Рыбный Мурман. 1980г. Август.

в ним а н и е : опыт А кончается на земле D ОДНОЙ МОРЯЦКОЙ ® песне есть такие сло­ ва: «Качка в море берет на­ чало. а кончается на земле». Не так давно мы уже рас­ сказывали о трудном освое­ нии рыбаками объединения «Мурмаирыбпром» крупно- тоннажных судов новой се­ рии польской постройки — В-408. Так вот, для этих траулеров качка берет на­ чало... на берегу. Она зало'* я;ена в сам проект. Судно имеет укороченный корпус, обладает повышенной остой­ чивостью и... — Даже при небольшом шторме судно сильно раска­ чивает. Производительность труда на рыбофабрике пада­ ет" при этом, примерно, напо­ ловину, — рассказывает по­ мощник капитана по произ­ водству БМРТ этого проекта «Иван' Закоркин» Владимир Васильевич Шабанов. — Взять, к примеру, операцию шЗ выбивке брикетов из про­ тивней. В спокойную погоду матросы выбивают целую тележку таких брикетов за пятиадцать-двадцать минут, а в качку — за час-полтора. На других судах, на которых мне доводилось ходить, кач­ ка в такой степеіш не ска­ зывалась на результатах ра­ боты. На рыбофабрике траулера установлена рыборазделоч­ ная машина «Шквал». Соз­ дал ее флагманский специа­ лист Г. А. Сидоренко. Всем хороша машина. Никого вот только, кроме своего созда­ теля, не слушается. Судно работало на путине путас­ су. Уловы позволяли рыбо­ обработчикам «развернуть­ ся* п выпускать продукцию самого различного ассорти­ мента. Однако машина упор­ но не хотела вырабатывать ничего, кроме разделки сыр­ ца «на спинку». II лишь в конце рейса на судне побы­ вал конструктор «Шквала» и перестроил ее на универ­ сальный лад. И тут уж рыбаки, как го­ ворится. не упустили случая. К машине приставили луч­ ших рыбообработчиков. При­ том применили тактическую хитрость. Четверо работали непосредственно на закладке рыбы в машину (очень уто­ мительная операция), а двое следили за подачей сырья по лоткам и как бы находились в резерве. Через полтора — два часа они подменяли мат­ росов у машины. Те в свою очередь восстанавливали силы «в резерве» и подменя­ ли следующую пару. Так вкруговую удалось достиг­ нуть очень высокой произ­ водительности труда. — Когда у «Шквала» сто­ яли бессменно четыре мат­ роса, то за сутки они выра­ батывали двенадцать— пятнадцать тонн. — делится Шабанов. — Но вот создали резерв — и суточная выра­ ботка разделанной рыбопро­ дукции поднялась до двадца­ ти пяти тонн. • Немало пришлось пово­ зиться и с автоматом, пред­ назначенным для обвязки коробок с готовой продук­ цией. Безотказно автомат заработал лишь после того как наладчики «вдохнули» в него свою душу. — А вот на весовое хозяй­ ство мы пожаловаться нѵ никак не можем, — продол­ жает рассказ помощник ка­ питана по производству. — Конечно, конструкция весов недостаточно совершенна, однако они прочны (не рас­ сыпаются при каждом удоб­ ном случае), и точность взвешивания на них доволь­ но-таки высокая. Думаю, та­ кие весы было бы неплохо иметь на каждом судне — не только этого проекта. Как бы то ни было, рыбо- фабрика на судне простор­ ная, многие процессы меха­ низированы. и сработал эки­ паж неплохо. План по общей реализации выполнен на 126 процентов, по выпуску пи­ щевой — на 116 процентов, по вылову — на 126 про­ центов. по сортности... А вот с планом по сорт­ ности дела обстоят неваж­ но. Около ста тонн продук­ ции было переведено в более низкой сорт. II тут уж кач­ ка ни при чем. — В течение шести дней экипаж выпускал продукцию пониженного качества, — вынужден констатировать технолог-наставник А. Т. Пазич. — При зажиме про- тнзнеіі с неразделенной ры­ бой появился так называе­ мый «лопанец». II если бы на судне не пренебрегли тре­ бованием стандартов КСУКП. если бы был создан и рабо­ тал общественный совет по качеству, то этого не произо­ шло бы. Члены совета гірн первом же рейде должны были обнаружить брак в ра­ боте и принять меры по его устранению. Однако, как по­ казала проверка, работа по внедрению КСУКП велась на траулере, мягко говоря, не­ важно С приходом в порт у рыбаков «И«ана Закоркнна» позади ос­ тались и качка, и хлопоты, и волнения. А впереди... впереди — анализ работы экипажа, обобщение опыта, разбор ошибок. Как и после любого рейса. Только, быть может, еще более тща­ тельный. Суда эти новые и потому тр е б у ю т к себе повышен­ ного внимания специалистов. В. ГОРНОВ. «Пионеры отряда имени Петра Сгпбнева пятого клас­ са школы № 27 г. Мурман­ ска поздравляют вас с дос­ тижением лучших результа­ тов в социалистическом со­ ревновании. Мы стараемся лучше учиться и равняемся на передовиков. Желаем бла­ гополучного возвращения в родной порт. Ждем вас». Это лишь одна из многих радиограмм, которые- полу- Наш траулер — эю ведь по­ следнее достижение науки к техники. Самая новеіішая ап­ паратура. автоматика. Тут у нас и произошел разговор, о котором вспомни­ лось s момент, когда комсорг торжественно принял древко с алым полотнищем. Я спро­ сил его. какие возможности есть у молодежи проявить с е ­ бя в условиях новейшей тех­ нической оснащенности. Мож- казателыіых — Анатолий Во- лынец. матрос-рыбообработ­ чик. Он и трюмный, и отлич­ ный весовщик, упаковщик, крышечник. Владимир Петухов (кста­ ти. в конце рейса принят кандидатом в члены КПСС), слесарь-наладчик. В посто­ янном поиске. В рейсе по­ требовалось увеличить выра­ ботка продукции улучшенно­ го ассортимента — спинки о т к р ы в а е т с я дверь чилк комсомольцы, экипаж судна в последнем рейсе. А з Мурманске была н волнующая встреча с сестрой фетра Сгпбнева — Люцией Александровной Володиной. Комсомольцы судна взяли < шефство» над дорогой гос­ тьей. Возили на машине по городу, показали все досто­ примечательности, вместе с ней ходили в театр, музеи... В красном уголке судна.у стендов нам пришлось по­ тесниться. чтобы дать воз­ можность ознакомиться с ни­ ми большой группе военных моряков. Позднее их смени­ ла другая группа люден — в гражданском. Олег пояс­ нил: — У нас всегда так, ког­ да мы в порту, много экс­ курсий , и делегаций. Кто только нами ие интересует­ ся!. Люди разных возрастов г*''Профессий. Из Таллина, Киева. Москвы, Свердлов­ ска... Легче, наверное, ска­ зать. кого ѵ нас не было. но ли поставить в сравнение вклад молодых с вкладом более опытных моряков? Ведь возраст тоже имеет свое преимущество. Он поду­ мал и возразил: — Начнем с количествен­ ной стороны. Тридцать четы­ ре комсомольца — это уже треть экипажа. А со всей мо­ лодежью вместе составит процентов шестьдесят. Те­ перь в отношении качества. Комсомольцы в основном ребята с огоньком, сыграли большую роль в организации социалистического соревно­ вания. Каждый комсомолец принял социалистическое обя­ зательство. а соперничество — это всегда боевой настрой, всегда стремление быть пра­ вофланговыми во всех делах Ну а конкретные факты— вот они. У нас на судне наи­ большая доля личного учас­ тия в общем деле — это ов­ ладение смежными участка­ ми работы. Прітмеров доста­ точно. Один из наиболее по- путассу. Ему обязан экипаж тем. что дополнительная ли­ ния для изготовления этого вида продукции была смонти­ рована в короткий срок, к тому же без ущерба для дру­ гих операций — во время перегрузит: ІІли взять другой пример: возникли трудности с упако­ вочной тарой. Комсомолец Борис Ковальчук выступил с инициативой — пустить в дело дефектную. Он лично склеил из бракованной рвани коробов и чехлов на 267 ком­ плектов ящиков, то есть упа­ ковку для 8 тонн рыбопро­ дукции. И склеивал нх во время технологических «окон», без отрыва от рабо­ ты. Он взглянул на часы и из­ винился: ему пора было ид­ ти на совет старейшин. Про­ щаясь, улыбнулся задорно: — Наши ребята стучат крепко в дверь. А ПЯТНИЦЫН. I [ в Р Е З У Л Ь Т А Т Е П О И С К А . . . 14 августа в Ленинграда я гавани Васильевского ост­ рова открывается традици­ онная международная спе­ циализированная выставка «Инрыбпром-80». Рыбный Мурман будет представлен на выставке пятью экспона­ тами. О двух из них под­ робно рассказывается в публикуемой корреспон­ денции. D 1977 Г О Д У управление *■* «С е в р ы б х о л о д ф л о т » при изготовлении пресервоз зам е­ нило ж естяную банкотару на алюминиевую . И сразу ж е р е з ­ ко возрос п роц е нт боя банок. П р о в е ли необходимы е иссле­ дования, в р е зуль та те которы х у д ало сь выяснить — банкота- ра порт.-ітся в процессе вы ­ грузки пресервов с судна. Ж е ­ стяная тара — она покрепче, а алюминиевую чуть с д е ф о р м и . ровал и... К этому с ле д уе т добавить, что разгрузки, как правило, п р о х о д я т очень и н­ тенсивно, зачастую з езежую п о го д у. А дм инистрация «С е з р ы б - х о л о д ф л о т а » обратилась в ц ентральное п р о е к тн о -к о н с т­ рук то р ск о е и технологическое бю р о (Ц П К ТБ ) с просьбой най­ ти реш ение этой проблемы . Работникам бю ро п р е д с то я ­ л о изготовить конструкцию , которая п р ед о хран и ла бы банки при р а згрузк е от п о ­ вреж дений. Так вот и р о д и ­ лась идея создания с пе ц и а ль ­ ного с тр о п -п о д д о н а д ля п е р е ­ грузки консерзоя н е п о ср е д ст­ венно в море. Руко во ди те лем разработки был А. Г. Чевтэез. И зготовили три опытных образца. Первый был легким, но очень слабым, второй надеж но защищал банки от п овреж дений, но был слишком тяж е л. И то ль ко третий о бра зе ц у д о в ле тв о р я л зеем требованиям — прочен, легок, при транспорти ровке складывается з компактный пакет. *— Я не п рипом ню случая, — улы бается Чезтаев, — ч т о ­ бы машина или п р и с п о с о б ле ­ ние у к о го -то получились с р а ­ зу. Если так выходит, значит решение п ро с то -н а п р о сто «п е р е п и с а ли » с уж е готового и ап роби рова нного проекта. Ничего уд и в и те льн о го в том нет, что нам приш лось за­ тратить немало энергии на и з­ готовлени е в о бщ е м -то н е ­ с ло ж н о го по своей к о н с тр ук ­ ции приспособления. Н е ск о ль ко слов о с т р о п -п о д . д оне. О н представ ляе т с о ­ бой г р у з о з ую п лощ а д к у, п о д ­ вешенную на четы ре грузовы е стропа и снабж енную о тк и д ы ­ вающимися стенками. Стенки п о д д о н а м е ж д у собой с о е д и ­ нены шарнирно. О тли ча ется этот с тр о п -п о д д о н о т п о д о б ­ ных е м у образцов тем, что в нем д л я б ольш е го удобства эксплуатации то ль ко одна из стенок ш арни рно соединена с грузо во й п лощ адк ой , а п р о ти ­ во п оло ж на я ей состоит из двух раздельны х частей, сое ­ диняемых замком. — П ользоваться устройством д ов оль н о -так и ле гк о и у д о б ­ но, — п р о д о л ж а е т рассказ Чевтает. — С т р о п -п о д д о н у с ­ танавливается а зоне п р о и з ­ водства работ, с гака г р у з о ­ п о д ъ ем н о го устройства сним а­ ются грузовы е стропы, стен­ ки разводятся в стороны , п о с ­ ле чего м ож но п оэ и ззод и гь п о гр у з к у (или ра згрузку). За­ тем стенки снова возвращ а­ ются на свои места, а части разъемной стенки со е ди н яю т­ ся замком. В 1978 г о д у устройство бы ло внедрено на суда управления «С е в р ы б х о л о д ф л о т », Тем са­ мым были устранены потер** р ы б о п р о д ук ц и и и банкотары — о собенно алюминиевой — в процессе п о г р у з о ч н о -р а з гр у ­ зочных работ. Го д о в о й эконом и ­ ческий э ф ф е к т о т внедрения с тр о п -п о д д о н а з расчете на о д н у плавбазу составляет 8.6 тысячи руб ле й . С озданны й с тр о п -п о д д о н , м о ж н о сказать, ветеран вы­ ставок. В 1979 г о д у он экспо­ нировался на В Д Н Х С С С Р в Москве. И в этом го д у после завершения выставки «И н р ы б - п р ом -8 0 » он снова б уд е т пере, правлен туда, в павильон р ы б ­ ного хозяйства. Остается то ль ко добавить, что н е сло ж но е устройство по показателю эффективности стало в оди н р я д со с ло ж н е й ­ шими в ' конструкционном о т ­ ношении собратьями. С лучай в практике конструирования д о ­ вольно редкий. Д р у г о й экспонат, который п редставлен на выставке «И н ­ ры бп ром -8 0 », — устройство д ля ф орм и ровани я пакетов грузов, или п оп р о сту говоря, пакетообвязочная машина. Разрабатывается она по зада нию Министерства ры бного хозяйства С С С Р. На выставке представлен опытный образец машины. Первый этап ее испы­ таний п рош ел, и д о в о ль н о у с ­ пешно, на за в о д е-и з гото зи те - ле («С е в те х ры б п р ом »}. С оглас н о правилам, у тв е р ж ­ денным Министерством путей сообщ ения и, естественно, подсказанных здравым смыс­ лом , п р о д у к ц и я д олж н а о т ­ груж аться а транспортны х п а­ кетах. Пакеты эти д олж ны быть плотными и обвязанными. М аш и на-то как раз и п р е д н а з. начена д ля уплотн ени я и о б ­ вязки пакетов из картонных ящиков с м о р о ж е н о й р ы б о ­ продукц ией . В недрение маши­ ны позво ли т ком плексно меха­ низировать и исключить р у ч ­ ной т р у д при п ере грузк е п р о ­ дукции с судна в ж е л е з н о д о ­ рож ны е вагоны. Устрой ство ее опять же ч& очень с лож ное. П р е д в а р и те л ь ­ но сф ормированный пакет у с ­ танавливается в машину п о ­ грузчиком с боковым захва­ том. Кстати сказать, пакет м ож ет также формироваться вручную непосредственно в машине. Готово! О п е р а то р нажимает кнопку на п ульте управления, и на пакет начинает надвигать­ ся... стенка. Как только пакет п о д ее «н а п о р о м » уплотн яется д о заданной величины, сраб а­ тывает реле, и машина с п о ­ м ощью двух обвязочны х ГОЛО­ ВОК ловко перетягивает его специальной лентой. Все! П а ­ кет сф орм ирован. М о ж н о быть уверенным — при тр а н ­ с порти ровке он не развалится, как это случалось зачастую раньше. М е д ле н н о отходи т стенка, и готовый пакет сни­ мается погрузчиком ... Д ум ае тся, экспонаты, о к о ­ торы х мы рассказали, п р и в ле ­ к ут внимание посетителей « И н . ры бп ром а-8 0». Будем н а д е ­ яться, что выставка не о ка ж е т­ ся д л я них «к о неч но й станци­ ей», а станет началом д о р о г на ры бопромы словы е ф ло та нашей страны. В ШУСТОЗ 8 августа 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАНѢ т 5 сто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz