Рыбный Мурман. 1979 г. Сентябрь.
Р А П О Р Т Ы РЫБАКОВ Моряки БМРТ-389 «Мыс Фрунзе» готовятся достойно встретить вторую годовщи ну принятия новой Конститу ции СССР, 35-летне разгро ма немецко-фашистских войск в Заполярье. Социали стические обязательства вы полняются. 22 сентября эки паж реализовал два годовых плана по выпуску мороже ной продукции. Рейсовое за дание перевыполнено по всем основным показателям. В оставшиеся 15 промысло вых суток взятых темпов не снизим. Капитан-директор ЛИШ- НЕВСКИЙ, первый по мощник МАЛАЦІЕНКО. - Экипаж БМРТ-451 «Ла зурный» , встречая вторую годовщину новой Конститу ц и и СССР и 35-летие раз грома немецко-фашистских .'войск в Заполярье, выпол нил годовой план по вылову на 118 процентов, план по .реализации пищевой про дукции — на 108,7 процен та и досрочно справился с обязательствами. Обязуемся к концу рейса дать сверхплановой продук ции на 250 тысяч рублей. Капитан-директор САМ СОНОВ, первый помощ ник ДМИТРИЕВ, пред- судкома ИВАНОВ. Н АШ большой моро зильный рыболовный траулер «Ашхабад» входит в состав Мурманско го ордена Октябрьской Р е волюции тралового флота. Этот рейс мы выполняли по сле выхода судна из ремон та. Более ста суток нахо дились на промысле и вот иа днях вернулись в родной порт, где с радостью узнали, что при подведении итогов парно-группового соревно вания флотских судовых коллективов стали победи телями, что имя нашего тра улера нанесено на Доску по чета бассейновой газеты «Рыбный Мурман». Может, именно поэтому и возникло желание рассказать о нашей работе в море, о некоторых передовиках нашего произ водства, о тех, кто внес большую лепту в достиже ние ѵспеха. А начиналось для нас плавание с трудностей. В чем они выражались? Во- первых, судно вышло из ре монта. Рабочие, инженеры головного предприятия судо ремонтного объединения «Мурманская судоверфь », конечно, постарались выпол нить качественно все рабо ты. И все-таки, как это не однократно случалось, до водкой механизмов должны были заняться судовые спе циалисты: где-то что-то под тянуть, подправить, настро ить. Техническому персоналу БМРТ «Ашхабад» пришлось «покрутиться». Во-вторых, промысел начинали в райо нах добычи рыбы донных пород — трески и окуня. В нашем рейсовом задании значился такой вид ассорти мента, как филе. При добы че окуня практически тре ски в прилове не было. При переводе судна в группу по облову трески усилиями штурманского состава наш экипаж стал занимать лиди рующее положение, а произ водственную команду наце лили на выработку филе, потому что получили распо ряжение выпускать еще и филе обесшкуренное и под- прессованное. Сразу скажу, что с рейсовым заданием по выработке филе наши моря ки справились, без учета специального задания, на 129,9 процента. Выполнили мы и распоряжение управле ния флота. На сутки промыс ла при добыче трески у нас выработка подпрессовапного филе составила три тонны. Легко пишется, но трудно б ы п о л н я л о с ь задание. На судне в рейс выходило 39 моряков комсомольского возраста. Производственная команда состояла в основном из новичков.' Матросов необ ходимо было учить элемен тарным навыкам при р аз делке рыбы, при работе с тралом. Хорошо то, что мы ІІІІІІІШІІШІІПІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІ Ударный Т Р У Д в с е г о стоимости пищевой продук ции мы выполнили на 110 процентов, по стоимости то варной продукции — иа 104,6 процента. К АК только открылась летне-осенняя мой- венная путина, БМ РТ «Ашхабад» оперативно по лучил приказ сделать пере ход и приступить к облову мойвы. Мойва лови.лась хо рошо. Задание по вылову этой рыбы наш экипаж вы полнил на 121 процент, а к о л л е к т и в а ІШІІПІІІІШІІІІМ ІШІШІШШІШШШШІІІШПНШШШШПШІІШШІШІІШ I н : It начинали промысел на дон ных породах, где подъемы были небольшими и была возможность больше времени отдавать практическим заня тиям. Но случись подъемы побольше, трудностей намно го прибавилось бы. Поэтому к работникам отдела кадров есть просьба: формировать производственную команду так, чтобы на одного опыт ного матроса приходилось хотя бы два новичка, но не пять. Я понимаю, что сде лать это в нынешних услови ях трудно, но добиваться та кого положения надо, осо бенно, когда траулер на правляется в районы обита ния трески, окуня, палтуса и путассу. Но тем не менее, нам уда лось мобилизовать экипаж на безусловное выполнение задания по производству пи щевой рыбной продукции йа промысле рыбы донных по род. План на этот период по план по заморозке — на 131 процент. Потрудились наши моряки хорошо. Но результат по заморозке мог бы быть еще выше. Однако после ремонта судна мы вы шли в море с недостатком 1 0 0 .противней и столько же крышек. Если на донном промысле это вовсе не ощу щалось, то при заморозке мойвы две клети не исполь зовались. 100 противней, в каждом 10 килограммов рыбы. Получается, что мы недополучили тонну мороже ной рыбы ежедневно. О не хватке противней мы неод нократно сообщали радио граммами в порт, нам обеща ли их дослать, однако обе щания так н остались обеща ниями. Н а ч и н а я рассказ о людях хороших, пре жде всего хочется на звать имя механнка-наладчи- ка технологического обору дования Сергея Александро вича Еремина. Опытный спе циалист постоянно старается облегчить труд матросов. Мы выпускали тушку, а об резки плавников — самая трудоемкая операция. Сер гей Александрович смасте рил, установил, испытал ста нок для обрезки плавников и только после этого передал его рыбообработчикам. Эф фект от внедрения станка был очень высоким. А как он наладил филейное обору дование! На других трауле рах, получив результаты на шей работы, наперебой стали просить прислать им для об мена опытом Сергея Алек сандровича. Мы рады были помочь товарищам. Наш ме- хаиик-наладчнк побывал на нескольких судах. А в его отсутствие за работу брался я. Опыт есть: много лет про работал наладчиком техно логического оборудования. Четыре года трудится на судах нашего флота матро сом Валерий Алексеевич Ры- чихин. Он борется за звание ударника коммунистическо го труда, в работе активен. То же самое можно сказать и о его участии в общест венной жизни: он член судо вого комсомольского бюро. А в социалистическом сорев новании за звание «Лучший по профессии» занял первое место. Надежными товарищами показали себя в рейсе тре тий помощник капитана Ев гений Борисович Черкасов и матрос первого класса ударник коммунистического труда Валерий Викторович Гуров. ................ В >0Т, собственно, и все, что хотелось расска зать о нашем рейсе, о наших хороших товари щах. Сейчас на корабле мор ской подменный экипаж, а наш коллектив будет отгу ливать выходные дни. После возвращения БМРТ «Ашха бад» мы вновь выйдем на промысел. Трудно сказать, как сложится для нас оче редное плавание, но поста раемся н его провести по- ударному. В. ВОРОНИН, первый помощник капитана ос новного экипажа. 1 1 ' (Продолжение. Н а ч в № 9 4 — 10 6 . 10 9 , 1 1 0 , 1 1 2 ) . Построенные первые трауле ры-рыбозаводы, способные ве- •сти промысел в отдаленных •районах в течение всего года, стали также использовать на летнем промысле моіівы для заморозки продукции на борту. Важным стимулом для строи тельства траулеров-рыбозаво дов послужил возросший спрос в стране и на мировом рынке на мороженую рыбу, особенно филе, а также стремление Н о р вегии и в траловом лове занять ведущее положение в Н о р веж ском и Баренцевом морях. . ^ Среднетоннажный траловый . флот Норвегии предназначен для промысла в прибрежных водах. В 1 9 7 7 г. в норвежском .траловом флоте насчитывалось .8 6 судов, в том числе 50 сред- . нетоннажных, на которых толь ко 1 0 — 1 5 имели оборудование . для переработки отходов па борту. Более полная утилиза- _ция отходов — одна из задач, стоящих перед отраслью. П о расчетам специалистов Берген- . ского института морских ис следовании, ежегодно в Н о р вегии выбрасывается за борт около 1 1 0 тыс. т отходов из-за нехватки оборудования для их переработки. Д л я установки •такого оборудования траулеры Должны иметь тоннаж не менее 3 0 0 per. т, тогда как в норвеж ском флоте численно преобла дают среднетоннажные трауле ры с кормовым тралением. Де- ,ло в том, что в Норвегии суще ствует законодательство, в со ответствии с которым промысел. в наиболее продуктивной 4-мильноіі зоне от побережья Рыболовство Норвегии могут вести суда тоннажем до 300 per. т. Поэтом у в Норвегии неоднократно поднимался воп рос об изменении этого законо дательства. В целом за после военный период, даже при рез ком ухудшении сырьевой базы кошелькового лова, удельный вес тралового флота в общей до быче не превышал 20 проц. Преимущественное строи тельство средне- и малотоннаж ных судов в стране, располага ющей мощными судостроитель ными верфями, на которых строятся для д р уги х государств крупные траулеры , объясняется тем. что норвежское рыболовст во продолжает (даже в услови ях введения 200-мильных зон) ориентироваться на прибреж ный лов, ведущийся мелкими судами. Однако по эффективно сти промысла Норвеги я замет но отстает от соседних стран, в частности Исландии и Велико британии, которые располагают мощным флотом с кормовым тралением. В целях повышения эффективности промыслового флота в Норвегии совершенст вуются орудия лова, сокраща ется численность команд на с у дах. Однако решающим мето дом повышения эффективности флота считается его модерни зация. В соответствии с проектом плана в течение 10-летнего пе риода предусматривается еже годная замена оО судов, срок амортизации которых 20 лет и более, В течение указанного периода судовладельцы будут получать ссуду в размере 25 проц. от стоимости построй ки новых судов. В 1 9 7 7 г. на эти цели было дано 4 ,8 млц. долл., из общеіі суммы 55,3 млн. долл.. выделенных прави тельством Н орвегии на покры тие растущих расходов на топливо и оборудование в рыб ной промышленности. Особое внимание уделено развитию и модернизации прибрежного флота в северной части Н о р ве гии для поддержки рыбаков этого района. Проектом плана предусмат ривается также прекращение строительства плавучих тр а у леров-рыбозаводов и постепен ное их сокращение по мере фи зического износа в целях обес печения более полной занято сти на береговых предприятиях и ритмичного снабжения их сырьем с малотоннажных с у дов. К 19 8 0 г. намечается сокра щение сейнерного флота на 20 —25 проц. (с 25 0 до 20 0 ед.). Траловыіі флот также предпола гается сократить на 1 5 — 20 проц., при этом намечено строительство небольшого чис ла траулеров кормового трале ния и переоборудования части судов в целях использования их для заморозки рыбы на борту и большей утилизации отходов. Предусматривается также со кращение (на 50 проц.) флота, ведущего промысел шпрота и тіоленеіі. В целом в норвеж ском судостроении выявляется тенденция к строительству и в будущем мелких прибрежных судов и траулеров-рыбозаводов. Намечается также комплекс мероприятий по совершенство ванию техники лова (механиза ция ярусного н сетного лова) и оснастке судов высокопроизво дительными орудиями лова. В дальнейшем предусматривается развитие традиционных для норвежского рыболовства пас сивных орудий лова, которые считаются в Норвегии более приемлемыми для рационально го промысла и поддержания рыбных запасов на устойчивом уровне, чем использование со временных тралов. Такой под ход норвежских рыбопромыш ленников базируется не столь ко на объективных данных о влиянии тех или иных способов лова на запасы, сколько пре следует получение прибыли за счет меньших затрат на орудия лова и вытеснение иностранно го тралового промысла из сво ей 200-мильной зоны. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ РЫБОЛОВСТВУ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ОТРАСЛИ Рост норвежских уловов в последнее десятилетие происхо дил за счет интенсификации промысла пелагических массо вых видов рыб (моіівы), модер низации судов и внедрения бо лее эффективных поисковых приборов. совершенствования орудии лова и техники промры- боловства. Этот процесс сопро вождался сокращением числа занятых в рыболовстве страны с 8 0 ,5 тыс. чел. в 19 4 8 г. до 35,1 тыс. чел. в 1 9 7 6 г. В нор вежской статистике выделяются две группы рыбаков, для к о ч 1* рых рыболовство является ос новным н побочным видом дея тельности, соответственно 16 .9 тыс. (4 проц. населения) и 18 ,2 тыс. чел. в 1 9 7 6 г. В послед ние годы в отрасли наметилась тенденция к более полной заня тости рыбаков в течение года и росту численности первой из указанных групп. Для Норвегии характерно краііне неравномерное распреде ление занятости в отрасли по территории страны: в трех се верных провинциях (Финмарке. Тромсе. Нордаланде). наименее плотно заселенных, сосредото чено свыше половины занятых в рыбодобыче и рыбообработке. Сущ ествую т большие трудно сти в привлечении в отрасль специалистов молодых возрас тов из-за растущей конкурен ции со стороны других отраслей промышленности. Поэтом у в последние годы в рыболовстве наблюдается отчетливое преоб ладание лиц старших возраст ных групп: возраст более 1/3 рыбаков свыше 50 лет. П р о и с ходит уменьшение категории младших возрастных гр уп п , не смотря на существующие личия в оплате труда рыбаков в зависимости от их возраста. Т а к . рыбаки в возрасте до 3 0— 3 4 лет зарабатывают почти вдвое больше, чем лица пенси онного возраста (свыше 65- 6 7 лет). (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz