Рыбный Мурман. 1979 г. Октябрь.
К ИПИТ трудовая жизнь на кораблях, веду щих промысел, в це хах береговых предприятий — идет ударная предок тябрьская вахта. Среди ее участников немало ветера нов, рядом с ними трудится молодежь. На верхнем сним ке, который сделал наш вне штатный корреспондент В. Мещерский, запечатлен старшина вахты траулера «Мацеста» Александр Ва сильевич Малаев. В его лич ном деле — немало благо дарностей. много раз он от мечался премиями. В 1977 году Александр Васильевич был участником слета удар ников коммунистического труда. Морское отделение кино- проката.Среди лучших здесь ветеран, ударник коммуни стического труда методист Клавдия Давыдовна Н ем чинова. Ее фамилия занесе на в Книгу почета отделения, т, Иа третьем снимке — цех Мурманской фабрики орудий лова. Здесь готовятся для промысловиков тралы и ко шельковые неводы. Т аке лажники — верные помощ- ники рыбаков. Фото С. ПЕТРОВА. В ВОЕННОМ 1943-м блокированный Ле нинград получил «от душицу». Городу на Неве уже требовались не только хлеб и топливо, по и рабо чие рукп. В го время и при ехала пополнять поредевшие ряды рабочего класса моло дежь. Выл в ее рядах и Ве ниамин Краев, или попросту Венька. Мальчишек, ему по добных. расселили в обще житии на Васильевском острове. Классы для занятии пришлось подготавливать самим. В одной из будущих аудитории ребята нашли гор ку паспортов бывших уча щихся. На них пометки: «Умер», «Умер», «Умер»... Трепетно сжав в руке один из паспортов. Венька поду мал: «Теперь мне и за себя, и за него поработать надо». Мысли парня совпали с учебным настроем вновь от крытого ремесленного учи лища. Программа была по строена в ускоренном темпе. Но парнишки так хотели по скорее стать за станок, что успевали все, отстающих не было. А когда закончилась учеба, многие смогли уже работать вровень со старши ми. Отлично работал и мо лодой токарь Вениамин Кра ев. В его трудовой книжке появились первые благодар ственные записи за ударный труд. Потом — армия. Прошло время, и парень понял, что не хватает теоретических знаний.Но и начинать учебу не решался — слишком большой был перерыв в уче бе. Получилось так, что то варищи пошли в вечернюю школу, а он все еще разду мывал — выдержит ли? На конец решился. Однако по сле провала контрольной по математике махнул рукой — мне, мол, в инженерах не ходить. Будь это на другом заводе, а не на Кандалакшском ме ханическом, где в то время 3 же работал Краев и где обе спокоены учебой кадров от профорга до директора, мо жет и не заметили бы, что человек спасовал. Ребята по цеху взяли Вениамина в оборот. Директор вечерней школы, учителя сказали: консультации нужны — по жалуйста, в любое время. Постепенно Краев вошел в учебную колею, подтянулся. Дальше — легче. Когда в городе открылось вечернее отделение Мур манского мореходного учи лища, Вениамин поступил на отделение по холодной об работке металла. Работал у станка, семенные заботы. Трудно. И в такие минуты вспоминался 43-й, Василь евский остров в Ленинграде, где получил путевку в жизнь. Учеба не прошла бесследно. Еще до того, как защитил диплом, слава пришла к то карю. Ему первому на заво де вручили личное клеймо качества — символ без упречной точности испол нения. Высокое качество и высокая производительность труда были характерными для токаря. Проявилась и еще одна черта характера — желание оказать помощь отстающим, открылась и другая — творческая. Сре ди рационализаторов появи лась и фамилия Краева. А потом его выдвинули на должность мастера. То ли от того, что сам ког да-то был «фезеушником». то ли по каким другим при чинам, Краев .особенно вни мателен к выпускникам Кан далакшского городского про фессионально - технического, училища, что пополняют за водской- класс. Проходя по цеху, он непремннет остано виться у чьего-либо станка, поинтересоваться, как идет дело у того или иного парня. Как-то мне довелось ус лышать такой разговор: Центры-то не выверил, а станок пускаешь, — уко рял Краев молодого станоч ника. — Так я — замялся парень. — Не оправдывайся, — перебил его мастер. — Ясно, что прикинул на глазок. Так ие поіідет. Есть такая рус ская поговорка: «Авось да небось, лучше брось». Этот случай с новичком не был первым. Выпускники ГПТУ в принципе — это гра мотные металлисты, с тео рией на «ты». А что касается практики... Отсутствие сноровки, о пы та’ иногда приводят к тому, что парии еле-еле вы полняют задания, а некото рые даже не дотягивают до нормы. Однако и в отстаю щих ходить не каждому хочется. И вот стремятся на верстать на чем угодно. Часто такая спешка и не рвозность у станка приводят к браку. То. что сегодня мог воз никнуть брак, заставило мастера Краева серьезно за думаться, Прежде всего р е шил обсудить с технологом цеха возможность примене ния специальных калибров для проверки соосности от верстий в корпусах маслона- сосов. Тот одобрил идею Краева и помог осуществить ее в жизнь. Наверное, нет надобности говорить, что мастер или старший мае тер —-должность ответственная. Зачастую приходится «выбивать» де тали из цехов-смежников. Он должен также знать, как идет комплектация на соседнем участке — сборочном. Бы вает п такое. Уборщица тре бует: «Нужны метелки. Что, я языком стружку вы лизывать буду?!» И здесь не откажешь. Но из-за такой «мелочи» Краев стремится не упустить из поля зрения главного — повышения про изводительности труда. Став старшим мастером. Краев понял, что, кроме лич ного мастерства, необходимо обладать и многими другими способностями: умением ’пра вильно организовать работу, увидеть еще не использован ные производственные воз можности, скрытые резер вы, чтобы наряду с увели чением объема производст ва неизменно повышалась производительность труда, снижалась • себестоимость и улучшалось качество изде лий. Вот технологическая кар та. Она дает общее пред ставление о работе, У Крае ва есть опыт изготовления деталей, и он советует де лать именно так, а не иначе. — Ты посмотри, — гово рил он однажды токарю, — что получится, если мы разобъем обработку ступи цы на две операции: расточ ка — сама но себе, проточ ка — тоже. Станочник смутился, он недоумевал. Ведь обычно стремятся не разбивать, а совмещать операции. Краев, вопреки установившимся ка нонам, советует поступить наоборот. — Что мы на этом выигра ем? — заметив смущение то каря, стал пояснять мастер. — Сейчас на каждой детале приходится делать контроль ный замер. Сколько ты на этом теряешь времени?! А если вести работу поопера- ционно, отпадут линейные измерения. Вот настроим сейчас станок— и жми всю партию ступиц. Потом пере наладишь — и снова за де ло. Никаких остановок для замеров... Мастер. В переводе с л а тинского — это начальник, учитель. У мастера повсе дневная забота о плане, о выполнении норм выработки каждым станочником плюс административные хлопоты. И нередко еще можно ус лышать от мастеров, что те кучка «съедает» все время. Его и у Вениамина Павлови ча, как говорится, в обрез. Но настоящий мастер, как и настоящий . воспитатель, не может работать «от сих до сих». Он не может и рав нодушно смотреть на уста ревший технологический процесс. При обработке, осей роли ков летели резцы, мучались шлифовщики. Краев изме нил технологию изготовле ния. Однако с ним не со гласились заводские автори теты. Что делать? Выручили рабочие. «Попробуем сами», — предложили они мастеру. В вечернюю смену изготови ли первую партию — 50 штук. Риск оправдал себя. Понятно, что после удачно проведенного эксперимента предложение мастера полу чило прописку на заводе. Трудоемкость на обработке осей сократилась в два раза. Такое дружеское понима ние — не редкость в повсед невной работе В. П. Краева. И он отвечает рабочим тем же. Мастер. С чего начинает ся мастер? С мастерства? Не только. Скорее всего с того, как он ведет себя с людьми, как он подходит к ним. В умении понимать настроіі, находить путь к человеку •— сила мастера. В смену ежегодно прихо дят новички. Разные. Одни старательные, осознавшие, зачем пришли в цех. Есть и неплохие в работе ребята, но какие-то неустроенные на производстве. Чаще эго чувствуется у допризывни ков, мол, «посачкую» до армии, там еще «налома юсь». Примерно с таким настроением пришел в сме- ау, назовем его условно. Владимир Петров. Условно потому, что сейчас — это один из уважаемых в цехе станочников. Судя по доку менту из ГПТУ. учился Во лодя хорошо. А на поверку вышло, что он порядочный лентяй. Пока видит масте ра в пролете — работает. Ушел мастер — останавли вает станок, даже не соиз волит выключить. Поговорил с ним Краев раз, другой. Парень согла шался, не искал особых оправданий, заявлял, что подобного больше не повто рится. Д ен ь—два работал нормально.А потом опять за свое. Мало того, что сам бездельничал, но и сверст ников отрывал от дела. Как-то у станка бывшего однокашника Владимира и застал парня Краев. — Интересуешься, учишь ся работать? — спросил Во лодю мастер. — Это чему ж мне у него учиться?! —- вспыхнул Вла димир. — Что, не знаю, как винтики-болтики вытачи вать?! Краев подчеркнуто пожал плечами, мол, не знаем, знаешь ли? И вслух добавил: «Видимо,не знаешь. Иначе отчего такая разница: ты еле-еле на 8 0 процентов тянешь, а вот он, — мастер показал глазами на хозяина станка — на 110 процентов выполняем норму. Самолюбивый парень оби делся. Повернулся, ушел к своему станку. Через пару дней мастер заметил, что Володя крепко поднажал. — А ведь я зря тебя оби дел, Володя, — заметил при случае Краев, — хватка ра бочая у тебя есть. Можешь... • Говорят, "что доброе слово согревает три зимы подряд. Согрело оно и Володю. Хотя іі позже замечал мастер его недолгие отлучки, но воз держивался делать замеча ния. Наоборот, иной раз по ставит в пример. И это «сработало» на самолюбии парня. Видимо, не захотел, чтобы его «развенчали». Р а бота пошла ровно. В этом примере видна мудрость мастера. Мудрость бывалого рабочего, прошед шего большую школу у стан ка, не понаслышке знающе го, что такое соревнова ние, понимающего людскую психологию. Заслуги старшего мастера высоко оценены: он награж ден ' орденом Трудового Красного Знамени. А. Б РЫСОВ . На снимке: старший ма стер Кандалакшского ме ханического завода В. П. Краев. Фото автора. Герои пятилетки м у ц р о с п БЫВАЛОГО Ш І Ш І
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz