Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

На БМРТ «Никель» Мурманского тралового флота ува­ жают за трудолюбие и отличное знание своих обязанностей боцмана Николая Степановича ІІлакеунова, которого вы ви­ дите на э і ом снимке. Передовой моряк — ударник комму­ нистического труда. Фото Б. Щукина. т г м Ф и я Т Р А У Л Е Р А П Р О Д О Л ­ Ж А Е Т С Я ! ІІІІII [IIIІІІПІМІ!Ill!IIIІІІПІІ [It III I! IIIMil III f ) Г ЛЕТ НАЗАД в co- став Мурманского тра­ лового флота вошел новый траулер — РТ-1'47 «ГІрут». Согласитесь, что четверть века трудовой дея­ тельности для небольшого ио сегодняшним понятиям парового рыболовного судна — срок порядочный, тем бо­ лее что многие его «собра­ тья» уже давно выведены из эксплуатации, а он все про­ должает выходить на промы­ сел и возвращаться в порт приписки с десятками тонн соленой 'и свежей рыбы в трюмах. А вообще за про­ шедшие 25 лет с помощью этого судна были добыты многие сотни тысяч центне­ ров рыбы. РТ-147 «Прут» уже мож­ но считать траулером-ветера- ном. На его палубе, в ма­ шинном отделении, на ходо­ вом мостике потрудилось це­ лое поколение мурманских рыбаков. Неумолимо быстро летит время, и на смену тем. кто ушел на заслуженный отдых, приходит молодежь. Способные, с высоким обра­ зовательным уровнем, моло­ дые моряки стараются при­ умножить славу корабля. А нынешние врёмена для эки­ пажей траулеров бортового траления нелегкие. Поведе­ ние рыбы резко изменилось. Треска уже не ходит боль­ шими плотными косяками, она чаще обитает на мелко­ водьях у берегов, где отло­ вить ее не так-то просто, потому что грунты заде- вистые. Но ведь недаром моло­ дые моряки перенимали опыт ветеранов, их стремление и в трудных, условиях промыс­ ла находить рыбу и мастер­ ски тралить ее. Именно этим качеством и обладает экіі- •таж РТ-1'47 «Прут» под ру­ ководством молодого капита­ на Василия Михайловича Киселева. Упорство и труд привели моряков РТ <Прут» к очередной победе и в этом году. Ойи досрочно, загото­ вив 7105 центнеров рыбного полуфабриката к началу ок­ тября, выполнили социалис­ тические обязательства, при­ нимавшиеся в честь 3.5-ле- тня разгрома немецко-фаши­ стских войск в Заполярье, и стали победителями соревно­ вания в честь этой знамена­ тельной' даты среди экипа­ жей однотипных судов. Сегодня экипаж РТ-147 «Прут» находится в очеред­ ном рейсе. И вновь на про­ мысел повел судно капитан В. М. Киселев. Моряки этого корабля участвуют и социа­ листическом соревновании за достойную встречу 62-іі го­ довщины Великой Октябрь­ ской социалистической рево­ люции. На снимках: капитан В. М. Киселев; траулер-ветеран. Фото Б. Щукина. Под надзором Регистра GGGP Более четверти тыся­ челетия назад в России по­ явился документ, предписы­ вающий трижды и течение каждого лета осматривать все суда и снасти и испор­ ченное чинить. А чтобы су­ довладельцы следили за ис­ правностью своих кораблей, специальному комиссару бы- ■' ло приказано: к случае, 'еі-ш обнаружатся неисправ­ ности, брать штраф с хозя­ ев, -дабы лучше смотрели». Так официально закрепля­ лось требование обязатель­ ного технического надзора за морскими судами. С 1800 года постройка морских судов в России ве- лась под наблюдением Ад­ миралтейства. После Вели­ кой Октябрьской социали­ стической революции был * учрежден Регистр СССР, •который обеспечивает сегод­ ня технический надзор за морским судостроением и торговым мореплаванием. ...На бумагу легли черте­ жи будущего судна, но на верфь они поступят только после одобрения экспертами Регистра СССР, Главное управление которого нахо­ дится в Ленинграде. Но на этом функции Регистра не кончаются: сг.о сотрудники будут наблюдать за ходом строительства судна, прове­ рять качество судовых ме­ ханизмов, утверждать или отклонять поименяемые при построііке материалы, уча­ ствовать в ходовых испы­ таниях. Судно уйдет в пла­ вание только тогда, когда Регистр выдаст ему соот­ ветствующие документы. Представительства Реги­ стра СССР действуют во многих городах и портах страны — Архангельске, Ба­ туми, Жданове, Клайпеде, Мурманске, Находке, Ново­ российске, Одессе, Талли­ не. В составе нашего флота суда десятков типов. Все они были «благословлены» Регистром СССР. Сейчас на его учете состоят почти J6.00 0 морских самоходных судов от 100 регистровых тонн и более с суммарной валовоіі вместимостью около 21 миллиона регистровых тонн. Это второе место в мире по количеству судов и шестое место по нх валовой вместимости. О сегодняшнем дне Реги­ стра СССР мне рассказал его директор Ростислав Ве­ лик: — Судостроение, морепла­ вание буквально на наших глазах сделали огромный шаг вперед, появились у з­ коспециализированные суда — контейнеровозы, баржево- зы, химовозы, газовозы и т. д., суда на воздушной по­ душке и на подводных крыльях, плавсредства для освоения шельфа, плавучие буровые установки. Надзор за всем этим «хозяйством», выработка технических тре­ бовании по ооеспечепшо иез- опа'сности плавания — все это определило новые на­ правления в работе Регистра СССР. Учитываются и те проблемы, которые волнуют сегодня международные ор­ ганизации, ведающие мор­ скими делами. По вернемся к специали­ зированным судам. Взять, к примеру, морские перевозки химических грузов наливом и сжиженных газов. Такие грузы пожаро- и взрыво­ опасны, отличаются кор­ розионной агрессивностью. Строительство судов для их перевозки потребовало но­ вых расчетных методик, при­ менения особых материалов. Используются, например, хромоникелевые стали с вы­ сокой ударной вязкостью при низких температурах, оболочечные конструкции (мембраны) для грузовых емкостей, особая аппара­ тура для контроля за воз­ можными утечками газа. Или коснемся такой про­ блемы. Последние годы ха­ рактеризуются бурным раз­ витием различных типов пе­ редвижных буровых уста­ новок (ПБУ). Они крайне нужны для освоения при­ брежного шельфа. Разуме­ ете:!, Регистр разрабатыва­ ет Правила классификации и постройки ПВУ. Как известно, наша стра­ на последовательно и пла­ номерно проводит работу по борьбе с загрязнением морл в результате судоходства. На Регистр СССР прави­ тельством возложена, в ча­ стности, задача надзора за проектированием, изготовле­ нием и эксплуатацией судо­ вого технического оборудо­ вания, за строительством и переоборудованием судов в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загряз­ нения моря с судов. Что же касается между­ народных связей, то надо от­ метить контакты советского Регистра с аналогичными организациями, прежде все­ го социалистических стран. Интересы дела, интересы социалистической экономи­ ческой интеграции настоя­ тельно потребовали, чтобы эти страны объединили уси-. лия для решения задач, имеющих практическое зна­ чение для их флотов. Уже проделана большая совмест-' ная работа, в результате ко­ торой создан и постоянно совершенствуется комплекс требований к постройке и эксплуатации судов. Регистр СССР имеет свои постоянные представитель­ ства в 14 странах, а также является членом Междуна­ родной ассоциации класси­ фикационных обществ (МАКО), участвует в подго­ товке технических решений в таких международных ор­ ганизациях, как Межправи­ тельственная морская кон­ сультативная организация IИМКО). Международная- электротехническая комис- сия. Решения, принимаемые этими международными ор­ ганизациями, учитываются в Правилах Регистра СССР Регистр СССР, под над­ зором которого находятся нее три советских атомных ледокола — «Ленин», «Арк­ тика» н «Сибирь», участву­ ет в рабочей группе ИМІІО по безопасности атомных судов, разрабатывающей со­ ответствующий меліду на­ родный под (свод правил). Советский опыт постройки атомных ледоколов и их эксплуатации свидетельст­ вует о кардинальном ре­ шении проблем безопасности атомных судов для окружаю­ щей среды и экипажей :і представляет исключитель­ ную ценность для зарубеж­ ных специалистов. Сейчас большое распро­ странение получают суда па подводных крыльях и на воздушной подушке. Они становятся объектом торгов­ ли на международном рынке Но вот что выяснилось: вы­ полнить полный комплекс требований международных конвенций, применяемый к обычным кораблям, на этих судах невозможно ввиду их специфической конструк­ ции и особых условий дви­ жения. Необходимо было разработать комплекс но­ вых требований, обеспечи­ вающих этим судам уро­ вень безопасности, эквива­ лентный обычным судам тех же размеров и назначений. В подготовке проекта ко­ да этих судов под эгидой МАКО и ИМКО приняли участие специалисты из Ка­ нады, Франции, Норвегии. Италии, ФРГ, США. Анг­ лии и СССР. Почти пять лет продолжалась работа. Выра­ ботаны требования, в кото­ рых оговорены система освидетельствования, нор­ мы проектирования и пост­ ройки. рекомендации по экс­ плуатации и обслуживанию судов на подводных крыль­ ях и на воздушной подушке. В Регистре СССР на основе этих документов разрабаты­ ваются соответствующие правила классификации и построіікн морских судов такого типа. В заключение надо упо­ мянуть ту большую работу, которая ведется и в области контейнеризации. Регистром СССР, в частности, изданы Правила по изготовлению контейнеров, руководство по техническому надзору за контейнерами, находящи­ мися в эксплуатации. Все названные выше ак­ ции осуществлены в стро­ гом соответствии с правила­ ми, закрепленными между­ народными конвенциями, А. НЕПОМНЯЩИМ, корреспондент АПН. КОРАБЛЬ МЕНДЕЛЕЕВА Необычный экспонат хра­ нится в музее Д. И. Менде­ леева при Ленинградском уни­ верситете. Это модель вы­ сокоширотного экспедицион­ ного ледокола, проект которо­ го в 1901 — 1902 годах раз­ работал ученый. Свои расче­ ты он представил государст­ венной комиссии, но получил отказ в грубой форме. Оскорбленный ученый сжег чертежи. Однако чер­ новики удалось найти, и® ним в наше время сотрудник музея А. И. Дубравин и Cffl' здал модель ледокола, тех нические характеристики торого соответствуют н] мерно 50-м годам XX столе тмя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz