Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.

— Дело говоришь, —- поддержал Василии Пет­ рович. — Л я жилье устрою, печь сложу. В его словах не посомневались, а когда верну­ лись па стан с березовыми охапками, были все асе удивлены Перед ними возвышалась небольшая снежная крепость, а возле входа, уже на новом месте, горел обложенный камнями костер, — Стелите ветки и заваливайтесь, а я посижу — посоветовал Василий Петрович, прилаживая ос­ тавшиеся снежные кирпичи. — ' А то какая она ночь-то. сложится. Миркин и сам сходил за дровами. Сидя на вет­ ках и экономно поддерживая огонь, он мысленно побывал дома с женой и сыном, вспомнил, что Ася еще на работе, а Феденька в школе, и переметнул ся на корабль. И тут услышал голос Даяна: — Василий Петрович! Что же потом-то, после морского поста? У Мпркина улыбчиво сощурились глаза. — Недели полторы ждали оказию, — охотно за­ говорил он, —- Потом снопа флотский экипаж. Как раз формировался отряд морской пехоты, и мы туда. Высадили нас впервые на Западной Лице. Слыша­ ли. наверное, о знаменитой майской операции. Теп­ ло. ручьи птички поют. Мы налегке, в бушлатах, в ботиночках.II вдруг как врубил мороз, как закру­ жила пурга. Фрицы палят, а тебе лежать невмого­ ту. замерзаешь, автомат ходуном в руках дрожит. I! мае. сами знаете, круглые сутки светло, на гла- -------------------------------------- 7 ------------------------------------- . зах врага не потопчешься. Тут-то Федя и прополз по цепи, надоумил снежный барьер выложить, ук­ рытия. II ожили, потерь меньше стало, — продолжал он. — Трое суток, пока наши подошли, сдерживали егерей. Им и вовсе мороз невмоготу. Как вьюжный заряд попрет, скроет видимость—немцы вприпляс- ку. Тут их и выискивай на мушку. Либо на авось дашь по вражьим позициям автоматную очередь, будто прикажешь: «Лежи, промерзай, сволочь!» — Слушаю я и думаю, — подал голос Страхов, — вовсе не тяжела служба-то наша. А все говорят: трудна, природа... II застряли сейчас — все пус­ тяки. — Ты смотри-ка! — понравилось Василию Пет­ ровичу. — Однако, чего не спите! Может, ночь вы­ дастся звездная, тронемся. И я. пожалуй, прилягу. . Он подложил в костер березняк потолще, посте­ лил себе веток, лег. Тянуло теплым дымком, убаю­ кивало. Засыпая. Миркин будто во снс услышал тихий, напевный голос Феди Сивкова: В ту ночь гуляла вьюга злая, Кругом — на сотни верст — покой. В ту ночь лежал я третьим с края На хвое, пахнущей смолой. Выога подоспела по-настоящему. Налетела, за­ кружила, обсыпая спящих снегом. Они повскаки­ вали. Миркин сразу к печурке, из которой выду­ вало остатки горячих углей, подложил тонких ве­ ток. и костер ожил. — Кипяточку сейчас, — подложил в огонь бѵ лыжники Василий Петрович и посожалел: — Кры­ шу бы па эту снежную фатеру и спи до утра. Возле печурки пригрелись. Даян разрезал краю­ ху хлеба на три куска, но Василии Петрович отме­ нил его намерение. — Один кусок съедим, второіі — на утро оставь, а третий — вудно будет. В руке сержанта застыл нож. будто он с непри­ вычки'не решался на мелкую дележку, и тогда мич­ ман взял у него нож. без прикидки отрубил три равные дольки. — А мне война приснилась. —- вдруг сказал Страхов. — Вижу - - атомный гриб вдалеке поды­ мается, клубит. ІІ будто нас четверо. Федор Сив­ ков с нами, здоровый, с бородой. Рукой меня при давил к земле, басит: «Чего уставился, ослеп­ нешь!» Оттого и проснулся. Растрогали Василия Петровича слова матроса. — Он и правда, Федя-то, бороду носил. Крепкий был. тоже верно, — сказал мичман грустно. -------------------------------------- 8 -------------------------------------- Снежный заряд сошел, и на небе ясно замерца­ ли звезды. — Подымись-ка, сержант, на сойку, оглядись,— послал Василии Петрович. Даян исчез и вскоре донесся с-го возбужденный голос. — Огни! База рядом! Вон левее, километра дна. — Я же возле морского поста. — потянулся было к свертку с книгами Страхов, но распрямил­ ся, начал отряхивать шинель. — Костер загасить! — приказал мичман. На глаза ему попал самодельный стакан. Василий Петрович поднял его, протянул сержанту: — Сохрани! . — А как асе! — взял стекляшку Даян. — Зря, понимаешь, флакон Нюрсаны надо было порезать. Такая б память! Пошли в обход сопки. Даян, помахивая чемода­ ном, вдруг запел: Ирмен дигэн ир егетиен, Гол шинмэс кулларында.* — Ого. дом увидел — на песню потянуло. — подметил Страхов, забирая у мичмана свою ношу — Нюрсапе пою. о нас рассказываю,—объяснил Даян и снова запел. — Мне можно сворачивать. Вон туда, за макуш­ ку, — указал матрос рукой и спросил: — А где сейчас Сивков? Служит? Вопрос застал Мпркина будто бы врасплох. — Погиб наш комиссар отряда... Батарею брали, заминка случилась какая-то, ну и Федор Агафоныч поднял матросов, к пушкам прорвался. Там его п срезало автоматной очередью. Наступила пауза. —- На другом фланге я был, к похоронам еще поспел... Вот сыну его имя дал. — закончил Мир- кин и протянул матросу руку. — Счастливо, сви­ димся как-нибудь. Двое спустились на дорогу, перешли шаткий мос точек и еще немного прошагали рядом, до пере­ крестка. Постояли, простились и разошлись в раз­ ные стороны. Мичман разок обернулся, посмотрел вслед Каси­ мову. перевел взгляд на высокую гору, к которой направился Страхов, даже поискал матроса глаза . мл. словно бы пожелал убедиться, с. каждым ли из них остался человек, которого не было и ие могло быть рядом. Ю. СЕМЕНОВ * У смелого мужчины Не завянет цветок в руках (тат.) -------------------------------------- 9 -------------------------------------- • И н т е р е с н ы й п р и м е р Н ем ногим более десяти лет работает в М ур м а н с ко м трало вом флоте Вячеслав Павлович Урбанович. За это время он п р о ­ шел путь от м атроса-ры бообработчика до по м ощ н ика капитана по производству. П рактический опьп и теоретические знания, полученные в А рхангельском м о р с ко м ры б н ом техникуме, п о ­ зволили Вячеславу Павловичу возглавить производственную службу БАТ «Адмирал Головко». Об од н ом из рейсов экипажа этого судна и рассказывает В П. Урбанович. цательно действуют на ка­ чество продукции — испа­ ряется глазурь. Вторая очень важная осо­ бенность в это'м районе — неравномерное поступление сырца в течение суток. Но­ чью за короткое время тра­ ления удавалось поднимать до 50 тонн рыбы, днем же рыба практически не лови- С САМОГО НАЧАЛА ВЫХОДА судна в рейс мы начали го­ товить рыбофабрик\ для успешпоіі работы н районе промысла. Подготовили до полнительные емкости дли храпения рыбы, рыбодслы — словом, проделали всю необходимую подготовитель­ ную работу. Уже во время перехода производственная команда занялась техниче­ ской учсбоіі. Проводились занятия по изучению требо­ ваний [с качеству продукции, ГОСТов, стандартов пред­ приятия. изучалась имевша­ яся на борту документация по , внедрению комплексной системы управления качест­ вом продукции. В течение всего рейса внедрению этой системы уделялось большое внимание. Вся производственная команда была расставлена по рабочим местам и обуча­ лась правильным .методам работы на технологическом оборудовании. Перед прихо­ дом на промысел проводи­ лись занятия и с иодвахтой. В подготовительный период большую работу провели механик - наладчик А. П. Цветков, рыбмаетора А. Н. Андрейчук и С. В. Забу­ нов. Но эта подготовка в значительной степени носила теоретический характер. А вот уже. с первого трала ры­ бообработчики стали полу­ чать практические навыки.’ В первые же дни после выхода в реііс был создан производственный совет по управлению качеством про­ дукции. Главпоіі задачей со- -вета мы считали обеспече- БЕЗ РЕКЛАМАЦИИ пне выпуска продукции без рекламаций и замечании по качеству, улучшение ассор­ тимента рыбопродукции, по­ вышение культуры произ­ водства, эффективности тру­ да, Для контроля за качест­ вом продукции были привле­ чены представители группы народного контроля и члены «Комсомольского прожекто­ ра*. Практически ежедневно проверялось качество как сырца, поступившего па об­ работку,. так и готовой про­ дукции. Благодаря этим мерам в течение рейса и при выгрузке рыбопродук­ ции в море на транспортные рефрижераторы не было за­ мечаний по качеству, не по­ ступило ни одной ' реклама­ ции. В этом районе промысла мне уже доводилось рабо­ тать в предыдущем рейсе на ВАТ «Александр Торцеа». Район расположен в тропи­ ческом поясе, поэтому по­ стоянно высокая температу­ ра сказалась на сроках хра­ нения сырца, и вследствие этого фактора намного ухуд­ шилась работа рефрижера­ торной установки. А это, в свою очередь, заметно по­ влияло на среднесуточный выпуск продукции. По этоіі же причине увеличился при­ ток тепла в трюмы. Приш­ лось делать оттайку через три — четыре дня, а частые перепады температур отри­ лаеь. Приходилось охлаж­ дать рыбу холодной водой, чтобы успеть убрать улов на пищевые цели. Несмотря на такие -труд­ ности. рейсовое задание пе­ рекрыто по всем показате­ лям. Добыто 6 5 2 3 3 ,6 цент­ нера рыбы, что составило 147,9 процента к плану. Заморожено 4 3 788 .3 цент­ нера добытой рыбы. Выра­ ботано 100 тысяч банок кон­ сервов, разделано для коп­ чения 2387 ,6 центнера ры­ бы, Перевыполнены задания ио стоимости товарной и пи­ щевой продукции. 851 тонна продукции отправлена на экспорт. Хочется отметить, что но­ вый план по выработке фи­ ле практически нереален для этого района лова. За весь рейс из ставриды было из­ готовлено всего 19 тонн фи­ ле при плане 52 тонны, хо­ тя вся пригодная для выпу­ ска филе рыба отбиралась полностью. Пришлось ис­ пользовать для выполнения плана по этому показателю скумбрию, которая состав­ ляла незначительную часть улова. Но скумбрию молено было использовать с боль­ шей пользой для производ­ ства консервов, В течение рейса сложи­ лись хорошие деловые от­ ношения с командирами ве­ дущих участков производст­ ва. администрацией судна. Наш капитан-директор В. А. Кацалуха — одни из наи­ более опытных промыслови­ ков и руководителей такого сложного предприятия, как большой автоиомныіі трау­ лер «Адмирал 'Головко*. Этим траулером и в первом успешном рейсе командовал В. А. Кацалуха. «Адмирал Головко» был флагманом группы судов, промышляю­ щих рядом с нами. Ближайшими моими по­ мощниками были рыбмаете- ра А. И. Андрейчук и С. В. Забунов. С А. Н. Андрейчу­ ком работается легко. Опыт, знания, умение организо­ вать работу — всем этим завоевал он авторитет на флоте. В рейсе он отмстил свое 50-летие, 30 лет его жиз­ ни связаны с морем. Трудо­ любив и С. В. Забунов. но опыта руководить людьми у него пока маловато. Исправно работало весь рейс технологическое обору­ дование, за что еще раз хо­ чется поблагодарить механи­ ка-наладчика А. И. Цветко­ ва. В течение рейса не было сделано ни одного замеча­ ния машинистам рыбомуч­ ных установок А. Д. Бонда­ реву, В. А. Беденко и М. С. Елышкову. Отлично потрудилась " консервная бригада: мастер А. С, Суп- ков, помощники Н. И. Ко- етюпіш и В. В. Чорнобри- выіі Если бы сырья хвата­ ло постоянно, они могли бы значительно перекрыть рей­ совое задание, хотя и в этих условиях выпустили консер­ вов на 10.-1 процента больше плана. Хорошо работали в рей­ се матросы А. Н. Чеховский. Ю. Н. Бобылев. И. В. Крас- нопольский, В. Г. Бабкин и другие рыбообработчики. Хо­ рошие взаимоотношения сложились с палубной командой (старший мастер лова Г. П. Палкин). Матро­ сы палубной команды часто выходили на подвахту, ра­ ботали дружно, старательно. Особенно проявили себя В. П. Овсянников, А. II. Ра гулпн н Г. В. Чумаков. Ударный труд экипажа позволил уже к первому ноября выполнить годовое задание, а к 1 декабря — пятилетий план по выпус­ ку пищевой продукции. Несмотря на общий успех, были и недостатки, которые очень мешали нам в работе. Судно готовилось к выходу из Николаева, где стояло в ремонте. Отделу снабжения был дан заказ на 100 тысяч банок, из которых получили только половину. В резуль­ тате этого недочета консерв­ ная бригада 40 суток рабо­ тала в составе рыбофабрп- ки. Вместо заявленных пяти тысяч крафтмешков было доставлено четыре тысячи, хотя в накладной количество их указано по заявке. Кро­ ме того, были доставлены только безреквизитные эти­ кетки, хотя мы заказывали разные ассортименты. Если избавиться от этих мелких, но «назойливых» не­ достатков, то работа экипа­ жа на промысле значитель­ но ѵлѵчшится. В. УРБАНОВИЧ, помощ­ ник капитана по произ­ водству БАТ «Адмирал Головко». ОТ РЕДАКЦИИ Корреспонденция В. Урба- новнча была подготовлена к печати, когда к о л л ек т и в большого автономного трау­ лера «Адмирал Головко» вышел в очередной рейс. Капитан - директор В. А. Кацалуха — один из наибо­ лее опытных судоводителей Северного бассейна — ныне возглавляет службу море­ плавания тралового флота. А экипаж работает в тех же районах промысла, что и в предыдущем рейсе, значи­ тельно перекрывая задание. • 10 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 18 апреля 1980 г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz