Рыбный Мурман. 1979 г. Октябрь.

л (“ ЛЕТ назад наши л Л роГшы-разгромили не- уоцко-фашпстсіа: ■ вой­ ска в Заполярье. Чем даль­ ше отодвигаются от нас те пламенные годы героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками, тем меньше остается в лен­ ных участников боев, свиде­ телей бессмертных подвигов рядовых бойцов, команди­ ров. партизан и работников тыла. Дают знать себя годы, фронтовые раны, перенесен­ ные нервные напряжения. Уходят от нас ветераны войны н труда, но история остается, она живет, она нужна потомкам. Немалый вклад в дело разгрома немецко-фашист­ ских войск в Заполярье вне­ сли рыбаки и труженики береговых предприятий Мурмана. Под ожесточен­ ным огнем врага продолжал­ ся рыбныіі промысел. Бо л ь ­ шая часть рыболовных тра­ улеров была переведена вместе с экипажами в со­ став Северного флота. Вче­ рашние рыбаки становились военными моряками, а ры ­ боловные траулеры — сто­ рожевыми кораблями и минными тральщиками. В первые дни войны в Мур­ манском рыбном порту и у причалов судоверфи стали военными кораблями РТ-10 «Лебедка» —СКР -Туман», РТ-82 «Димитров» — СКР «•Град», РТ-102 «Валерий Чкалов» — СКР <Пассат», РТ-5 «Краб» — СКР «При­ лив». РТ-51 «Лещ» —СКР • Штиль» и многие другие. Б іочеиие шоня-^шбля 194.1 года пз траловой»' флота в состав Северного Военно- Морского Флота были моби­ лизованы 46 судов. Война приобретала з а ­ тяжной характер, поэтому стала очевидной необходи­ мость возобновить лов ры­ бы, так нужной армии и ты ­ лу. С начала войны в соста­ ве рыбопромыслового фло­ та оставалось шестнадцать траулеров. В их число во­ шел и РТ «Абрек», ранее принадлежавший «Севгос- рыбтресту». Восемь трауле­ ров находились в капиталь­ ном ремопіе. Вместо ушед­ ших ка фронт моряков в экипажи судов приходили старики, подростки и жен- ’довашіем В В. Иадоріша и РТ -Ким» под руководст­ вом В С. Земскова. Промы­ словых концентраций рыбы тресковых пород обнару­ жить не удалось. Иного вы ­ хода, как снова начинать работу в Беренцевом море, для рыбаков Мурмана не было. Инициаторами рейсов во фронтовое морс, где к то­ му времени уже шли оже­ сточенные бои, стали вете­ раны тралового флота Осип Егорович Кононов н Иван Николаевич Демидов. П е р в ы й о т р я д про­ мысловых траулеров вышел в Баренцево море под руководством ка­ питана флагмана II. Н. Д е­ мидова в сентябре 10 11 го- кч> плкіием. Во многом бла­ годари этому. коллектив Мурманского. !разового ф л о ­ та в 10^50 году за полтора месяца выловил па новой банке полмпллиона центне­ ров рыбы. Ивана Николае­ вича любило старшее поко­ ление моряков, молодые ры ­ баки учились у него и брали пример беззаветного служе­ ния Родине. В 1911 году II Н. Демидов уже был тя­ жело болен. Но, невзирая на это. он с готовностью в зя л ­ ся возглавить первую воен­ ную экспедицию мирных траулеров за треской. Отряду рыболовных судов предстояло пройти участок моря, который был замини­ рован п к тому же находил- ■ іцпны. Так как Баренцево .море стало ареной военных действий, было принято ре­ шение проверить возмож­ ность тралового лова рыбы в Белом море. На разведку промысло­ вой обстановки в Белое мо- ■ре вышли два экипажа — на РТ «Абрек» под коман­ да. Сам из поморской семьн, опытный и талантливый разведчик промысловых концентраций окуня и тре­ ски, один нз основателей тралового флота, Иван Ни­ колаевич еще в 1937 году, работая на траулере «Уссу- риец», открыл новую про­ мысловую банку, названную С полным грузом и из фронтового «оря! ся под контролем вражеской авиации и подводного фло­ та. Выйдя из горла Белого моря, флотилия попала в шторм. Но он был на руку рыбакам н потому в район промысла все суда дошли благополучно. Успешным был п лов рыбы. За корот­ кое время экипажи запелни- 111 грюмы треской, пикшей, камбалой, окуне*'. Корабли легли на обратный курс к родным берегам. Внезапно над караваном рыбацких су­ дов появились фашистские самолеты. Они обстреляли их из пулеметов, сбросили несколько бомб. От прямого попадания вместе с экипа­ жем погиб РТ-8 «Сельдь»... Наступила глубокая осень 1941 года. Бесконечные до­ жди сменились снежными зарядами, морозом и штор­ мами. В такой тяжелой об­ становке траловый флот продолжал добывать для нужд Красной Армии и ты ­ ла рыбу. За пять военных месяцев было добыто около 30 тысяч центнеров рыбы донных пород. Начав про­ мысловую работу в военной обстановке, траловый флот базировался в Архангельске, но в конце 1941 года встал вопрос о резком увеличе­ нии вылова рыбы. Чтобы до­ биться этого, надо было со­ кратить путь от базы флота к районам промысла. В но­ ябре большинство судов бы­ ло переведено в Мурманск. Остро давала себя знать не­ хватка на траулерах опыт­ ных моряков. В. В. ПАДОРИН До войны траловый флот насчитывал 62 промысловых судна. В состав его входили также плавучие заводы «Комсомолец Арктики» и «Памяти Кирова», рефріі- жератор Л!> 3 и хозяйствен­ ное судно «Жемчужина Се­ вера». К Мурманскому тра­ ловому флоту относились: такелажная мастерская, ком­ мунально-жилищное хозяй­ ство. Дом междурейсового отдыха моряков, радиостан­ ция. Дом отдыха в поселке Мурмашн. Флот насчиты­ вал І6л8 человек, 3433 из которых — плавсостав. До войны штаты рыболов­ ных траулеров были полно­ стью укомплектованы опыт­ ными моряками, а на бере­ гу постоянно находился ре­ зерв для подмены отпускни­ ков, заболевших, отправлен­ ных для повышения квали­ фикации в учебные заведе­ ния. Командный сое гав со­ стоял в большинстве из лю­ дей, работавших на флоте долгие годы. Их образова­ тельный и практический ценз соответствовал выбран­ ной профессии. Пополнение кадров проходило за счет подготовки специалистов Мурманским и Архангель­ ским морскими техникума­ ми', учебно-курсовым комби­ натом и другими учебными заведениями. В июне — июле 1941 года вместе с мо­ билизацией судов большин­ ство специалистов было при­ звано в Военно-Морской Флот и Красную Армию, часть работников эвакуиро­ валась в Архангельск, пе­ реведена в другие организа­ ции.' Статья подготовлена со­ трудниками музея ВРПО «Ссврыба». Снимки из фондов музея. (Окончание следует). (Продолжение Нач. в № 94 — 106. 109. 110. 112. И З , 116). Сырьем для выработки т е х н и чес ко й продук­ ции служат н настоящее вре­ мя мойва, скумбрия, тресоч- ка Эсмарка, североморский шпрот,’ ' путассу, песчанка, тогда как в середине 60-х годов для этих целей ис­ пользовались сельдь и скум­ брия. Для структуры норвеж­ ской рыбообрабатывающей промышленности характерна низкая степень концентра­ ции производства, хотя за последние годы произошло заметное сокращение числа рыбоперерабаты в а то щ и х предприятий, . которых те­ перь 1,1 тыс. ( с общим чис­ лом занятых 20 тыс. чел.). Более высокая степень кон­ центрации наблюдается в рыбоконсервной н жиромуч­ ной отраслях, ориентирую­ щихся, на внешние рынки. В отрасли наметилась все большая территориальная и^йнр<«ч-р»ния-’'шрдири»тий и Рыболовство Норвегии основных рыбопромысловых районах страны. На запад­ ном и северо-западном побе­ режье главными центрами рыбопереработки являются Ставангер, Берген, Олесунн, Молле, Тронхейм; на южном — Кристиансанн, Осло; на северном — Будё. Тромсё, Хаммерфест. В соответствии с долго­ срочным планом развития отрасли намечено значитель­ ное сокращение жиромучных заводов (с 46 до 36), в ос­ новном за счет фабрик, рас­ положенных на южном но- бережье страны. Вместе с тем большое внимание в плане уделено развитию ры­ боперерабатывающей про­ мышленности в Северной Норвегии, где насчитывает­ ся 560 заводов, мощность которых м настоящее время используется лишь иа 55%. Сюда намечается перевесш : »р< г '.Ч-»Ле7БО - •> НН'НО-РЯЛе нон рыоопродукцни, сосредо­ точенное сейчас в южных районах Норвегии. Намечаемые структурные сдвиги в рыбообрабатываю­ щей промышленности Север­ ной Норвегии предполагает­ ся осуществить за счет боль­ шей специализации и коопе­ рирования между отдельны­ ми предприятиями, а также мер по обеспечению равно­ мерного поступления сырья на предприятия в течение года. В этом отношении ва­ жен комплекс мер по до­ бавке и хранению живой рыбы в течение продолжи­ тельного периода времени. В целом в рыбообрабаты­ вающей промышленности долгосрочным планом преду­ сматривается: большая механизация опе­ раций но расфасовке, сорти­ ровке и упаковке рыбопро­ дукции: /Ѵі кй ‘)Wii ;-{(оf wх методов хранения полуфабрикатов для обеспечения более рав­ номерной загрузки предпри­ ятий в течение года: разработка новых моделей укладочных машин в кон­ сервном производстве; проведение мероприятий . по рациональному использо­ ванию рыбных обрезков, от­ ходов и побочных продуктов: совершенствование техно­ логии рыбообработки и со­ здание новых пищевых про­ дуктов из мойвы и путассу. Одной из важнейших за­ дач, стоящих перед рыбооб­ рабатывающей промышлен­ ностью Норвегии, является разработка новой технологии для использования малоцен­ ных видов рыб и ракообраз­ ных (криль) в пищевых це­ лях. Последняя задача пред­ ставляет не только экономи­ ческий интерес, по н имеет большое' политическое зиа- "•< пне. поскольку Норвегия вносит определенный вклад в решение продовольствен­ ной проблемы, которая наи­ более остро стоит перед раз­ вивающимися странами. Современные технические средства позволяют решать проблему переработки боль­ ших количеств малоценного рыбного сырья в двух на­ правлениях: в виде произ­ водства кормовой муки II жира п выпуска пищевого рыбного концентрата. Наибо­ лее важным с точки зрения современности является вто­ рое направление, позволяю­ щее использовать рыбную муку, содержащую большое количество белка (до 70%), на пищевые цели. Подсчи­ тано, что если бы всю вы­ пускаемую в Норвегии кор­ мовую муку можно было бы уже сейчас использовать в нишевых целях, то ее бы - хватило на поддержание ж и зн и - 70 млн. чел. Однако в настоящее . время произ­ водство кормовой муки со­ ставляет 162 тыс. г, а піь щевой - л и т ь 2 тыс. т. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz