Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.
2 . Г л а в н о е — т е к у щ е е м а н е в р е н н о е с о с т о я н и е С ОБНАРУЖЕН» Е М косяка рыбы на тра улере «Восток» кключили соответствующие огни а начали работу с не водом. Маневрам траулера лнчто не мешало — расстоя ние до ближайшего судна, которым являлась плавбаза, составляло более мили. После замета невода на ■ Востоке» сделали выдерж- 'ку. а затем приступили к кольцеванию. В это время у капитана траулера появились основания для беспокойства: ранее обнаруженная плав база дрейфовала в сторону заполненного рыбой невода. По указанию капитана вах- обязаиы сторониться судно, ограниченное в возможности маневрировать, и даже судно, лишенное возможности уп равляться. Однако указан ные суда не всегда в состоя нии сделать это. Данное об стоятельство является одним из многих других, вследст вие которых положения МГШСС не могут быть и не являются догматическими по стулатами. Указанный фак тор, который следует твердо усвоить, подтверждает об щий смысл МППСС и более частным образом — предпи сание второй половины пра вила 2: различные опасности плавания, столкновения п всякие особые обстоятельст ва могут вызвать необходи мость отступить от тех или иных требований правил для исключения непосредствен ной опасности. Таким обра зом. в отдельных случаях может возникнуть такая си туация, при которой стоя- і туацпй сближения судов, так и их текущим маневренным состоянием, ІІз существа та кой логики и следует исхо дить. Что же касается возникно вения опасности столкнове ния траулера «Восток» и плавбазы «Рига», то судово дители этих судов рассуж дали именно так, как указа ли авторы «Новых МППСС». Но произошло это не вследствие отсутст вия логики в правиле 18, а из-за непонимания вах тенным помощником РМВ «Рига» изложенного выше вопроса, хотя и он, к конеч ном итоге, правда, с запоз данием. правильно оценил маневренное состояние дру гого судна. Авторы «Новых МППСС» подчеркивают следующее: принципом правила 18, рас пределяющим обязанности между судами различных категорий, является то что РЫБНОГО ПРОМЫСЛА генный второй помощник, хотя не сразу, но сумел вый ти на УКВ-связь с плавба зой. Однако на РМВ «Рига», выслушав просьбу с «Восто ка», не пожелали ух'одить в сторону. Вахтенный помощ ник капитана плавбазы за явил, что у ее борта стоят другие суда и она произво дит перегрузочные опера ции... Потом вахтенный по мощник капитана «Риги» все-таки внял просьбе, но его решение оказалось за поздалым (как и вызов в рубку капитана). В результа те был серьезно поврежден невод траулера, и часть его намоталась на гребное уст ройство плавбазы. Судоводители траулера обвиняли в случившемся ;оллег е плавбазы. Те пыта лись доказать обратное, ссы лаясь на предписание пунк та (с) правила 18, согласно которому судно, занятое ло вом рыбы, якобы всегда обязано уступать дорогу суд ну. ограниченному в возмож ности маневрировать. По такая формулировка не является точной... Вот что говорится в ука занном пункте правила 18: «Судно, занятое ловом рыбы, на ходу должно, насколько это возможно, уступать до рогу судну, лишенному воз можности управляться, и судну, ограниченному в воз можности маневрировать». Из приведенной формули ровки’ вытекает следующее: если занятое ловом рыбы судно стоит на якоре, его щему па якоре занятому ло вом рыбы судну потребуется принять меры, чтобы усту пить дорогу судну, лишенно му возможности управлять ся. В частности, практика знает немало случаев, когда указанное судно уступало дорогу судну, которое зани малось сложной буксировоч ной операцией, являясь в связи с этим ограниченным в возможности маневрировать. Однако вернемся к вопро су, касающемуся инцидента, который произошел с тра улером «Восток» н плавба зой «Рига»... ■ В приведенной выше фор мулировке вступительной части пункта (с) правила 18 имеются слова «насколь ко это возможно». Такое вы ражение означает, что нахо дящееся на ходу занятое ло вом рыбы судно должно ус тупать дорогу судну, ограни ченному в возможности ма неврировать (нлп судну, ли шенному возможности управ ляться), если в состоянии и насколько в состоянии вы полнить такое действие. Уже упоминавшиеся авто ры книги «Новые МППСС» считают, что такая носта- , новка вопроса в Правилах является не очень логичной, «так как может возникнуть ситуация, при которой каж дое из судов будет считать, что другое должно уступить дорогу» (стр. 204). Однако логика МІІПСС — это логи ка морской практики, кото рая отличается исключитель ным многообразием как си- судно с лучшими маневрен ными возможностями уступа ет дорогу менее маневренно му судну (стр. 202). Дейст вительно, указанный прин цип — одна из сторон об щего смысла МППСС. Это дополнительно подтверждает уже названная выше вторая половина правила 2, Так что если бы во вступительной части пункта (с) правила 18 далее отсутствовало выраже ние «насколько это возмож но», следовало бы понимать следующее: в -общем случае судно, занятое ловом рыбы, на ходу более маневренно, чем судно, ограниченное в возможности маневрировать, и чем судно, лишенное воз можности управляться, но вместе с тем может возник нуть ситуация, при которой одному, из последних потре буется уступить дорогу пер вому. Благодаря глубокому по ниманию смысла МППСС «Сеьтосрыбфлотпнснекц и я» в заключении ію случаю с траулером «Восток» и плав базой «Рига» констатирова ла, что занятый кольцевани ем невода траулер был не в состоянии выполнить основ ное требование пункта (с) правила 18, то есть уступить дорогу плавбазе. Подобные обстоятельства необходимо понимать и учитывать судо водителям. А. АНОХИН, капитан- наставник службы наблю дения .за флотом ВРПО «Севрыба». V ТРО было удивительно J солнечным в этот весен ний день. 18 апреля. Торже ственность царила в зале за седании управления рыбного порта. Этот день был необыч ным для Александра Шоро- хова, Александра Стрижича, Фаішла Хамитова. Сергея Акулкнна. Александра Пепь- кова. Игоря Цветкова. Кол лектив провожал их в ряды Советской Ардши. Перед собравшимися вы ступи.'! начальник рыбного норта И. Т. Шашжов: «Дорогие ребята! Ваши проводы в армию совпали со славным юбилеем — 13 0-й годовщиной со дня рожде ния В. И. Ленина и 35-летн ем Победы. Служба в армии — священный долг каждого советского воина. Вы хорошо потрудились на производстве, и хочется пожелать вам, чтобы те испытания, кото рые будут в повседневной солдатской жизни, вы выдер нули с честыо. А после окончания службы мы будем рады принять вас снова в наш коллектив. И мы не рас стаемся с вами, а говорим до свидания!» Секретарь партийного ко митета порта П. В. Смирнов сказал: «Думаем, что, находясь вдали от нас, вы не будете забывать ни отчего дома, ни коллектива, где прошли пер вые трудовые годы вашей са мостоятельной жизни. Будем рады получать письма от вас об успехах на сЛужбе. а мы, в свою очередь, отвечать вам и рассказывать в письмах о наших трудовых победах». От имени комсомольской организации рыбного порта добрые слова напутствия призывникам сказал секре тари, комитета ВЛКСМ В. В. Кабанов. Он пожелал ребя там. чтобы годы их службы в рядах Советской Армии прошли успешно, и еще раз подчеркнул, что в родном коллективе будут рады их возвращению. На проводы были пригла шены ветераны войны и тру да рыбного порта Владимир Федорович Кузнецов, Алек сандр Сергеевич Храповиц кий и Евстолия Павловна Дорофеева. «Это нервыіі серьезный шаг в вашей жизни, ребята. I! от того, каким «и будет, « В ы с л уж ит е 9 м ы в а с п о д о ж д е м ...» зависит дальнейшая ваша жизнь. Хочу пожелать, что бы ваши матери всегда гор дились вамп. Пусть служба проходит по Уставу воинской службы», — пожелала при зывникам Е. П. Дорофеева,- защитница Советского Запо лярья. От ветеранов труда, ныне пенсионеров, слово взял А. С. Храповицкий: «Мы пришли к вам па про воды с разведчиком 31-й лыжной бригады, преодолев шей путь от сопок Заполя рья до Берлина. - - с Влади миром Федоровичем Кузне цовым. Мне есть чем гордиться. В трудовой книжке у меня всего два штампа о зачисле нии на работу. До войны был принят в траловый флот, а после войны — в рыбный порт, откуда и ушел на пен сию. Армия ■- это нелегкая солдатская служба. Закаляй те'себя, не насуйте перед трудностями. А по возвраще нии па своп, рабочие места вам предстоит продолжить трудовые традиции трех по колений рыбного порта, мо жет быть, и ваших отцов. В добрый путь!» Взволнованы ребята. взволнованы гости, но у, всех на душе радостно От имени молодых рабочих, сейчас уже призывников, вы ступил Игорь Цветков, элект ромонтер второго района рыбного порта. Он поблаго дарил присутствующих за теплые слова и заверил, что при прохождении службы в армии никто из ребят не уронит іестп коллектива. > На намять об этом торже ственном дне ребятам были вручены памятные подарки. И пусть немножечко гру стно расставаться с коллекти вом, но хочется верить, что' обещание свое ребята зьь полнят и многие из них воз вратятся на род иоо нредприя- Т. ГОТКИНА. Корабли иа промысле. Фото Б. Щукина. НАПУТСТВИЕМ к сегодняшним ^ призывникам — вчерашним моло дым. рабочим рыбного порта обращается ветеран войны, защитница Советского Заполярья Евстолия Павловна -Дорофее ва. Она желает будущим защитникам Родины добиться отличных успехов в боевой и политической подготовке. На снимке вверху: в зале заседаний управления рыбного порта. Горячими аплодисментами собравшиеся приветст вуют призывников. Фото С. Викторова. 25 апреля 1980 г. « РЫБНЫЙ М УРМ АН » • \\ стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz