Рыбный Мурман. 1980г. Апрель.
«Внедрять соврем енны е м етоды организации п р о изводства к труда в соот ветствии с требованиями научно-технического п р о гресса». (Основные направления развития народного хо- зйства на 1976—1980 го ды). Н АИБОЛЕК рациона.’!ь- 1 нос использование трудовых ресурсов — одна і!.і важнейших экономиче ских задач сегодняшнего дня. В рыбной промышленно сти необходимость увеличе ния производства с одновре менным сокращением чис ленности работников являет ся особенно актуальной. Из менившиеся условия про мысла, состояние сырьевой базы требуют скорейшего р е шения вопросов совмещения профессий и должностей на судах производственного флога. И этом направлении в <•Сі.врыбхолодфлоте» с 1970 года 'осуществляется на пят надцати транспортных реф рижераторах типов Си бирь» и «Иркутск» работа с сокращенным штатом эки пажа по методу Щскинского химического комбината. Исходя из того, что на этих судах загруженность членов палубной команды на переходах не полная, их численность сокращена на 8 человек, а на промысле в период производства грузо вых операций палубная команда доукомплектовыва ется до полного штата чле нами машинной команды. Внедрение щскинского ме тода стало возможным бла годаря совмещению профес сий, расширению зон обслу живания іі мероприятий, на правленных на повышение производительности и совер шенствование организации труда. Заработная плата высво божденных за период про мысла и переходов исполь зуется для материального поощрения лиц, непосредст венно осуществляющих пе регрузку или способствую щих производству грузовых операций. И настоящее время пол ностью отработана организа ция труда при работе с со кращенным штатом. Экипа жи успешно выполняют ус тановленные рейсовые, го довые планы и социалисти ческие обязательства. Про изводительность труда у них возросла на 12 процентов. С 1971 года на судах ста ла внедряться непрерывная систем,а технического обслу живания (ИСТО). Большин ство судов уже перешло на FICTCX Анализ работы судов по іцекннскому методу и по ИСТО показал, что здесь есть "іде немало резервов. В частности, в более рацио нальном использовании тру довых ресурсов — пере смотр уровня п профиля подготовки кадров рядового состава в соответствии с и з менением содержания труда членов экипажей. Как наиболее полно ис пользовать эти резервы, подсказал опыт эксплуата ции транспортных судов Дальневосточного, Латвий ского и других морских па- роходств с единой техниче ской службой (ЕТС) палуб ной п машинной команд. Используя их опыт, руко водители транспортного реф рижератора ^Полярные зо на из десяти человек: п» х слесарей, вводимых допол нительно в штат при работе по НСТО, слесаря, газо- электросварщика и токаря из машинной команды, трех матросов палубиоіі команды. То есть она сос тояла из судовой ремонтной бригады и трех матросов, которые также занимались ремонтными работами. Когда бригада производи ла ремонт в машинном от делении, она подчинялась вахтенному механику, а но корпусной части — боцману. В рейсах неоднократно обсуждался вопрос, кому лучше подчинить матросов- рсмоитннков: главному ме- хагіикл или старшему по мощнику капитана, но к единому выводу мы пока не пришли. Три матроса-ремоНтника из числа палубной команды К сожалению, квалифика ция матросов -р емоитников была невысокая. • Поэтому они произвели ремонт толь ко фановой системы. Выли и другие причины. мешав шие работать в полную си лу матросу-сварщнку: от сутствовал второй свароч ный аппарат, не хватало электродов и других ремонт ных материалов. Матросы- слесари ощущали недоста ток инструментов. В связи с тем, что мат росы-ремонтники выполняли длесарные и сварочные ра боты, нх обстоятельно ин структировали по правилам техники безопасности как в палубной, так и в машин ной частях. Создание комплексной ре монтной бригады — это только первый шаг к созда нию на судне ЕТС. В буду щем каждому члену палуб- по.чятиямп - чатникпая - л -п алубная • команды. Осо бенно важна ■>'!а работа с ’•ленами палубной команды, которым предоставляются, надо сказать, не особенно ■истые операции. • Отрадно отметить, что на ТР «Иван Шишкин» вСе матросы палубной команды правильно поняли нашу об щую задачу: не было случая, чтобы кто-либо из них отка зался от участия в ремонт ной бригаде. Другая трудность состоя ла в том, что для комплек тования экипажей транспорт ных рефрижераторов в уп равлении чет достаточного количества кадров, способ ных совмещать должности по палубной и машинной командам. Кроме того, ква лификация матросов-ре понт- ников в рейсах часто была невысокой. В н и м а н и е : о п ы т ЩЕКИНСКИИ МЕТОД И КОМПЛЕКСНЫЕ КЕМОНТ ИЫЕ К М Г К Д Ы ри» предложили на время переходов на Т Р типа «Си бирь» создать па базе суще ствующих штатов из соста ва машинной и палубной команд комплексную ре монтную бригаду для техни ческого обслуживания судна и ремонта оборудования. Это предложение было обсуждено на расширенном заседании постоянного сове та НОТ управления «Сев- рыбхолодфлот» с предста вителями экипажей транс портных судов, одобрено и рекомендовано для провер ки на транспортных рефри жераторах. В течение 1 9 7 8— 1979 годов на ТР «Иван Шишкин» были проведены экспериментальное рейсы при работе с комплексной ремонтной бригадой. С УТЬ эксперимента за ключалась в том, чтобы не только машинная команда участвовала в ра ботах палубной команды, как предусматривал щекин- ский метод, но и матросы привлекались к делам ме ханической службы. Комплексная ремонтная бригада организовывалась на период переходов. Руковод ство ею осуществлял глав ный механик. На Т Р «Иван Шишкин» комплексная ре монтная бригада бЬіла созда пмели специальности слеса ря И газоэлектросварщпка. Проведенные в течение двух лет экспериментальные рейсы показали, что имен но такие специалисты в ос новном нужны для произ водства ремонтных работ на палубе. Однако были пла вания, когда из-за техниче ского состояния судна Й производственной необходи мости для проведения ре монтных работ на палубе нужны были только слеса ри, а в машинном отделе нии вместо трех вводимых по НСТО слесарей нужны были два слесаря и токарь или два слесаря и газо- электросварщик. Поэтому капитан-директору предо ставлялось право комплек товать ремонтную бригаду из тех специалистов, кото рые будут необходимы для проведения ремонтных ра бот в предстоящем рейсе. Матросы-ремонтники в ос новном производили работы в хозяйстве старшего помощ ника капитана, которые со гласно документации НСТО должна была выполнять су довая ремонтная бригада (СРВ). Благодаря этому члены СРВ могли больше уделять времени производ ству ремонта в машинно котельном отделении. ной команды необходимо бу дет иметь вторую или смеж ную специальность (слесарь, газоэлектросварщик). МотсГ* ристы второго класса и электрики должны буду; иметь специальности матрб- са, так как в основном они выделяются из машинной команды на период промыс ла. На ТР «Иван Шишкин» была создана группа, в ко торой эти специалисты обу чались вторым профессиям. Обучение продолжалось 6 месяцев. При этом ставилась задача приобрести не толь ко теоретические знания, но и практические навыки при производстве ремонта меха низмов и палубных уст ройств. по швартовым опе рациям, настройке грузовых стрел и т. д. В процессе внедрения этой работы комплексные ремонтные бригады столкну лись с различного рода про блемами. тормозящими д ал ь нейшее развитие текинского метода на судах. Одна из них — преодоле ние психологического барье ра в сознании людей, ис полняющих только привыч ные обязанности. Необходи мо проводить кропотливую разъяснительную работу с целью стирания грани между Внедрение комплексных ремонтных бригад на судне позволяет расширить зоны обслуживания и устранить непроизводительные потерн. В результате увеличивается объем ремонтных работ. Эксперимент показал свою жизнеспособность. Надо те перь продолжать работы по его совершенствованию, что бы щекинский метод принял завершенную фонму на фло те. Н, ЗАВЬЯЛОВА , стар ший инженер лаборато рии НОТ «Севрыбхолод- флота •>. На сним ке: моторист перво го класса, уд арник комм унис тического труда Р. И. Рафиков — один из инициаторов т е кинского* • метода на ТР «Иван Ш иш ки н». Фото В. Казютина. К С У К II ш д е й с т в и и Конечно— быть! З а м е т к и с п р о м ы с л а М А РТА на мойвенной пу- •*"тине «сдали с нетерпе нием. Знали: пойдет «боль шая рыба». II вот благодат ный для промысловиков ме сяц наступил. Пришла по ра, когда трал поднимать стали чаще, чем рыболов удочку. На промысловом со вете капитанов группы круп нотоннажных судов объеди нения «Мурманрыбпром» те перь постоянно можно было сльшпп ь: — Показания отличные, выходим на позицию... - - Двадцать минут трале ния — и полный порядок. — За тридцать минут подняли двадцать тонн. В кормовой рубке боль шого морозильного траулера «Новокуйбышевск» — капи тан-директор В. А. Панков, помощник капитана по про изводству Н. П. Кушнирен- ко Приняты и отключены тра ловые доски. Отключены грузы... Теперь самый ответствен ный и, кстати, самый «зре лищный» момент — выбор ка мешка на палубу. Натуж но рокочет лебедка, наматы ваются на барабаны метр за метром ваера Мешок подняли достаточ но тяжелый — тонн 18 —20. — Остальная рыб?. ушла через специальные клапаны, - поясняет Кушннренко.— Как это ни странно звучит, но, выпуская рыбу. мы... со храняем улов. Если это и парадокс, то он вполне объяснимый. «Рыбалка» сейчас такая, что можно поднимать по со ро к—пятьдесят тонн. А зна чит, помять рыбу ее же соб ственным весом уже в тра ле. а затем из богатого уло ва «отбирать крохи» на вы пуск пищевой продукции. Качество, Вот требование, которое сдерживает рыбац кие страсти, определяет ре жим оаботы н добытчиков и обработчиков. II не случай но в своем выступлении здесь на промысле, секре тарь областного комитета КПСС В !І Пашин говорит о том, что мало поймать ры- бу, нужно каждый ее кило грамм сохранить для изго товления высококачествен ной продукции. Мне уже приходилось го ворить о том, какую помощь в решении этой задачи ры бакам оказывает комплек сная система управленияѵ*а- чеством продукции (К СУ м І). первая очередь которой вне дрена в объединении «Мур- манрыбпром» в декабре прошлого года. Конечно, не на всех судах и не сразу оценили t-бойцов ские» качества системы. Дале ко за примером ходить не на до. Первый помощник напита на «НовокуйбышеЕсна» Васи лий Иванович Белогривцев вспоминает: — Сообщение о том, что на судне будут внедряться эле менты КСУКП. было Естреченс настороженно • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» ... И апреля 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz