Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.
^ИІІПМИИІ»»ІІИІИІІИІІИНІ»ИИИИІИІІІШІШ*ШІІІ»ИНиММІМІНІІІНМІИИНМН*НМІНН(НИ»ІИІИИМІИІІІІІНИиі(НІМ(НІН»*ИНІН1ІИІИШМІНШІНІШШЖ(ННН1(ІІітПІітНМИІІІННІІИІШШМІІІІІШ» g .................................................................. . . . |АДОЛГО уходят в открытое море промысловые суда. Вдали от родных берегов несут рыбаки трудную вах ту, встречая и штормы, и морозы. И хотя они обеспе чены всем необходимым, запасы на длительный рейс не безграничны. На помощь промысловикам из родного Мур. манска идут танкеры. Один из них — «Дарннца». Давно он в составе «Севрыбхолодфлота», не раз экипаж добивался высоких трудовых успехов, выходил победителем в соцсо ревновании. Дружные моряки на танкере. Вот двое из них: ударник коммунистического труда, один из опытнейших матросов Анатолий Яковлевич Шапоренко и Алексей Дмитриевич Метлушан. Несколько дней назад он ушел в дальний загра ничный рейс на танкере «Кекур», но еще долго будет вспоминать «Дарницу», ее дружный коллектив, где он на учился многому. НА СНИМКЕ (слева направо): А. Я. Шапоренко и А. Д. Метлушан, В РЫБНОМ порту — корабли всех классов: от рейдового катера до гигантской плавбазы. У каждого своя служба, а цель одна — дать потреби телю рыбную продукцию. Фото Б. Щукина ПІИІШШ!ШШІШІ!ШШІІШІІШ1ШШШІШШІ!ІІІІІШ!ШШІШШШНШШШІІІШ1ІІНІІІ!МШІШІІШЖ!!!ІІІІІПІІШІІІІІШІІІ)ШШІШ!ШІІІ!!І!ІІІ!:І1ШІШІІШІШІ1ІШШІШІІПІНІШІШШШІШІІІ!1ИІШШ С РЕДИ МНОГИХ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ плава ния судов одной из важных является проблема обес печения пожарной безопасности. Особую опасность представляет пожар в открытом море. В этих условиях экипаж может рассчитывать только на соб ственные противопожарные средства. Кроме того, наличие на судне большого количества помещений, механизмов, си стем, горючих материалов значительно затрудняет борьбу с огнем, требует от моряков твердого знания всех противопо жарных систем, расположения оборудования и снаряжения, умения быстро и четко пользоваться всеми имеющимися на судне средствами. Противопожарная безопасность морских судов обеспечи вается прежде всего конструктивной противопожарной за щитой и четкой организацией службы. Необходимо поддер живать в постоянной готовности средства борьбы с огнем, систематически проводить противопожарную профилактику, регулярно отрабатывать судовые тревоги по борьбе за жи вучесть, а также проводить обучение экипажей уме лому использованию судовой противопожарной техники. Все эти мероприятия нашлн отражение в конвенции по іо б л е ш ы б е з о I I О JP JE П Л А . В я с н о с т и і й И Я охране человеческой жизни на море, в правилах постройки судов, в уставе службы на судах флота рыбной промышлен ности. в правилах пожарной безопасности, в наставлении по борьбе за живучесть и других нормативных документах. Точное выполнение требований, входящих в эти документы, должно в значительной степени повысить противопожарную безопасность и снизить возможности возникновения пожаров на судах. Однако анализ и обобщение материалов по пожарам и различным загораниям на судах флота Северного бассейна свидетельствуют о том, что пожары на судах участились, в результате чего нанесен значительный материальный ущерб, некоторые суда на длительное время выведены из эксплуа тации. Почему так произошло? НА СУДНЕ ВОЗНИК ПОЖАР. . . О СНОВНЫМИ П РИЧИ НАМИ возникновения пожаров на судах яв ляются нарушения правил противопожарной безопасно сти при производстве газо электросварочных работ, правил технической эксплуа тации электрооборудования, технической эксплуатации механизмов. котлов и судовых систем, неосторож ность при курении. Анализ показывает, что 'виновниками пожаров в боль шинстве случаев являются члены экипажей судов, а при производстве газоэлектросва рочных работ —и работники судоремонтных заводов. На ибольшее количество пожа ров на судах произошло в Мурманском траловом фло те. Так, 2 января на РТ-227 «Шенкурск», находившемся в ремонте на слипе объеди нения «Мурманская судо верфь», произошел пожар в каюте, которую во время ремонта занимал боцман Н. Ф. Шлапов. Пожар уда лось ликвидировать только силами пожарных команд города и пожарного катера «Бдительный». При обнару жении пожара водотушсние применено не было из-за от сутствия давления воды в пожарной магистрали слипа. Применение пенных огнету шителей положительных ре зультатов не дало, так как в момент обнаружения по жар имел значительное р аз витие. В результате пожара вы горели полностью каюта, частично коридор, повреж дена электропроводка. При чиной пожара явилось неос торожное обращение с ог нем. Вахтенный второй по мощник капитана К. П. Ту манов н боцман Н. Ф. Шл а пов не контролировали со стояние судна. При ликвида ции пожара допустили р аз герметизацию каюты, не смотря на то, что средства пожаротушения подготовле ны не были, что способст вовало распространению ог ня в коридор. Капнтана А. П. Сбоева во время по жара в рабочее время на судне не было. 20 мая на РТ-212 «Рион» на промысле в Баренцевом море возник пожар в машин ном отделении из-за корот кого замыкания на корпус кабеля питания распредели тельного щита освещения кормовых помещений, про исшедшего в результате ме ханического перетирания изоляции и касания токове- дущпх жил одной фазы о корпус щита при наличии корпуса в другой фазе. В результате пожара вы горела изоляция всех кабе лей питания распределитель ных щитов освещения судна и вспомогательных механиз мов машинно-котельного от деления, повреждены комму тационно-защитная аппара тура, электроизмерительные приборы на Г РЩ и другое оборудование. Виновными в аварии при знаны старший механик А. Н. Маслов, а также спе циалисты механико-судовой службы флота, которые не осуществляли должного кон троля за техническим состо янием электрооборудования судна и подготовкой его к плаванию. В результате часть механизмов ответст венного назначения, распре делительных устройств и другое оборудование оказа лись в нерабочем и запу щенном состоянии. Халат ное g отношение к проверке готовности машинной уста новки и электротехнического оборудования перед выходом траулера в рейс и . формаль ное подписание при этом контрольной карточки дваж ды привело к аварийному со стоянию судна в море. 5 нюня, во время ведения промысла на БМРТ -2 3 8 «Златоуст» произошел по жар в консервном трюме нз- за соприкосновения картон ных ящиков и включенной электролампы светильника, у которого защитное стекло было снято. В консервный трюм по следним заходил помощник консервного мастера В. Н. Щербаков — за час до воз никновения пожара. Уходя, он. свет не выключил. При каз по судну о распределе нии судовых помещений в заведование определенных лиц экипажа издан формаль но, так как все трюмы были расписаны в заведование ме ханика-наладчика, который никакого отношения к ним не имеет, а следовательно, и не следил за поддержанием противопожарного режима в консервном трюме. 6 июля, тоже во время промысла, на ПСТ-1307 «Рыбак Заполярья» произо шел пожар в машинном от делении. Причина: попадание дизельного топлива на нагре тые части выхлопных кол лекторов, работающих вспо могательных дизель-генера торов № 1 и 2, через мери тельную трубку танка .N» 3 правого борта двойного дна, вследствие его запрессовки дизельным топливом при не исправном- перекрывающем устройстве мерительной тру бы. Этот случай стал воз можным потому, что второй механик А. Г. Нечнтайло и старший механик Н. И. Л а дыгин не обеспечили долж ного контроля за работой машинной команды. Несвоев ременно была обнаружена запрессовка топлпвного тан ка, приведшая к возгоранию и распространению пожара до опасных пределов для судна п экипажа. В результате пожара про изошли значительные пов реждения электрооборудова ния. кабельных трасс и ком мутационной аппаратуры. Только технические убытки от пожара составили свыше 30 тысяч рублей. Судно на длительное время выведено из эксплуатации. 3] июля в море произо шел пожар в машинном от делении на БМРТ -116 «Под московье». 13 октября на БМРТ -129 «Полесье», стоя щем в междурейсовом ре монте у причала .V? 26 Мур манского морского рыбного порта, произошел пожар в шахте выхлопных труб дви гателей из-за неисправности выхлопной трубы главного дизель-генератора N° 4. А н а л и з и р у я случаи возникновения позка- ров на судах флота, можно сделать вывод, что. несмотря на значительное число причин возникновения пожаров и различный харак тер последствий, для боль шинства пожаров на судах характерны следующие осо бенности: невыполнение су довыми командами основных требований по пожарной бе зопасности при обслужива нии механизмов, электрообо рудования и систем судна: неудовлетворительное несе ние вахты членами судовой команды нередко приводило к позднему обнаружению очагов пожара и медлитель ности при их ликвидации; грубое нарушение личным составом правил технической эксплуатации механизмов, электрооборудования и сис тем судна. Ясно, что пожары на су дах флота рыбной промыш ленности Северного бассей на не являются неизбежны ми. Знание и четкое выпол нение личным составом пра вил технической эксплуата ции и устава службы на су дах флота рыбной промыш ленности СССР, расписаний по общесудовой тревоге, вы сокая производственная дис циплина и добросовестное отношение к своим обязанно стям — вот надежная гаран тия предотвращения пожа ров, а при их возникнове нии — быстрой ликвидации очагов огня. Е. П Е Р Е В 0 3Н И К 0 В . старший морской инспек тор «Севгосрыбфлотинс- пекции».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz