Рыбный Мурман. 1980г. Август.

«Подготовка к новому съезду — это мощный рычаг подъ­ ема политической и трудовой активности как коммунистов! так и беспартийных, — говорил на июньском (1980 г.) Пле­ нуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев. — ...Необходимо и дальше думать, как ускорить научно-технический прогресс, укрепить трудовую и государственную дисциплину, обеспечить уверен­ ный рост производительности труда». Эти принципиальные положения целиком и полностью оп­ ределяют задачи нашего коллектива. От экспериментов к серииному производству К ! ОНСТРУКТОР'СК II Е, технологические отделы и экспериментальная база объединения «Севтехрыб- пром» принимают непосред­ ственное участие в строитель­ стве третьего коптильного за­ вода, нового консервного за­ вода, жестянобаночной фаб­ рики, в реконструкции Кан­ далакшского рыбоконсервно­ го завода и Архангельского рыбокомбината. . Основное внимание мы об­ ращаем на разработку средств разделки и обработ­ ки мойвы, сайки, анчоусов, путассу, макруруса, гладко­ голова. А наибольший удель­ ный вес выполненных работ приходится на разработку технологии и средств меха­ низации, обеспечивающих значительное расширение выпуска пищевой продукции из мойвы. Сосредоточение усилий коллектива на всех этих воп­ росах позволит более актив­ но вовлекать в пищевой ба­ ланс то сырье, которое преж- де не использовалось. У нас в объединении раз­ рабатывается оборудование, которое позволяет выпускать из мелкой рыбы копченые, -вяленые, соленые и консер­ вированные рыботовары — продукцию, пользующуюся повышенным спросом. «Сев. техрыбпромом» созданы вы­ сокопроизводительные маши­ ны и механизмы по раздел­ ке, копчению и вялению мой­ вы, переработке путассу, сайки, сардины и другоіі мелкой рыбы. Учитывая перспективность технологии получения пище­ вой продукции из малоценно­ го сырья и возрастание его уловов, коллектив стремится ускорить переход к про­ мышленному выпуску про­ дуктов из рыб пониженной товарной ценности. Для отра­ ботки промышленной техно­ логии в объединении созда­ ется опытная линия произво­ дительностью 1 тонна готово­ го продукта в сутки. В содружестве с коллекти-( вами объединения «Мурман­ ская судоверфь» и Канда­ лакшского механического за­ вода нашим объединением по 30 законченным разработкам изготовлено 455 станков, ма­ шин и линий. Условный эко­ номический эффект разрабо­ ток постоянно растет. Если в 1977 году он составлял 5 миллионов 44 тысячи руб­ лей, то в 1978 — 5 миллио­ нов 800 тысяч рублей, а в 1979 — уже 7 миллионов 99 тысяч рублей. Технический уровень раз­ работок постоянно возраста­ ет, увеличивается число ин­ женерных решений на уров­ не изобретений. Однако эффективность ра­ боты объединения может быть значительно выше. Ме­ шает недостаток машино­ строительных мощностей, от которых зависит серийный выпуск оборудования и зап­ частей. А из-за этого — не­ хватка оборудования и осо­ бенно запасных частей. На­ пример, сейчас мы можем выпускать около 500 диско­ вых ножей, а потребность в них по заявкам — 1500 — 2000. Не приносит желаемых результатов и кооперация по изготовлению оборудова­ ния с заводами объединения «Мурманская судоверфь». Сроки поставок «Севтехрыб- прому» деталей по коопера­ ции для сборки и отладки машин не выдерживаются. Так сейчас обстоит дело с изготовлением отдельных уз­ лов и деталей для линии производства паштета из пе­ чени бланшированной трес­ ки. По решению совещания в ВРПО «Севрыба», которое состоялось 25 февраля, су­ доверфь должна оказать нам техническую помощь в их изготовлении. Документа­ ция была направлена вовре­ мя. Трижды мы просили су­ доремонтников приступить к работе и сообщить сроки ее выполнения, но до сих пор не поступило ни одной дета-, ли, ничего нам не известно и о сроках их изготовления. Недоделана также упаковоч­ ная тара для коптильной пе­ чи Н29.КВ, сдерживаются сроки отправки ее в Архан­ гельск. А все это приводит к тому, что и наши плано­ вые работы не выполняются своевременно. Конечно, можно ссылать­ ся на смежников, на объек­ тивные причины, закрывать глаза на собственные про­ махи. Но коммунисты «Сев- техрыбпрома» считают, что значительные резервы про­ изводства заключаются в улучшении организации тру­ да конструкторов и рабочих, в повышении оснащенности оргтехникой, в совершенст­ вовании нормативной базы на выполняемые объединени­ ем работа. Не все в порядке у нас и с качеством. Имеются пре­ тензии к оборудованию, на. пример, к тем же дисковым ножам для рыборазделочных машин. Плохо то, что каче­ ство изготовления у нас за­ частую не обусловлено нали­ чием определенной техноло­ гии и системы контроля за ее неукоснительным • соблю­ дением. а целиком лежит на плечах отдельных умельцев. Такое обеспечение качества . оправдано для эксперимен­ тальных изделий, но ни в коей мере не пригодно для серийного производства. Не в первый раз мы ста­ вим в различных инстанциях вопрос о развитии машино­ строительной базы, специа­ лизированной на выпуске технологического оборудова­ ния. Определенный рост производства будет достиг­ нут уже после окончания ведущегося сейчас строи­ тельства заготовительного участка и надстройки третье­ го и четвертого этажей экс­ периментальной базы, но для кардинального решения вопроса необходимо строи­ тельство мощного машино­ строительного завода. Немало вопросов пред­ стоит решить коллективу в оставшиеся четыре месяца завершающего года пятилет­ ки. Если поначалу в «Севтех- рыбпроме» велись только экспериментальные работы, то сейчас мы перешли к се, рийному производству, И год от года оно будет возрастать. В этом — наша главная за­ дача. С. КРУТОВ, директор объединения «Севтехрыб- пром». f ПРЕЖДЕ чем устранить " неравномерность рабо­ ты промысловых судов, не­ обходимо детально изучить и всесторонне проанализиро­ вать причины, которые ее вызывают. II только после проведения такой вот подго­ товки разрабатываются ре­ комендации, практические мероприятия — с тем, что­ бы предотвратить или иск­ лючить неравномерность в районах промысла. В траловом флоте эти функции частично выполняет группа анализа при отделе добычи. Она состоит из двух человек и ведет статистиче­ ский учет по работе судов, находящихся на промысле, анализирует полученные дан­ ные, определяет первооче­ редные задачи и дает кон­ кретные рекомендации для экипажей судов по данному вопросу. Как же строится работа этой группы? ПрежДе чем приступить к анализу, один из сотрудни­ ков отдела на основании ин­ формации, полученной из вычислительного центра Цен­ трального проектно-конструк­ торского и технологического бюро (ЦПКТБ), составляет дислокацию флота за про­ шедшие сутки. При этом су­ да разбиваются по типам, районам лова с учетом по­ род вылавливаемой рыбы, количества добытого сырья и выработанной продукции. Те­ перь можно подсчитать сред­ ний показатель по вылову на каждую группу работающих судов. II уже на основании этого показателя производит­ ся отбор судов, имеющих наиболее низкий результат по вылову. Далее. По «распечатке» производится выборка дан­ ных по судну (ловецкое вре­ мя, количество тралений, время на ремонт и т. д.).’ Наконец, производится ана­ лиз, делается тот или иной вывод о работе экипажа. Вы­ вод, естественно, в какой-то степени зависит от уровня квалификации и опытности работника, производившего анализ всего объемного ма­ териала. Ну а если на промысле постоянно находится боль­ шая группа судов (скалсем, 70—80 единиц), да и тому же необходимо проводить такую работу одновременно и по другим флотам для получения сравни­ тельных данных. Мало того, задача еще усложня­ ется при определении срав­ нительных показателей за более длительный период — декаду, месяц, с начала рей­ са. Естественно, отодвигают­ ся п сроки выработки реко­ мендаций судам по ликвида­ ции причин неравномерности в работе. Из сказанного следует вы­ вод: высококачественный, своевременный анализ рабо­ ты флота позволит сделать лишь научно обоснованная, четко функционирующая си­ стема математического обес­ печения, которая обрабаты­ вала бы и выдавала необхо­ димую информацию с по­ мощью ЭВМ. Мне это представляется так. Создается документ по каждому судну, по группе судов, в котором проставле­ ны, подчеркиваю, математи­ чески обоснованные коэффи­ циенты, определяющие эф­ фективность работы экипа­ жа, равномерность этой ра­ боты. Разработкой такой формы документа, матема­ тически обоснованных коэф­ фициентов и установлением их пределов, за которыми ра­ бота будет считаться ста­ бильной, могли бы заняться, мне думается, отдел автома­ тической системы управле­ ния производством и Цент­ ральное проектно-конструк­ торское и технологическое бюро. А отдел добычи со своей стороны оказывал бы этому отделу необходимую помощь. В чем она будет выра-' жаться? Ну, например, опе­ ратору, который будет зани­ маться обоснованием коэф­ фициентов, мы можем под­ сказать, какой показатель наиболее важен в той или иной ситуации. Иными сло­ вами, на какой из показате­ лей следует делать поправ­ ку. В одном случае это — вылов, в другом — ловец­ кое время, в третьем... А в третьем сложилась, скажем, такая «нештатная» ситуация. То или иное суд­ но находится в хорошем тех­ ническом состоянии, промво- оружение, как говорится, в целости и сохранности, и тем не менее — рыбофабрика си­ дит на голодном, пайке. Нет ' рыбы. Почему? сказать, таковым может слу­ жить трал, который специа­ листы. находящиеся в резер­ ве, могли бы вооружить на практике под руководством опытных своих товарищей. Приведу пример. Мне по долгу . службы приходится принимать участие в работе балансовой комиссии. И не­ редко приходится слышат;, от капитанов жалобы на то, что уровень подготовки того или иного члена команды не соответствует присвоенной ему квалификации. Нередко так получается вот почему. Матрос начинает свою тру^вую деятельность на рыболовном траулере ры­ бообработчиком. Работает он прекрасно, и через опреде­ ленное время ему присваива­ ют соответствующую квали­ фикацию. Но вот (а это час Станет Ваше мнение? ЭА ПОСЛЕДНИЕ годы в промышленном рыболовстве про- ^ изошли большие и качественные, и количественные из­ менения. К таковым можно отнести пополнение флотов со­ временными судами, оснащенными новейшей аппаратурой спутниковой навигации, применение дорогостоящих канат­ ных тралов, все большая отдаленность районов промысла. В условиях, когда значительно выросли затраты на содер­ жание промыслового флота, особенно нежелательно, чтобы в одном и том же районе результаты работы однотипных судов поражали своими контрастами. Иными словами, обес­ печение равномерности работы судоэкипажей выдвигается в ряд наиболее важных проблем. Как устранить причины неравномерности работы судов в наиболее короткие сроки! Своими размышлениями на этот счет делится старший инженер отдела добычи Мурманского тралового флота А. Н. НОВИКОВ. п у т ь к о р о ч е Сделать правильный «ак­ цент» как раз и помогут опе­ ратору специалисты нашего отдела. .Скажем, путассу ло­ вят в течение трех-четырех часов — и не больше. И ес­ ли не ухватил это время, то потом хоть целые сутки бей­ ся, результат будет нулевой. А значит, причина пролова здесь кроется в неумении специалистов судна правиль­ но построить работу произ­ водственных звеньев. Другой важной проблемой, связанной с эффективным использованием флота, его равномерной работой являет­ ся, на мой взгляд, проблема подготовки кадров. Естест­ венно, меня, как работника отдела добычи, прежде всего интересует подготовка масте­ ров по добыче рыбы. Суще­ ствующие формы подготовки специалистов данной профес­ сии, думается, еще не доста­ точно эффективны. Перед тем как выйти в море, до­ бытчики должны прослушать курс по новой технике в про­ мышленном рыболовстве при ЦПКТБ. Однако, как гово­ рится, «суха теория...» И знания, полученные на кур­ сах, все равно приходится закреплять уже непосредст­ венно на палубе судна. Вот и уходит какое-то время на настройку. Можно ли что-то сделать, чтобы сократить потери дра­ гоценного промыслового вре­ мени? Наверное, можно. Не так давно «Рыбный Мурман» рассказывал о том, как на специальном тренажере «Вертикаль» судоводители приобретают и совершенст­ вуют практические навыки в работе с пелагическим тра­ лом. Очевидно, специальный тренажер очень пригодился бы и добытчикам. Кстати то случается) его. переводят на большой автономный трау­ лер и как отличного, опыт­ ного работника включают в состав палубной команды. Естественно, первое время ему ничего поручить нельзя, и матрос вроде как «без ви­ ны виноватый». Проходит время, пока он приобретет навыки, необходимые добыт­ чику рыбы. Ну а если будет тренажер, о котором я говорил, то ’ за это время матрос будет тре­ нироваться на берегу, нахо­ дясь в резерве. Вот и. полу­ чается двойной выигрыш — трал с гарантией подготов­ лен на берегу для промысла, а рыбаки подготовлены к работе с ним, что осо­ бенно важно, если в ка­ честве, тренажера было ис­ пользовано орудие лова ка­ кой-то новой конструкции или «обновленное». Но здесь вытекает другая проблема — у тралового флота нет помещения, где можно было бы проводить такие вот занятия. Не пре­ дусмотрено также штатной должности для работника, который занимался бы всеми организационными вопроса, ми, связанными с проведени­ ем тренировок. Ведь подобные трена­ жеры были бы полезны не только нам. Наверное, ос­ тальные промысловые флота области испытывают не мень­ шие трудности по эффектив­ ной подготовке кадров до­ бытчиков, II если у нашего флота нет условий и возмож­ ности для проведения заня­ тий, то, быть может, следу­ ет объединить усилия всех флотов в этом направлении? А. НОВИКОВ, старший инженер отдела добычи Мурманского тралового флота. ОТ РЕДАКЦИИ: АВТОР статьи поднимает важ ны е проблемы, связан ны е с л эфф екти вн остью использования флота. Успеха в их ре­ шении можно добиться в том случае, если все организации и предприятия, от которых зависи т этот успех, проявят де­ ловую заинтересованность в вопросах, которы е поднимаются в этом материале. Вот почему интересно было бы услыш ать мнение на сей счет п режде всего работников отделов добы­ чи промысловых флотов, ЦПКТБ и, конечно, специалистов объединения «Севрыба». • 6 стр. - «РЫБНЫЙ МУРМАН» 22 августа 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz