Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

А ВТОР згой корреспон­ денции Вячеслав В а­ сильевич Чистяков, помощник капитана по про­ изводству Б М Р Т 2 4 1 3 «В ер­ ховика». В Мурманский тра­ ловый ф;іот пришел в февра­ ле 1 8 7 5 года после оконча­ ния Ленинградского институ­ та холодильной промыш- леннвсти я учебы в аспиран­ туре. Ходил матросом, рыв- маетером, стараясь постичь все тонкости работы на ры- бофайрике. Только после это­ го стал помощником капита­ на по производству. На «Верховнне» сделал два рей­ са. В у с л о в и я х э к о н о м и ч е с к о й з о н ы JP л с с тс а з Б М Р Т - 2 4 1 3 н а с л е д и е „ В е р р е й с е ж о ш ж ш а. Вячеслав Васильевич ЧИСТЯКОВ 111111111Ш!11!11111 іП11!IН!Iі11И11IIі!Ні111111111111!111111'IИf!11111111П11Ш1 і 111іIН1111> 1111111і111іt!1111!И11II11/ l.'l ill lil IIIIIIIIIII1 Ml IШШ 1 i1 III!1 IIIIIIIIII111i!Iill I П ОСЛЕДНИЙ РЕЙС экипажа БМ Р Т -2 4 13 «Верховина», как н предыдущий, проходил в Северо - Западной Атланти­ ке. в экономической зоне. Это накладывало определен­ ные отнечаткн на те усло­ вия, в которых приходилось работать. Это и постоянные смены районов и объектов промысла, строгое соблюде­ ние правил лицензионного лова. Многие работали в .этом районе впервые, так как экипаж значительно об­ новился: лето — время от­ пусков. Хорошо, что моря­ ки, даже молодежь, уже имели опыт обращения с ры ­ бой, но в большинстве сво­ ем работали на траулерах других типов и не умели об­ ращаться с МАРами. Поэтому сразу пришлось не только восстанавливать навыки обработки рыбы, но и учиться работать с новым технологическим оборудова­ нием. В этом большую по­ мощь оказал механик - на­ ладчик 'А . Д. Мазуренко. Он пошел на «Верховнне» во второй рейс и знал оборудо­ вание, как и подобает на­ стоящему мастеру. Вскоре и этот недочет новичков был устранен. 19 июня мы вышли на промысел окуня. Проблем с обработкой рыбы не было. Двое-трое суток — и боль­ шинство рыбообработчиков восстановили свои навыки. Развернулось социалистиче­ ское соревнование между сменами и на лучшего шкер- щика. Мои помощники — рыбмастера И. П. Журавлев "и А. А. Засименко, делали все зависящее от них, чтобы сплотить рыбообработчиков своих смен, создать друж ­ ный, сплоченный коллектив. И это нм удалось. При су­ точном задании выпуска пи­ щевой мороженой продукции 12,09 тонны мы нередко пере­ крывали среднесуточную вы­ работку в 20 тонн. Причем выпускали только разделан­ ную рыбу, готовую для коп­ тильного производства. Сы­ рьем нас обеспечивали в достаточном количестве, ведь старшим мастером лова • на «Верховнне» был ныне лау­ реат Государственной пре­ мии СССР за 1979 год В. П. Бирюков. Размерный ряд окуня — от 25 сантиметров и выше. С самого начала соревно­ вание приняло плодотворный характер соперничества и со­ трудничества. Опытный рыб- мастер И. II. Журавлев был достойным примером для мо­ лодого коллеги А. А. Заси­ менко. Постоянно, при пере­ даче работы другой смене, мастера старались, чтобы не страдало дело. Рассказывали друг другу об особенностях работы на новом объекте, ка­ кая рыба может «потерпеть», а какую нужно убрать бы­ стрее. Мы нацеливали всех ры­ бообработчиков на макси­ мальный выпуск продукции улучшенного ассортимента. Весь коллектив рыбофабри- ки понял эту задачу, и ре­ зультаты говорят за себя. З а 16 промысловых суток при плановой заморозке 197,4 тонны было выпуще­ но 265,9 тонны, причем только 14,9 тонны из обще­ го количества было заморо­ жено кругляком из-за невоз­ можности срочно обработать рыбу. За 2) сутки работы в дру­ гом районе промысла замо­ рожено 4 8 5 ,9 тонны рыбы при плане 3 70 ,6 тонны. 31 сутки мы промышляли палтус и макрурус. Здесь результаты несколько хуже. При плане 377,2 тонны мы смогли выпустить всего 344,2 тонны мороженой про­ дукции. Невыполнение пла­ на по заморозке в этом рай­ оне объясняется не только плохой промысловой обста­ новкой, по и особенностями обработки макруруса. Макрурус согласно требо­ ваниям ' ГОСТа 20057-74 можно морозить только в разделанном виде. То есть при выполнении суточного плана по вылову рыбы в ко­ личестве 17 тонн (для дан­ ного района) задание по за­ морозке в 12 тонн невозмож­ но. поскольку из 17 тонн сыр­ ца выходит только 8,041. тонны разделанной. Тем не менее план по вылову пе­ ревыполнен. Добыто 673 тон­ ны сырца, что составило ] 26,9 процента задания. Кроме того, было выпуще­ но 57 тысяч условных банок консервов печени макруруса, четыре тонны ветеринарного жира. Замечу, что печень макруруса очень богата жи­ ром, который составляет око­ ло 75 процентов общего веса печени. Нематодов нет. По­ этому считаю, что возможно вырабатывать не только ве­ теринарный жир, но и полу­ фабрикат медицинского. Консервная бригада вооб­ ще постаралась в этом рейсе. Выпуск консервов составил 148 процентов, или в абсо­ лютном выражении 189,5 ты­ сячи условных единиц при плане 128 тысяч. Коллек­ тив здесь подобрался друж­ ный, и если бы было доста­ точно сырья, могли сделать и 250 тысяч условных банок консервов. Отличились кон­ сервные мастера М. П. По­ пов и М. X. Гилфанов, по­ мощник консервного мастера В. В. Медведев и другие. На заключительном этапе рейса мы промышляли мой­ ву. Октябрь в этом году для судов, • работающих в этом районе, оказался на редкость «неуловистым». Правда, опыт и мастерство тралмей­ стера В. П. Бирюкова позво­ лили нашему экипажу до­ быть 336.6 тонны мойвы. Общий ассортимент вы­ пущенной продукции — 22 наименования. За 82 про­ мысловых суток план по вы­ лову выполнен на 135 про­ центов, по заморозке — на 101,6 процента, по стоимо­ сти пищевой продукции — на 137 процентов, по реали­ зации — на 141,9 процента. Высокие результаты — именно за счет выпуска про­ дукции улучшенного ассорти­ мента. Хочется отметить работу всего коллектива рыбофабрн- ки. Особенно рыбмастеров И. П. Журавлева, чья смена заняла первое место в со- циалистнтеском соревнова­ нии, А. А. Засименко, вете­ рана тралфлота фактуровщи- ка Ф. И. Селиванова. Среди лучших — матросы тт. Мар­ ченко и Сидорук, отличные шкерщики, они освоили и смежную специальность — работу на МАРах. Неплохо работали и трюмные матро­ сы тт. Ипатов и Петров. Они аккуратно складировали груз, при большом ассорти­ менте продукции не было у них пересортицы. Трудно выделить кого-либо из нодвахты. Конечно, до рыбообработчиков им было далеко, но старания. жела- ния работать им не зани­ мать. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хоте­ лось бы сказать о не­ достатках оборудова­ ния рыбофабрики. .На совре­ менном судне недопустимо такое количество ручного труда. Для того, чтобы пере­ валить рыбу-сырец с транс­ портера в лоток для после­ дующей переработки, бун­ керному приходится пере­ гружать за четырехчасовую вахту до 7 тонн рыбы. Не­ производительные потери времени имеются и при до­ ставке рыбы на рыбодел при производстве тушки. Отсут­ ствие накопителей, а так­ же места для их установки, делает практически невоз­ можной работу по одновре­ менному выпуску четырех п более видов разделанной ры­ бопродукции. По этой же причине значительно затруд­ няется рассортировка улова, состоящего из трех п более видов рыб (Заметьте. что рыбу-сырец нужно еще вручную подать с транспор­ тера па лоток). Сортировка улова непо- с 11 едст венно на транспортере невозможна по двум причи­ нам. 1. Сортировщикам при­ шлое!. бы всю отобранную (третий и более ассортимент) рыбу и непищевой прилов поштучно перебрасывать на транспортеры. Работа трудо­ емкая и крайне непроизводи­ тельная 2. При подаче ры­ бы. например, с крайнего правого клннкета на транс­ портер и последующем ее направлении на заморозку на правую линию сортировка практически невозможна из- за очень короткого пути дви­ жения рыбы по транспорте­ ру. А такое положение скла­ дывается постоянно при одно­ временной работе обеих мо­ розильных линий Невозмож­ на сортировка рыбы и на ковшовых транспортерах, ко­ торые находятся почти на уровне палубных решеток. Недостатки легко устра­ нимы. Об этом мы с механп- ком-наладчиком А. Д. Мазу­ ренко докладывали и после первого рейса на «Верховн­ не». Но судно не заходило в порт приписки, поэтому что- либо изменить не удалось. Теперь назрела необходи­ мость в переоборудовании фабрики. Согласие на это от руководства флота получено. В. ЧИСТЯКОВ, помощ­ ник капитана по произ­ водству ВМРТ «В ерхо­ вика». П Е Р Е О Б О Р У Д О Р Ы Б Н О Й Ф А Б В 1 СЕ вышеуказанные не­ достатки, кроме тран­ спортировки рыбы для производства тушки на рыбодел и устройства про­ межуточных накопителей, можно устранить, если произ­ вести следующ ее несложное переоборудование. Лоток (9) необходимо за­ менить реверсивным транс­ портером (2 2 ) я установить дополнительный транспор тер (23). Преимущества та­ кого переоборудования оче­ видны. Во-первых, полностью ис­ ключается ручная перевалка рыбы. Во-вторых, в полной мере обеспечивается сорти­ ровка улова по видам рыб, отбору" непищевого прилова, технической рвани к так да­ лее. Транспортеры (12 ) и (.20) используются как накопители для двух других видов рыб, имеющихся в улове. Такое переоборудование вполне возможно произвести силами самого экипажа во время переходов или отсут­ ствия нормальной промысло­ вой обстановки. Для этого необходимо только обеспе­ чить судно оборудованием и материалами. При невозмож ­ ности полного обеспечения можно вместо лотка (9) пере­ ставить транспортер (24), который фактически бездей­ ствует в течение всех про­ мысловых рейсов судна. В А Н И Е Р И К И ПЕРЕЧЕНЬ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ УСТАНОВКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ 1. Мотор р е д у к т о р іѴІРАС-Ш 0 7 /2 5 В/ТМ с электродвигателями АОМ -22- 4Т зав. № 117 в количестве двух комплектов. 2. Барабан приводной диа­ метром 160 мм, длина — 300 мм в комплекте с валом под подшипник № 1307. 3. Корпус подшипника с крышкой под подшипник № 1307 — 4 комплекта. 4. Барабан натяжной дли­ ной 30 0 мм, диаметром 160 мм с валом и лабирин­ товым уплотнителем под подшипник № 30 6 — три штуки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz