Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.

«Внедрять соврем енны е м етоды организации п р о ­ изводства к труда в соот­ ветствии с требованиями научно-технического п р о ­ гресса». (Основные направления развития народного хо- зйства на 1976—1980 го­ ды). Н АИБОЛЕК рациона.’!ь- 1 нос использование трудовых ресурсов — одна і!.і важнейших экономиче­ ских задач сегодняшнего дня. В рыбной промышленно­ сти необходимость увеличе­ ния производства с одновре­ менным сокращением чис­ ленности работников являет­ ся особенно актуальной. Из­ менившиеся условия про­ мысла, состояние сырьевой базы требуют скорейшего р е ­ шения вопросов совмещения профессий и должностей на судах производственного флога. И этом направлении в <•Сі.врыбхолодфлоте» с 1970 года 'осуществляется на пят­ надцати транспортных реф­ рижераторах типов Си­ бирь» и «Иркутск» работа с сокращенным штатом эки­ пажа по методу Щскинского химического комбината. Исходя из того, что на этих судах загруженность членов палубной команды на переходах не полная, их численность сокращена на 8 человек, а на промысле в период производства грузо­ вых операций палубная команда доукомплектовыва­ ется до полного штата чле­ нами машинной команды. Внедрение щскинского ме­ тода стало возможным бла­ годаря совмещению профес­ сий, расширению зон обслу­ живания іі мероприятий, на­ правленных на повышение производительности и совер­ шенствование организации труда. Заработная плата высво­ божденных за период про­ мысла и переходов исполь­ зуется для материального поощрения лиц, непосредст­ венно осуществляющих пе­ регрузку или способствую­ щих производству грузовых операций. И настоящее время пол­ ностью отработана организа­ ция труда при работе с со­ кращенным штатом. Экипа­ жи успешно выполняют ус­ тановленные рейсовые, го­ довые планы и социалисти­ ческие обязательства. Про­ изводительность труда у них возросла на 12 процентов. С 1971 года на судах ста­ ла внедряться непрерывная систем,а технического обслу­ живания (ИСТО). Большин ство судов уже перешло на FICTCX Анализ работы судов по іцекннскому методу и по ИСТО показал, что здесь есть "іде немало резервов. В частности, в более рацио­ нальном использовании тру­ довых ресурсов — пере­ смотр уровня п профиля подготовки кадров рядового состава в соответствии с и з­ менением содержания труда членов экипажей. Как наиболее полно ис­ пользовать эти резервы, подсказал опыт эксплуата­ ции транспортных судов Дальневосточного, Латвий­ ского и других морских па- роходств с единой техниче­ ской службой (ЕТС) палуб­ ной п машинной команд. Используя их опыт, руко­ водители транспортного реф­ рижератора ^Полярные зо­ на из десяти человек: п» х слесарей, вводимых допол­ нительно в штат при работе по НСТО, слесаря, газо- электросварщика и токаря из машинной команды, трех матросов палубиоіі команды. То есть она сос­ тояла из судовой ремонтной бригады и трех матросов, которые также занимались ремонтными работами. Когда бригада производи­ ла ремонт в машинном от­ делении, она подчинялась вахтенному механику, а но корпусной части — боцману. В рейсах неоднократно обсуждался вопрос, кому лучше подчинить матросов- рсмоитннков: главному ме- хагіикл или старшему по­ мощнику капитана, но к единому выводу мы пока не пришли. Три матроса-ремоНтника из числа палубной команды К сожалению, квалифика­ ция матросов -р емоитников была невысокая. • Поэтому они произвели ремонт толь­ ко фановой системы. Выли и другие причины. мешав­ шие работать в полную си­ лу матросу-сварщнку: от­ сутствовал второй свароч­ ный аппарат, не хватало электродов и других ремонт­ ных материалов. Матросы- слесари ощущали недоста­ ток инструментов. В связи с тем, что мат­ росы-ремонтники выполняли длесарные и сварочные ра­ боты, нх обстоятельно ин­ структировали по правилам техники безопасности как в палубной, так и в машин­ ной частях. Создание комплексной ре­ монтной бригады — это только первый шаг к созда­ нию на судне ЕТС. В буду­ щем каждому члену палуб- по.чятиямп - чатникпая - л -п алубная • команды. Осо­ бенно важна ■>'!а работа с ’•ленами палубной команды, которым предоставляются, надо сказать, не особенно ■истые операции. • Отрадно отметить, что на ТР «Иван Шишкин» вСе матросы палубной команды правильно поняли нашу об­ щую задачу: не было случая, чтобы кто-либо из них отка­ зался от участия в ремонт­ ной бригаде. Другая трудность состоя­ ла в том, что для комплек­ тования экипажей транспорт­ ных рефрижераторов в уп­ равлении чет достаточного количества кадров, способ­ ных совмещать должности по палубной и машинной командам. Кроме того, ква­ лификация матросов-ре понт- ников в рейсах часто была невысокой. В н и м а н и е : о п ы т ЩЕКИНСКИИ МЕТОД И КОМПЛЕКСНЫЕ КЕМОНТ ИЫЕ К М Г К Д Ы ри» предложили на время переходов на Т Р типа «Си­ бирь» создать па базе суще­ ствующих штатов из соста­ ва машинной и палубной команд комплексную ре­ монтную бригаду для техни­ ческого обслуживания судна и ремонта оборудования. Это предложение было обсуждено на расширенном заседании постоянного сове­ та НОТ управления «Сев- рыбхолодфлот» с предста­ вителями экипажей транс­ портных судов, одобрено и рекомендовано для провер­ ки на транспортных рефри­ жераторах. В течение 1 9 7 8— 1979 годов на ТР «Иван Шишкин» были проведены экспериментальное рейсы при работе с комплексной ремонтной бригадой. С УТЬ эксперимента за­ ключалась в том, чтобы не только машинная команда участвовала в ра­ ботах палубной команды, как предусматривал щекин- ский метод, но и матросы привлекались к делам ме­ ханической службы. Комплексная ремонтная бригада организовывалась на период переходов. Руковод­ ство ею осуществлял глав­ ный механик. На Т Р «Иван Шишкин» комплексная ре­ монтная бригада бЬіла созда­ пмели специальности слеса­ ря И газоэлектросварщпка. Проведенные в течение двух лет экспериментальные рейсы показали, что имен­ но такие специалисты в ос­ новном нужны для произ­ водства ремонтных работ на палубе. Однако были пла­ вания, когда из-за техниче­ ского состояния судна Й производственной необходи­ мости для проведения ре­ монтных работ на палубе нужны были только слеса­ ри, а в машинном отделе­ нии вместо трех вводимых по НСТО слесарей нужны были два слесаря и токарь или два слесаря и газо- электросварщик. Поэтому капитан-директору предо­ ставлялось право комплек­ товать ремонтную бригаду из тех специалистов, кото­ рые будут необходимы для проведения ремонтных ра­ бот в предстоящем рейсе. Матросы-ремонтники в ос­ новном производили работы в хозяйстве старшего помощ­ ника капитана, которые со­ гласно документации НСТО должна была выполнять су­ довая ремонтная бригада (СРВ). Благодаря этому члены СРВ могли больше уделять времени производ­ ству ремонта в машинно­ котельном отделении. ной команды необходимо бу­ дет иметь вторую или смеж­ ную специальность (слесарь, газоэлектросварщик). МотсГ* ристы второго класса и электрики должны буду; иметь специальности матрб- са, так как в основном они выделяются из машинной команды на период промыс­ ла. На ТР «Иван Шишкин» была создана группа, в ко­ торой эти специалисты обу­ чались вторым профессиям. Обучение продолжалось 6 месяцев. При этом ставилась задача приобрести не толь­ ко теоретические знания, но и практические навыки при производстве ремонта меха­ низмов и палубных уст­ ройств. по швартовым опе­ рациям, настройке грузовых стрел и т. д. В процессе внедрения этой работы комплексные ремонтные бригады столкну­ лись с различного рода про­ блемами. тормозящими д ал ь­ нейшее развитие текинского метода на судах. Одна из них — преодоле­ ние психологического барье­ ра в сознании людей, ис­ полняющих только привыч­ ные обязанности. Необходи­ мо проводить кропотливую разъяснительную работу с целью стирания грани между Внедрение комплексных ремонтных бригад на судне позволяет расширить зоны обслуживания и устранить непроизводительные потерн. В результате увеличивается объем ремонтных работ. Эксперимент показал свою жизнеспособность. Надо те­ перь продолжать работы по его совершенствованию, что­ бы щекинский метод принял завершенную фонму на фло­ те. Н, ЗАВЬЯЛОВА , стар­ ший инженер лаборато­ рии НОТ «Севрыбхолод- флота •>. На сним ке: моторист перво­ го класса, уд арник комм унис­ тического труда Р. И. Рафиков — один из инициаторов т е ­ кинского* • метода на ТР «Иван Ш иш ки н». Фото В. Казютина. К С У К II ш д е й с т в и и Конечно— быть! З а м е т к и с п р о м ы с л а М А РТА на мойвенной пу- •*"тине «сдали с нетерпе­ нием. Знали: пойдет «боль­ шая рыба». II вот благодат­ ный для промысловиков ме­ сяц наступил. Пришла по­ ра, когда трал поднимать стали чаще, чем рыболов удочку. На промысловом со­ вете капитанов группы круп­ нотоннажных судов объеди­ нения «Мурманрыбпром» те­ перь постоянно можно было сльшпп ь: — Показания отличные, выходим на позицию... - - Двадцать минут трале­ ния — и полный порядок. — За тридцать минут подняли двадцать тонн. В кормовой рубке боль­ шого морозильного траулера «Новокуйбышевск» — капи­ тан-директор В. А. Панков, помощник капитана по про­ изводству Н. П. Кушнирен- ко Приняты и отключены тра­ ловые доски. Отключены грузы... Теперь самый ответствен­ ный и, кстати, самый «зре­ лищный» момент — выбор­ ка мешка на палубу. Натуж ­ но рокочет лебедка, наматы­ ваются на барабаны метр за метром ваера Мешок подняли достаточ­ но тяжелый — тонн 18 —20. — Остальная рыб?. ушла через специальные клапаны, - поясняет Кушннренко.— Как это ни странно звучит, но, выпуская рыбу. мы... со­ храняем улов. Если это и парадокс, то он вполне объяснимый. «Рыбалка» сейчас такая, что можно поднимать по со­ ро к—пятьдесят тонн. А зна­ чит, помять рыбу ее же соб­ ственным весом уже в тра­ ле. а затем из богатого уло­ ва «отбирать крохи» на вы­ пуск пищевой продукции. Качество, Вот требование, которое сдерживает рыбац­ кие страсти, определяет ре­ жим оаботы н добытчиков и обработчиков. II не случай­ но в своем выступлении здесь на промысле, секре­ тарь областного комитета КПСС В !І Пашин говорит о том, что мало поймать ры- бу, нужно каждый ее кило­ грамм сохранить для изго­ товления высококачествен­ ной продукции. Мне уже приходилось го­ ворить о том, какую помощь в решении этой задачи ры ­ бакам оказывает комплек­ сная система управленияѵ*а- чеством продукции (К СУ м І). первая очередь которой вне­ дрена в объединении «Мур- манрыбпром» в декабре прошлого года. Конечно, не на всех судах и не сразу оценили t-бойцов­ ские» качества системы. Дале ко за примером ходить не на­ до. Первый помощник напита­ на «НовокуйбышеЕсна» Васи­ лий Иванович Белогривцев вспоминает: — Сообщение о том, что на судне будут внедряться эле менты КСУКП. было Естреченс настороженно • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» ... И апреля 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz