Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

„ П о д с ч а с т л и в о й з в е з д о й Октября " так н азывался празднич­ ный вечер во Дворце ку л ь­ туры имени С. М. Кирова, посвященный 62-й годовщи­ не Великой Октябрьской со­ циалистической революции. Вместе со своими родными и близкими на этот вечер при­ шли моряки БМ РТ «В. Гав рилов», ПСТ «Красносло- бодск», РТ «Геническ» и «Мнллерово» управления тралового флота, БМ РТ «Мыс Фрунзе» объединения «Мурманрыбпром», транс­ портного рефрижератора «В. Лягнн» и плавбаз «Се­ веродвинск» и «А. Хлобы­ стов» управления «Севрыб- холодфлот». Заместитель секретаря партийного комитета трало­ вого флота Ф. М. Щанкин поздравил моряков с празд­ ником и с их трудовыми до­ стижениями, пожелал даль­ нейших успехов в море и счастья. Экипаж БМ РТ «В. Гав­ рилов» — инициатор социа­ листического соревнования 1979 года за максимальный вылов и использование сыр­ ца на пищевые цели, за наи­ лучшее использование про­ изводственных мощностей. Моряки этого судна уж е за­ вершили выполнение годо­ вого плана. А экипаж транс­ портного рефрижератора «В. Лягин» справился с зад а­ нием десятой пятилетки и трудится в счет 1981 года. О людях этих судов, чьими руками добыта большая тру­ довая победа, рассказали первые помощники капитанов Б. И. Чучмин ч Д. П. Сам сонов. Им были вручены новогодние елки. Л малень­ кий «Новый год» — Дима Павлов прочел стихотворение. Вечер был продолжен ве­ селыми соревнованиями меж ­ ду экипажами на лучшее ис­ полнение танцев, песен. Они участвовали в играх, аттрак­ ционах, конкурсах. ХОРОШЕЕ ЗАНЯТИЕ — ФОТОГРАФИЯ'. (Снимок сделан в кинофогокружке областной станции юных техников). Фото Н. МАКСИМКИНА. €Турбиния сэр а Чарлза Парсонса -"_ аі->5* ~ ' ''z -* •' Г*' , <’ р " л Э ТО небольшое суде­ нышко не совершало выдающихся научных открытий и боевых подвигов, однако по праву занимает достойное место среди зна­ менитых кораблей мира. Как памятник творцам но­ вой техники «Турбиння» хранится в специальном за ­ ле музея в Ныокаслапон- Тайне. Без упоминания о нем не обходится ни одна серьезная работа по исто­ рии кораблестроения. С УДЬБА этого судна неотделима от имени известного английско­ го изобретателя и промыш­ ленника. президента Обще­ ства морских инженеров-ме- ханпков Парсонса. Сэр Чарлз Алджернон Парсонс (1 8 5 4— 1931) основал завод по производству корабель­ ных паровых турбин разр а­ ботанного им типа, но в т е ­ чение нескольких лет безус­ пешно пытался заинтересо­ вать ими Адмиралтейство и владельцев трансатлантиче­ ских судоходных компаний. Выход, который был наііден прославленным изобретате­ лем, сам по себе вошел в историю: он построил быст­ роходное экспериментальное судно специально для демон­ страции возможностей тур­ бины, добился того, чтобы скорость этого судна чуть ли не на треть превысила пап- высшие скорости лучших боевых кораблей того време­ ни и — на свой страх и риск, в нарушение всех по­ рядков — показал «товар лицом». Показал так, что о двигателях нового типа заго­ ворили даже люди, совер­ шенно далекие от морских проблем. П РОИЗОШЛО это в 1897 г. во время празднования 60-летия правления английской коро­ левы Виктории. На Спит- хейдском реііде был устроен грандиозный морской парад, в торжественном строю за ­ стыли 165 боевых кораблеіі под флагом «владычицы мо­ рей» и 15 лучших кораблей иностранных флотов, при­ глашенных от имени преста­ релой королевы. (Утверж ­ дают, что в те дни в Порт­ смут — морскую столицу Британии — съехалось око­ ло миллиона гостей). И вот за несколько минут до по­ явления королевской я хты перед строем украшенных флагами расцвечивания бро­ неносцев, осев кормой, про­ неслось с «фантастической» ■скоростью свыше 30 узлов низенькое необычного вида -судно с широкой ЛИХО цЭК- ■лоненной назад трубой. По- •пытки догнать «нарушителя порядка» оказались беспо­ лезными. Дело было сдела но: дебют турбины стал сен­ сацией, турбину признали сразу и безоговорочно. Этому дню предшествова­ ли годы напряженной рабо­ ты. Формы корпуса «Турбн- нни» отрабатывались снача­ ла на 2-ф.утовой модели, буксируемой по реке Райтои за рыболовную леску, затем на 6-футовой самоходной модели с резиновым мотор­ чиком. Стоит, однако, под­ черкнуть, что при всей, ка­ залось бы, очевидной при­ митивности этих первых .экс­ периментов. Парсонс умел добиваться исключительно высокой точности: когда тре­ мя годами позже модель то­ го же корпуса испытали в настоящем опытовом бассей­ не в Хаслере, разница в заме­ рах сопротивления не пре­ высила 2—3 процента. Стремительный корпус «Турбпнин» имел наиболь­ шую длину — 31 .49 м. дли­ ну по ватерлинии—3 0 ,48 м. ширину — 2,74 м и осадку — 0,91 м. Отношение дли­ ны к ширине составило 11.5. Килезая линия получила плавный подъем к оконечно­ стям. начинающийся едва ли не у самого миделя. В атер­ линии были сделаны остры­ ми в носу и прцполненными для устранения чрезмерного дифферента — в корме: по существу днищевые ветви шпангоутов в кормовой, час­ ти этого круглоскулого во- доизмещающего корпуса ока­ зались горизонтальными, как сказали бы мы сейчас. — рассчитанными уже на режим, переходный к глис­ сированию. Водоизмещение «Турби- нии» в окончательном ее ви­ де составило 45 т, причем половина полного веса при­ ходилась на механическую установку (собственно ту р ­ бина весила 3660 кг). О СОБУЮ СЛОЖНОСТЬ как раз и представило проектирование дви- гателыіо-движнтельного ком­ плекса. Достаточно сказать, что когда 14 ноября 1894 г. начались ходовые испыта­ ния построенного судна, имевшего тогда традицион­ ную одновалъную установку, скорость хода его составила лишь около половины ожи­ даемой по результатам рас­ четов Парсонса. Тоіі осенью «Турбиния» 31 раз выходи­ ла на мерную милю п дава­ ла самый полный вперед, однако наивысшим ее дости­ жением была скорость всего в 19,75 узлов. Было от чего впасть в отчаяние. Но Пар­ сонс и не думал опускать руки. Изобретатель пришел к выводу, что причина неуда­ чи — в падении КПД из-за развития кавитации тяжело нагруженного и работающе­ го с огромным числом обо­ ротов гребного винта. Напом­ ним, что о сущности явле­ ния кавитации тогда извест­ но было очень немного: практически о ней заговори­ ли только годом раньше, в связи с неудачей при испы­ тании 27-узлового минонос­ ца «Дэринг». И Ч арлз П ар ­ сонс начал с нуля — зан ял ­ ся изучением кавитации. Он построил специальный бас­ сейн (большой бак с застек­ лёнными стенками), создал . комплекс точных приборов и провел систематические ис­ пытания моделей гребных винтов, варьируя их диаметр, шаг, число п площади ло­ пастей. Он первым приме­ нил фотографирование рабо­ тающего г.ребного винта (и з­ вестны. например, его сним­ ки 1895 г.. сделанные с вы ­ держкой 1 /3 0 0 0 секунды). Н Е БУДЕМ утомлять чи­ тателя перечислением всего, что было сдел а­ но неутомимым Парсонсом за долгие и мучительные де­ сять лет практически непре­ рывной работы по доводке двигателя и винтов «Турбн- нии*. Отметим главное — важнейшей мерой было «рас­ средоточение» мощности: «Турбини я' из одновалыюй превратилась в трехваль ную (стоит ли говорить, что для этого пришлось ни мно­ го ни мало — разрабаты ­ вать и изготовлять новую турбину!). Три ступени этой новой турбины (высокого, низкого и среднего давления) общей мощностью 2000 л. с. рабо­ тали напрямую каждая на свой гребной вал, число обо­ ротов которых на полной скорости доходило до 2230. Чтобы максимально снизить нагрузку на лопасть (отда­ лить самый момент начала кавитации) и этим умень­ шить развитие кавитации Лопастей, пришлось пойти и на увеличение числа винтов: в феврале 1896 г, на «Тур- биниіь были установлены на каждо ѵ. валу по три одина­ ковых винта диаметром 18 дюймов (456 мм) и шагом 24 дюйма (610 мм). С де­ вятью такими винтами (это. пожалуй. непревзойденный рекорд пи числу винтов!) судно и развило 3 5 -узловую скорость, которая вывела из равновесия флегматичных британских адмиралов. Остается добавить, что сразу после «Спнтхейдекого инцидента» Парсонсу были заказаны турбины для сверх­ скоростного (37 узлов) 390 тонного миноносца «Вай- пер». На нем пришлось еде лать силовую установку че- тырехвальной; при этом (1901 г.) Парсонс уменьшил число винтов на каждом ва лу до двух — получилась классическая схема «тан­ дем» (причем шаг заднего винта был больше, челі пе­ реднего). В то.ѵі же 1904 г. с учетом накопленного опыта и ре­ зультатов многолетних ис­ следований Парсонс снова взялся за движители <Тур- бишш»: отказавшись от ра­ нее принятого решения, он установил на каждом валу вместо трех только по одно­ му, но гораздо более эф ­ фективному широколопастно­ му гребному винту больше го диаметра. Скорость заме­ чательного судна осталась прежней. Ю. КАЗАРОВ. В магазин поступили новые книги В магазин «Техническая книга» поступила новая ли­ тература: Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. Л.. «Судостроение», 1979 г. ' Н. И. Алексеев, М. М. Гутман. <■ Трубопроводчик судовой». Л.. «Судострое­ ние», 1979 г. И. С. Блинов. Справочник технолога механосборочного цеха судоремонтного завода. Издание 5-е, переработанное и дополненное. М., •'Транс­ порт», 1979 г. Л. Е. Быховскнй, Т. Ю. Розенберг. Профилактика и ремонт РЛС <Океан». «Тран­ спорт». 1979 г. М. В. Вершков. Судовые антенны. Л ., «Судостроение», 1979 г. Б. А. Власьев, Ю. И. Р е з­ чик. Судовые вспомогатель­ ные механизмы. Л.. «Судо­ строение», 1979 г. П. X. Гребельский, М. X. Резник. Судовые корпусно­ достроечные работы. ' Л., «Судостроение». 1979 г. Л. Ф. Збесинский. Сле - ’/ сарь-судо ремонтннк . Л., «С \-' достроение», 1979 г. А. А. Романов. Е. К. Стро­ ганова. И. Е. Зинина. Спра­ вочник по технологическому оборудованию рыбообраба­ тывающих производств. М. «Пищевая промышленность», 1979 г. Справочник по уплотни­ тельным устройствам судо­ вых систем. Л.. <?Судострое- кне». 1979 г. И. В. Чашенков. Судовой плотник. Л., «Судострое­ ние». 1979 г. Адрес магазина «Техни­ ческая книга»: Кольский проспект. 44. Телефон 6-61- 18. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. С ПРОМЫСЛА — В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-305 «Махач­ кала», членов экипажа БМРТ-127 «Нокуев» на са­ молете яз Москвы. З А В Т Р А : ПСТ-1315 «Краснолесье», членов эки­ пажа БМРТ-127 «Нокуев» на самолете из Москвы, СТР-213 «Старобельск», СТР-301 «Союз-9», СТР- 3 0 6 «Солнечногорск», ТР «К. Ольшанский», ТР «Роза Люксембург». НЛШ5# АЛРКИ ТІЛІШОИЫ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный аорт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89. литературные сотрудники — 63-96 в 70-45. Вылов с городских АТС 7-62 64, 7 70-В9, 7-63-96, 7 -7 0 4 5 . «Рыбный Мурмап». Индекс 52861. Цена 1 экз. — 2 кос. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 8796. ПН 01356 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz