Рыбный Мурман. 1980г. Август.

НЕ ТО Л Ь КО В Е Т Е Р . . . С удовлетворением можно от­ метить, что на промысле путассу обстановка держится на хорошем уровне. Экипаж большого моро­ зильного траулера «Бирюсинок» объединения «Мурманрыбпром» обеспечивает в эти дни оператив­ ный поиск и прицельно выводит суда основной группы на рыбные косяки. Лишь к вечеру, как пра­ вило, усиливается ветер, и рыбал­ ка «скисает». Однако промысло­ вики стараются сохранить послед­ ние уловы дня и обеспечить та­ ким образом рыбофабрику ра­ ботой на ночь. С уд я по результатам, это у д а ­ ется многим экипажам. Так, ров­ но работают на промысле коман­ ды крупнотоннажных судов « А д ­ мирал Колышкин», «Холмогоры», «Революция» Мурманского трало­ вого флота, «Иван Зимаков». «Цимлянск», «Петрозаводск» объ­ единения «Мурманрыбпром». К сожалению, коррективы в ра­ боту флотов вносит не только ветер. Промысловики вынуждены делать поправку и на отсутствие транспортных судоз в районе об­ лова путассу. НЕ С Н ИЖ А Я Т Е М П О В Так или иначе, на промысле идет напряженная ударная ра­ бота. Об этом свидетельствуют и многочисленные радиограм­ мы. которые поступают в ре­ дакцию еженедельника: «Экипаж ІМРТ «Серафимоіич» Мурманского тралового флота, поддержав почин коллектміа SAT «Капитан Маклаков» по достой­ ной астроч* XXVI съезда КПСС, на S3 суток раньше срока спра. ■ился с выполнением плана тре. тьего квартала по всем показа­ телям. ■ оставшиеся дни рейса— до 1 сентября — обязуемся вы­ полнить годовой план по выпуску пищевой продукции. Трудовая вахта продолжается. Капитан-директор СУДАРИ­ КОВ; первый помощник капи­ тана ГУРИНОВИЧ; председа­ тель судового комитета КУКО- ЛЕВ». И еще одна радиограмма: «Встав на предсъездовскую трудовую вахту, комсомольско- молодежный экипаж ВМРТ «Вы- срковск» объединения «Мурман­ рыбпром» * августа выловил с начала года 100 тысяч центнеров рыбы. За 50 суток до окончания рейса выполнено задание по ос­ новным производственно.эконо. мическим показателям. Работаем не снижая темпов. Это конкрет. ный вклад в трудовую копилку экипажа XXVI съезду КПСС. Капитан-директор СТАРИЧЕ- НОК; секретарь комсомоль­ ской организации ИВАНОВ- СМОЛЕНСКИЙ». В МУРМАНСКОМ траловом флоте основная нагрузка по внедрению ще- кннского метода легла на плечи работников отдела ор­ ганизации труда и заработ­ ной платы. Первым судном, на котором применили щекинскпй метод, был большой морозильный траулер «А. Маркин». — Именно первым. — подчеркивает начальник от­ дела В. Н. Гусев. — но не первым попавшимся. Хоро­ ших, боевых экипажей у наг, много. Однако выбор опреде­ лило вот что. Команда «А. Маркина» во главе с ка- пнтаи.директором П. С. Шор- никовым необычайно воспри­ имчива ко всему новому, прогрессивному, Мы решили, что на почве восприимчи­ вости, инициативы как раз и взойдут лучше всего ростки опыта. Но ведь и хорошую почву надо тщательно подготовить, прежде чем посадить в нес что-то. Работники отлично это понимали. II, надо ска­ зать, беседа с членами эки­ пажа была долгой. Важно было, чтобы люди поняли: применение метода продикто­ вано самой жизнью. На судне по штату поло­ жено три машиниста и один механик по рефрижератор пым установкам. Исходя из расчетов, было предложено сократить одну должность рефмашиниста и возложить его обязанности на рефмеха- инка (он ведь вахту не не­ сет). Кроме того, была обос­ нована возможность высво­ бождения электрика, мото­ риста и семи матросов. Вот в таком «облегченном» ва­ рианте гг вышел в рейс «А. Маркин» в сентябре про­ шлого года. Траулеру, .таким образом, суждено было стать первой звездой, осветившей путьще- кннскому методу на промыс­ ловые суда. За рейс экипа­ жем было выполнено зада­ ние но выработке пищевой продукции на 121,3 процен­ та. по филе на 171/1 про­ цента. но разделанной рыбе — на 101,2 процента. Вмес­ то запланированного убытка экипаж «А. Маркина*’ ода­ рил, в прямом смысле этого слова, управление прибылью почти в 95 тысяч рублей. Расчеты показали — произ­ водительность труда на суд­ не выросла в полтора раза. Новые аргументы в пользу метода представили экипажи большого морозильного трау­ лера «Верховина», некоторых других крупнотоннажных су­ дов. которые последовали примеру «первопроходцев». И ВОТ в январе был из­ дан приказ по управле­ нию о применении тцекнн- ского метода на промысловых судах тралфлота. Нет необ­ ходимости перечислять все его пункты. Скажу только, что на всех больших моро­ зильных траулерах прика­ зом вменялось сократить двух матросов первого клас­ са и двух — второго клас­ са. машиниста рыбомучной установки. IІредусматрива- лось также сокращение шта­ тов па больших автономных траулерах, а также на судах, работающих на облове путас­ су и т. д. Здесь необходимо более подробно остановиться на том. как же оплачивается в этом случае труд моряков. Чтобы внести определен­ ный порядок в этом вопросе, в управлении было разрабо­ тано временное положение по материальному стимули­ рованию экипажей, работаю­ щих но іцекинскому методу. В нем приведены ' примеры того, как начисляются над­ бавки к заработной плате членов экипажа. Из этих при. д е л а меров ясно, что величина надбавоі; зависит от полу­ ченной но судну экономии, которая складывается из фак­ тического режима работі.і судна и полноты выполне­ ния рейсового задания. На поощрение членов экипажа «А . Маркина ». например. была израсходована 21 ты­ сяча рублей. Заработок каж­ дого моряка на этом судне увеличился в среднем на :Ю0— 500 рублей. Итак, опыт щекинцев об­ ретает свои права на флоте. Однако говорить о том. что внедрение его проходит глад­ ко, значило бы погрешить против истины. В самом начале этих заме­ ток я не случайно оговорил­ ся о том. что всю тяжесть внедрения метода приняли на себя фактически работни­ ки отдела труда и заработ­ ной платы. Конечно, они д е ­ лали попытки поделить но­ шу более нлн менее равно­ мерно, тем более что для пользы дела необходимо бы­ ло иметь рекомендации спе­ циалистов управления но внедрению метода. Однако некоторые отделы и службы отнеслись к этому без долж­ ного энтузиазма. Собственно, издание при­ каза было своеобразным так­ тическим ходом. Только пос­ ле его выхода, после того как метод стали практически применять на судах, в отдел организации труда стали по­ ступать замечания, предло. жен ия. Пример. Согласно прика. зу, на судах типа БАТ «Го­ ризонт» предполагалось привлечь к несению вахты всех электромехаников и со­ кратить при этом две долж­ ности электриков первого класса. И вот мнение на этот счет специалистов по элект­ рооборудованию: «Большие автономные тра­ улеры являются самыми энерговооруженными суда­ ми. Электромеханики, прив­ леченные к несению вахты, вынуждены большую часть времени заниматься неквали­ фицированной, но большой по объему и обязательной для е т с я выполнении, работой (заме ной электроламп, чисткой, уборкой и т. д.), требуюхцеіі квалификации всего ' лишь электрика. Такое использова­ ние высококвалифицирован­ ных специалистов (все элект­ ромеханики БАТов имеют высшее образование) крайне нераз> мно». Думается, не более разум­ но было держать это мнение «в себе», не поделиться нм ранее и даже не поинтересо­ ваться. что же за приказ готовится по управлению. Тем более что электрики — це противники метода, и предлагают свой вариант высвобождения работников: «Расчеты, проводимые в ЦІІКТБ, показали, что но са­ мым скромным подсчетам по­ требность в техобслуживании судового электрооборудова­ ния составляет на четырех­ л е т и й цикл 3600 иормо-ча- сов. Выполнение такого объ­ ема работ за счет беретовых предприятий невозмолшо бе,: существенного увеличения межрейсовой стоянки, а его перевыполнение приведет к авария и электрооборудова­ ния. Исходя из накопленного опыта эксплуатации БАТов, обмена мнениями со старши. ми судовыми специалиста­ ми, считаем наиболее рацио­ нальным следующий штат электротехнического персона­ ла: первый н второй электро­ механики, старший электрик и три вахтенных электрика первого класса». Несколько е опозданием замечания представила ме­ ханико-судовая служба к некоторые другие. Такая не­ согласованность действий, конечно, создает дополни­ тельные трудности. А ведь с внедрением метода и без того связана масса других сложных проблем, на кото­ рые следовало бы поберечь силы. 'Скажем, такая проблема. Дальнейшее развитие щекип- ского метода на флотах пред­ полагает совмещение про фессий. Однако смежным профессиям людей надо обу­ чать. Притом обучать на достаточно высоком уровне. На флоте же масса моря­ ков получает специальность методом индивидуальной под­ готовки. А он не вполне отве­ чает современным требовани­ ям. II тут невольно напра­ шивается такой выход. Кад­ ры для тралового флота го­ товят профессионально-техни­ ческие училища ,Ѵ« 6 и № 16. Готовит каждого по какой-то одной специальности. А не пора ли подумать над тем. чтобы перестроить процесс обучения и готовить ребят, хотя бы часть из них. по смежным специальностям. Другая проблема связан., с неравномерностью нагру­ зок, которые- испытывают экипажи. На промысле ведь бывают периоды, когда про­ изводственная команда спо­ койно успевает обработать улов. По зачастую случается так, что для обработки рыбы на нодвахту приходится прив­ лекать всех свободных от вахты людей. К сожалению, рыбаки не располагают пока обобщенней опыта примене­ ния на флотах страны щекпн ского метода. А такое обоб­ щение им хотелось бы иметь. Опыт других флотов подска­ зал бы наверняка новые на­ правления но его наиболее эффективному не пользова­ нию. Наконец, проблема механи­ зации ручных процессов при обработке рыбы. Общеизвест­ но, невысокий уровень ее на промысловых судах ие позво ляет строить оптимистичные прогнозы но дополнительно­ му высвобождению рабочих рук... ТАКИМ образом, успех * применения метода за­ висит от целого комплекса мер по повышению эффектив­ ности труда рыбаков. Мно гне из проблем, о которых шла речь, выходят за рамки в данном случае тралового флота. Они решаются иль будут решаться на уровне Всесоюзного объединения «Севрыба» и. быть может. Министерства рыбного хо. зяйства СССР. Что же касается флотов (ие только тралового, но и других), то они должны по­ стоянно думать о том. как нанлучшим образом подгото­ вить’ базу для успешного ре шения комплексных задач. Ибо метод не скоро делает­ ся. Он требует творческого, заинтересованного подхода от всех специалистов, работ ■ников рыбной промышленное, ти В ЧИСНИКОВ. Не скоро метод В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров ССС Р «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйствен­ ного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» четко определено: основным источником прироста промышленной продукции должно стать повыше­ ние производительности труда на действующих предприя­ тиях, а не ввод дополнительных производственных мощное- тей. В современных условиях важным резерзом роста произ­ водительности труда является щекинский метод — регуля­ тор наиболее эффективного использования живого труда. В публикуемой статье речь идет о первом опыте приме­ нения щекинского метода на промысловых судах Мурман­ ского тралового флота. п у т а контакт, оперативное согла­ сование тех или иных вопро­ сов позволили иам добиться оптимального режима подъ­ ема тралов: по 15— 20 тонн через 3 — 4 часа траления. Таким образом, п у рыбо­ обработчиков всегда под ру­ кой была свежая рыба. и палубная команда вполне успевала подготовить трал для очередного замета. л Дальше, Процесс выдивки улова в бункер-накопитель фабрики — это также узло­ вой момент, от которого за- с с у висит в дальнейшем качест­ во продукции. Мы всегда стремились проводить вылив- ку не механическим путем («подвирывать». дергать трал, от чего на путассу по­ являются так называемые механические повреждения), а с помощью напора воды. Улов шел в бункер самоте­ ком. без повреждений. Непосредственно на фаб­ рике организация труда за­ висела от оперативной обста­ новки. Если очередной улов небольшой — всех рыбооб- Максимум сырья — на пищевые цели! работчиков тут же перестраи­ вали на выработку продук­ ции улучшенного ассорти­ мента — спинки путассу. В увеличении ее выпуска ре­ шающую роль сыграла меха­ низация трудоемкого процес­ са. Один станок для разделки иѵтассу на спинку у нас был. В самом начале рейса его «вписали» в технологи­ ческую цепь фабрики стар­ ший механик И. П. Куликов­ ский. механик - наладчик Г. В. Тугаринов и слесарь- наладчик %. С. Рахманов. Спинка пошла, да еще как- пошла! До пяти тонн вырабатывали ее в сутки на станке. Ну и. как говорится, аппетит приходит во время еды. Где-то в середине на­ шего рейса с промысла ухо­ дил БМРТ <-А. Андреев». По традиции, суда, уходящие в порт, оставляют остающим­ ся на промысле все. что может пригодиться. Мы взя­ ли у экипажа «А. Андреева» станок для разделки путассу на спинку и установили его у себя. Производительность поднялась до 15 тонн в сутки. Это вместе с выработ - кои иодвахты. Разумеется, любой успех зависит от людей. Имена лучших рыбообработчиков мне и хочется назвать. Это матросы первого класса А. 3, Данькевич, А. А. ІПамови. Р. И. Антов, матросы второ­ го класса В, А. Орлов к И. Н. Беляев. От их дисцип­ линированности и организо­ ванности. добросовестного соблюдения нормативов и требований стандартов на разделке путассу во .многом зависело качество нашей продукции. А оно. повторяю, оказалось у нас высоким! В. ПОНОМАРЕВ, помощ­ ник капитана по производ­ ству БАТ «Александр Торцев». 15 августа 1980 г. s « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » -• 5 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz