Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

'ШШ И НШШ ІІШШШ ІШШШШШШЖ ІШ Н ІІІШ ІН ІШШ ІІІН ІІ Н о г д а в е р с т а л с я н о м е р ( УСПЕШНЫЙ СТАРТ I Е ~\J СПЕШНО трудится экипаж научно- Е Е у поискового судна «Навел Каиков». — Е название^ в честь летчика - истре- Е Е бителя Героя Советского Союза II. А. - Е Кайкова, которыіі погиб в годы войны, заіди- = Е щая Заполярье. Напряженными были первые = Е дни рейса. Условия работы требовали в крат- - Е чайшие сроки произвести обкатку ітромысло- — Е вого вооружения и технологического оборудо- Е Е вання. = =: Сейчас по вылову «П. Каіжов» не уступает - Е головным судам промыслового флота. Экипаж Е 5 выступил среди коллективов управления «Сев- Е Е рыбпромразведка» инициатором еоциалистиче- = Е ского соревнования в честь 110-й годовщины — = со дня рождения В. И. Ленина и принял до- = Ё поляительные повышенные обязательства, где Е главное внимание уделено повышению эф- — Е фективности и качества научно-поисковых ра- = Ё бот. _ Е Е Впереди длительный рейс. Будем работать _ Е так. чтобы высоко держать честь корабля. = Е А, ТКАЧ, первый помощник капитана. = Ё (По радио). 5 11П111:111!11:1Н!11И1И11111111111111III 11Н11!Н111 !М111111!11!11111SН~ HA СНИМКАХ: Торжественный момент: подъем Государственного флага СССР на новом ко­ рабле промысловой развед­ ки Северного бассейна. На ходовом мостике но­ вого траулера третий по­ мощник каиятана Алек­ сандр Иванович Назаров и матрос-рулевой Юрий Галя- мов. УШЕЛ В БЕССМЕРТИЕ Q f k Н О Я Б Р Я 1941 года. / М Э скадр и лья воз- в р ащ ал а сь с боевого задания: ш ту рм о вал и в р аж е ­ ские позиции на М у рм ан ­ ском направлении. Почти ^есь боезапас выпустили на­ ши соколы по ф аши стам . К аж ды й такой вылет нем алый урон захватчикам . jfJroT у лей тен ан та П авл а К айкова ш естьдесят седь­ мой. Е сл и не считать 110 полетов с иными заданиями. Н при этом пять воздушных боев. П ять р аз Кайков со Своими товарищ ами р азго ­ н я л к ры л аты х разбойников верм ахта. ...Внизу заснеж-енные соп­ ки с серым к ам уф ляж ем , скал и зарослей. А вон чер­ н а я лен та посадочной поло­ сы прочертила белое поле аэродром а. Ещ е минута, другая, и д р у зья летчики радостно встретят там, на земле. Но что это? Т ревож ны й голос в наушниках заставил П а в л а о тк а за ть ся от посад­ ки: следом с запада ш л а чер­ ная стая «м ессеров». К р асн о звезд н ая тройка машин устр ем ил ась им на­ встречу. Численный п ере­ вес был явно на стороне про­ тивника. Но не это беспоко- ЗЛо летчиков, не впервой бить ф аш и стских асов в меньшинстве — почти не Осталось патронов! С воем за к р уж и л и сь са- м о л еты $ свинцовом м урм ан ­ ском небе. П ав ел сх ватил ся 3 д в ум я стервятниками. Лов- ЦО у в ерн увш ись от одного, д а л несколько коротких оче­ редей По второму. Видя решимость советско­ го летчика, ф аш и ст задал деру. Видать, опыт научил. Второй о к азал с я понаглей. Очевидно, ж е л а н и е получить награду фю р ер а было выше страха. Он упорно р в ал ся к наш ем у аэродрому. Вы сота 150 метров. Пой­ мав пирата в прицел, П авел н а ж а л на гаш етку, но... привычной очереди не после­ довало: боезапас кончился... О ставал о сь одно таран! И о тваж ны й л ет ч и к пошел в лобовую а так у . П у сть ценой своей ж изни, но спасти а э р о ­ дром, помочь товарищ ам ... И не только аэродром п р и кры в ал он — свою Р о д и ­ ну. ...Д ал ек ая дер ев н я Меже- во в К алининской области, Б е л о б е р е за я , п р о п ахш ая ве­ шними травами. Л аск о вы е гл а за м атери. П ервы й вдох Соснового запах а парт в сен­ тябре. Ш к о л а Ф ЗУ в К а л и ­ нине. Видавший виды то ка р ­ ный станок, гордость первой детали. Волнение от прикос- м в е н п я к кн иж ечк е ком со­ мольского билета. Военное училище. торж ествен ность выпускного вечера. С у р о ­ вость июньского репродук- ора. Скорбь п ер вы х потерь и а за р т первого боя. Они пр авильны е, эти 2 4 года... Н ер вы у ф р н ц а не вы д ер ­ ж али. Д ав разворот, он у с т ­ реми лся вниз, пы тая с ь спа­ стись бреющ им полетом. - Не уйдеш ь, гад! Павел бросил м аш и н у на уходящ ий «мессершм іггт». Он не за м еч ал стрем ительн о п р и бл иж ающ ей ся зе м л и — все внимание сосредоточено на р асп л аставш и х ся к ры л ья х с крестами. На зем л е бойцы с трево­ гой наблюдали за поедин­ ком, т е р за я с ь сознанием то­ го, что невозможно помочь товарищу. Вот над самыми в ер х уш к а ­ ми деревьев П авел настиг. - м ессера >. С веркающи й круг проп ел л ер а в р е з а л с я в паучью свастику на опе­ ренье. Б р ы зн у л и осколки... Почти одновременно в гуще заинд евелы х деревьев гр о ­ мы хнули два взры ва. 6 июня 1 9 4 2 года. У к а ­ зом П р ези д и ум а Верховного Совета С С С Р пи лоту 147-го истребительного авпацнон- ного полка 1-й ави ад ивизии П а в л у .Александровичу Май­ кову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 18 марта 1979 года. Па Гданьской судостроительной верф и пн. В. 11. Л енина спу­ щ ено на воду новейш ее с у д­ но перспективной р азвед ки , су п ер т р а у л е р «П а в ел К ай­ ков», строивш ийся по з а к а ­ зу Советского Союза. 15 октября 1979 года. Этот день - самы й т о рж е ­ ственный д л я судна и эки­ паж а. Н а кормовой палубе по пр авом у борту вы стр о и л ­ ся л ич ны й состав. По л ев о ­ му борту -- судостроители. Р я д ом с капитаном В асили ем А л ек сан д р о в и ч ем А лф е р т ье- вь::і — к р ес т н ая м ать» ко­ р абл я. работница торгпред­ ства Т ам а р а А л ек сан др о в н а Ж е р я к о в а. Т аков морской обычай — при спуске судна на воду выбирают ему кр е­ стную мать. На то рж естве — сотрудники посольства, торговы е п р ед­ ставители, пред­ ставители «Судо- нмпорта». П о д а е т с я ком ан да «смирно». Ор­ кестр и г р а е т Гимн Польской Н ар о дно й Р есп у б ­ лики. С ф л а гш то к а м ед л ен ­ но спу ск ается польский флаг. 17.00. Над притихш им ко­ р аблем величественно раз­ н о сятся зв у к и Гимна С овет­ ского Союза. Р у к а капитана в зл е та ет к к о зы рьку. Второй .пом ощ н и к к ап итана В лади­ мир П уш к ар ев м едлен но пе­ ребирает ф ал. Й а ф л а гш то ­ ке полы хнуло алое полотни­ щ е с серпом и молотом. «П а в ел К айков» вступил в строй. О чем дум ал в этот т о рж е ­ с твенный миг капитан В аси­ лий А л ф е р т ь ев ? Мы сли его, к ак и слова на судовом ми­ тинге, были обр ащ ены к тем людям , которы е вы строились на палубе. К тем, с кем ему п редстояло пройтн не одну ты сячу ш торм овы х миль, р а зд е л и ть и ледовую опас­ ность С еверной А тл ан тики , и зной тропиков. К ак они про­ я в я т себя в нелегком ры бац ­ ком деле? Не всп ом инал л иш ь ка і- тан о своих заботах, о том, что не зн ал он в эти дни ни м и н у ты покоя. В едь ем у ком ан до вать судном. А пото­ му надо было вникн уть в к а ­ ж д ую деталь, им еть тесный контакт с судостроителям и. А плодами его раздум и й над х и тр осп летен иям и конст­ рукций я в и л с я ряд новшеств. Например, по предлож ению В. А. А л ф е р т ь е в а бы ла из­ м енена топливоперекачива- ющ ая система с учетом тре­ бований предо твр ащ ен и я за ­ гр язн ен и я о к р уж ающ ей ср е ­ ды. 24 октября 1979 года. «П а в ел К айков» ош вар то ­ в ался у причала М у рм ан ­ ского рыбного порта. Внеш ­ ний вид су п ер т р а у л е р а ср азу Привлек внимание м у рм ан ­ чан: «К р аси вы й корабль!». Ну к ак не позавидовать тем, кто будет тр удиться на та­ ком корабле! Но ещ е б о л ь­ ш ее ж ел ан и е выйти в океан на этом судне вы зы вает его внутрен ний осмотр. Просторную , светлую хо­ довую рубку впору назвать залом . Приборы , т ум б л еры и кнопки новейшего нави гац и ­ онного оборудования скомпо­ н ованы на удобном, эстетич­ но оф о рм л енном пульте. К руговой обзор. Ч е р е з боль­ шие окна вся. к ак на л ад о ­ ни, необычно ш и р о к ая рабо­ ч ая палуба. Отсюда ж е, из рубки, предусмотрено у п р ав ­ л ение всеми о п ерац иям и по спуску и по д ъем у трала. II надо еще прибавить к тому удобства, сн иж ающ ие у т ом ­ л я ем о с ть при несении вахты . '-П авел К айков» — судно вы сокого к л ас са н а сыщ ен и я автом атикой. У правлен ие главным двигателем дистан­ ционное, автоматическое. ] Іолностыо автом атизирован паровой котел. Машинное от­ д еление располож ено так. что в каю тах почти не с лыш ­ но ш ума ди зелей и сведена к м инимуму вибрация. С оврем енная рыбофабр.пка оборудована морозильными к ам е р а м и прои зводительно­ стью 4 0 тонн в сутки. А вто ­ м атизир о ван а система от­ к ры ти я бу н кер а емкостью в 20 тонн. А чтобы рыба со­ х р а н я л а свои качества. в бун кере предусмотрена систе­ ма охлаж дени я. М еханизи ро­ ваны процессы обработки рыбы и приготовления ры ­ бопродукции. Облегчен труд м а т р о с а -ф ак ту р о вщ и к а, не нуж но о б в я зы в ать у пако в­ ку — это сделает машина. У д овольствие от зн аком ст­ ва с судном будет непол­ ным, если не осмотреть удобны е каюты, одномест­ ные для комсостава и дву х ­ местны е — д л я рядового. Уютный салон д л я отдыха, п. что вп ер вы е на судах, баня — сауна. В ш та те 6 5 человек эки­ п аж а м и 10 научны х сотруд­ ников!4! С егодня новый корабль в море. Э кипаж успешно начал первый рейс. Е АВГУСТИНОВИЧ. Рис. и фото автора. ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НАВЁЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КАЙКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz