Рыбный Мурман. 1979 г. Декабрь.

★* ★ пенится, Из воды все мы вышли. Лишь бы род наш Она людской не редел... И земля — величины Неспроста — предельные. океанская соль... Наша кровь и морская Пусть в крови, волна нросоленные, мечутся Одной плотности — Доброта, связь колыбельная. Сострадание, И ничто никогда Боль — не изменится: аварийный запас Так живем — колыбель человечества. и предел. - Пусть земля океанами В. КИСЛОВ. Д ЕВЧОНКА стояла пе­ ред ней прямо, всем своим видом подчер­ кивая независимость, доста­ ла из кармана пачку папирос и глубоко затянулась. Шко­ ла? Она о ней вспоминает очень редко. Сейчас ее ин­ тересует, как и где можно развлечься, потанцевать. Друзья? Подруг у нее, ко­ нечно, много, встречаются на праздниках,' на вечерах в клубе. Работа? Что зк, онй готова трудиться. Работа, как говорится, не волк, в лес не убежит. Тамара Демьяновна Габ- леева, начальник пельменно­ го и филейного цехов холо­ дильного завода № 2 Мур­ манского рыбокомбината, Принимала девушку на ра­ боту. — Идем, я покажу тебе цех и твое рабочее мест.о. Вот познакомься: твой бригадир Олимпиада Павлов­ на Кирилина. Она ветеран, двадцать с лишним лет от­ работала на производстве, может помочь тебе и сове­ том, и делом. Посмотри, в цехе находится очень много Молодежи, я думаю, ты ско­ ро с нашими девчатами по­ знакомишься, найдешь себе Здесь хороших друзей, а я буду интересоваться твоими успехами. Сколько их, таких вот не­ спокойных девчонок, видела Габлеева за время своего пребывания на холодильном заводе... Сюда пришла она, когда было ей всего семна­ дцать лет. Ехала из Перми в Мурманск к подруге в гости, хотелось посмотреть Запо­ лярье. Не думала тогда, что останется здесь на всю жизнь. Дома ждали мама и восемь братьев и сестер. 'Трудно жилось им всем без отца, который погиб в сорок втором. В незнакомом Мур­ манске Тамара потеряла до- • кументы и деньги и пошла работать на рыбокомбинат на холодильный завод. Е« поставили на разгрузку ящиков. Первое время, когда очень уж уставала, тайком глотала слезы, потом окреп­ ла, приобрела сноровку. Ее перевела в весовщики. Де­ вушка мечтала учиться. Год готовилась и поступила на заочное отделение Таллин­ ского рыбопромышленного техникума, У себя на заводе Тамара была в раооте всегда ловка, присматривалась к старшим, умела спросить, умела и от­ ветить. Ей оставался год до окончания техникума, когда ее назначили мастером, а в скором времени и начальни­ ком цеха. Так сложились обстоя­ тельства, что ее пельменный цех, существующий вот уже шесть лет, набирался в ос­ новном из молодежи. Прихо­ дили совсем еще зеленые девчонки, пареньки, просили устроить их на работу. Мо­ жет быть, потому что в па­ мяти Тамары жила ее собст­ венная суровая' юность, юность ее сестер и братьев, она с какой-то сердечной нежностью и теплотой смот- Е й д о в е р я ю т у к а к м а м е 111111II111111111 ■ 11111 і Иi1111111II111!1111111111111111111111111М111111111i111111111М і 1111111111111111111ПII111111111111П11ИМI іf 1 If 11!М1111111111НН 11Иi111-ІIi IUIIIIHI 1111П1111П рела на девчонок и .мальчи­ шек, оказавшихся в ее цехе. Сама не знает когда, Та­ мара Демьяновна пришла к мысли о том. что для ее подшефных подростков цех должен стать вторым домом. Прибыла как-то к неіі новень­ кая работница, Люда С. Ста­ ли знакомиться. Люда до этого училась в вспомога­ тельной школе. Сходила Габ­ леева к ней домой и увиде­ ла, что мать и отец девочки пристрастны к вину, не мо­ гут быть Люде хорошими советчиками и друзьями. Стала она приучать Людѵ к делу, и это оказалось не­ просто. Много раз приходи­ лось ей объяснять своей по­ допечной, что нужно еже­ дневно следить за чистотой рабочего места, нельзя опаз­ дывать на работу, и сотни Других советов и напутствий дайала Тамара Демьяновна девушке. А тут Люда при­ шла к ней со своим . горем — любимый ею парень пере­ стал приходить к пен, за­ был свою подружку. И Габ­ леева пошла на розыски лег­ комысленного жениха, побы­ вала у него дома, поговори­ ла с ним, с его родителями. Как к матери, теперь обра­ щается Людмила к своей на­ ставнице. И на работе у нееѵ дела пошли хорошо, и замуж вышла, троих детей родила. Свои воскресные дни Габ­ леева часто посвящает моло­ дежи. Рано утром собирает­ ся и уходит из дому, чтобы побывать на квартирах мо­ лодых работников цеха. В один из днеіі едет в южный район города, потом в север­ ный, центральный, С ра­ достью встретили ее недавно девушки в общежитии. Им хотелось угостить свою на­ ставницу чаем, показать ей, какой порядок у них в ком­ натах. поговорить на досуге о всяких житейских делах. Была Тамара Демьяновна и в мужском общежитии. Горь­ ко у нее на душе становится, если подросток, несмотря на все ее старания, так и не приживется в коллективе, а зачастую в цех приходят трудные подростки из труд­ ных семей. Тут уж Габлеева всем интересуется: и почему в .школе не стал учиться, и как обстоят дела в семье, и состоит ли на учете в мили­ ции. Она рассказывает мо­ лодому человеку о мастере, о работе, спрашивает, нра­ вится ли ему его рабочее место и где бы он хотел ра­ ботать. В коллективе сложилась традиция брать с собой под­ ростков 'в театр, в кино, сле­ дить, чтобы они занимались в спортивных секциях, в- кружках художественной са­ модеятельности. 80 процен­ тов составляет в цехе моло­ дежь, и все девушки и ре­ бята имеют общественные на­ грузки, посещают кружки художественной самодея­ тельности. И, конечно, для тех, кто не окончил сред­ нюю школу, обязательна уче­ ба. Долгое время, например, работница цеха Татьяна Ко- стырева не хотела Учиться. И упрашивала ее Тамара Демьяновна, и ругала, и на­ стаивала, и в смене говори­ ли. даже к директору вызы ­ вала по этому вопросу. Татьяна наконец-то пошла в школу, сейчас оканчивает 11-й класс. Коллектив — уж так сло­ жилась в нем традиция — постоянно выполняет ежеме­ сячный план производства рыбной продукции. Большую помощь здесь оказывают Габлеевой мастера К. Анд­ реева, Н. Казанцева, старые кадровые работницы А Та­ ланова, награжденная орде­ ном Славы III степени, 3. Абрамова, имеющая за свой труд орден Ленина. Они помогают Тамаре Демья­ новне обучить молодежь пе­ редовым методам работы. Первое, что требует началь­ ник участка, —безукоризнен­ ная чистота в цехе. Рано ут­ ром приходит -она на работу и проверяет, насколько хоро­ шо подготовлены машины к началу трудового дня. Ее зоркий глаз заметит, что там ведро не так поставлено, там пельмешка валяется, там кто-то без колпака, там ма­ шина не в полном порядке. От санитарного состояния цеха зависит и качество вы­ пускаемой продукции, об этом Габлеева не устает повторять молодым работни­ кам. В коллективе добились того, что каждый человек освоил п ят ь—шесть смежных специальностей, благодаря круговому методу обучения. Это значит, что обучение ве­ дут начальник и мастера цеха, а с другой стороны — опытные рабочие, рядом О которыми трудится новичок. Люди в цехах Габлеевой умс-ют ценить минуту рабо­ чего времени, знают, сколь­ ко нужно вложить труда, чтобы увеличить выпуск про­ дукции на один процент. За. добросовестное отношение к молодым работникам, за то, что. как родная мать, не ж а­ леет для них ни времени, ни души, Тамаре Демьяновне Габлеевой было присвоено высокое звание «Лучший на­ ставник молодежи» по Ми­ нистерству рыбного хозяйст­ ва СССР. Г . КИРИЛЛОВА, мастер пельменного цеха. (Нач. в № 94— 106, 109, 110, 112, 113, 116, 119, 122, 128, 136, 147, 148, 149). Однако 28 апреля 1978 г. норвежское правительство, ссылаясь на необходимость охраны промысловых запа­ сов, особенно молоди трес­ ки, пикшп, окуня, установи­ ло в одностороннем порядке закрытые для тралового про­ мысла зоны вокруг о. Мед­ вежий и Я западу от Шпнц- . бергена. В «Предписаниях о рыбо­ ловстве в рыбоохранной зо­ не вокруг архипелага Шпиц­ берген» предусматриваются инспекции и меры наказания I отношении судов всех стран, не соблюдающих нор­ вежские предписания. Установление Норвегией 9 одностороннем порядке 200-мильной рыбоохранной зоны вокруг Шпицберген^ Рыболовство Норвегии рез учета положений, выте­ кающих из Договора о Шпицбергене 1920 г., созда­ ет качественно новый пра­ вовой резким в обширных районах рыболовства в арк­ тических морях. Практичес­ ки все морское пространство Й северу от 70° о. ш „ д о ­ ступное дЛй рыболовствй, перекрывается зонами (200*- мильная экономическая зона Норвегии, 200-мильные рай­ оны СССР, 200-мильная ры ­ боохранная зона у Шпицбер­ гена), за нсключейием не­ больших акваторий в цент­ ральной части Баренцева Моря, сохраняющих пока ре­ зким открытого моря В ПОЛ­ НОМ объеме. Меры но регулированию рыболовства вокруг Шпиц­ бергена затрагивают в пер­ вую очередь интересы СССР, который, наряду с Норвегией, занимался круп­ номасштабным промыслом в ^одах, прилегающих к архи­ пелагу, и принимал активное участие в проведении науч­ но-исследовательских работ Щ> изучению промысловых ^апасов этого района. З н а­ чительная часть живых ре­ сурсов вод, подпадающих под Договор о Шпицбергене 1920 г.,« предстеЙзляет еди­ ный экологический комплекс Баренцева и Норвежского Морей, что и было зафикси­ ровано в Соглашении меж ­ ду СССР и Норвегией о взаимных отношениях в об­ ласти рыболовства от 15 ок­ тября 1976 г. В этой связи меры регулирования рыбо­ ловства должны быть еди­ ными по всему ареалу оби­ тания основных промысло - вых видов и ассоциирован­ ных с ними запасов. Это одностороннее реше­ ние правительства Норвегии по мерам регулирования ры­ боловства в водах Шпицбер­ гена можно рассматривать как очередной шаг, направ­ ленный на незаконное/реше­ ние прав в этом районе воп­ реки положениям Договора 9 Шпицбергене 1920 г. По­ пытки Норвегии установить 200-мильную рыбоохранную зону, выходящую за рамки подпадающего под Договор района, могут вызвать допол­ нительную ’ напряженность в этой части Мирового океа­ на. Советский Союз выступа­ ет за справедливы;' и строго научный подход к вопросам регулирования промысла в акватории Шпицбергена, по­ скольку воды архипелага я е - ляются местом нагула для многих промысловых объек­ тов Баренцева и Норвежско­ го морей. Обе страны — СССР и Норвегия — долж­ ны принимать меры по со­ хранению и рациональному использованию ресурсов это- іо района, поскольку рыба­ ки этих государств прежде всего заинтересованы в ус­ тойчивом продолжении про­ мысла в районе, подпадаю­ щем под действие\ Договора о Шпицбергене. В ЗШ ІАНОВ , Л. ЯНИК. (Окончание следует)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz