Рыбный Мурман. 1979 г. Декабрь.
т В П Е Р В Ы Е Советские акванавты на автономном батискафе «Пайсис-7» покорили океан скую глубину в 1720 метров. Погружение совершили уча стники недавней экспедиции /іа научно - исследователь ском судне «Дмитрий Менде леев» инженеры А. Подра- жанский н А. Сагалевич. Это произошло в Тиморском море, между Австралией и Индонезией. До сих пор ап параты такого типа не опус кались на глубину более по лутора километров. «Пай сис-7» — один из двух глу бинных батискафов, постро енных по техническому за данию советских океанологов канадскими специалистами. Ч у д о - т у н е ц Редкая удача выпала на долю рыбака-любителя Кена Фрейзера. У побережья ост рова Принца Эдуарда (Кана да) он поймал на спиннинг гигантского тунца. Когда тунца, которого он смог вы тащить на свой катер с по мощью лебедки, положили на весы, то оказалось, что он весит 6 7 8 ,5 килограмма. Как сообщает агентство Франс Пресс, это самый крупный экземпляр тунца, когда-либо выловленного в Мировом океане. Редактор А. А. МИРОНОВ. все время нажимал, чтобы к іюстуйал в учебный комби нат на курсы тралмейстеров.. Так они донимали меня до тех пор. пока не отважился поступить. Ох п трудно же было Особенно доставалось от преподавателя физики Виктора Михайловича Ува рова. Может, потому его хо рошо запомнил, что именно он научил решать любые з а дачи в пределах семи клас сов. Позже я вторично посту пил в школу усовершенство вания командного ".остава иа курсы штурманов, с 1938 го да работал на маленьком бо те. а в 1940 году поднялся на мостик в должности капитана деревянного рыбол овяого судна «Скат», чоторый прн- на длежал «Морзверрыбпро- му >. Вот такую роль сыгра ли в моей жизни два друга — Александр Голыбин н Ан тон Карлвелис. Б ез их уча стия навряд ли стал бы я капитаном. Александр Андреевич опять задумался. Взял про грамму телевидения н пере ложил зачем-то на другое место, поправил салфетку, хотя она л ежала аккуратно, потом достал пачку >«Шнп- ки» и закурил, но тут же пригасил огонь пальцем. Я. как и прежде, не задавал вопросов: ждал, когда он сам продолжит рассказ. II он его новел дальше. - - До войны не курил, а в войну начал. Поскольку имел диплом штурмана малого плавания, то меня- перевели на бот «Вайда». Был тогда такой. Команда состояла из четырех человек, возили мы на побережье снаряды, пат роны, продовольствие, сол дат, Однажды пришлось везти лошадей, с которыми намучились сильно. Обратно везли раненых, документы, почту. В Западной Лице с нами произошел казус. Тогда сильно напугался, а сейчас смешно почему-то вспоми нать. Вчера еще в Западной Лнцё были наши, а здесь подходим к причалу, а на (Окончание. Нач. иа 3 стр.) нем топчутся немцы. Хоро шо не растерялся. А они рас терялись. Пока судили да рядили, мы уже далёко ото шли. Несколько таких же ботов,, каким был «Вайда», немцы потопили на пути к Иокан- ге. Пойдет судно и не вер нется. Тогда решили послать наш экипаж, думали, что мы везучие, что ли. А мне до войны приходилось в тех ме ста рыбачить. Стал я голо ву ломать, как нам обмануть фашистов, н придумал. Из Мурманска мы вышли ран ним утром и спрятались на день под скалистыми берега ми Ара-губы, а когда стало темнеть, взяли курс на Иокангу, к часу ночи были на мес'те. Таким образом, мы дважды благополучно ходи ли к этому становищу, за что получили благодарность ко мандования. А в 1943 году меня мобилизовали в а р мию, в пехоту. В Кенигсбер ге меня тяжело ранило, и в 1945 году я вернулся в Мур манск. Война. Хорошо тем, кто ее не знал. Кто же познал ее в полной мере, на себе по- настоящему испытал, что это такое, тому она н вспомина ется с горечью. А многие вообще не хотят вспоминать те годы, потому что подка тывает к горлу горький ко мок, он мешает говорить н дышать, а глаза застилают слезы. Потому наш разговор о ней с Александром Андре евичем был нсдолгпм. Ког да мы опять коснулись рыб ного промысла в Заполярье, он оживился. —- Как я уже говорил, до войны командовал рыболов ным судном «Скат». Моряки называли его почему-то ком байном. Так до сих пор при КОРЮ чины не знаю. Но, наверное, оттого, что, промышляя тре ску, ловили хорошо. А -ведь поисковых приборов никаких не было. Конечно, у меня были свои любимые и хорошо из веданные места лова, но, замечая, как мимо нас про ходят регулярно тяжело гру женные норвежские рыболов ные суда, меня разбирало любопытство узнать, где же они так хорошо ловят. Одна жды я несколько суток по тратил на поиск норвежских судов, а когда нашел, они бросились врассыпную: не хотели, чтобы Мы узнали их «баночки». А мы останови лись п стали ловить на под дев. Отличная рыба пошла. Заметив, что «Скат» поки дать район не собирается, норвежские моряки верну лись и стали, кто' как умел, уговаривать меня, чтобы мы перекрасили свое судно из черного в белое. Мол, так издалека нас будет не за метно и сюда не придут дру гие суда. Александр Андреевич сме ялся, вспоминая этот эпи зод, от всей души. — Выполнить их желание я не захотел* —- продолжал он, —- да и не смог бы. Б е лила тогда были дефицитны, а здесь весь корпус надо было перекрашивать. Обычно мне всегда везло на моряков. Но встречались и откровенные лентяи. На том же самом «Скате», пом ню, сменили команду. Выш ли мы в море, рыба лоапт- ся хорошо, треска идет круп ная, а около десяти человек, точно уж не помшо, порабо тав двое суток, наотрез от казались трудиться дальше. Лучше, говорят, пассажира ми пойдем в пор#. Как нн -III уговаривал, ничего не смог поделать с такими сезонни ками. Но с промысла не уш ли. После войны меня все ча ще и чаще стали использо вать как капитана - поиско вика. Сначала ходил иа ры боловном сейнере «Эфир» и занимался поиском сельди, затем был направлен на оке анский сейнер № 575 для разведки районов скопления мойвы. В 1956 году после отпуска пришел работать на сейнер «Язь». Последнее судно мне запомнилось по тому, что годовое задание по вылову мы закончили в апре ле п пролучили право, в ви де поощрения, сняться до срочно с промысла и весь май отдыхать в Мурманске. Было раньше и такое. Вот сейчас много говорят н пишут о движении настав ников. В свое время и мне довелось быть нм. Работал я тогда капитаном на океан ском сейнере Me 620. Его. единственного из этой серии судов, почему-то не переда ли дальневосточным рыба кам. Занимались мы поис ком сельди п обслуживали группу до пятидесяти судов. Лов уже тогда вели кошель ковым неводом и в основном ловили у берегов. А у бере гов не каждый капитан от важится сделать замет. Ме шала элементарная боязнь испортить орудия лова или посадить судно на мель. И вот тогда необходимо было передавать другим капита нам опыт работы с кошель ковыми неводами. Кто сейчас не знает капитанов объедине ния «Мурманрыбпром» Ива на Павловича Груздева; Ана-" толня Федоровича Мухина! Мне в свое время пришлось очень многое передать им. ШІ Доводилось обучать про мысловому делу и выпускни ков мореходных училищ. Здесь я старался сделать так. чтобы будущий штур ман научился работать само стоятельно, без оглядки на старших, чтобы научился сам находить выходы из трудных положений. А практика обу чения была у меня простой. Постоит новичок несколько заметов рядом, а потом я передаю ему бразды прав ления и ухожу в каюту. По своему опыту знаю, что но вичку так легче, когда ему не дышат в ухо. Потом судно вообще прев ратилось в учебный пункт. По пять штурманов в тече ние десяти дней обучались делать заметы кошелькового невода. Через десять дней они уходили, а на нх место присылали других. Сейчас, конечно, трудно сказать, сколько именно будущих су доводителей - рыбаков побы вало на океанском сейнере № 620, но, думаю, более двухсот, II почти каждому я подписал карточку об окон чании практики на кошель ковом промысле. Почему почти? Видимо, не все ста ли капитанами - кошелько- внетамн, потому что встре чались и такие, кто кошель кового промысла боялся как огня. Большую жизнь каиитана- промысловнка прожил Алек сандр Андреевич Кравченко. На своем пути он встре чал разное — хорошее и пло хое. Были, конечно, неудачи, но чаще всего ему везло. Везло потому, что он доско нально знал рыбный промы сел у берегов Баренцева мо ря, учился сам и учил дру- ) гн'х. Он был. что говорится, ; обыкновенным капитаном. Но } сорок один год работы на і промысловых судах трало- ! вого флота н на траулерах «Мурманрыбпрома» уже о многом говорит. И сейчас он у дела: осваивает внутренние водоемы области: Уже за это человек достоин уважения. С. ДАНИЛОВ. Мурманский рыбный порт сегодня. С промысла - в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ -307 «Мирго род», ТР «Северный ветер». ЗАВТРА . ПСТ-1321 «Ка- шмтшек», УПС «Батаііск». ВНИМАНИЮ СУДОВЫХ КИНОМЕХАНИКОВ - Морское отделение Мурманской областной конторы по прокату кинофильмов доводит до сведения судовых киноме хаников Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба», что с 1 января 1980 года по 1 января 1981 го да будет проводиться перерегистрация всех киноустановок, состоящих на снабжении кинофильмами в морском отделе нии кинопроката. Киноустановки, не прошедшие перерегистрацию в срок, будут снЯтьГ со снабжения кинофильмами. Все справки и бланки на перерегистрацию установок м о я ін о получить в морском отделении кинопроката по адресу: ул. Траловая, дом № 2В, телефон 7-78-15. Мурманск — 183001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6 2 64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 7 0 8 9 , литературные сотрудни ки — 6 3 -9 6 и 70-45. Вызов с городских АТС 7 -62 64, 7 -7 0 8 9 , 7-63-96, 7 -70 45. _________ ' «Рыбный Мурман*. Индекс. 5 28 6 1 . Цена 1 гав. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. МурмР/ск ~ Зак. 2820. ПН-02439.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz