Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.

З а б е з о п а с н о с т ь Онекоторых положениях Б е з о п а с н о с т ь с у д о в и, как говорится издавна, сохранность человеческой жизни на море яйляіотсз важнейшей проблемой мореплавания и Ш наши дни. Одна из особо значимых сторон этой проблемы —* преду­ преждение столкновений судов. Для рыбопромыслового фдо- 'ta существует дополнительная проблема: исключение сцеп­ лений орудий лова, которые приводят к потере улова, к срыву ритма промысловой работы. Вместе с іем ярн сов­ местном промысле судоводителя Испытывают немалые труд­ ности — они выполняют не только те функции, которые обязательны при плавании вообще, но и задачи, связанные с выполнением плана и обязательств по выпуску рыбной продукции В связи с изложенным всякий соответствующий закону фактор, который будет способствовать такой рабо­ те заслуживает внимания. Поэтому судоводителям предла- tak-тся вопросы, изложенные в публикуемой статье. м о р е п л а в а н и я ! книги«НовыеМППСС» движителя у маневренного бостояшм. Правила 14 п 15, которые охватывают наіюо- Дее распространенные ситу­ ации сОліііксшія судов, шіе- іОт силу лішіь 8 том случае. іѴогда сближаются -два СУД на с механическими двига­ телями». Если под термином <судно с механическим дви- гйтедем» а вдесь понимается свободное а управлении суд­ но, то правила 14 н 15 нель­ зя распространить на суда. Занятые ловом рыбы (что к сделали авторы «Новых МППСС ;>) Но разве спра­ ведливо переносить смысл термийа «судно с механн- іюст.іг управляться, к тому utc йоследнне, в отлично от судов, ведущих дав рыбы, не нанимаются систематическим совместным плаванием, кото­ рое требует почти постоян­ ного расхождения друг с другом. Безусловно, строить прин­ цип расхождения занятых ловом рыбы судов друг с другом только «и» основ;1 хорошей морской практики:» ... значит пустии. фактиче­ ски на самотек одну из важ­ нейших сторон промысловой работы. Ведь если бы суще­ ствовала возможность ру­ ководствоваться указанной тых лоііоѵ , рыом вол из і : друга», По это предписание расположено в приложи те < Правилам н носит ф а к у л ь т тивиый, то есть необязатель­ ный характер. Нередко ещ- хул;е обстоні дело с пони­ манием маневренных воз­ можностей судов, ведущих лов рыбы, с оценкой их вза­ имоотношений друг с дру­ гом. Это касается и вывода акторов «Новых МНПСС •. Л научно-техническая ре­ волюция сыграла роль и в развитии рыбопромыслово­ го флота. Кратко выражаясь, ныне он совсем не тот. ка­ ким был в 1948 году - - при нервом п совсем несущест­ венном изменении редакции ІІПСС. подготовленной прошлом ІіСКѵ. Вместе с том и сог,ремен­ ные суда, ведущие лов рыбы, не обладают такой маневрен­ ностью. как- суда. которые ничем не стеснены в управ­ лении. Однако при совмеет- І . П р а в и л а м а н е в р и р о в а н и я — з а к о н р а с х о ж д е н и я с у д о в В 1975 ГОДУ издатель­ ством «Транспорт’> была издана книга «•Новые МППСС». В начале текущего года, благодаря резко возросшему тиражу второго издания этой книги (1979 год), она появилась у многих судоводителей ВРИС) «Севрыба». Замечательный материал книги вызвал боль­ шое удовлетворение судо­ водителей. Но этого не ска­ жешь о том положении, в котором говорится, что заня­ тые ловом рыбы суда обяза­ ны действовать при расхож­ дении между собой: «на ос­ нове хорошей морской прак­ тики» (стр. 201). пренебрегая соответствующими предпи­ саниями МППСС. Такое ут­ верждение вызывает особое удивление в связи с тем, что авторы «Новых МППСС.» А. П. Яскевич и Ю. Г. З у ­ рабов. как говорится, акаде­ мики в затрагиваемой обла­ сти мореплавания. В частно­ сти, комментариями к ІІІІСС первого из них мы пользова­ лись два десятка лет. В 1972 году А. П. Яскевич являл­ ся заместителем руководите­ ля советской делегации на Международной конферен­ ции, которая завершила раз­ работку и приняла новую редакцию Правил... Почему же маститые спе­ циалисты стоят на ошибоч­ ной точке зрения, невольно вводя в заблуждение судово­ дителей рыбопромыслового флота'; Чтобы ответить на данный вопрос, следует рассмотреть несколько положений МППСС. Это тем более не­ обходимо, потому что всем судоводителям требуется хо­ рошо понимать указанные положения. П МППСС есть группа предписаний, которые, исхо­ дя гіз их предназначения, мо­ жно именовать правилами маневрирования; Однако, об­ ладая общим названием, они предназначены для разных адресатов. Так правило 12 касается только парусных судов. Правила 13. 16 и 17 (соответственно: обгон, дей­ ствия уступающего дорогу судна п действия судна, ко­ торому уступают дорогу) от­ носятся к любому судну — независимо от его движите­ ля и маневренного состоя­ ния, Совсем иное дело с пра­ вилами 14 и 15, которые, имея силу в условиях нор­ мальной видимости, «хвать: вают следующие наиболее распространенные ен ту аци : УЧИТЫВАТЬ И ОСОБЕННОСТИ сближения: суда идут прямо друг на друга, суда следуют пересекающимися курсами. Указанные правила 14 и 15 действуют только в том сл\ чае, когда сближаются, как говорится в этих правилах, «два судна с механическими двигателями». Вот тут-то и своеобразная загвоздка: что означает тер­ мин «судно с механическим двигателем»? Казалось бы, его понимание не должно вызывать затруднений. Но это не совсем так... Правило 3 поясняет, что термин «судно с механичес­ ким двигателем» означает любое судно, приводимое в движение механической ус­ тановкой. Такая формулиров­ ка позволяет легко провести грань между указанным суд­ ном и судном парусным. А как разграничить судно с механическим двигателем и. с другой стороны, суда сл е­ дующих трех категорий, тер мины которых приводятся в том же правиле 3: занятые ловом рыбы, лишенные воз­ можности управляться и ограниченные в возможности маневрировать? Существо вопроса в том, что "согласно правилу 18, которое не принадлежит к правилам маневрирования и определяет взаимные обязан­ ности судов с разными ма­ невренными возможностя­ ми, «судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу» судну, при­ надлежащему к любой из на званных категорий. Между тем подавляющее число су дов, занятых ловом рыбы, лишенных возможности уп­ равляться и ограниченных в возможности маневрировать. также приводятся в движе­ ние механической установ­ кой. Следовательно. по смыслу правила 18 термин «судно с механическим дви­ гателем» не только оставля­ ет в, стороне парусные суда, но и означает судно, отлич­ ное от стесненного в манев­ рах. то есть свободное в уп­ равлении судно. Данный фак­ тор подтверждает и правило 23. Оно определяет характе­ ристики огней судна, как го ворится в правиле, с механи­ ческим двигателем, тогда как правило 26 — рыболовного судна, а правило 27 — су ­ дов, лишенных возможности управляться н ограниченных в возможности маневриро­ вать (напомним: подавляю­ щее число последних также приводится в движение ме­ ханической установкой). Теперь вернемся правя лам маневрирования. Как уже говорилось, правила 13. 16 и 17 обязательны для всех судов, независимо от их Знакомьтесь: третий и второй (слева направо) помощники капитана плавбазы «Сергей Василисин», ударники коммунистического труда, воспитанники МВИМУ Евгении Яндович и Владимир Бычков. Молодые судоводители хорошо справляются со своими обязанностями, активно участвуют в общественной работе. Фото В. Щукина. -Г- ............... ........ - - ---------- ........................ .. . .. ... тттт.-^г .Т.- .Г.ТГ -.- - -------- —:---- ной работе, как и при всех прочих условиях плавания, оии способны выполнить и выполняют требования пра­ вил маневрирования МППСС. Они руководствовались соот­ ветствующими предписания мп и предыдущих редакций Правил предупреждения столкновений судов. В Правилах совместного плавания и промысла судов флота рыбной гіромышлен- ности СССР, которые ут­ верждены Міпірыбхозом СССР в 1972 году, указыва­ ется. что в период совмест­ ного промысла, как. разуме­ ется, во всех других случаях, суда рыбной отрасли обяза­ тельно ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИ! • Правила предупреждения столкновений судов. Об этом говорилось, естественно, и в предшествующих редакци ях Правил совместного пла­ вания и. промысла. При анализе случаев стол­ кновения судов в условиях совместного промысла «Сев госрыбфлотииспекция» 5 службы мореплавания пред приятии строго руководству іотся требованиями МППСС Это также совершенно спра;^ ведливо! Наконец, если столкнове­ ние занятых ловом судов вызывает тяжелые пли, тех более, трагические последе, вия, судебное разбирател.. ство также основывается к--: тех же МППСС. Так что ошибочное пол женне в общем искліочител . но полезной книги «Новые МППСС» не должно вызы­ вать кривотолки п вводить ■ заблуждение судоводителей. ческим двигателем» пра­ вила 18 в правила 14 и 15? Разумеется, пет! Тем более что адресат указанных пра­ вил маневрирования служит для того, чтобы показать их безотносительность к парус­ ным судам, которые имеют «собственное» правило ма­ неврирования При расхождении между собой не принадлежащих к числу свободных в управле­ нии судов с механическим, двигателем они обязаны, на­ сколько это возможно, ру­ ководствоваться требования­ ми правил 14 и 15. В част­ ности, так должны действо­ вать два встречных судна, ограниченных' в возможности маневрировать (допустим, две сближающиеся плавбазы, каждая из которых принима ет рыбопродукцию со стоя­ щего у борта промыслового судна) Указанное положение — одно из важнейших тре­ бований. вытекающих из об­ щего смысла МППСС. Что касается занятых ло­ вом рыбы судов, то их ма­ невренные возможности в общем случае далеко не рав­ нозначны маневренным воз­ можностям судов, ограничен­ ных в возможности маневри­ ровать и лишенных возмож­ ности управляться. По степе­ ни маневренности современ­ ные суда занятые ловом ры­ бы, в общем случае значи­ тельно ближе к свободным в управлении судам с механи­ ческим двигателем, чем к судам с топ же механиче­ ской установкой ограничен­ ным в возможность маневри­ ровать н лишенным возмож авторами «Новых МППСС» основой, не требовались бы согласованные маневры по расхождению и для судов, свободных в управлении. У читателя, естественно, может возникнуть вопрос: почему же в правилах 14 и 15 указан такой адресат, который дает повод для его недопустимою толкования, игнорирующего интересы и практику плавания рыбопро­ мыслового флота? Здесь проявилась, в числе прочих факторов, причина, так сказать. исторического характера... Как известно, ППСС 1889 года, то есть первой редак­ ции, оставались неизменны­ ми в течение шести десяти­ летий. С 1948 года редакция Правил менялась трижды. Причем радикальные изме­ нения Правил произошли только в 1972 году. Однако, как и много лет назад, опо­ знавательные сигналы для судов, занятых ловом рыбы, служат, по словам авторов «Новых МППСС», лишь «для предупреждения судов, что показывающее их судно по характеру своей деятель­ ности ограничено в свободе маневрирования и ему поэто­ му следует уступать дорогу» (стр. 248), Попятно, что для судов, которые не' принадле­ жат к рыбной отрасли, это весьма удобно. А для про­ мысловых судов? Конечно же, нет! Правда, в действующих Правилах, то есть в МПНСС- 72, появилось предписание о «Дополнительных сигналах для рыболовных судов, заня 9 10 стр. «РЫБНЫЙ М У РМ А Н » = 25 апреля 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz