Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.
— Дело говоришь, —- поддержал Василии Пет рович. — Л я жилье устрою, печь сложу. В его словах не посомневались, а когда верну лись па стан с березовыми охапками, были все асе удивлены Перед ними возвышалась небольшая снежная крепость, а возле входа, уже на новом месте, горел обложенный камнями костер, — Стелите ветки и заваливайтесь, а я посижу — посоветовал Василий Петрович, прилаживая ос тавшиеся снежные кирпичи. — ' А то какая она ночь-то. сложится. Миркин и сам сходил за дровами. Сидя на вет ках и экономно поддерживая огонь, он мысленно побывал дома с женой и сыном, вспомнил, что Ася еще на работе, а Феденька в школе, и переметнул ся на корабль. И тут услышал голос Даяна: — Василий Петрович! Что же потом-то, после морского поста? У Мпркина улыбчиво сощурились глаза. — Недели полторы ждали оказию, — охотно за говорил он, —- Потом снопа флотский экипаж. Как раз формировался отряд морской пехоты, и мы туда. Высадили нас впервые на Западной Лице. Слыша ли. наверное, о знаменитой майской операции. Теп ло. ручьи птички поют. Мы налегке, в бушлатах, в ботиночках.II вдруг как врубил мороз, как закру жила пурга. Фрицы палят, а тебе лежать невмого ту. замерзаешь, автомат ходуном в руках дрожит. I! мае. сами знаете, круглые сутки светло, на гла- -------------------------------------- 7 ------------------------------------- . зах врага не потопчешься. Тут-то Федя и прополз по цепи, надоумил снежный барьер выложить, ук рытия. II ожили, потерь меньше стало, — продолжал он. — Трое суток, пока наши подошли, сдерживали егерей. Им и вовсе мороз невмоготу. Как вьюжный заряд попрет, скроет видимость—немцы вприпляс- ку. Тут их и выискивай на мушку. Либо на авось дашь по вражьим позициям автоматную очередь, будто прикажешь: «Лежи, промерзай, сволочь!» — Слушаю я и думаю, — подал голос Страхов, — вовсе не тяжела служба-то наша. А все говорят: трудна, природа... II застряли сейчас — все пус тяки. — Ты смотри-ка! — понравилось Василию Пет ровичу. — Однако, чего не спите! Может, ночь вы дастся звездная, тронемся. И я. пожалуй, прилягу. . Он подложил в костер березняк потолще, посте лил себе веток, лег. Тянуло теплым дымком, убаю кивало. Засыпая. Миркин будто во снс услышал тихий, напевный голос Феди Сивкова: В ту ночь гуляла вьюга злая, Кругом — на сотни верст — покой. В ту ночь лежал я третьим с края На хвое, пахнущей смолой. Выога подоспела по-настоящему. Налетела, за кружила, обсыпая спящих снегом. Они повскаки вали. Миркин сразу к печурке, из которой выду вало остатки горячих углей, подложил тонких ве ток. и костер ожил. — Кипяточку сейчас, — подложил в огонь бѵ лыжники Василий Петрович и посожалел: — Кры шу бы па эту снежную фатеру и спи до утра. Возле печурки пригрелись. Даян разрезал краю ху хлеба на три куска, но Василии Петрович отме нил его намерение. — Один кусок съедим, второіі — на утро оставь, а третий — вудно будет. В руке сержанта застыл нож. будто он с непри вычки'не решался на мелкую дележку, и тогда мич ман взял у него нож. без прикидки отрубил три равные дольки. — А мне война приснилась. —- вдруг сказал Страхов. — Вижу - - атомный гриб вдалеке поды мается, клубит. ІІ будто нас четверо. Федор Сив ков с нами, здоровый, с бородой. Рукой меня при давил к земле, басит: «Чего уставился, ослеп нешь!» Оттого и проснулся. Растрогали Василия Петровича слова матроса. — Он и правда, Федя-то, бороду носил. Крепкий был. тоже верно, — сказал мичман грустно. -------------------------------------- 8 -------------------------------------- Снежный заряд сошел, и на небе ясно замерца ли звезды. — Подымись-ка, сержант, на сойку, оглядись,— послал Василии Петрович. Даян исчез и вскоре донесся с-го возбужденный голос. — Огни! База рядом! Вон левее, километра дна. — Я же возле морского поста. — потянулся было к свертку с книгами Страхов, но распрямил ся, начал отряхивать шинель. — Костер загасить! — приказал мичман. На глаза ему попал самодельный стакан. Василий Петрович поднял его, протянул сержанту: — Сохрани! . — А как асе! — взял стекляшку Даян. — Зря, понимаешь, флакон Нюрсаны надо было порезать. Такая б память! Пошли в обход сопки. Даян, помахивая чемода ном, вдруг запел: Ирмен дигэн ир егетиен, Гол шинмэс кулларында.* — Ого. дом увидел — на песню потянуло. — подметил Страхов, забирая у мичмана свою ношу — Нюрсапе пою. о нас рассказываю,—объяснил Даян и снова запел. — Мне можно сворачивать. Вон туда, за макуш ку, — указал матрос рукой и спросил: — А где сейчас Сивков? Служит? Вопрос застал Мпркина будто бы врасплох. — Погиб наш комиссар отряда... Батарею брали, заминка случилась какая-то, ну и Федор Агафоныч поднял матросов, к пушкам прорвался. Там его п срезало автоматной очередью. Наступила пауза. —- На другом фланге я был, к похоронам еще поспел... Вот сыну его имя дал. — закончил Мир- кин и протянул матросу руку. — Счастливо, сви димся как-нибудь. Двое спустились на дорогу, перешли шаткий мос точек и еще немного прошагали рядом, до пере крестка. Постояли, простились и разошлись в раз ные стороны. Мичман разок обернулся, посмотрел вслед Каси мову. перевел взгляд на высокую гору, к которой направился Страхов, даже поискал матроса глаза . мл. словно бы пожелал убедиться, с. каждым ли из них остался человек, которого не было и ие могло быть рядом. Ю. СЕМЕНОВ * У смелого мужчины Не завянет цветок в руках (тат.) -------------------------------------- 9 -------------------------------------- • И н т е р е с н ы й п р и м е р Н ем ногим более десяти лет работает в М ур м а н с ко м трало вом флоте Вячеслав Павлович Урбанович. За это время он п р о шел путь от м атроса-ры бообработчика до по м ощ н ика капитана по производству. П рактический опьп и теоретические знания, полученные в А рхангельском м о р с ко м ры б н ом техникуме, п о зволили Вячеславу Павловичу возглавить производственную службу БАТ «Адмирал Головко». Об од н ом из рейсов экипажа этого судна и рассказывает В П. Урбанович. цательно действуют на ка чество продукции — испа ряется глазурь. Вторая очень важная осо бенность в это'м районе — неравномерное поступление сырца в течение суток. Но чью за короткое время тра ления удавалось поднимать до 50 тонн рыбы, днем же рыба практически не лови- С САМОГО НАЧАЛА ВЫХОДА судна в рейс мы начали го товить рыбофабрик\ для успешпоіі работы н районе промысла. Подготовили до полнительные емкости дли храпения рыбы, рыбодслы — словом, проделали всю необходимую подготовитель ную работу. Уже во время перехода производственная команда занялась техниче ской учсбоіі. Проводились занятия по изучению требо ваний [с качеству продукции, ГОСТов, стандартов пред приятия. изучалась имевша яся на борту документация по , внедрению комплексной системы управления качест вом продукции. В течение всего рейса внедрению этой системы уделялось большое внимание. Вся производственная команда была расставлена по рабочим местам и обуча лась правильным .методам работы на технологическом оборудовании. Перед прихо дом на промысел проводи лись занятия и с иодвахтой. В подготовительный период большую работу провели механик - наладчик А. П. Цветков, рыбмаетора А. Н. Андрейчук и С. В. Забу нов. Но эта подготовка в значительной степени носила теоретический характер. А вот уже. с первого трала ры бообработчики стали полу чать практические навыки.’ В первые же дни после выхода в реііс был создан производственный совет по управлению качеством про дукции. Главпоіі задачей со- -вета мы считали обеспече- БЕЗ РЕКЛАМАЦИИ пне выпуска продукции без рекламаций и замечании по качеству, улучшение ассор тимента рыбопродукции, по вышение культуры произ водства, эффективности тру да, Для контроля за качест вом продукции были привле чены представители группы народного контроля и члены «Комсомольского прожекто ра*. Практически ежедневно проверялось качество как сырца, поступившего па об работку,. так и готовой про дукции. Благодаря этим мерам в течение рейса и при выгрузке рыбопродук ции в море на транспортные рефрижераторы не было за мечаний по качеству, не по ступило ни одной ' реклама ции. В этом районе промысла мне уже доводилось рабо тать в предыдущем рейсе на ВАТ «Александр Торцеа». Район расположен в тропи ческом поясе, поэтому по стоянно высокая температу ра сказалась на сроках хра нения сырца, и вследствие этого фактора намного ухуд шилась работа рефрижера торной установки. А это, в свою очередь, заметно по влияло на среднесуточный выпуск продукции. По этоіі же причине увеличился при ток тепла в трюмы. Приш лось делать оттайку через три — четыре дня, а частые перепады температур отри лаеь. Приходилось охлаж дать рыбу холодной водой, чтобы успеть убрать улов на пищевые цели. Несмотря на такие -труд ности. рейсовое задание пе рекрыто по всем показате лям. Добыто 6 5 2 3 3 ,6 цент нера рыбы, что составило 147,9 процента к плану. Заморожено 4 3 788 .3 цент нера добытой рыбы. Выра ботано 100 тысяч банок кон сервов, разделано для коп чения 2387 ,6 центнера ры бы, Перевыполнены задания ио стоимости товарной и пи щевой продукции. 851 тонна продукции отправлена на экспорт. Хочется отметить, что но вый план по выработке фи ле практически нереален для этого района лова. За весь рейс из ставриды было из готовлено всего 19 тонн фи ле при плане 52 тонны, хо тя вся пригодная для выпу ска филе рыба отбиралась полностью. Пришлось ис пользовать для выполнения плана по этому показателю скумбрию, которая состав ляла незначительную часть улова. Но скумбрию молено было использовать с боль шей пользой для производ ства консервов, В течение рейса сложи лись хорошие деловые от ношения с командирами ве дущих участков производст ва. администрацией судна. Наш капитан-директор В. А. Кацалуха — одни из наи более опытных промыслови ков и руководителей такого сложного предприятия, как большой автоиомныіі трау лер «Адмирал 'Головко*. Этим траулером и в первом успешном рейсе командовал В. А. Кацалуха. «Адмирал Головко» был флагманом группы судов, промышляю щих рядом с нами. Ближайшими моими по мощниками были рыбмаете- ра А. И. Андрейчук и С. В. Забунов. С А. Н. Андрейчу ком работается легко. Опыт, знания, умение организо вать работу — всем этим завоевал он авторитет на флоте. В рейсе он отмстил свое 50-летие, 30 лет его жиз ни связаны с морем. Трудо любив и С. В. Забунов. но опыта руководить людьми у него пока маловато. Исправно работало весь рейс технологическое обору дование, за что еще раз хо чется поблагодарить механи ка-наладчика А. И. Цветко ва. В течение рейса не было сделано ни одного замеча ния машинистам рыбомуч ных установок А. Д. Бонда реву, В. А. Беденко и М. С. Елышкову. Отлично потрудилась " консервная бригада: мастер А. С, Суп- ков, помощники Н. И. Ко- етюпіш и В. В. Чорнобри- выіі Если бы сырья хвата ло постоянно, они могли бы значительно перекрыть рей совое задание, хотя и в этих условиях выпустили консер вов на 10.-1 процента больше плана. Хорошо работали в рей се матросы А. Н. Чеховский. Ю. Н. Бобылев. И. В. Крас- нопольский, В. Г. Бабкин и другие рыбообработчики. Хо рошие взаимоотношения сложились с палубной командой (старший мастер лова Г. П. Палкин). Матро сы палубной команды часто выходили на подвахту, ра ботали дружно, старательно. Особенно проявили себя В. П. Овсянников, А. II. Ра гулпн н Г. В. Чумаков. Ударный труд экипажа позволил уже к первому ноября выполнить годовое задание, а к 1 декабря — пятилетий план по выпус ку пищевой продукции. Несмотря на общий успех, были и недостатки, которые очень мешали нам в работе. Судно готовилось к выходу из Николаева, где стояло в ремонте. Отделу снабжения был дан заказ на 100 тысяч банок, из которых получили только половину. В резуль тате этого недочета консерв ная бригада 40 суток рабо тала в составе рыбофабрп- ки. Вместо заявленных пяти тысяч крафтмешков было доставлено четыре тысячи, хотя в накладной количество их указано по заявке. Кро ме того, были доставлены только безреквизитные эти кетки, хотя мы заказывали разные ассортименты. Если избавиться от этих мелких, но «назойливых» не достатков, то работа экипа жа на промысле значитель но ѵлѵчшится. В. УРБАНОВИЧ, помощ ник капитана по произ водству БАТ «Адмирал Головко». ОТ РЕДАКЦИИ Корреспонденция В. Урба- новнча была подготовлена к печати, когда к о л л ек т и в большого автономного трау лера «Адмирал Головко» вышел в очередной рейс. Капитан - директор В. А. Кацалуха — один из наибо лее опытных судоводителей Северного бассейна — ныне возглавляет службу море плавания тралового флота. А экипаж работает в тех же районах промысла, что и в предыдущем рейсе, значи тельно перекрывая задание. • 10 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 18 апреля 1980 г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz