Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.
В МУРМАНСКОМ тр а ловом флоте хорошо знали и до сих пор по мнят коммуниста Григория Спиридоновича Фороіцука. Это был человек больших знаний, широкой души, не сгибаемой воли, открытого сердца, огромного таланта воспитателя молодежи. Трудную, но достойную подражания жизнь прожил Григорий Спиридонович. Р о дился он в 1902 году в се ле Голая Пристань Херсон ской области. Почему имен но так называлось село, се годня это вряд ли кто ска жет. Но именно оттуда и на чинался трудовой путь Г. С. Форошука. Тринадцатилетним маль чишкой Григорий устроился работать кухарем (на Севе ре - - зуек) на небольшое парусное судно частннка- предпринимателя. Команда состояла всего из четырех человек, но это был требова тельный народ, и ошибок, небрежности кухарю не про щали. Старательность, об щительность паренька вско ре всем пришлись по душе, поэтому он и смог продер жаться четыре года. Платили мало — пять рублей в ме сяц, но привлекала Григория любовь к плаваниям. На пя тый год его перевели в матросы. ЕГІ Ш ШИТ MIT ІІПШ НИМИ III Mill llllil 1!11!111II!111II11!111111! 11! 11:111!11!1111П II III HUM Hill III III! Illl Hill! 1111П 11i 11111Mill lllll! [I II! HIM Тяга к накоплению зна ний всегда была присуща Григорию Спиридоновичу. Именно поэтому в 1921 году он поступает в мореходную школу, которая к тому вре мени была организована в селе Голая Пристань. Полу чив диплом штурмана мало го плавания, Г. С. Форощук начал плавать шкипером па русных судов на Азовском море, а затем н помощником капитана. В 1930 году по призыву партии и комсомола Г. С. Форощук * приехал в Мур манск осваивать богатства Севера. Трудное это было время, многого не хватало для нормальной работы. Но в море все ходили и труди лись по-ударному: рыболов ные траулеры возвращались в родной порт с полными трюмами трески и пикши, палтуса и ерша. В 1931 го ду, пройдя путь от второго штурмана до старшего по мощника капитана, Григорий Спиридонович был назначен Г. С. ФОРОЩУК. капитаном на РТ-16 «Ле нин». Это было судно не мецкой постройки, тяжелое на ходу, но его экипаж мно го раз добивался больших трудовых побед. В ГОДЫ Великой Отече ственной войны Григо рий Спиридонович ос тавался на рыболовных су дах, продолжая рыбный про мысел. Трудное это было время, потому что рыбачить приходилось под непрерыв ными бомбежками и обстре лами врага. Были потери. Так, в 1942 году РТ-62. на котором Г. С. Форощук был капитаном, атаковала ф а шистская авиация. Получив серьезные повреждения, тра улер затонул. К счастью, экипаж был спасен. Григо рия Спиридоновича переве ли на РТ-37 «Палтус». В го ды войны этот траулер счи тался лучшим, его моряки много р аз завоевывали пере ходящий вымпел наркома рыбной промышленности. К ОГДА отгремели суро вые годы, Григорий Спиридонович ф о р о щук долгое время был флаг манским капитаном, а затем капитаном-наетавником Мур манского тралового флота. В этой должности он трудил ся но апрель 1962 года — до ухода на заслуженный отдых. Григорий Спиридо нович вернулся в родные края, поселившись в Херсо не. В 1977 году прославлен ный капитан тралового фло-ѵ та скончался. Дело ветерана продолжа ют другие. Григорий Спири донович воспитал целую плеяду отличных рыбаков. Среди них в 1946 году под его руководством начинал на РТ -18 «И. Сивко■> свою рыбацкую жизнь Виктор Петрович Бирюков. Это пре красный специалист по ос настке орудиіі лова, актив ный рационализатор. Ныне он работает старшим масте ром по добыче рыбы на БМРТ -2413 «Верховика». Родина высоко оценила за слуги Виктора Петровича, удостоив его звания лауреа та Государственной премии 1979 года. В. КОПИЛЕВИЧ , сотруд ник музея ВРПО «Сев- рыба». У ТРОМ, как только я появляюсь на работе, мне сообщают: «Го товьтесь в командировку на промысел». Необходимо в промысловых условиях испы тать водоотделители рыбона- сосных установок. Ну что ж, я готов давно к выполнению этого задания. Вечером того же дня вы хожу из порта. Через двое с половиноіі суток меняю ме сто жительства. Пересесть с одного небольшого судна на другое в условиях открыто го моря не представляется возможным, и поэтому не сколько экзотическим спосо бом -— в специальной люль ке с помощью лебедки — меня пересаживают на борт плавбазы «Маточкин Шар». Затем — таким же путем — на СТР с бортовым номером 0308, имеющий красивое на звание «Сортавала». Пока отдают швартовые концы и судно, на котором мне предстоит несколько днеіі жить и работать, отча ливает от борта плавбазы, я поднимаюсь на мостик. Там все заняты своими обычными делами и меня как будто не замечают. Все правильно — расхолаживаться морякам абсолютно некогда. Но вот капитан передает управление вахтенному штур ману, звучит команда: «В поиск». Подходит ко мне, представляется: Князев Вла димир Яковлевич. Передо мной невысокого роста сред них лет, коренастый «мор ской волк», у него добрый взгляд, веселые искорки в глазах, но вид усталый. Уже 24 года Князев ходит рыба чить в море, из них 18 лет капитаном. Я успеваю узнать, что де ла на судне обстоят не луч шим образом, но команда на строена очень решительно на выполнение плана и особо важного задания. Уже поз же сказали, что несколько дней назад секретарь партий ной организации судна Н. Н - Швец провел открытое пар тийное собрание, на котором было принято решение: уста новленное на октябрь зада ние, а с ним и план осенней путины но вылову моіівы вы полнить к дню рождения комсомола. Но это позже... А сейчас судно идет в район промыс ла на_поиск косяка. На мо стике напряженная тишина. Судно ведет третий штурман Ю. К. Ежов. За показаниями поисковых приборов внима тельно следит электрорадио навигатор А. Б. Гайворон- ский. Да. в современных сложных условиях лова при забросе невода «на авось.» много не наловишь. Чуткие приборы следят за хозяйст вом Нептуна, и человеку зна ющему они многое могут ска- Вдруг... Четко слышится сигнал зуммера гидролокато ра, которыіі на полном ходу судна засек косяк. Тишина взрывается, слышится коман да: «Все по местам!» Нави гатор докладывает: «Косяк справа по борту. Протяжка — двести, контакт — триста пятьдесят, глубина — пять десят». Управление судном на вре мя замета переходит к нави гатору, которыіі внимательно следит за движением косяка по показаниям приборов, оп ределяет курс и четко пере дает команды рулевому. И вот расстояние от судна до кромки косяка — пятьдесят метров. Есть контакт! Невод пошел в воду. Траулер дела ет круг. Наступает томитель ное ожидание — дается вре мя. чтобы кошелек опустился на всю глубину. Потом коль цевание и выборка На это надо не меньше 3 —4 часов. Но тут передают неблаго приятный прогноз погоды: ожидается усиление ветра до 1 4— 17 метров в секунду и подъем волны до трех --ч е тырех метров. Надо спе шить. Матросы во главе с тралмейстером В. Т. Яковле вым действуют четко и сла женно. «Кошелек», полный серебристой мойвой, у бор та. Следует вздох радости и Облегчения. Но, как -гово рят рыбаки, «рыба в «ко шельке» — это еще не наща рыба, пашей она станет тог да, когда будет сдана». А море разыгрывается. Нам не нужно ждать, пока освободится причал плавба зы. Вынуждены часть рыбы закачивать в трюм. Но тут новыіі сюрприз. При очеред ном порыве ветра с рыбона соса отрывается нагнетаю щий шланг. Положение тре вожное. В любую минуту может оборваться невод, про падет с таким трудом добы тый улов. Все, однако, обхо дится благополучно. Освободился причал. Ка питан уверенно и очень точно пришвартовывает свое судно И пошла рыба на борт базы. Быстрее, еще быстрее, сдано уже много, но какая-то часть еще остается в неводе. А шторм разыгрывается не на шутку. Решение одно: во избежание аварии прекратить грузовые операции и отхо дить от базы. Судно с «ко шельком» у борта, в котором осталась небольшая часть улова, следует в укрытие, к острову. Я не выдерживаю шторма и спускаюсь к себе в каюту. Ложусь на койку и оказыва юсь в положении малыша в коляске, которому совсем не хочется спать, а мама пыта ется его убаюкать. Не зави дую ему. Понемножку прихожу в себя, и мне уже кажется, что я переваливаю с сопки на сопку в поисках грибов. Но что это? Слышится удар страшной силы, и в каюте становится темно. Воды нет, значит, ничего страшного. Да это просто очередная вол на прошлась по борту, за крыв собой иллюминаторы. Судну такое нипочем — оно надежно защищено. Я успокаиваюсь и начинаю наблюдение. Вот «Сортава- Аа» очередной раз ныряет в йучину волн, за стеклом ил люминатора красиво —- го лубая вода (кстати, по сооб щению гидрологов, Баренце во море — самое чистое из всех прибрежных морей ми ра), впечатление такое, буд то нахожусь в батискафе и сейчас увижу чью-нибудь симпатичную мордочку. Но, увы, ее нет! А в скором вре мени я. убаюканный качкой, засыпаю. По приходе в укрытие уз наю: появилась дополнитель ная работа — нужна штопка невода (штормом все-таки порвало его). Пока море штормит, команда старается привести в порядок рыболов ное снаряжение. Затем — обычные рыбац кие хлопоты: поиск, замет, сдача улова. Для выполне ния государственного зада ния, а с ним и плана по вы лову (с годовым планом по реализации экипаж справил ся еще в весеннюю путину, судно было названо лучшим в своем отряде судов) требу ется один удачный замет. Но его пока нет. Ни одно судно не может взять'улова. Рыба как будто есть. Вот и у нас (да, я уже почти член экипажа), кажется, «клюну ло». . Электрорадионавигатор Анатолий Гайворонский за секает косяк, но он ведет се бя очень странно. Я уже говорил, что одэдт- ному специалисту гидроло катор может рассказать о рыбе многое. Сейчас он. сооб щил, что направление ветра совпадает с направлением движ'ения рыбы. Что это зна чит? Если метать невод как- обычно — против ветра, то рыба успеет уйти еще до то го. как ее закольцуют. Вот причина неудачных заметов. Специалисты «Сортавалы» (капитан, навигатор, мастер лова да и все моряки) счита ют, что они смогут поставить невод по ветру, отрезая путь косяку. Расчет на свои зна ния и опыт. II он оправдыва ется. Взят хороший улов. Это победа. Пока заняты все плавбазы, рыбу закачиваем в трюм: осенью погода очень и імен- чива. Вокруг невода резвятсд сытые чайки, будто играют в пятнашки: ныряет одна, другая, -третья. Вдруг две из них выскакивают из воды и разбегаются кто куда, а ко гда появляется третья, она смотрит удивленно и обижен но, не находя ни одной «под ружки». Моряки, занятые на разгрузке рыбы, наблюдают эту картину и с веселым ш у мом обсуждают ее. Понгйі» их радостное настроение можно: выполнено важное задание, а с ним и план по вылову на осенней путине. А на календаре только 26 ок тября. Пока никто не знает еще, что впереди радостное сообщение. Руководство объ единения «Му рм анры бпром » приняло решение: СТР-308, как одно из лучших судов флота, поставить на переобо рудование, вооружить самым современным электрорадио- навигационным оборудова нием, В связи с этим отзы вают с промысла. Судно держит курс на юг За кормой остается .ковні Большой Медведицы, над го ловой висит Полярная звез да, а справа по борту перели вается всеми цветами раду ги северное сияние. , А. ЗВЕГИНЦЕВ , конст руктор «Севтехрыбпро- ма». Баренцево море. Борт СТР-308. зать. Т Р У Д Н Ы Е З А М Ё Т Ы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz