Рыбный Мурман. 1979 г. Сентябрь.

Р А П О Р Т Ы РЫБАКОВ Моряки БМРТ-389 «Мыс Фрунзе» готовятся достойно встретить вторую годовщи­ ну принятия новой Конститу­ ции СССР, 35-летне разгро­ ма немецко-фашистских войск в Заполярье. Социали­ стические обязательства вы­ полняются. 22 сентября эки­ паж реализовал два годовых плана по выпуску мороже­ ной продукции. Рейсовое за­ дание перевыполнено по всем основным показателям. В оставшиеся 15 промысло­ вых суток взятых темпов не снизим. Капитан-директор ЛИШ- НЕВСКИЙ, первый по­ мощник МАЛАЦІЕНКО. - Экипаж БМРТ-451 «Ла­ зурный» , встречая вторую годовщину новой Конститу­ ц и и СССР и 35-летие раз­ грома немецко-фашистских .'войск в Заполярье, выпол­ нил годовой план по вылову на 118 процентов, план по .реализации пищевой про­ дукции — на 108,7 процен­ та и досрочно справился с обязательствами. Обязуемся к концу рейса дать сверхплановой продук­ ции на 250 тысяч рублей. Капитан-директор САМ­ СОНОВ, первый помощ­ ник ДМИТРИЕВ, пред- судкома ИВАНОВ. Н АШ большой моро­ зильный рыболовный траулер «Ашхабад» входит в состав Мурманско­ го ордена Октябрьской Р е ­ волюции тралового флота. Этот рейс мы выполняли по­ сле выхода судна из ремон­ та. Более ста суток нахо­ дились на промысле и вот иа днях вернулись в родной порт, где с радостью узнали, что при подведении итогов парно-группового соревно­ вания флотских судовых коллективов стали победи­ телями, что имя нашего тра­ улера нанесено на Доску по­ чета бассейновой газеты «Рыбный Мурман». Может, именно поэтому и возникло желание рассказать о нашей работе в море, о некоторых передовиках нашего произ­ водства, о тех, кто внес большую лепту в достиже­ ние ѵспеха. А начиналось для нас плавание с трудностей. В чем они выражались? Во- первых, судно вышло из ре­ монта. Рабочие, инженеры головного предприятия судо­ ремонтного объединения «Мурманская судоверфь », конечно, постарались выпол­ нить качественно все рабо­ ты. И все-таки, как это не­ однократно случалось, до­ водкой механизмов должны были заняться судовые спе­ циалисты: где-то что-то под­ тянуть, подправить, настро­ ить. Техническому персоналу БМРТ «Ашхабад» пришлось «покрутиться». Во-вторых, промысел начинали в райо­ нах добычи рыбы донных пород — трески и окуня. В нашем рейсовом задании значился такой вид ассорти­ мента, как филе. При добы­ че окуня практически тре­ ски в прилове не было. При переводе судна в группу по облову трески усилиями штурманского состава наш экипаж стал занимать лиди­ рующее положение, а произ­ водственную команду наце­ лили на выработку филе, потому что получили распо­ ряжение выпускать еще и филе обесшкуренное и под- прессованное. Сразу скажу, что с рейсовым заданием по выработке филе наши моря­ ки справились, без учета специального задания, на 129,9 процента. Выполнили мы и распоряжение управле­ ния флота. На сутки промыс­ ла при добыче трески у нас выработка подпрессовапного филе составила три тонны. Легко пишется, но трудно б ы п о л н я л о с ь задание. На судне в рейс выходило 39 моряков комсомольского возраста. Производственная команда состояла в основном из новичков.' Матросов необ­ ходимо было учить элемен­ тарным навыкам при р аз­ делке рыбы, при работе с тралом. Хорошо то, что мы ІІІІІІІШІІШІІПІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІ Ударный Т Р У Д в с е г о стоимости пищевой продук­ ции мы выполнили на 110 процентов, по стоимости то­ варной продукции — иа 104,6 процента. К АК только открылась летне-осенняя мой- венная путина, БМ РТ «Ашхабад» оперативно по­ лучил приказ сделать пере­ ход и приступить к облову мойвы. Мойва лови.лась хо­ рошо. Задание по вылову этой рыбы наш экипаж вы­ полнил на 121 процент, а к о л л е к т и в а ІШІІПІІІІШІІІІМ ІШІШІШШІШШШШІІІШПНШШШШПШІІШШІШІІШ I н : It начинали промысел на дон­ ных породах, где подъемы были небольшими и была возможность больше времени отдавать практическим заня­ тиям. Но случись подъемы побольше, трудностей намно­ го прибавилось бы. Поэтому к работникам отдела кадров есть просьба: формировать производственную команду так, чтобы на одного опыт­ ного матроса приходилось хотя бы два новичка, но не пять. Я понимаю, что сде­ лать это в нынешних услови­ ях трудно, но добиваться та­ кого положения надо, осо­ бенно, когда траулер на­ правляется в районы обита­ ния трески, окуня, палтуса и путассу. Но тем не менее, нам уда­ лось мобилизовать экипаж на безусловное выполнение задания по производству пи­ щевой рыбной продукции йа промысле рыбы донных по­ род. План на этот период по план по заморозке — на 131 процент. Потрудились наши моряки хорошо. Но результат по заморозке мог бы быть еще выше. Однако после ремонта судна мы вы­ шли в море с недостатком 1 0 0 .противней и столько же крышек. Если на донном промысле это вовсе не ощу­ щалось, то при заморозке мойвы две клети не исполь­ зовались. 100 противней, в каждом 10 килограммов рыбы. Получается, что мы недополучили тонну мороже­ ной рыбы ежедневно. О не­ хватке противней мы неод­ нократно сообщали радио­ граммами в порт, нам обеща­ ли их дослать, однако обе­ щания так н остались обеща­ ниями. Н а ч и н а я рассказ о людях хороших, пре­ жде всего хочется на­ звать имя механнка-наладчи- ка технологического обору­ дования Сергея Александро­ вича Еремина. Опытный спе­ циалист постоянно старается облегчить труд матросов. Мы выпускали тушку, а об­ резки плавников — самая трудоемкая операция. Сер­ гей Александрович смасте­ рил, установил, испытал ста­ нок для обрезки плавников и только после этого передал его рыбообработчикам. Эф­ фект от внедрения станка был очень высоким. А как он наладил филейное обору­ дование! На других трауле­ рах, получив результаты на­ шей работы, наперебой стали просить прислать им для об­ мена опытом Сергея Алек­ сандровича. Мы рады были помочь товарищам. Наш ме- хаиик-наладчнк побывал на нескольких судах. А в его отсутствие за работу брался я. Опыт есть: много лет про­ работал наладчиком техно­ логического оборудования. Четыре года трудится на судах нашего флота матро­ сом Валерий Алексеевич Ры- чихин. Он борется за звание ударника коммунистическо­ го труда, в работе активен. То же самое можно сказать и о его участии в общест­ венной жизни: он член судо­ вого комсомольского бюро. А в социалистическом сорев­ новании за звание «Лучший по профессии» занял первое место. Надежными товарищами показали себя в рейсе тре­ тий помощник капитана Ев­ гений Борисович Черкасов и матрос первого класса ударник коммунистического труда Валерий Викторович Гуров. ................ В >0Т, собственно, и все, что хотелось расска­ зать о нашем рейсе, о наших хороших товари­ щах. Сейчас на корабле мор­ ской подменный экипаж, а наш коллектив будет отгу­ ливать выходные дни. После возвращения БМРТ «Ашха­ бад» мы вновь выйдем на промысел. Трудно сказать, как сложится для нас оче­ редное плавание, но поста­ раемся н его провести по- ударному. В. ВОРОНИН, первый помощник капитана ос­ новного экипажа. 1 1 ' (Продолжение. Н а ч в № 9 4 — 10 6 . 10 9 , 1 1 0 , 1 1 2 ) . Построенные первые трауле­ ры-рыбозаводы, способные ве- •сти промысел в отдаленных •районах в течение всего года, стали также использовать на летнем промысле моіівы для заморозки продукции на борту. Важным стимулом для строи­ тельства траулеров-рыбозаво­ дов послужил возросший спрос в стране и на мировом рынке на мороженую рыбу, особенно филе, а также стремление Н о р ­ вегии и в траловом лове занять ведущее положение в Н о р веж ­ ском и Баренцевом морях. . ^ Среднетоннажный траловый . флот Норвегии предназначен для промысла в прибрежных водах. В 1 9 7 7 г. в норвежском .траловом флоте насчитывалось .8 6 судов, в том числе 50 сред- . нетоннажных, на которых толь­ ко 1 0 — 1 5 имели оборудование . для переработки отходов па борту. Более полная утилиза- _ция отходов — одна из задач, стоящих перед отраслью. П о расчетам специалистов Берген- . ского института морских ис­ следовании, ежегодно в Н о р ­ вегии выбрасывается за борт около 1 1 0 тыс. т отходов из-за нехватки оборудования для их переработки. Д л я установки •такого оборудования траулеры Должны иметь тоннаж не менее 3 0 0 per. т, тогда как в норвеж­ ском флоте численно преобла­ дают среднетоннажные трауле­ ры с кормовым тралением. Де- ,ло в том, что в Норвегии суще­ ствует законодательство, в со­ ответствии с которым промысел. в наиболее продуктивной 4-мильноіі зоне от побережья Рыболовство Норвегии могут вести суда тоннажем до 300 per. т. Поэтом у в Норвегии неоднократно поднимался воп­ рос об изменении этого законо­ дательства. В целом за после­ военный период, даже при рез­ ком ухудшении сырьевой базы кошелькового лова, удельный вес тралового флота в общей до­ быче не превышал 20 проц. Преимущественное строи­ тельство средне- и малотоннаж­ ных судов в стране, располага­ ющей мощными судостроитель­ ными верфями, на которых строятся для д р уги х государств крупные траулеры , объясняется тем. что норвежское рыболовст­ во продолжает (даже в услови­ ях введения 200-мильных зон) ориентироваться на прибреж­ ный лов, ведущийся мелкими судами. Однако по эффективно­ сти промысла Норвеги я замет­ но отстает от соседних стран, в частности Исландии и Велико­ британии, которые располагают мощным флотом с кормовым тралением. В целях повышения эффективности промыслового флота в Норвегии совершенст­ вуются орудия лова, сокраща­ ется численность команд на с у­ дах. Однако решающим мето­ дом повышения эффективности флота считается его модерни­ зация. В соответствии с проектом плана в течение 10-летнего пе­ риода предусматривается еже­ годная замена оО судов, срок амортизации которых 20 лет и более, В течение указанного периода судовладельцы будут получать ссуду в размере 25 проц. от стоимости построй­ ки новых судов. В 1 9 7 7 г. на эти цели было дано 4 ,8 млц. долл., из общеіі суммы 55,3 млн. долл.. выделенных прави­ тельством Н орвегии на покры­ тие растущих расходов на топливо и оборудование в рыб­ ной промышленности. Особое внимание уделено развитию и модернизации прибрежного флота в северной части Н о р ве ­ гии для поддержки рыбаков этого района. Проектом плана предусмат­ ривается также прекращение строительства плавучих тр а у­ леров-рыбозаводов и постепен­ ное их сокращение по мере фи­ зического износа в целях обес­ печения более полной занято­ сти на береговых предприятиях и ритмичного снабжения их сырьем с малотоннажных с у ­ дов. К 19 8 0 г. намечается сокра­ щение сейнерного флота на 20 —25 проц. (с 25 0 до 20 0 ед.). Траловыіі флот также предпола­ гается сократить на 1 5 — 20 проц., при этом намечено строительство небольшого чис­ ла траулеров кормового трале­ ния и переоборудования части судов в целях использования их для заморозки рыбы на борту и большей утилизации отходов. Предусматривается также со­ кращение (на 50 проц.) флота, ведущего промысел шпрота и тіоленеіі. В целом в норвеж­ ском судостроении выявляется тенденция к строительству и в будущем мелких прибрежных судов и траулеров-рыбозаводов. Намечается также комплекс мероприятий по совершенство­ ванию техники лова (механиза­ ция ярусного н сетного лова) и оснастке судов высокопроизво­ дительными орудиями лова. В дальнейшем предусматривается развитие традиционных для норвежского рыболовства пас­ сивных орудий лова, которые считаются в Норвегии более приемлемыми для рационально­ го промысла и поддержания рыбных запасов на устойчивом уровне, чем использование со­ временных тралов. Такой под­ ход норвежских рыбопромыш­ ленников базируется не столь­ ко на объективных данных о влиянии тех или иных способов лова на запасы, сколько пре­ следует получение прибыли за счет меньших затрат на орудия лова и вытеснение иностранно­ го тралового промысла из сво­ ей 200-мильной зоны. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ РЫБОЛОВСТВУ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ОТРАСЛИ Рост норвежских уловов в последнее десятилетие происхо­ дил за счет интенсификации промысла пелагических массо­ вых видов рыб (моіівы), модер­ низации судов и внедрения бо­ лее эффективных поисковых приборов. совершенствования орудии лова и техники промры- боловства. Этот процесс сопро­ вождался сокращением числа занятых в рыболовстве страны с 8 0 ,5 тыс. чел. в 19 4 8 г. до 35,1 тыс. чел. в 1 9 7 6 г. В нор­ вежской статистике выделяются две группы рыбаков, для к о ч 1* рых рыболовство является ос­ новным н побочным видом дея­ тельности, соответственно 16 .9 тыс. (4 проц. населения) и 18 ,2 тыс. чел. в 1 9 7 6 г. В послед­ ние годы в отрасли наметилась тенденция к более полной заня­ тости рыбаков в течение года и росту численности первой из указанных групп. Для Норвегии характерно краііне неравномерное распреде­ ление занятости в отрасли по территории страны: в трех се­ верных провинциях (Финмарке. Тромсе. Нордаланде). наименее плотно заселенных, сосредото­ чено свыше половины занятых в рыбодобыче и рыбообработке. Сущ ествую т большие трудно­ сти в привлечении в отрасль специалистов молодых возрас­ тов из-за растущей конкурен­ ции со стороны других отраслей промышленности. Поэтом у в последние годы в рыболовстве наблюдается отчетливое преоб­ ладание лиц старших возраст­ ных групп: возраст более 1/3 рыбаков свыше 50 лет. П р о и с­ ходит уменьшение категории младших возрастных гр уп п , не­ смотря на существующие личия в оплате труда рыбаков в зависимости от их возраста. Т а к . рыбаки в возрасте до 3 0— 3 4 лет зарабатывают почти вдвое больше, чем лица пенси­ онного возраста (свыше 65- 6 7 лет). (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz