Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.
На БМРТ «Никель» Мурманского тралового флота ува жают за трудолюбие и отличное знание своих обязанностей боцмана Николая Степановича ІІлакеунова, которого вы ви дите на э і ом снимке. Передовой моряк — ударник комму нистического труда. Фото Б. Щукина. т г м Ф и я Т Р А У Л Е Р А П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я ! ІІІІII [IIIІІІПІМІ!Ill!IIIІІІПІІ [It III I! IIIMil III f ) Г ЛЕТ НАЗАД в co- став Мурманского тра лового флота вошел новый траулер — РТ-1'47 «ГІрут». Согласитесь, что четверть века трудовой дея тельности для небольшого ио сегодняшним понятиям парового рыболовного судна — срок порядочный, тем бо лее что многие его «собра тья» уже давно выведены из эксплуатации, а он все про должает выходить на промы сел и возвращаться в порт приписки с десятками тонн соленой 'и свежей рыбы в трюмах. А вообще за про шедшие 25 лет с помощью этого судна были добыты многие сотни тысяч центне ров рыбы. РТ-147 «Прут» уже мож но считать траулером-ветера- ном. На его палубе, в ма шинном отделении, на ходо вом мостике потрудилось це лое поколение мурманских рыбаков. Неумолимо быстро летит время, и на смену тем. кто ушел на заслуженный отдых, приходит молодежь. Способные, с высоким обра зовательным уровнем, моло дые моряки стараются при умножить славу корабля. А нынешние врёмена для эки пажей траулеров бортового траления нелегкие. Поведе ние рыбы резко изменилось. Треска уже не ходит боль шими плотными косяками, она чаще обитает на мелко водьях у берегов, где отло вить ее не так-то просто, потому что грунты заде- вистые. Но ведь недаром моло дые моряки перенимали опыт ветеранов, их стремление и в трудных, условиях промыс ла находить рыбу и мастер ски тралить ее. Именно этим качеством и обладает экіі- •таж РТ-1'47 «Прут» под ру ководством молодого капита на Василия Михайловича Киселева. Упорство и труд привели моряков РТ <Прут» к очередной победе и в этом году. Ойи досрочно, загото вив 7105 центнеров рыбного полуфабриката к началу ок тября, выполнили социалис тические обязательства, при нимавшиеся в честь 3.5-ле- тня разгрома немецко-фаши стских войск в Заполярье, и стали победителями соревно вания в честь этой знамена тельной' даты среди экипа жей однотипных судов. Сегодня экипаж РТ-147 «Прут» находится в очеред ном рейсе. И вновь на про мысел повел судно капитан В. М. Киселев. Моряки этого корабля участвуют и социа листическом соревновании за достойную встречу 62-іі го довщины Великой Октябрь ской социалистической рево люции. На снимках: капитан В. М. Киселев; траулер-ветеран. Фото Б. Щукина. Под надзором Регистра GGGP Более четверти тыся челетия назад в России по явился документ, предписы вающий трижды и течение каждого лета осматривать все суда и снасти и испор ченное чинить. А чтобы су довладельцы следили за ис правностью своих кораблей, специальному комиссару бы- ■' ло приказано: к случае, 'еі-ш обнаружатся неисправ ности, брать штраф с хозя ев, -дабы лучше смотрели». Так официально закрепля лось требование обязатель ного технического надзора за морскими судами. С 1800 года постройка морских судов в России ве- лась под наблюдением Ад миралтейства. После Вели кой Октябрьской социали стической революции был * учрежден Регистр СССР, •который обеспечивает сегод ня технический надзор за морским судостроением и торговым мореплаванием. ...На бумагу легли черте жи будущего судна, но на верфь они поступят только после одобрения экспертами Регистра СССР, Главное управление которого нахо дится в Ленинграде. Но на этом функции Регистра не кончаются: сг.о сотрудники будут наблюдать за ходом строительства судна, прове рять качество судовых ме ханизмов, утверждать или отклонять поименяемые при построііке материалы, уча ствовать в ходовых испы таниях. Судно уйдет в пла вание только тогда, когда Регистр выдаст ему соот ветствующие документы. Представительства Реги стра СССР действуют во многих городах и портах страны — Архангельске, Ба туми, Жданове, Клайпеде, Мурманске, Находке, Ново российске, Одессе, Талли не. В составе нашего флота суда десятков типов. Все они были «благословлены» Регистром СССР. Сейчас на его учете состоят почти J6.00 0 морских самоходных судов от 100 регистровых тонн и более с суммарной валовоіі вместимостью около 21 миллиона регистровых тонн. Это второе место в мире по количеству судов и шестое место по нх валовой вместимости. О сегодняшнем дне Реги стра СССР мне рассказал его директор Ростислав Ве лик: — Судостроение, морепла вание буквально на наших глазах сделали огромный шаг вперед, появились у з коспециализированные суда — контейнеровозы, баржево- зы, химовозы, газовозы и т. д., суда на воздушной по душке и на подводных крыльях, плавсредства для освоения шельфа, плавучие буровые установки. Надзор за всем этим «хозяйством», выработка технических тре бовании по ооеспечепшо иез- опа'сности плавания — все это определило новые на правления в работе Регистра СССР. Учитываются и те проблемы, которые волнуют сегодня международные ор ганизации, ведающие мор скими делами. По вернемся к специали зированным судам. Взять, к примеру, морские перевозки химических грузов наливом и сжиженных газов. Такие грузы пожаро- и взрыво опасны, отличаются кор розионной агрессивностью. Строительство судов для их перевозки потребовало но вых расчетных методик, при менения особых материалов. Используются, например, хромоникелевые стали с вы сокой ударной вязкостью при низких температурах, оболочечные конструкции (мембраны) для грузовых емкостей, особая аппара тура для контроля за воз можными утечками газа. Или коснемся такой про блемы. Последние годы ха рактеризуются бурным раз витием различных типов пе редвижных буровых уста новок (ПБУ). Они крайне нужны для освоения при брежного шельфа. Разуме ете:!, Регистр разрабатыва ет Правила классификации и постройки ПВУ. Как известно, наша стра на последовательно и пла номерно проводит работу по борьбе с загрязнением морл в результате судоходства. На Регистр СССР прави тельством возложена, в ча стности, задача надзора за проектированием, изготовле нием и эксплуатацией судо вого технического оборудо вания, за строительством и переоборудованием судов в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загряз нения моря с судов. Что же касается между народных связей, то надо от метить контакты советского Регистра с аналогичными организациями, прежде все го социалистических стран. Интересы дела, интересы социалистической экономи ческой интеграции настоя тельно потребовали, чтобы эти страны объединили уси-. лия для решения задач, имеющих практическое зна чение для их флотов. Уже проделана большая совмест-' ная работа, в результате ко торой создан и постоянно совершенствуется комплекс требований к постройке и эксплуатации судов. Регистр СССР имеет свои постоянные представитель ства в 14 странах, а также является членом Междуна родной ассоциации класси фикационных обществ (МАКО), участвует в подго товке технических решений в таких международных ор ганизациях, как Межправи тельственная морская кон сультативная организация IИМКО). Международная- электротехническая комис- сия. Решения, принимаемые этими международными ор ганизациями, учитываются в Правилах Регистра СССР Регистр СССР, под над зором которого находятся нее три советских атомных ледокола — «Ленин», «Арк тика» н «Сибирь», участву ет в рабочей группе ИМІІО по безопасности атомных судов, разрабатывающей со ответствующий меліду на родный под (свод правил). Советский опыт постройки атомных ледоколов и их эксплуатации свидетельст вует о кардинальном ре шении проблем безопасности атомных судов для окружаю щей среды и экипажей :і представляет исключитель ную ценность для зарубеж ных специалистов. Сейчас большое распро странение получают суда па подводных крыльях и на воздушной подушке. Они становятся объектом торгов ли на международном рынке Но вот что выяснилось: вы полнить полный комплекс требований международных конвенций, применяемый к обычным кораблям, на этих судах невозможно ввиду их специфической конструк ции и особых условий дви жения. Необходимо было разработать комплекс но вых требований, обеспечи вающих этим судам уро вень безопасности, эквива лентный обычным судам тех же размеров и назначений. В подготовке проекта ко да этих судов под эгидой МАКО и ИМКО приняли участие специалисты из Ка нады, Франции, Норвегии. Италии, ФРГ, США. Анг лии и СССР. Почти пять лет продолжалась работа. Выра ботаны требования, в кото рых оговорены система освидетельствования, нор мы проектирования и пост ройки. рекомендации по экс плуатации и обслуживанию судов на подводных крыль ях и на воздушной подушке. В Регистре СССР на основе этих документов разрабаты ваются соответствующие правила классификации и построіікн морских судов такого типа. В заключение надо упо мянуть ту большую работу, которая ведется и в области контейнеризации. Регистром СССР, в частности, изданы Правила по изготовлению контейнеров, руководство по техническому надзору за контейнерами, находящи мися в эксплуатации. Все названные выше ак ции осуществлены в стро гом соответствии с правила ми, закрепленными между народными конвенциями, А. НЕПОМНЯЩИМ, корреспондент АПН. КОРАБЛЬ МЕНДЕЛЕЕВА Необычный экспонат хра нится в музее Д. И. Менде леева при Ленинградском уни верситете. Это модель вы сокоширотного экспедицион ного ледокола, проект которо го в 1901 — 1902 годах раз работал ученый. Свои расче ты он представил государст венной комиссии, но получил отказ в грубой форме. Оскорбленный ученый сжег чертежи. Однако чер новики удалось найти, и® ним в наше время сотрудник музея А. И. Дубравин и Cffl' здал модель ледокола, тех нические характеристики торого соответствуют н] мерно 50-м годам XX столе тмя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz