Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.
U E СОМНЕВАЮСЬ , бы- * * ла бы давка туда, где выдают рецепт интеллигент- ности. Представляете: по одной таблетке три раза в день принимаете с течение недели — и вы интелли гент. Разумеется, это шутка. Но, глядя", с какой настойчи востью все мы — от мала до велика — ломаем голо вы: каков он, интеллигент ный человек и как им стать, — невольно начинаешь ду мать. что в шутке — солид ная доля правды. Только вот загвоздка — у каждого свой рецепт. Сразу отвергнем Самый простой н распространенный: мол, достаточно научиться не грубить старшим, перехо дить улицу в положенном жет быть, >і не поймет, но никогда не поспешит с при говором. « Р а з человек что- то делал, значит, он хотел что-то этим сказать. Трудил ся, чтобы намазать? Нера зумно». Вот это уважение £ опы т у ,' делу других людей приходит, кбнечно, С годами. Но и молодым не стоит от чаиваться. Овладевая куль турой (а это доступно в той или иной степени н школь нику и студенту), мы приоб ретаем умение удивляться Силс человеческого духа, ко торая выражается в резуль татах работы. Уважать ® р защищать культуру, переда вать ее другим — одна н.з главных, на мой взгляд, з а поведей интеллигентного че ловека. м н е н и с : Р Е Ц Е П Т ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ месте, знать, в какой рук| держать нож и вилку, мыть руки перед едой - - и дело $ иіляпе. Конечно, воспитан ность весьма необходима. Но что Сьрывать, разве мало мы встречаем в жизни вежливых подлецов, нечистых на руку людей, воспитанных тихонь, которым на все наплевать, кроме пятерки в дневнике, пока он школьник, или лиш ней трешки б кармане, когда пойдет работать. Ни на вос кресник, ни в поход, ни на собрание такого не выта щишь. Вежливо все обосну ет, на объективные причины сошлется. Правда, интелли гентами их обзывают чаще всего незаслуженно. Эгоист — еще куда ни шло, «О чем тут спорить, —■ нередко приходилось мне слышать на диспутах. — Окончил человек институт, получил диплом инженера, учителя, агронома — он и есть интеллигент». Верно, люди широко об разованные. занимающиеся умственным трудом, — ин теллигенты, с социальном понятии этого слова. А их отношение к жизни? Куль тура? Их дела и поступки?.. И вновь приходная при знать. что есть еще среди них по меткому замечанию кинорежиссера М. Донского, «люди, имеющие высшее специальное образование и не имеющие среднего чело веческого». Иначе говоря, нравственная жизненная по зиция — главный показа тель нашего «человеческого образования». А позиция эта. как известно, предпола гает прежде вСего общест венную активность. Казалось бы, рецепт го тов: становись активным, участвуй во всех делах — и ты настоящий интеллигент. Мне да. наверное, и читате лям тоже, знакомы такие люди. Собирать металлолом? Пожалуйста. Даже выворотит где-нибудь нужную трубу — лишь, бы больше всех. В самодеятельности? Пожалуй ста, только за Счет уроков. Помочь товарищу по работе? Конечно, если отгул будет... Значит, и активность нужна не всякая. Важно, наверное, другое: во имя чего она. что отстаивает человек своей активностью... Сейчас уже не спорят, что для понимания живопи си нужна подготовка. И вот десятикласснику, кстати, по сещающему факультатив по эстетике, ничего не стоит, мельком взглянув на карти ну, вынести приговор: а. мазня... А его отец, рабочий, остановится подумает. Мо Так откуда же берется ин теллигентность и в чем она Проявляется прежде всего? Образование, разумеется, по могает овладевать культур ными ценностями, постигать мудрость предков и выдаю щихся Современников. Но оно, как мы убедились, дале ко не единственное условие интеллигентности. Может бьіть, все дело в воспитании? Хорошее воспитание, конеч но, необходимо каждому че ловеку. Но, как ни парадок сально, в одной и той же се мье, где одинаково заботятся о сыновьях, один вырастает интеллигентом, второй — хамом. Пример родителей, старших товарищей? Он, бес спорно. помогает становить ся лучше, чище, духовно бо гаче. Но один хочет брать п берет пример, а другой — нет. ЭНАЧИТ нужно особое внутреннее состояние, вернее, развитие души, ко торое позволит вместить в себя все, что мы связываем с понятием «.интеллигент ность». Какое же-? Попробую ответить на этот вопрос. К а ждому ясно, что природу надо беречь. Уже второ классники знают, что. если бросить в море полиэтилено вый пакет, а его. приняв за медузу, проглотит черепаха, которая прожила 300 лет, она погибнет. Со школьных лет нам известно, что даже муравья надо беречь, — он полезен для роСта деревьев, грибов. И такое бережное отношение ко всему живому мы справедливо называем красивым и теплым словом «человечность». Flo если на до беречь цветок, ужа, сини цу, то как же чутко следует относиться к самому чело веку! А разве мы то и дело ие забываем об этом? Разве, занятые собой, мы частенько бездумно не делаем больно другим? У меня вот уже несколько недель не выходит из голо вы одно собрание в институ те. Однокурсники клеймили позором своего товарища за пропуск лекций, А он стес нялся при всех сказать, что проСндел у постели заболев шей сестренки, ожидая вра ча. Конечно, пропускать за нятия —- плохо. И просто зд'орово, что у студентов данной группы так развито сознательное, активное отно шение к учебе. За это им каждый поставит «отлично». А вот за отсутствие такта, душевности по отношению друг к другу, увы, «неуд». Для интеллигентных лю дей равнодушие, невнимание к другому человеку — вещь невозможная. Драматург Ми хаил Рощин очень верно з а метил по этому поводу: «С е крет интеллигентности прсСт: внимание. Если вы будете внимательны к любому чело веку, с которым вступаете во взаимоотношения, — будь то случайный попутчик в трам вае или родная мать —- то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любоіі человек так же сложен, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что ни про что причи нить ему неудобство, непри ятность. а тем более горе, жестокую обиду, рану». И будто вторя драматур гу, писатель Василь Быков, отвечая на вопрос школьни ков. как стать современным человеком, сказал: «Совре менный человек... Это. - на, мой взгляд, несколько фальшивый «термин». ІІе надо стремиться быть совре менным... Есть вечные, не тленные ценности человече ского бытия. Игнорируя их. человек рискует не только не Стать современным, а во обще перестать быть чело веком». Жизнь полна неожиданно стей. случайностей, поры вов, когда мы, как бы ни старались, хоть нехотя ко го-то обидим, оскорбим, при чиним боль. Но важно осо знать, что ты сделал, и страдать: почему и как это вышло? Чтобы свести к ми нимуму такие неожиданно сти, попробуйте следовать совету: не наступать, а усту пать, не захватить, а отдать, не кулак показать, а протя нуть руку, не спрятать, а поделиться, не накричать, а выслушать. Ради себя — прежде всего! — нужно ста раться не причинять вреда другому. Разумеется, такая дели катность, мягкость ничего не имеет общего с мягкоте лостью. Конечно, интелли гентный человек не станет обижать ни муравья, ни тем более другого человека. Но настоящий интеллигент пер вым пойдет против врагов Родины, чтобы защитить се бя и других людей не побо ится хулигана не спрячет ся за чужой спиной от от ветственности Василий Шукшин писал, что по его мнению интелли гентный человек — это беспокойная совесть. ум полное отсутствие голоса, когда требуется — для со звучия -- «подпеть» могу чему басу сильных мира се го. горький разлад с самим собой из-за вечного вопроса: «Что есть правда?..» И еще одна черта человена, без которой рассуж дения о том, каким бы ть, бесплодны. — это искренность. Люди л гу т для своей выгоды. Но интелли гентны й человек йе может ста ви ть свою выгоду выше ин тересов др уги х. Легко ск а зать: не лги. Как ни странно, тот. нто не лж ет, причиняет м ассу неудобств и себе и д р у гим. Но вот тут-то и нужна твердость интеллигента. Ложь, а рядом с ней тр усо сть — вра ги человеческие. Мы же не хотим , чтобы нам лгали. Нас это оскорбляет, ун иж ает. А д р уги х? Конечно, жить-пожи- вать, добра наж и вать, не вы со вы ваться. как сейчас ное-кто исповедует, — спокойнее. И не нуж на таком у человеку и нтеллигентн ость. Тысячу раз правы те, кто утверждает, что сам человек может воспитать в себе ин теллигентность. Ведь у каж дого из нас есть сердце. А оно устроено так, что на все реагирует. На боль — свою и чужую, на радость — свою и чунгую. Оно не мо жет иначе. Его не обма нешь. ...Каким быть? Ох пра вильного ответа на этот во прос зависит едва ли не вся дальнейшая жизнь человека, ее успех. В основе ответа — жизненная позиция, нравст венная высота —- интелли гентность. В, МИНАЕВ. .... :';ст 7 апреля—Всемирный день здоровья ТАБАЧНАЯ БЕДА] Ежегодно 7 апреля во всех стр ан ах планеты под эгидой! Всемирной организации здравоохранении проаодится Всемир-І ный день здоровья. Каждый из них проходит под определен I ным девизом'. В прошлом, Международном году ребенка. Д ен ь! здоровья проводился под девизом «Здоровый ребенок — н з-| дежное будущ ее!» I В 1980 году Всемирная организация здравоохранения при-| няла решение -провести День здоровья под девизом «Кур ение| или здоровье — выбирайте сами». I / УРЕННЕ — большое “ зло. Доказано, что оно способствует возникновению различных заболеваний, ко торые являются причиной преждевременной смерти. Ученые считают, что в ин дустриальных Странах каж дый пятый умирает от того что курил. В среднем куря щий лаівеі на 6 —8 лет меньше, чем его некурящий сверстник. Курильщики в 13 раз чаще болеют стенокаі дней и в 10 раз чаще —- я з вой желудка. Табак — при чипа 95 процентов случае: рака легкого. В процессе выкуривании папиросы, сигареты пли трубки происходит сухая пе регонка табака, Сопровожда ющаяся образованием ог ромного количества разных продуктов: никотина, окиси углерода, синильной кисло ты, сажи, канцерогенных уг леводов и других. Для чело века смертельная доза нико тина — 5 0— 75 мг. При медленном сгорании табака в дым переходит 20 процен тов никотина, а при быстром — более 40 процентов. Вы куривая 2 0— 25 сигарет в день, человек получает смер тельную дозу никотина. Вы недоверчиво улыбнетесь: лю ди С сигаретой в зубах идут но улице и никто из них не собирается умирать. Правда. При курении ни котин поступает в организм небольшими порциями. А у заядлых курильщиков орга низм несколько приспособил ся к яду п не так бурно ре агирует на отравление. Вредное действие табака не ограничивается одним ни коти ном. Окись углерода (угарны й газ), которого в табачном д ы ме около 8 процентов, блоки рует часть эритроцитов крови, о тветствен ны х за доставку кислорода к тканям , отсюда — кислородное голодание- С те пень кислородной недостаточ ности после вы куривания од ной си гар еты оказы вается т а кой же, как при подъеме не тренированного человека на вы соту 3000 м над уровнем моря. Возникающ ее кислородное го лодание особенно пагубно для молодого растущ его организма оно приводит н ослаблению памяти снижению рабо-госпо* собности. Обычно подростки курят тайком, торопливо, а ведь при быстром сгорании таба ка в дым переходит в 2 ра за больше никотина, чем при медленном. Подростки, как правило, докуривают сигаре ту до конца, нередко курят и окурки, то есть использу ют ту часть табака, которая содержит больше всего ядо витых веществ. Курильщики знают, что на внутренней поверхности мундштука трубки или папи росы собирается бурого цве та налет. Это табачный де готь — самая главная опас ность для курильщиков. Че ловек. который выкуривает в день пачку Сигарет, за год пропускает через легкие око-, ло 800 гр табачного дегтя, в состав которого входят кан церогенные вещества. В последние годы установ лено, что при сгорании та бака в организм поступает радиоактивный изотоп — полоний 210. Содержание его в одной сигарете ничтож но, но при большом стаже курения общая доза облуче ния достигает 500 рад. Это го достаточно, чтобы выз вать в хромосомном аппара те клеток изменения, веду щие к раковом-, перерожде нию. Курение способствует воз никновению такого серьезно го заболевания, как облите рирующий эндартериит. ког да нарушается кровообраще ние в сосудах нижних конем постеіі. Человек попадает • больницу его оперирѵіо- а мпутпру ют и o n ... Особенно разительные пр ремспы вызыг.ас; табак молодых женщш: Земли стый цвет лица, рано поя вившиеся морщины желтые зубы, грубый «мужеподоб ный» голос создают мало привлекательный портрет. Совершенно недопустимо ку рение для беременных жен щин. Никотин проходит в кровь плода і! оказывае- токсическое действие на не го. Пагубное влияние • табаня не ограничивается измене ниямн в организме куриль щиков. При курении 50 про центов всех веществ, содег жащихся в табаке, выделяет ся в атмосферу. В закрытом помещении скапливается ог ромное количество табачного дыма, который вдыхают на холящиеся там некурящие люди. Они становятся п енкными курильщиками. Хорошо известно, каким про- * тивником курения был В. И. Ленин. «Владимир Ильич еще в одном содействовал продун тивности знаний, — писал бы в ший народный комиссар здра воохранения Н. А. Семашко, — он много внимания уделял об становке: следил за абсолютной тиш иной, строго запрещал да же ш ептаться во время засе даний. Он заботился такж е чистом воздухе: вентиляторы и форточки всегда действовали Владимир Ильич был особен ным врагом курения («табач ного зелья», как он выражал ся). кур ить во время заседания он категорически воспрещал Вопрос об ограничении ку рения в определенных ме стах. так четко и категорич но решенный Владимиром Ильпчем. бесспорно заслу живает и сейчас самого серь езиого внимания Речь идет о безусловном зап р ете пип курения в зданиях школ учебных заведений, мели цинских учреждений ч:< предприятиях обществен но г питания (включая і;яф( и ре стораны!. Давайте посмотрим на проб лему курения еще с одной стороны. За год нурильщин пропускает по больничным ли стам на 20 процентов больше рабочих дней, чем некурящий рабочий. А сколько рабочего времени ухо ди т на «переку ры»? Не зря многие зарубеж ные промышленные фирмы за одну и ту же работу куриль щ икам устанавливаю т зарпла ту на 15 процентов ниже, чем некурящ им рабочим... Бросить курить трудно, иногда очень трудно Как не весело шутил Маш; Твен: «Ничего нет легче, чем бро сить курить. -- я сам это делал сотни раз». Способ ность бросить курить во мно гом зависит от индивидуаль ных качеств человека. его собранности, воли Каждый кто решил ра»;< статься с этой вредной при вычкой, но не способен по бороть ее своими силами может обратиться к врачѵ и он поможет. Начать курить легче чег отказаться от курения. Та- лучше совсем не начинай курить. Будем беречь здоро вье Свое п :шѵгих! В. МИРОНЧЕНКО вра« областного психоневгіо логического диспансера • 8 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН » 4 апреля 1980 г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz