Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

^ИІІПМИИІ»»ІІИІИІІИІІИНІ»ИИИИІИІІІШІШ*ШІІІ»ИНиММІМІНІІІНМІИИНМН*НМІНН(НИ»ІИІИИМІИІІІІІНИиі(НІМ(НІН»*ИНІН1ІИІИШМІНШІНІШШЖ(ННН1(ІІітПІітНМИІІІННІІИІШШМІІІІІШ» g .................................................................. . . . |АДОЛГО уходят в открытое море промысловые суда. Вдали от родных берегов несут рыбаки трудную вах­ ту, встречая и штормы, и морозы. И хотя они обеспе­ чены всем необходимым, запасы на длительный рейс не безграничны. На помощь промысловикам из родного Мур. манска идут танкеры. Один из них — «Дарннца». Давно он в составе «Севрыбхолодфлота», не раз экипаж добивался высоких трудовых успехов, выходил победителем в соцсо­ ревновании. Дружные моряки на танкере. Вот двое из них: ударник коммунистического труда, один из опытнейших матросов Анатолий Яковлевич Шапоренко и Алексей Дмитриевич Метлушан. Несколько дней назад он ушел в дальний загра­ ничный рейс на танкере «Кекур», но еще долго будет вспоминать «Дарницу», ее дружный коллектив, где он на­ учился многому. НА СНИМКЕ (слева направо): А. Я. Шапоренко и А. Д. Метлушан, В РЫБНОМ порту — корабли всех классов: от рейдового катера до гигантской плавбазы. У каждого своя служба, а цель одна — дать потреби­ телю рыбную продукцию. Фото Б. Щукина ПІИІШШ!ШШІШІ!ШШІІШІІШ1ШШШІШШІ!ІІІІІШ!ШШІШШШНШШШІІІШ1ІІНІІІ!МШІШІІШЖ!!!ІІІІІПІІШІІІІІШІІІ)ШШІШ!ШІІІ!!І!ІІІ!:І1ШІШІІШІШІ1ІШШІШІІПІНІШІШШШІШІІІ!1ИІШШ С РЕДИ МНОГИХ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ плава­ ния судов одной из важных является проблема обес­ печения пожарной безопасности. Особую опасность представляет пожар в открытом море. В этих условиях экипаж может рассчитывать только на соб­ ственные противопожарные средства. Кроме того, наличие на судне большого количества помещений, механизмов, си­ стем, горючих материалов значительно затрудняет борьбу с огнем, требует от моряков твердого знания всех противопо­ жарных систем, расположения оборудования и снаряжения, умения быстро и четко пользоваться всеми имеющимися на судне средствами. Противопожарная безопасность морских судов обеспечи­ вается прежде всего конструктивной противопожарной за­ щитой и четкой организацией службы. Необходимо поддер­ живать в постоянной готовности средства борьбы с огнем, систематически проводить противопожарную профилактику, регулярно отрабатывать судовые тревоги по борьбе за жи­ вучесть, а также проводить обучение экипажей уме­ лому использованию судовой противопожарной техники. Все эти мероприятия нашлн отражение в конвенции по іо б л е ш ы б е з о I I О JP JE П Л А . В я с н о с т и і й И Я охране человеческой жизни на море, в правилах постройки судов, в уставе службы на судах флота рыбной промышлен­ ности. в правилах пожарной безопасности, в наставлении по борьбе за живучесть и других нормативных документах. Точное выполнение требований, входящих в эти документы, должно в значительной степени повысить противопожарную безопасность и снизить возможности возникновения пожаров на судах. Однако анализ и обобщение материалов по пожарам и различным загораниям на судах флота Северного бассейна свидетельствуют о том, что пожары на судах участились, в результате чего нанесен значительный материальный ущерб, некоторые суда на длительное время выведены из эксплуа­ тации. Почему так произошло? НА СУДНЕ ВОЗНИК ПОЖАР. . . О СНОВНЫМИ П РИЧИ ­ НАМИ возникновения пожаров на судах яв­ ляются нарушения правил противопожарной безопасно­ сти при производстве газо­ электросварочных работ, правил технической эксплуа­ тации электрооборудования, технической эксплуатации механизмов. котлов и судовых систем, неосторож­ ность при курении. Анализ показывает, что 'виновниками пожаров в боль­ шинстве случаев являются члены экипажей судов, а при производстве газоэлектросва­ рочных работ —и работники судоремонтных заводов. На­ ибольшее количество пожа­ ров на судах произошло в Мурманском траловом фло­ те. Так, 2 января на РТ-227 «Шенкурск», находившемся в ремонте на слипе объеди­ нения «Мурманская судо­ верфь», произошел пожар в каюте, которую во время ремонта занимал боцман Н. Ф. Шлапов. Пожар уда­ лось ликвидировать только силами пожарных команд города и пожарного катера «Бдительный». При обнару­ жении пожара водотушсние применено не было из-за от­ сутствия давления воды в пожарной магистрали слипа. Применение пенных огнету­ шителей положительных ре­ зультатов не дало, так как в момент обнаружения по­ жар имел значительное р аз­ витие. В результате пожара вы­ горели полностью каюта, частично коридор, повреж­ дена электропроводка. При­ чиной пожара явилось неос­ торожное обращение с ог­ нем. Вахтенный второй по­ мощник капитана К. П. Ту­ манов н боцман Н. Ф. Шл а­ пов не контролировали со­ стояние судна. При ликвида­ ции пожара допустили р аз­ герметизацию каюты, не­ смотря на то, что средства пожаротушения подготовле­ ны не были, что способст­ вовало распространению ог­ ня в коридор. Капнтана А. П. Сбоева во время по­ жара в рабочее время на судне не было. 20 мая на РТ-212 «Рион» на промысле в Баренцевом море возник пожар в машин­ ном отделении из-за корот­ кого замыкания на корпус кабеля питания распредели­ тельного щита освещения кормовых помещений, про­ исшедшего в результате ме­ ханического перетирания изоляции и касания токове- дущпх жил одной фазы о корпус щита при наличии корпуса в другой фазе. В результате пожара вы ­ горела изоляция всех кабе­ лей питания распределитель­ ных щитов освещения судна и вспомогательных механиз­ мов машинно-котельного от­ деления, повреждены комму­ тационно-защитная аппара­ тура, электроизмерительные приборы на Г РЩ и другое оборудование. Виновными в аварии при­ знаны старший механик А. Н. Маслов, а также спе­ циалисты механико-судовой службы флота, которые не осуществляли должного кон­ троля за техническим состо­ янием электрооборудования судна и подготовкой его к плаванию. В результате часть механизмов ответст­ венного назначения, распре­ делительных устройств и другое оборудование оказа­ лись в нерабочем и запу­ щенном состоянии. Халат­ ное g отношение к проверке готовности машинной уста­ новки и электротехнического оборудования перед выходом траулера в рейс и . формаль­ ное подписание при этом контрольной карточки дваж ­ ды привело к аварийному со­ стоянию судна в море. 5 нюня, во время ведения промысла на БМРТ -2 3 8 «Златоуст» произошел по­ жар в консервном трюме нз- за соприкосновения картон­ ных ящиков и включенной электролампы светильника, у которого защитное стекло было снято. В консервный трюм по­ следним заходил помощник консервного мастера В. Н. Щербаков — за час до воз­ никновения пожара. Уходя, он. свет не выключил. При­ каз по судну о распределе­ нии судовых помещений в заведование определенных лиц экипажа издан формаль­ но, так как все трюмы были расписаны в заведование ме­ ханика-наладчика, который никакого отношения к ним не имеет, а следовательно, и не следил за поддержанием противопожарного режима в консервном трюме. 6 июля, тоже во время промысла, на ПСТ-1307 «Рыбак Заполярья» произо­ шел пожар в машинном от­ делении. Причина: попадание дизельного топлива на нагре­ тые части выхлопных кол­ лекторов, работающих вспо­ могательных дизель-генера­ торов № 1 и 2, через мери­ тельную трубку танка .N» 3 правого борта двойного дна, вследствие его запрессовки дизельным топливом при не­ исправном- перекрывающем устройстве мерительной тру­ бы. Этот случай стал воз­ можным потому, что второй механик А. Г. Нечнтайло и старший механик Н. И. Л а­ дыгин не обеспечили долж ­ ного контроля за работой машинной команды. Несвоев­ ременно была обнаружена запрессовка топлпвного тан­ ка, приведшая к возгоранию и распространению пожара до опасных пределов для судна п экипажа. В результате пожара про­ изошли значительные пов­ реждения электрооборудова­ ния. кабельных трасс и ком­ мутационной аппаратуры. Только технические убытки от пожара составили свыше 30 тысяч рублей. Судно на длительное время выведено из эксплуатации. 3] июля в море произо­ шел пожар в машинном от­ делении на БМРТ -116 «Под­ московье». 13 октября на БМРТ -129 «Полесье», стоя­ щем в междурейсовом ре­ монте у причала .V? 26 Мур­ манского морского рыбного порта, произошел пожар в шахте выхлопных труб дви­ гателей из-за неисправности выхлопной трубы главного дизель-генератора N° 4. А н а л и з и р у я случаи возникновения позка- ров на судах флота, можно сделать вывод, что. несмотря на значительное число причин возникновения пожаров и различный харак­ тер последствий, для боль­ шинства пожаров на судах характерны следующие осо­ бенности: невыполнение су­ довыми командами основных требований по пожарной бе­ зопасности при обслужива­ нии механизмов, электрообо­ рудования и систем судна: неудовлетворительное несе­ ние вахты членами судовой команды нередко приводило к позднему обнаружению очагов пожара и медлитель­ ности при их ликвидации; грубое нарушение личным составом правил технической эксплуатации механизмов, электрооборудования и сис­ тем судна. Ясно, что пожары на су­ дах флота рыбной промыш­ ленности Северного бассей­ на не являются неизбежны­ ми. Знание и четкое выпол­ нение личным составом пра­ вил технической эксплуата­ ции и устава службы на су­ дах флота рыбной промыш­ ленности СССР, расписаний по общесудовой тревоге, вы­ сокая производственная дис­ циплина и добросовестное отношение к своим обязанно­ стям — вот надежная гаран­ тия предотвращения пожа­ ров, а при их возникнове­ нии — быстрой ликвидации очагов огня. Е. П Е Р Е В 0 3Н И К 0 В . старший морской инспек­ тор «Севгосрыбфлотинс- пекции».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz