Рыбный Мурман. 1980г. Август.
Т РУЖЕНИКИ рыбной промышленности Се- вс'рного бассейна успешно завершают десятую пятилет ку. Выполнено задание по объему производства рыбной продукции повышенного спро са — балыков, копченой, су- шено-вяленой рыбы, консер вов, товаров в мелкой расфа совке. Успешно выполняется II главный показатель х о зяйственной деятельности объединения — рост произ водительности труда. Сегодня уже более 140 экипажей судов нашего бас сейна трудятся в счет один надцатой пятилетки. Однако наши показатели были бы значительно лучше, если бы на промысловых, транспортных и вспомога тельных судах не допуска лись потери эксплуатацион ного времени и материаль ных средств, связанные с аварийностью п повреждени ями. В этом полугодии наибо лее неблагоприятное поло жение сложилось с аварий ностью судовых технических средств, главным образом по вине механиков. Основными видами аварий ности, связанной с деятель ностью судоводителей, оста ются намотки на гребные устройства, навалы, водотеч. ность корпусов, столкнове ния, загорания. Расследование аварийных случаев, которое проводят IМIіIИIII111НIИtf111И!і11111*IН111IIIIМ11II<IИ1111111111IIП111111111М111111111И111111II11ИIIIМ1111И11111і ІПІІШІІІІІІІІІІІІІІІШ 3<х Б е з о п а с н о с т ь ! \ш < ф е п и (и и ш и & .\ ...........................................................................................................ІІІІШ ІІІІШ ІШ ІІІІШ ІІІІ..........I l l l l l l ........ . В О ВСЕСОЮЗНОМ рыбопромышленном объединении «Севрыба» состоялось со- вещание.семинар по безопасности морепла вания. С докладом о состоянии аварийности на судах предприятий Северного бассейна за первое полугодие 1980 года и мерах ее пре. дупреждения выступил первый заместитель начальника — главный инженер ВРПО «Сев. рыба» С. В. Киреев. Об организации работы службы морепла вания в управлении «Севрыбхолодфлот» рас сказал заместитель главного капитана управ ления П. А. Кручинин. Проведению инспек торских проверок в море флагманскими спе циалистами посвятил свое выступление заме ститель главного капитана объединения «Мур- манрыбпром» А. И. Станков. Опытом прове дения совместных учений по борьбе за ж и вучесть спасательных буксиров с промысло выми и транспортными судами поделился ка питан спасательного м орского буксира «Ка питан Нохрин» А. А. Михалажин. Капитан ПСТ-1327 «Кировакан» В. А. Веселов говорил о работе экипажа по реализации призывов обращения совещания-семинара по безопас ности мореплавания, проведенного в феврале. На совещании выступили старший инженер отдела мореплавания, связи и электрорадио навигации Г. А. Кайгородов, и. о. начальника «Севгосрыбфлотинспекции» В. А. Горбунов, капитан М урманского морского рыбного пор та Д. Я. Калюгин, и. о. главного инженера Мурманского тралового флота Ю . И. Коно. шенко, заместитель начальника Архангельско го тралового флота по мореплаванию В. Г. Антипов. Совещание-семинар приняло рекомендации руководителям флотов, отделам и службам флотов, командному составу судов. Предло жено провести всесторонний разбор аварий ности за первую половину 1980 года и наме тить эффективные меры по ее профилактике. Рекомендовано усилить политико-воспитатель ную работу среди работников береговых служб и отделов, личного состава флотов, на править ее в первую очередь на борьбу с пьянством, повышение трудовой и исполни тельской дисциплины, роли наставничества в работе с молодыми моряками. Участники совещания-семинара обратили внимание на необходимость повысить ответ ственность береговых и судовых специалистов за качество подготовки судов к плаванию, проведение текущего и заводского ремонта, исключив в этом деле случаи формализма. Предложено также усилить контроль за про ведением профилактической работы по преду преждению пожаров, повысить качество командирской и технической учебы. П р и ч и н а а в а р и й б е з о т в е т с т в е д н о с т ь «Севгосрыбфлотинспекция» и службы мореплавания, пока зывает. что происходят они из-за ошибок в управлении судном, слабого знания ма невренных элементов судов, неправильной и несвоевре менной оценки складываю щейся обстановки, особенно при ведении промысла в ус ловиях большой :■.ученное п. судов на ограниченной аква тории. отсутствия достаточ ного опыта, а также из-за недисциплинированности от дельных судоводителей. Так. во время промысла на БМРТ-451 «Лазурный» объединения «Мурманрыб пром» (капитан-директор тов. Барабанов) произошла на мотка на винт промвооруже- ния. Причиной этого явилась низкая организация службы на траулере. Второй механик тов. Егоров во время ходо вой вахты находился в поме щении рыбомучной установ ки. В машине за работой ме ханизмов должного наблюде ния не велось. Машинный телеграф был в неисправном состоянии. Дистанционная си стема сигнализации оказа лась не проверенной. Об этом, кстати, не знал вахтен ный помощник капитана. Своевременно не останови ли главный двигатель. Не организовали как следует па судне и наблюдение за положением трала в момент выборки, хотя условия для этого были идеальные. Все это н привело к аварийному происшествию. Причины аварийности на вигационного характера оста ются прежними. Но службы мореплавания флотов все еще недостаточно настойчиво устраняют их. Л надо' преж де всего более внимательно вести работу с кадрами, луч ше готовить экипажи судов к рейсам строже спрашивать с не радивых и с тех морекнч инспекторов и капитанов, н.> судах которых допущены на рушения безопасности море плавания. 1 / НАИБОЛЕЕ частым *' случаям аварийности технических средств относят ся повреждения главных двигателей, вспомогательных дизель-генераторов, промыс ловых механизмов траловых и ваерных лебедок. Причины повреждения кро ются в нарушениях членами экипажей и береговыми спе циалистами требований нор мативных документов по тех нической эксплуатации фло та и организации судовой службы, низком качестве ре монта и слабом контроле за его проведением, а также в конструктивных недостатках технических средств и дефек тах, допущенных при пх из готовлении. Все чаще происходят пов реждения, обусловленные от. сутствнем контроля за состо янием технических средств и за параметрами их работы. По этой причине произошло разрушение вспомогательно го двигателя на БМРТ-414 «Тралфлота, повреждение привода воздуходувки на БМРТ-252 «Некрасов». Из-за низкого качества ре монта. произведенного рабо чими СРЗ-1. поврежден главный двигатель на БМРТ- 2420 «Демьянск». На СРТ-р- 726 «Альбатрос» и СРТ.р- 713 «Голубь» после ремон та в Териберских судоре монтных мастерских объеди нения «Мурманрыбпром * произошло повреждение гру зовых валов лебедок. Есть и другие факты недо бросовестного отношения к делу работников судоремонт ных предприятий, нарушений ими технологии сборочных работ. Однако контроль за полнотой и качеством ремон та возложен на судовых спе циалистов и группы наблю дении судовладельцев на су доремонтных предприятиях. и нам надо изменить отноше ние к этим специалистам, повысить их ответственность в случаях повреждения тех нических средств, причина ми которых признано низ кое качество ремонта. Нрнчшшми многих случа ев повреждений судовладель цы признали естественный износ узлов и деталей, про явившийся внезапно. Это в какой-то мере может быть справедливо по отношению к отдельным неответственным системам и механизмам су дов типа «Пушкин», паровых РТ и СРТ. которые отрабо тали по 2 0 —25 лет. Но ведь ответственные механизмы и их узлы за этот период ре монтировались неоднократно н первопричиной большинст ва повреждений. на мой взгляд, следует считать от сутствие своевременного контроля за их техническим состоянием в целом, несвое временное принятие мер по профилактике. Большое число поврежде ний судовых технических средств, тенденция к росту, низкое качество их учета, расследования и анализа, а на некоторых предприятиях и стремление не показывать эти повреждения в отчетных данных, как это делают ру ководители механико-судовых служб управлений «Севрыб- промразведка». «Севрыбхо лодфлот». Мурманского тра. лового флота и Беломорской базы гослова. дают основа иня считать, что работа по предупреждению аварий к борьбе с ними ведется сла бо. Особенно тревожит поло жение с аварийностью судов и их технических средств к ІѴІурмаиском траловом флоте. Рост аварийности на его су дах свидетельствует о том. что на этом предприятии ос лаблена работа по обеспече нию безаварийной эксплуата ции судов. Достаточно" ска зать. что в первом полугодии специалистами механико-су- доаой службы не расследова ны очень многие случаи пов. реждений технических средств, по ним не принято никаких мер. Нарушения, допущенные на БМРТ-423 «II. Катунин», БМРТ-131 «Заволжск», БМРТ. 114 «Ас. кания», РТ-302 «Майкоп». — не случайность, а резуль тат низкой требовательности к командному составу судов со стороны руководителей и специалистов морской инс пекции и механпко-судовой слун; бы флота. Как установила комиссия ВРПО «Севрыба». работа механико-судовой службы длительное время носила не организованный характер. Положение о службе и долж ностные инструкции ее ра ботникам устарели и не со ответствуют типовым доку ментам. Работники службы осуществляют несвойствен ные им функции в ущерб выполнению прямых служеб ных обязанностей. D ПЕРВОМ полугодии по и сравнению с таким же периодом прошлого года возросла аварийность на су дах управлений «Севрыбхо лодфлот» и «Ссврыбнромраз- ведка». Без аварийности работали объединение «Мурманрыб. пром». Мурманский и Архан гельский рыбакколхозсоюзы и Беломорская база гослова. Однако это вовсе не значит, что в работе их служб нет недостатков. Беспокоит положение с по жарной безопасностью на су дах н особенно в траловом флоте. Как показали проверки, число нарушений пожарной безопасности, несмотря на указания руководства «Сев- рыбы* и принятии срочных мер, не снижается. Это св’п детельствует о том, что ру ководители флотов, служб не принимают конкретных, действенных мер, занимаются отписками. Это стало возможным из- за серьезных недостатков в работе ведущих отделов фло тов и прежде всего в служ бах мореплавания и механи ко-судовых. На ряде флотов положения об этих службах устарели п требуют перера ботки. Слабо осуществляется контроль за выполнением на судах требований норматив ных документов. Практически не ведется обобщение и распространение передового опыта. Неудовле творительно осуществляется планирование и выполнение мероприятий по предупреж дению аварийности. Планы таких мероприятий не отра жают всех требований норма тивных документов ВРПО «Севрыба», они не направ лены па предупреждение аварийности. Эффективность выполнения мероприятий не анализируется. Допускается и формализм в работе по за- креплению командных кад ров. Например, на БМРТ-423 «И. Катунин» за последние два года сменились четыре капитана, пять старших по мощников капитана, пять старших и пять вторых ме хаников. Аналогичное поло жение было допущено и на БМРТ-114 «Аскания». Все еще на низком уров не техническая и командир, екая учеба. Многочисленные проверки говорят о том, если она планируется на многих судах, то ее подго товка и проведение, оформ ление документации ведутся неудовлетворительно. От уровня знаний членов экипажа, от их готовности правильно принимать реше ния в сложных ситуациях, натренированности зависит успех безаварийной работы. Но разве можно быть спокой ным, например, за безаварий ное плавание БМРТ-386 «Бе ломорск» (капитан-директор тов. Разоренов), когда, по со общению проверяющего ка- иіітана-наставннка тов. Гири на, командный состав судна, включая капитана н старше го механика, слабо знают требования документа, опре деляющего основные требо вания по борьбе за живу-£ честь?! Не удивительно, что' на судне расписание по тре вогам не откорректировано, оперативно-технической кар ты пожаротушения нет, чле ны аварийных партиіі не зна ют обязанностей по трево гам, контроль остойчивости судна не ведется. 4 февраля на расширен ном совещании по безопас ности мореплавания было принято обращение к экипа жам судов и специалистам флотских служб с призывом сделать 1980-й год — годом безаварийной работы. Не смотря на всю важность это го документа, контроль за его выполнением осуществля ется неудовлетворнтелЩ». Особенно неблагополучно об стоит дело в Беломорской базе гослова и Архангель ском рыбакколхозсоюзе. Практически никакой работы по реализации обращения там не ведется. Руководителям флотов, служб и отделов, комсоставу судов необходимо обратить самое серьезное внимание на предупреждение аварийности, сконцентрировав главней вни мание на укреплении трудо вой дисциплины, повышении чувства личной ответствен ности за порученное дело, со здание четкой организации службы на каждом судне. С. КИРЕЕВ, первый за меститель начальника Всесоюзного рыбопро мышленного объединения «Севрыба», главный ин женер. Ф 8 стр, « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » 15 августа 1980 г,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz