодом ухуд­ шения промысловой обста­ новки, п в XVIII веке про- мысел практически прекра - тился, потом опять начался период улучшения па про­ мысле трески. С тех пор как ведется регулярная промысловая ста­ тистика, получены многочис­ ленные данные, подтвержда­ ющие эти сведения. В двадцатом столетии наи­ более разительным приме­ ром таких изменений явля­ ются колебания уловов ат- лантическо - скандинавской сельди В течение первой по­ ловины столетия происходи­ ло систематическое повыше­ ние уловов, которое достиг­ ло максимума в начале шес­ тидесятых годов. После это­ го наступил резкий спад, в течение нескольких лет про­ мысел упал до минимума, и в настоящее время полнос­ тью прекратился. Подобные колебания наблюдаются так- ж же в уловах японской и ка­ лифорнийской сардины, даль­ невосточных лососевых и других рыб. Изменения уловов связы­ ваются обычно с колебания, ми численности и смещени­ ем традиционных мест оби­ тания промысловых рыб в другие географические райо­ ны, а эти колебания, в свою очередь, обусловлены изме­ нениями климата. Например, спад промысла трески в рай­ оне Исландии в XVII—XVIII веках совпадает с периодом похолодания в Северном по­ лушарии. получившим в геог­ рафической литературе наз­ вание «малого ледникового периода». В этом столетии наиболее существенной особенностью климата Северного полуша­ рия было продолжительное потепление, отмеченное в период приблизительно с 1900 по 1940 год Особенно отчетливо оно проявилось в полярных областях полуша­ рия и известно поэтому как с-период потепления Аркти­ ки». В сороковых годах эта тенденция сменилась на про­ тивоположную, которая про­ должается до настоящего времени. Такие климатические изме­ нения существенно повлияли па запасы и распределение большинства промысловых рыб Северного бассейна. Кроме колебаний уловов ат- лантнческо-скандинав'с к ѳ й сельди, произошли значи­ тельные изменения в промыс­ ле трески. Например, у по- бережья Западной Гренлан­ дии в конце прошлого — на­ чале нынешнего столетия треска практически не встре­ чалась, а в период потепле­ ния она образовала здесь са­ мое большое самостоятельное стадо, проникнув из более южных районов. На этом стаде интенсивный промысел велся почти до пятидесятых годов. С началом похолода­ ния он пошел па убыль. Во время «потепления Арктики» в Баренцевом море появи­ лись скопления некоторых видов ракообразных, кото­ рые обычно обитают в райо­ нах. расположенных на 2 0— 25 градусов южнее. Колебания запасов про­ мысловых рыб и смещения районов обитания связаны с тем, что, например, в перио­ ды потепления улучшаются условия выживания икры и личинок теплолюбивых ви­ дов. увеличивается количест­ во кор?,га и т. д., что способ­ ствует проявлению более вы­ сокоурожайных поколений. При похолодании эти виды рыб покидают привычные места обитания в поисках бо­ лее благоприятных условий, происходит снижение их чис­ ленности. Периодические изменения уловов, вызванные климати­ ческими причинами, могут быть очень большими. На­ пример, в периоды появле­ ния высокоурожайных поко­ лений они иногда в 100 — 150 раз превышают уловы не­ урожайных периодов. Есте­ ственно, что такие колеба­ ния должны учитываться при разработке перспектив­ ных планов рыбной про­ мышленности, п, следова­ тельно. необходимы прогно­ зы этих изменении, а по­ скольку они связаны с ко­ лебаниями климата, то в первую очередь нужны кли­ матические прогнозы. В настоящее время еще не существует физически обоснованных методов про­ гнозирования климата, хотя потребность в таких прогно­ зах неуклонно и стреми­ тельно возрастает. Поэтому па практике обычно приме­ няются некоторые прибли­ женные методы, позволяю­ щие получать хотя бы каче­ ственные прогнозы пред­ стоящих изменений. В част­ ности, в последние годы с помощью изотопокпелородно- го анализа образцов многове­ кового льда удалось устано­ вить существование колеба­ ний климата Северного по­ лушария с периодом около 80 лет На основе этого фак­ та оказалось возможным дать ориентировочный прогноз из­ менений климата па ближай­ шую перспективу. Наблюдающаяся в насто­ ящее время тенденция кли­ матического похолодания, начавшаяся в сороковых го­ дах, должна приблизительно в первой половине текущего десятилетня смениться пе­ риодом потепления. В связи с этим можно ожидать, что с середины 1980-х годов в Северном промысловом бас­ сейне начнется постепенное увеличение численности и смещение раііопов обитания к северу некоторых видов промысловых рыб, таких, например, как атлантическо- скандинавская сельдь, скум­ брия и ряд других рыб. Со­ ответственно, численность холодолюбивых рыб будет сокращаться. Эти выводы являются, ра. зумеется, предварительными,- однако и в таком виде они имеют практическое значе­ ние. По мере накопления но­ вых данных прогнозы будут уточняться. А. ШЕВЧЕНКО, стар­ ший научный сотрудник ПИНРО, кандидат геогра- фических наук. Д. Ф. Кузнецова, группового механика по противопожар­ ным системам рыбного порта В. В. Судиицына произвела проверку знаний по противо­ пожарной безопасности, при­ менению систем и средств пожаротушения командным составом и составом вахтен­ ных служб па сорок одном судне. II что же? 40 процен­ тов состава механической службы и 22 процента судо­ водительской показали зна­ ния неудовлетворительные. ...— Тревога! На сей раз она была учеб­ ной. ІІа пожарном катере «Часовой» мы выходим в залив через две минуты пос­ ле ее объявления — экипаж четко укладывается в конт­ рольное время. В. А. Ша­ банов — пожарно-техниче- кий инспектор -— ставит за­ дачу перед спасателями: — Пожар на лихтере «Кильдин». Разбиваем его на боевые участки. Первый, ваша задача — ликвидиро­ вать загорание в насосном отделении, второй — на под­ волоке п обшивке жилых ка­ ют! Третий боевой участок— не допустить распростране­ ния огня к танкам! Катер стремительно подхо­ дит к лихтеру. Пожарные, не теряя пн секунды, выса­ живаются на «Кнльдин». Тут же подготавливается пен­ ная атака на машинно-котель­ ное отделение. Пожарные В. Ф. Алексеев, В. В. Кашу­ ба, В. В. Алексеев. В. В. Лазовик проникают в кори­ дор ютовоіі палубы и споро выполняют свою задачу — несмотря на сильное задым­ ление и высокую температу­ ру. сбивают пламя. Пожар ликвидирован. ...Экипаж катера прощает­ ся с моряками лихтера. Те хоть и ворчат — уче.бпая тревога выбила их из при­ вычного рабочего ритма, но делают это добродушно, с пониманием: квалифициро­ ванная помощь пожарных нм, имеющим дело с горюче­ смазочными материалами, не­ обходима постоянно. В. ЗАСУХИН, инженер отдела пожарной охраны УВД Мурманского облис­ полкома. 4- Творчество наших читателей В ШТОРМ Море, море... Шторм и непогода... Снова я на промысел иду. Тучи, надвигаясь с небосвода, спрятали Полярную звезду. Закипело море, с ветром споря. В ярости слепой шумит волна. Ветер разгулялся на просторе и морская всколыхнулась глубина. Огненные стрелы засверкали. Грохот грома грозно нарастал. Снасти корабельные трещали, а навстречу шел девятый вал. Судно поднимается на гребна, содрогаясь на волне крутой, и ныряет в пропасть водной бездны с бешеной, средь гула, быстротой. Корпус судна крепок н надежен, и машины мощные гудят. Только боцман стал немного строже требовать порядка от ребят. Молодой моряк впервые в море первое крещенье принимал. Штормовые шалости до боли он в душе своей переживал. — Ничего, привыкнешь, салаженок, — хлопаю матроса по плечу. — Я на флоте, братец, лет под сорок пенсию морскую хлопочу. В шутку отвечает постреленок: — В робости, конечно, признаюсь, Я ведь тож е вы р о с из пеленок, потому, наверно, и боюсь... По-отцовски н еж н о обн им ая, ; м о р я ч к а к груди своей приж ал: — В прочной др у ж б е, братец, ж изнь м орская! И как внука — I в поб поцеловал. і[ В. ПРЙХИН. ] 22 августа 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 7 стр. Они „делают** погоду п» М У Р М А Н С К Е , го есть на берегу, погода южная. А <шт в море по-всякому бывает. К а к «по-всякому»? Об этом знают морские синоптики М у р ­ манского территориального у п ­ равления по гидрометеорологии и контролю окружающей сре­ ды, инженеры-океанологи Эмма Сергеевна Клепцива и Валерий Иванович Петрукович. В мо­ мент съемки они были заняты разработкой рекомендаций к а ­ питанам и наивыгоднейших к у р ­ са х плавания: чтобы ни штор­ ма ни гроз на пути. Они знают, как было и к ак будет с пого­ дой на. океан ских просторах. VI от и х четких прогнозов, от их точного определения погод­ н ы х условий во многом зави- с и і і / с ѵ е х рыбаков -на промыс- лел^Гидрометеорологи хорошо поиШпают .по и своей работой стараются не подчисти рыбаков Ф о то Б. Щукина. Х ОТЬ' и редко, но пожа­ ры на судах еще случа­ ются. Далеко ходить за фак­ тами ие надо. 18 января этого года пожар произошел у тридцать пятого причала рыбного порта па учебном судне «Батайск». 5 февраля у первого причала загорелся пассажирский катер «Вол­ на». 27 марта — пожар на ітлавдоке № 5 у пятнадца­ того причала. В тушении их принимали участие специалисты бассей­ новой морской пожарной инс­ пекции. 1 мая в море произошел вы­ брос пламени из котла па РТ «Майкоп». II наконец, 1 июня возник пожар на БМРТ «Аскания». На этом случае следует остановиться особо. Дело в том, что «Аскаиия» уже раз горела: это было меньше года назад. Находи­ лась она тогда па ремонте у сорок четвертого причала рыбного порта. Пожар на судне произошел от заронен­ ного по небрежности за ко­ жух кабельной трассы огня — туда, где было скопище ВМОРЕ-БЕЗПОЖАРОВ За безопасность мореплавания мусора: пачек из-под сига­ рет, этикеток, бумаги и про­ чего. Убыток от того памят­ ного пожара обошелся управ­ лению Мурманского тралово­ го флота в 4,5 тысячи руб­ лей. Были наказаны и капитан II. Е. Абрамов, и главный механик А. В. Двухжилов, и старший электромеханик В. Т. Семенов — все они получили по строгому выго­ вору. Казалось бы, есть все основания надеяться, что противопожарное состояние на судне отныне будет со­ блюдаться самым строжай­ шим образом. Ничего подоб­ ного. Пожар на «Асканни» повторился... Данные говорят о резком ухудшении состояния проти­ вопожарной безопасности па судах тралового флота. Если в 1978 году пожаров и воз­ гораний на судах этого флота зарегистрировано не бы­ ло, то в 1979 году их было уже несколько, случались они и нынче. И в настоящее время со­ стояние противопожарной безопасности на судах остав- ляет желать лучшего. В мае —июне солидная комиссия в составе начальника бассейно­ вой морской пожарно-техни­ ческой инспекции А. А. Пу- дова. ведущего инженера ЦПКТБ П. П. Анисимова, капитана тралового флота По, подчеркнем еще раз эту мысль, случаи пожаров — редки. И основное направ­ ление в работе инспекции — профилактическое: проверка противопожарного состояния судов. Проводится она на всех флотах объединения «Севрыба». Немного из истории инс­ пекции. Создана она сравни­ тельно недавно, в 1967 году, по и за такой короткий срок сумела сыграть свою роль в предотвращении пожаров. Ес­ ли раньше ежегодные убыт­ ки от них составляли многие тысячи рублей, то, к приме­ ру, в 1978 году потери от поиіаров составили лишь... 240 рублей. И все лее пожары в море нет-нет да и заставляют го­ ворить о себе. 31 июля 1979 года произо­ шел пожар на БМРТ «Под­ московье». Возгорание мас­ ляных отложений в котель­ ных трассах принесло убыток в 20 тысяч рублей. 19 ав­ густа на промысле в море был выведен из строя гене­ ратор на БМРТ «Северное сияние». Убыток от этого ЧП — 3000. рублей, 13 ок­ тября — пожар па БМРТ «Полесье»... Год 1980-й. Та же тре­ вожная статистика. 29 янва­ ря па промысле случился по­ жар на БМРТ «П. Катунии».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz