Рыбный Мурман. 1980г. Август.
в ним а н и е : опыт А кончается на земле D ОДНОЙ МОРЯЦКОЙ ® песне есть такие сло ва: «Качка в море берет на чало. а кончается на земле». Не так давно мы уже рас сказывали о трудном освое нии рыбаками объединения «Мурмаирыбпром» крупно- тоннажных судов новой се рии польской постройки — В-408. Так вот, для этих траулеров качка берет на чало... на берегу. Она зало'* я;ена в сам проект. Судно имеет укороченный корпус, обладает повышенной остой чивостью и... — Даже при небольшом шторме судно сильно раска чивает. Производительность труда на рыбофабрике пада ет" при этом, примерно, напо ловину, — рассказывает по мощник капитана по произ водству БМРТ этого проекта «Иван' Закоркин» Владимир Васильевич Шабанов. — Взять, к примеру, операцию шЗ выбивке брикетов из про тивней. В спокойную погоду матросы выбивают целую тележку таких брикетов за пятиадцать-двадцать минут, а в качку — за час-полтора. На других судах, на которых мне доводилось ходить, кач ка в такой степеіш не ска зывалась на результатах ра боты. На рыбофабрике траулера установлена рыборазделоч ная машина «Шквал». Соз дал ее флагманский специа лист Г. А. Сидоренко. Всем хороша машина. Никого вот только, кроме своего созда теля, не слушается. Судно работало на путине путас су. Уловы позволяли рыбо обработчикам «развернуть ся* п выпускать продукцию самого различного ассорти мента. Однако машина упор но не хотела вырабатывать ничего, кроме разделки сыр ца «на спинку». II лишь в конце рейса на судне побы вал конструктор «Шквала» и перестроил ее на универ сальный лад. И тут уж рыбаки, как го ворится. не упустили случая. К машине приставили луч ших рыбообработчиков. При том применили тактическую хитрость. Четверо работали непосредственно на закладке рыбы в машину (очень уто мительная операция), а двое следили за подачей сырья по лоткам и как бы находились в резерве. Через полтора — два часа они подменяли мат росов у машины. Те в свою очередь восстанавливали силы «в резерве» и подменя ли следующую пару. Так вкруговую удалось достиг нуть очень высокой произ водительности труда. — Когда у «Шквала» сто яли бессменно четыре мат роса, то за сутки они выра батывали двенадцать— пятнадцать тонн. — делится Шабанов. — Но вот создали резерв — и суточная выра ботка разделанной рыбопро дукции поднялась до двадца ти пяти тонн. • Немало пришлось пово зиться и с автоматом, пред назначенным для обвязки коробок с готовой продук цией. Безотказно автомат заработал лишь после того как наладчики «вдохнули» в него свою душу. — А вот на весовое хозяй ство мы пожаловаться нѵ никак не можем, — продол жает рассказ помощник ка питана по производству. — Конечно, конструкция весов недостаточно совершенна, однако они прочны (не рас сыпаются при каждом удоб ном случае), и точность взвешивания на них доволь но-таки высокая. Думаю, та кие весы было бы неплохо иметь на каждом судне — не только этого проекта. Как бы то ни было, рыбо- фабрика на судне простор ная, многие процессы меха низированы. и сработал эки паж неплохо. План по общей реализации выполнен на 126 процентов, по выпуску пи щевой — на 116 процентов, по вылову — на 126 про центов. по сортности... А вот с планом по сорт ности дела обстоят неваж но. Около ста тонн продук ции было переведено в более низкой сорт. II тут уж кач ка ни при чем. — В течение шести дней экипаж выпускал продукцию пониженного качества, — вынужден констатировать технолог-наставник А. Т. Пазич. — При зажиме про- тнзнеіі с неразделенной ры бой появился так называе мый «лопанец». II если бы на судне не пренебрегли тре бованием стандартов КСУКП. если бы был создан и рабо тал общественный совет по качеству, то этого не произо шло бы. Члены совета гірн первом же рейде должны были обнаружить брак в ра боте и принять меры по его устранению. Однако, как по казала проверка, работа по внедрению КСУКП велась на траулере, мягко говоря, не важно С приходом в порт у рыбаков «И«ана Закоркнна» позади ос тались и качка, и хлопоты, и волнения. А впереди... впереди — анализ работы экипажа, обобщение опыта, разбор ошибок. Как и после любого рейса. Только, быть может, еще более тща тельный. Суда эти новые и потому тр е б у ю т к себе повышен ного внимания специалистов. В. ГОРНОВ. «Пионеры отряда имени Петра Сгпбнева пятого клас са школы № 27 г. Мурман ска поздравляют вас с дос тижением лучших результа тов в социалистическом со ревновании. Мы стараемся лучше учиться и равняемся на передовиков. Желаем бла гополучного возвращения в родной порт. Ждем вас». Это лишь одна из многих радиограмм, которые- полу- Наш траулер — эю ведь по следнее достижение науки к техники. Самая новеіішая ап паратура. автоматика. Тут у нас и произошел разговор, о котором вспомни лось s момент, когда комсорг торжественно принял древко с алым полотнищем. Я спро сил его. какие возможности есть у молодежи проявить с е бя в условиях новейшей тех нической оснащенности. Мож- казателыіых — Анатолий Во- лынец. матрос-рыбообработ чик. Он и трюмный, и отлич ный весовщик, упаковщик, крышечник. Владимир Петухов (кста ти. в конце рейса принят кандидатом в члены КПСС), слесарь-наладчик. В посто янном поиске. В рейсе по требовалось увеличить выра ботка продукции улучшенно го ассортимента — спинки о т к р ы в а е т с я дверь чилк комсомольцы, экипаж судна в последнем рейсе. А з Мурманске была н волнующая встреча с сестрой фетра Сгпбнева — Люцией Александровной Володиной. Комсомольцы судна взяли < шефство» над дорогой гос тьей. Возили на машине по городу, показали все досто примечательности, вместе с ней ходили в театр, музеи... В красном уголке судна.у стендов нам пришлось по тесниться. чтобы дать воз можность ознакомиться с ни ми большой группе военных моряков. Позднее их смени ла другая группа люден — в гражданском. Олег пояс нил: — У нас всегда так, ког да мы в порту, много экс курсий , и делегаций. Кто только нами ие интересует ся!. Люди разных возрастов г*''Профессий. Из Таллина, Киева. Москвы, Свердлов ска... Легче, наверное, ска зать. кого ѵ нас не было. но ли поставить в сравнение вклад молодых с вкладом более опытных моряков? Ведь возраст тоже имеет свое преимущество. Он поду мал и возразил: — Начнем с количествен ной стороны. Тридцать четы ре комсомольца — это уже треть экипажа. А со всей мо лодежью вместе составит процентов шестьдесят. Те перь в отношении качества. Комсомольцы в основном ребята с огоньком, сыграли большую роль в организации социалистического соревно вания. Каждый комсомолец принял социалистическое обя зательство. а соперничество — это всегда боевой настрой, всегда стремление быть пра вофланговыми во всех делах Ну а конкретные факты— вот они. У нас на судне наи большая доля личного учас тия в общем деле — это ов ладение смежными участка ми работы. Прітмеров доста точно. Один из наиболее по- путассу. Ему обязан экипаж тем. что дополнительная ли ния для изготовления этого вида продукции была смонти рована в короткий срок, к тому же без ущерба для дру гих операций — во время перегрузит: ІІли взять другой пример: возникли трудности с упако вочной тарой. Комсомолец Борис Ковальчук выступил с инициативой — пустить в дело дефектную. Он лично склеил из бракованной рвани коробов и чехлов на 267 ком плектов ящиков, то есть упа ковку для 8 тонн рыбопро дукции. И склеивал нх во время технологических «окон», без отрыва от рабо ты. Он взглянул на часы и из винился: ему пора было ид ти на совет старейшин. Про щаясь, улыбнулся задорно: — Наши ребята стучат крепко в дверь. А ПЯТНИЦЫН. I [ в Р Е З У Л Ь Т А Т Е П О И С К А . . . 14 августа в Ленинграда я гавани Васильевского ост рова открывается традици онная международная спе циализированная выставка «Инрыбпром-80». Рыбный Мурман будет представлен на выставке пятью экспона тами. О двух из них под робно рассказывается в публикуемой корреспон денции. D 1977 Г О Д У управление *■* «С е в р ы б х о л о д ф л о т » при изготовлении пресервоз зам е нило ж естяную банкотару на алюминиевую . И сразу ж е р е з ко возрос п роц е нт боя банок. П р о в е ли необходимы е иссле дования, в р е зуль та те которы х у д ало сь выяснить — банкота- ра порт.-ітся в процессе вы грузки пресервов с судна. Ж е стяная тара — она покрепче, а алюминиевую чуть с д е ф о р м и . ровал и... К этому с ле д уе т добавить, что разгрузки, как правило, п р о х о д я т очень и н тенсивно, зачастую з езежую п о го д у. А дм инистрация «С е з р ы б - х о л о д ф л о т а » обратилась в ц ентральное п р о е к тн о -к о н с т рук то р ск о е и технологическое бю р о (Ц П К ТБ ) с просьбой най ти реш ение этой проблемы . Работникам бю ро п р е д с то я л о изготовить конструкцию , которая п р ед о хран и ла бы банки при р а згрузк е от п о вреж дений. Так вот и р о д и лась идея создания с пе ц и а ль ного с тр о п -п о д д о н а д ля п е р е грузки консерзоя н е п о ср е д ст венно в море. Руко во ди те лем разработки был А. Г. Чевтэез. И зготовили три опытных образца. Первый был легким, но очень слабым, второй надеж но защищал банки от п овреж дений, но был слишком тяж е л. И то ль ко третий о бра зе ц у д о в ле тв о р я л зеем требованиям — прочен, легок, при транспорти ровке складывается з компактный пакет. *— Я не п рипом ню случая, — улы бается Чезтаев, — ч т о бы машина или п р и с п о с о б ле ние у к о го -то получились с р а зу. Если так выходит, значит решение п ро с то -н а п р о сто «п е р е п и с а ли » с уж е готового и ап роби рова нного проекта. Ничего уд и в и те льн о го в том нет, что нам приш лось за тратить немало энергии на и з готовлени е в о бщ е м -то н е с ло ж н о го по своей к о н с тр ук ции приспособления. Н е ск о ль ко слов о с т р о п -п о д . д оне. О н представ ляе т с о бой г р у з о з ую п лощ а д к у, п о д вешенную на четы ре грузовы е стропа и снабж енную о тк и д ы вающимися стенками. Стенки п о д д о н а м е ж д у собой с о е д и нены шарнирно. О тли ча ется этот с тр о п -п о д д о н о т п о д о б ных е м у образцов тем, что в нем д л я б ольш е го удобства эксплуатации то ль ко одна из стенок ш арни рно соединена с грузо во й п лощ адк ой , а п р о ти во п оло ж на я ей состоит из двух раздельны х частей, сое диняемых замком. — П ользоваться устройством д ов оль н о -так и ле гк о и у д о б но, — п р о д о л ж а е т рассказ Чевтает. — С т р о п -п о д д о н у с танавливается а зоне п р о и з водства работ, с гака г р у з о п о д ъ ем н о го устройства сним а ются грузовы е стропы, стен ки разводятся в стороны , п о с ле чего м ож но п оэ и ззод и гь п о гр у з к у (или ра згрузку). За тем стенки снова возвращ а ются на свои места, а части разъемной стенки со е ди н яю т ся замком. В 1978 г о д у устройство бы ло внедрено на суда управления «С е в р ы б х о л о д ф л о т », Тем са мым были устранены потер** р ы б о п р о д ук ц и и и банкотары — о собенно алюминиевой — в процессе п о г р у з о ч н о -р а з гр у зочных работ. Го д о в о й эконом и ческий э ф ф е к т о т внедрения с тр о п -п о д д о н а з расчете на о д н у плавбазу составляет 8.6 тысячи руб ле й . С озданны й с тр о п -п о д д о н , м о ж н о сказать, ветеран вы ставок. В 1979 г о д у он экспо нировался на В Д Н Х С С С Р в Москве. И в этом го д у после завершения выставки «И н р ы б - п р ом -8 0 » он снова б уд е т пере, правлен туда, в павильон р ы б ного хозяйства. Остается то ль ко добавить, что н е сло ж но е устройство по показателю эффективности стало в оди н р я д со с ло ж н е й шими в ' конструкционном о т ношении собратьями. С лучай в практике конструирования д о вольно редкий. Д р у г о й экспонат, который п редставлен на выставке «И н ры бп ром -8 0 », — устройство д ля ф орм и ровани я пакетов грузов, или п оп р о сту говоря, пакетообвязочная машина. Разрабатывается она по зада нию Министерства ры бного хозяйства С С С Р. На выставке представлен опытный образец машины. Первый этап ее испы таний п рош ел, и д о в о ль н о у с пешно, на за в о д е-и з гото зи те - ле («С е в те х ры б п р ом »}. С оглас н о правилам, у тв е р ж денным Министерством путей сообщ ения и, естественно, подсказанных здравым смыс лом , п р о д у к ц и я д олж н а о т груж аться а транспортны х п а кетах. Пакеты эти д олж ны быть плотными и обвязанными. М аш и на-то как раз и п р е д н а з. начена д ля уплотн ени я и о б вязки пакетов из картонных ящиков с м о р о ж е н о й р ы б о продукц ией . В недрение маши ны позво ли т ком плексно меха низировать и исключить р у ч ной т р у д при п ере грузк е п р о дукции с судна в ж е л е з н о д о рож ны е вагоны. Устрой ство ее опять же ч& очень с лож ное. П р е д в а р и те л ь но сф ормированный пакет у с танавливается в машину п о грузчиком с боковым захва том. Кстати сказать, пакет м ож ет также формироваться вручную непосредственно в машине. Готово! О п е р а то р нажимает кнопку на п ульте управления, и на пакет начинает надвигать ся... стенка. Как только пакет п о д ее «н а п о р о м » уплотн яется д о заданной величины, сраб а тывает реле, и машина с п о м ощью двух обвязочны х ГОЛО ВОК ловко перетягивает его специальной лентой. Все! П а кет сф орм ирован. М о ж н о быть уверенным — при тр а н с порти ровке он не развалится, как это случалось зачастую раньше. М е д ле н н о отходи т стенка, и готовый пакет сни мается погрузчиком ... Д ум ае тся, экспонаты, о к о торы х мы рассказали, п р и в ле к ут внимание посетителей « И н . ры бп ром а-8 0». Будем н а д е яться, что выставка не о ка ж е т ся д л я них «к о неч но й станци ей», а станет началом д о р о г на ры бопромы словы е ф ло та нашей страны. В ШУСТОЗ 8 августа 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАНѢ т 5 сто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz