Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

и т о г и И З А Д А Ч И (Окончание. Нач. на 1 стр.). Штаб подвел итоги социа­ листического соревнования в третьем квартале коллек­ тивов смежных предприятий рыбной промышленности об­ ласти и признал-'победителя­ ми коллективы управления «Севрыбхолодфлот» и объ­ единения «Мурманрыб- пром». Им вручены перехо­ дящие вымпелы «Трудовое содружество». Члены штаба на основе анализа работы коллективов смежных предприятий в третьем квартале рекомендо­ вали партийному., хозяйствен­ ному и профсоюзному руко­ водству управления «Сев­ рыбхолодфлот» улучшить организацию и повысить дей­ ственность социалистическо­ го соревнования за эффек­ тивное использование тран­ спортных рефрижераторов. С этой целыо предложено расширять практику обработ­ ки рыболовных траулеров с заключением локальных до­ говоров, шире привлекать моряков транспортных су­ дов к разработке обяза­ тельств на соревнование с промысловиками и контролю за их выполнением. В четвер­ том квартале следует еще глубже изучить, обобщить и н дальнейшем распростра- -нять на все суда опыт рабо­ ты экипажей транспортных кораблей, добившихся наи- лучшнх показателей. Руководству рыбного пор- іа совместно с администра­ цией управления «Севрыбхо­ лодфлот» рекомендовано принять самые действенные меры по обработке всех транспортных рефрижера­ торов па основе локальных договоров о социалистиче­ ском соревновании судовых .-жипажсй н работников пор­ та. а результаты экономии стояночного времени судов в порту учитывать при подве­ дении итогов соревнования. Руководителям управления < Севрыбхолодфлот» при ру­ ководстве соревнованием — полнее использовать мораль­ ные и материальные стиму­ лы для поощрения эки­ пажей транспортных су­ дов, обеспечивающих скоро­ стную обработку добывающе­ го флота. Па всех транспорт­ ных рефрижераторах необхо­ димо добиться красочной и доходчивой агитации сорев­ нования иод девизом «Берег — промыслу, промысел — берегу». Руководству флота .также рекомендовано обра­ тить особое внимание на улучшение планирования ра­ боты транспортных судов. Партийному комитету уп- . давления «Севрыбхолод- флот» члены штаба рекомен­ довали повысить требова­ тельность к администрации, руководителям отделов и служб, не обеспечившим вы­ сокую эффективность эксплу­ атации транспортных судов и производственных плавбаз. В первом квартале 1930 го­ да в управлении «Севрыб­ холодфлот» необходимо про­ вести семинар секретарей су­ довых партийных организа­ ций и первых помощников капитанов по обмену опытом работы партийно-политиче­ ского обеспечения выполне­ ния социалистических обя­ зательств, организации со­ ревнования с экипажами промысловых судов. Партийному комитету и хозяйственному руководству управления «Севрыбхолод- флот» рекомендовано штабом рассмотреть замечания и /а предложения участников соревнования «Берег — про­ мыслу, промысел — берегу», высказанные на заседании, а в феврале 1980 года пред­ ставить в горком КПСС практические предложения но этому вопросу. К АК бы привыкая, осматриваясь после долгой разлуки с родным портом, судно медленно продвигается по за­ ливу. И вот отдан якорь — очередной рейс завершен. Для экипажа СРТ-м-833 он был традиционным — с 1965 года «Поиск» ежегодно выполняет совместную с норвежскими судами съемку запасов промысловых рыб Ба­ ренцева моря. Так и на этот раз маршрутами трех исследо­ вательских судов был охвачен практически весь бассейн Ва ренцева моря. Кроме советского, в программе принимали участие два норвежских научно-поисковых судна — «Г. О, Саре» и «Ю. Иорт». О задачах, которые пришлось решать экипажу, об особенностях этого рейса я попросил рассказать старшего научного сотрудника ПИНРО Н. Г. Ушакова. В Д У Х Е С О Т Р У Д Н И Ч Е С Т В А — Подобные исследова­ ния имеют важное значение при долгосрочном прогнози­ ровании состояния сырьевой базы промысла в Баренце­ вом море. Если говорить конкретно, то в ходе рейса нам пришлось исследовать районы распределения, а так­ же производить подсчет от­ носительной численности молоди основных промысло­ вых рыб. Изучались гидрологиче­ ские условия, определяющие характер распределения ну­ левой группы рыб н мойвы. Проводилась и гидроакусти­ ческая съемка для определе­ ния запасов мойвы. Программа была- поделена на две части, после выпол­ нения каждой из которых проводилось обсуждение с норвежскими коллегами на борту «Г. О. Саре» в порту Хаммерфест. В этот раз впервые произ­ ведена совместная единая оценка запасов мойвы, чему способствовала взаимная пе­ ресадка советских и норвеж­ ских специалистов в море. Все расчеты проводились совместно до конечного ре­ зультата, который будет представлен смешанной со­ ветско-норвежской комиссии по рыболовству. —- Николай Григорьевич, что можно сказать о резуль­ татах заседании смешанной рабочей группы? — По нулевой группе бы­ ли определены индексы уро­ жайности основных промыс­ ловых видов рыб Баренцева моря, составлены общие планшеты и совместный док­ лад. Предложено вести расче­ ты величины возможного го­ дового вылова, распределе­ ния квот, статистику про­ мысла на основе календар­ ного года. Рекомендован обіцедопус- тимый вылов мойвы на зим­ нюю и осеннюю путины 1980 года. Было выражено взаимное пожелание о продолжении тесного творческого контак­ та и о взаимном обмене спе­ циалистами в море. — Каковы перспективы промысла на основании про­ деланной работы? — На основании нулевой съемки уже можно сказать о появлении высокоурожай­ ных поколений сайки, а осо­ бенно — окуня. Остальные виды рыб находятся при­ мерно на среднем уровне. По данным инструменталь­ ной съемки взрослой мойвы оценка запаса ее получи­ лась несколько ниже, чем в прошлом году, хотя введен­ ные меры регулирования да­ ют основание надеяться на поддержание ее запасов на хорошем уровне. — Что можно сказать о работе экипажа в целом, ко­ го из сотрудников вы могли бы отметить? — Программа рейса вы­ полнена успешно, в полном объеме. Сверх программы сделана съемка путассу. От­ зывы о работе экипажа только хорошие. Хотелось бы отметить старшего инже­ нера Виктора Мамылова, принимавшего непосредствен­ ное участие в окончательной оценке запасов мойвы, на­ ходившись на борту «Г. О Саре», а также инженера- підролога Николая Чеботок, проведшего большую работу по изучению гидрологиче­ ских условий. Итак, рейс завершен успешно. Но вспоминается, безус­ ловно, не только работа. Хорошие, дружеские взаимоотно­ шения установились между экипажами советского и норвеж­ ских судов. В порту Хаммерфест хозяева радушно встре­ чали гостей. Так, экипажем «Г. О. Саре» для экипажа «По­ иска» были организованы экскурсия по городу с осмотром достопримечательностей, выезд за город по грибы. А вече­ ром по приглашению хозяев поисковцы побывали на норвеж­ ском судне, где гостям был показан новый исторический фильм «Битва за Мидвэй». И долго еще потом продолжа­ лась дружеская беседа коллег в кают-компании корабля. С. МЕХРЕНЬГИН, матрос. Фото автора. Рыболовство Норвегии (Продолжение. Нач. в № 9 4— 106, 109, 110, 112, 113. 116, 119, 122, 128). 1Іовой статьей норвежского экспорта является обезжи­ ренная рыбная мука, начав­ шая поступать на рынки р аз­ вивающихся стран (в Ниге­ рию, Гану, Бангладеш). Пер­ спективными рынками сбыта этой продукции считаются также Сенегал, Мали, Либе­ рия. За последние два десяти­ летня произошли заметные изменения не только в струк­ туре, ио и географии внеш­ ней торговли рыботоварами Норвегии. До 1973 г. главны­ ми торговыми партнерами были страны—члены ЕАСТ. Особенно большая доля нор­ вежской торговли рыботова­ рами приходилась на страны Северной Европы: Данию, Швецию, Финляндию, Ислан­ дию, что свидетельствует о влиянии интеграционных про­ цессов в рамках этой орга­ низации. Хотя в рамках ЕАСТ так и не были осуществлены «северные планы» создания таможенного союза и полной экономической интеграции, все-гаки практически был со­ здан общий рынок товаров и услуг, несмотря на то, что эта организация (в отличие от ЕЭС) не имеет политиче­ ской основы. В. послевоенный период ведущую роль в скандинав­ ском сотрудничестве сыграл основанный в 1952 г. Север­ ный совет (организация со­ вещательно - консультатив­ ного характера), в рамках которого вплоть до 1958 г. продолжались переговоры о создании общего скандинав­ ского рынка. В 1.960 г. все скандинавские. страны всту­ пили в ЕАСТ, образуя в его рамках неформальную регио- , нальную группировку с бо­ лее развитой степенью инте­ грации.' Был а также сделана по­ пытка организовать (в проти­ вовес ЕЭС) Северное эконо­ мическое сообщество, но она потерпела провал. Однако частично этн планы были реализованы путем создания в 1971 г. Скандинавского совета министров, который стал главным органом меж ­ дународного экономического сотрудничества скандинав­ ских стран. В него входят Норвегия, Швеция, Финлян­ дия, Дания, Исландия. В 197(3 г. создан Северный ин­ вестиционный банк. После выхода нз ЕАСТ Великобритании и Данни в 1973 г. лидерами в этой ор­ ганизации стали скандинав­ ские страны. Между ЕАСТ и ЕЭС был заключен договор о постепенной либерализации торговли промышленными товарами іг образовании зо­ ны свободной торговли. Од­ нако Норвегия и соседняя Швеция стремятся к более развитой интеграции со стра­ нами «Общего рынка». На III конференции глав прави­ тельств — членов ЕАСТ (со­ стоявшейся в мае 1977 г. в Вене) говорилось о намере­ нии ЕАСТ углубить сотруд­ ничество с ЕЭС посредством расширения обмена инфор­ мацией и более тесного об­ мена мнениями по экономи­ ческим вопросам, координа­ ции усилий для обеспечения свободы торговли и экономи­ ческого развития. Сразу же после вступле­ ния Великобритании и Да­ нии в ЕЭС Норвегия начина­ ет перестраивать свою поли­ тику в области экспорта продукции рыболовства. С середины 70-х годов глав­ ным торговым партнером Норвегии становится не ЕАСТ, а ЕЭС, -на которое уж е приходится около поло­ вины всего объема норвеж­ ского экспорта рыботоваров, причем наиболее крупными экспортерами являются Ве­ ликобритания и ФРГ. В 1976 г. на долю стран— чле­ нов ЕЭС приходилось 38% объема норвежской пищевой рыбопродукции, в том чис­ ле 64% свежей рыбы; 43% мороженой рыбы н филе; 57% продукции из ракооб­ разных: 23% сушеной рыбо­ продукции; 76% консервов из ракообразных и моллюс­ ков и 53% рыбной муки. Однако расширение объ­ ема торговли Норвегии со странами — членами ЕАСТ сдерживается тарифными ог­ раничениями, .. предъявляем мыми Сообществом к стра­ нам, не являющимся его членами. В рыбопромышленных кругах Норвегии большую озабоченность вызвала от­ мена таможенных пошлин с 1. нюня 1977 г. для Велико­ британии и Дании, вступив­ ших в ЕЭС позднее. Пола­ гают, что это ухудшит пози­ ции Норвегии на рынке стран— членов ЕЭС, посколь­ ку существующие таможен­ ные пошлины на треску, сайду, креветку, лосося, пал­ туса действовали до 30 июня 1978 г. В. ЗИЛАНОВ. Л. ЯНИК. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz