Рыбный Мурман. 1980г. Август.
НЕ ТО Л Ь КО В Е Т Е Р . . . С удовлетворением можно от метить, что на промысле путассу обстановка держится на хорошем уровне. Экипаж большого моро зильного траулера «Бирюсинок» объединения «Мурманрыбпром» обеспечивает в эти дни оператив ный поиск и прицельно выводит суда основной группы на рыбные косяки. Лишь к вечеру, как пра вило, усиливается ветер, и рыбал ка «скисает». Однако промысло вики стараются сохранить послед ние уловы дня и обеспечить та ким образом рыбофабрику ра ботой на ночь. С уд я по результатам, это у д а ется многим экипажам. Так, ров но работают на промысле коман ды крупнотоннажных судов « А д мирал Колышкин», «Холмогоры», «Революция» Мурманского трало вого флота, «Иван Зимаков». «Цимлянск», «Петрозаводск» объ единения «Мурманрыбпром». К сожалению, коррективы в ра боту флотов вносит не только ветер. Промысловики вынуждены делать поправку и на отсутствие транспортных судоз в районе об лова путассу. НЕ С Н ИЖ А Я Т Е М П О В Так или иначе, на промысле идет напряженная ударная ра бота. Об этом свидетельствуют и многочисленные радиограм мы. которые поступают в ре дакцию еженедельника: «Экипаж ІМРТ «Серафимоіич» Мурманского тралового флота, поддержав почин коллектміа SAT «Капитан Маклаков» по достой ной астроч* XXVI съезда КПСС, на S3 суток раньше срока спра. ■ился с выполнением плана тре. тьего квартала по всем показа телям. ■ оставшиеся дни рейса— до 1 сентября — обязуемся вы полнить годовой план по выпуску пищевой продукции. Трудовая вахта продолжается. Капитан-директор СУДАРИ КОВ; первый помощник капи тана ГУРИНОВИЧ; председа тель судового комитета КУКО- ЛЕВ». И еще одна радиограмма: «Встав на предсъездовскую трудовую вахту, комсомольско- молодежный экипаж ВМРТ «Вы- срковск» объединения «Мурман рыбпром» * августа выловил с начала года 100 тысяч центнеров рыбы. За 50 суток до окончания рейса выполнено задание по ос новным производственно.эконо. мическим показателям. Работаем не снижая темпов. Это конкрет. ный вклад в трудовую копилку экипажа XXVI съезду КПСС. Капитан-директор СТАРИЧЕ- НОК; секретарь комсомоль ской организации ИВАНОВ- СМОЛЕНСКИЙ». В МУРМАНСКОМ траловом флоте основная нагрузка по внедрению ще- кннского метода легла на плечи работников отдела ор ганизации труда и заработ ной платы. Первым судном, на котором применили щекинскпй метод, был большой морозильный траулер «А. Маркин». — Именно первым. — подчеркивает начальник от дела В. Н. Гусев. — но не первым попавшимся. Хоро ших, боевых экипажей у наг, много. Однако выбор опреде лило вот что. Команда «А. Маркина» во главе с ка- пнтаи.директором П. С. Шор- никовым необычайно воспри имчива ко всему новому, прогрессивному, Мы решили, что на почве восприимчи вости, инициативы как раз и взойдут лучше всего ростки опыта. Но ведь и хорошую почву надо тщательно подготовить, прежде чем посадить в нес что-то. Работники отлично это понимали. II, надо ска зать, беседа с членами эки пажа была долгой. Важно было, чтобы люди поняли: применение метода продикто вано самой жизнью. На судне по штату поло жено три машиниста и один механик по рефрижератор пым установкам. Исходя из расчетов, было предложено сократить одну должность рефмашиниста и возложить его обязанности на рефмеха- инка (он ведь вахту не не сет). Кроме того, была обос нована возможность высво бождения электрика, мото риста и семи матросов. Вот в таком «облегченном» ва рианте гг вышел в рейс «А. Маркин» в сентябре про шлого года. Траулеру, .таким образом, суждено было стать первой звездой, осветившей путьще- кннскому методу на промыс ловые суда. За рейс экипа жем было выполнено зада ние но выработке пищевой продукции на 121,3 процен та. по филе на 171/1 про цента. но разделанной рыбе — на 101,2 процента. Вмес то запланированного убытка экипаж «А. Маркина*’ ода рил, в прямом смысле этого слова, управление прибылью почти в 95 тысяч рублей. Расчеты показали — произ водительность труда на суд не выросла в полтора раза. Новые аргументы в пользу метода представили экипажи большого морозильного трау лера «Верховина», некоторых других крупнотоннажных су дов. которые последовали примеру «первопроходцев». И ВОТ в январе был из дан приказ по управле нию о применении тцекнн- ского метода на промысловых судах тралфлота. Нет необ ходимости перечислять все его пункты. Скажу только, что на всех больших моро зильных траулерах прика зом вменялось сократить двух матросов первого клас са и двух — второго клас са. машиниста рыбомучной установки. IІредусматрива- лось также сокращение шта тов па больших автономных траулерах, а также на судах, работающих на облове путас су и т. д. Здесь необходимо более подробно остановиться на том. как же оплачивается в этом случае труд моряков. Чтобы внести определен ный порядок в этом вопросе, в управлении было разрабо тано временное положение по материальному стимули рованию экипажей, работаю щих но іцекинскому методу. В нем приведены ' примеры того, как начисляются над бавки к заработной плате членов экипажа. Из этих при. д е л а меров ясно, что величина надбавоі; зависит от полу ченной но судну экономии, которая складывается из фак тического режима работі.і судна и полноты выполне ния рейсового задания. На поощрение членов экипажа «А . Маркина ». например. была израсходована 21 ты сяча рублей. Заработок каж дого моряка на этом судне увеличился в среднем на :Ю0— 500 рублей. Итак, опыт щекинцев об ретает свои права на флоте. Однако говорить о том. что внедрение его проходит глад ко, значило бы погрешить против истины. В самом начале этих заме ток я не случайно оговорил ся о том. что всю тяжесть внедрения метода приняли на себя фактически работни ки отдела труда и заработ ной платы. Конечно, они д е лали попытки поделить но шу более нлн менее равно мерно, тем более что для пользы дела необходимо бы ло иметь рекомендации спе циалистов управления но внедрению метода. Однако некоторые отделы и службы отнеслись к этому без долж ного энтузиазма. Собственно, издание при каза было своеобразным так тическим ходом. Только пос ле его выхода, после того как метод стали практически применять на судах, в отдел организации труда стали по ступать замечания, предло. жен ия. Пример. Согласно прика. зу, на судах типа БАТ «Го ризонт» предполагалось привлечь к несению вахты всех электромехаников и со кратить при этом две долж ности электриков первого класса. И вот мнение на этот счет специалистов по элект рооборудованию: «Большие автономные тра улеры являются самыми энерговооруженными суда ми. Электромеханики, прив леченные к несению вахты, вынуждены большую часть времени заниматься неквали фицированной, но большой по объему и обязательной для е т с я выполнении, работой (заме ной электроламп, чисткой, уборкой и т. д.), требуюхцеіі квалификации всего ' лишь электрика. Такое использова ние высококвалифицирован ных специалистов (все элект ромеханики БАТов имеют высшее образование) крайне нераз> мно». Думается, не более разум но было держать это мнение «в себе», не поделиться нм ранее и даже не поинтересо ваться. что же за приказ готовится по управлению. Тем более что электрики — це противники метода, и предлагают свой вариант высвобождения работников: «Расчеты, проводимые в ЦІІКТБ, показали, что но са мым скромным подсчетам по требность в техобслуживании судового электрооборудова ния составляет на четырех л е т и й цикл 3600 иормо-ча- сов. Выполнение такого объ ема работ за счет беретовых предприятий невозмолшо бе,: существенного увеличения межрейсовой стоянки, а его перевыполнение приведет к авария и электрооборудова ния. Исходя из накопленного опыта эксплуатации БАТов, обмена мнениями со старши. ми судовыми специалиста ми, считаем наиболее рацио нальным следующий штат электротехнического персона ла: первый н второй электро механики, старший электрик и три вахтенных электрика первого класса». Несколько е опозданием замечания представила ме ханико-судовая служба к некоторые другие. Такая не согласованность действий, конечно, создает дополни тельные трудности. А ведь с внедрением метода и без того связана масса других сложных проблем, на кото рые следовало бы поберечь силы. 'Скажем, такая проблема. Дальнейшее развитие щекип- ского метода на флотах пред полагает совмещение про фессий. Однако смежным профессиям людей надо обу чать. Притом обучать на достаточно высоком уровне. На флоте же масса моря ков получает специальность методом индивидуальной под готовки. А он не вполне отве чает современным требовани ям. II тут невольно напра шивается такой выход. Кад ры для тралового флота го товят профессионально-техни ческие училища ,Ѵ« 6 и № 16. Готовит каждого по какой-то одной специальности. А не пора ли подумать над тем. чтобы перестроить процесс обучения и готовить ребят, хотя бы часть из них. по смежным специальностям. Другая проблема связан., с неравномерностью нагру зок, которые- испытывают экипажи. На промысле ведь бывают периоды, когда про изводственная команда спо койно успевает обработать улов. По зачастую случается так, что для обработки рыбы на нодвахту приходится прив лекать всех свободных от вахты людей. К сожалению, рыбаки не располагают пока обобщенней опыта примене ния на флотах страны щекпн ского метода. А такое обоб щение им хотелось бы иметь. Опыт других флотов подска зал бы наверняка новые на правления но его наиболее эффективному не пользова нию. Наконец, проблема механи зации ручных процессов при обработке рыбы. Общеизвест но, невысокий уровень ее на промысловых судах ие позво ляет строить оптимистичные прогнозы но дополнительно му высвобождению рабочих рук... ТАКИМ образом, успех * применения метода за висит от целого комплекса мер по повышению эффектив ности труда рыбаков. Мно гне из проблем, о которых шла речь, выходят за рамки в данном случае тралового флота. Они решаются иль будут решаться на уровне Всесоюзного объединения «Севрыба» и. быть может. Министерства рыбного хо. зяйства СССР. Что же касается флотов (ие только тралового, но и других), то они должны по стоянно думать о том. как нанлучшим образом подгото вить’ базу для успешного ре шения комплексных задач. Ибо метод не скоро делает ся. Он требует творческого, заинтересованного подхода от всех специалистов, работ ■ников рыбной промышленное, ти В ЧИСНИКОВ. Не скоро метод В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров ССС Р «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйствен ного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» четко определено: основным источником прироста промышленной продукции должно стать повыше ние производительности труда на действующих предприя тиях, а не ввод дополнительных производственных мощное- тей. В современных условиях важным резерзом роста произ водительности труда является щекинский метод — регуля тор наиболее эффективного использования живого труда. В публикуемой статье речь идет о первом опыте приме нения щекинского метода на промысловых судах Мурман ского тралового флота. п у т а контакт, оперативное согла сование тех или иных вопро сов позволили иам добиться оптимального режима подъ ема тралов: по 15— 20 тонн через 3 — 4 часа траления. Таким образом, п у рыбо обработчиков всегда под ру кой была свежая рыба. и палубная команда вполне успевала подготовить трал для очередного замета. л Дальше, Процесс выдивки улова в бункер-накопитель фабрики — это также узло вой момент, от которого за- с с у висит в дальнейшем качест во продукции. Мы всегда стремились проводить вылив- ку не механическим путем («подвирывать». дергать трал, от чего на путассу по являются так называемые механические повреждения), а с помощью напора воды. Улов шел в бункер самоте ком. без повреждений. Непосредственно на фаб рике организация труда за висела от оперативной обста новки. Если очередной улов небольшой — всех рыбооб- Максимум сырья — на пищевые цели! работчиков тут же перестраи вали на выработку продук ции улучшенного ассорти мента — спинки путассу. В увеличении ее выпуска ре шающую роль сыграла меха низация трудоемкого процес са. Один станок для разделки иѵтассу на спинку у нас был. В самом начале рейса его «вписали» в технологи ческую цепь фабрики стар ший механик И. П. Куликов ский. механик - наладчик Г. В. Тугаринов и слесарь- наладчик %. С. Рахманов. Спинка пошла, да еще как- пошла! До пяти тонн вырабатывали ее в сутки на станке. Ну и. как говорится, аппетит приходит во время еды. Где-то в середине на шего рейса с промысла ухо дил БМРТ <-А. Андреев». По традиции, суда, уходящие в порт, оставляют остающим ся на промысле все. что может пригодиться. Мы взя ли у экипажа «А. Андреева» станок для разделки путассу на спинку и установили его у себя. Производительность поднялась до 15 тонн в сутки. Это вместе с выработ - кои иодвахты. Разумеется, любой успех зависит от людей. Имена лучших рыбообработчиков мне и хочется назвать. Это матросы первого класса А. 3, Данькевич, А. А. ІПамови. Р. И. Антов, матросы второ го класса В, А. Орлов к И. Н. Беляев. От их дисцип линированности и организо ванности. добросовестного соблюдения нормативов и требований стандартов на разделке путассу во .многом зависело качество нашей продукции. А оно. повторяю, оказалось у нас высоким! В. ПОНОМАРЕВ, помощ ник капитана по производ ству БАТ «Александр Торцев». 15 августа 1980 г. s « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » -• 5 стр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz