Рыбный Мурман. 1979 г. Октябрь.
ШШ ІЖ ІМ ІШМ ІШ ІІІШ І!ШН !МШ »Ш > І> ІІШ ІМ ІШШ !П іт!ІІШ )М Н ІШШШ і:іЖЖШШШ ІІІШ ПШНШ І!ІШ ІШ ПНШ ІНШШ !ІІП ІНМ ІШ ІІШ ІІІШ Н ІІІІІ!Ш ИШ І; РИ ПОДХОДЕ к враже скому каравану на тор педоносец набросилось несколько фашистских стер вятников. Завязалась оже сточенная воздушная схват ка. Враги неистовствовали, один за другим обрушива ясь на североморцев' Но гвардии старшина Михаил Бадюк хладнокровно вел расчетливый огонь, меткими очередями преграждая путь врагам. Глядя на него, стой ко держался и его напарник стрелок Емельяненко. Прошитый двумя смер тельными трассами, голов ной «мессершмитт» неуклю же перевернулся и рухнул в море. — Одним гадом меньше! — торжествуя, крикнул Ба- дюк. Нелегкая работа у стрел ка-радиста. Он должен в'се видеть и все слышать, а ког да требуется — отбивать вражеские атаки. Необходи ма высокая, доведенная до совершенства боевая выучка, нужны большая выдержка, мужество, хладнокровие. Однажды три наших тор педоносца вылетели на пе рехват неприятельского кара вана, который прикрывало 15 с'торожевиков и истреби телей. На флагманской ма шине стрелком-радистом шел Михаил Бадюк. Он первым заметил на горизонте непри ятельские корабли и темные точки над ними. Семь стер вятников на три торпедонос ца — многовато. Но так или иначе караван надо было торпедировать. — Как у тебя, Миша, все в порядке? Пробьемся? — спросил командир экипажа Вячеслав Балашов. Пробьемся, товарищ командир. — уверенно отве тил Бадюк. «Мессеры» сразу броси лись в бой. Держались они вызывающе, нагло, чувство вали свое превосходство. Прильнув к прицелу, Бадюк короткими очередями бил то в одну, то в другую неприя тельскую машину. Со сви стом проносились ответные вражеские снаряды и пули. Но вот вспыхнул один стер вятник — тяжелый двухмо торный истребитель. Товари щи Бадюка сбили ещ е’ два самолета противника. Ос тальные бежали. Прорвав шись сквозь ураганный, огонь, торпедоносцы потопи ли два транспорта и благо получно вернулись на аэро дром. В боях мужал Бадюк, от тачивал мастерство. Свои мысли, наблюдения переда вал товарищам: — Стрелкам-радистам не обходимо хорошо знать так тику врага и действовать всегда хладнокровно и осмы сленно. У «мессершмнтта- 110» большой запас снаря дов и патронов, и поэтому, как правило,' он открывает стрельбу с большой дистан ции: стремится вызвать на себя ответный огонь стрелка- радиста, «вымотать» его, а когда у того кончится боеза пас, подойти ближе и рас стрелять самолет в упор. — Мне неоднократно при ходилось наблюдать пове дение врага, —- продолжал Михаил. — Если трасса идет прямо в лоб, он сразу же сворачивает и уходит, если же в стороне, то он смелеет и подходит вплот ную. В одиночном полете стрелок-радист должен вдвойне наблюдать за пове дением врага и своевремен но докладывать летчику. А в групповом полете в задачу стрелка-радиста входит не только защита своего само лета, но и соседнего. II от того, как будешь защищать соседа, зависит многое. Ну и еще одно: все приказания, сообщения, замечания истре бители получают только по радио. Своевременная и чет кая их передача имеет ис ключительное значение. ...Наши торпедоносцы шли в паре. Было девять истре бителей прикрытия, которые шли выше. Подойдя к вра жеским берегам, экипажи заметили*, что фашисты дали несколько красных ракет в их сторону Очевидно, с бе рега они указывали своим истребителя м направление советских самолетов. Скоро появились «мессеры», и, сни зившись, начали преследова ние. - А наши истребители сверху не видели врага. — Истребители противни ка ниже, — передал Бадюк по радио прикрытию. Наши истребители п о я в и - \ лись внезапно для врага. II когда вражеский истребитель выходил из атаки, его сбили. Вот еще один случай из боевой практики Михаила Бадюка. Однажды при под ходе к вражескому каравану наших ■торпедоносцев пере хватила большая группа не приятельских истребителей'. Завязалась ожесточенная схватка между самолетами прикрытия и фашистами. В районе боя скопилось столько машин, что трудно было разобрать, где свои, а где неприятельские. Наши «ястребки» оказались в за труднительном положении, if тогда Бадюк, видевший хо рошо со стороны всю карти ну боя, принял решение свя заться со своими «ястребка ми». Он указывал истреби телям то место, где надо бы ло помочь торпедоносцам. Так фашисты и не смогли прорваться к нашим удар ным машинам. Славный боевой путь про шел Михаил Бадюк. Он был участником дерзких атак наших торпедоносцев. Лично в жарких схватках сбил три самолета, участвовал в по- топЛении 13 транспортов противника. Родина высоко оценила подвиги мужественного бой ца, присвоив ему в 1944 го ду звание Героя Советского Союза. После войны М. Ба- дюк окончил военно-воздуш- ную академию. Служил на флоте, в родном подраздел* Г ннн. Сейчас он офицер заш^ са, большой и постоянный друг и наставник молодых авиаторов флота. В. ВЫХРИСТЕНКО . В ОПЕР А Т И В Н О И сводке Советского Ин формбюро за 25 ок тября 1944 года, в послед нем ее абзаце, было напеча тано: «Кораблями Северно го флота потоплены два транспорта и сторожевой корабль противника...» В ЕЧЕРОМ 8 октября . 1944 года наша лодка . выходила в боевой по ход. Как всегда, провожая нас, на лодку пришли' коман дир бригады Герой Совет ского Союза И. Колышкпн и начальник политотдела ка питан 2 ранга Л . Петров. Обойдя отсек» и попращав- шнсь с каждым подводни ком, они рассказали, что наш выход совпадает с нача лом крупной операции по окончательному разгрому врага в Заполярье, н нам, безусловно, представится возможность нанести удары по вражеским кораблям. Напутствуемые теплыми по желаниями наших начальни ков, мы покинули базу. На вторые сутки похода мы были уже у норвежско го побережья. О том, что на берегу шли ожесточенные бон, рассказывали наши сиг нальщики, приходившие по сле вахты ко мне в отсек погреться. Обычно темный и безжизненный норвежский бе рег в эти дни, особенно в ночное время, расцвечивал ся всполохами взрывов и пожаров, а небо расчерчива ли сверкающие трассы сна рядов и пуль. Вражеский конвой мы встретили 12 октября. Как нам стало впоследствии из вестно, этот конвой вышел рано утром из норвежского порта Киркенес, груженый отступающими под натис ком наших войск гитлеров цами. Конвой по пути был атакован гвардейской под водной лодкой «М-171», по топившей вражеский сторо жевик. Около полудня кара ван достиг нашей позиции. Получив о нем доклад акустика старшины 2 статьи П. Сергеева, командир л од ки капитан 2 ранга Василий Андрианович Тураев объ явил торпедную атаку, и мы стали сближаться с против ником. , Когда все было готово для торпедного залпа, ко мандир поднял перископ для окончательного уточнения цели. В это время враже ский сторожевик из состава конвоя резко повернул на наш перископ, пронесся над нами, изрядно раскачав лод ку. II все в отсеке как-то не вольно втянули головы в плечи. Когда сторожевик с грохотом удалился за нашу корму, командир снова под нял перископ и увидел, что наша цель уже ушла в сто рону, а второй • вражеский транспорт как раз находится в точке залпа. Командир скомандовал: «Пли!», и че- тырехторпедный залп пора зил сразу две цели — тран спорт и сторожевой корабль фашистов. Мы, естественно, после залпа ждали преследования и бомбежки кораблями про тивника. Однако этого не по следовало. Зато нам хоро шо стали слышны какне-то удары по воде и непонятные шумы. Командир поднял пе рископ н увидел, как на вра жеский конвой обрушили бомбовой н торпедный удары наши самолеты. Вот почему нас никто не преследовал! Наблюдая за последствия ми атаки, командир дал воз можность посмотреть на них в перископ и находившимся с ним рядом инженер-меха- нику С, Саваренскому, сво ему .помощнику II. Папыле- ву, старшине трюмных А. Еремину, командиру от деления рулевых Д. Ереми ну, парторгу дивизиона И. Данченко. Они увидели плавающие обломки с потоп ленного нами транспорта, го ловы барахтающихся гитле ровцев, а также увидели и работу североморских летчи ков, наносящих удары по вражеским кораблям. Уже по возвращении в ба зу мы узнали, что на ата кованном и потопленном на ми транспорте было два пол ка вражеской пехоты. Продолжая находиться на позиции, мы в ночь на 1 І октября не ушли для заряд ки аккумуляторной батареи подальше от берега, а, поль зуясь темнотой, заряжали батарею, пополняли запасы воздуха высокого давления И одновременно вели поиск прямо на позиции. На мос тике, кроме командира, на ходились сигнальщик Д. Ере мин и дивизионный минер Е. Новожилов. На сей раз не сигнальщик, а штабной офицер оказался более зор ким. Он первый увидел вра жеский конвой, идущий без единого огонька мористее нашего места, н поэтому вы рисовывавшийся на горизон те. Конвой на этот раз шел на восток и, по-видимому, доставлял подкрепление сво им отступающим войскам. Приняв решение атако вать конвой, командир дал команду об остановке дизе ля и переходе ка электро моторы. Старшие красно флотцы В. Галактионов и II. Давиденко приготовили торпедные аппараты и произ вели залп. Тщетно мы ждали взрывов. Видимо, темнота помешала командиру точно прицелиться. И он принял решение догонять конвой и атаковать его носовыми ап паратами. Снова были пуще ны дизеля, и лодка стала сближаться с конвоем. Б ы ли изготовлены торпедные аппараты. Тут создалось весьма опасное для лодки положение, и атака получи лась довольно курьезной. Командир и сигнальщик увидели, что нас атакует ко рабль из состава конвоя. Но атакующий, плохо ориенти руясь в темноте, подошел к нам очень близко и, сбросив две торпеды, едва успел от вернуть, чтобы не врезаться в наш борт. Видя, что атака сорвана и мы обнаружены, командир скомандовал: — Все вниз, срочное по гружение! Когда он закрывал крыш ку верхне рубочного люка, прямо по носу вспыхнуло огромное пламя, и прогрохо тал страшной силы взрыв. Погружающаяся в это время лодка была подброшена вверх, но все обошлось бла гополучно. Оказалось, что из одного торпедного аппарата самопроизвольно вышла тор педа, поразившая транспорт, взрыв которого наблюдал ко мандир. Шумы конвоя быстро ис чезли, и продолжать пресле дование стало невозможно. Поэтому командир принял решение: подвсплыть и сооб щить в штаб флота о про шедшем мимо нас конвое. Радист А. Клипнн отстукал текст радиограммы. А рано утром этот конвоіі встретил-;-’ наша авиация и наголову разгромила его. Мы благополучно верну лись в базу, п в этот же день наши успешные атаки полу чили подтверждение, а итог шестнадцатнсуточного бое вого похода вошел в опера тивную сводку Советского Информбюро. ...Три скупые строки в са мом конце сводки, насыщен ной более крупными военны ми событиями на фронте, могли не обратить' на себя чьего-то внимания. Но нам, участвовавшим в этом по следнем для нас походе, эти строки запомнились на всю жизнь. Л. ВЛАСОВ, бывший старшина группы элект риков Краснознаменной п о д в о д н о й лодки «С-104». Б е р е г близко... морская душа к атаке готова! За плечами моряка — Родина, любимые... Впереди — слава или смерть! И по беда!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz