Рыбный Мурман. 1980г. Август.
К Л И М А Т И Р Ы Б О Л О В С Т В О Рассказывает специалист П РОМЫСЛОВЫЕ сводки и другие сохранившие ся архивные сведения пока зывают, что в конце XVI на чале XVII веков в районе между Исландией и Фарер скими островами в течение длительного времени успеш но велся промысел трески, затем он сменился продол, жительным периодом ухуд шения промысловой обста новки, п в XVIII веке про- мысел практически прекра - тился, потом опять начался период улучшения па про мысле трески. С тех пор как ведется регулярная промысловая ста тистика, получены многочис ленные данные, подтвержда ющие эти сведения. В двадцатом столетии наи более разительным приме ром таких изменений явля ются колебания уловов ат- лантическо - скандинавской сельди В течение первой по ловины столетия происходи ло систематическое повыше ние уловов, которое достиг ло максимума в начале шес тидесятых годов. После это го наступил резкий спад, в течение нескольких лет про мысел упал до минимума, и в настоящее время полнос тью прекратился. Подобные колебания наблюдаются так- ж же в уловах японской и ка лифорнийской сардины, даль невосточных лососевых и других рыб. Изменения уловов связы ваются обычно с колебания, ми численности и смещени ем традиционных мест оби тания промысловых рыб в другие географические райо ны, а эти колебания, в свою очередь, обусловлены изме нениями климата. Например, спад промысла трески в рай оне Исландии в XVII—XVIII веках совпадает с периодом похолодания в Северном по лушарии. получившим в геог рафической литературе наз вание «малого ледникового периода». В этом столетии наиболее существенной особенностью климата Северного полуша рия было продолжительное потепление, отмеченное в период приблизительно с 1900 по 1940 год Особенно отчетливо оно проявилось в полярных областях полуша рия и известно поэтому как с-период потепления Аркти ки». В сороковых годах эта тенденция сменилась на про тивоположную, которая про должается до настоящего времени. Такие климатические изме нения существенно повлияли па запасы и распределение большинства промысловых рыб Северного бассейна. Кроме колебаний уловов ат- лантнческо-скандинав'с к ѳ й сельди, произошли значи тельные изменения в промыс ле трески. Например, у по- бережья Западной Гренлан дии в конце прошлого — на чале нынешнего столетия треска практически не встре чалась, а в период потепле ния она образовала здесь са мое большое самостоятельное стадо, проникнув из более южных районов. На этом стаде интенсивный промысел велся почти до пятидесятых годов. С началом похолода ния он пошел па убыль. Во время «потепления Арктики» в Баренцевом море появи лись скопления некоторых видов ракообразных, кото рые обычно обитают в райо нах. расположенных на 2 0— 25 градусов южнее. Колебания запасов про мысловых рыб и смещения районов обитания связаны с тем, что, например, в перио ды потепления улучшаются условия выживания икры и личинок теплолюбивых ви дов. увеличивается количест во кор?,га и т. д., что способ ствует проявлению более вы сокоурожайных поколений. При похолодании эти виды рыб покидают привычные места обитания в поисках бо лее благоприятных условий, происходит снижение их чис ленности. Периодические изменения уловов, вызванные климати ческими причинами, могут быть очень большими. На пример, в периоды появле ния высокоурожайных поко лений они иногда в 100 — 150 раз превышают уловы не урожайных периодов. Есте ственно, что такие колеба ния должны учитываться при разработке перспектив ных планов рыбной про мышленности, п, следова тельно. необходимы прогно зы этих изменении, а по скольку они связаны с ко лебаниями климата, то в первую очередь нужны кли матические прогнозы. В настоящее время еще не существует физически обоснованных методов про гнозирования климата, хотя потребность в таких прогно зах неуклонно и стреми тельно возрастает. Поэтому па практике обычно приме няются некоторые прибли женные методы, позволяю щие получать хотя бы каче ственные прогнозы пред стоящих изменений. В част ности, в последние годы с помощью изотопокпелородно- го анализа образцов многове кового льда удалось устано вить существование колеба ний климата Северного по лушария с периодом около 80 лет На основе этого фак та оказалось возможным дать ориентировочный прогноз из менений климата па ближай шую перспективу. Наблюдающаяся в насто ящее время тенденция кли матического похолодания, начавшаяся в сороковых го дах, должна приблизительно в первой половине текущего десятилетня смениться пе риодом потепления. В связи с этим можно ожидать, что с середины 1980-х годов в Северном промысловом бас сейне начнется постепенное увеличение численности и смещение раііопов обитания к северу некоторых видов промысловых рыб, таких, например, как атлантическо- скандинавская сельдь, скум брия и ряд других рыб. Со ответственно, численность холодолюбивых рыб будет сокращаться. Эти выводы являются, ра. зумеется, предварительными,- однако и в таком виде они имеют практическое значе ние. По мере накопления но вых данных прогнозы будут уточняться. А. ШЕВЧЕНКО, стар ший научный сотрудник ПИНРО, кандидат геогра- фических наук. Д. Ф. Кузнецова, группового механика по противопожар ным системам рыбного порта В. В. Судиицына произвела проверку знаний по противо пожарной безопасности, при менению систем и средств пожаротушения командным составом и составом вахтен ных служб па сорок одном судне. II что же? 40 процен тов состава механической службы и 22 процента судо водительской показали зна ния неудовлетворительные. ...— Тревога! На сей раз она была учеб ной. ІІа пожарном катере «Часовой» мы выходим в залив через две минуты пос ле ее объявления — экипаж четко укладывается в конт рольное время. В. А. Ша банов — пожарно-техниче- кий инспектор -— ставит за дачу перед спасателями: — Пожар на лихтере «Кильдин». Разбиваем его на боевые участки. Первый, ваша задача — ликвидиро вать загорание в насосном отделении, второй — на под волоке п обшивке жилых ка ют! Третий боевой участок— не допустить распростране ния огня к танкам! Катер стремительно подхо дит к лихтеру. Пожарные, не теряя пн секунды, выса живаются на «Кнльдин». Тут же подготавливается пен ная атака на машинно-котель ное отделение. Пожарные В. Ф. Алексеев, В. В. Кашу ба, В. В. Алексеев. В. В. Лазовик проникают в кори дор ютовоіі палубы и споро выполняют свою задачу — несмотря на сильное задым ление и высокую температу ру. сбивают пламя. Пожар ликвидирован. ...Экипаж катера прощает ся с моряками лихтера. Те хоть и ворчат — уче.бпая тревога выбила их из при вычного рабочего ритма, но делают это добродушно, с пониманием: квалифициро ванная помощь пожарных нм, имеющим дело с горюче смазочными материалами, не обходима постоянно. В. ЗАСУХИН, инженер отдела пожарной охраны УВД Мурманского облис полкома. 4- Творчество наших читателей В ШТОРМ Море, море... Шторм и непогода... Снова я на промысел иду. Тучи, надвигаясь с небосвода, спрятали Полярную звезду. Закипело море, с ветром споря. В ярости слепой шумит волна. Ветер разгулялся на просторе и морская всколыхнулась глубина. Огненные стрелы засверкали. Грохот грома грозно нарастал. Снасти корабельные трещали, а навстречу шел девятый вал. Судно поднимается на гребна, содрогаясь на волне крутой, и ныряет в пропасть водной бездны с бешеной, средь гула, быстротой. Корпус судна крепок н надежен, и машины мощные гудят. Только боцман стал немного строже требовать порядка от ребят. Молодой моряк впервые в море первое крещенье принимал. Штормовые шалости до боли он в душе своей переживал. — Ничего, привыкнешь, салаженок, — хлопаю матроса по плечу. — Я на флоте, братец, лет под сорок пенсию морскую хлопочу. В шутку отвечает постреленок: — В робости, конечно, признаюсь, Я ведь тож е вы р о с из пеленок, потому, наверно, и боюсь... По-отцовски н еж н о обн им ая, ; м о р я ч к а к груди своей приж ал: — В прочной др у ж б е, братец, ж изнь м орская! И как внука — I в поб поцеловал. і[ В. ПРЙХИН. ] 22 августа 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 7 стр. Они „делают** погоду п» М У Р М А Н С К Е , го есть на берегу, погода южная. А <шт в море по-всякому бывает. К а к «по-всякому»? Об этом знают морские синоптики М у р манского территориального у п равления по гидрометеорологии и контролю окружающей сре ды, инженеры-океанологи Эмма Сергеевна Клепцива и Валерий Иванович Петрукович. В мо мент съемки они были заняты разработкой рекомендаций к а питанам и наивыгоднейших к у р са х плавания: чтобы ни штор ма ни гроз на пути. Они знают, как было и к ак будет с пого дой на. океан ских просторах. VI от и х четких прогнозов, от их точного определения погод н ы х условий во многом зави- с и і і / с ѵ е х рыбаков -на промыс- лел^Гидрометеорологи хорошо поиШпают .по и своей работой стараются не подчисти рыбаков Ф о то Б. Щукина. Х ОТЬ' и редко, но пожа ры на судах еще случа ются. Далеко ходить за фак тами ие надо. 18 января этого года пожар произошел у тридцать пятого причала рыбного порта па учебном судне «Батайск». 5 февраля у первого причала загорелся пассажирский катер «Вол на». 27 марта — пожар на ітлавдоке № 5 у пятнадца того причала. В тушении их принимали участие специалисты бассей новой морской пожарной инс пекции. 1 мая в море произошел вы брос пламени из котла па РТ «Майкоп». II наконец, 1 июня возник пожар на БМРТ «Аскания». На этом случае следует остановиться особо. Дело в том, что «Аскаиия» уже раз горела: это было меньше года назад. Находи лась она тогда па ремонте у сорок четвертого причала рыбного порта. Пожар на судне произошел от заронен ного по небрежности за ко жух кабельной трассы огня — туда, где было скопище ВМОРЕ-БЕЗПОЖАРОВ За безопасность мореплавания мусора: пачек из-под сига рет, этикеток, бумаги и про чего. Убыток от того памят ного пожара обошелся управ лению Мурманского тралово го флота в 4,5 тысячи руб лей. Были наказаны и капитан II. Е. Абрамов, и главный механик А. В. Двухжилов, и старший электромеханик В. Т. Семенов — все они получили по строгому выго вору. Казалось бы, есть все основания надеяться, что противопожарное состояние на судне отныне будет со блюдаться самым строжай шим образом. Ничего подоб ного. Пожар на «Асканни» повторился... Данные говорят о резком ухудшении состояния проти вопожарной безопасности па судах тралового флота. Если в 1978 году пожаров и воз гораний на судах этого флота зарегистрировано не бы ло, то в 1979 году их было уже несколько, случались они и нынче. И в настоящее время со стояние противопожарной безопасности на судах остав- ляет желать лучшего. В мае —июне солидная комиссия в составе начальника бассейно вой морской пожарно-техни ческой инспекции А. А. Пу- дова. ведущего инженера ЦПКТБ П. П. Анисимова, капитана тралового флота По, подчеркнем еще раз эту мысль, случаи пожаров — редки. И основное направ ление в работе инспекции — профилактическое: проверка противопожарного состояния судов. Проводится она на всех флотах объединения «Севрыба». Немного из истории инс пекции. Создана она сравни тельно недавно, в 1967 году, по и за такой короткий срок сумела сыграть свою роль в предотвращении пожаров. Ес ли раньше ежегодные убыт ки от них составляли многие тысячи рублей, то, к приме ру, в 1978 году потери от поиіаров составили лишь... 240 рублей. И все лее пожары в море нет-нет да и заставляют го ворить о себе. 31 июля 1979 года произо шел пожар на БМРТ «Под московье». Возгорание мас ляных отложений в котель ных трассах принесло убыток в 20 тысяч рублей. 19 ав густа на промысле в море был выведен из строя гене ратор на БМРТ «Северное сияние». Убыток от этого ЧП — 3000. рублей, 13 ок тября — пожар па БМРТ «Полесье»... Год 1980-й. Та же тре вожная статистика. 29 янва ря па промысле случился по жар на БМРТ «П. Катунии».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz