Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.
М о л о д о й : с п е ц и а л и с т , J P в д и н а д а л а , О т в е т ь я а о т л и ч ж ы м В ВОСПИТАНИИ СПЕЦИАЛИСТА сложно перепле таются профессиональное образование, формирование мировоззрения, нравственное становления личности И процесс этот должен быть максимально интенсифицирован, ибо только пять лет даны педагогам на то, чтобы превра тить абитуриента, неуверенно переступившею порог вуза, в дипломированного ответственного специалиста. Сегодня мы рассказываем о проблемах подготовки тружеников моря. В ПОРТУ далекоіі стра ны пришвартовалось большое судно под красным флагом. На берегу немало дел: переговоры с портовыми властями, встре ча е представителями ком пании,- для которой достав лены грузы, оформление до кументов.,, И повсюду совет ский моряк будет чувство вать .к себе интерес: а каков он? Ему ведь положено Оыть не только, отличным судово дителем пли судовым меха ником, но и политиком, II организатором, и диплома том. Приятно, конечно, созна вать, что на протяжении ве ка выпускники нашего учи лища внесли немалый- вклад в славу отечественного фл о та. Но любые достижения — лишь повод поразмышлять, кого и как предстоит гото вить дальше, чтобы умно жать добрые традиции. Современный специалист флота прежде всего — Хо роший профессионал, спе циалист-новатор. Взгляните, какое наступ ление ведет по всем фрон там техника! Все шире во флоте внедряю тся. автомати ка, спутниковая система на вигации. - завоевывает пози ции атомный-реактор. Судно будущего — и причем уже недалекого — это комплекс ная автоматизация в сило-. вых установках с полным самоконтролем. Значит, по надобится минимальное чис ло механиков для управле ния этой системой. Зато та кие механики должны, как говорится, уметь все. Подоб ных универсалов нам и сле дует готовить уже сейчас. То же можно сказать и о штурманах. Мы до сих пор готовим их, можно сказать, по старым образцам, даже парусному делу учим. А курсант, который станет штурманом завтра, будет уже судоводителем нового типа, скорее всего электро- радионавигатором, воору женным сложнейшей автома тикой. Это совсем иная спе циальность. К подготовке таких специалистов надо приступать сегодня. Уже сейчас, не откладывая ни на день, нам следует заняться перестройкой всего учебного процесса. Мы готовы к ней. Разумеется, надеемся па по мощь Министерства морско го флота и Министерства высшего и среднего специ ального образования СССР. Уровень профессиональ ной подготовки — определя ющий, но не единственный показатель квалификации. В наш век к молодому специа листу требований много. А завтра будет еще больше. Некоторые жалуются: невмо готу, мол, от всех обяза тельных «надо». Но лишь преодолев их, можно сімть политически зрелым и обра зованным человеком. Особенно важно творче ское сотрудничество кафедр общественных паук п профи лирующих дисциплин для усвоения курсантами эконо мических знании и навыков руководства коллективом. Как показывает практика, причины некоторых инже нерных ошибок надо искать прежде всего в недостатках мировоззренческой и эконо мической подготовки. В от личие от других отраслей работа Морфлота проходит на рубеже двух социальных систем. Причалив к чужому берегу, торговое судно мо жет * неожиданно застать здесь забастовку грудящих ся или локаут предпринима телей, топливный кризис или изменение фрахтовых ста вок. II- вот тогда-то нашему моряку и понадобятся сведе ния, полученные на. заняти ях по политэкономии, эконо мике морского транспорта, морского права. Мы гор димся, что большинство вы пускников училища хорошо педагогическим и восппта- тельным проблемам. Р азум еется . серьезной подмогой в этом является общественно ■ политическая деятельность наших воспи танников. Комсомольские со брания и помощь колхозам, политинформация и стенная газета, литературный ж у р нал и встреча с ветеранами — все это позволяет целе направленно формировать личность будущего специа листа. Есть в нашем училище и факультет общественных профессий. Он готовит про пагандистов, журналистов- общественнпков. тренеров по различным видам спорта, переводчиков-экскурсоводо в. Специалисты с таким «до полнительным» багажом — находка на судне. Интернационализм — «врожденная» черта харак тера советских моряков.; Осо бенно это значимо сейчас, когда море должно не раз делять. а сближать матери ки и страны. Воспитание курсантов в духе уважения к' культуре п традициям дру гих народов — одна из важ- I I Все мальчишки мечтают стать капитанами, всех вле чет морская романтика, му зыкой звучат слова «шквал», «роза ветров», «рубка». Но те, кто до конца остаются верными мечте, скоро узна ют. что не красивая форма, не знание морских, терминов определяют истинного море хода. . Надо многое знать, многое уметь, а главное — Н е п р о с т о р о м а н т и к а работать, постоянно совер шенствовать свои знания, изучить десятки дисциплин, большинство из которых да леки от романтики, зато от личаются точностью, не тер пящей никаких отклонений, никаких промахов. Эти зна ния будущий судоводитель получает в училище, и от того, насколько хорошо он их усвоил, во многом зави сят ' его успехи на штурман ском поприще. У нас, в траловом флоте, судоводителями работают С т а т ь я , в „ П р а в д е о п у б л и к о в а н н а я и н а ш и о т к л и к и усвоили новые условия ра боты. Экипаж судна — орга низм непростой, .со своими особенностями — мораль ными п психологическими. Все профессиональные на выки могут пойти насмарку, если морской специалист не умеет работать с людьми. Скажу больше: каждому бу дущему командиру не поме шал бы еще и диплом педа гога. Ведь порой ему прихо дится решать такие слож ные задачи в открытом мо ре, которые могут поставить в тупик опытного профсссио- нала-воспнтателя. Труд мо ряка сложен. Много време ни он проводит вдали от родных берегов, от семьи, близких, друзей. Его жизнь ограничена бортами судна. Добавьте штормы и бури, тропическую жару и поляр ный холод ----- это не выдум ка романистов. Выло время, когда такие понятия, как командование и педагогика, казались несов местимыми. «У меня судно, а не детский сад» — фраза запомнилась с юности, когда о днажды при мне упрекнули старого опытного капитана в том что он не может найти общий язык е молодыми мо ряками. Думаю, что время это в прошлом У нас в учи лище воспитанию будущих воспитателен помогает ф а культативный курс «Соци ально-психологические мето ды управления производст вом на морском транспор те» Мы учим курсантов не легкому искусству сплачи вать людей, укреплять их бодрость п волю предан ность своему делу II все- гаки, думается, в учебных программах мореходных учи лищ следует значительно больше уделять внимания нейшнх задач. Экипажи на ших учебно-производствен ных судов — коллективные члены обществ дружбы СССР с другими государст вами. Ежегодно начинающие мореходы совершают рейсы па учебных и транспортных судах в порты Западной Ев ропы. У нас во флоте еще нема ло командиров, которые сла бо владеют иностранным языком. Убежден в том, что кафедры иностранных языков й морских вузах призваны играть ведущую роль. Не только в будущем, а уже в наше время каждый мбрскоіі специалист, имею щий диплом высшей школы, должен достаточно свободно владеть одним из иностран ных языков, квалифициро ванно объясниться при про ведении коммерческих опе раций, отстаивая интересы своей страны. ...На берегу Финского за лива строится прекрасный архитектурный комплекс — сюда предстоит переехать у ч и л и щ у. Но мало возвести <стены». Мы должны все точнее рас считывать и планировать в подробностях подготовку мо лодых людей, которые будут учиться здесь. Наставник всегда в ответе за каждого из учеников. А в руках на ших воспитанников -— буду щее советского торгового флота. В. ГАВРИЛОВ, профессор, начальник Ленинградского ордена Октябрьской Революции высшего инженерного морского училища име ни адмирала С. О. Ма карова. . г. Ленинград. («Правда». 3 октября 1979 г.) выпускники Мурманских и Херсонского, Ростовского и Клайпедского н других море ходных училищ. Но по каче ству знаний, пожалуй, пер вое место занимают штурма ны, окончившие Мурманское высшее инженерное мор ское училище имени Ленин ского комсомола. Это и по нятно: II курс подготовки там полнее, и сами выпуск ники старше. У них более серьезный подход к совер шенствованию знаний, при менению их на практике. Кажется, недавно пришел к нам Ю. Б. Прутков. Он ус пешно закончил МВИМУ, очень серьезно работал чет вертым, третьим, вторым, а потом и старшим помощни ком капитана, довольно бы стро прошел но этим сту пенькам служебной лестни цы. Конечно., многое ' дала судоводителю совместная работа с опытным промыс ловиком капитан-директором Н. К. Елфимовым, но глав ное — сам Ю. Б. Прутков четко и вдумчиво выполнял своп обязанности, не сколь зя по поверхности, а глубо ко изучая морскую практи ку, промысловое судовожде ние. Проявил себя он и как воспитатель, настойчиво обу чая моряков, не гнушаясь советами подчиненных. Сейчас ГО. Б. Прутков — капитан - директор .большо го автономного траулера «Генерал Родимцев», успеш но руководит большим кол лективом. Экипаж под его командованием добивается неплохих результатов. Таких у нас немало. Ком мунист П. II. Бобылев, окон чивший училище в 1974 го ду, рекомендован на долж ность старшего помощника -капитана крупнотоннажных судов. Н. С. Андропов, вы пускник' 1976 года, работает вторым помощником капита на на БМРТ . Фотография молодого судоводителя О. С. Дамаскина — на стенде «Лучшие люди флота». Он работает- у нас. с 1977 года, сейчас направлен третьим помощником капитана в ре- монтно - подменную команду, где требуются не только большое мастерство и опыт, но и глубокие знания полит экономии. экономики рыб ного хозяйства. морского права. Выпускник МВИМУ этого года С. М. Уткин уже рабо тает третьим помощником капитана на ВАТ «Маршал Якубовский». Его ровесник — В. В. Щеглов — третьим помощником капитана на БМ РТ «Беломорье». Этот СПИСОК можно бы н продолжить. Многие моло дые специалисты хорошо за рекомендовали себя на фло те. Они активно участвуют в общественной ж и з н и ,' явля ются агитаторами, членами общества «Знание». Многие избраны комсоргами. Но, к сожалению, бывают и противоположные приме? ры. Некоторые молодые су доводители с первых дней не являются примером в дис циплинированности, показы вают слабые знания, надеясь ка диплом, не совершенству ют их, пренебрегают совета* .ми старших, не растут ду ховно. И тут мы с полным основанием предъявляем счет учебным заведениям, которые должны не только дать своим курсантам пол ный курс наук, но и зало жить в них качества, необхо димые каждому моряку. Очень мало внимания, на мой взгляд, во всех учили щах уделяется комплексу борьбы за живучесть судна, аварийно - спасательному де лу. Слабо поставлено изуче ние иностранных языков, знание которых штурману к р а й н е необходимо. Больше внимания, надо уделять изу чению орудий лова, тактике рыболовства. Конечно, молодые специа листы проходят первую прак тику- на наших судах иод руководством опытных про* мысловиков, которые гіере-. дают свой богатый опыт. 0 £ наставников зависит многое, ведь выпускники не прихо дят на флот готовыми специ алистами. Но хотелось бы. чтобы время их ученичества на флоте не затящвалось, чтобы каждый скорее входил в курс дела. В этом, мне кажется, особенную роль должны сыграть тесная связь флота с училищем, по стоянные встречи бывалых промысловиков с курсанта ми, конкретная шефская (забота. У нас она проводит ся, но еще недостаточно ши роко и недостаточно полно, только в целом по флоту, а шефских - связей между конкретными группами .учи лищ н конкретными экипажа ми пока еще нет. Статья, профессора В. Гав рилова .«.Уходим в море», опубликованная, в «Правде», поднимает важные проблемы подготовки будущих специа листов,^ командиров произ водства флота. Я думаю, что ■статья найдет отклик и у мо ряков, и у преподавателей училища, и у курсантов. , А . БОРЕЦКИЙ, замести*’' тель начальника Мурман ского ордена Октябрь ской Революции тралово го флота по мореплава нию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz