Рыбный Мурман. 1979 г. Ноябрь.
« РЫ Ы Ш й м у р м а н » « ш » « і а ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ш ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ш ш и ж ш т іт ш ін ш іш ш ж ж іж ж ж ж ш ж ш і 7 <. Толыйв мы успели отойти от берега, к ак из-за оопок в ы л е т ел а три нем ец ки х са м олета н обстрел ял и нас. Я у к ры л ся под пулеотбойный козы рек и см аневрировал к берегу в ед защ и ту скалы . Ч е р е з ш ж а ка нас обру шили огонь ещ е три ф аш и стских стервятника. З ащ и та от них одна — носом к бе р еговым к ам н ям и на берег за скалы . Е сли будет попа дание, судно сядет килем на грунт, а г р у з можно до ставить бойцам в сохраннос ти. При бомбежке одна из бомб все ж е угодила в нас. Сорок минут боролись мы за ж иву честь корабля, но «Гро- •я > потонула, утнцувши сь носом в берег, а мы, кто вплавь, кто на ш люпках, вы бр ал ись на землю. Убитых не было, а легкие ранения :- і ушибы мы не считали. С колько лет прошло, а до сих пор пам ять отчетливо рисует картины первой бом б еж к и — фонтаны в зды бл ен ной от разры во в воды, обру шивающийся на нас огонь ави ап уш ек, и в этом кипя щ ем аду наш а м ал е н ь к а я -■'Гроза», у в ер ты в ающ ая с я от обстрела. П озж е назначили меня вторым помощником капи тана на рыболовный т р аул ер 'Н а в а г а » . Судно выполняло различного рода тр анспорт ные, буксирны е операции. Загруж ен ны е парусники мы бе д я» , б о евы е зад ан и я в ы полняли мотоботы «Щ у к а » , « З ен и т» , «С азан » и другие. В. А. Келарев вспоминает: <В рей сы ходили регулярно, с у тк и - в М урм анске, а по том — к у р с на Ры бачий. Вот строки нз документов. «Понедельник. 11 м ая 1942 года. Ночью рейс в О зерко . Н а рул е м атрос В. Андросов. И дем под обстрелом . В 01 час с м инутами заш л и в гу бу Эйнѵ. В О зерко про р в ат ьс я не у далось из-за сильного а р то б стр ел а со сто роны Титовки. Повернули в Норт-В ладим ир ». « ...5 а п р ел я 1 9 4 3 г. В 22 часа у мотобота «Л ебедь» на подходе к причалу в О зерко осколками снарядов повреди ло корпус, получили 5 0 про боин. Б егуч и й п стоячий т а к ел аж и срезаны . У странили течи. Личный состав жив, судно в сохранности». « ...2 6 м ая 19 4 3 г. в 0 7 ч а сов 20 минут судно а так о вали 8 самолетов». В борьбе с ф аш и стам и ко раблю не один р аз гр ози л а см е р т ел ьн ая опасность. В п а м яти В. А. К елар ева остал ся бой. к огд а его эки паж вм есте с эк и п аж ем «С азан а» в море попали под бомбежку: «Н ем ец кие сам о л еты а та к о вали нас. Я стоял на вахте и видел, как одна и з нем ец ких бомб попала прямо в соседний мотобот. Н а наших гл а за х он, развал и вш и сь, по гру зи л ся в море. Фашист- С Ш Ш { 1 3 4 А. И. ФРОЛОВ. б рали на буксир и д о ставл я ли в Порт-Владимир. При этом самым опасным участ ком пути был Мотовский за- . ліів , где мы пускались на все возмож ны е хитрости, чтобы обм ануть ар ти л л ер ию и ави ацию неприятеля. О днаж ды , когда мы при нимали рыбу в Восточной Лице, на нас н ал етел в р а ж еский самолет. Б ом бы р в а лись рядом с нами. Бы л про ды р яв л ен трюм. Мы завел и пласты рь. Но это нас не спасло. Мы были б е зо р уж ны. «Н ав ага» потонула, а мы — вплавь и на ш люпках — вы брали сь на берег. Это было в декабре 1941 года. В следующем, году я по лучил назначение помощни ком капитана на мотобот «Л ебедь», которым ком ан довал А. Е. Евтюков. К это му врем ени на судах т р ан спортного дивизиона поста вили пулем еты , установки дл я дымовой завесы . С органи зац ией военизи рованного тралового флота транспортны е дивизионы пе редали в подчинение воени зированной базы . К ром е « Л е екпе молодчики продолж али бомбить нас. Они вывели, из строя ру л ево е управление. Я вы скочил из рубки, чтобы подавать ком анды старш ем у механику, но был прошит пулем етной очередью. На корме у пулем ета «Э рлико на» убило пулем етчика, и его тотчас зам ен ил И. Б е л я ков. Он вел огонь по сам ол е там, пока не о к азал с я чв во де. К апитан а Е втюкова взры вной волной выбросило на скалу. Подобрали нас м оряки с морского охотни ка. В этом бою было ранено 17 человек. Н есмотря на тяж ел ейш и е условия, наш «Л ебедь» с че стью выходил из столкнове ний с ф аш и стским и пирата ми и пр од о лж ал д ел ать свое скромное, необходимое ф лоту дело. Во многом успеху мо тобота способствовали ум е лы е действия его капитана А н д р ея Егоровича Евтюкова. Многое он познал и переж и л в своей жизни, прош ел путь от зуй ка до капитана и в трудной обстановке боя всег да ум ел органи зовать людей, подбодрить слабых, помочь товарищ ам . Мы р асстал ись с ним, когда я в сентябре 1 9 4 3 года, вы йдя из госпита ля, был назначен капитаном на мотобот « Зенит». Па новом месте я начал зн ак ом и ться с людьми, с до кум ен там и. Передо мной предстала бо евая летопись мотобота « Зен и т». Записи были короткими, . но доста точно красноречи вым и, что бы почувствовать, как ж ил эки паж в военное врем я. Я прочитал следующ ее: « 8 . 07.41 г. Пошли в рейс М у рм анск — Offна. Р а з г р у зились. П р и н ял и раненых на борт». « 9 .0 7 .4 1 г. Во в р ем я по грузки раненых в Энне под верглись двум н ал етам в р а ж еских самолетов. В первом ш есть стервятни ков сбросили на нас около трех десятков бомб, повредили корпус, вы вели из стр о я машину. При ликвидации последствий это го н алета Отличились второй ш турм ан А тав н н и боцман Кузнецов. Ч е р е з ч е ты р е ча са нас атаковали вторично 15 в р аж еск и х машин. Снова у странили повреждения. Своим ходом прибыли в Мур манск». «1 5 .0 9 ,4 1 г. Почти час нас преследует немецкий самолет, который ведет по боту на бреющ ем полете беспреры вный огонь. Р у л е вые ум ело м аневрирую т. Н е мец у л етел». « 17 .0 9.41 г. В езем в Иоканьгу боеприпасы . П ри ж им аясь к скалам берега, обхитрили в вдж ескую ави а цию. З ад ан и е выполнили" в срок». « 7 .0 3 .4 2 г. Попали в ж е стокий шторм. Г р у з со храни ли и доставили воврем я». П ам ятным дл я нас всех собы тием стал а Печенгс.кая операция. К ак только вы би ли немцев из Титовки, мы доставили туда плавпрнчал и саперов. На третий день н асту пл ения в зял и курс на Петсамо, куда доставили бое припасы . Тогда ж е мы спас ли подбитый морской охот ник, взяв, его на буксир, привели и з Печенги в К о л ь ский залив. Ш ел седьмой день наступления. Мы п ере правили в Киркенес 100 тонн военного снаряж ения. В обратный путь зах вати л и меш ки с новороссийским ц е ментом. который немцы на грабили и складировали на островах». З а четкое обеспечение де сантны х операций, за доста вку военного сн аряж ен и я на Ры бачий и спасение м орско го охотника В. А. К еларев был нагр аж ден орденом Ве ликой Отечественной войны второй степени. Н аш е государство боль шое внимание у д ел яет вете р ан ам войны. Ни один чело век. бывший защ и тни ком Р о дины, не обойден заботой и пристальным вниманием ко всему, что с вя зы в ает его па м я ть с суровыми годами вой ны. Е сть среди ветеранов люди очень скромные, даж е застенчивы е, они ум ал ч и в а ют о своих подвигах. Т ак , совершенно случайно я встретился с А лек сан др ом Ивановичем Ф роловым и от него узнал, что он был стар шим механиком на ры болов ном судне «В айда». - Ныне он на засл уж ен н ом отдыхе, живет в Ры бинске и ведет большую воспитательную р а боту среди подростков. Успех операций военизи рованного транспортного от ряда во многом зависел от действий машинной команды. Очень хотелось бы разы ск ать этих людей, побеседовать с ними, чтобы заполнить но вые страницы летописи ге роизма транспортны х диви зионов. А. Х Р А П О В И Ц К И Й . • А В ТО Р м атериала, А л ек сандр Сергеевич Х р а повицкий, хорошо и з вестен чи тателям «Рыбного Мурм аиа». Он много раз р а сс к азы в а л о своих т о вар и щ ах по труду и боевым буд ням. С егодня А л ек сан др Сергеевич р аск ры в ает в сво ем м атериал е мало извест ную страницу В еликой О те чественной войны. Читатели, особенно молодежь, узнаю т о многих подвигах экипаж ей м алы х судов наш его бассей на, которы е сы гр ал и сер ь ез ную р о л ь в обороне С овет ского З а п о л яр ья. Б о е в ая юность А л е к с а н д ра С ергеевича начиналась на сторож евике «Муссон» — бы вш ем тр ау л е р е «Судак». Н едавно ветеран в стретился в музее К раснознам енного Северного флота со своим боевым товарищ ем С ергеем Антоновичем Кодиным, ко торый был на «Муссоне» командиром одной из частей. С ергей Антонович в м о р ских боях проявил хладно кровие и вы держ ку, умело руководил действиями подчи ненных. Ордена О теч ествен ной войны и Красной З в е зды — напоминание о его ратны х делах. В мирное времд с ев е роморец ком ан довал с'удами. которы е помогали гидростро и тел ям при возведении Цим лянской, Днепровской и Р иж ск о й ГЭС. НА С Н ИМ К Е (слева н а право): А. С. Храповицкий и С. А. Коднн. В музее Охваченный музейной тишиной. Ч и тая в вечность внисаняы е даты, В еду я сердц ем разговор большой, К ак с давним другом, с каж ды м экспонатом. В округ — в л аяш еты . письма, ордена, И вся Е вропа — будто на ладони На к ар те той, что вся испещрена, И — м ож ет быть! — в моем дивизионе. З д е с ь экспонат — руками брать н е л ь з я— Их берегут от влажности и пыли. А некогда сж и гала их гроза И ливии беспощадные топи ля. Они в рубцах. оставленных войной. Суровостью некраш еною святы ... Веду я сердц ем р а зго в о р большой. К а к с сослуж ивцем . — с каж ды м экспонатам. В. ГО РСЮКОВ . П Е Р Е К Л И Ч К А ПОЭТОВ- Ф РОН ТО ВИ КО В Незаменимые С квозь эту мглу, Густую, как мазут, Ползли мы, В ку л аках заж ав гранаты . И знали, что победу Вы р в ать надо: Г отовенькую нам Н е поднесут. Она я о к а вдали, Н а тропах тайных, Ну, а когда, В какой наступи т час — За в и се л о не от вещ ей случайных, Зависело От каждого из нас. И жы, В стр ечая пасмурный рассвет. Густую мглу Огнем гранатным смыли. И все незам енимыми мы были, Хот» незаменимых, В общем, нет. С а л ю т Упал серж ан т в той первой схватке лютой И бы л положен в глубь родной земли. А над могилой не бы л о салюта: В ту ночь боеприпасы берегли. Потом, в минуту самую святую. У погранично» взвихренной реки Враг понял, как в России салютуют. Когда застава вея пошла в штыки! Вдохновение Эти мирны е светлы е дни, Р о ж ь волнуется необозримо! Отодвинуты в даль Огни — И ни чада уже, и ни дыма. Но, как прежде, на страх врагам, Когда сердце тревогой сжато, Вдохновенье приходит к -н а м . К ак повестка из военкомата. М. НАНДИ Ч .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz