Рыбный Мурман. 1979 г. Сентябрь.

ПАРТИЙНЫЕ КОМИТЕТЫ О СОРЕВНОВАНИИ СМЕЖНИКОВ Благодаря содружеству уча­ стников Договора 13-ти все -больше судов досрочно уходят на промысел, сокращено вре­ мя пути рыбопродукции до по­ требителя. Достигнуто это сов­ местными усилиями предприя­ тий - смежников. И х девиз — работать эффективнее, крепить доловое сотрудничество. ' Н е ­ прерывное планирование, ло­ кальные договоры между эки­ пажами судов и портовиками, контроль за выполнением г р а ­ фика1, обработка и снабжение судов методом бригадного под­ ряда — все это рождено прак­ тикой М урман ского судообра­ батывающего комплекса. Ч то нужно сделать для даль­ нейшего развития соревнова­ ния, повышения его действен­ ности? Этим проблемам было посвящено совместное заседа­ ние партийных комитетов М у р ­ манского тралового флота и рыбного порта. Начальник Мурманского тр а ­ лового флота Ю . В . М ан и хи н , заместитель начальника рыб­ ного порта Д . М . Соколовский, заместитель секретаря партко­ ма тралового флота В . И . ГІале- хи н , заместитель секретаря парткома порта П . В . Смирнов, заместитель главного инженера тралфлота Ю . И . Коношенко, начальник второго грузового района порта В . В . П уш ко в, председатели базовых комите­ тов профсоюза Н. Н. Страту- нов и Б. М. Мешалкпн и др у ­ гие в своих выступлениях от­ метили определенные успехи, достигнутые в результате со­ дружества. С начала года обработано 706 судов тралового флота, из них 698 — в срок я досрочно Экономия стояночного времени составила 776 судо-часов. Вместе с тем участники сов­ местного совещания говорили о том, что суда часто приходят в порт вне графика или с опоз­ данием, вместо радиокаргопла- нов присылают грузовые спис­ ки, администрация судов иног­ да. дав вызов, не оформляет договор, допускаются перебои снабжения судов паром, сма­ зочными маслами, вызывает нарекания обеспечение судов портальными кранами. Н е останавливаться на до­ стигнутом, совершенствовать деловые контакты, устранять недочеты — вот главный вы­ вод, сделанный участниками за­ седания. Принятое постановле­ ние обязывает администрацию, партийную организацию а ор­ та и флота, службы и отделы еще более настойчиво способ­ ствовать дальнейшему разви­ тию социалистического сорев­ нования, вовлекать в него всех работающих, мобилизовать кол­ лективы на досрочное выпол­ нение планов и обязательств. Ветеран Мурманского тралового флота Почетный радист СССР В. К. Козлов четко обеспечивает связь РТ «Вильнюс» с берегом. Фото Б. Щукина. • Ш г & р & л с і с & ж м а, р о ж ж о f о к о м и т е т е к о м г г р о л м Внимание-главным вопросам Состоялось очередное засе­ дание М урм а нск ого городского комитета народного контроля, на котором обсужден вопрос о работе комитета народного кон­ троля тралового флота по кон­ тролю за исполнением прини­ маемых решений. Отмечено, что за последнее время коми­ тет народного контроля М у р ­ манского тралового флота не­ сколько улучшил работу по контролю за выполнением при­ нимаемых решений, стал про­ водить больше проверок по ак ­ туальным вопросам. Принимае­ мые постановления своевремен­ но доводятся до исполнителей. Коллектив широко информиру­ ется о вскрытых недостатках. К организации выполнения реше­ ний стали шире привлекаться нештатные отделы комитета. Х о д выполнения их выносится на заседания комитета. В этом году было заслушано 4 инфор­ мации. В результате осуществления мер по итогам ряда проверок удалось заметно поправить де­ ло. Т а к , благодаря постоянно­ му контролю за выполнением даваемых рекомендаций в зна­ чительной степени пресечена бесхозяйственность, достигну­ та экономия жидкого топлива и смазочных масел. Сокращены имевшиеся ранее большие п ро­ стои автотранспорта в отделе материально - технического снабжения. Э то позволило у л у ч ­ шить и ускорить снабжение с у ­ дов. Контроль и помощь комите­ та способствовала улучшению работы Б М Р Т - 2 5 4 . .Вместо пе­ рерасхода, на судне стали доби­ ваться экономии топлива • и про мвооружения. Вмешатель­ ство комитета позволило преду­ предить порчу материальных ценностей на Б М Р Т - 4 0 1 . З н а ­ чительно ул у чш е н о качество выпускаемой продукции на р я ­ де судов флота. Вместе с тем в работе коми­ тета тралового флота п о .к о н т ­ ролю за выполнением прини­ маемых им постановлений име­ ются серьезные недостатки. Целенаправленная работа по предупреждению и устранению выявленных нарушений подчас ограничивается формальным собиранием справок Т а к , в сентябре прошлого года коми­ тет принял постановление по недостаткам, допускающимся в комплектации судов флота личным составом. В мае 1 9 7 9 года это постановление было .снято с контроля, как полно­ стью выполненное. Н о уже в ию­ ле комитет вновь отмечает, что руководители механико-су­ довой службы и отдела кадров допускают существенные недо­ статки в комплектовании судов кадрами, что приводит к боль­ шим непроизводительным про­ стоям ; и привлекает к ответ­ ственности руководителей этих служб. В комитете отсутствует долж­ ная система контроля. О н ред­ ко дает поручения своим отде­ лам и группам народного кон­ троля проследить за выполне­ нием принимаемых им поста­ новлений. Х о д ряда важных по­ становлений на заседании коми­ тета не обсуждаетсл, не прини­ мается должных мер по устра­ нению вскрытых недостатков. Некоторые постановления ко­ митета готовятся наспех, не содержат- четких выводов и должной оценки положения дел, конкретных рекоменда­ ций, сроков и ответственных за их выполнение. Комитет недостаточно сосре­ дотачивает внимание на веду­ щих проблемах деятельности флота. Н а судах и в отделах флота проводится большое ко­ личество проверок. Однако з н а -k чительная часть их проходит поверхностно, итоги многих из ни х не рассматриваются. За последние полтора года ни ра­ зу. не рассматривались вопро­ сы выполнения государственных планов. Неудовлетворительно ведется контроль за ремонтом промыс­ ловых судов, что приводит к частым задержкам выхода их в море. Р ы б о л о в с т в о Н о р в е г и и (Продолжение Нач. в № 9 4— 101 ). Важным рычагом развития норвежского рыболовства явля­ ется государственная политика цен на отдельные виды добы­ ваемых морепродуктов. В по­ следние годы наметилась тен­ денция к повышению цен на рыбу. Наиболее дорогостоящи­ ми объектами норвежского про­ мысла являются палтус, кре­ ветки, омары, тунец. В 1 9 7 6 г. норвежские уловы достигали 3 ,4 млн. т — самого высокого уровня за всю исто­ рию рыболовства страны. П о сравнению с 1 9 7 5 г. уловы в Но р ве ги и возросли на 33 про­ цента за счет.резкой интенсифи­ кации промысла мойвы, и стра­ на вышла на пятое место в ми­ ре по объему уловов. В 1 9 7 7 г. норвежские уловы несколько снизились и состави­ ли 3 ,2 млн. т. П о сравнению с предыдущим годом произошло небольшое сокращение добычи пищевых видов рыб (трески, пикши, саііды, североморского шпрота, сельди) и напротив — рост уловов рыбы, предназна- . ченной для последующей техни­ ческой переработки (песчанки, мойвы, путассу). В 1 9 7 7 г. на долю мойвы при­ шлось 6 7 процентов от общего объема норвежского промысла и только 26 процентов его сто­ имости. В стоимостном выраже­ нии ведущая роль в норвеж­ с к и х уловах принадлежит пи­ щевым видам рыб, уловы кото­ р ы х оставались стабильными за последнее десятилетие (498 тыс. т в 19 6 5 г. и 48 9 6 тыс. т в 1 9 7 7 г .). Н о если в 1 9 6 0— 19 6 4 гг. пищевая рыбопродук­ ция составляла 1/2 объема уло­ ва и 3/4 его стоимости, то в 1 9 7 7 г. —• 1/6 улова, но свыше половины его стоимости. В соответствии с разработан­ ной программой развития рыб­ ной промышленности Норвегии на 1 9 8 0— 19 8 5 гг. предусмат­ риваются меры по стабилиза­ ции уловов на уровне 2 ,7 млн. т в год за счет полного либо преобладающего использования Норвегией запасов в своей зо­ не. Предполагается увеличение добычи как ценных в пищевом отношении промысловых объек­ тов (трески, пикши, сайды, сель­ ди), так и ранее малооблавли- ваемых видов рыб (путассу) и двустворчатых моллюсков, а также криля. Одновременно предусматривается сокращение добычи рыб, идущих на техни­ ческую переработку (мойвы, скумбрии, шпрота). Центральной задачей поли­ тики Норвегии в области рыбо­ ловства. декларируемой нор­ вежским правительством, явля­ ется принятие мер по сохране­ нию и восстановлению запасов промысловых объектов, осо­ бенно тех, которые большую часть жизненного цикла обита­ ют в экономической зоне Н о р ­ вегии, с целью обеспечения сы­ рьем собственной добывающей и перерабатывающей промыш­ ленности. Ввиду того, что запа: сы большинства видов рыб, на которых основывается норвеж­ ский промысел, . эксплуатиру­ ются ц другими странами;, на­ сущной является проблема ог­ раничения интенсивности рыбо­ ловства и прежде всего рыбо­ ловства других государств. М е ­ ры, направленные на сохране­ ние сырьевых запасов в водах Норвегии , начали осуществ­ ляться в середине 7 0 - х годов, причем прежде всего по наи­ более ценным объектам —- треске, пикше. В 1 9 7 5 г. по до­ говоренности Норвегии с дру­ гими государствами в условиях юрисдикции открытого моря были введены бестраловые зо­ ны, выходящие за пределы 12 - мильной рыболовной зоны, у се­ веро-западного, северного и се­ веро-восточного побережий Норвегии . Несколько ранее Но р ве ги я постоянно добива­ лась (в рамках Н К Е С и Н Е А Ф К ) увеличения размера ячеи в траловых м'ешках с це­ лью уменьшения интенсивности тралового промысла, на п ут я х миграции трески и пикши. Причем упомянутые выше ме­ ры регулирования в меньшей степени затрагивают норвеж­ ский добывающий флот (облов трески и пикши ведется нор­ вежцами в основном ярусами, жаберными сетями, тягловыми неводами) и больше всего вли­ яют на те страны, которые ве­ дут траловый промысел, — С С С Р , Г Д Р , П Н Р . Великобри­ танию, Ф Р Г , Францию , И с п а ­ нию, Португа лию . В результате установления Норвегией 200-мильных эконо­ мической и рыбоохраной (вок- р ух Ш пицбергена) зон под контролем страны почти пол­ ностью оказались запасы чёр­ ного палтуса, морского окуня, сайды. Норвеги я взяла на себя охранные мероприятия над за­ пасами указанных видов рыб. Однако в связи с сезонными миграциями основных промыс­ ловых объектов проведение односторонних охранных меро­ приятий только в пределах норвежской зоны малоэффек­ тивно и требует международ­ ного регулирования либо ко­ оперированных действий с со­ седними государствами. В пер­ вую очередь это относится к запасам лофотено-баренцево- морских трески и пикши, мой­ вы, атлантическо-скандинавской сельди, путассу, североморской трески, сельди и сайды, скум ­ брии. шпрота— как раз тех ви­ дов рыб, которые составляют основу вылова Норвегии. В Северном море промысел основных видов рыб зарегули­ рован прибрежными государст­ вами — членами Е Э С и Н о р ­ вегией по рекомендациям И Н Е С , в соответствии с кото­ рыми на. 1979 г. были'.установ­ лены следующие оазмерьі О Д У (тыс. т ) :.н а промысел т р е с к и - 183, пикши — 8 3 , . сайду .— 200, м е р л а н г а :— .85,. камба­ лы .120, морского языка— 13, шпрота — - 4 0 0 . ". скумбрии — 145. П о мнению норвежских исследователей, следует сни­ зить вдвое ’ установленную, ра­ нее квоту на вылов, северо­ морской скумбрии .(145. тыс т-) ввиду ухудшения , состояния „ её запасов. .Ес л и л середине 6 0 .x годо'в .в Северном * море- и п ро­ ливе ‘Скагеррак всеми страна­ ми вылавливалось 9 0 0 тыс. т скумбрии, то к 1972 г. обиіий Неоднократно комитет обсуж­ дал положение дел с качеством выпускаемой продукции. О д ш - ко даваемые рекомендации k S- і - тролируются слабо. Комитет народного контроля тралового флота слабо вникает в деятельность судовых групп по контролю за выполнением принимаемых ими постановле­ ний, недостаточно учит этому актив. За последние годы этот вопрос не обсуждался ни разу на заседаниях комитета. не обобщался опыт работы гр уп п . Городской комитет народного контроля обязал комитет тра­ лового флота повысить ответ­ ственность нештатных отделов комитета за контролем прони­ маемых" решений, регулярно за­ слушивать на заседаниях ход выполнения постановлений при­ нятых по актуальным вопросам работы флота, снятие поста­ новлений с контроля произво­ дить после тщательного озна­ комления с положением дел на месте. Необходимо к контролю за выполнением постановлений широко привлекать группы народного контроля. В период обсуждения вопросов' на коми­ тете обязательно приглашать председателей гр уп п , давать группам конкретные поручения, направлять постановления пред­ седателям гр уп п . . / И очень важно постоянно по­ могать группам совершенство­ вать контроль за собственными решениями, изучать и обсуж­ дать на флотских семинарах накопленный опыт, работу гр уп п в этом направлении пе­ риодически обсуждать на за­ седаниях комитета. Предложено сосредоточить силы дозорных на важнейших вопросах работы флота —- контроля за выполнением гос у­ дарственных планов и заданий, эффективном использовании флота, повышении качества продукции, борьбе с нарушени­ ями государственной дисцип­ лины, с бесхозяйственностью и расточительством. вылов снизился -до 200 тыс. т, хотя в последующие годы он несколько увеличился (до 2 7 0 тыс. т в 1 9 7 7 г.). В 1 9 7 2 г. стадо половозрелой скумбрии оценивалось в 800 тыс. т, а в 1 9 7 5 г. — только в 500 тыс. т. Поскольку реальный вылов скумбрии в 1 9 7 7 г. превысил на 2 0 % установленную Ki-Sify (22 0 тыс. т), норвежские уче­ ные ставят вопрос о значитель­ ном сокращении квот на ее вы­ лов. В случае принятия необ­ ходимых мер по международ­ ному регулированию северо­ морских скумбрии и шпрота, запасы которых продолжают оставаться на низком уровне, норвежские ученые предлагают установить перспективный у р о ­ вень добычи указанных видов к 1 9 8 0— 19 8 5 гг . в размере до 620 тыс. т в год. • В Норвежском и Баренцевом морях и в водах архипелага Шпицберген регулироваемыми объектами промысла являются ( О Д У на 1 9 7 7 г ., тыс. т): трес­ ка— 85 0, пикша — І 2 0 — 1 7 0 , сайда — 16 3 , черный п а л т у с - 40 , окунь — 150.. Н К Е С реко­ мендовал установить ...на 1 9 7 8 и 1 9 7 9 гг. соответственно сле­ дующие размеры О Д У (тыс. т): /трески — 8 1 0 и 660 , цикши— -1 5 0 и 2 0 6, сайды 16 0 , чер­ ного палтуса 40 й 25 , о к у н я— ■157'. - " ' ; Л ' . - В результате . прин-ЯІ^-іх Н Е А Ф К ограничительных мер ' начали восс'та на влйватвся ". за­ пасы атлантичёско-скапдйнав, ской сельди, подорванные: в, ре­ зультате интенсивного промыс­ ла в середине 6 0 -х годов. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz