Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

т е б е з н а н и я . ѳ ѳ т* у у я О п убликован ная в «П р а в ­ де» статья н а ч ал ьн и к а - Л е ­ нинградского вы сш его инж е­ нерного морского у чи л ищ а им ени а дм и р ал а С. О. М а к а ­ р о в а п р оф ессора Б. Г ав р и ­ л о в а вы зв ал а интерес и у м ехаников объединения «М у рм анры бл ром ». П рав д а , с р ед и нас нет выпускников этого у чи л ищ а, но ста ть я «Уходим в м о р е» , на м о й взгляд, подним ает проблем у подготовки ком ан дны х к а д ­ ров не только д л я морского ф лота, но и д л я ф л о та ры б­ ной промышленности. Н а ст а ­ ло в р ем я говорить об этом во весь голос, потому что Ф у н д а м е н т закладывает у ч и л и щ е соврем енны е ры боловны е су­ да оснашены новейшей тех ­ никой. К адры м ехаников для объединения «Мурманрыб- пром» в основном готовят Мурм анское вы сш ее и нж е­ нерное морское у чи лищ е имени Л енинского ком сом о­ л а и М урм анское мореходное учи лищ е имени И. И. Ме- сяцева, рефмехаников —* Одесское и Клайпедское мо­ реходные училища, эл е к тр о ­ механиков — МВИМУ и Л о ­ моносовское мореходное учи­ лище. Надо отметить, что в ос­ новном выпускники по л у ч а­ ют в у чи л ищ ах глубокие и прочны е знания. Хорошо, н а­ пример. зар ек ом ен до вал себя сын потомственного п р омы с­ ловика ч етвер ты й м еханик БМ Р Т А . В. Архипов. Т р ет ь ­ им м ехани ком на крупнотон­ нажном судне работает н е­ давний выпускник МВИМУ С. П. Б ухаров. С. В. Хащен- ко, тоже выпускник этого училища, после первого же рейса четвертым м ехаником рекомендован на должность третьего. Но знание специальности — только одна сторона де­ ли. К аж дый специалист, при­ ходя на судно. становится ком андиром производства. И пусть на первых л орах он руководит небольшим к о л ­ л е к т и в о м — вахтой, но и здесь тр еб у е т ся ум ение сплотить людей, хорошо ор­ гани зо вать нх работу, найти подход к каждому. К сожалению , ' у вы п у ск ­ ников учи л ищ такого умения зачастую нет. слаба экон о­ м ич еская подготовка, первые шаги они дел аю т робко, не­ уверенно. Значит, в учебных зав ед ен и ях надо повышать р оль общ ественны х наук, по­ литэкономии, экономики рыбного хозяйства, воспиты ­ вать у курсантов, особенно старш их курсов, черты ру­ ководителя. Я соверш енно согласен с п роф ессором Г авриловым , что нам надо готовить м еха- нпков-уннверсалов, которы е д о лж ны ум еть все. ІІо на старш их курсах, на мой взгляд , надо д е л ат ь упор на специализацию , больше вни­ м ан ия у д е л я я конкретным м ех ан и зм ам и системам оп­ редел ен ны х типов судов. После окончания у ч и л и ­ щ а выпускники идут к нам работать четвер тым и м ех а ­ никами на БМ Р Т или т р ет ь­ ими на м алы е суда. Хоро­ шо бы, если на последнем ку р се к аж ды й из них знал, на каком судне, в каком флоте он будет работать. А тогда будет возм ож ность и акц ен ти р о вать вним ание на те заведовани я, с которыми при дется сто л к н у ться при работе в первую очередь. Очень правильно ставит вопрос н ач ал ьн и к Л ВИМУ и об изучении ин остранны х язы к о в. Молодые спец иали с­ ты пока ещ е его знают с л а ­ бо. А ведь п р омы сло вы е с у ­ да — и м алы е, п б о л ьш и е— часто бывают в зар у б еж ны х портах, и знание я зы ко в мо­ ж е т о к азат ь ком ан диру про­ изводства большую помощь. Механику, к ак н судоводи­ телю, надо зн ать многое. Конечно, молоды е спец и али ­ сты перенимают опыт с т а р ­ ших товарищ ей, у ч а тся у них, но ф у нд ам ент знаний за к л а д ы в а е т с я в училище. В. САМЦОВ, главный механик объединения «Мурмаирыбпром». На ТР «Иркутск» среди передовиков — Александр Павлович Ермаков, секретарь парторганизации третий меха­ ник Виктор Иванович Четвертнов, токарь Владимир Елисее­ вич Панченко (слева направо). Все онн рационализаторы — зто красноречиво говорит об отношении их к своим обязан­ ностям. - Фото В. Щукина. П р и т е р , д о с т о й н ы й Н. 3. Веселков — потом­ ственный рыбак. Начинал он промышлять еще под­ ростком, выходя на лов сель­ ди вместе с отцом. Потом лоцманом водил суда от Северодвинского маяка до Архангельска, работал на па­ русниках, грузовых и пасса­ жирских судах. В 1934 году капитаном повел в море траулер «Мудьюжанин». Много лет отдал участник десяти пятилеток Мурман­ скому траловому флоту. В годы Великой Отечествен­ ной, войны служил на Север­ ном флоте. ТІЦ-43 под командованием Никона Зо- симовича Веселкова прокла­ дывал фарватер, сопровож­ дал в Мурманск транспорт­ ные караваны. После войны моряк вер- п о д р а ж а й и я нулся к мирной профессии рыбака, умело вел промы­ сел. Семнлетнее задание ■ экипаж РТ «Петропавловск» выполнил за четыре года де­ вять месяцев, добившись вы­ сокой экономии орудий ло­ ва. Все это время траулер работал без ремонта. Тогда капитану было присвоено звание Героя Социалистиче­ ского Труда. Н. 3. Веселков выступил инициатором внедрения хоз­ расчета на промысловых судах страны. Многие нов­ шества. предложенные Ни­ коном Зоснмовичем, и се­ годня используются на су­ дах «Севрыбы». Если сложить все мили, пройденные капитаном В е­ селковым по морям и оке­ анам, то получится около пятидесяти экваторов. Сей­ час ему 73 года, а Никон Зосимович по-прежнему бодр, несмотря на возраст, работает капитан-директо­ ром рефрижераторного суд­ на «Слава Севастополя» уп­ равления «Югрыбхолод- флот», передавая свой бога­ тый опыт молодежи. НА СНИМКАХ — вете­ ран. Фото из фондов музея ВРПО «Севрыба». Ш В Е Д С КО -РУ С С КИИ политехнический словарь вышел в наш ей стране 15 лет н азад, че р е з ш есть лет — норвежско-русский, а сейчас готовится датско-русский. С о ставителям и сло вар ей я в л я е т с я сем ья лен инград цев М ак ­ симовых. П ер вы й сло в а р ь подготовил глав а сем ьи — Вла* димир Максимов. Второй он д е л ал вм есте со старш им сыном Л еонидом, -а к третьем у п од клю чился м ладший сын — Г ео р ­ гий. Ин тересно отметить, что знание скандинавских я зы ко в не я в л я е т с я основной проф ессией ни у одного из Максимо­ вых. П р оф ессор В л ад им ир Максимов —- известный в Л ен и н ­ граде ученый-химик. Он уж е ч етвер ть в ек а работает в Т ех ­ нологическом институте цел лю ло зн о -бум аж н о й п р омыш л ен ­ ности. С тарш ий сын Л еон ид — инж енер, Георгий — физик. Семенное хобби н ачал о сь с увл еч ен и я старш его М акси­ мова ш ведским языком. Почти сорок лет назад молодой ас­ пирант Л есотехнической а кад ем и и за н им а л ся изучением гидр о л иза цел лю ло зы . О казало сь, что большой о бъ ем н ау ч ­ ной л и т ер а ту ры был на ш ведском н других скандинавских я зы к ах . В л ад им ир Максимов и еще трое других аспирантов- лесотехников р еш и л и сам остоятельно и зу чать ш ведский язы к. Они п ознаком или сь с работником Публичной библио­ теки — обрусевш им шведом , стали бр ать у него уроки. З а че ты р е м еся ц а «ш ведский к в ар тет» освоил чтение и перевод со словарем . И зу ч а я язы к, В л ад им ир Максимов выписы вал н езн ак омы е сло ва-терм ины на карточки. Их становилось все больше. В основном они касали сь техники. Со врем енем у молодого ученого в о зни кла мы сл ь сдел ать политехнический с ло в а р ь по р а зд е л а м химии, гидротехники, транспорта, а в ­ томатики д л я широкого пользования. Что ж е дает проф ессору Максимову такое необычное хобби, за р ази вш е е всю семью? Вот к ак он сам отвечает на этот вопрос: необы чным делом. Р або та над словарем стал а д л я м е­ ня потребностью. В среднем на подготовку одной буквы с л о в а р я уходит 120 часов! Это очень тр у д о ­ ем кая работа. Когда мы в е з­ ли в издательство первый словарь, карточки весили 90 килограммов! После вы п у ск а норвежско- русского сло вар я Максимовы в зя л и с ь за составление дат­ ско-русского. Именно в эту пору я побывала у них в гостях. П р оф ессо р ск ая к в ар ­ тира напоминала библиотеку: всюду вы сокие ш к аф ы со м нож еством политехнических словарей на р азны х я зы к а х мира. Ш л а н ап р яж ен н ая р а ­ бота над последней буквой датского словаря. П о с т и г а я т а И н ы л и н г — З а н и м а л с я словарем по вечерам . Это на первый взгля д монотонное и скучно­ ватое занятие успокаи вает н ервы , перек лю ч ает вним а­ ние с основной работы. Я с у довольстви ем роюсь в анг­ лийских, нем ец ки х сло в ар я х , п о ды ск и вая прави л ьны е т ер ­ мины . С н а сл аж д ен и ем у г­ л у б л яю с ь в тайны лингвис­ тики, и з у ч а я родственны е слова... Г ум ани тар ны е зн а ­ н и я приносят новы е ощ ущ е ­ ния, обогащ аю т эрудицию , р асш иряю т кругозор... Свою любовь к я зы к а м В л ад им и р М аксимов пер ед ал сыновьям . Они и зу ч а л и в и о т И К И ш ко л е нем ецкий и ф р а н ц у з­ ский язы к и , а в к р уж к е при Д ом е учены х о в л ад ел и анг­ лийским . С тарш ий, Леонид, стал помогать отцу. Когда бы ло решено готовить нор­ веж ско-русский сло вар ь, Л е ­ онид уж е -стал полноп рав­ ным соавтором. — С н ач ал а это было прос­ то ж ел а н и е облегчить отцу его труд, — р асск азы в ает он. — Я видел, как по веч е­ р ам он доп оздна сидел в своем кабинете, о блож ив­ ш ись сло в ар ям и , книгами... Но потом и я у в л ек с я этим И ещ е одно имя, которое никогда н е п о я в л я е тс я на титульном листе, — это суп­ руга п р оф ессора Эмилия Максимова,, по проф ессии нн- ж енер-лесотехнпк. Она уж е дв ад ц ать лет с ам о о тве рж ен ­ но помогает своим м уж ч и ­ нам: переписывает карточки, п р о в е р я ет написание слов по о рф о гр аф и ческ им словарям , д е л ае т ту, к азал о сь бы, н е ­ зам етную , черновую работу, без которой невозм ожн о т а ­ кое тщ ател ьн о е и а к к у р а т ­ ное дело, к ак составление словарей. А. Б Е Л Я К О В А , корреспондент АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz