Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

М о л о д о й : с п е ц и а л и с т , J P в д и н а д а л а , О т в е т ь я а о т л и ч ж ы м В ВОСПИТАНИИ СПЕЦИАЛИСТА сложно перепле­ таются профессиональное образование, формирование мировоззрения, нравственное становления личности И процесс этот должен быть максимально интенсифицирован, ибо только пять лет даны педагогам на то, чтобы превра­ тить абитуриента, неуверенно переступившею порог вуза, в дипломированного ответственного специалиста. Сегодня мы рассказываем о проблемах подготовки тружеников моря. В ПОРТУ далекоіі стра­ ны пришвартовалось большое судно под красным флагом. На берегу немало дел: переговоры с портовыми властями, встре­ ча е представителями ком­ пании,- для которой достав­ лены грузы, оформление до­ кументов.,, И повсюду совет­ ский моряк будет чувство­ вать .к себе интерес: а каков он? Ему ведь положено Оыть не только, отличным судово­ дителем пли судовым меха­ ником, но и политиком, II организатором, и диплома­ том. Приятно, конечно, созна­ вать, что на протяжении ве­ ка выпускники нашего учи­ лища внесли немалый- вклад в славу отечественного фл о ­ та. Но любые достижения — лишь повод поразмышлять, кого и как предстоит гото­ вить дальше, чтобы умно­ жать добрые традиции. Современный специалист флота прежде всего — Хо­ роший профессионал, спе­ циалист-новатор. Взгляните, какое наступ­ ление ведет по всем фрон­ там техника! Все шире во флоте внедряю тся. автомати­ ка, спутниковая система на­ вигации. - завоевывает пози­ ции атомный-реактор. Судно будущего — и причем уже недалекого — это комплекс­ ная автоматизация в сило-. вых установках с полным самоконтролем. Значит, по­ надобится минимальное чис­ ло механиков для управле­ ния этой системой. Зато та­ кие механики должны, как говорится, уметь все. Подоб­ ных универсалов нам и сле­ дует готовить уже сейчас. То же можно сказать и о штурманах. Мы до сих пор готовим их, можно сказать, по старым образцам, даже парусному делу учим. А курсант, который станет штурманом завтра, будет уже судоводителем нового типа, скорее всего электро- радионавигатором, воору­ женным сложнейшей автома­ тикой. Это совсем иная спе­ циальность. К подготовке таких специалистов надо приступать сегодня. Уже сейчас, не откладывая ни на день, нам следует заняться перестройкой всего учебного процесса. Мы готовы к ней. Разумеется, надеемся па по­ мощь Министерства морско­ го флота и Министерства высшего и среднего специ­ ального образования СССР. Уровень профессиональ­ ной подготовки — определя­ ющий, но не единственный показатель квалификации. В наш век к молодому специа­ листу требований много. А завтра будет еще больше. Некоторые жалуются: невмо­ готу, мол, от всех обяза тельных «надо». Но лишь преодолев их, можно сімть политически зрелым и обра­ зованным человеком. Особенно важно творче­ ское сотрудничество кафедр общественных паук п профи­ лирующих дисциплин для усвоения курсантами эконо­ мических знании и навыков руководства коллективом. Как показывает практика, причины некоторых инже­ нерных ошибок надо искать прежде всего в недостатках мировоззренческой и эконо­ мической подготовки. В от­ личие от других отраслей работа Морфлота проходит на рубеже двух социальных систем. Причалив к чужому берегу, торговое судно мо­ жет * неожиданно застать здесь забастовку грудящих­ ся или локаут предпринима­ телей, топливный кризис или изменение фрахтовых ста­ вок. II- вот тогда-то нашему моряку и понадобятся сведе­ ния, полученные на. заняти­ ях по политэкономии, эконо­ мике морского транспорта, морского права. Мы гор­ димся, что большинство вы­ пускников училища хорошо педагогическим и восппта- тельным проблемам. Р азум еется . серьезной подмогой в этом является общественно ■ политическая деятельность наших воспи­ танников. Комсомольские со­ брания и помощь колхозам, политинформация и стенная газета, литературный ж у р ­ нал и встреча с ветеранами — все это позволяет целе­ направленно формировать личность будущего специа­ листа. Есть в нашем училище и факультет общественных профессий. Он готовит про­ пагандистов, журналистов- общественнпков. тренеров по различным видам спорта, переводчиков-экскурсоводо в. Специалисты с таким «до­ полнительным» багажом — находка на судне. Интернационализм — «врожденная» черта харак­ тера советских моряков.; Осо­ бенно это значимо сейчас, когда море должно не раз­ делять. а сближать матери­ ки и страны. Воспитание курсантов в духе уважения к' культуре п традициям дру­ гих народов — одна из важ- I I Все мальчишки мечтают стать капитанами, всех вле­ чет морская романтика, му­ зыкой звучат слова «шквал», «роза ветров», «рубка». Но те, кто до конца остаются верными мечте, скоро узна­ ют. что не красивая форма, не знание морских, терминов определяют истинного море­ хода. . Надо многое знать, многое уметь, а главное — Н е п р о с т о р о м а н т и к а работать, постоянно совер­ шенствовать свои знания, изучить десятки дисциплин, большинство из которых да­ леки от романтики, зато от­ личаются точностью, не тер ­ пящей никаких отклонений, никаких промахов. Эти зна­ ния будущий судоводитель получает в училище, и от того, насколько хорошо он их усвоил, во многом зави­ сят ' его успехи на штурман­ ском поприще. У нас, в траловом флоте, судоводителями работают С т а т ь я , в „ П р а в д е о п у б л и к о в а н н а я и н а ш и о т к л и к и усвоили новые условия ра­ боты. Экипаж судна — орга­ низм непростой, .со своими особенностями — мораль­ ными п психологическими. Все профессиональные на­ выки могут пойти насмарку, если морской специалист не умеет работать с людьми. Скажу больше: каждому бу­ дущему командиру не поме­ шал бы еще и диплом педа­ гога. Ведь порой ему прихо­ дится решать такие слож­ ные задачи в открытом мо­ ре, которые могут поставить в тупик опытного профсссио- нала-воспнтателя. Труд мо­ ряка сложен. Много време­ ни он проводит вдали от родных берегов, от семьи, близких, друзей. Его жизнь ограничена бортами судна. Добавьте штормы и бури, тропическую жару и поляр­ ный холод ----- это не выдум­ ка романистов. Выло время, когда такие понятия, как командование и педагогика, казались несов­ местимыми. «У меня судно, а не детский сад» — фраза запомнилась с юности, когда о днажды при мне упрекнули старого опытного капитана в том что он не может найти общий язык е молодыми мо­ ряками. Думаю, что время это в прошлом У нас в учи­ лище воспитанию будущих воспитателен помогает ф а ­ культативный курс «Соци­ ально-психологические мето­ ды управления производст­ вом на морском транспор­ те» Мы учим курсантов не­ легкому искусству сплачи­ вать людей, укреплять их бодрость п волю предан­ ность своему делу II все- гаки, думается, в учебных программах мореходных учи­ лищ следует значительно больше уделять внимания нейшнх задач. Экипажи на­ ших учебно-производствен­ ных судов — коллективные члены обществ дружбы СССР с другими государст­ вами. Ежегодно начинающие мореходы совершают рейсы па учебных и транспортных судах в порты Западной Ев­ ропы. У нас во флоте еще нема­ ло командиров, которые сла­ бо владеют иностранным языком. Убежден в том, что кафедры иностранных языков й морских вузах призваны играть ведущую роль. Не только в будущем, а уже в наше время каждый мбрскоіі специалист, имею­ щий диплом высшей школы, должен достаточно свободно владеть одним из иностран­ ных языков, квалифициро­ ванно объясниться при про­ ведении коммерческих опе­ раций, отстаивая интересы своей страны. ...На берегу Финского за­ лива строится прекрасный архитектурный комплекс — сюда предстоит переехать у ч и л и щ у. Но мало возвести <стены». Мы должны все точнее рас­ считывать и планировать в подробностях подготовку мо­ лодых людей, которые будут учиться здесь. Наставник всегда в ответе за каждого из учеников. А в руках на­ ших воспитанников -— буду­ щее советского торгового флота. В. ГАВРИЛОВ, профессор, начальник Ленинградского ордена Октябрьской Революции высшего инженерного морского училища име­ ни адмирала С. О. Ма­ карова. . г. Ленинград. («Правда». 3 октября 1979 г.) выпускники Мурманских и Херсонского, Ростовского и Клайпедского н других море­ ходных училищ. Но по каче­ ству знаний, пожалуй, пер­ вое место занимают штурма­ ны, окончившие Мурманское высшее инженерное мор­ ское училище имени Ленин­ ского комсомола. Это и по­ нятно: II курс подготовки там полнее, и сами выпуск­ ники старше. У них более серьезный подход к совер­ шенствованию знаний, при­ менению их на практике. Кажется, недавно пришел к нам Ю. Б. Прутков. Он ус­ пешно закончил МВИМУ, очень серьезно работал чет­ вертым, третьим, вторым, а потом и старшим помощни­ ком капитана, довольно бы­ стро прошел но этим сту­ пенькам служебной лестни­ цы. Конечно., многое ' дала судоводителю совместная работа с опытным промыс­ ловиком капитан-директором Н. К. Елфимовым, но глав­ ное — сам Ю. Б. Прутков четко и вдумчиво выполнял своп обязанности, не сколь­ зя по поверхности, а глубо­ ко изучая морскую практи­ ку, промысловое судовожде­ ние. Проявил себя он и как воспитатель, настойчиво обу­ чая моряков, не гнушаясь советами подчиненных. Сейчас ГО. Б. Прутков — капитан - директор .большо­ го автономного траулера «Генерал Родимцев», успеш­ но руководит большим кол­ лективом. Экипаж под его командованием добивается неплохих результатов. Таких у нас немало. Ком­ мунист П. II. Бобылев, окон­ чивший училище в 1974 го­ ду, рекомендован на долж­ ность старшего помощника -капитана крупнотоннажных судов. Н. С. Андропов, вы­ пускник' 1976 года, работает вторым помощником капита­ на на БМРТ . Фотография молодого судоводителя О. С. Дамаскина — на стенде «Лучшие люди флота». Он работает- у нас. с 1977 года, сейчас направлен третьим помощником капитана в ре- монтно - подменную команду, где требуются не только большое мастерство и опыт, но и глубокие знания полит­ экономии. экономики рыб­ ного хозяйства. морского права. Выпускник МВИМУ этого года С. М. Уткин уже рабо­ тает третьим помощником капитана на ВАТ «Маршал Якубовский». Его ровесник — В. В. Щеглов — третьим помощником капитана на БМ РТ «Беломорье». Этот СПИСОК можно бы н продолжить. Многие моло­ дые специалисты хорошо за­ рекомендовали себя на фло­ те. Они активно участвуют в общественной ж и з н и ,' явля­ ются агитаторами, членами общества «Знание». Многие избраны комсоргами. Но, к сожалению, бывают и противоположные приме? ры. Некоторые молодые су­ доводители с первых дней не являются примером в дис­ циплинированности, показы­ вают слабые знания, надеясь ка диплом, не совершенству­ ют их, пренебрегают совета* .ми старших, не растут ду­ ховно. И тут мы с полным основанием предъявляем счет учебным заведениям, которые должны не только дать своим курсантам пол­ ный курс наук, но и зало­ жить в них качества, необхо­ димые каждому моряку. Очень мало внимания, на мой взгляд, во всех учили­ щах уделяется комплексу борьбы за живучесть судна, аварийно - спасательному де­ лу. Слабо поставлено изуче­ ние иностранных языков, знание которых штурману к р а й н е необходимо. Больше внимания, надо уделять изу­ чению орудий лова, тактике рыболовства. Конечно, молодые специа­ листы проходят первую прак­ тику- на наших судах иод руководством опытных про* мысловиков, которые гіере-. дают свой богатый опыт. 0 £ наставников зависит многое, ведь выпускники не прихо­ дят на флот готовыми специ­ алистами. Но хотелось бы. чтобы время их ученичества на флоте не затящвалось, чтобы каждый скорее входил в курс дела. В этом, мне кажется, особенную роль должны сыграть тесная связь флота с училищем, по­ стоянные встречи бывалых промысловиков с курсанта­ ми, конкретная шефская (забота. У нас она проводит­ ся, но еще недостаточно ши­ роко и недостаточно полно, только в целом по флоту, а шефских - связей между конкретными группами .учи­ лищ н конкретными экипажа­ ми пока еще нет. Статья, профессора В. Гав­ рилова .«.Уходим в море», опубликованная, в «Правде», поднимает важные проблемы подготовки будущих специа­ листов,^ командиров произ­ водства флота. Я думаю, что ■статья найдет отклик и у мо­ ряков, и у преподавателей училища, и у курсантов. , А . БОРЕЦКИЙ, замести*’' тель начальника Мурман­ ского ордена Октябрь­ ской Революции тралово­ го флота по мореплава­ нию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz