Рыбный Мурман. 1980г. Август.
«Подготовка к новому съезду — это мощный рычаг подъ ема политической и трудовой активности как коммунистов! так и беспартийных, — говорил на июньском (1980 г.) Пле нуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев. — ...Необходимо и дальше думать, как ускорить научно-технический прогресс, укрепить трудовую и государственную дисциплину, обеспечить уверен ный рост производительности труда». Эти принципиальные положения целиком и полностью оп ределяют задачи нашего коллектива. От экспериментов к серииному производству К ! ОНСТРУКТОР'СК II Е, технологические отделы и экспериментальная база объединения «Севтехрыб- пром» принимают непосред ственное участие в строитель стве третьего коптильного за вода, нового консервного за вода, жестянобаночной фаб рики, в реконструкции Кан далакшского рыбоконсервно го завода и Архангельского рыбокомбината. . Основное внимание мы об ращаем на разработку средств разделки и обработ ки мойвы, сайки, анчоусов, путассу, макруруса, гладко голова. А наибольший удель ный вес выполненных работ приходится на разработку технологии и средств меха низации, обеспечивающих значительное расширение выпуска пищевой продукции из мойвы. Сосредоточение усилий коллектива на всех этих воп росах позволит более актив но вовлекать в пищевой ба ланс то сырье, которое преж- де не использовалось. У нас в объединении раз рабатывается оборудование, которое позволяет выпускать из мелкой рыбы копченые, -вяленые, соленые и консер вированные рыботовары — продукцию, пользующуюся повышенным спросом. «Сев. техрыбпромом» созданы вы сокопроизводительные маши ны и механизмы по раздел ке, копчению и вялению мой вы, переработке путассу, сайки, сардины и другоіі мелкой рыбы. Учитывая перспективность технологии получения пище вой продукции из малоценно го сырья и возрастание его уловов, коллектив стремится ускорить переход к про мышленному выпуску про дуктов из рыб пониженной товарной ценности. Для отра ботки промышленной техно логии в объединении созда ется опытная линия произво дительностью 1 тонна готово го продукта в сутки. В содружестве с коллекти-( вами объединения «Мурман ская судоверфь» и Канда лакшского механического за вода нашим объединением по 30 законченным разработкам изготовлено 455 станков, ма шин и линий. Условный эко номический эффект разрабо ток постоянно растет. Если в 1977 году он составлял 5 миллионов 44 тысячи руб лей, то в 1978 — 5 миллио нов 800 тысяч рублей, а в 1979 — уже 7 миллионов 99 тысяч рублей. Технический уровень раз работок постоянно возраста ет, увеличивается число ин женерных решений на уров не изобретений. Однако эффективность ра боты объединения может быть значительно выше. Ме шает недостаток машино строительных мощностей, от которых зависит серийный выпуск оборудования и зап частей. А из-за этого — не хватка оборудования и осо бенно запасных частей. На пример, сейчас мы можем выпускать около 500 диско вых ножей, а потребность в них по заявкам — 1500 — 2000. Не приносит желаемых результатов и кооперация по изготовлению оборудова ния с заводами объединения «Мурманская судоверфь». Сроки поставок «Севтехрыб- прому» деталей по коопера ции для сборки и отладки машин не выдерживаются. Так сейчас обстоит дело с изготовлением отдельных уз лов и деталей для линии производства паштета из пе чени бланшированной трес ки. По решению совещания в ВРПО «Севрыба», которое состоялось 25 февраля, су доверфь должна оказать нам техническую помощь в их изготовлении. Документа ция была направлена вовре мя. Трижды мы просили су доремонтников приступить к работе и сообщить сроки ее выполнения, но до сих пор не поступило ни одной дета-, ли, ничего нам не известно и о сроках их изготовления. Недоделана также упаковоч ная тара для коптильной пе чи Н29.КВ, сдерживаются сроки отправки ее в Архан гельск. А все это приводит к тому, что и наши плано вые работы не выполняются своевременно. Конечно, можно ссылать ся на смежников, на объек тивные причины, закрывать глаза на собственные про махи. Но коммунисты «Сев- техрыбпрома» считают, что значительные резервы про изводства заключаются в улучшении организации тру да конструкторов и рабочих, в повышении оснащенности оргтехникой, в совершенст вовании нормативной базы на выполняемые объединени ем работа. Не все в порядке у нас и с качеством. Имеются пре тензии к оборудованию, на. пример, к тем же дисковым ножам для рыборазделочных машин. Плохо то, что каче ство изготовления у нас за частую не обусловлено нали чием определенной техноло гии и системы контроля за ее неукоснительным • соблю дением. а целиком лежит на плечах отдельных умельцев. Такое обеспечение качества . оправдано для эксперимен тальных изделий, но ни в коей мере не пригодно для серийного производства. Не в первый раз мы ста вим в различных инстанциях вопрос о развитии машино строительной базы, специа лизированной на выпуске технологического оборудова ния. Определенный рост производства будет достиг нут уже после окончания ведущегося сейчас строи тельства заготовительного участка и надстройки третье го и четвертого этажей экс периментальной базы, но для кардинального решения вопроса необходимо строи тельство мощного машино строительного завода. Немало вопросов пред стоит решить коллективу в оставшиеся четыре месяца завершающего года пятилет ки. Если поначалу в «Севтех- рыбпроме» велись только экспериментальные работы, то сейчас мы перешли к се, рийному производству, И год от года оно будет возрастать. В этом — наша главная за дача. С. КРУТОВ, директор объединения «Севтехрыб- пром». f ПРЕЖДЕ чем устранить " неравномерность рабо ты промысловых судов, не обходимо детально изучить и всесторонне проанализиро вать причины, которые ее вызывают. II только после проведения такой вот подго товки разрабатываются ре комендации, практические мероприятия — с тем, что бы предотвратить или иск лючить неравномерность в районах промысла. В траловом флоте эти функции частично выполняет группа анализа при отделе добычи. Она состоит из двух человек и ведет статистиче ский учет по работе судов, находящихся на промысле, анализирует полученные дан ные, определяет первооче редные задачи и дает кон кретные рекомендации для экипажей судов по данному вопросу. Как же строится работа этой группы? ПрежДе чем приступить к анализу, один из сотрудни ков отдела на основании ин формации, полученной из вычислительного центра Цен трального проектно-конструк торского и технологического бюро (ЦПКТБ), составляет дислокацию флота за про шедшие сутки. При этом су да разбиваются по типам, районам лова с учетом по род вылавливаемой рыбы, количества добытого сырья и выработанной продукции. Те перь можно подсчитать сред ний показатель по вылову на каждую группу работающих судов. II уже на основании этого показателя производит ся отбор судов, имеющих наиболее низкий результат по вылову. Далее. По «распечатке» производится выборка дан ных по судну (ловецкое вре мя, количество тралений, время на ремонт и т. д.).’ Наконец, производится ана лиз, делается тот или иной вывод о работе экипажа. Вы вод, естественно, в какой-то степени зависит от уровня квалификации и опытности работника, производившего анализ всего объемного ма териала. Ну а если на промысле постоянно находится боль шая группа судов (скалсем, 70—80 единиц), да и тому же необходимо проводить такую работу одновременно и по другим флотам для получения сравни тельных данных. Мало того, задача еще усложня ется при определении срав нительных показателей за более длительный период — декаду, месяц, с начала рей са. Естественно, отодвигают ся п сроки выработки реко мендаций судам по ликвида ции причин неравномерности в работе. Из сказанного следует вы вод: высококачественный, своевременный анализ рабо ты флота позволит сделать лишь научно обоснованная, четко функционирующая си стема математического обес печения, которая обрабаты вала бы и выдавала необхо димую информацию с по мощью ЭВМ. Мне это представляется так. Создается документ по каждому судну, по группе судов, в котором проставле ны, подчеркиваю, математи чески обоснованные коэффи циенты, определяющие эф фективность работы экипа жа, равномерность этой ра боты. Разработкой такой формы документа, матема тически обоснованных коэф фициентов и установлением их пределов, за которыми ра бота будет считаться ста бильной, могли бы заняться, мне думается, отдел автома тической системы управле ния производством и Цент ральное проектно-конструк торское и технологическое бюро. А отдел добычи со своей стороны оказывал бы этому отделу необходимую помощь. В чем она будет выра-' жаться? Ну, например, опе ратору, который будет зани маться обоснованием коэф фициентов, мы можем под сказать, какой показатель наиболее важен в той или иной ситуации. Иными сло вами, на какой из показате лей следует делать поправ ку. В одном случае это — вылов, в другом — ловец кое время, в третьем... А в третьем сложилась, скажем, такая «нештатная» ситуация. То или иное суд но находится в хорошем тех ническом состоянии, промво- оружение, как говорится, в целости и сохранности, и тем не менее — рыбофабрика си дит на голодном, пайке. Нет ' рыбы. Почему? сказать, таковым может слу жить трал, который специа листы. находящиеся в резер ве, могли бы вооружить на практике под руководством опытных своих товарищей. Приведу пример. Мне по долгу . службы приходится принимать участие в работе балансовой комиссии. И не редко приходится слышат;, от капитанов жалобы на то, что уровень подготовки того или иного члена команды не соответствует присвоенной ему квалификации. Нередко так получается вот почему. Матрос начинает свою тру^вую деятельность на рыболовном траулере ры бообработчиком. Работает он прекрасно, и через опреде ленное время ему присваива ют соответствующую квали фикацию. Но вот (а это час Станет Ваше мнение? ЭА ПОСЛЕДНИЕ годы в промышленном рыболовстве про- ^ изошли большие и качественные, и количественные из менения. К таковым можно отнести пополнение флотов со временными судами, оснащенными новейшей аппаратурой спутниковой навигации, применение дорогостоящих канат ных тралов, все большая отдаленность районов промысла. В условиях, когда значительно выросли затраты на содер жание промыслового флота, особенно нежелательно, чтобы в одном и том же районе результаты работы однотипных судов поражали своими контрастами. Иными словами, обес печение равномерности работы судоэкипажей выдвигается в ряд наиболее важных проблем. Как устранить причины неравномерности работы судов в наиболее короткие сроки! Своими размышлениями на этот счет делится старший инженер отдела добычи Мурманского тралового флота А. Н. НОВИКОВ. п у т ь к о р о ч е Сделать правильный «ак цент» как раз и помогут опе ратору специалисты нашего отдела. .Скажем, путассу ло вят в течение трех-четырех часов — и не больше. И ес ли не ухватил это время, то потом хоть целые сутки бей ся, результат будет нулевой. А значит, причина пролова здесь кроется в неумении специалистов судна правиль но построить работу произ водственных звеньев. Другой важной проблемой, связанной с эффективным использованием флота, его равномерной работой являет ся, на мой взгляд, проблема подготовки кадров. Естест венно, меня, как работника отдела добычи, прежде всего интересует подготовка масте ров по добыче рыбы. Суще ствующие формы подготовки специалистов данной профес сии, думается, еще не доста точно эффективны. Перед тем как выйти в море, до бытчики должны прослушать курс по новой технике в про мышленном рыболовстве при ЦПКТБ. Однако, как гово рится, «суха теория...» И знания, полученные на кур сах, все равно приходится закреплять уже непосредст венно на палубе судна. Вот и уходит какое-то время на настройку. Можно ли что-то сделать, чтобы сократить потери дра гоценного промыслового вре мени? Наверное, можно. Не так давно «Рыбный Мурман» рассказывал о том, как на специальном тренажере «Вертикаль» судоводители приобретают и совершенст вуют практические навыки в работе с пелагическим тра лом. Очевидно, специальный тренажер очень пригодился бы и добытчикам. Кстати то случается) его. переводят на большой автономный трау лер и как отличного, опыт ного работника включают в состав палубной команды. Естественно, первое время ему ничего поручить нельзя, и матрос вроде как «без ви ны виноватый». Проходит время, пока он приобретет навыки, необходимые добыт чику рыбы. Ну а если будет тренажер, о котором я говорил, то ’ за это время матрос будет тре нироваться на берегу, нахо дясь в резерве. Вот и. полу чается двойной выигрыш — трал с гарантией подготов лен на берегу для промысла, а рыбаки подготовлены к работе с ним, что осо бенно важно, если в ка честве, тренажера было ис пользовано орудие лова ка кой-то новой конструкции или «обновленное». Но здесь вытекает другая проблема — у тралового флота нет помещения, где можно было бы проводить такие вот занятия. Не пре дусмотрено также штатной должности для работника, который занимался бы всеми организационными вопроса, ми, связанными с проведени ем тренировок. Ведь подобные трена жеры были бы полезны не только нам. Наверное, ос тальные промысловые флота области испытывают не мень шие трудности по эффектив ной подготовке кадров до бытчиков, II если у нашего флота нет условий и возмож ности для проведения заня тий, то, быть может, следу ет объединить усилия всех флотов в этом направлении? А. НОВИКОВ, старший инженер отдела добычи Мурманского тралового флота. ОТ РЕДАКЦИИ: АВТОР статьи поднимает важ ны е проблемы, связан ны е с л эфф екти вн остью использования флота. Успеха в их ре шении можно добиться в том случае, если все организации и предприятия, от которых зависи т этот успех, проявят де ловую заинтересованность в вопросах, которы е поднимаются в этом материале. Вот почему интересно было бы услыш ать мнение на сей счет п режде всего работников отделов добы чи промысловых флотов, ЦПКТБ и, конечно, специалистов объединения «Севрыба». • 6 стр. - «РЫБНЫЙ МУРМАН» 22 августа 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz