Рыбный Мурман. 1979 г. Октябрь.

I______ Р Е Д Н И Е ры боловны е I тр ау л еры , которыми 1 раньше был оснащ ен ф лот объединения «Мур- м ан ры бпром », уш ли в п р о ­ шлое. На нлаву остались единицы . К ним относится С Р Т -4 2 2 3 «А. Никитин», а на флоте он у д е рж ал с я скорее всего потому, что выполняет спец иальны е р е й ­ сы. привозит в порт ж ивую морскую рыбу. На этом т р а ­ улере мне и довелось встре­ титься с Иваном Терентье­ вичем Сущевским, челове­ ком. прожившим трудную, но интересную жизнь. На СРТ «А. Никитин» Иван Терентьевич работает вторым механиком. С кем бы вам не довелось разго­ варивать на судне, все отзо­ вутся о нем, как о хорошем специалисте, человеке боль­ шого трудолюбия. И это так. И. Т. Сущевский ходил в море на «А. Никитине» еще тогда, когда он был обык­ новенным рыболовным трау­ лером. Во время переобору­ дования его под живорыб­ ный Сущевский принимал самое активное участие в работах, испытаниях. Ведь чтобы создать необходимые жизненные условия для ры­ бы, надо, чтобы вода в бас­ сейне постоянно циркулиро­ вала. Делают это насосы. А они — на совести механи­ ков. Остановятся насосы — погибнет весь улов, пропа­ дет труд всего экипажа. Но такого случая на СРТ «А. Никитин» не припомнят. И опять же в числе лучших I І г г с Е І г 1 г X .£ ± % Е Ж и £ I I I — и П и и т а и л ю д и членов экипажа вам назовут ветерана судна Ивана Те­ рентьевича Сущевского. Иван Терентьевич стал профессиональным моряком У в а ж а ю т е г о внч п. улы о аясь, отнетил: «Г оворить неправду не хочу. В а рмию я уходил во всем домотканом. С л уж и л в го­ роде моряков. Смотрел на них и мне страшно хотелось тоже иметь добротный кос­ тюм и обувь. Сейчас это ка­ жется смешным желанием, а тогда мне было' вовсе не до смеха. Выйдя в море мат­ росом на СРТ 8 3 4 . я понял, что ботинки и костюм дадут­ ся мне ценой большого тру­ да. Рыбы ловили много, об­ рабатывали быстро и не­ большим экипажем. Но ни- 1 В э к и п а ж е в 1 9 5 2 году. До этого он служил в армии, жил в Б ело­ руссии. В годы войны парти­ занил. В деревню Гили Чашиик- ского района Витебской об­ ласти гитлеровцы добрались быстро. Они выискивали коммунистов, комсомольцев, колхозных активистов, у ч и ­ телей. Крестьян обирали до последнего куриного яйца, поэтому в хатах чаще всего пахло нехитрой крапивной похлебкой, вареным, паре­ ным, перетертым с солью щавелем. В деревне остава­ лись старики, женщины, де­ ти. Мужчины, не успевшие уйти с частями Красной Ар­ мии, объединялись в парти­ занские отряды. Д еревен­ ские мальчишки обеспечива­ ли их надежной связью с ме­ стным населением. До 1 9 4 3 года занимался этим Иван Сущевский, пока не вступил пятнадцатилетним в парти­ занский отряд имени Деден- ко бригады имени Дубова. Довелось ему участвовать в знаменитой «рельсовой» вой­ не, которая во многом спо­ собствовала разгрому немец­ ко-фашистских войск в райо­ не Курска. После освобож ­ дения Белоруссии Иван Т е­ рентьевич был участником парада партизан в Витеб­ ске, а грудь его украшала медаль первой степени «Пар­ тизану Великой Отечествен­ ной войны». — Что послужило поводом для приезда в Мурманск? — переспросил Иван Тереитье- чего: стерпелось, полюои- лось. Так и остался в Мур­ манске, окончил школу усо- а вершенствования командного ■ состава, стал механиком, ж е ­ нился, вырастил и выучил дочь. Валентина окончила политехнический институт в Ленинграде, там и работает на заводе. А я продолжаю ходить в море. Обо веем этом Иван Те­ рентьевич рассказал просто. Простой он человек и гово­ рить о своих заслугах перед флотом не привык. Но моря­ ки, работающие с ним пле­ чом к плечу, утверждают, что он ка траулере человек заметный. С. ДАНИЛОВ . НА СНИМКЕ: И. Т. С у­ щевский. hLM111i11111П1111IIН11111Н111IIfіИfIМIіf111И Б А Г Р Я Н Ы М пламенем догорают рябинки в палисадн ике ш колы , но приметы осени, как н ач а­ ло учебного года, здесь очень условны, потому что к руг­ лый год кто-нибудь из м о р я ­ ков переступает порог этого здани я впервые, т ак ж е, как кто-то получает сви детел ьст­ во об окончании средней школы . Й все ж е .и м е н н о к сентябрю к о ллектив учителей подводит итоги своей р або­ ты. Н акан уне юбилея (школа была о ткры та в июле 19 5 5 года) 1131 человек по л у ­ чил а ттестат зрелости. Это р еко р д н ая цифра. Т акие ор­ ганизации, как «Севрыбхо- лодф лот» и «Мурм анры б- пром», полностью за в ерш и л и переход молодежи ко всеоб­ щ ему среднему образованию , и теперь они яв л яю тс я м ая ­ ками. В чем ж е причина таких хороших резу л ьтато в? У че­ ник ш колы ответил бы на этот вопрос примерно так: «Я понял, что мне нужно учиться. Бо л ьш е читать. Ч а ­ ще спр аш ивать о непонят­ ном. Интересно у зн ав ать но­ вое. Наверное, и мои това­ рищи тоже так думают. Да и дороги дал ьш е в ж изни не будет, если я не получу а т ­ тестат зрелости». Учительница, может быть, и р а сс к аза л а бы, сколько бессонных ночей провела, го­ товясь выііти с учениками на корабле в море, сколько ли­ тер ату ры прош тудировала, сколько таблиц, диаграмм на­ чертила, чтобы моряки л уч­ ше поняли материал. Ди ректор ш колы Г, И. Малыш ев имеет свою точку зрения на этот вопрос. Он считает, что ключом к з а д а ­ че я в л я ет ся партийное отно­ шение к д елу всех: н а ч а л ь­ ника ф лота, ком андования судов, отделов кадров, п ар ­ тийных организаций. Б л а го ­ дар я их вниманию на к ораб­ лях выделены пом ещения д л я занятии, библиотеки укомплектованы учебниками, на судах имеются общ ествен­ ные консультанты . И конеч­ но ж е, сама ш кола оборудо­ вана на уровне соврем енны х требований. Но все новатор- М Ш Ш ІІТДЛ ОСЕНЬ о т к р ы л а д в е р и з а о ч н о й ш к о л ы м о р я к о в сние начинания уходят к о р ­ нями к л у чш им тради циям школы . Т рудно было коллективу в начале пути. Учителям приходилось вести за н я т и я в трех комнатах в старом де­ ревянном здании. Н е х в ат а ­ ло учебников, н аглядны х по­ собий. И тогда люди пр и зы ­ вали на помощь все свое умение, все таланты . Это стрем лени е к полной самоот­ даче ж ивет и поныне в кол­ лективе. П р екр асно встречают на ко р аб л я х у ч и тел я Е. А. Ванзенко. Он так интересно, ярко строит занятия, что п о слуш ать его приходят не только ученики, но и свобод­ ные от вахты м атросы . Р. Д. Орищенко, благода­ ря хорош ему голосу, песне, которую любит, ум еет спло­ тить людей, создать атмос­ ф ер у задуш евности. Полно и со д ерж а те л ьн о преподно­ сит она знания. В. С. Л ав р ен тьев удачно проводит научно-практиче­ ские конференции. У важение, любовь к у че­ никам, умение их вы сл уш ать и понять — эти качества педагогов ценились на про­ тяж ении всего с ущ е ств о ва ­ ния ш колы . С л у чается, что после восьми-десятилет- него п ереры ва человек т ер я ­ ет веру в свои силы , ему на- ш чинает к азаться, что он уж е ’ никогда не смож ет одолеть гранит науки. II тут у частл и­ вое, но твердое слово учи те­ л я приходится весьм а к ста­ ти. Не был две недели на за ­ нятиях, к прим еру, матрос Н. Горелов, о б ъ я сн я я свое отсутствие тем, что у него нет никаких докум ентов об образовании, и в школе заби ­ ли тревогу. Д али р а д и о гр ам ­ му капитану корабля, на ко­ тором п л авал Горелов, напи­ сали м атери, послали запрос в райоио того места, где учился матрос. > Скоро при­ шли докум енты , и моряк снова пошел в школу. Б о л ьш ую помощ ь учи те­ лям ок азы в аю т старш и е то­ варищи, методисты. Внима­ ние к молодым работн икам Яолее опытных тоже я в л я ­ ется традицией в кол л ек ти ­ ве. С ерьезно подходит к сво­ им о бязанн о стям методист 3. Н Поном арева. Д в адц ать три года провела она в сте­ нах ш колы , накопила гро­ мадный опыт и сохранила при этом молодое ж елание работать, ж аж д у новых зн а­ ний, заинтересованн ость де­ лам и своих коллег. Все и н те­ ресует Пономареву: и какие планы составляю т учителя, и какие сочинения пишут их ученики, и как проходят за ­ нятия. Тем, кто поленился хорошо подготовиться, она спуску не даст, слабым — поможет. В области методики пре­ подавания учи тел я ш колы ведут постоянный творче­ ский поиск. Вначале основ­ ной упор дел ал и на выходы учи тел ей в море. Потом пе­ реш ли к сессионному мето­ ду, когда ученики попадают 8 группы под контроль учи­ теля, классного руководите­ ля, завед ующ его консу л ьта­ ционным пунктом. Во врем я этих сессий моряки исполь­ зуют полож енны іі им по по­ становлен ию Совета Минист­ ров С С С Р отпуск. Какое-то вр ем я в школе п р и м ен я л ся челночный метод обучения. На Дудинской ли­ нии у чи тель сади лся на ко­ рабль, д а в ал консультаци и по предм етам , в конечном пункте п е р есаж и в ал ся на другой корабль, консульти- В рыбиом порту. Фото С. Петрова. ровал новых учеников и сно­ ва попадал на п ер вы й но- ра-бль, где уж е принимал за ­ четы. Этот -ѵгетод о правдал себя, но сейчас не п р им еня­ ется, так как почти все уче­ ники на этой линии получи­ ли аттестаты зрелости. Н о б о й формой работы можно назвать проходящие в ш коле установочные сессии. Их цель — познакомить р е ­ бят с сутью заочного обуче­ ния, дать у к азан и я по п р ед ­ метам. прокомм енти ровать учебники, программы . За м ес ти те л и д и р ек то р а Л. В. М акедонова и М. П. Громова многое сделали, чтобы при каждом ко нсу л ь­ тационном пункте работали группы береговых учителей. З д е с ь в основном педагоги заним аю тся с учащ имися, которы е плаваю т на м алы х судах. Е сть в ш кольной п р акти­ ке преподаван ия н такой м е ­ тод, к ак ин дивид у ал ьны е з а ­ нятия. Это значит, что е ж е ­ дневно с 16 до 19 часов к а ­ жды й м о р я к м ож ет получить консультацию по ин тересу­ ющ ем у его предм ету, сдать зачет. Новым в преподавании предметов с та л а кабинетная система. И н тересную техни­ ку получили физики. В. 3. Портенко, учи тел ь физики, ц м е е т у себя за столом пульт у п р ав л ен и я, с помо­ щ ью которого он м ож ет вк лю чать и вы клю ч ать кино­ ап парат «У к р аи н а» , п роек­ то р «Протон», к его услугам дем о н стр ац и о н н ая м агнит­ ная доска. Кабинет получил новую м одульную ап п а р ату ­ ру, позволяющ ую вести ди а­ л ог с к аж дым учени ком в к а ­ бинете, не м еш ая остальным . У ч ител я подготовили диапо­ зитивы с тем ам и уроков, усло в и ям и задач, приобрели наборы ди афи льм ов. Такой )1111И1111П11II1111II111111111111111ИИ11111 м атериал помогает рацио­ нальнее использовать вр ем я урока. Но подлинным творчеством с та л а в ш ко л е работа над со зданием учебно - методи­ ческих комплектов. Д е л о в том, что по каж дой теме и у ч и тел ь и ученики ста л ки ­ ваю тся с морем м атериалов. К ак выбрать, о пределить и запом ни ть самое главное, подсказы ваю т Специальные карточки, объ единенны е в комплект. Методист Н. И. С евастьянова третий год р а­ ботает над составлением та­ кой картотеки. О ткры ваю т ее таблицы , на которых и з л а ­ гаю тся основны е идеи курса физики. Учительн ица хотела преподнести свою науку ш и­ роко, масштабно, и это ей удалось. Вот поурочные к ар ­ точки по программ е ф изики в девяты х , десятых, один­ надцатых классах. В них з а ­ ф иксированы темы уроков, приборы, которы е понадо­ бятся в ходе и злож ен и я м а ­ териала, у к азан метод обу­ чения, даны иллюстрации. Другой ряд карточек рас­ к ры вает темы групповых консультаций. Е сть опорные карто чк и опорных знаний. Е сть карточки, систематизи­ рующ ие зн ани я и обобщаю ­ щие повторение. К арточки в огромных нагл яд ны х табл и ­ цах. Снгнальны е карточки — ф о рм у лы для каж дого з а ­ кона. Л истки с описанием контрольны х работ. Н. И. Севастьянова со брала би бли­ отечку биографий великих физиков. М а тер и алы эти, приведен­ ные в систему, и составляют учебно - методический комп­ лект. З а о ч н а я ш ко л а моряков к юбилейной дате своего дв ад­ цати пяти летия многого до­ стигла. Она гордится своими выпускниками, но п ерсп екти­ вы, . о т к ры в ающ и е с я перед школой, зовут к новому по­ иску. К о л л ек ти в ставит пе­ ред собой такие задачи, как повыш ение к ач ества обуче­ ния моряков, сохранение контингента учащихся. ...Осень роняет л и стья с деревьев. В школе идут за ­ нятия. идет поиск. А . МАРЧЕНКО . I £ X 5 X X t гтиIпнIн1пн11 fIим11иIиfIіI!м11 1 » 1 111«11ипIин»н 11 ;ишшнштііннтшниініишшіипінпіііііиш мишнмжшнтшмшшшмшшмипшшннмншмншннтижишшишшиптшшши

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz