Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

В МУРМАНСКОМ тр а­ ловом флоте хорошо знали и до сих пор по­ мнят коммуниста Григория Спиридоновича Фороіцука. Это был человек больших знаний, широкой души, не­ сгибаемой воли, открытого сердца, огромного таланта воспитателя молодежи. Трудную, но достойную подражания жизнь прожил Григорий Спиридонович. Р о ­ дился он в 1902 году в се­ ле Голая Пристань Херсон­ ской области. Почему имен­ но так называлось село, се­ годня это вряд ли кто ска­ жет. Но именно оттуда и на­ чинался трудовой путь Г. С. Форошука. Тринадцатилетним маль­ чишкой Григорий устроился работать кухарем (на Севе­ ре - - зуек) на небольшое парусное судно частннка- предпринимателя. Команда состояла всего из четырех человек, но это был требова­ тельный народ, и ошибок, небрежности кухарю не про­ щали. Старательность, об­ щительность паренька вско­ ре всем пришлись по душе, поэтому он и смог продер­ жаться четыре года. Платили мало — пять рублей в ме­ сяц, но привлекала Григория любовь к плаваниям. На пя­ тый год его перевели в матросы. ЕГІ Ш ШИТ MIT ІІПШ НИМИ III Mill llllil 1!11!111II!111II11!111111! 11! 11:111!11!1111П II III HUM Hill III III! Illl Hill! 1111П 11i 11111Mill lllll! [I II! HIM Тяга к накоплению зна­ ний всегда была присуща Григорию Спиридоновичу. Именно поэтому в 1921 году он поступает в мореходную школу, которая к тому вре­ мени была организована в селе Голая Пристань. Полу­ чив диплом штурмана мало­ го плавания, Г. С. Форощук начал плавать шкипером па­ русных судов на Азовском море, а затем н помощником капитана. В 1930 году по призыву партии и комсомола Г. С. Форощук * приехал в Мур­ манск осваивать богатства Севера. Трудное это было время, многого не хватало для нормальной работы. Но в море все ходили и труди­ лись по-ударному: рыболов­ ные траулеры возвращались в родной порт с полными трюмами трески и пикши, палтуса и ерша. В 1931 го­ ду, пройдя путь от второго штурмана до старшего по­ мощника капитана, Григорий Спиридонович был назначен Г. С. ФОРОЩУК. капитаном на РТ-16 «Ле­ нин». Это было судно не­ мецкой постройки, тяжелое на ходу, но его экипаж мно­ го раз добивался больших трудовых побед. В ГОДЫ Великой Отече­ ственной войны Григо­ рий Спиридонович ос­ тавался на рыболовных су­ дах, продолжая рыбный про­ мысел. Трудное это было время, потому что рыбачить приходилось под непрерыв­ ными бомбежками и обстре­ лами врага. Были потери. Так, в 1942 году РТ-62. на котором Г. С. Форощук был капитаном, атаковала ф а ­ шистская авиация. Получив серьезные повреждения, тра­ улер затонул. К счастью, экипаж был спасен. Григо­ рия Спиридоновича переве­ ли на РТ-37 «Палтус». В го­ ды войны этот траулер счи­ тался лучшим, его моряки много р аз завоевывали пере­ ходящий вымпел наркома рыбной промышленности. К ОГДА отгремели суро­ вые годы, Григорий Спиридонович ф о р о ­ щук долгое время был флаг­ манским капитаном, а затем капитаном-наетавником Мур­ манского тралового флота. В этой должности он трудил­ ся но апрель 1962 года — до ухода на заслуженный отдых. Григорий Спиридо­ нович вернулся в родные края, поселившись в Херсо­ не. В 1977 году прославлен­ ный капитан тралового фло-ѵ та скончался. Дело ветерана продолжа­ ют другие. Григорий Спири­ донович воспитал целую плеяду отличных рыбаков. Среди них в 1946 году под его руководством начинал на РТ -18 «И. Сивко■> свою рыбацкую жизнь Виктор Петрович Бирюков. Это пре­ красный специалист по ос­ настке орудиіі лова, актив­ ный рационализатор. Ныне он работает старшим масте­ ром по добыче рыбы на БМРТ -2413 «Верховика». Родина высоко оценила за­ слуги Виктора Петровича, удостоив его звания лауреа­ та Государственной премии 1979 года. В. КОПИЛЕВИЧ , сотруд­ ник музея ВРПО «Сев- рыба». У ТРОМ, как только я появляюсь на работе, мне сообщают: «Го­ товьтесь в командировку на промысел». Необходимо в промысловых условиях испы­ тать водоотделители рыбона- сосных установок. Ну что ж, я готов давно к выполнению этого задания. Вечером того же дня вы­ хожу из порта. Через двое с половиноіі суток меняю ме­ сто жительства. Пересесть с одного небольшого судна на другое в условиях открыто­ го моря не представляется возможным, и поэтому не­ сколько экзотическим спосо­ бом -— в специальной люль­ ке с помощью лебедки — меня пересаживают на борт плавбазы «Маточкин Шар». Затем — таким же путем — на СТР с бортовым номером 0308, имеющий красивое на­ звание «Сортавала». Пока отдают швартовые концы и судно, на котором мне предстоит несколько днеіі жить и работать, отча­ ливает от борта плавбазы, я поднимаюсь на мостик. Там все заняты своими обычными делами и меня как будто не замечают. Все правильно — расхолаживаться морякам абсолютно некогда. Но вот капитан передает управление вахтенному штур­ ману, звучит команда: «В поиск». Подходит ко мне, представляется: Князев Вла­ димир Яковлевич. Передо мной невысокого роста сред­ них лет, коренастый «мор­ ской волк», у него добрый взгляд, веселые искорки в глазах, но вид усталый. Уже 24 года Князев ходит рыба­ чить в море, из них 18 лет капитаном. Я успеваю узнать, что де­ ла на судне обстоят не луч­ шим образом, но команда на­ строена очень решительно на выполнение плана и особо важного задания. Уже поз­ же сказали, что несколько дней назад секретарь партий­ ной организации судна Н. Н - Швец провел открытое пар­ тийное собрание, на котором было принято решение: уста­ новленное на октябрь зада­ ние, а с ним и план осенней путины но вылову моіівы вы­ полнить к дню рождения комсомола. Но это позже... А сейчас судно идет в район промыс­ ла на_поиск косяка. На мо­ стике напряженная тишина. Судно ведет третий штурман Ю. К. Ежов. За показаниями поисковых приборов внима­ тельно следит электрорадио­ навигатор А. Б. Гайворон- ский. Да. в современных сложных условиях лова при забросе невода «на авось.» много не наловишь. Чуткие приборы следят за хозяйст­ вом Нептуна, и человеку зна­ ющему они многое могут ска- Вдруг... Четко слышится сигнал зуммера гидролокато­ ра, которыіі на полном ходу судна засек косяк. Тишина взрывается, слышится коман­ да: «Все по местам!» Нави­ гатор докладывает: «Косяк справа по борту. Протяжка — двести, контакт — триста пятьдесят, глубина — пять­ десят». Управление судном на вре­ мя замета переходит к нави­ гатору, которыіі внимательно следит за движением косяка по показаниям приборов, оп­ ределяет курс и четко пере­ дает команды рулевому. И вот расстояние от судна до кромки косяка — пятьдесят метров. Есть контакт! Невод пошел в воду. Траулер дела­ ет круг. Наступает томитель­ ное ожидание — дается вре­ мя. чтобы кошелек опустился на всю глубину. Потом коль­ цевание и выборка На это надо не меньше 3 —4 часов. Но тут передают неблаго­ приятный прогноз погоды: ожидается усиление ветра до 1 4— 17 метров в секунду и подъем волны до трех --ч е ­ тырех метров. Надо спе­ шить. Матросы во главе с тралмейстером В. Т. Яковле­ вым действуют четко и сла­ женно. «Кошелек», полный серебристой мойвой, у бор­ та. Следует вздох радости и Облегчения. Но, как -гово­ рят рыбаки, «рыба в «ко­ шельке» — это еще не наща рыба, пашей она станет тог­ да, когда будет сдана». А море разыгрывается. Нам не нужно ждать, пока освободится причал плавба­ зы. Вынуждены часть рыбы закачивать в трюм. Но тут новыіі сюрприз. При очеред­ ном порыве ветра с рыбона­ соса отрывается нагнетаю­ щий шланг. Положение тре­ вожное. В любую минуту может оборваться невод, про­ падет с таким трудом добы­ тый улов. Все, однако, обхо­ дится благополучно. Освободился причал. Ка­ питан уверенно и очень точно пришвартовывает свое судно И пошла рыба на борт базы. Быстрее, еще быстрее, сдано уже много, но какая-то часть еще остается в неводе. А шторм разыгрывается не на шутку. Решение одно: во избежание аварии прекратить грузовые операции и отхо­ дить от базы. Судно с «ко­ шельком» у борта, в котором осталась небольшая часть улова, следует в укрытие, к острову. Я не выдерживаю шторма и спускаюсь к себе в каюту. Ложусь на койку и оказыва­ юсь в положении малыша в коляске, которому совсем не хочется спать, а мама пыта­ ется его убаюкать. Не зави­ дую ему. Понемножку прихожу в себя, и мне уже кажется, что я переваливаю с сопки на сопку в поисках грибов. Но что это? Слышится удар страшной силы, и в каюте становится темно. Воды нет, значит, ничего страшного. Да это просто очередная вол­ на прошлась по борту, за­ крыв собой иллюминаторы. Судну такое нипочем — оно надежно защищено. Я успокаиваюсь и начинаю наблюдение. Вот «Сортава- Аа» очередной раз ныряет в йучину волн, за стеклом ил­ люминатора красиво —- го­ лубая вода (кстати, по сооб­ щению гидрологов, Баренце­ во море — самое чистое из всех прибрежных морей ми­ ра), впечатление такое, буд­ то нахожусь в батискафе и сейчас увижу чью-нибудь симпатичную мордочку. Но, увы, ее нет! А в скором вре­ мени я. убаюканный качкой, засыпаю. По приходе в укрытие уз­ наю: появилась дополнитель­ ная работа — нужна штопка невода (штормом все-таки порвало его). Пока море штормит, команда старается привести в порядок рыболов­ ное снаряжение. Затем — обычные рыбац­ кие хлопоты: поиск, замет, сдача улова. Для выполне­ ния государственного зада­ ния, а с ним и плана по вы­ лову (с годовым планом по реализации экипаж справил­ ся еще в весеннюю путину, судно было названо лучшим в своем отряде судов) требу­ ется один удачный замет. Но его пока нет. Ни одно судно не может взять'улова. Рыба как будто есть. Вот и у нас (да, я уже почти член экипажа), кажется, «клюну­ ло». . Электрорадионавигатор Анатолий Гайворонский за­ секает косяк, но он ведет се­ бя очень странно. Я уже говорил, что одэдт- ному специалисту гидроло­ катор может рассказать о рыбе многое. Сейчас он. сооб­ щил, что направление ветра совпадает с направлением движ'ения рыбы. Что это зна­ чит? Если метать невод как- обычно — против ветра, то рыба успеет уйти еще до то­ го. как ее закольцуют. Вот причина неудачных заметов. Специалисты «Сортавалы» (капитан, навигатор, мастер лова да и все моряки) счита­ ют, что они смогут поставить невод по ветру, отрезая путь косяку. Расчет на свои зна­ ния и опыт. II он оправдыва­ ется. Взят хороший улов. Это победа. Пока заняты все плавбазы, рыбу закачиваем в трюм: осенью погода очень и імен- чива. Вокруг невода резвятсд сытые чайки, будто играют в пятнашки: ныряет одна, другая, -третья. Вдруг две из них выскакивают из воды и разбегаются кто куда, а ко­ гда появляется третья, она смотрит удивленно и обижен­ но, не находя ни одной «под­ ружки». Моряки, занятые на разгрузке рыбы, наблюдают эту картину и с веселым ш у ­ мом обсуждают ее. Понгйі» их радостное настроение можно: выполнено важное задание, а с ним и план по вылову на осенней путине. А на календаре только 26 ок­ тября. Пока никто не знает еще, что впереди радостное сообщение. Руководство объ­ единения «Му рм анры бпром » приняло решение: СТР-308, как одно из лучших судов флота, поставить на переобо­ рудование, вооружить самым современным электрорадио- навигационным оборудова­ нием, В связи с этим отзы­ вают с промысла. Судно держит курс на юг За кормой остается .ковні Большой Медведицы, над го­ ловой висит Полярная звез­ да, а справа по борту перели­ вается всеми цветами раду­ ги северное сияние. , А. ЗВЕГИНЦЕВ , конст­ руктор «Севтехрыбпро- ма». Баренцево море. Борт СТР-308. зать. Т Р У Д Н Ы Е З А М Ё Т Ы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz