Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.
и т о г и И З А Д А Ч И (Окончание. Нач. на 1 стр.). Штаб подвел итоги социа листического соревнования в третьем квартале коллек тивов смежных предприятий рыбной промышленности об ласти и признал-'победителя ми коллективы управления «Севрыбхолодфлот» и объ единения «Мурманрыб- пром». Им вручены перехо дящие вымпелы «Трудовое содружество». Члены штаба на основе анализа работы коллективов смежных предприятий в третьем квартале рекомендо вали партийному., хозяйствен ному и профсоюзному руко водству управления «Сев рыбхолодфлот» улучшить организацию и повысить дей ственность социалистическо го соревнования за эффек тивное использование тран спортных рефрижераторов. С этой целыо предложено расширять практику обработ ки рыболовных траулеров с заключением локальных до говоров, шире привлекать моряков транспортных су дов к разработке обяза тельств на соревнование с промысловиками и контролю за их выполнением. В четвер том квартале следует еще глубже изучить, обобщить и н дальнейшем распростра- -нять на все суда опыт рабо ты экипажей транспортных кораблей, добившихся наи- лучшнх показателей. Руководству рыбного пор- іа совместно с администра цией управления «Севрыбхо лодфлот» рекомендовано принять самые действенные меры по обработке всех транспортных рефрижера торов па основе локальных договоров о социалистиче ском соревновании судовых .-жипажсй н работников пор та. а результаты экономии стояночного времени судов в порту учитывать при подве дении итогов соревнования. Руководителям управления < Севрыбхолодфлот» при ру ководстве соревнованием — полнее использовать мораль ные и материальные стиму лы для поощрения эки пажей транспортных су дов, обеспечивающих скоро стную обработку добывающе го флота. Па всех транспорт ных рефрижераторах необхо димо добиться красочной и доходчивой агитации сорев нования иод девизом «Берег — промыслу, промысел — берегу». Руководству флота .также рекомендовано обра тить особое внимание на улучшение планирования ра боты транспортных судов. Партийному комитету уп- . давления «Севрыбхолод- флот» члены штаба рекомен довали повысить требова тельность к администрации, руководителям отделов и служб, не обеспечившим вы сокую эффективность эксплу атации транспортных судов и производственных плавбаз. В первом квартале 1930 го да в управлении «Севрыб холодфлот» необходимо про вести семинар секретарей су довых партийных организа ций и первых помощников капитанов по обмену опытом работы партийно-политиче ского обеспечения выполне ния социалистических обя зательств, организации со ревнования с экипажами промысловых судов. Партийному комитету и хозяйственному руководству управления «Севрыбхолод- флот» рекомендовано штабом рассмотреть замечания и /а предложения участников соревнования «Берег — про мыслу, промысел — берегу», высказанные на заседании, а в феврале 1980 года пред ставить в горком КПСС практические предложения но этому вопросу. К АК бы привыкая, осматриваясь после долгой разлуки с родным портом, судно медленно продвигается по за ливу. И вот отдан якорь — очередной рейс завершен. Для экипажа СРТ-м-833 он был традиционным — с 1965 года «Поиск» ежегодно выполняет совместную с норвежскими судами съемку запасов промысловых рыб Ба ренцева моря. Так и на этот раз маршрутами трех исследо вательских судов был охвачен практически весь бассейн Ва ренцева моря. Кроме советского, в программе принимали участие два норвежских научно-поисковых судна — «Г. О, Саре» и «Ю. Иорт». О задачах, которые пришлось решать экипажу, об особенностях этого рейса я попросил рассказать старшего научного сотрудника ПИНРО Н. Г. Ушакова. В Д У Х Е С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В А — Подобные исследова ния имеют важное значение при долгосрочном прогнози ровании состояния сырьевой базы промысла в Баренце вом море. Если говорить конкретно, то в ходе рейса нам пришлось исследовать районы распределения, а так же производить подсчет от носительной численности молоди основных промысло вых рыб. Изучались гидрологиче ские условия, определяющие характер распределения ну левой группы рыб н мойвы. Проводилась и гидроакусти ческая съемка для определе ния запасов мойвы. Программа была- поделена на две части, после выпол нения каждой из которых проводилось обсуждение с норвежскими коллегами на борту «Г. О. Саре» в порту Хаммерфест. В этот раз впервые произ ведена совместная единая оценка запасов мойвы, чему способствовала взаимная пе ресадка советских и норвеж ских специалистов в море. Все расчеты проводились совместно до конечного ре зультата, который будет представлен смешанной со ветско-норвежской комиссии по рыболовству. —- Николай Григорьевич, что можно сказать о резуль татах заседании смешанной рабочей группы? — По нулевой группе бы ли определены индексы уро жайности основных промыс ловых видов рыб Баренцева моря, составлены общие планшеты и совместный док лад. Предложено вести расче ты величины возможного го дового вылова, распределе ния квот, статистику про мысла на основе календар ного года. Рекомендован обіцедопус- тимый вылов мойвы на зим нюю и осеннюю путины 1980 года. Было выражено взаимное пожелание о продолжении тесного творческого контак та и о взаимном обмене спе циалистами в море. — Каковы перспективы промысла на основании про деланной работы? — На основании нулевой съемки уже можно сказать о появлении высокоурожай ных поколений сайки, а осо бенно — окуня. Остальные виды рыб находятся при мерно на среднем уровне. По данным инструменталь ной съемки взрослой мойвы оценка запаса ее получи лась несколько ниже, чем в прошлом году, хотя введен ные меры регулирования да ют основание надеяться на поддержание ее запасов на хорошем уровне. — Что можно сказать о работе экипажа в целом, ко го из сотрудников вы могли бы отметить? — Программа рейса вы полнена успешно, в полном объеме. Сверх программы сделана съемка путассу. От зывы о работе экипажа только хорошие. Хотелось бы отметить старшего инже нера Виктора Мамылова, принимавшего непосредствен ное участие в окончательной оценке запасов мойвы, на ходившись на борту «Г. О Саре», а также инженера- підролога Николая Чеботок, проведшего большую работу по изучению гидрологиче ских условий. Итак, рейс завершен успешно. Но вспоминается, безус ловно, не только работа. Хорошие, дружеские взаимоотно шения установились между экипажами советского и норвеж ских судов. В порту Хаммерфест хозяева радушно встре чали гостей. Так, экипажем «Г. О. Саре» для экипажа «По иска» были организованы экскурсия по городу с осмотром достопримечательностей, выезд за город по грибы. А вече ром по приглашению хозяев поисковцы побывали на норвеж ском судне, где гостям был показан новый исторический фильм «Битва за Мидвэй». И долго еще потом продолжа лась дружеская беседа коллег в кают-компании корабля. С. МЕХРЕНЬГИН, матрос. Фото автора. Рыболовство Норвегии (Продолжение. Нач. в № 9 4— 106, 109, 110, 112, 113. 116, 119, 122, 128). 1Іовой статьей норвежского экспорта является обезжи ренная рыбная мука, начав шая поступать на рынки р аз вивающихся стран (в Ниге рию, Гану, Бангладеш). Пер спективными рынками сбыта этой продукции считаются также Сенегал, Мали, Либе рия. За последние два десяти летня произошли заметные изменения не только в струк туре, ио и географии внеш ней торговли рыботоварами Норвегии. До 1973 г. главны ми торговыми партнерами были страны—члены ЕАСТ. Особенно большая доля нор вежской торговли рыботова рами приходилась на страны Северной Европы: Данию, Швецию, Финляндию, Ислан дию, что свидетельствует о влиянии интеграционных про цессов в рамках этой орга низации. Хотя в рамках ЕАСТ так и не были осуществлены «северные планы» создания таможенного союза и полной экономической интеграции, все-гаки практически был со здан общий рынок товаров и услуг, несмотря на то, что эта организация (в отличие от ЕЭС) не имеет политиче ской основы. В. послевоенный период ведущую роль в скандинав ском сотрудничестве сыграл основанный в 1952 г. Север ный совет (организация со вещательно - консультатив ного характера), в рамках которого вплоть до 1958 г. продолжались переговоры о создании общего скандинав ского рынка. В 1.960 г. все скандинавские. страны всту пили в ЕАСТ, образуя в его рамках неформальную регио- , нальную группировку с бо лее развитой степенью инте грации.' Был а также сделана по пытка организовать (в проти вовес ЕЭС) Северное эконо мическое сообщество, но она потерпела провал. Однако частично этн планы были реализованы путем создания в 1971 г. Скандинавского совета министров, который стал главным органом меж дународного экономического сотрудничества скандинав ских стран. В него входят Норвегия, Швеция, Финлян дия, Дания, Исландия. В 197(3 г. создан Северный ин вестиционный банк. После выхода нз ЕАСТ Великобритании и Данни в 1973 г. лидерами в этой ор ганизации стали скандинав ские страны. Между ЕАСТ и ЕЭС был заключен договор о постепенной либерализации торговли промышленными товарами іг образовании зо ны свободной торговли. Од нако Норвегия и соседняя Швеция стремятся к более развитой интеграции со стра нами «Общего рынка». На III конференции глав прави тельств — членов ЕАСТ (со стоявшейся в мае 1977 г. в Вене) говорилось о намере нии ЕАСТ углубить сотруд ничество с ЕЭС посредством расширения обмена инфор мацией и более тесного об мена мнениями по экономи ческим вопросам, координа ции усилий для обеспечения свободы торговли и экономи ческого развития. Сразу же после вступле ния Великобритании и Да нии в ЕЭС Норвегия начина ет перестраивать свою поли тику в области экспорта продукции рыболовства. С середины 70-х годов глав ным торговым партнером Норвегии становится не ЕАСТ, а ЕЭС, -на которое уж е приходится около поло вины всего объема норвеж ского экспорта рыботоваров, причем наиболее крупными экспортерами являются Ве ликобритания и ФРГ. В 1976 г. на долю стран— чле нов ЕЭС приходилось 38% объема норвежской пищевой рыбопродукции, в том чис ле 64% свежей рыбы; 43% мороженой рыбы н филе; 57% продукции из ракооб разных: 23% сушеной рыбо продукции; 76% консервов из ракообразных и моллюс ков и 53% рыбной муки. Однако расширение объ ема торговли Норвегии со странами — членами ЕАСТ сдерживается тарифными ог раничениями, .. предъявляем мыми Сообществом к стра нам, не являющимся его членами. В рыбопромышленных кругах Норвегии большую озабоченность вызвала от мена таможенных пошлин с 1. нюня 1977 г. для Велико британии и Дании, вступив ших в ЕЭС позднее. Пола гают, что это ухудшит пози ции Норвегии на рынке стран— членов ЕЭС, посколь ку существующие таможен ные пошлины на треску, сайду, креветку, лосося, пал туса действовали до 30 июня 1978 г. В. ЗИЛАНОВ. Л. ЯНИК. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz