Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.

В ОДИН из последних дней октября 1944 г., когда мы были по­ глощены ремонтом кораб­ лей. адъютант старший лей­ тенант Игорь Р аф е доложил мне, что прибыл глава анг­ лийской миссии, просит срочно его принять. Обычно неплановые, а тем более срочные встречи всегда бы­ ли связаны с какой-нибудь большой или маленькой не­ приятностью. случавшейся с английским транспортом или с английскими моряка­ ми... Через несколько минут распахнулась дверь, и мне навстречу, широко раскинув руки, с сияющим лицом шел английский коммодор, а за ним совсем юный лейте­ нант-переводчик. — О. адмирал! Мне пору­ чено приветствовать и позд­ равить вас с высокой награ дой! Я только что получил телеграмму из Лондона. Наш король наградил коман­ дующего флотилией высшей наградой Великобритании — орденом Бани. Ведь авиа­ ция вашей флотилии оказа­ ла нам ценную услугу, по­ могла потошпч» фашистский линейный корабль «Тиршщ». Так что примите мою ра­ дость и поздравление. Глава миссии крепко сжи­ мал мою ладонь. Я был несколько смущен этим неожиданным извести­ ем. ибо никто из моих на­ чальников мне об этом не сообщал. Из дальнейшего разговора выяснилось, что и командующий воздушными силами флотилии генерал Г. Г. Дзюба, и начальник штаба авиации полковник Н. К. Логинов тоже награж ­ дены английскими орденами. Были произнесены теплые слова, приличествующие по­ добному случаю. Чем же было вызвано такое награждение нас, бе­ ле,морцев? Дело в том, что фашисты к началу второй мировой войны имели четыре мощ­ ных линейных корабля, всту­ пивших в строй в 1936 — 1939 гг, Три из этих гиган­ тов уже покоились на дне морей. Оставался еще «Тир­ шщ» водоизмещением 4 5 тыс. т, с' могучей артилл е­ рией из восьми орудий 3 6 1 -мм и 12 орудий 150 мм калибра. Этот великан с 1943 г. базировался в боль­ шей северном фиорде Нор­ вегии. именуемом Альтен- фпорд. Началась упрямая охота англичан за «Тирпи- цем», ибо его пребывание на севере Норвегии создавало угрозу конвоям, направляв­ шимся из Англии с военны­ ми грузами в наши северные порты. Рассматривая после­ довательно все этапы борь­ бы с этим фашистским чу­ довищем, вспоминаешь, ка­ кую существенную помощь оказали англичанам наш Северный флот и Беломор­ ская флотилия. К сожале­ нию, об этом почти ничего не известно на Западе и, что более странно, недостаточно написано у нас... А между тем эпопея борьбы с линко­ ром «Тирпіщ» представляет несомненный интерес со всех точек зрения. П РЕЖДЕ всего нѵншо было установить по­ стоянное наблюдение за «Тирпіщем». Эта за­ дача оказалась по плечу только авиации и подводным лодкам советского Северного флота. Из-за огромного рас­ стояния английская разве­ дывательная авиация не мог­ ла с аэродромов Великобри­ тании долететь до Альтен- фпорда п вернуться обратно. Эю расстояние составляло 6 тыс. км, самый же мощ ­ ный английский четырехмо­ торный разведчик имел тог­ да дальность полета менее 5 тыс. км. Поэтому беспре­ рывную разведку за «Тир- пицем» вела морская авиа­ ция Северного флота, а на М а л о и з в е с т н с т р а н и ц ы в о выходе из Альтен-фиорда фашиста караулили наши подводные лодки. И 5 июля 1942 г., когда., линкор попы­ тался выйти в море с силь­ ным охранением и напасть на конвой «ПК-17», находив­ шаяся в море советская под­ водная лодка «К-21л под командованием капитана 2-го ранга Н, А. Лунина не­ медленно атаковала его и с дистанции 18 кабельтовых выпустила по нему четыре торпеды. Немецкий адмирал, командовавший эскадрой, понимал, что за встречей с одной подводной лодкой мо­ гут последовать новые атаки. Он . решил не рисковать и повернул корабли обратно в Альтен-фиорд. Так что не­ мецкая операция фактически провалилась. После этого наша флотская авиация вы­ явила систему охранения линкора с моря и с возду­ ха, и все разведданные пере­ давались англичанам. В 1943 г. английское ко­ мандование решило атако­ вать «Тирппца» малыми под­ водными лодками водоизме­ щением всего 30 т: длина их была чуть больше 14 м, а диаметр около 2 м. Экипаж таких «мини л о д о к » состо­ ял из четырех человек. Ору­ жие из двух контейнерных зарядов весом около 2 т к а ­ ждый, с часовым механиз­ мом нужно было скрытно подвести под «брюхо» лин­ кора. В сентябре 1943 г. наша разведка еще раз уточнила место пребывания «Тиртш- ца* в южной части Альтен- фиорда. под высоким бере­ гом, со всех сторон защи­ щенным бонами и противо­ торпедными сетями. С воз­ духа его прикрывала мощная зенитная артиллерия, окру­ жавшая фиорд. Большие английские под­ водные лодки вышли в море, имея на буксире шесть <?сверхмал ых » подводных лодок. «Мини-лодки» попали в шторм, и две из них по­ гибли в 15 милях от нор­ вежского берега. Четыре лодки подошли к фнордѵ и в . ночь на 20 сентября 39 43 г. начали самостоя­ тельно форсировать его. 22 сентября в 8 час. 12 мин. произошел сил ьнейший взрыв. Линкор принял 5 00 т воды, все три главные турбины были повреждены, погас свет, рули не работа­ ли. Корабль вышел из строя минимум на полгода. Н а ­ чался срочный ремонт. Авиация Северного флота следила за ремонтом «Тпр- ппца». и в феврале 1944 г. летчики из 36 й авиадивизии нанесли по нему бомбовый удар. Возможно, эта атака не была особо эффективной, но фашисты поняли, что за «Тиршщсм > следят и ему грозит опасность. К апрелю ремонт линкора почти закончился, и он го­ товился к выходу, но 3 апре­ ля 194-1 г. англичане органи­ зовали мощную воздушную атаку линкора. Пользуясь данными нашей разведки, бомбардировщики поднима­ лись с авианосцев <?Внктори- ес» и «Фыориес». а с дру­ гих трех авианосцев подня­ лась истребительная авиа­ ция прикрытия. Атака ока­ залась для «Тирпица» вне­ запной. Бомбардировщики, шедшие двумя волнами, спи­ кировали и сбросили на цель 15 бомб по 500 кг каждая. Повреждения были, конечно, огромные, но 200-мм палуб­ ную броню линкора пробить не удалось. Был о убито бо­ лее 200 человек из экипажа корабля, не считая большого числа раненых. И все же «ТітршіЦ» мог двигаться, хо­ тя н требовал опять большо­ го ремонта. В конце августа и в после­ дующее время англичане нанесли еще ряд ударов по «Тирпицу», но особых ре­ зультатов не добились, так- как немцы усилили свою противовоздушную оборону. Использование же авианос­ цев требовало слишком большого числа кораблей ох­ ранения. Тогда решено бы­ ло организовать «челноч­ ную о операцию четырех­ моторных бомбардировщи­ ков «ланкастер», способ­ ных нести 6-тонные бом­ бы, но опять же их ог­ раничивала дальность: после атаки в Альтен-фпорде они не могли вернуться на свои аэродромы. Поэтому прави­ тельство Великобритании попросило у Советского пра­ вительства разрешения ис­ пользовать аэродромы Б е л о ­ морской военной флотилии. Разрешение было дано, и в начале сентября мы при- К о н е ц „Т и р п и ц а а няли на свои аэродромы 41 тяжелый самолет «ланкас­ тер», организовав англий­ ским летчикам самую друж е­ ственную встречу. Мы бы ­ ли обязаны осуществлять материально - техническое обеспечение самолетов, пре­ доставлять летчикам пита­ ние, медицинское обслужи­ вание и отдых. Всю работу по приему английских лет­ чиков поручили начальнику штаба нашей авиации пол­ ковнику авиации Н. К. Логи­ нову, пользовавшемуся большим заслуженным ав­ торитетом. Надо признать, что с этой задачей он спра­ вился прекрасно. Пребыва­ ние англичан на советской земле превратилось в демон­ страцию дружбы людей, одержимых одним желанием — разгромить фашизм. К а­ ждый прилет англичан прев­ ращался в праздник. Флот­ ские борщи и макароны по- флотски пришлись по вкусу нашим гостям, а флотская самодеятельность приводила их в неописуемый восторг. Перед вылетом на боевое задание англичане консуль­ тировались с. полковником Н. К. Логиновым по специ­ альным вопросам и всякий раз просили передать коман­ дованию нашей флотилии го­ рячую благодарность за д р у ­ жеский прием. 22 октября англичане пов­ торили налет на «Тиршщ» со своих аэродромов, но безус­ пешно... К этому времени Финлян­ дия уже вышла из войны. Советская Армия продвига­ лась на запад — в сторону Альтен-фиорда. Боясь, что «Тнршіц» может быть захва­ чен нами с суши, фашисты срочно перевели линкор в менее защищенную бухту района порта Тромеэ. с тем, чтобы использовать его как плавучую батарею. Корабль был поставлен на мелкое место, вокруг него сооруди­ ли специальные насыпи, что­ бы он не опрокинулся. На­ ша разведка обнаружила его новую стоянку, и мы сооб­ щили об этом союзникам. Расстояние до этой бухты уже позволило англичанам наносить удары со своих аэродромов. 12 ноября 25 самолетов «ланкастер* н а­ несли удар по «Тирпицу». Четыре 6-тонныс бомбы уиалн у борта, а две попали в корпус корабля. Артилле­ рийская башня линкора взле­ тела в воздух, в погребе взорвался боезапас, весь левый борт был вдавлен внутрь, через пробоины хлы ­ нула вода. «Тиршщ» пере­ вернулся, разломился и з а ­ тонул, похоронив в своих не­ драх 1200 человек. Так закончил свое существование линейный гЬлот фашистов. Премьер - министр Вели­ кобритании У. Черчилль в тот же день прислал И. В. Сталину телеграмму, в кото­ рой сообщал: «Бомбардиров­ щики королевских воздуш­ ных сил потопили «Тнрпнц». Давайте порадуемся этому вместе». В ответ последова­ ло наше поздравление. Англичане были бесконеч­ но рады этой победе и тогда не отрицали нашей помощи, но теперь многое позабыто. Сегодня английские истори­ ки старательно замалчивают участие нашей авиации в опе­ рации по уничтожению «Тпр- пнца». Однако что было, то было, из песни слова не вы­ бросишь.. Ю. ПАНТЕЛЕЕВ. Рис. Е. Авгѵетиновича. Об авторе воспоминаний. Ю. А. Пантелеев родился в 1901 году. Член КПСС с 1940 г. В годы войны — на­ чальник штаба Краснозна­ менного Балтийского флота, командующий морской обо­ роной Ленинграда, затем Волжской военной и позже Беломорской военной флоти­ лией. Адмирал. Профессор. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. С промысла — в СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-227 «Шен­ курск», РТ-304 «Мацеста», БМРТ-420 «Прогресс», РТ- 313 «Мга», БАТ «Иван Зем- нухов», экипажа БМРТ-2413 «Верховина» на самолете из Москвы. ЗАВТРА: РТ-273 «Смо­ ленск». РТ-301 «Моздок», СРТ-4223. 13 НОЯБРЯ: РТ-303 «Миллерово»„ БМРТ-410 «Планета». П и ш и - *оворящи< Студия звукозаписи Мурманского радиотелецентра начинает за пись «говорящих» писем н Новому году, 11, 12 и 13 ноября пригла­ ш аю тся родные и близкие моряков, находящихся на промысле на судах объединения «Мурманрыбпром», БМРТ: 100 «Мурмансельдъ», 176 «Знамя Победы», 181 «Ловозеро», 274 «Туман-2», 345 «Пассат-2*, 347 «Кандалакша», 356 «Кронштадт», 370 «Невьянск», 376 «Алексей Гмырев», 377 «Иван Чигрин», 386 «Беломорсн», 399 «Харовсн», 439 «Муромск», 448 «Торос», 2643 «Вымпел». Студия находится во Дворце культуры имени С. М. Кирова, вход с улицы С. Перовской. Время работы: с 9 до 18 часов. Мурманск — 183001, Мурманский рыбный аорт, ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64. заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89 литературные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с городских АТС 7-62 64 7-70-89. 7-63-96, 7-70-45. «Рыбный М,урман». Индекс 5 2 8 6 І. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г Мурманск.________ За к. 8795. ПН-05309.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz