Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.
„ П о д с ч а с т л и в о й з в е з д о й Октября " так н азывался празднич ный вечер во Дворце ку л ь туры имени С. М. Кирова, посвященный 62-й годовщи не Великой Октябрьской со циалистической революции. Вместе со своими родными и близкими на этот вечер при шли моряки БМ РТ «В. Гав рилов», ПСТ «Красносло- бодск», РТ «Геническ» и «Мнллерово» управления тралового флота, БМ РТ «Мыс Фрунзе» объединения «Мурманрыбпром», транс портного рефрижератора «В. Лягнн» и плавбаз «Се веродвинск» и «А. Хлобы стов» управления «Севрыб- холодфлот». Заместитель секретаря партийного комитета трало вого флота Ф. М. Щанкин поздравил моряков с празд ником и с их трудовыми до стижениями, пожелал даль нейших успехов в море и счастья. Экипаж БМ РТ «В. Гав рилов» — инициатор социа листического соревнования 1979 года за максимальный вылов и использование сыр ца на пищевые цели, за наи лучшее использование про изводственных мощностей. Моряки этого судна уж е за вершили выполнение годо вого плана. А экипаж транс портного рефрижератора «В. Лягин» справился с зад а нием десятой пятилетки и трудится в счет 1981 года. О людях этих судов, чьими руками добыта большая тру довая победа, рассказали первые помощники капитанов Б. И. Чучмин ч Д. П. Сам сонов. Им были вручены новогодние елки. Л малень кий «Новый год» — Дима Павлов прочел стихотворение. Вечер был продолжен ве селыми соревнованиями меж ду экипажами на лучшее ис полнение танцев, песен. Они участвовали в играх, аттрак ционах, конкурсах. ХОРОШЕЕ ЗАНЯТИЕ — ФОТОГРАФИЯ'. (Снимок сделан в кинофогокружке областной станции юных техников). Фото Н. МАКСИМКИНА. €Турбиния сэр а Чарлза Парсонса -"_ аі->5* ~ ' ''z -* •' Г*' , <’ р " л Э ТО небольшое суде нышко не совершало выдающихся научных открытий и боевых подвигов, однако по праву занимает достойное место среди зна менитых кораблей мира. Как памятник творцам но вой техники «Турбиння» хранится в специальном за ле музея в Ныокаслапон- Тайне. Без упоминания о нем не обходится ни одна серьезная работа по исто рии кораблестроения. С УДЬБА этого судна неотделима от имени известного английско го изобретателя и промыш ленника. президента Обще ства морских инженеров-ме- ханпков Парсонса. Сэр Чарлз Алджернон Парсонс (1 8 5 4— 1931) основал завод по производству корабель ных паровых турбин разр а ботанного им типа, но в т е чение нескольких лет безус пешно пытался заинтересо вать ими Адмиралтейство и владельцев трансатлантиче ских судоходных компаний. Выход, который был наііден прославленным изобретате лем, сам по себе вошел в историю: он построил быст роходное экспериментальное судно специально для демон страции возможностей тур бины, добился того, чтобы скорость этого судна чуть ли не на треть превысила пап- высшие скорости лучших боевых кораблей того време ни и — на свой страх и риск, в нарушение всех по рядков — показал «товар лицом». Показал так, что о двигателях нового типа заго ворили даже люди, совер шенно далекие от морских проблем. П РОИЗОШЛО это в 1897 г. во время празднования 60-летия правления английской коро левы Виктории. На Спит- хейдском реііде был устроен грандиозный морской парад, в торжественном строю за стыли 165 боевых кораблеіі под флагом «владычицы мо рей» и 15 лучших кораблей иностранных флотов, при глашенных от имени преста релой королевы. (Утверж дают, что в те дни в Порт смут — морскую столицу Британии — съехалось око ло миллиона гостей). И вот за несколько минут до по явления королевской я хты перед строем украшенных флагами расцвечивания бро неносцев, осев кормой, про неслось с «фантастической» ■скоростью свыше 30 узлов низенькое необычного вида -судно с широкой ЛИХО цЭК- ■лоненной назад трубой. По- •пытки догнать «нарушителя порядка» оказались беспо лезными. Дело было сдела но: дебют турбины стал сен сацией, турбину признали сразу и безоговорочно. Этому дню предшествова ли годы напряженной рабо ты. Формы корпуса «Турбн- нни» отрабатывались снача ла на 2-ф.утовой модели, буксируемой по реке Райтои за рыболовную леску, затем на 6-футовой самоходной модели с резиновым мотор чиком. Стоит, однако, под черкнуть, что при всей, ка залось бы, очевидной при митивности этих первых .экс периментов. Парсонс умел добиваться исключительно высокой точности: когда тре мя годами позже модель то го же корпуса испытали в настоящем опытовом бассей не в Хаслере, разница в заме рах сопротивления не пре высила 2—3 процента. Стремительный корпус «Турбпнин» имел наиболь шую длину — 31 .49 м. дли ну по ватерлинии—3 0 ,48 м. ширину — 2,74 м и осадку — 0,91 м. Отношение дли ны к ширине составило 11.5. Килезая линия получила плавный подъем к оконечно стям. начинающийся едва ли не у самого миделя. В атер линии были сделаны остры ми в носу и прцполненными для устранения чрезмерного дифферента — в корме: по существу днищевые ветви шпангоутов в кормовой, час ти этого круглоскулого во- доизмещающего корпуса ока зались горизонтальными, как сказали бы мы сейчас. — рассчитанными уже на режим, переходный к глис сированию. Водоизмещение «Турби- нии» в окончательном ее ви де составило 45 т, причем половина полного веса при ходилась на механическую установку (собственно ту р бина весила 3660 кг). О СОБУЮ СЛОЖНОСТЬ как раз и представило проектирование дви- гателыіо-движнтельного ком плекса. Достаточно сказать, что когда 14 ноября 1894 г. начались ходовые испыта ния построенного судна, имевшего тогда традицион ную одновалъную установку, скорость хода его составила лишь около половины ожи даемой по результатам рас четов Парсонса. Тоіі осенью «Турбиния» 31 раз выходи ла на мерную милю п дава ла самый полный вперед, однако наивысшим ее дости жением была скорость всего в 19,75 узлов. Было от чего впасть в отчаяние. Но Пар сонс и не думал опускать руки. Изобретатель пришел к выводу, что причина неуда чи — в падении КПД из-за развития кавитации тяжело нагруженного и работающе го с огромным числом обо ротов гребного винта. Напом ним, что о сущности явле ния кавитации тогда извест но было очень немного: практически о ней заговори ли только годом раньше, в связи с неудачей при испы тании 27-узлового минонос ца «Дэринг». И Ч арлз П ар сонс начал с нуля — зан ял ся изучением кавитации. Он построил специальный бас сейн (большой бак с застек лёнными стенками), создал . комплекс точных приборов и провел систематические ис пытания моделей гребных винтов, варьируя их диаметр, шаг, число п площади ло пастей. Он первым приме нил фотографирование рабо тающего г.ребного винта (и з вестны. например, его сним ки 1895 г.. сделанные с вы держкой 1 /3 0 0 0 секунды). Н Е БУДЕМ утомлять чи тателя перечислением всего, что было сдел а но неутомимым Парсонсом за долгие и мучительные де сять лет практически непре рывной работы по доводке двигателя и винтов «Турбн- нии*. Отметим главное — важнейшей мерой было «рас средоточение» мощности: «Турбини я' из одновалыюй превратилась в трехваль ную (стоит ли говорить, что для этого пришлось ни мно го ни мало — разрабаты вать и изготовлять новую турбину!). Три ступени этой новой турбины (высокого, низкого и среднего давления) общей мощностью 2000 л. с. рабо тали напрямую каждая на свой гребной вал, число обо ротов которых на полной скорости доходило до 2230. Чтобы максимально снизить нагрузку на лопасть (отда лить самый момент начала кавитации) и этим умень шить развитие кавитации Лопастей, пришлось пойти и на увеличение числа винтов: в феврале 1896 г, на «Тур- биниіь были установлены на каждо ѵ. валу по три одина ковых винта диаметром 18 дюймов (456 мм) и шагом 24 дюйма (610 мм). С де вятью такими винтами (это. пожалуй. непревзойденный рекорд пи числу винтов!) судно и развило 3 5 -узловую скорость, которая вывела из равновесия флегматичных британских адмиралов. Остается добавить, что сразу после «Спнтхейдекого инцидента» Парсонсу были заказаны турбины для сверх скоростного (37 узлов) 390 тонного миноносца «Вай- пер». На нем пришлось еде лать силовую установку че- тырехвальной; при этом (1901 г.) Парсонс уменьшил число винтов на каждом ва лу до двух — получилась классическая схема «тан дем» (причем шаг заднего винта был больше, челі пе реднего). В то.ѵі же 1904 г. с учетом накопленного опыта и ре зультатов многолетних ис следований Парсонс снова взялся за движители <Тур- бишш»: отказавшись от ра нее принятого решения, он установил на каждом валу вместо трех только по одно му, но гораздо более эф фективному широколопастно му гребному винту больше го диаметра. Скорость заме чательного судна осталась прежней. Ю. КАЗАРОВ. В магазин поступили новые книги В магазин «Техническая книга» поступила новая ли тература: Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. Л.. «Судостроение», 1979 г. ' Н. И. Алексеев, М. М. Гутман. <■ Трубопроводчик судовой». Л.. «Судострое ние», 1979 г. И. С. Блинов. Справочник технолога механосборочного цеха судоремонтного завода. Издание 5-е, переработанное и дополненное. М., •'Транс порт», 1979 г. Л. Е. Быховскнй, Т. Ю. Розенберг. Профилактика и ремонт РЛС <Океан». «Тран спорт». 1979 г. М. В. Вершков. Судовые антенны. Л ., «Судостроение», 1979 г. Б. А. Власьев, Ю. И. Р е з чик. Судовые вспомогатель ные механизмы. Л.. «Судо строение», 1979 г. П. X. Гребельский, М. X. Резник. Судовые корпусно достроечные работы. ' Л., «Судостроение». 1979 г. Л. Ф. Збесинский. Сле - ’/ сарь-судо ремонтннк . Л., «С \-' достроение», 1979 г. А. А. Романов. Е. К. Стро ганова. И. Е. Зинина. Спра вочник по технологическому оборудованию рыбообраба тывающих производств. М. «Пищевая промышленность», 1979 г. Справочник по уплотни тельным устройствам судо вых систем. Л.. <?Судострое- кне». 1979 г. И. В. Чашенков. Судовой плотник. Л., «Судострое ние». 1979 г. Адрес магазина «Техни ческая книга»: Кольский проспект. 44. Телефон 6-61- 18. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. С ПРОМЫСЛА — В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-305 «Махач кала», членов экипажа БМРТ-127 «Нокуев» на са молете яз Москвы. З А В Т Р А : ПСТ-1315 «Краснолесье», членов эки пажа БМРТ-127 «Нокуев» на самолете из Москвы, СТР-213 «Старобельск», СТР-301 «Союз-9», СТР- 3 0 6 «Солнечногорск», ТР «К. Ольшанский», ТР «Роза Люксембург». НЛШ5# АЛРКИ ТІЛІШОИЫ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный аорт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89. литературные сотрудники — 63-96 в 70-45. Вылов с городских АТС 7-62 64, 7 70-В9, 7-63-96, 7 -7 0 4 5 . «Рыбный Мурмап». Индекс 52861. Цена 1 экз. — 2 кос. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 8796. ПН 01356 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz