Рыбный Мурман. 1979 г. Октябрь.
1 . На большом расстоянии м е ж д у с у д а м и К АК ИЗВЕСТНО, порядок расхождения судов в усло виях ограниченной видимости определяется емким и сложным правилом 19 МППСС-72. Смысл требований данного правила, рекомендации по выполнению этих требо ваний, в том числе при групповом промысле, раскрывают ся в предлагаемом судоводителям материале, который ока жет помощь в глубоком усвоении МППСС-72, в их практи ческом применении. Некоторые положения публикуемых статей нуждаются в более детальной проработке, в более широком освещении, и при их изучении могут возникнуть различные вопросы. Они не должны вызывать смущения — их целесообразно поднять и разобрать на страницах «Рыбного Мурмана». Широкая гласность специальных вопросов — это важный путь в обеспечении безопасности плавания и промысла. Ю. УТКИН, начальник «Севгосрыбфлотинспекции». можности и взаим ное положение, в т. ч. нали чие или отсутствие опаснос ти столкновения и ракурс встречи (ракурс определяет ся как курсовой угол на на ше судно, взятый со встреч ного судна). Согласно приведенному выше требованию пункта (d) правила 19 при радиоло кационном обнаружении дру гого судна необходимо уста новить, развивается ли чрез мерное сближение и (или) существует ли опасность ли опасность столкновения. С помощью векторов относи тельного пути (движения) и пути судна наблюдателя строится треугольник путей и рассчитываются элементы движений встречного судна — курс и скорость. Эхо-сигнал встречного суд на имеет небольшое продол жение или след. Это — пос лесвечение, вызванное пере мещением эхо-сигнала по эк рану радиолокатора. След всегда вытянут по ЛОД, но не является отметкой курса невр по расхождению с дру гим судном б ы л своевремен ным. Маневр не будет тако вым и, следовательно, не даст положительного резуль тата, если предваряющие его расчеты займут много време ни, за которое суда пройдут значительное расстояние на встречу друг другу. Пункт (d) правила 1 9 'о п ределяет следующий поря док изменения курса, кото рым производится активный маневр по расхождению с другим судном: жило присутствие другого судна только с помощью ра диолокатора, должно опре делить, развивается ли си туация чрезмерного сближе ния и (или) существует ли опасность столкновения. Ес ли это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения, прпчем если этим действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать: (i) изменения курса влево, если другое судно находится 1 впереди траверза и не яв ляется обгоняемым; (ii) изменения курса в сторону судна, находящего ся на траверзе или позади траверза». Н АСТУПИЛ осенне-зим ний период, гидроме теорологические осо бенности которого значи тельно усложняют условия плавания и промысла. В ча стности, серьезно досаждает судоводителям, исключая нормальное наблюдение за окружающей обстановкой, туман, к которому вскоре добавятся снежные заряды. Вместе с тем, в условиях ог раниченной видимости, в от личие от нормальной, невоз можно осуществлять согла сованные маневры по рас хождению. Последнее обстоятельство касается ие только капита нов судов, но и менее опыт ных и знающих МППСС-72 помощников капитана. Ведь в открытом море вне райо нов совместного промысла вахтенный помощник капита на, как правило, первым осу ществляет радиолокационное обнаружение встречного суд на. От вахтенного помощни ка капитана зависит в опре деленной степени дальней шее развитие ситуации сбли жения. Работа вахтенного помощника капитана играет важную роль и в районах группового промысла. Принципы, обеспечиваю щие расхождения судов в условиях ограниченной ви димости, определяются тре бованиями правил 19 МППСС-72. Данные требова ния взаимосвязаны с пред писаниями других правил МППСС-72, имеющих силу, независимо от условий види мости. Предписания этих правил, а также требования пунктов (а), (Ь), (с) правила 19 нет возможности рас крыть из-за ограниченного объема газетной публика ции. Остановимся на требо ваниях пунктов (d) и (е) пра вила 19. Правильное выпол нение требований указанных пунктов играет особенно ва- ліную роль в предупрежде нии столкновений судов и орудий лова в районах про мысла, а комментарии к ним отсутствуют. Но прежде чем приступить к данному вопросу, необходимо рас смотреть смысл и порядок выполнения требований пун ктов (d) и (с) в открытом море вне районов совместно го промысла. Сначала остановимся на первом из названных пунк тов, в котором говорится следующее: «Судно, которое обнару- Р а с х о ж д е н и е с у д о в о г р а н и ч е н н о м в в у с л о в и я х и д и в х о с т и В приведенном пункте, а также в последующем пунк те (е) правила 19 говорится о ситуации чрезмерного сбли жения и об опасности стол кновения (см. правило 7 МППСС-72: опасность столк новения имеет место при постоянстве пеленга на при в л ек ающ ееся судно и мо жет существовать даже при заметном изменении пелен га). Но указанные пункты правила 19 действуют при принципиально различном расстоянии между судами. При подготовке текста МППСС-72 делегации неко торых стран предлагали у к а зать в пункте (d)7 что его требования действуют при большом расстоянии между судами. Однако было ' реше но, что судоводителям Необ ходимо и достаточно пони мать следующие факторы, существующие при расстоя нии между судами, допус тим, в 10 — 15 миль: — каждое судно имеет возможность определить эле менты движения другого судна (курс, скорость) и ус тановить, развивается ли си туация чрезмерного сближе ния н (или) существует ли опасность столкновения; — если развивается си туация чрезмерного сближе ния и (или) существует опа сность столкновения, каждое судно имеет возможность рассчитать и выполнить ак тивный маневр по расхожде нию путем изменения курса и (или) скорости, а затем проверить результаты ма невра — привел ли он к на меченной цели. Разумеется, такие дейст вия невозможно осущест вить, если суда разделяет дистанция, например, в 2 — 6 миль, т. е. при чрезмер ном сближении судов. Под чрезмерным сближе нием понимаем такое рассто яние между судами, при ко тором у каждого судна: — отсутствует возмож ность выполнить действия, предусмотренные пунктом (d) правила 19: — может возникнуть не обходимость остановить дви жение, даже если непосред ственно перед этим отсутст вовала опасность столкнове ния. Величина чрезмерного сближения не является од нозначной, т. к. в каждом конкретном случае она зави сит от многих факторов. Эти факторы включают: ха рактеристику окружающих условии плавания, в т. ч. на личие других судов и нави гационных опасностей; каче ство радиолокационного на блюдения за окружающей обстановкой с учетом по мех; скорости встречных судов, их маневренные воз- Радиолокаціюнная про кладка является сложным и трудоемким процессом толь ко тогда, если судоводитель не понимает ее необходимос ти н существа. В ином слу чае она — довольно простой процесс. Разумеется, при своевременной помощи наде ленного конкретными обя занностями подвахтенного помощника капитана. Такая помощь необходима, чтобы свести до возможного миниму ма перерывы в радиолокаци онном и визуально-слуховом наблюдении за окружающей обстановкой. (Доклад капи тану о радиолокационном обнаружении встречного суд на — первоочередная обя занность вахтенного помощ ника капитана). При работе РЛС в режи ме истинного движения на ее экране наглядно отража ется окруліающая обстанов ка, что особенно, важно при плавании в узкости. Но в первом разделе настоящей статьи рассматривается пла вание в открытом море вне районов промысла. В таких о б с т о я т е л ь с т в а х , как и в районах груп пового промысла, предпоч тительнее работа РЛС в ре жиме относительного движе ния, т. к. он позволяет на блюдателю более быстро и точно установить, развивает- - ся ли ситуация чрезмерного сближения и (нлн) существу ет ли опасность столкнове ния. При работе РЛС в режи ме относительного движения наблюдатель словно непод вижно находится в центре экрана радиолокатора, Но эхо-сигнал встречного судна перемещается не только вследствие его собственного движения, но н за счет дви жения судна наблюдателя. Поэтому прямая линия, сое диняющая эхо-сигналы встре чного судна, следующего по стоянным курсом, является линией относительного дви жения (ЛОД). По взаимно му положению ЛОД и места наблюдателя, т. е. центра экрана радиолокатора, мож но увидеть развивается ли ситуация чрезмерного сбли жения и (или) существует столкновения. Правило 7 МППСС-72 подчеркивает, что такой вопрос требуется решить путем радиолокаци онной прокладки. Данные радиолокационной прокладки также необходимы при рас чете активного маневра по расхождению с другим суд ном. Указанные данные нуж ны прн проверке разульта- тов этого маневра (оценке возможных действий встреч ного судна, которые могут содействовать или препятст вовать расхоледенню на большем расстоянии). — если другое судно на ходится впереди траверза и является обгоняемым, для расхождения с ним можно изменять курс влево и впра во; — если другое судно на ходится впереди траверза и не является обгоняемым, не обходимо избегать измене ния курса влево; — если другое судно на ходится на траверзе или по зади траверза, следует из бегать изменения курса в его сторону. В действующем независи мо от условий видимости правиле 8 МППСС-72 есть требования, которые непос редственно касаются также выполнения рассматриваемо го активного маневра по расхождению. В частности, пункт (Ь) данного правила требует избегать ряда после довательных незначительных изменений курса. Измене ние курса должно быть до статочно большим, чтобы его могло легко обнаружить встречное судно. По смыслу требования пункта (d) правила 19 ак тивный маневр по расхожде нию с другим судном может быть выполнен только изме нением курса или скорости или одновременным измене нием скорости и курса. При чем, согласно названному вы ше пункту (Ь) правила 8 та кое изменение скорости, как и изменение курса, должно быть значительным. Но уве личение скорости не может быть оправдано. Очевидно, скорость может быть лишь уменьшена. Вместе с тем, пун ктом (с) правила 8 подчерки вается, что в рассматривае мых условиях, т. е. в откры том море прн достаточном безопасном водном прост ранстве, изменение только курса является наиболее эф фективным действием. Таким образом, рассмот рено расхождение двух су дов в условиях ограничен ной видимости при большом расстоянии между судами, которое определяется требо ваниями пункта (d) правила 19. В следующей статье предстоит остановиться на предписаниях пункта (е) дан ного правила. А . АНОХИН, капитан- наставник службы наблю дения за флотом Всесо юзного объединения «Севрыба». Идет обработка улова. Фото В. Мещерского. приблизительную ориенти ровку в развивающейся си туации. Однако эта ориенти ровка, естественно, не может заменить данных радиолока ционной прокладки. & установлением наличия развивающейся ситуации чрезмерного сближения и (или) опасности столкнове ния каждое из находящихся в радиолокационном контак те встречных судов не мо жет, а должно рассчитать и выполнить активный маневр по расхождению. Таково главное предписание пункта (d) правила 19. После осуществления ак тивного маневра по расхож дению со встречным судном наблюдатель обязан произ вести проверку его резуль татов. Если данная проверка, выполненная путем радиоло кационной прокладки, пока- ліет, что судно наблюдателя оказалось вблизи зоны чр ез мерного сближения или в ее пределах, то активный ма невр по расхождению не при вел к намеченной цели. Т а кое положение может иметь место при неверных дейст виях приближающегося суд на или при ошибочном актив ном маневре судна наблюда теля. Пункт (d) правила 19 требует, чтобы активный ма- встречного судна. Если суда идут контркурсами и, следо вательно, относительная ско рость сближения максималь ная, след эхо-сигнала боль ше, чем был бы прн сле довании судов курсами, пе ресекающимися, допустим, под прямым углом. В связи с движением судна наблюда теля обычно нмеет след эхо- сигнал встречного судна, на ходящегося в дрейфе, ч При определенном навыке судоводителя наблюдение за следом эхо-сигнала встречно го судна позволяет получтпъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz