Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.

И ТОГ ЭТОТ появился не сразу. У него своя биография, своя история. Были поиски. Был расчет. Была большая подготови­ тельная работа. Были первые шаги — шаги успеху. Л началось все шесть лет назад. Задумал тогда Нико­ лай Матвеевич Сизов, на­ чальник нортофлота Мур­ манского морского рыбного порта, внедрить у себя но­ вую, прогрессивную форму организации труда. Взвесил возможности пор­ тового флота рыбной про­ мышленности в свете поста­ новления Совета Министров СССР -.Об установлении званий для лиц командного состава .морских судов, сов­ мещающих профессии судо­ водителя и судомеханика». Изучил опыт работы судов .Министерства морского фло­ та, где уже практиковалось совмещение специальностей при сокращенной численнос­ ти экипажа. Сделал расчеты. Тщательно разработал эко­ номические обоснования. Получалось, что даже при дополнительных затратах на организацию экономия от внедрения нового метода значительная. Ознакомил с предложени­ ем своих помощников, служ­ бы флота, руководство пор­ та. Выслушал мнения. Идею довели до сведения всего коллектива портофлота. На производственных сове­ щаниях, рабочих и партий­ ных собраниях Николай Мат­ веевич доказывал необходи­ мость нововведения Тогда же-появились и про­ тивники полезного начина­ ния. Кое-кто не верил в ус­ пех. Раздавались голоса, до­ казывающие. что в рыбной промышленности щекинский метод не приемлем. Приво­ дили даже какие-то расчеты. А кто-то сомневался, но ждал результатов. Энтузиастов же нового движения было .много. В том. 1974 году пор- тофлот пополнился новыми плавсредствами — портовы­ ми нефтемусоросборщикадів (сокращенно НМС), пере­ данными Министерством речного флота На них-то Николай Матвеевич и решил провести эксперимент. Участие в эксперименте при- няли бывшие речники, имев­ шие дипломы судоводителей- механиков. В речном флоте уже практиковалась работа по смежным специальностям. Совместили судоводительскую должность с должностью меха­ ника на НМС-22. Через год подвели итог. Он оказался отличным — сэконом­ лено 2780 рублей по фонду за­ работной платы. Но при этом заработок экипажа был выше на 16 процентов. Качество же работы судна и его механиче­ ской части не ухудшилось. Тогда перевели на совмеще­ ние специальностей экипажи НМС‘5 и базовых судов, стоя­ щих на приколе. Еще через год результат пробы заявил о необходимое-. ти широкого внедрения в портовом флоте щекинского метода. Итог убедил против­ ников новоіі формы органи-,.; зации труда в ее эффектив­ ности. ■Сомнений больше не было. Но руководитель порто­ вого флота понимал, что экс­ перимент был поставлен да- . леко не со всеми условиями, необходимыми для успешной работы сокращенных экипа­ жей. Прежде всего нужно боль­ шое количество специалис­ тов. владеющих сдвоенными специальностями. Нужна ре­ монтная база. Понимал он и то, что па первых порах воз­ никнут различные неувязки. И С Т О Р И Я о д н о г о и т о г и — Щ е к и н с к и й м е т о д в п о р т о в о м ф л о т е фото д . гринько. Капитан — сменный меха­ ник буксирного теплохода «Го­ нец» Ф. И. Ошонков, награж­ денный серебряной медалью ВДНХ за активное участие во внедрении щекинского метода в портовом флоте. которые не сразу можно бу­ дет устранить. Поэтому и предложил план постепенного внедрения но­ вого метода, в три этапа, рассчитанных на три года. На первом этапе необхо­ димо было создать базу. А затем перевести на работу по щекинскому методу эки­ пажи трех буксиров. Это уже посерьезнее. Ведь кантовоч- ио-буксировочные работы на­ много сложнее и напряжен­ нее, чем очистка акватории. С 1 сентября 1976 года при учебно-курсовом комбинате ЕРПО «Севрыба» открыли кур- А всего в - 1977 году, благо­ даря реализации первого этапа плана внедрения щекинского метода, в портовом флоте вы­ свободилось 49 человек. Эти люди были направлены на уче­ бу или трудоустроены по их желанию. В конце года экономисты подвели итоги. Результаты превзошли все ожидания. За шесть месяцев работы судов с сокращенными экипажами сэ­ кономлено 96 737 рублей фон­ да заработной платы по сред­ нему заработку. И производственные пока­ затели судов с сокращенны­ ми экипажами были отлич­ ными. Например, экипаж "Борея» выполнил годовой 1 МИЛЛИОН 168 ТЫСЯЧ 536 РУБЛЕЙ ЭКОНОМИИ ТОЛЬКО ПО ФОНДУ ЗАРПЛАТЫ сы судоводителей и судомеха­ ников для подготовки специа- листов-смежников. Первыми среди других изъ­ явили желание освоить вторую специальность одни из луч­ ших судоводителей Федор Ива­ нович Ошонков, Григорий Тихо­ нович Нинифоров и Иршат Шейхалислямович Арифулин. В первом потоке подготовили 28 механиков из числа судово­ дителей и 25 судоводителей, работавших механиками. Спе­ циалисты рядового состава, кро­ ме специальных курсов, прио­ бретали смежные специальности прямо на судне по программе индивидуальной подготовки. В это же время портофлот получил плавмастерскую «Кольская», которая могла производить текущие и про­ филактические ремонты всех судов портового флота. Ор­ ганизация собственной ре­ монтной базы дала возмож­ ность разгрузить судоверфь, где сроки ремонта портовых судов были довольно боль­ шими. Для контроля за эксплуа­ тацией .механизмов н элект­ рооборудования были "орга­ низованы группа механиков- наставников с суточным де­ журством и группа электро- механиков-наставников. За одним электромехаником за ­ крепили два-три судна. Выла создана также группа меха- пнков-наставников по элект­ рорадиосвязи, поскольку должность радиста на порто­ вых судах по новой системе подлежала сокращению. И вот в июле 1977 года на 9 судах портофлота было произведено уже плановое совмещение должностей. Это были три однотипных букси­ ровщика. оборудованных си­ стемой дистанционного авто­ матического управления, — «Ворей». «Буревестник», «Портовик» — и шесть ка­ теров. На буксирбвщиках долж­ ности капитана и его двух помощников были совмеще­ ны с должностью сменного механика. А старшин меха­ ник стал одновременно смен­ ным помощником капитана. На судах с сокращенными экипажами перестали суще­ ствовать должности матроса и мотбриста. Появились мат­ рос I класса — моторист II класса и моторист I класса — матрос II класса. Теперь вместо 18 буксир обслуживали 12 человек. Ок­ лады за совмещение увели­ чились на 1 7— 27 процентов. То же самое и па катерах. В результате совмещения должностей экипажи сокра­ тились на 4 — 5 человек. план на 125 процентов. Эки­ паж «Буревестника» — на 123. «Портовика» — на 117.7 процента. За счет расширения зоны действия каждого работника на 25 процентов увеличилась его производительность тру­ да. Н. М. Сизов обратил вни­ мание и на танкерную груп­ пу. Например, на танкере «Грознефть» по штатному расписанию 8 матросов и 4 донкермана. Но ведь дол­ жности матроса и донкерма­ на совместимы. В свободное от приема и выдачи груза время вахтенный донкерман может выполнять обязаннос­ ти матроса. Значит, четыре должности матроса можно сократить, увеличив при этом зарплату доикерманам. Предложение обсудили на командирском часе. В течение 1978 года был осуществлен второй этап программы перехода на оа- боту с сокращенными экипа­ жами. Причем эта часть про­ граммы была даже перевы­ полнена. Помог опыт предыдущего года. В частности, практика показала, что работа с со­ кращенной командой отража­ ется на качестве материаль­ но-технического снабжения судов. Поэтому в 1978 году была создана береговая груп­ па снабжения которая зани­ мается получением и до­ ставкой па суда предметов МТС. По второму этапу плани­ ровали сократить экипажи за счет совмещения должностей шести 1200-сильных букси­ ров и восьми пассажирских катеров. Однако уже в начале года щекинский метод был допол­ нительно внедрен на 6 тан­ керах где совместили долж­ ности донкермана и матроса. А также — на четырех лих- .терах. на двух буксирах и одном нефтемусоросборщике. В июле флотилию с сокра­ щенными экипажами попол­ нили два буксира, танкер и' три пассажирских катера. И в . конце года осуществ­ ление второго этапа програм мы завершилось совмещени­ ем должностей еще па двух буксирах, пяти пефтемусоро- сборщиках и пассажирском катере. В результате в 1978 году, высвободился 91 человек. Основная часть этих людей пополнила группы курсов обучения смежным специ­ альностям, остальные по их желанию были направлены на участки, где требовались рабочие руки. Экономия по среднему за­ работку составила 2 12267 рублей. Обращает па себя внима­ ние еще один немаловажный факт с внедрением ще­ кинского метода значительно сократилась аварийность су­ дов и улучшилось качество выполнения производствен­ ных заданий. Н. наконец, в 1979 году- были сокращены с одновре­ менным совмещением долж­ ностей экипажи 8 судов. Так проходил третий этап про­ граммы. Это мероприятие в прошлом году принесло эко­ номию в 7 9 5 3 3 рубля. А как работал флот за этот период, расскажут циф­ ры. План 1979 года по общим показателям выполнен на 103,3 процента, в том числе по кан- товочно - буксировочным рабо­ там — на 115,8 процента. Уже первого сентября руно водство портофлота рапортова­ ло о выполнении общего плана четырех лет пятилетки. А че­ тырехлетний план по канто- аочно - буксировочным рабо­ там был выполнен 5 мая. Один из пунктов социалисти­ ческого обязательства коллек­ тива портового флота гласит: «План четырех месяцев за­ вершающего года 10 й пятилет­ ки выполнить к 22 апреля 1980 года». Этот пункт обязательства вы­ полнен 9 апреля. План пере­ крыт на 436 часов. А экономия за счет ремонта своими силами на 1 января 1980 года составила 240540Э рублей. Нельзя не отметить такую особенность. Членов экипа­ жей, работающих по текин ­ скому методу, отличают вы­ сокая добросовестность и со- знательиость. Можно на­ звать многие десятки фами­ лий «совмещепщиков», не­ однократно поощрявшихся руководством порта. Среди работающих по сдвоенной специальности больше удар пиков комтруда. СеЖдня одними из луч­ ших среди командиров пор­ тового флота считаются ка­ питаны механики: танкера «Кузомень» — А. С. Боб­ ров, танкера «Северянка» — В. А Степанов, буксира «Руслан» — В. А. Семенов, буксира «Муромец» — Е. С. Куликов, буксира «Буреве­ стник» — В”. А. Погорель- сшій, буксира «Гороховец» А. В. Веселов катера «Радиодевпатор» --- А. И. Глинский. Итак, программа внедре­ ния щекинского метода в иортофдоте Мурманского ор­ дена Ленина морского рыб­ ного порта выполнена. Но жизнь внесла свои коррек­ тивы, показав, что новая, прогрессивная форма орга­ низации труда должна быть внедрена на всех портовыч' дизельных судах. ‘В этом году будут \ комп­ лектованы сокращенными экипажами с совмещенными должностями буксировщики «Уран» н - Задорный», танкер «Штиль». сборщик льяль- ных вод «Островец», стан­ ция «Зачистиая-І». НМС-19 и катер «Ласточка». Это —• завершающий, этап перехода па новую систему работы. Мурманский рыбный порт - первый в Министерстве рыбного хозяйства СССР, внедривший щекинский ме­ тод. Остается добавить, что показатели нортофлота мог ли быть значительно лучше, если бы не отдельные обсто­ ятельства, снижающие . эф ­ фективность его работы. Например, в 1979 году на баланс портофлота был пе­ редан отслуживший свой срок транспорт «Воркута». Вышестоящее руководство предлагало использовать его в качестве базы аварийно- спасательного отряда, кото­ рый входит в состав порто­ вого флота Администрация портофло­ та неоднократно обращала внимание ВРПО -Севрыба» на нецелесообразность такого мероприятия. II тем не менее только на проектные работы но переоборудованию «Вор­ куты» пришлось затратить более 50 тысяч рублей. В течение года судно сущест­ вовало лишь для содержания на нем экипажа и обошлось портофлоту к 2 18900 руб­ лей. Таким же финансовым балластом для портового флота является и отслужив­ ший свой срок РТ «Магигёде- горек». Команда на нем не­ малая. 31 человек. II еж е­ годное содержание «мерт­ вого» парохода обходится в 2 1 5 9 0 0 рублеіі. Есть и другие недостатки, ликвидация которых значи­ тельно бы повысила рента­ бельность флота. Но здесь требуется помощь ВРПО -Севрыба». Надеемся. она будет оказана. Е. АВГУСТИНОВИЧ. • 6 стр. - «РЫБНЫЙ МУРМАН» 25 апреля 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz