Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.
З а б е з о п а с н о с т ь Онекоторых положениях Б е з о п а с н о с т ь с у д о в и, как говорится издавна, сохранность человеческой жизни на море яйляіотсз важнейшей проблемой мореплавания и Ш наши дни. Одна из особо значимых сторон этой проблемы —* преду преждение столкновений судов. Для рыбопромыслового фдо- 'ta существует дополнительная проблема: исключение сцеп лений орудий лова, которые приводят к потере улова, к срыву ритма промысловой работы. Вместе с іем ярн сов местном промысле судоводителя Испытывают немалые труд ности — они выполняют не только те функции, которые обязательны при плавании вообще, но и задачи, связанные с выполнением плана и обязательств по выпуску рыбной продукции В связи с изложенным всякий соответствующий закону фактор, который будет способствовать такой рабо те заслуживает внимания. Поэтому судоводителям предла- tak-тся вопросы, изложенные в публикуемой статье. м о р е п л а в а н и я ! книги«НовыеМППСС» движителя у маневренного бостояшм. Правила 14 п 15, которые охватывают наіюо- Дее распространенные ситу ации сОліііксшія судов, шіе- іОт силу лішіь 8 том случае. іѴогда сближаются -два СУД на с механическими двига телями». Если под термином <судно с механическим дви- гйтедем» а вдесь понимается свободное а управлении суд но, то правила 14 н 15 нель зя распространить на суда. Занятые ловом рыбы (что к сделали авторы «Новых МППСС ;>) Но разве спра ведливо переносить смысл термийа «судно с механн- іюст.іг управляться, к тому utc йоследнне, в отлично от судов, ведущих дав рыбы, не нанимаются систематическим совместным плаванием, кото рое требует почти постоян ного расхождения друг с другом. Безусловно, строить прин цип расхождения занятых ловом рыбы судов друг с другом только «и» основ;1 хорошей морской практики:» ... значит пустии. фактиче ски на самотек одну из важ нейших сторон промысловой работы. Ведь если бы суще ствовала возможность ру ководствоваться указанной тых лоііоѵ , рыом вол из і : друга», По это предписание расположено в приложи те < Правилам н носит ф а к у л ь т тивиый, то есть необязатель ный характер. Нередко ещ- хул;е обстоні дело с пони манием маневренных воз можностей судов, ведущих лов рыбы, с оценкой их вза имоотношений друг с дру гом. Это касается и вывода акторов «Новых МНПСС •. Л научно-техническая ре волюция сыграла роль и в развитии рыбопромыслово го флота. Кратко выражаясь, ныне он совсем не тот. ка ким был в 1948 году - - при нервом п совсем несущест венном изменении редакции ІІПСС. подготовленной прошлом ІіСКѵ. Вместе с том и сог,ремен ные суда, ведущие лов рыбы, не обладают такой маневрен ностью. как- суда. которые ничем не стеснены в управ лении. Однако при совмеет- І . П р а в и л а м а н е в р и р о в а н и я — з а к о н р а с х о ж д е н и я с у д о в В 1975 ГОДУ издатель ством «Транспорт’> была издана книга «•Новые МППСС». В начале текущего года, благодаря резко возросшему тиражу второго издания этой книги (1979 год), она появилась у многих судоводителей ВРИС) «Севрыба». Замечательный материал книги вызвал боль шое удовлетворение судо водителей. Но этого не ска жешь о том положении, в котором говорится, что заня тые ловом рыбы суда обяза ны действовать при расхож дении между собой: «на ос нове хорошей морской прак тики» (стр. 201). пренебрегая соответствующими предпи саниями МППСС. Такое ут верждение вызывает особое удивление в связи с тем, что авторы «Новых МППСС.» А. П. Яскевич и Ю. Г. З у рабов. как говорится, акаде мики в затрагиваемой обла сти мореплавания. В частно сти, комментариями к ІІІІСС первого из них мы пользова лись два десятка лет. В 1972 году А. П. Яскевич являл ся заместителем руководите ля советской делегации на Международной конферен ции, которая завершила раз работку и приняла новую редакцию Правил... Почему же маститые спе циалисты стоят на ошибоч ной точке зрения, невольно вводя в заблуждение судово дителей рыбопромыслового флота'; Чтобы ответить на данный вопрос, следует рассмотреть несколько положений МППСС. Это тем более не обходимо, потому что всем судоводителям требуется хо рошо понимать указанные положения. П МППСС есть группа предписаний, которые, исхо дя гіз их предназначения, мо жно именовать правилами маневрирования; Однако, об ладая общим названием, они предназначены для разных адресатов. Так правило 12 касается только парусных судов. Правила 13. 16 и 17 (соответственно: обгон, дей ствия уступающего дорогу судна п действия судна, ко торому уступают дорогу) от носятся к любому судну — независимо от его движите ля и маневренного состоя ния, Совсем иное дело с пра вилами 14 и 15, которые, имея силу в условиях нор мальной видимости, «хвать: вают следующие наиболее распространенные ен ту аци : УЧИТЫВАТЬ И ОСОБЕННОСТИ сближения: суда идут прямо друг на друга, суда следуют пересекающимися курсами. Указанные правила 14 и 15 действуют только в том сл\ чае, когда сближаются, как говорится в этих правилах, «два судна с механическими двигателями». Вот тут-то и своеобразная загвоздка: что означает тер мин «судно с механическим двигателем»? Казалось бы, его понимание не должно вызывать затруднений. Но это не совсем так... Правило 3 поясняет, что термин «судно с механичес ким двигателем» означает любое судно, приводимое в движение механической ус тановкой. Такая формулиров ка позволяет легко провести грань между указанным суд ном и судном парусным. А как разграничить судно с механическим двигателем и. с другой стороны, суда сл е дующих трех категорий, тер мины которых приводятся в том же правиле 3: занятые ловом рыбы, лишенные воз можности управляться и ограниченные в возможности маневрировать? Существо вопроса в том, что "согласно правилу 18, которое не принадлежит к правилам маневрирования и определяет взаимные обязан ности судов с разными ма невренными возможностя ми, «судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу» судну, при надлежащему к любой из на званных категорий. Между тем подавляющее число су дов, занятых ловом рыбы, лишенных возможности уп равляться и ограниченных в возможности маневрировать. также приводятся в движе ние механической установ кой. Следовательно. по смыслу правила 18 термин «судно с механическим дви гателем» не только оставля ет в, стороне парусные суда, но и означает судно, отлич ное от стесненного в манев рах. то есть свободное в уп равлении судно. Данный фак тор подтверждает и правило 23. Оно определяет характе ристики огней судна, как го ворится в правиле, с механи ческим двигателем, тогда как правило 26 — рыболовного судна, а правило 27 — су дов, лишенных возможности управляться н ограниченных в возможности маневриро вать (напомним: подавляю щее число последних также приводится в движение ме ханической установкой). Теперь вернемся правя лам маневрирования. Как уже говорилось, правила 13. 16 и 17 обязательны для всех судов, независимо от их Знакомьтесь: третий и второй (слева направо) помощники капитана плавбазы «Сергей Василисин», ударники коммунистического труда, воспитанники МВИМУ Евгении Яндович и Владимир Бычков. Молодые судоводители хорошо справляются со своими обязанностями, активно участвуют в общественной работе. Фото В. Щукина. -Г- ............... ........ - - ---------- ........................ .. . .. ... тттт.-^г .Т.- .Г.ТГ -.- - -------- —:---- ной работе, как и при всех прочих условиях плавания, оии способны выполнить и выполняют требования пра вил маневрирования МППСС. Они руководствовались соот ветствующими предписания мп и предыдущих редакций Правил предупреждения столкновений судов. В Правилах совместного плавания и промысла судов флота рыбной гіромышлен- ности СССР, которые ут верждены Міпірыбхозом СССР в 1972 году, указыва ется. что в период совмест ного промысла, как. разуме ется, во всех других случаях, суда рыбной отрасли обяза тельно ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИ! • Правила предупреждения столкновений судов. Об этом говорилось, естественно, и в предшествующих редакци ях Правил совместного пла вания и. промысла. При анализе случаев стол кновения судов в условиях совместного промысла «Сев госрыбфлотииспекция» 5 службы мореплавания пред приятии строго руководству іотся требованиями МППСС Это также совершенно спра;^ ведливо! Наконец, если столкнове ние занятых ловом судов вызывает тяжелые пли, тех более, трагические последе, вия, судебное разбирател.. ство также основывается к--: тех же МППСС. Так что ошибочное пол женне в общем искліочител . но полезной книги «Новые МППСС» не должно вызы вать кривотолки п вводить ■ заблуждение судоводителей. ческим двигателем» пра вила 18 в правила 14 и 15? Разумеется, пет! Тем более что адресат указанных пра вил маневрирования служит для того, чтобы показать их безотносительность к парус ным судам, которые имеют «собственное» правило ма неврирования При расхождении между собой не принадлежащих к числу свободных в управле нии судов с механическим, двигателем они обязаны, на сколько это возможно, ру ководствоваться требования ми правил 14 и 15. В част ности, так должны действо вать два встречных судна, ограниченных' в возможности маневрировать (допустим, две сближающиеся плавбазы, каждая из которых принима ет рыбопродукцию со стоя щего у борта промыслового судна) Указанное положение — одно из важнейших тре бований. вытекающих из об щего смысла МППСС. Что касается занятых ло вом рыбы судов, то их ма невренные возможности в общем случае далеко не рав нозначны маневренным воз можностям судов, ограничен ных в возможности маневри ровать и лишенных возмож ности управляться. По степе ни маневренности современ ные суда занятые ловом ры бы, в общем случае значи тельно ближе к свободным в управлении судам с механи ческим двигателем, чем к судам с топ же механиче ской установкой ограничен ным в возможность маневри ровать н лишенным возмож авторами «Новых МППСС» основой, не требовались бы согласованные маневры по расхождению и для судов, свободных в управлении. У читателя, естественно, может возникнуть вопрос: почему же в правилах 14 и 15 указан такой адресат, который дает повод для его недопустимою толкования, игнорирующего интересы и практику плавания рыбопро мыслового флота? Здесь проявилась, в числе прочих факторов, причина, так сказать. исторического характера... Как известно, ППСС 1889 года, то есть первой редак ции, оставались неизменны ми в течение шести десяти летий. С 1948 года редакция Правил менялась трижды. Причем радикальные изме нения Правил произошли только в 1972 году. Однако, как и много лет назад, опо знавательные сигналы для судов, занятых ловом рыбы, служат, по словам авторов «Новых МППСС», лишь «для предупреждения судов, что показывающее их судно по характеру своей деятель ности ограничено в свободе маневрирования и ему поэто му следует уступать дорогу» (стр. 248), Попятно, что для судов, которые не' принадле жат к рыбной отрасли, это весьма удобно. А для про мысловых судов? Конечно же, нет! Правда, в действующих Правилах, то есть в МПНСС- 72, появилось предписание о «Дополнительных сигналах для рыболовных судов, заня 9 10 стр. «РЫБНЫЙ М У РМ А Н » = 25 апреля 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz