Рыбный Мурман. 1980г. Август.

Т РУЖЕНИКИ рыбной промышленности Се- вс'рного бассейна успешно завершают десятую пятилет­ ку. Выполнено задание по объему производства рыбной продукции повышенного спро­ са — балыков, копченой, су- шено-вяленой рыбы, консер­ вов, товаров в мелкой расфа­ совке. Успешно выполняется II главный показатель х о ­ зяйственной деятельности объединения — рост произ­ водительности труда. Сегодня уже более 140 экипажей судов нашего бас­ сейна трудятся в счет один­ надцатой пятилетки. Однако наши показатели были бы значительно лучше, если бы на промысловых, транспортных и вспомога­ тельных судах не допуска­ лись потери эксплуатацион­ ного времени и материаль­ ных средств, связанные с аварийностью п повреждени­ ями. В этом полугодии наибо­ лее неблагоприятное поло­ жение сложилось с аварий­ ностью судовых технических средств, главным образом по вине механиков. Основными видами аварий­ ности, связанной с деятель­ ностью судоводителей, оста­ ются намотки на гребные устройства, навалы, водотеч. ность корпусов, столкнове­ ния, загорания. Расследование аварийных случаев, которое проводят IМIіIИIII111НIИtf111И!і11111*IН111IIIIМ11II<IИ1111111111IIП111111111М111111111И111111II11ИIIIМ1111И11111і ІПІІШІІІІІІІІІІІІІІІШ 3<х Б е з о п а с н о с т ь ! \ш < ф е п и (и и ш и & .\ ...........................................................................................................ІІІІШ ІІІІШ ІШ ІІІІШ ІІІІ..........I l l l l l l ........ . В О ВСЕСОЮЗНОМ рыбопромышленном объединении «Севрыба» состоялось со- вещание.семинар по безопасности морепла­ вания. С докладом о состоянии аварийности на судах предприятий Северного бассейна за первое полугодие 1980 года и мерах ее пре. дупреждения выступил первый заместитель начальника — главный инженер ВРПО «Сев. рыба» С. В. Киреев. Об организации работы службы морепла­ вания в управлении «Севрыбхолодфлот» рас­ сказал заместитель главного капитана управ­ ления П. А. Кручинин. Проведению инспек­ торских проверок в море флагманскими спе­ циалистами посвятил свое выступление заме­ ститель главного капитана объединения «Мур- манрыбпром» А. И. Станков. Опытом прове­ дения совместных учений по борьбе за ж и ­ вучесть спасательных буксиров с промысло­ выми и транспортными судами поделился ка­ питан спасательного м орского буксира «Ка­ питан Нохрин» А. А. Михалажин. Капитан ПСТ-1327 «Кировакан» В. А. Веселов говорил о работе экипажа по реализации призывов обращения совещания-семинара по безопас ности мореплавания, проведенного в феврале. На совещании выступили старший инженер отдела мореплавания, связи и электрорадио­ навигации Г. А. Кайгородов, и. о. начальника «Севгосрыбфлотинспекции» В. А. Горбунов, капитан М урманского морского рыбного пор­ та Д. Я. Калюгин, и. о. главного инженера Мурманского тралового флота Ю . И. Коно. шенко, заместитель начальника Архангельско­ го тралового флота по мореплаванию В. Г. Антипов. Совещание-семинар приняло рекомендации руководителям флотов, отделам и службам флотов, командному составу судов. Предло­ жено провести всесторонний разбор аварий­ ности за первую половину 1980 года и наме­ тить эффективные меры по ее профилактике. Рекомендовано усилить политико-воспитатель­ ную работу среди работников береговых служб и отделов, личного состава флотов, на­ править ее в первую очередь на борьбу с пьянством, повышение трудовой и исполни­ тельской дисциплины, роли наставничества в работе с молодыми моряками. Участники совещания-семинара обратили внимание на необходимость повысить ответ­ ственность береговых и судовых специалистов за качество подготовки судов к плаванию, проведение текущего и заводского ремонта, исключив в этом деле случаи формализма. Предложено также усилить контроль за про­ ведением профилактической работы по преду­ преждению пожаров, повысить качество командирской и технической учебы. П р и ч и н а а в а р и й б е з о т в е т с т в е д н о с т ь «Севгосрыбфлотинспекция» и службы мореплавания, пока­ зывает. что происходят они из-за ошибок в управлении судном, слабого знания ма­ невренных элементов судов, неправильной и несвоевре­ менной оценки складываю­ щейся обстановки, особенно при ведении промысла в ус­ ловиях большой :■.ученное п. судов на ограниченной аква­ тории. отсутствия достаточ­ ного опыта, а также из-за недисциплинированности от­ дельных судоводителей. Так. во время промысла на БМРТ-451 «Лазурный» объединения «Мурманрыб пром» (капитан-директор тов. Барабанов) произошла на­ мотка на винт промвооруже- ния. Причиной этого явилась низкая организация службы на траулере. Второй механик тов. Егоров во время ходо­ вой вахты находился в поме­ щении рыбомучной установ­ ки. В машине за работой ме­ ханизмов должного наблюде­ ния не велось. Машинный телеграф был в неисправном состоянии. Дистанционная си­ стема сигнализации оказа­ лась не проверенной. Об этом, кстати, не знал вахтен­ ный помощник капитана. Своевременно не останови­ ли главный двигатель. Не организовали как следует па судне и наблюдение за положением трала в момент выборки, хотя условия для этого были идеальные. Все это н привело к аварийному происшествию. Причины аварийности на­ вигационного характера оста­ ются прежними. Но службы мореплавания флотов все еще недостаточно настойчиво устраняют их. Л надо' преж­ де всего более внимательно вести работу с кадрами, луч­ ше готовить экипажи судов к рейсам строже спрашивать с не радивых и с тех морекнч инспекторов и капитанов, н.> судах которых допущены на­ рушения безопасности море­ плавания. 1 / НАИБОЛЕЕ частым *' случаям аварийности технических средств относят­ ся повреждения главных двигателей, вспомогательных дизель-генераторов, промыс­ ловых механизмов траловых и ваерных лебедок. Причины повреждения кро­ ются в нарушениях членами экипажей и береговыми спе­ циалистами требований нор­ мативных документов по тех­ нической эксплуатации фло­ та и организации судовой службы, низком качестве ре­ монта и слабом контроле за его проведением, а также в конструктивных недостатках технических средств и дефек­ тах, допущенных при пх из­ готовлении. Все чаще происходят пов­ реждения, обусловленные от. сутствнем контроля за состо­ янием технических средств и за параметрами их работы. По этой причине произошло разрушение вспомогательно­ го двигателя на БМРТ-414 «Тралфлота, повреждение привода воздуходувки на БМРТ-252 «Некрасов». Из-за низкого качества ре­ монта. произведенного рабо­ чими СРЗ-1. поврежден главный двигатель на БМРТ- 2420 «Демьянск». На СРТ-р- 726 «Альбатрос» и СРТ.р- 713 «Голубь» после ремон­ та в Териберских судоре­ монтных мастерских объеди­ нения «Мурманрыбпром * произошло повреждение гру­ зовых валов лебедок. Есть и другие факты недо­ бросовестного отношения к делу работников судоремонт­ ных предприятий, нарушений ими технологии сборочных работ. Однако контроль за полнотой и качеством ремон­ та возложен на судовых спе­ циалистов и группы наблю­ дении судовладельцев на су­ доремонтных предприятиях. и нам надо изменить отноше­ ние к этим специалистам, повысить их ответственность в случаях повреждения тех­ нических средств, причина­ ми которых признано низ­ кое качество ремонта. Нрнчшшми многих случа­ ев повреждений судовладель­ цы признали естественный износ узлов и деталей, про­ явившийся внезапно. Это в какой-то мере может быть справедливо по отношению к отдельным неответственным системам и механизмам су­ дов типа «Пушкин», паровых РТ и СРТ. которые отрабо­ тали по 2 0 —25 лет. Но ведь ответственные механизмы и их узлы за этот период ре­ монтировались неоднократно н первопричиной большинст­ ва повреждений. на мой взгляд, следует считать от­ сутствие своевременного контроля за их техническим состоянием в целом, несвое­ временное принятие мер по профилактике. Большое число поврежде­ ний судовых технических средств, тенденция к росту, низкое качество их учета, расследования и анализа, а на некоторых предприятиях и стремление не показывать эти повреждения в отчетных данных, как это делают ру­ ководители механико-судовых служб управлений «Севрыб- промразведка». «Севрыбхо­ лодфлот». Мурманского тра. лового флота и Беломорской базы гослова. дают основа иня считать, что работа по предупреждению аварий к борьбе с ними ведется сла­ бо. Особенно тревожит поло­ жение с аварийностью судов и их технических средств к ІѴІурмаиском траловом флоте. Рост аварийности на его су ­ дах свидетельствует о том. что на этом предприятии ос­ лаблена работа по обеспече­ нию безаварийной эксплуата­ ции судов. Достаточно" ска­ зать. что в первом полугодии специалистами механико-су- доаой службы не расследова­ ны очень многие случаи пов. реждений технических средств, по ним не принято никаких мер. Нарушения, допущенные на БМРТ-423 «II. Катунин», БМРТ-131 «Заволжск», БМРТ. 114 «Ас. кания», РТ-302 «Майкоп». — не случайность, а резуль­ тат низкой требовательности к командному составу судов со стороны руководителей и специалистов морской инс­ пекции и механпко-судовой слун; бы флота. Как установила комиссия ВРПО «Севрыба». работа механико-судовой службы длительное время носила не­ организованный характер. Положение о службе и долж­ ностные инструкции ее ра­ ботникам устарели и не со­ ответствуют типовым доку­ ментам. Работники службы осуществляют несвойствен­ ные им функции в ущерб выполнению прямых служеб­ ных обязанностей. D ПЕРВОМ полугодии по и сравнению с таким же периодом прошлого года возросла аварийность на су ­ дах управлений «Севрыбхо­ лодфлот» и «Ссврыбнромраз- ведка». Без аварийности работали объединение «Мурманрыб. пром». Мурманский и Архан­ гельский рыбакколхозсоюзы и Беломорская база гослова. Однако это вовсе не значит, что в работе их служб нет недостатков. Беспокоит положение с по­ жарной безопасностью на су ­ дах н особенно в траловом флоте. Как показали проверки, число нарушений пожарной безопасности, несмотря на указания руководства «Сев- рыбы* и принятии срочных мер, не снижается. Это св’п детельствует о том, что ру­ ководители флотов, служб не принимают конкретных, действенных мер, занимаются отписками. Это стало возможным из- за серьезных недостатков в работе ведущих отделов фло­ тов и прежде всего в служ­ бах мореплавания и механи­ ко-судовых. На ряде флотов положения об этих службах устарели п требуют перера­ ботки. Слабо осуществляется контроль за выполнением на судах требований норматив ных документов. Практически не ведется обобщение и распространение передового опыта. Неудовле­ творительно осуществляется планирование и выполнение мероприятий по предупреж­ дению аварийности. Планы таких мероприятий не отра­ жают всех требований норма­ тивных документов ВРПО «Севрыба», они не направ­ лены па предупреждение аварийности. Эффективность выполнения мероприятий не анализируется. Допускается и формализм в работе по за- креплению командных кад­ ров. Например, на БМРТ-423 «И. Катунин» за последние два года сменились четыре капитана, пять старших по­ мощников капитана, пять старших и пять вторых ме­ хаников. Аналогичное поло­ жение было допущено и на БМРТ-114 «Аскания». Все еще на низком уров­ не техническая и командир, екая учеба. Многочисленные проверки говорят о том, если она планируется на многих судах, то ее подго­ товка и проведение, оформ­ ление документации ведутся неудовлетворительно. От уровня знаний членов экипажа, от их готовности правильно принимать реше­ ния в сложных ситуациях, натренированности зависит успех безаварийной работы. Но разве можно быть спокой­ ным, например, за безаварий­ ное плавание БМРТ-386 «Бе­ ломорск» (капитан-директор тов. Разоренов), когда, по со­ общению проверяющего ка- иіітана-наставннка тов. Гири­ на, командный состав судна, включая капитана н старше­ го механика, слабо знают требования документа, опре­ деляющего основные требо­ вания по борьбе за живу-£ честь?! Не удивительно, что' на судне расписание по тре­ вогам не откорректировано, оперативно-технической кар­ ты пожаротушения нет, чле­ ны аварийных партиіі не зна­ ют обязанностей по трево­ гам, контроль остойчивости судна не ведется. 4 февраля на расширен­ ном совещании по безопас­ ности мореплавания было принято обращение к экипа­ жам судов и специалистам флотских служб с призывом сделать 1980-й год — годом безаварийной работы. Не­ смотря на всю важность это­ го документа, контроль за его выполнением осуществля­ ется неудовлетворнтелЩ». Особенно неблагополучно об­ стоит дело в Беломорской базе гослова и Архангель­ ском рыбакколхозсоюзе. Практически никакой работы по реализации обращения там не ведется. Руководителям флотов, служб и отделов, комсоставу судов необходимо обратить самое серьезное внимание на предупреждение аварийности, сконцентрировав главней вни­ мание на укреплении трудо­ вой дисциплины, повышении чувства личной ответствен­ ности за порученное дело, со­ здание четкой организации службы на каждом судне. С. КИРЕЕВ, первый за­ меститель начальника Всесоюзного рыбопро­ мышленного объединения «Севрыба», главный ин­ женер. Ф 8 стр, « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » 15 августа 1980 г,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz