Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.

U E СОМНЕВАЮСЬ , бы- * * ла бы давка туда, где выдают рецепт интеллигент- ности. Представляете: по одной таблетке три раза в день принимаете с течение недели — и вы интелли­ гент. Разумеется, это шутка. Но, глядя", с какой настойчи­ востью все мы — от мала до велика — ломаем голо­ вы: каков он, интеллигент­ ный человек и как им стать, — невольно начинаешь ду­ мать. что в шутке — солид­ ная доля правды. Только вот загвоздка — у каждого свой рецепт. Сразу отвергнем Самый простой н распространенный: мол, достаточно научиться не грубить старшим, перехо­ дить улицу в положенном жет быть, >і не поймет, но никогда не поспешит с при­ говором. « Р а з человек что- то делал, значит, он хотел что-то этим сказать. Трудил­ ся, чтобы намазать? Нера­ зумно». Вот это уважение £ опы т у ,' делу других людей приходит, кбнечно, С годами. Но и молодым не стоит от­ чаиваться. Овладевая куль­ турой (а это доступно в той или иной степени н школь­ нику и студенту), мы приоб­ ретаем умение удивляться Силс человеческого духа, ко­ торая выражается в резуль­ татах работы. Уважать ® р защищать культуру, переда­ вать ее другим — одна н.з главных, на мой взгляд, з а ­ поведей интеллигентного че­ ловека. м н е н и с : Р Е Ц Е П Т ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ месте, знать, в какой рук| держать нож и вилку, мыть руки перед едой - - и дело $ иіляпе. Конечно, воспитан­ ность весьма необходима. Но что Сьрывать, разве мало мы встречаем в жизни вежливых подлецов, нечистых на руку людей, воспитанных тихонь, которым на все наплевать, кроме пятерки в дневнике, пока он школьник, или лиш­ ней трешки б кармане, когда пойдет работать. Ни на вос­ кресник, ни в поход, ни на собрание такого не выта­ щишь. Вежливо все обосну­ ет, на объективные причины сошлется. Правда, интелли­ гентами их обзывают чаще всего незаслуженно. Эгоист — еще куда ни шло, «О чем тут спорить, —■ нередко приходилось мне слышать на диспутах. — Окончил человек институт, получил диплом инженера, учителя, агронома — он и есть интеллигент». Верно, люди широко об­ разованные. занимающиеся умственным трудом, — ин­ теллигенты, с социальном понятии этого слова. А их отношение к жизни? Куль­ тура? Их дела и поступки?.. И вновь приходная при­ знать. что есть еще среди них по меткому замечанию кинорежиссера М. Донского, «люди, имеющие высшее специальное образование и не имеющие среднего чело­ веческого». Иначе говоря, нравственная жизненная по­ зиция — главный показа­ тель нашего «человеческого образования». А позиция эта. как известно, предпола­ гает прежде вСего общест­ венную активность. Казалось бы, рецепт го­ тов: становись активным, участвуй во всех делах — и ты настоящий интеллигент. Мне да. наверное, и читате­ лям тоже, знакомы такие люди. Собирать металлолом? Пожалуйста. Даже выворотит где-нибудь нужную трубу — лишь, бы больше всех. В самодеятельности? Пожалуй­ ста, только за Счет уроков. Помочь товарищу по работе? Конечно, если отгул будет... Значит, и активность нужна не всякая. Важно, наверное, другое: во имя чего она. что отстаивает человек своей активностью... Сейчас уже не спорят, что для понимания живопи­ си нужна подготовка. И вот десятикласснику, кстати, по­ сещающему факультатив по эстетике, ничего не стоит, мельком взглянув на карти­ ну, вынести приговор: а. мазня... А его отец, рабочий, остановится подумает. Мо­ Так откуда же берется ин­ теллигентность и в чем она Проявляется прежде всего? Образование, разумеется, по­ могает овладевать культур­ ными ценностями, постигать мудрость предков и выдаю­ щихся Современников. Но оно, как мы убедились, дале­ ко не единственное условие интеллигентности. Может бьіть, все дело в воспитании? Хорошее воспитание, конеч­ но, необходимо каждому че­ ловеку. Но, как ни парадок­ сально, в одной и той же се­ мье, где одинаково заботятся о сыновьях, один вырастает интеллигентом, второй — хамом. Пример родителей, старших товарищей? Он, бес­ спорно. помогает становить­ ся лучше, чище, духовно бо­ гаче. Но один хочет брать п берет пример, а другой — нет. ЭНАЧИТ нужно особое внутреннее состояние, вернее, развитие души, ко­ торое позволит вместить в себя все, что мы связываем с понятием «.интеллигент­ ность». Какое же-? Попробую ответить на этот вопрос. К а­ ждому ясно, что природу надо беречь. Уже второ­ классники знают, что. если бросить в море полиэтилено­ вый пакет, а его. приняв за медузу, проглотит черепаха, которая прожила 300 лет, она погибнет. Со школьных лет нам известно, что даже муравья надо беречь, — он полезен для роСта деревьев, грибов. И такое бережное отношение ко всему живому мы справедливо называем красивым и теплым словом «человечность». Flo если на­ до беречь цветок, ужа, сини­ цу, то как же чутко следует относиться к самому чело­ веку! А разве мы то и дело ие забываем об этом? Разве, занятые собой, мы частенько бездумно не делаем больно другим? У меня вот уже несколько недель не выходит из голо­ вы одно собрание в институ­ те. Однокурсники клеймили позором своего товарища за пропуск лекций, А он стес­ нялся при всех сказать, что проСндел у постели заболев­ шей сестренки, ожидая вра­ ча. Конечно, пропускать за ­ нятия —- плохо. И просто зд'орово, что у студентов данной группы так развито сознательное, активное отно­ шение к учебе. За это им каждый поставит «отлично». А вот за отсутствие такта, душевности по отношению друг к другу, увы, «неуд». Для интеллигентных лю­ дей равнодушие, невнимание к другому человеку — вещь невозможная. Драматург Ми­ хаил Рощин очень верно з а ­ метил по этому поводу: «С е ­ крет интеллигентности прсСт: внимание. Если вы будете внимательны к любому чело­ веку, с которым вступаете во взаимоотношения, — будь то случайный попутчик в трам­ вае или родная мать —- то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любоіі человек так же сложен, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что ни про что причи­ нить ему неудобство, непри­ ятность. а тем более горе, жестокую обиду, рану». И будто вторя драматур­ гу, писатель Василь Быков, отвечая на вопрос школьни­ ков. как стать современным человеком, сказал: «Совре­ менный человек... Это. - на, мой взгляд, несколько фальшивый «термин». ІІе надо стремиться быть совре­ менным... Есть вечные, не­ тленные ценности человече­ ского бытия. Игнорируя их. человек рискует не только не Стать современным, а во­ обще перестать быть чело­ веком». Жизнь полна неожиданно­ стей. случайностей, поры­ вов, когда мы, как бы ни старались, хоть нехотя ко­ го-то обидим, оскорбим, при­ чиним боль. Но важно осо­ знать, что ты сделал, и страдать: почему и как это вышло? Чтобы свести к ми­ нимуму такие неожиданно­ сти, попробуйте следовать совету: не наступать, а усту­ пать, не захватить, а отдать, не кулак показать, а протя­ нуть руку, не спрятать, а поделиться, не накричать, а выслушать. Ради себя — прежде всего! — нужно ста­ раться не причинять вреда другому. Разумеется, такая дели­ катность, мягкость ничего не имеет общего с мягкоте­ лостью. Конечно, интелли­ гентный человек не станет обижать ни муравья, ни тем более другого человека. Но настоящий интеллигент пер­ вым пойдет против врагов Родины, чтобы защитить се­ бя и других людей не побо­ ится хулигана не спрячет­ ся за чужой спиной от от­ ветственности Василий Шукшин писал, что по его мнению интелли­ гентный человек — это беспокойная совесть. ум полное отсутствие голоса, когда требуется — для со­ звучия -- «подпеть» могу­ чему басу сильных мира се го. горький разлад с самим собой из-за вечного вопроса: «Что есть правда?..» И еще одна черта человена, без которой рассуж дения о том, каким бы ть, бесплодны. — это искренность. Люди л гу т для своей выгоды. Но интелли­ гентны й человек йе может ста ви ть свою выгоду выше ин­ тересов др уги х. Легко ск а ­ зать: не лги. Как ни странно, тот. нто не лж ет, причиняет м ассу неудобств и себе и д р у ­ гим. Но вот тут-то и нужна твердость интеллигента. Ложь, а рядом с ней тр усо сть — вра­ ги человеческие. Мы же не хотим , чтобы нам лгали. Нас это оскорбляет, ун иж ает. А д р уги х? Конечно, жить-пожи- вать, добра наж и вать, не вы­ со вы ваться. как сейчас ное-кто исповедует, — спокойнее. И не нуж на таком у человеку и нтеллигентн ость. Тысячу раз правы те, кто утверждает, что сам человек может воспитать в себе ин­ теллигентность. Ведь у каж­ дого из нас есть сердце. А оно устроено так, что на все реагирует. На боль — свою и чужую, на радость — свою и чунгую. Оно не мо­ жет иначе. Его не обма­ нешь. ...Каким быть? Ох пра­ вильного ответа на этот во­ прос зависит едва ли не вся дальнейшая жизнь человека, ее успех. В основе ответа — жизненная позиция, нравст венная высота —- интелли­ гентность. В, МИНАЕВ. .... :';ст 7 апреля—Всемирный день здоровья ТАБАЧНАЯ БЕДА] Ежегодно 7 апреля во всех стр ан ах планеты под эгидой! Всемирной организации здравоохранении проаодится Всемир-І ный день здоровья. Каждый из них проходит под определен I ным девизом'. В прошлом, Международном году ребенка. Д ен ь! здоровья проводился под девизом «Здоровый ребенок — н з-| дежное будущ ее!» I В 1980 году Всемирная организация здравоохранения при-| няла решение -провести День здоровья под девизом «Кур ение| или здоровье — выбирайте сами». I / УРЕННЕ — большое “ зло. Доказано, что оно способствует возникновению различных заболеваний, ко­ торые являются причиной преждевременной смерти. Ученые считают, что в ин­ дустриальных Странах каж­ дый пятый умирает от того что курил. В среднем куря­ щий лаівеі на 6 —8 лет меньше, чем его некурящий сверстник. Курильщики в 13 раз чаще болеют стенокаі дней и в 10 раз чаще —- я з­ вой желудка. Табак — при чипа 95 процентов случае: рака легкого. В процессе выкуривании папиросы, сигареты пли трубки происходит сухая пе­ регонка табака, Сопровожда­ ющаяся образованием ог­ ромного количества разных продуктов: никотина, окиси углерода, синильной кисло­ ты, сажи, канцерогенных уг­ леводов и других. Для чело­ века смертельная доза нико­ тина — 5 0— 75 мг. При медленном сгорании табака в дым переходит 20 процен­ тов никотина, а при быстром — более 40 процентов. Вы ­ куривая 2 0— 25 сигарет в день, человек получает смер­ тельную дозу никотина. Вы недоверчиво улыбнетесь: лю­ ди С сигаретой в зубах идут но улице и никто из них не собирается умирать. Правда. При курении ни­ котин поступает в организм небольшими порциями. А у заядлых курильщиков орга­ низм несколько приспособил­ ся к яду п не так бурно ре агирует на отравление. Вредное действие табака не ограничивается одним ни коти ­ ном. Окись углерода (угарны й газ), которого в табачном д ы ­ ме около 8 процентов, блоки­ рует часть эритроцитов крови, о тветствен ны х за доставку кислорода к тканям , отсюда — кислородное голодание- С те­ пень кислородной недостаточ­ ности после вы куривания од ной си гар еты оказы вается т а ­ кой же, как при подъеме не­ тренированного человека на вы соту 3000 м над уровнем моря. Возникающ ее кислородное го лодание особенно пагубно для молодого растущ его организма оно приводит н ослаблению памяти снижению рабо-госпо* собности. Обычно подростки курят тайком, торопливо, а ведь при быстром сгорании таба­ ка в дым переходит в 2 ра за больше никотина, чем при медленном. Подростки, как правило, докуривают сигаре ту до конца, нередко курят и окурки, то есть использу­ ют ту часть табака, которая содержит больше всего ядо­ витых веществ. Курильщики знают, что на внутренней поверхности мундштука трубки или папи­ росы собирается бурого цве­ та налет. Это табачный де­ готь — самая главная опас­ ность для курильщиков. Че­ ловек. который выкуривает в день пачку Сигарет, за год пропускает через легкие око-, ло 800 гр табачного дегтя, в состав которого входят кан­ церогенные вещества. В последние годы установ­ лено, что при сгорании та­ бака в организм поступает радиоактивный изотоп — полоний 210. Содержание его в одной сигарете ничтож­ но, но при большом стаже курения общая доза облуче­ ния достигает 500 рад. Это­ го достаточно, чтобы выз­ вать в хромосомном аппара­ те клеток изменения, веду­ щие к раковом-, перерожде нию. Курение способствует воз никновению такого серьезно­ го заболевания, как облите рирующий эндартериит. ког да нарушается кровообраще­ ние в сосудах нижних конем постеіі. Человек попадает • больницу его оперирѵіо- а мпутпру ют и o n ... Особенно разительные пр ремспы вызыг.ас; табак молодых женщш: Земли стый цвет лица, рано поя­ вившиеся морщины желтые зубы, грубый «мужеподоб­ ный» голос создают мало привлекательный портрет. Совершенно недопустимо ку­ рение для беременных жен­ щин. Никотин проходит в кровь плода і! оказывае- токсическое действие на не­ го. Пагубное влияние • табаня не ограничивается измене ниямн в организме куриль­ щиков. При курении 50 про­ центов всех веществ, содег жащихся в табаке, выделяет­ ся в атмосферу. В закрытом помещении скапливается ог­ ромное количество табачного дыма, который вдыхают на холящиеся там некурящие люди. Они становятся п енкными курильщиками. Хорошо известно, каким про- * тивником курения был В. И. Ленин. «Владимир Ильич еще в одном содействовал продун тивности знаний, — писал бы в­ ший народный комиссар здра­ воохранения Н. А. Семашко, — он много внимания уделял об­ становке: следил за абсолютной тиш иной, строго запрещал да­ же ш ептаться во время засе­ даний. Он заботился такж е чистом воздухе: вентиляторы и форточки всегда действовали Владимир Ильич был особен ным врагом курения («табач ного зелья», как он выражал ся). кур ить во время заседания он категорически воспрещал Вопрос об ограничении ку­ рения в определенных ме­ стах. так четко и категорич­ но решенный Владимиром Ильпчем. бесспорно заслу­ живает и сейчас самого серь езиого внимания Речь идет о безусловном зап р ете пип курения в зданиях школ учебных заведений, мели цинских учреждений ч:< предприятиях обществен но г питания (включая і;яф( и ре­ стораны!. Давайте посмотрим на проб­ лему курения еще с одной стороны. За год нурильщин пропускает по больничным ли­ стам на 20 процентов больше рабочих дней, чем некурящий рабочий. А сколько рабочего времени ухо ди т на «переку­ ры»? Не зря многие зарубеж ­ ные промышленные фирмы за одну и ту же работу куриль­ щ икам устанавливаю т зарпла­ ту на 15 процентов ниже, чем некурящ им рабочим... Бросить курить трудно, иногда очень трудно Как не весело шутил Маш; Твен: «Ничего нет легче, чем бро­ сить курить. -- я сам это делал сотни раз». Способ­ ность бросить курить во мно­ гом зависит от индивидуаль­ ных качеств человека. его собранности, воли Каждый кто решил ра»;< статься с этой вредной при­ вычкой, но не способен по бороть ее своими силами может обратиться к врачѵ и он поможет. Начать курить легче чег отказаться от курения. Та- лучше совсем не начинай курить. Будем беречь здоро­ вье Свое п :шѵгих! В. МИРОНЧЕНКО вра« областного психоневгіо логического диспансера • 8 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН » 4 апреля 1980 г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz