Рыбный Мурман. 1980г. Август.
В Е Ч Е Р О М В П Я Т Н И Ц У Н ИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ, рас стегнув верхние пуговицы на рубашне и брю ках, прини мая воздушные ванны на пре красном пляже Дома отдыха работников торговли. Рядом с ним, вольготно раскинувш ись на громадном махровом поло тенце («немецкое» — опреде лил Николай Осипович), отды хал м уж чи на средних лет в краси вы х бирю зовы х плавках со ш нурком («японские» — определил Николай Осипович). Лицо м уж чи ны показалось Ни колаю Осиповичу знакомым, и он, после недолгого колебания, дотронулся до плеча соседа: «Простите, где бы это я мог вас видеть?» М уж чина лениво пе рекатился на бок, снисходи тельно усм ехнулся и предста вился: «Зяблов, Сократ». У Ни колая Осиповича вспотели ла дони: «Как? Сам Зяблов, ле генда! У никум ! И та к вот, по- простому, в я п он ских плав ках, рядом!» Они быстро на шли общий язы к, общих знако мых. поговорили о том о сем, и вконец осмелевший Николай Осипович решился: «Может, того... расскажите... поделитесь опытом? А?» «Ну что ж , — м инуту подумав бескорыстно согласился человек-легенда. — Б уты лку поставишь, расска жу...» В ую тной шашлычной, пос ле взаимны х тостов и традици онного: «За тех, кто под реви зией!», у н и ку м пр икур ил сига рету «Мальборо», изящ но щ елк нув ф ранцузской заж игалкой, и начал: — Многие, мон ами, интере сую тся, к а к это я — простой, рядовой директор магазина — ум удряю сь и план перевы полнять, и на Доске почета висеть, и статьи обо мне пи ш ут... И все это — без дефи цита. Подкидывали и мне рань ше кое-что в конце месяца: то бюстгальтеры ю гославские под к и н у т черные, то лезвия поль ские, то еще что-нибудь. А по том видят — и без того справ ляюсь, поменьше подкидывать стали, потом — еще меньше, потом — еще... Да мне, откро венно говоря, много и не надо, семья у меня небольшая... А началось все с того, что я за думался. Некоторые — идеа листы — до си х пор утв е р ж дают, что спрос рождает пред ложение. Крылатая фраза есть такая. Мол, если надо, а нету, то будет очень скоро, потому что надо. Ну, это пусть они сами в облаках витают, а мне план делать надо. Вот я и за думался, а ка к бы сделать так, чтобы большое предложение большой спрос рождало. Ре шил эксперим ентировать. За везли мне как-то партию заж и галок, тысяч двенадцать, на верное. Ну, городок у нас ма ленький, строек уд арны х не предвидится, при нормальном потреблении лет за тридцать пять эти заж игалки, может, и раскупили бы. Что ж е я делаю? Я изымаю из продажи спи чки . Недели две все на стары х за пасах держатся, потом некото рые интеллектуалы трением огонь добывать начинаю т, де ж урство в семье устанавлива ют, чтоб — не дай бог — не погас. Я жду. Наконец .кто-то кр и ч и т «эврика» и ры сью ко Г е н и й РАССКАЗ мне — за заж игалкой. За ним иноходью остальные. Полпар тии нак не бывало. Но я ж ду. На следующее утро перед от кры тием у дверей толпа. К ри чать мне начинаю т что, мол, крем ень не чиркает, колесо не крутится, у кого-то заж игалка бензина больше, чем «Жигули» потребляет... Я-то это знаю, не первый год в торговле, а зап частей У нас и в помине нет. В общем, р а скуп аю т остальное — из д вух одну смастерить на деются. А назавтра я вы ки ды ваю спи чки , годовой запас. Че рез час — нету! Вот та к, план — триста процентов! И без де фицита! Р ассказчик на время ум олк и, наслаждаясь эффектом, поко- ырял в зубах элегантной ав стралийской зубочисткой. — Но это, та к сказать, азы, прим итивизм на уровне б ух галтерской ш колы . А сейчас кое-что из высшей математики, посложнее. Вот возьмем, к пр и меру, зубочистки... Не эти к о нечно, — тонко улыбнулся Зяб лов, пряча в нарман австра лийское чудо. — Мелочь, да? Вроде бы и говорить не о чем? Товару-то — три коробки. Пла на на н и х не сделаешь — не цветной телевизор. Не п о куп а ют, да и ладно. Но мне .к а к профессионалу интересно по возиться. Ночи не сплю — ду маю! И придумал. Поступает ко мне нафель — на каждой плиточке «Мон- на Лиза» на го лубом фоне. Мечта эстетов. Обзва н и в а ю всех зубны х врачей в горо де — их у нас трое — и спра шиваю , не н у ж ен ли? У двоих семейных го лос преры ваться начинает — м еканье каное-то. Клю нули, Третий. холостой, отказался, сказал, что не собирается «Монной Лизой» общежит- ский н у ж н и к выкладывать. Но это я тоже предвидел. Мне и д вух достаточно. В об щем, у этих двоих начинается кошм арная ж и зн ь под назва нием «ремонт». Само собой по шло: дни в счет отпуска, за свой счет, больничные с «ОРЗ», мастеров дома ж д ут неделями — естественно, им не до пломб и кариеса. Молодой вкалывает сначала полторы смены, потом две, потом запивает горьную н уходит в сантехники. Что же получается: у населения ж ева тельный аппарат портится по- преж нем у регулярно, ж ует оно та кж е регулярно, и часть про д укта остается в ды рках, кото рые и заделывать-то некому! Населению неудобно, хочется эту часть продукта вы ковы рять. С пичкой оно это сделать не смеет — уж е приучено спи ч ки беречь. Вот та к мои зубо чи стки и расходятся. Главное — трезвы й подход и знание психологии. Ну и от природы кое-что иметь надо, — посту чал себя по лбу согнуты м паль цем Зяблов. — Или вот еще. Приезжает ко мне в ке п ке и с горем в глазах, ящ и к коньяка на стол ставит и говорит: «По слушай, матерью клянусь, по моги...» ...Зяблов говорил и говорил. С необычайной легкостью хо лодильники «Апшерон» превра щались у него в печни для из готовления лаваша и сбывались в неимоверных количествах, по кры ты е веновой пы лью «корни» роз исчезали с прилавков с бы стротой, недоступной их ж и вым оригиналам, строилось во дохранилище для поднятия спроса на надувные лодки... В полутемной шашлычной над головой рассказчика все ярче и ярче разгоралось голу боватое сияние. Нинолай Оси пович, о ткры в рот, приобщ ал ся к гениальности. Ю. ВОЛК. В этой игре приведены 23 названия судов и кораблей. При правильном вписании и х в сетку р и сун ка в вертикальном столбике по направлению стрелки вы прочтете название ис торического морского романа писателя С. Голубова 1. Крейсер, который одним на первых в Мурманске перешел на сторону Советской пластн. 2. Первый в мире ледокол, пе реоборудованный из винтового буксирного парохода талантли вым кронштадтским изобрета телем М. Брнтневым. 3. Судно, на котором была проведена пер вая океанографическал экспе диция в Белое и Баренцево мо ря в 1923 г. 4. Фрегат, на ко тором под командованием ка питан-лейтенанта И. Ункосско- го совершил в 1825 году кру госветное плавание писатель И. А. Гончаров. 5. Паровой кор вет, на котором под командо ванием капитан-лейтенанта В. Елагодарева был доставлен на остров Новая Гвинея зна менитый путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай. 6. Пароход, на котором в 1933-34 гг. было со вершено плавание по Север ному морскому пути от Мур манска до Берингова пролива. 1 . Первый корабль русского Флота с винтовым двіг,кителем. 8. Рыболовный траулер, носив ший ^название морской промыс ловой рыбы. 9. Линейный ко- «Очень люблю м у зы ку ансамбля «П инк Флойд». Когда б>| ■аю в инпортах. покупаю их пластинки. Но вот о чем они поют? Какова история группы ? Расскажите, пожалуйста». (В. Хромченков, Мурманск). . Р А З Д , п и н к У М Ь Я Ф Л О Й Д “ [Г I. поиски О Д ЭТУ м узыку н ельзя танцевать или веселиться с д ру зья м и , о бед ать или ис терически кричать на к о н ц е р те. Н еторопливая м ощ ь з в у чания и вдум чивая поэзия «Пинк Ф ло й д а» зад ер ж и в аю т, притягивают и заставляю т слу шать и думать. Такова группа «Пинк Флойд» сегодня. А в с ам о м начале пути, лет пят надцать назад, они были п р о сто начинающей группой. То гда студентов-архитекторов Л он дон ского политехникума — Р о д ж ер а Уотерса, Ричарда Райда и Ника Мэсона о б ъ е д и няли увлеченность м узы кой и конструирование электронной аппаратуры. Вместе с поэтом и гитаристом С и д ом Б а р р е т т о в они с о зд ал и группу, которую назвали в честь известных ис полнителей блю за Пинка Ан д е р с о н а и Ф л о й д а Каунсла. П ервы е выступления «Пинк Флой д » ограничивались с к р о м ными залам и лондонских о к раин. Тогда звучание группы о п р е д е л я л о с ь музы кой, напи санной вокалистом и бас-ги- таристом У отерс ом и яркой, причудливой, эксцентричной п оэзи ей Барретта. Гиперуси- ленное, искаж ен ное звучание, причудливый у з о р м елоди и , п р о д о л ж ающ и е с я д о 20 минут композиции, световы е э ф ф е к ты стали привлекать внимание к неизвестной группе. З а о р и гинальность ансам бль отнесли к категории «подпольного р о ка», то есть нетрадиционного, н еобычного. «Пинк Ф лой д» вступил в психоделическую ф а зу творчества: б е с ф о р м е н ные и а м о р ф н ы е композиции с им п рози зац и ям и и шумами, использование электронных. дым овы х и световых э ф ф е к тов, д ем о н стр ац и я ф и льм ов и слайдов. Первый ал ь б о м ансам бля «Трубач у врат зари» вышел в 1967 году. Н ервная, тр ев о ж н ая и р е з к а я м узы ка сочетается в н ем с остроум ными и ф ан тас тичными стихами Барретте. О д нако пагубное пристрастие к наркотикам, дававш ее вначале просто р во о б р а ж е н ию поэта, м ед л ен н о , но вер н о погубило его. В 1968 году Барретт п о падает в больницу, а в гр уп пу приходит старый приятель Уотерса, гитарист и вокалист Д эви д Гилмор. Таким о б р азо м , состав «Флойд» стаб и ли зи ро вался. Ричард Райт играет на клавишных, виолончели и га р монике. Ник Мэсон— на у д а р ных. Ц ентральной фигурой стал Уотерс. И зм ен ен ия в составе ан сам бл я отразились на стиле п роизведений. Второй альбом («Блюдце, п олное секретов») отличался б л агодуш и ем и эпичностью, но не более. Но вая тенденция в творчестве нашла п р оявл ен и е и в с л е д у ющ е м двой н ом ал ь б о м е — «Аммагамма», «Пин:< Флойд» учились создавать музыкой н астроение слушателей. Этот а л ьбом отличался с о з е р ц а т е л ь ностью и отреш ен н остью — яркий о б р а з е ц «чистого» ис- кусстза. Творчеством группы заи н те ресовались ки н оп родю серы . «Флойд» пишут м узыку для киноф ильм ов «Давайте любить в Лондоне» Питера Уайтхеда, «Комитет» Пола Джонса, «Больше» и «Долина» Барретта Ш р е д е р а , «Забриски Пойнт» Антониони и других. Н екото р ы е ф о н о гр а м м ы вышли ал ь бом ам и. О дн ако группа не нашла е щ е своего творческого лица. «Флойд» п р одолж ал и раб о тш ь над новым м атер и ал о м и с о вершенствовать электрон н ое обо р у д о в ан и е Альбом «Атом, С е р д ц е, Мать» был записан с симф он и ч еским оркестр о м и хором . Его, как и саму груп пу в то в р ем я, отличали не возм утим ость и спокойствие. П р о б л ем ы реальн ой жизни не интересовали музыкантов. Ц елью технических усовер- шенствований, по словам Уотерса, было и зм ен ен и е м а с штаба обычного поп-шоу: «Идея состояла в том, чтобы окутать аудиторию звуком, находясь самим в центре, сделать концерт б о л е е теат ральным». Музыканты сконст руировали установку из 360 звуковых элементов, с о з д а ю щую иллю зию движ ения зву ка вокруг зала. С этих пор каждый из редки х конц&рз^ п р евр ащ ал ся в светопредстав ление... Пожалуй, первым альбом ом, где зазвучали зем ны е темы, п р о б л е м ы одиночества людей в капиталистическом мире, стал ал ь б о м «Вмешательство». П осле него появились «Релик вии» с продолж и тел ьн ой э л е к тронной композицией «Эхо». А. АРТЕМЬЕВ. (Окончание следует). Дискограф ия 1967 —1972: 1967 — «Трубач у врат зари»; 1968 — «Блюдце, полное сек ретов»; 1969 — «Больше» и «Аммагамма»; 1970 — «Атом, Сердце, Мать» и «Забриски Пойнт»; 1971 — «Вмешательство» и «Реликвии»; 1972 — «С крыт обланами». Неделю просидел на оди нокой сосне, растущей по среди 80-метрового водопада ІІобеока, 19-летщш японский служащий Макото Хасикура. В воскресный июльский день он решил совершить восхояс- дение на гору Мукабаки, воз вышающуюся в префектуре Миядзаки. Однако, не имея специальной альпинистской подготовки, он сорвался с одной из. круч в горный по ток, который вынес его к водопаду. Упав в воду, Ха- НЕДЕЛЮ ПОСРЕДИ ВОДОПАДА сикура потерял сознание, а когда очнулся, то обнаружил себя висящим на ветвях оди нокой сосны, растущей по среди низвергающегося вод ного потока. Дерево толщиной 20 сан тиметров стало его прибе жищем на целую неделю. Единственное, в чем Хасику- ра не испытывал" недостатка, была речная вода. Все его крики и призывы о помощ* заглушалпеь грохотом вод<£ пада. Спасение пришло лишь в следующее воскресенье, ког да незадачливый турист был обнаружен группой альпини стов, снявших его с сосны и доставивших в ближайшую больницу. рабль, построенный по проекту талантливого русского инжене ра И. Г. Бубнова. 10. Минный заградитель, принимавший ак тивное участие в Октябрьском вооруженном - восстании. 11. Экспедиционное судно норвеж ского ученого и морского пу тешественника Тура Хейерда ла. 12. Флагманский корабль Петра I, один из лучших па русных кораблей русского флота по скорости хода, ма невренности и устойчивости в период русско-шведской войны 1700—1721 гг. 13. Экс педиционное парусно-мотор ное судно русского поляр- К р о с с в о р д ного исследователя В. А. Ру санова. 14. Бриг, на котором п 1815—1818 гг. русский море плаватель О, Коцебу совершил кругосветное плавание. 15. Броненосец — первый военный корабль, перешедший на сто рону революционного пролета риата России. 16, Ледокол ар к тического пароходства. 17. Со ветская китобойная флотилия. 18. Легендарный сторожевой корабль Северного флота. 19. Каравелла Христофора Колум ба. 20. Шлюп, на котором рус ский мореплаватель В. Голов нин совершил кругосветное плавание в 1807—1811 гг. 21. Шлюп первой русской антарк тической экспедиции. 22 Пер вый в мире русский теплоход. 23. Первый в миро мореход ный миноносец отечественной постройки. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 32. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7, Каверин. 8. Каземат. 11. Миноносец. 14. Лиман. 15. Нежин. 16. Канал. 19. Гитов 20. Редан. 21. За тон. 22. Ропак. 27. Нотис. 28. Катер. 29. Канин. 33. Нахимо вец. 35. Семафор. 36. М еханик ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Материн. 3. Тихий. 4. Панер. 6 Таке лаж. 9. Конец. 10. Лоция. 12. Навигация. 13. Катамаран. 17. Помор. 18. Невод. 23. Корабел. 24. Налив 25. Седов. 26. Кипарис. 30. Нагоя. 31. Берег. ПО ИЗВИЛИСТЫМ ЛИНИЯМ: 2. Сейнер. 5. Пентер. 32, Виндал. 34. Тангаж I - |2 | 3 |ч] * 1 5 Г Іі-ц 2 6 Г7 Г /Іг'"й ю F ЩЩщЧіз 15 И ;.1 16 \1в 17 [19 п0 Ц XSS: 2Z р ощдд т Л э » э /и КРЕПОСТЬ НА ГОРЕ Символом ратной до блести и строительно* го мастерства в й Изборская крепос ь! историю России В дни она отмечает 650- летие. И сторики утвержда- ют: Древняя Рус»* не знала крепости, кото рая могла бы срав ниться по мощи и ин ж енерном у и скусству с е Изборской, на протяже-1 нии м ногих веков пре-* граждавш ей врагу путь на Псков. Летописи за свидетельствовали не сколько случаев, когда полчища ливонских рыцарей повордчивали вспять, увидев на Же- равьей горе могучие стены и башни. Ни разу не смогли поко рить враги русскую твердыню , названную «железным городом». В наши дни крепость привлекает ты сячу т у ристов, покоря^Ч к их нрасотой и величием. (Корр. ТАСС). Старый Изборск. (Псковская обл.) • Ю стр. «РЫБНЫЙ М УРМ АН » 15 августа 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz