Рыбный Мурман. 1979 г. Октябрь.
л (“ ЛЕТ назад наши л Л роГшы-разгромили не- уоцко-фашпстсіа: ■ вой ска в Заполярье. Чем даль ше отодвигаются от нас те пламенные годы героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками, тем меньше остается в лен ных участников боев, свиде телей бессмертных подвигов рядовых бойцов, команди ров. партизан и работников тыла. Дают знать себя годы, фронтовые раны, перенесен ные нервные напряжения. Уходят от нас ветераны войны н труда, но история остается, она живет, она нужна потомкам. Немалый вклад в дело разгрома немецко-фашист ских войск в Заполярье вне сли рыбаки и труженики береговых предприятий Мурмана. Под ожесточен ным огнем врага продолжал ся рыбныіі промысел. Бо л ь шая часть рыболовных тра улеров была переведена вместе с экипажами в со став Северного флота. Вче рашние рыбаки становились военными моряками, а ры боловные траулеры — сто рожевыми кораблями и минными тральщиками. В первые дни войны в Мур манском рыбном порту и у причалов судоверфи стали военными кораблями РТ-10 «Лебедка» —СКР -Туман», РТ-82 «Димитров» — СКР «•Град», РТ-102 «Валерий Чкалов» — СКР <Пассат», РТ-5 «Краб» — СКР «При лив». РТ-51 «Лещ» —СКР • Штиль» и многие другие. Б іочеиие шоня-^шбля 194.1 года пз траловой»' флота в состав Северного Военно- Морского Флота были моби лизованы 46 судов. Война приобретала з а тяжной характер, поэтому стала очевидной необходи мость возобновить лов ры бы, так нужной армии и ты лу. С начала войны в соста ве рыбопромыслового фло та оставалось шестнадцать траулеров. В их число во шел и РТ «Абрек», ранее принадлежавший «Севгос- рыбтресту». Восемь трауле ров находились в капиталь ном ремопіе. Вместо ушед ших ка фронт моряков в экипажи судов приходили старики, подростки и жен- ’довашіем В В. Иадоріша и РТ -Ким» под руководст вом В С. Земскова. Промы словых концентраций рыбы тресковых пород обнару жить не удалось. Иного вы хода, как снова начинать работу в Беренцевом море, для рыбаков Мурмана не было. Инициаторами рейсов во фронтовое морс, где к то му времени уже шли оже сточенные бои, стали вете раны тралового флота Осип Егорович Кононов н Иван Николаевич Демидов. П е р в ы й о т р я д про мысловых траулеров вышел в Баренцево море под руководством ка питана флагмана II. Н. Д е мидова в сентябре 10 11 го- кч> плкіием. Во многом бла годари этому. коллектив Мурманского. !разового ф л о та в 10^50 году за полтора месяца выловил па новой банке полмпллиона центне ров рыбы. Ивана Николае вича любило старшее поко ление моряков, молодые ры баки учились у него и брали пример беззаветного служе ния Родине. В 1911 году II Н. Демидов уже был тя жело болен. Но, невзирая на это. он с готовностью в зя л ся возглавить первую воен ную экспедицию мирных траулеров за треской. Отряду рыболовных судов предстояло пройти участок моря, который был замини рован п к тому же находил- ■ іцпны. Так как Баренцево .море стало ареной военных действий, было принято ре шение проверить возмож ность тралового лова рыбы в Белом море. На разведку промысло вой обстановки в Белое мо- ■ре вышли два экипажа — на РТ «Абрек» под коман да. Сам из поморской семьн, опытный и талантливый разведчик промысловых концентраций окуня и тре ски, один нз основателей тралового флота, Иван Ни колаевич еще в 1937 году, работая на траулере «Уссу- риец», открыл новую про мысловую банку, названную С полным грузом и из фронтового «оря! ся под контролем вражеской авиации и подводного фло та. Выйдя из горла Белого моря, флотилия попала в шторм. Но он был на руку рыбакам н потому в район промысла все суда дошли благополучно. Успешным был п лов рыбы. За корот кое время экипажи запелни- 111 грюмы треской, пикшей, камбалой, окуне*'. Корабли легли на обратный курс к родным берегам. Внезапно над караваном рыбацких су дов появились фашистские самолеты. Они обстреляли их из пулеметов, сбросили несколько бомб. От прямого попадания вместе с экипа жем погиб РТ-8 «Сельдь»... Наступила глубокая осень 1941 года. Бесконечные до жди сменились снежными зарядами, морозом и штор мами. В такой тяжелой об становке траловый флот продолжал добывать для нужд Красной Армии и ты ла рыбу. За пять военных месяцев было добыто около 30 тысяч центнеров рыбы донных пород. Начав про мысловую работу в военной обстановке, траловый флот базировался в Архангельске, но в конце 1941 года встал вопрос о резком увеличе нии вылова рыбы. Чтобы до биться этого, надо было со кратить путь от базы флота к районам промысла. В но ябре большинство судов бы ло переведено в Мурманск. Остро давала себя знать не хватка на траулерах опыт ных моряков. В. В. ПАДОРИН До войны траловый флот насчитывал 62 промысловых судна. В состав его входили также плавучие заводы «Комсомолец Арктики» и «Памяти Кирова», рефріі- жератор Л!> 3 и хозяйствен ное судно «Жемчужина Се вера». К Мурманскому тра ловому флоту относились: такелажная мастерская, ком мунально-жилищное хозяй ство. Дом междурейсового отдыха моряков, радиостан ция. Дом отдыха в поселке Мурмашн. Флот насчиты вал І6л8 человек, 3433 из которых — плавсостав. До войны штаты рыболов ных траулеров были полно стью укомплектованы опыт ными моряками, а на бере гу постоянно находился ре зерв для подмены отпускни ков, заболевших, отправлен ных для повышения квали фикации в учебные заведе ния. Командный сое гав со стоял в большинстве из лю дей, работавших на флоте долгие годы. Их образова тельный и практический ценз соответствовал выбран ной профессии. Пополнение кадров проходило за счет подготовки специалистов Мурманским и Архангель ским морскими техникума ми', учебно-курсовым комби натом и другими учебными заведениями. В июне — июле 1941 года вместе с мо билизацией судов большин ство специалистов было при звано в Военно-Морской Флот и Красную Армию, часть работников эвакуиро валась в Архангельск, пе реведена в другие организа ции.' Статья подготовлена со трудниками музея ВРПО «Ссврыба». Снимки из фондов музея. (Окончание следует). (Продолжение Нач. в № 94 — 106. 109. 110. 112. И З , 116). Сырьем для выработки т е х н и чес ко й продук ции служат н настоящее вре мя мойва, скумбрия, тресоч- ка Эсмарка, североморский шпрот,’ ' путассу, песчанка, тогда как в середине 60-х годов для этих целей ис пользовались сельдь и скум брия. Для структуры норвеж ской рыбообрабатывающей промышленности характерна низкая степень концентра ции производства, хотя за последние годы произошло заметное сокращение числа рыбоперерабаты в а то щ и х предприятий, . которых те перь 1,1 тыс. ( с общим чис лом занятых 20 тыс. чел.). Более высокая степень кон центрации наблюдается в рыбоконсервной н жиромуч ной отраслях, ориентирую щихся, на внешние рынки. В отрасли наметилась все большая территориальная и^йнр<«ч-р»ния-’'шрдири»тий и Рыболовство Норвегии основных рыбопромысловых районах страны. На запад ном и северо-западном побе режье главными центрами рыбопереработки являются Ставангер, Берген, Олесунн, Молле, Тронхейм; на южном — Кристиансанн, Осло; на северном — Будё. Тромсё, Хаммерфест. В соответствии с долго срочным планом развития отрасли намечено значитель ное сокращение жиромучных заводов (с 46 до 36), в ос новном за счет фабрик, рас положенных на южном но- бережье страны. Вместе с тем большое внимание в плане уделено развитию ры боперерабатывающей про мышленности в Северной Норвегии, где насчитывает ся 560 заводов, мощность которых м настоящее время используется лишь иа 55%. Сюда намечается перевесш : »р< г '.Ч-»Ле7БО - •> НН'НО-РЯЛе нон рыоопродукцни, сосредо точенное сейчас в южных районах Норвегии. Намечаемые структурные сдвиги в рыбообрабатываю щей промышленности Север ной Норвегии предполагает ся осуществить за счет боль шей специализации и коопе рирования между отдельны ми предприятиями, а также мер по обеспечению равно мерного поступления сырья на предприятия в течение года. В этом отношении ва жен комплекс мер по до бавке и хранению живой рыбы в течение продолжи тельного периода времени. В целом в рыбообрабаты вающей промышленности долгосрочным планом преду сматривается: большая механизация опе раций но расфасовке, сорти ровке и упаковке рыбопро дукции: /Ѵі кй ‘)Wii ;-{(оf wх методов хранения полуфабрикатов для обеспечения более рав номерной загрузки предпри ятий в течение года: разработка новых моделей укладочных машин в кон сервном производстве; проведение мероприятий . по рациональному использо ванию рыбных обрезков, от ходов и побочных продуктов: совершенствование техно логии рыбообработки и со здание новых пищевых про дуктов из мойвы и путассу. Одной из важнейших за дач, стоящих перед рыбооб рабатывающей промышлен ностью Норвегии, является разработка новой технологии для использования малоцен ных видов рыб и ракообраз ных (криль) в пищевых це лях. Последняя задача пред ставляет не только экономи ческий интерес, по н имеет большое' политическое зиа- "•< пне. поскольку Норвегия вносит определенный вклад в решение продовольствен ной проблемы, которая наи более остро стоит перед раз вивающимися странами. Современные технические средства позволяют решать проблему переработки боль ших количеств малоценного рыбного сырья в двух на правлениях: в виде произ водства кормовой муки II жира п выпуска пищевого рыбного концентрата. Наибо лее важным с точки зрения современности является вто рое направление, позволяю щее использовать рыбную муку, содержащую большое количество белка (до 70%), на пищевые цели. Подсчи тано, что если бы всю вы пускаемую в Норвегии кор мовую муку можно было бы уже сейчас использовать в нишевых целях, то ее бы - хватило на поддержание ж и зн и - 70 млн. чел. Однако в настоящее . время произ водство кормовой муки со ставляет 162 тыс. г, а піь щевой - л и т ь 2 тыс. т. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz