Рыбный Мурман. 1979 г. Октябрь.
I______ Р Е Д Н И Е ры боловны е I тр ау л еры , которыми 1 раньше был оснащ ен ф лот объединения «Мур- м ан ры бпром », уш ли в п р о шлое. На нлаву остались единицы . К ним относится С Р Т -4 2 2 3 «А. Никитин», а на флоте он у д е рж ал с я скорее всего потому, что выполняет спец иальны е р е й сы. привозит в порт ж ивую морскую рыбу. На этом т р а улере мне и довелось встре титься с Иваном Терентье вичем Сущевским, челове ком. прожившим трудную, но интересную жизнь. На СРТ «А. Никитин» Иван Терентьевич работает вторым механиком. С кем бы вам не довелось разго варивать на судне, все отзо вутся о нем, как о хорошем специалисте, человеке боль шого трудолюбия. И это так. И. Т. Сущевский ходил в море на «А. Никитине» еще тогда, когда он был обык новенным рыболовным трау лером. Во время переобору дования его под живорыб ный Сущевский принимал самое активное участие в работах, испытаниях. Ведь чтобы создать необходимые жизненные условия для ры бы, надо, чтобы вода в бас сейне постоянно циркулиро вала. Делают это насосы. А они — на совести механи ков. Остановятся насосы — погибнет весь улов, пропа дет труд всего экипажа. Но такого случая на СРТ «А. Никитин» не припомнят. И опять же в числе лучших I І г г с Е І г 1 г X .£ ± % Е Ж и £ I I I — и П и и т а и л ю д и членов экипажа вам назовут ветерана судна Ивана Те рентьевича Сущевского. Иван Терентьевич стал профессиональным моряком У в а ж а ю т е г о внч п. улы о аясь, отнетил: «Г оворить неправду не хочу. В а рмию я уходил во всем домотканом. С л уж и л в го роде моряков. Смотрел на них и мне страшно хотелось тоже иметь добротный кос тюм и обувь. Сейчас это ка жется смешным желанием, а тогда мне было' вовсе не до смеха. Выйдя в море мат росом на СРТ 8 3 4 . я понял, что ботинки и костюм дадут ся мне ценой большого тру да. Рыбы ловили много, об рабатывали быстро и не большим экипажем. Но ни- 1 В э к и п а ж е в 1 9 5 2 году. До этого он служил в армии, жил в Б ело руссии. В годы войны парти занил. В деревню Гили Чашиик- ского района Витебской об ласти гитлеровцы добрались быстро. Они выискивали коммунистов, комсомольцев, колхозных активистов, у ч и телей. Крестьян обирали до последнего куриного яйца, поэтому в хатах чаще всего пахло нехитрой крапивной похлебкой, вареным, паре ным, перетертым с солью щавелем. В деревне остава лись старики, женщины, де ти. Мужчины, не успевшие уйти с частями Красной Ар мии, объединялись в парти занские отряды. Д еревен ские мальчишки обеспечива ли их надежной связью с ме стным населением. До 1 9 4 3 года занимался этим Иван Сущевский, пока не вступил пятнадцатилетним в парти занский отряд имени Деден- ко бригады имени Дубова. Довелось ему участвовать в знаменитой «рельсовой» вой не, которая во многом спо собствовала разгрому немец ко-фашистских войск в райо не Курска. После освобож дения Белоруссии Иван Т е рентьевич был участником парада партизан в Витеб ске, а грудь его украшала медаль первой степени «Пар тизану Великой Отечествен ной войны». — Что послужило поводом для приезда в Мурманск? — переспросил Иван Тереитье- чего: стерпелось, полюои- лось. Так и остался в Мур манске, окончил школу усо- а вершенствования командного ■ состава, стал механиком, ж е нился, вырастил и выучил дочь. Валентина окончила политехнический институт в Ленинграде, там и работает на заводе. А я продолжаю ходить в море. Обо веем этом Иван Те рентьевич рассказал просто. Простой он человек и гово рить о своих заслугах перед флотом не привык. Но моря ки, работающие с ним пле чом к плечу, утверждают, что он ка траулере человек заметный. С. ДАНИЛОВ . НА СНИМКЕ: И. Т. С у щевский. hLM111i11111П1111IIН11111Н111IIfіИfIМIіf111И Б А Г Р Я Н Ы М пламенем догорают рябинки в палисадн ике ш колы , но приметы осени, как н ач а ло учебного года, здесь очень условны, потому что к руг лый год кто-нибудь из м о р я ков переступает порог этого здани я впервые, т ак ж е, как кто-то получает сви детел ьст во об окончании средней школы . Й все ж е .и м е н н о к сентябрю к о ллектив учителей подводит итоги своей р або ты. Н акан уне юбилея (школа была о ткры та в июле 19 5 5 года) 1131 человек по л у чил а ттестат зрелости. Это р еко р д н ая цифра. Т акие ор ганизации, как «Севрыбхо- лодф лот» и «Мурм анры б- пром», полностью за в ерш и л и переход молодежи ко всеоб щ ему среднему образованию , и теперь они яв л яю тс я м ая ками. В чем ж е причина таких хороших резу л ьтато в? У че ник ш колы ответил бы на этот вопрос примерно так: «Я понял, что мне нужно учиться. Бо л ьш е читать. Ч а ще спр аш ивать о непонят ном. Интересно у зн ав ать но вое. Наверное, и мои това рищи тоже так думают. Да и дороги дал ьш е в ж изни не будет, если я не получу а т тестат зрелости». Учительница, может быть, и р а сс к аза л а бы, сколько бессонных ночей провела, го товясь выііти с учениками на корабле в море, сколько ли тер ату ры прош тудировала, сколько таблиц, диаграмм на чертила, чтобы моряки л уч ше поняли материал. Ди ректор ш колы Г, И. Малыш ев имеет свою точку зрения на этот вопрос. Он считает, что ключом к з а д а че я в л я ет ся партийное отно шение к д елу всех: н а ч а л ь ника ф лота, ком андования судов, отделов кадров, п ар тийных организаций. Б л а го дар я их вниманию на к ораб лях выделены пом ещения д л я занятии, библиотеки укомплектованы учебниками, на судах имеются общ ествен ные консультанты . И конеч но ж е, сама ш кола оборудо вана на уровне соврем енны х требований. Но все новатор- М Ш Ш ІІТДЛ ОСЕНЬ о т к р ы л а д в е р и з а о ч н о й ш к о л ы м о р я к о в сние начинания уходят к о р нями к л у чш им тради циям школы . Т рудно было коллективу в начале пути. Учителям приходилось вести за н я т и я в трех комнатах в старом де ревянном здании. Н е х в ат а ло учебников, н аглядны х по собий. И тогда люди пр и зы вали на помощь все свое умение, все таланты . Это стрем лени е к полной самоот даче ж ивет и поныне в кол лективе. П р екр асно встречают на ко р аб л я х у ч и тел я Е. А. Ванзенко. Он так интересно, ярко строит занятия, что п о слуш ать его приходят не только ученики, но и свобод ные от вахты м атросы . Р. Д. Орищенко, благода ря хорош ему голосу, песне, которую любит, ум еет спло тить людей, создать атмос ф ер у задуш евности. Полно и со д ерж а те л ьн о преподно сит она знания. В. С. Л ав р ен тьев удачно проводит научно-практиче ские конференции. У важение, любовь к у че никам, умение их вы сл уш ать и понять — эти качества педагогов ценились на про тяж ении всего с ущ е ств о ва ния ш колы . С л у чается, что после восьми-десятилет- него п ереры ва человек т ер я ет веру в свои силы , ему на- ш чинает к азаться, что он уж е ’ никогда не смож ет одолеть гранит науки. II тут у частл и вое, но твердое слово учи те л я приходится весьм а к ста ти. Не был две недели на за нятиях, к прим еру, матрос Н. Горелов, о б ъ я сн я я свое отсутствие тем, что у него нет никаких докум ентов об образовании, и в школе заби ли тревогу. Д али р а д и о гр ам му капитану корабля, на ко тором п л авал Горелов, напи сали м атери, послали запрос в райоио того места, где учился матрос. > Скоро при шли докум енты , и моряк снова пошел в школу. Б о л ьш ую помощ ь учи те лям ок азы в аю т старш и е то варищи, методисты. Внима ние к молодым работн икам Яолее опытных тоже я в л я ется традицией в кол л ек ти ве. С ерьезно подходит к сво им о бязанн о стям методист 3. Н Поном арева. Д в адц ать три года провела она в сте нах ш колы , накопила гро мадный опыт и сохранила при этом молодое ж елание работать, ж аж д у новых зн а ний, заинтересованн ость де лам и своих коллег. Все и н те ресует Пономареву: и какие планы составляю т учителя, и какие сочинения пишут их ученики, и как проходят за нятия. Тем, кто поленился хорошо подготовиться, она спуску не даст, слабым — поможет. В области методики пре подавания учи тел я ш колы ведут постоянный творче ский поиск. Вначале основ ной упор дел ал и на выходы учи тел ей в море. Потом пе реш ли к сессионному мето ду, когда ученики попадают 8 группы под контроль учи теля, классного руководите ля, завед ующ его консу л ьта ционным пунктом. Во врем я этих сессий моряки исполь зуют полож енны іі им по по становлен ию Совета Минист ров С С С Р отпуск. Какое-то вр ем я в школе п р и м ен я л ся челночный метод обучения. На Дудинской ли нии у чи тель сади лся на ко рабль, д а в ал консультаци и по предм етам , в конечном пункте п е р есаж и в ал ся на другой корабль, консульти- В рыбиом порту. Фото С. Петрова. ровал новых учеников и сно ва попадал на п ер вы й но- ра-бль, где уж е принимал за четы. Этот -ѵгетод о правдал себя, но сейчас не п р им еня ется, так как почти все уче ники на этой линии получи ли аттестаты зрелости. Н о б о й формой работы можно назвать проходящие в ш коле установочные сессии. Их цель — познакомить р е бят с сутью заочного обуче ния, дать у к азан и я по п р ед метам. прокомм енти ровать учебники, программы . За м ес ти те л и д и р ек то р а Л. В. М акедонова и М. П. Громова многое сделали, чтобы при каждом ко нсу л ь тационном пункте работали группы береговых учителей. З д е с ь в основном педагоги заним аю тся с учащ имися, которы е плаваю т на м алы х судах. Е сть в ш кольной п р акти ке преподаван ия н такой м е тод, к ак ин дивид у ал ьны е з а нятия. Это значит, что е ж е дневно с 16 до 19 часов к а жды й м о р я к м ож ет получить консультацию по ин тересу ющ ем у его предм ету, сдать зачет. Новым в преподавании предметов с та л а кабинетная система. И н тересную техни ку получили физики. В. 3. Портенко, учи тел ь физики, ц м е е т у себя за столом пульт у п р ав л ен и я, с помо щ ью которого он м ож ет вк лю чать и вы клю ч ать кино ап парат «У к р аи н а» , п роек то р «Протон», к его услугам дем о н стр ац и о н н ая м агнит ная доска. Кабинет получил новую м одульную ап п а р ату ру, позволяющ ую вести ди а л ог с к аж дым учени ком в к а бинете, не м еш ая остальным . У ч ител я подготовили диапо зитивы с тем ам и уроков, усло в и ям и задач, приобрели наборы ди афи льм ов. Такой )1111И1111П11II1111II111111111111111ИИ11111 м атериал помогает рацио нальнее использовать вр ем я урока. Но подлинным творчеством с та л а в ш ко л е работа над со зданием учебно - методи ческих комплектов. Д е л о в том, что по каж дой теме и у ч и тел ь и ученики ста л ки ваю тся с морем м атериалов. К ак выбрать, о пределить и запом ни ть самое главное, подсказы ваю т Специальные карточки, объ единенны е в комплект. Методист Н. И. С евастьянова третий год р а ботает над составлением та кой картотеки. О ткры ваю т ее таблицы , на которых и з л а гаю тся основны е идеи курса физики. Учительн ица хотела преподнести свою науку ш и роко, масштабно, и это ей удалось. Вот поурочные к ар точки по программ е ф изики в девяты х , десятых, один надцатых классах. В них з а ф иксированы темы уроков, приборы, которы е понадо бятся в ходе и злож ен и я м а териала, у к азан метод обу чения, даны иллюстрации. Другой ряд карточек рас к ры вает темы групповых консультаций. Е сть опорные карто чк и опорных знаний. Е сть карточки, систематизи рующ ие зн ани я и обобщаю щие повторение. К арточки в огромных нагл яд ны х табл и цах. Снгнальны е карточки — ф о рм у лы для каж дого з а кона. Л истки с описанием контрольны х работ. Н. И. Севастьянова со брала би бли отечку биографий великих физиков. М а тер и алы эти, приведен ные в систему, и составляют учебно - методический комп лект. З а о ч н а я ш ко л а моряков к юбилейной дате своего дв ад цати пяти летия многого до стигла. Она гордится своими выпускниками, но п ерсп екти вы, . о т к ры в ающ и е с я перед школой, зовут к новому по иску. К о л л ек ти в ставит пе ред собой такие задачи, как повыш ение к ач ества обуче ния моряков, сохранение контингента учащихся. ...Осень роняет л и стья с деревьев. В школе идут за нятия. идет поиск. А . МАРЧЕНКО . I £ X 5 X X t гтиIпнIн1пн11 fIим11иIиfIіI!м11 1 » 1 111«11ипIин»н 11 ;ишшнштііннтшниініишшіипінпіііііиш мишнмжшнтшмшшшмшшмипшшннмншмншннтижишшишшиптшшши
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz