Рыбный Мурман. 1979 г. Октябрь.

К ИПИТ трудовая жизнь на кораблях, веду­ щих промысел, в це­ хах береговых предприятий — идет ударная предок­ тябрьская вахта. Среди ее участников немало ветера­ нов, рядом с ними трудится молодежь. На верхнем сним­ ке, который сделал наш вне­ штатный корреспондент В. Мещерский, запечатлен старшина вахты траулера «Мацеста» Александр Ва­ сильевич Малаев. В его лич­ ном деле — немало благо­ дарностей. много раз он от­ мечался премиями. В 1977 году Александр Васильевич был участником слета удар­ ников коммунистического труда. Морское отделение кино- проката.Среди лучших здесь ветеран, ударник коммуни­ стического труда методист Клавдия Давыдовна Н ем ­ чинова. Ее фамилия занесе­ на в Книгу почета отделения, т, Иа третьем снимке — цех Мурманской фабрики орудий лова. Здесь готовятся для промысловиков тралы и ко­ шельковые неводы. Т аке­ лажники — верные помощ- ники рыбаков. Фото С. ПЕТРОВА. В ВОЕННОМ 1943-м блокированный Ле­ нинград получил «от душицу». Городу на Неве уже требовались не только хлеб и топливо, по и рабо­ чие рукп. В го время и при­ ехала пополнять поредевшие ряды рабочего класса моло­ дежь. Выл в ее рядах и Ве­ ниамин Краев, или попросту Венька. Мальчишек, ему по­ добных. расселили в обще­ житии на Васильевском острове. Классы для занятии пришлось подготавливать самим. В одной из будущих аудитории ребята нашли гор­ ку паспортов бывших уча­ щихся. На них пометки: «Умер», «Умер», «Умер»... Трепетно сжав в руке один из паспортов. Венька поду­ мал: «Теперь мне и за себя, и за него поработать надо». Мысли парня совпали с учебным настроем вновь от­ крытого ремесленного учи­ лища. Программа была по­ строена в ускоренном темпе. Но парнишки так хотели по­ скорее стать за станок, что успевали все, отстающих не было. А когда закончилась учеба, многие смогли уже работать вровень со старши­ ми. Отлично работал и мо­ лодой токарь Вениамин Кра­ ев. В его трудовой книжке появились первые благодар­ ственные записи за ударный труд. Потом — армия. Прошло время, и парень понял, что не хватает теоретических знаний.Но и начинать учебу не решался — слишком большой был перерыв в уче­ бе. Получилось так, что то­ варищи пошли в вечернюю школу, а он все еще разду­ мывал — выдержит ли? На­ конец решился. Однако по­ сле провала контрольной по математике махнул рукой — мне, мол, в инженерах не ходить. Будь это на другом заводе, а не на Кандалакшском ме­ ханическом, где в то время 3 же работал Краев и где обе­ спокоены учебой кадров от профорга до директора, мо­ жет и не заметили бы, что человек спасовал. Ребята по цеху взяли Вениамина в оборот. Директор вечерней школы, учителя сказали: консультации нужны — по­ жалуйста, в любое время. Постепенно Краев вошел в учебную колею, подтянулся. Дальше — легче. Когда в городе открылось вечернее отделение Мур­ манского мореходного учи­ лища, Вениамин поступил на отделение по холодной об­ работке металла. Работал у станка, семенные заботы. Трудно. И в такие минуты вспоминался 43-й, Василь­ евский остров в Ленинграде, где получил путевку в жизнь. Учеба не прошла бесследно. Еще до того, как защитил диплом, слава пришла к то­ карю. Ему первому на заво­ де вручили личное клеймо качества — символ без­ упречной точности испол­ нения. Высокое качество и высокая производительность труда были характерными для токаря. Проявилась и еще одна черта характера — желание оказать помощь отстающим, открылась и другая — творческая. Сре­ ди рационализаторов появи­ лась и фамилия Краева. А потом его выдвинули на должность мастера. То ли от того, что сам ког­ да-то был «фезеушником». то ли по каким другим при­ чинам, Краев .особенно вни­ мателен к выпускникам Кан­ далакшского городского про­ фессионально - технического, училища, что пополняют за­ водской- класс. Проходя по цеху, он непремннет остано­ виться у чьего-либо станка, поинтересоваться, как идет дело у того или иного парня. Как-то мне довелось ус­ лышать такой разговор: Центры-то не выверил, а станок пускаешь, — уко­ рял Краев молодого станоч­ ника. — Так я — замялся парень. — Не оправдывайся, — перебил его мастер. — Ясно, что прикинул на глазок. Так­ ие поіідет. Есть такая рус­ ская поговорка: «Авось да небось, лучше брось». Этот случай с новичком не был первым. Выпускники ГПТУ в принципе — это гра­ мотные металлисты, с тео­ рией на «ты». А что касается практики... Отсутствие сноровки, о пы та’ иногда приводят к тому, что парии еле-еле вы­ полняют задания, а некото­ рые даже не дотягивают до нормы. Однако и в отстаю­ щих ходить не каждому хочется. И вот стремятся на­ верстать на чем угодно. Часто такая спешка и не­ рвозность у станка приводят к браку. То. что сегодня мог воз­ никнуть брак, заставило мастера Краева серьезно за­ думаться, Прежде всего р е ­ шил обсудить с технологом цеха возможность примене­ ния специальных калибров для проверки соосности от­ верстий в корпусах маслона- сосов. Тот одобрил идею Краева и помог осуществить ее в жизнь. Наверное, нет надобности говорить, что мастер или старший мае тер —-должность ответственная. Зачастую приходится «выбивать» де­ тали из цехов-смежников. Он должен также знать, как идет комплектация на соседнем участке — сборочном. Бы ­ вает п такое. Уборщица тре­ бует: «Нужны метелки. Что, я языком стружку вы­ лизывать буду?!» И здесь не откажешь. Но из-за такой «мелочи» Краев стремится не упустить из поля зрения главного — повышения про­ изводительности труда. Став старшим мастером. Краев понял, что, кроме лич­ ного мастерства, необходимо обладать и многими другими способностями: умением ’пра­ вильно организовать работу, увидеть еще не использован­ ные производственные воз­ можности, скрытые резер­ вы, чтобы наряду с увели­ чением объема производст­ ва неизменно повышалась производительность труда, снижалась • себестоимость и улучшалось качество изде­ лий. Вот технологическая кар­ та. Она дает общее пред­ ставление о работе, У Крае­ ва есть опыт изготовления деталей, и он советует де­ лать именно так, а не иначе. — Ты посмотри, — гово­ рил он однажды токарю, — что получится, если мы разобъем обработку ступи­ цы на две операции: расточ­ ка — сама но себе, проточ­ ка — тоже. Станочник смутился, он недоумевал. Ведь обычно стремятся не разбивать, а совмещать операции. Краев, вопреки установившимся ка­ нонам, советует поступить наоборот. — Что мы на этом выигра­ ем? — заметив смущение то­ каря, стал пояснять мастер. — Сейчас на каждой детале приходится делать контроль­ ный замер. Сколько ты на этом теряешь времени?! А если вести работу поопера- ционно, отпадут линейные измерения. Вот настроим сейчас станок— и жми всю партию ступиц. Потом пере­ наладишь — и снова за де­ ло. Никаких остановок для замеров... Мастер. В переводе с л а ­ тинского — это начальник, учитель. У мастера повсе­ дневная забота о плане, о выполнении норм выработки каждым станочником плюс административные хлопоты. И нередко еще можно ус­ лышать от мастеров, что те­ кучка «съедает» все время. Его и у Вениамина Павлови­ ча, как говорится, в обрез. Но настоящий мастер, как и настоящий . воспитатель, не может работать «от сих до сих». Он не может и рав­ нодушно смотреть на уста­ ревший технологический процесс. При обработке, осей роли­ ков летели резцы, мучались шлифовщики. Краев изме­ нил технологию изготовле­ ния. Однако с ним не со­ гласились заводские автори­ теты. Что делать? Выручили рабочие. «Попробуем сами», — предложили они мастеру. В вечернюю смену изготови­ ли первую партию — 50 штук. Риск оправдал себя. Понятно, что после удачно проведенного эксперимента предложение мастера полу­ чило прописку на заводе. Трудоемкость на обработке осей сократилась в два раза. Такое дружеское понима­ ние — не редкость в повсед­ невной работе В. П. Краева. И он отвечает рабочим тем же. Мастер. С чего начинает­ ся мастер? С мастерства? Не только. Скорее всего с того, как он ведет себя с людьми, как он подходит к ним. В умении понимать настроіі, находить путь к человеку •— сила мастера. В смену ежегодно прихо­ дят новички. Разные. Одни старательные, осознавшие, зачем пришли в цех. Есть и неплохие в работе ребята, но какие-то неустроенные на производстве. Чаще эго чувствуется у допризывни­ ков, мол, «посачкую» до армии, там еще «налома­ юсь». Примерно с таким настроением пришел в сме- ау, назовем его условно. Владимир Петров. Условно потому, что сейчас — это один из уважаемых в цехе станочников. Судя по доку­ менту из ГПТУ. учился Во­ лодя хорошо. А на поверку вышло, что он порядочный лентяй. Пока видит масте­ ра в пролете — работает. Ушел мастер — останавли­ вает станок, даже не соиз­ волит выключить. Поговорил с ним Краев раз, другой. Парень согла­ шался, не искал особых оправданий, заявлял, что подобного больше не повто­ рится. Д ен ь—два работал нормально.А потом опять за свое. Мало того, что сам бездельничал, но и сверст­ ников отрывал от дела. Как-то у станка бывшего однокашника Владимира и застал парня Краев. — Интересуешься, учишь­ ся работать? — спросил Во­ лодю мастер. — Это чему ж мне у него учиться?! —- вспыхнул Вла­ димир. — Что, не знаю, как винтики-болтики вытачи­ вать?! Краев подчеркнуто пожал плечами, мол, не знаем, знаешь ли? И вслух добавил: «Видимо,не знаешь. Иначе отчего такая разница: ты еле-еле на 8 0 процентов тянешь, а вот он, — мастер показал глазами на хозяина станка — на 110 процентов выполняем норму. Самолюбивый парень оби­ делся. Повернулся, ушел к своему станку. Через пару дней мастер заметил, что Володя крепко поднажал. — А ведь я зря тебя оби­ дел, Володя, — заметил при случае Краев, — хватка ра­ бочая у тебя есть. Можешь... • Говорят, "что доброе слово согревает три зимы подряд. Согрело оно и Володю. Хотя іі позже замечал мастер его недолгие отлучки, но воз­ держивался делать замеча­ ния. Наоборот, иной раз по­ ставит в пример. И это «сработало» на самолюбии парня. Видимо, не захотел, чтобы его «развенчали». Р а ­ бота пошла ровно. В этом примере видна мудрость мастера. Мудрость бывалого рабочего, прошед­ шего большую школу у стан­ ка, не понаслышке знающе­ го, что такое соревнова­ ние, понимающего людскую психологию. Заслуги старшего мастера высоко оценены: он награж­ ден ' орденом Трудового Красного Знамени. А. Б РЫСОВ . На снимке: старший ма­ стер Кандалакшского ме­ ханического завода В. П. Краев. Фото автора. Герои пятилетки м у ц р о с п БЫВАЛОГО Ш І Ш І

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz