Рыбный Мурман. 1980г. Август.

В Е Ч Е Р О М В П Я Т Н И Ц У Н ИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ, рас­ стегнув верхние пуговицы на рубашне и брю ках, прини­ мая воздушные ванны на пре­ красном пляже Дома отдыха работников торговли. Рядом с ним, вольготно раскинувш ись на громадном махровом поло­ тенце («немецкое» — опреде­ лил Николай Осипович), отды­ хал м уж чи на средних лет в краси вы х бирю зовы х плавках со ш нурком («японские» — определил Николай Осипович). Лицо м уж чи ны показалось Ни­ колаю Осиповичу знакомым, и он, после недолгого колебания, дотронулся до плеча соседа: «Простите, где бы это я мог вас видеть?» М уж чина лениво пе­ рекатился на бок, снисходи­ тельно усм ехнулся и предста­ вился: «Зяблов, Сократ». У Ни­ колая Осиповича вспотели ла­ дони: «Как? Сам Зяблов, ле­ генда! У никум ! И та к вот, по- простому, в я п он ских плав­ ках, рядом!» Они быстро на­ шли общий язы к, общих знако­ мых. поговорили о том о сем, и вконец осмелевший Николай Осипович решился: «Может, того... расскажите... поделитесь опытом? А?» «Ну что ж , — м инуту подумав бескорыстно согласился человек-легенда. — Б уты лку поставишь, расска­ жу...» В ую тной шашлычной, пос­ ле взаимны х тостов и традици­ онного: «За тех, кто под реви­ зией!», у н и ку м пр икур ил сига­ рету «Мальборо», изящ но щ елк­ нув ф ранцузской заж игалкой, и начал: — Многие, мон ами, интере­ сую тся, к а к это я — простой, рядовой директор магазина — ум удряю сь и план перевы­ полнять, и на Доске почета висеть, и статьи обо мне пи­ ш ут... И все это — без дефи­ цита. Подкидывали и мне рань­ ше кое-что в конце месяца: то бюстгальтеры ю гославские под­ к и н у т черные, то лезвия поль­ ские, то еще что-нибудь. А по­ том видят — и без того справ­ ляюсь, поменьше подкидывать стали, потом — еще меньше, потом — еще... Да мне, откро­ венно говоря, много и не надо, семья у меня небольшая... А началось все с того, что я за­ думался. Некоторые — идеа­ листы — до си х пор утв е р ж ­ дают, что спрос рождает пред­ ложение. Крылатая фраза есть такая. Мол, если надо, а нету, то будет очень скоро, потому что надо. Ну, это пусть они сами в облаках витают, а мне план делать надо. Вот я и за­ думался, а ка к бы сделать так, чтобы большое предложение большой спрос рождало. Ре­ шил эксперим ентировать. За­ везли мне как-то партию заж и ­ галок, тысяч двенадцать, на­ верное. Ну, городок у нас ма­ ленький, строек уд арны х не предвидится, при нормальном потреблении лет за тридцать пять эти заж игалки, может, и раскупили бы. Что ж е я делаю? Я изымаю из продажи спи чки . Недели две все на стары х за­ пасах держатся, потом некото­ рые интеллектуалы трением огонь добывать начинаю т, де­ ж урство в семье устанавлива­ ют, чтоб — не дай бог — не погас. Я жду. Наконец .кто-то кр и ч и т «эврика» и ры сью ко Г е н и й РАССКАЗ мне — за заж игалкой. За ним иноходью остальные. Полпар­ тии нак не бывало. Но я ж ду. На следующее утро перед от­ кры тием у дверей толпа. К ри ­ чать мне начинаю т что, мол, крем ень не чиркает, колесо не крутится, у кого-то заж игалка бензина больше, чем «Жигули» потребляет... Я-то это знаю, не первый год в торговле, а зап­ частей У нас и в помине нет. В общем, р а скуп аю т остальное — из д вух одну смастерить на­ деются. А назавтра я вы ки ды ­ ваю спи чки , годовой запас. Че­ рез час — нету! Вот та к, план — триста процентов! И без де­ фицита! Р ассказчик на время ум олк и, наслаждаясь эффектом, поко- ырял в зубах элегантной ав­ стралийской зубочисткой. — Но это, та к сказать, азы, прим итивизм на уровне б ух­ галтерской ш колы . А сейчас кое-что из высшей математики, посложнее. Вот возьмем, к пр и ­ меру, зубочистки... Не эти к о ­ нечно, — тонко улыбнулся Зяб­ лов, пряча в нарман австра­ лийское чудо. — Мелочь, да? Вроде бы и говорить не о чем? Товару-то — три коробки. Пла­ на на н и х не сделаешь — не цветной телевизор. Не п о куп а ­ ют, да и ладно. Но мне .к а к профессионалу интересно по­ возиться. Ночи не сплю — ду­ маю! И придумал. Поступает ко мне нафель — на каждой плиточке «Мон- на Лиза» на го­ лубом фоне. Мечта эстетов. Обзва н и в а ю всех зубны х врачей в горо­ де — их у нас трое — и спра­ шиваю , не н у­ ж ен ли? У двоих семейных го­ лос преры ваться начинает — м еканье каное-то. Клю нули, Третий. холостой, отказался, сказал, что не собирается «Монной Лизой» общежит- ский н у ж н и к выкладывать. Но это я тоже предвидел. Мне и д вух достаточно. В об­ щем, у этих двоих начинается кошм арная ж и зн ь под назва­ нием «ремонт». Само собой по­ шло: дни в счет отпуска, за свой счет, больничные с «ОРЗ», мастеров дома ж д ут неделями — естественно, им не до пломб и кариеса. Молодой вкалывает сначала полторы смены, потом две, потом запивает горьную н уходит в сантехники. Что же получается: у населения ж ева­ тельный аппарат портится по- преж нем у регулярно, ж ует оно та кж е регулярно, и часть про­ д укта остается в ды рках, кото­ рые и заделывать-то некому! Населению неудобно, хочется эту часть продукта вы ковы ­ рять. С пичкой оно это сделать не смеет — уж е приучено спи ч­ ки беречь. Вот та к мои зубо­ чи стки и расходятся. Главное — трезвы й подход и знание психологии. Ну и от природы кое-что иметь надо, — посту­ чал себя по лбу согнуты м паль­ цем Зяблов. — Или вот еще. Приезжает ко мне в ке п ке и с горем в глазах, ящ и к коньяка на стол ставит и говорит: «По­ слушай, матерью клянусь, по­ моги...» ...Зяблов говорил и говорил. С необычайной легкостью хо­ лодильники «Апшерон» превра­ щались у него в печни для из­ готовления лаваша и сбывались в неимоверных количествах, по­ кры ты е веновой пы лью «корни» роз исчезали с прилавков с бы­ стротой, недоступной их ж и ­ вым оригиналам, строилось во­ дохранилище для поднятия спроса на надувные лодки... В полутемной шашлычной над головой рассказчика все ярче и ярче разгоралось голу­ боватое сияние. Нинолай Оси­ пович, о ткры в рот, приобщ ал­ ся к гениальности. Ю. ВОЛК. В этой игре приведены 23 названия судов и кораблей. При правильном вписании и х в сетку р и сун ка в вертикальном столбике по направлению стрелки вы прочтете название ис­ торического морского романа писателя С. Голубова 1. Крейсер, который одним на первых в Мурманске перешел на сторону Советской пластн. 2. Первый в мире ледокол, пе­ реоборудованный из винтового буксирного парохода талантли­ вым кронштадтским изобрета­ телем М. Брнтневым. 3. Судно, на котором была проведена пер­ вая океанографическал экспе­ диция в Белое и Баренцево мо­ ря в 1923 г. 4. Фрегат, на ко­ тором под командованием ка­ питан-лейтенанта И. Ункосско- го совершил в 1825 году кру­ госветное плавание писатель И. А. Гончаров. 5. Паровой кор­ вет, на котором под командо­ ванием капитан-лейтенанта В. Елагодарева был доставлен на остров Новая Гвинея зна­ менитый путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай. 6. Пароход, на котором в 1933-34 гг. было со­ вершено плавание по Север­ ному морскому пути от Мур­ манска до Берингова пролива. 1 . Первый корабль русского Флота с винтовым двіг,кителем. 8. Рыболовный траулер, носив­ ший ^название морской промыс­ ловой рыбы. 9. Линейный ко- «Очень люблю м у зы ку ансамбля «П инк Флойд». Когда б>| ■аю в инпортах. покупаю их пластинки. Но вот о чем они поют? Какова история группы ? Расскажите, пожалуйста». (В. Хромченков, Мурманск). . Р А З Д , п и н к У М Ь Я Ф Л О Й Д “ [Г I. поиски О Д ЭТУ м узыку н ельзя танцевать или веселиться с д ру зья м и , о бед ать или ис­ терически кричать на к о н ц е р ­ те. Н еторопливая м ощ ь з в у ­ чания и вдум чивая поэзия «Пинк Ф ло й д а» зад ер ж и в аю т, притягивают и заставляю т слу­ шать и думать. Такова группа «Пинк Флойд» сегодня. А в с ам о м начале пути, лет пят­ надцать назад, они были п р о ­ сто начинающей группой. То­ гда студентов-архитекторов Л он дон ского политехникума — Р о д ж ер а Уотерса, Ричарда Райда и Ника Мэсона о б ъ е д и ­ няли увлеченность м узы кой и конструирование электронной аппаратуры. Вместе с поэтом и гитаристом С и д ом Б а р р е т т о в они с о зд ал и группу, которую назвали в честь известных ис­ полнителей блю за Пинка Ан­ д е р с о н а и Ф л о й д а Каунсла. П ервы е выступления «Пинк Флой д » ограничивались с к р о м ­ ными залам и лондонских о к ­ раин. Тогда звучание группы о п р е д е л я л о с ь музы кой, напи­ санной вокалистом и бас-ги- таристом У отерс ом и яркой, причудливой, эксцентричной п оэзи ей Барретта. Гиперуси- ленное, искаж ен ное звучание, причудливый у з о р м елоди и , п р о д о л ж ающ и е с я д о 20 минут композиции, световы е э ф ф е к ­ ты стали привлекать внимание к неизвестной группе. З а о р и ­ гинальность ансам бль отнесли к категории «подпольного р о ­ ка», то есть нетрадиционного, н еобычного. «Пинк Ф лой д» вступил в психоделическую ф а зу творчества: б е с ф о р м е н ­ ные и а м о р ф н ы е композиции с им п рози зац и ям и и шумами, использование электронных. дым овы х и световых э ф ф е к ­ тов, д ем о н стр ац и я ф и льм ов и слайдов. Первый ал ь б о м ансам бля «Трубач у врат зари» вышел в 1967 году. Н ервная, тр ев о ж н ая и р е з к а я м узы ка сочетается в н ем с остроум ными и ф ан тас­ тичными стихами Барретте. О д ­ нако пагубное пристрастие к наркотикам, дававш ее вначале просто р во о б р а ж е н ию поэта, м ед л ен н о , но вер н о погубило его. В 1968 году Барретт п о ­ падает в больницу, а в гр уп ­ пу приходит старый приятель Уотерса, гитарист и вокалист Д эви д Гилмор. Таким о б р азо м , состав «Флойд» стаб и ли зи ро­ вался. Ричард Райт играет на клавишных, виолончели и га р ­ монике. Ник Мэсон— на у д а р ­ ных. Ц ентральной фигурой стал Уотерс. И зм ен ен ия в составе ан ­ сам бл я отразились на стиле п роизведений. Второй альбом («Блюдце, п олное секретов») отличался б л агодуш и ем и эпичностью, но не более. Но­ вая тенденция в творчестве нашла п р оявл ен и е и в с л е ­ д у ющ е м двой н ом ал ь б о м е — «Аммагамма», «Пин:< Флойд» учились создавать музыкой н астроение слушателей. Этот а л ьбом отличался с о з е р ц а т е л ь ­ ностью и отреш ен н остью — яркий о б р а з е ц «чистого» ис- кусстза. Творчеством группы заи н те­ ресовались ки н оп родю серы . «Флойд» пишут м узыку для киноф ильм ов «Давайте любить в Лондоне» Питера Уайтхеда, «Комитет» Пола Джонса, «Больше» и «Долина» Барретта Ш р е д е р а , «Забриски Пойнт» Антониони и других. Н екото­ р ы е ф о н о гр а м м ы вышли ал ь­ бом ам и. О дн ако группа не нашла е щ е своего творческого лица. «Флойд» п р одолж ал и раб о тш ь над новым м атер и ал о м и с о ­ вершенствовать электрон н ое обо р у д о в ан и е Альбом «Атом, С е р д ц е, Мать» был записан с симф он и ч еским оркестр о м и хором . Его, как и саму груп­ пу в то в р ем я, отличали не­ возм утим ость и спокойствие. П р о б л ем ы реальн ой жизни не интересовали музыкантов. Ц елью технических усовер- шенствований, по словам Уотерса, было и зм ен ен и е м а с ­ штаба обычного поп-шоу: «Идея состояла в том, чтобы окутать аудиторию звуком, находясь самим в центре, сделать концерт б о л е е теат­ ральным». Музыканты сконст­ руировали установку из 360 звуковых элементов, с о з д а ю ­ щую иллю зию движ ения зву­ ка вокруг зала. С этих пор каждый из редки х конц&рз^ п р евр ащ ал ся в светопредстав­ ление... Пожалуй, первым альбом ом, где зазвучали зем ны е темы, п р о б л е м ы одиночества людей в капиталистическом мире, стал ал ь б о м «Вмешательство». П осле него появились «Релик­ вии» с продолж и тел ьн ой э л е к ­ тронной композицией «Эхо». А. АРТЕМЬЕВ. (Окончание следует). Дискограф ия 1967 —1972: 1967 — «Трубач у врат зари»; 1968 — «Блюдце, полное сек­ ретов»; 1969 — «Больше» и «Аммагамма»; 1970 — «Атом, Сердце, Мать» и «Забриски Пойнт»; 1971 — «Вмешательство» и «Реликвии»; 1972 — «С крыт обланами». Неделю просидел на оди­ нокой сосне, растущей по­ среди 80-метрового водопада ІІобеока, 19-летщш японский служащий Макото Хасикура. В воскресный июльский день он решил совершить восхояс- дение на гору Мукабаки, воз­ вышающуюся в префектуре Миядзаки. Однако, не имея специальной альпинистской подготовки, он сорвался с одной из. круч в горный по­ ток, который вынес его к водопаду. Упав в воду, Ха- НЕДЕЛЮ ПОСРЕДИ ВОДОПАДА сикура потерял сознание, а когда очнулся, то обнаружил себя висящим на ветвях оди­ нокой сосны, растущей по­ среди низвергающегося вод­ ного потока. Дерево толщиной 20 сан­ тиметров стало его прибе­ жищем на целую неделю. Единственное, в чем Хасику- ра не испытывал" недостатка, была речная вода. Все его крики и призывы о помощ* заглушалпеь грохотом вод<£ пада. Спасение пришло лишь в следующее воскресенье, ког­ да незадачливый турист был обнаружен группой альпини­ стов, снявших его с сосны и доставивших в ближайшую больницу. рабль, построенный по проекту талантливого русского инжене­ ра И. Г. Бубнова. 10. Минный заградитель, принимавший ак­ тивное участие в Октябрьском вооруженном - восстании. 11. Экспедиционное судно норвеж­ ского ученого и морского пу­ тешественника Тура Хейерда­ ла. 12. Флагманский корабль Петра I, один из лучших па­ русных кораблей русского флота по скорости хода, ма­ невренности и устойчивости в период русско-шведской войны 1700—1721 гг. 13. Экс­ педиционное парусно-мотор­ ное судно русского поляр- К р о с с в о р д ного исследователя В. А. Ру­ санова. 14. Бриг, на котором п 1815—1818 гг. русский море­ плаватель О, Коцебу совершил кругосветное плавание. 15. Броненосец — первый военный корабль, перешедший на сто­ рону революционного пролета­ риата России. 16, Ледокол ар к ­ тического пароходства. 17. Со­ ветская китобойная флотилия. 18. Легендарный сторожевой корабль Северного флота. 19. Каравелла Христофора Колум­ ба. 20. Шлюп, на котором рус­ ский мореплаватель В. Голов­ нин совершил кругосветное плавание в 1807—1811 гг. 21. Шлюп первой русской антарк­ тической экспедиции. 22 Пер­ вый в мире русский теплоход. 23. Первый в миро мореход­ ный миноносец отечественной постройки. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 32. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7, Каверин. 8. Каземат. 11. Миноносец. 14. Лиман. 15. Нежин. 16. Канал. 19. Гитов 20. Редан. 21. За­ тон. 22. Ропак. 27. Нотис. 28. Катер. 29. Канин. 33. Нахимо­ вец. 35. Семафор. 36. М еханик ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Материн. 3. Тихий. 4. Панер. 6 Таке­ лаж. 9. Конец. 10. Лоция. 12. Навигация. 13. Катамаран. 17. Помор. 18. Невод. 23. Корабел. 24. Налив 25. Седов. 26. Кипарис. 30. Нагоя. 31. Берег. ПО ИЗВИЛИСТЫМ ЛИНИЯМ: 2. Сейнер. 5. Пентер. 32, Виндал. 34. Тангаж I - |2 | 3 |ч] * 1 5 Г Іі-ц 2 6 Г7 Г /Іг'"й ю F ЩЩщЧіз 15 И ;.1 16 \1в 17 [19 п0 Ц XSS: 2Z р ощдд т Л э » э /и КРЕПОСТЬ НА ГОРЕ Символом ратной до­ блести и строительно* го мастерства в й Изборская крепос ь! историю России В дни она отмечает 650- летие. И сторики утвержда- ют: Древняя Рус»* не знала крепости, кото­ рая могла бы срав­ ниться по мощи и ин­ ж енерном у и скусству с е Изборской, на протяже-1 нии м ногих веков пре-* граждавш ей врагу путь на Псков. Летописи за­ свидетельствовали не­ сколько случаев, когда полчища ливонских рыцарей повордчивали вспять, увидев на Же- равьей горе могучие стены и башни. Ни разу не смогли поко­ рить враги русскую твердыню , названную «железным городом». В наши дни крепость привлекает ты сячу т у ­ ристов, покоря^Ч к их нрасотой и величием. (Корр. ТАСС). Старый Изборск. (Псковская обл.) • Ю стр. «РЫБНЫЙ М УРМ АН » 15 августа 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz