Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.
И ТОГ ЭТОТ появился не сразу. У него своя биография, своя история. Были поиски. Был расчет. Была большая подготови тельная работа. Были первые шаги — шаги успеху. Л началось все шесть лет назад. Задумал тогда Нико лай Матвеевич Сизов, на чальник нортофлота Мур манского морского рыбного порта, внедрить у себя но вую, прогрессивную форму организации труда. Взвесил возможности пор тового флота рыбной про мышленности в свете поста новления Совета Министров СССР -.Об установлении званий для лиц командного состава .морских судов, сов мещающих профессии судо водителя и судомеханика». Изучил опыт работы судов .Министерства морского фло та, где уже практиковалось совмещение специальностей при сокращенной численнос ти экипажа. Сделал расчеты. Тщательно разработал эко номические обоснования. Получалось, что даже при дополнительных затратах на организацию экономия от внедрения нового метода значительная. Ознакомил с предложени ем своих помощников, служ бы флота, руководство пор та. Выслушал мнения. Идею довели до сведения всего коллектива портофлота. На производственных сове щаниях, рабочих и партий ных собраниях Николай Мат веевич доказывал необходи мость нововведения Тогда же-появились и про тивники полезного начина ния. Кое-кто не верил в ус пех. Раздавались голоса, до казывающие. что в рыбной промышленности щекинский метод не приемлем. Приво дили даже какие-то расчеты. А кто-то сомневался, но ждал результатов. Энтузиастов же нового движения было .много. В том. 1974 году пор- тофлот пополнился новыми плавсредствами — портовы ми нефтемусоросборщикадів (сокращенно НМС), пере данными Министерством речного флота На них-то Николай Матвеевич и решил провести эксперимент. Участие в эксперименте при- няли бывшие речники, имев шие дипломы судоводителей- механиков. В речном флоте уже практиковалась работа по смежным специальностям. Совместили судоводительскую должность с должностью меха ника на НМС-22. Через год подвели итог. Он оказался отличным — сэконом лено 2780 рублей по фонду за работной платы. Но при этом заработок экипажа был выше на 16 процентов. Качество же работы судна и его механиче ской части не ухудшилось. Тогда перевели на совмеще ние специальностей экипажи НМС‘5 и базовых судов, стоя щих на приколе. Еще через год результат пробы заявил о необходимое-. ти широкого внедрения в портовом флоте щекинского метода. Итог убедил против ников новоіі формы органи-,.; зации труда в ее эффектив ности. ■Сомнений больше не было. Но руководитель порто вого флота понимал, что экс перимент был поставлен да- . леко не со всеми условиями, необходимыми для успешной работы сокращенных экипа жей. Прежде всего нужно боль шое количество специалис тов. владеющих сдвоенными специальностями. Нужна ре монтная база. Понимал он и то, что па первых порах воз никнут различные неувязки. И С Т О Р И Я о д н о г о и т о г и — Щ е к и н с к и й м е т о д в п о р т о в о м ф л о т е фото д . гринько. Капитан — сменный меха ник буксирного теплохода «Го нец» Ф. И. Ошонков, награж денный серебряной медалью ВДНХ за активное участие во внедрении щекинского метода в портовом флоте. которые не сразу можно бу дет устранить. Поэтому и предложил план постепенного внедрения но вого метода, в три этапа, рассчитанных на три года. На первом этапе необхо димо было создать базу. А затем перевести на работу по щекинскому методу эки пажи трех буксиров. Это уже посерьезнее. Ведь кантовоч- ио-буксировочные работы на много сложнее и напряжен нее, чем очистка акватории. С 1 сентября 1976 года при учебно-курсовом комбинате ЕРПО «Севрыба» открыли кур- А всего в - 1977 году, благо даря реализации первого этапа плана внедрения щекинского метода, в портовом флоте вы свободилось 49 человек. Эти люди были направлены на уче бу или трудоустроены по их желанию. В конце года экономисты подвели итоги. Результаты превзошли все ожидания. За шесть месяцев работы судов с сокращенными экипажами сэ кономлено 96 737 рублей фон да заработной платы по сред нему заработку. И производственные пока затели судов с сокращенны ми экипажами были отлич ными. Например, экипаж "Борея» выполнил годовой 1 МИЛЛИОН 168 ТЫСЯЧ 536 РУБЛЕЙ ЭКОНОМИИ ТОЛЬКО ПО ФОНДУ ЗАРПЛАТЫ сы судоводителей и судомеха ников для подготовки специа- листов-смежников. Первыми среди других изъ явили желание освоить вторую специальность одни из луч ших судоводителей Федор Ива нович Ошонков, Григорий Тихо нович Нинифоров и Иршат Шейхалислямович Арифулин. В первом потоке подготовили 28 механиков из числа судово дителей и 25 судоводителей, работавших механиками. Спе циалисты рядового состава, кро ме специальных курсов, прио бретали смежные специальности прямо на судне по программе индивидуальной подготовки. В это же время портофлот получил плавмастерскую «Кольская», которая могла производить текущие и про филактические ремонты всех судов портового флота. Ор ганизация собственной ре монтной базы дала возмож ность разгрузить судоверфь, где сроки ремонта портовых судов были довольно боль шими. Для контроля за эксплуа тацией .механизмов н элект рооборудования были "орга низованы группа механиков- наставников с суточным де журством и группа электро- механиков-наставников. За одним электромехаником за крепили два-три судна. Выла создана также группа меха- пнков-наставников по элект рорадиосвязи, поскольку должность радиста на порто вых судах по новой системе подлежала сокращению. И вот в июле 1977 года на 9 судах портофлота было произведено уже плановое совмещение должностей. Это были три однотипных букси ровщика. оборудованных си стемой дистанционного авто матического управления, — «Ворей». «Буревестник», «Портовик» — и шесть ка теров. На буксирбвщиках долж ности капитана и его двух помощников были совмеще ны с должностью сменного механика. А старшин меха ник стал одновременно смен ным помощником капитана. На судах с сокращенными экипажами перестали суще ствовать должности матроса и мотбриста. Появились мат рос I класса — моторист II класса и моторист I класса — матрос II класса. Теперь вместо 18 буксир обслуживали 12 человек. Ок лады за совмещение увели чились на 1 7— 27 процентов. То же самое и па катерах. В результате совмещения должностей экипажи сокра тились на 4 — 5 человек. план на 125 процентов. Эки паж «Буревестника» — на 123. «Портовика» — на 117.7 процента. За счет расширения зоны действия каждого работника на 25 процентов увеличилась его производительность тру да. Н. М. Сизов обратил вни мание и на танкерную груп пу. Например, на танкере «Грознефть» по штатному расписанию 8 матросов и 4 донкермана. Но ведь дол жности матроса и донкерма на совместимы. В свободное от приема и выдачи груза время вахтенный донкерман может выполнять обязаннос ти матроса. Значит, четыре должности матроса можно сократить, увеличив при этом зарплату доикерманам. Предложение обсудили на командирском часе. В течение 1978 года был осуществлен второй этап программы перехода на оа- боту с сокращенными экипа жами. Причем эта часть про граммы была даже перевы полнена. Помог опыт предыдущего года. В частности, практика показала, что работа с со кращенной командой отража ется на качестве материаль но-технического снабжения судов. Поэтому в 1978 году была создана береговая груп па снабжения которая зани мается получением и до ставкой па суда предметов МТС. По второму этапу плани ровали сократить экипажи за счет совмещения должностей шести 1200-сильных букси ров и восьми пассажирских катеров. Однако уже в начале года щекинский метод был допол нительно внедрен на 6 тан керах где совместили долж ности донкермана и матроса. А также — на четырех лих- .терах. на двух буксирах и одном нефтемусоросборщике. В июле флотилию с сокра щенными экипажами попол нили два буксира, танкер и' три пассажирских катера. И в . конце года осуществ ление второго этапа програм мы завершилось совмещени ем должностей еще па двух буксирах, пяти пефтемусоро- сборщиках и пассажирском катере. В результате в 1978 году, высвободился 91 человек. Основная часть этих людей пополнила группы курсов обучения смежным специ альностям, остальные по их желанию были направлены на участки, где требовались рабочие руки. Экономия по среднему за работку составила 2 12267 рублей. Обращает па себя внима ние еще один немаловажный факт с внедрением ще кинского метода значительно сократилась аварийность су дов и улучшилось качество выполнения производствен ных заданий. Н. наконец, в 1979 году- были сокращены с одновре менным совмещением долж ностей экипажи 8 судов. Так проходил третий этап про граммы. Это мероприятие в прошлом году принесло эко номию в 7 9 5 3 3 рубля. А как работал флот за этот период, расскажут циф ры. План 1979 года по общим показателям выполнен на 103,3 процента, в том числе по кан- товочно - буксировочным рабо там — на 115,8 процента. Уже первого сентября руно водство портофлота рапортова ло о выполнении общего плана четырех лет пятилетки. А че тырехлетний план по канто- аочно - буксировочным рабо там был выполнен 5 мая. Один из пунктов социалисти ческого обязательства коллек тива портового флота гласит: «План четырех месяцев за вершающего года 10 й пятилет ки выполнить к 22 апреля 1980 года». Этот пункт обязательства вы полнен 9 апреля. План пере крыт на 436 часов. А экономия за счет ремонта своими силами на 1 января 1980 года составила 240540Э рублей. Нельзя не отметить такую особенность. Членов экипа жей, работающих по текин скому методу, отличают вы сокая добросовестность и со- знательиость. Можно на звать многие десятки фами лий «совмещепщиков», не однократно поощрявшихся руководством порта. Среди работающих по сдвоенной специальности больше удар пиков комтруда. СеЖдня одними из луч ших среди командиров пор тового флота считаются ка питаны механики: танкера «Кузомень» — А. С. Боб ров, танкера «Северянка» — В. А Степанов, буксира «Руслан» — В. А. Семенов, буксира «Муромец» — Е. С. Куликов, буксира «Буреве стник» — В”. А. Погорель- сшій, буксира «Гороховец» А. В. Веселов катера «Радиодевпатор» --- А. И. Глинский. Итак, программа внедре ния щекинского метода в иортофдоте Мурманского ор дена Ленина морского рыб ного порта выполнена. Но жизнь внесла свои коррек тивы, показав, что новая, прогрессивная форма орга низации труда должна быть внедрена на всех портовыч' дизельных судах. ‘В этом году будут \ комп лектованы сокращенными экипажами с совмещенными должностями буксировщики «Уран» н - Задорный», танкер «Штиль». сборщик льяль- ных вод «Островец», стан ция «Зачистиая-І». НМС-19 и катер «Ласточка». Это —• завершающий, этап перехода па новую систему работы. Мурманский рыбный порт - первый в Министерстве рыбного хозяйства СССР, внедривший щекинский ме тод. Остается добавить, что показатели нортофлота мог ли быть значительно лучше, если бы не отдельные обсто ятельства, снижающие . эф фективность его работы. Например, в 1979 году на баланс портофлота был пе редан отслуживший свой срок транспорт «Воркута». Вышестоящее руководство предлагало использовать его в качестве базы аварийно- спасательного отряда, кото рый входит в состав порто вого флота Администрация портофло та неоднократно обращала внимание ВРПО -Севрыба» на нецелесообразность такого мероприятия. II тем не менее только на проектные работы но переоборудованию «Вор куты» пришлось затратить более 50 тысяч рублей. В течение года судно сущест вовало лишь для содержания на нем экипажа и обошлось портофлоту к 2 18900 руб лей. Таким же финансовым балластом для портового флота является и отслужив ший свой срок РТ «Магигёде- горек». Команда на нем не малая. 31 человек. II еж е годное содержание «мерт вого» парохода обходится в 2 1 5 9 0 0 рублеіі. Есть и другие недостатки, ликвидация которых значи тельно бы повысила рента бельность флота. Но здесь требуется помощь ВРПО -Севрыба». Надеемся. она будет оказана. Е. АВГУСТИНОВИЧ. • 6 стр. - «РЫБНЫЙ МУРМАН» 25 апреля 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz