Рыбный Мурман. 1979 г. Декабрь.

т В П Е Р В Ы Е Советские акванавты на автономном батискафе «Пайсис-7» покорили океан­ скую глубину в 1720 метров. Погружение совершили уча­ стники недавней экспедиции /іа научно - исследователь­ ском судне «Дмитрий Менде­ леев» инженеры А. Подра- жанский н А. Сагалевич. Это произошло в Тиморском море, между Австралией и Индонезией. До сих пор ап­ параты такого типа не опус­ кались на глубину более по­ лутора километров. «Пай­ сис-7» — один из двух глу­ бинных батискафов, постро­ енных по техническому за­ данию советских океанологов канадскими специалистами. Ч у д о - т у н е ц Редкая удача выпала на долю рыбака-любителя Кена Фрейзера. У побережья ост­ рова Принца Эдуарда (Кана­ да) он поймал на спиннинг гигантского тунца. Когда тунца, которого он смог вы­ тащить на свой катер с по­ мощью лебедки, положили на весы, то оказалось, что он весит 6 7 8 ,5 килограмма. Как сообщает агентство Франс Пресс, это самый крупный экземпляр тунца, когда-либо выловленного в Мировом океане. Редактор А. А. МИРОНОВ. все время нажимал, чтобы к іюстуйал в учебный комби­ нат на курсы тралмейстеров.. Так они донимали меня до тех пор. пока не отважился поступить. Ох п трудно же было Особенно доставалось от преподавателя физики Виктора Михайловича Ува­ рова. Может, потому его хо­ рошо запомнил, что именно он научил решать любые з а ­ дачи в пределах семи клас­ сов. Позже я вторично посту­ пил в школу усовершенство­ вания командного ".остава иа курсы штурманов, с 1938 го­ да работал на маленьком бо­ те. а в 1940 году поднялся на мостик в должности капитана деревянного рыбол овяого судна «Скат», чоторый прн- на длежал «Морзверрыбпро- му >. Вот такую роль сыгра­ ли в моей жизни два друга — Александр Голыбин н Ан­ тон Карлвелис. Б ез их уча­ стия навряд ли стал бы я капитаном. Александр Андреевич опять задумался. Взял про­ грамму телевидения н пере­ ложил зачем-то на другое место, поправил салфетку, хотя она л ежала аккуратно, потом достал пачку >«Шнп- ки» и закурил, но тут же пригасил огонь пальцем. Я. как и прежде, не задавал вопросов: ждал, когда он сам продолжит рассказ. II он его новел дальше. - - До войны не курил, а в войну начал. Поскольку имел диплом штурмана малого плавания, то меня- перевели на бот «Вайда». Был тогда такой. Команда состояла из четырех человек, возили мы на побережье снаряды, пат­ роны, продовольствие, сол­ дат, Однажды пришлось везти лошадей, с которыми намучились сильно. Обратно везли раненых, документы, почту. В Западной Лице с нами произошел казус. Тогда сильно напугался, а сейчас смешно почему-то вспоми­ нать. Вчера еще в Западной Лнцё были наши, а здесь подходим к причалу, а на (Окончание. Нач. иа 3 стр.) нем топчутся немцы. Хоро­ шо не растерялся. А они рас­ терялись. Пока судили да рядили, мы уже далёко ото­ шли. Несколько таких же ботов,, каким был «Вайда», немцы потопили на пути к Иокан- ге. Пойдет судно и не вер­ нется. Тогда решили послать наш экипаж, думали, что мы везучие, что ли. А мне до войны приходилось в тех ме­ ста рыбачить. Стал я голо­ ву ломать, как нам обмануть фашистов, н придумал. Из Мурманска мы вышли ран­ ним утром и спрятались на день под скалистыми берега­ ми Ара-губы, а когда стало темнеть, взяли курс на Иокангу, к часу ночи были на мес'те. Таким образом, мы дважды благополучно ходи­ ли к этому становищу, за что получили благодарность ко­ мандования. А в 1943 году меня мобилизовали в а р ­ мию, в пехоту. В Кенигсбер­ ге меня тяжело ранило, и в 1945 году я вернулся в Мур­ манск. Война. Хорошо тем, кто ее не знал. Кто же познал ее в полной мере, на себе по- настоящему испытал, что это такое, тому она н вспомина­ ется с горечью. А многие вообще не хотят вспоминать те годы, потому что подка­ тывает к горлу горький ко­ мок, он мешает говорить н дышать, а глаза застилают слезы. Потому наш разговор о ней с Александром Андре­ евичем был нсдолгпм. Ког­ да мы опять коснулись рыб­ ного промысла в Заполярье, он оживился. —- Как я уже говорил, до войны командовал рыболов­ ным судном «Скат». Моряки называли его почему-то ком­ байном. Так до сих пор при­ КОРЮ чины не знаю. Но, наверное, оттого, что, промышляя тре­ ску, ловили хорошо. А -ведь поисковых приборов никаких не было. Конечно, у меня были свои любимые и хорошо из­ веданные места лова, но, замечая, как мимо нас про­ ходят регулярно тяжело гру­ женные норвежские рыболов­ ные суда, меня разбирало любопытство узнать, где же они так хорошо ловят. Одна­ жды я несколько суток по­ тратил на поиск норвежских судов, а когда нашел, они бросились врассыпную: не хотели, чтобы Мы узнали их «баночки». А мы останови­ лись п стали ловить на под­ дев. Отличная рыба пошла. Заметив, что «Скат» поки­ дать район не собирается, норвежские моряки верну­ лись и стали, кто' как умел, уговаривать меня, чтобы мы перекрасили свое судно из черного в белое. Мол, так издалека нас будет не за ­ метно и сюда не придут дру­ гие суда. Александр Андреевич сме­ ялся, вспоминая этот эпи­ зод, от всей души. — Выполнить их желание я не захотел* —- продолжал он, —- да и не смог бы. Б е ­ лила тогда были дефицитны, а здесь весь корпус надо было перекрашивать. Обычно мне всегда везло на моряков. Но встречались и откровенные лентяи. На том же самом «Скате», пом­ ню, сменили команду. Выш­ ли мы в море, рыба лоапт- ся хорошо, треска идет круп­ ная, а около десяти человек, точно уж не помшо, порабо­ тав двое суток, наотрез от­ казались трудиться дальше. Лучше, говорят, пассажира­ ми пойдем в пор#. Как нн -III уговаривал, ничего не смог поделать с такими сезонни­ ками. Но с промысла не уш­ ли. После войны меня все ча­ ще и чаще стали использо­ вать как капитана - поиско­ вика. Сначала ходил иа ры­ боловном сейнере «Эфир» и занимался поиском сельди, затем был направлен на оке­ анский сейнер № 575 для разведки районов скопления мойвы. В 1956 году после отпуска пришел работать на сейнер «Язь». Последнее судно мне запомнилось по­ тому, что годовое задание по вылову мы закончили в апре­ ле п пролучили право, в ви­ де поощрения, сняться до­ срочно с промысла и весь май отдыхать в Мурманске. Было раньше и такое. Вот сейчас много говорят н пишут о движении настав­ ников. В свое время и мне довелось быть нм. Работал я тогда капитаном на океан­ ском сейнере Me 620. Его. единственного из этой серии судов, почему-то не переда­ ли дальневосточным рыба­ кам. Занимались мы поис­ ком сельди п обслуживали группу до пятидесяти судов. Лов уже тогда вели кошель­ ковым неводом и в основном ловили у берегов. А у бере­ гов не каждый капитан от­ важится сделать замет. Ме­ шала элементарная боязнь испортить орудия лова или посадить судно на мель. И вот тогда необходимо было передавать другим капита­ нам опыт работы с кошель­ ковыми неводами. Кто сейчас не знает капитанов объедине­ ния «Мурманрыбпром» Ива­ на Павловича Груздева; Ана-" толня Федоровича Мухина! Мне в свое время пришлось очень многое передать им. ШІ Доводилось обучать про­ мысловому делу и выпускни­ ков мореходных училищ. Здесь я старался сделать так. чтобы будущий штур­ ман научился работать само­ стоятельно, без оглядки на старших, чтобы научился сам находить выходы из трудных положений. А практика обу­ чения была у меня простой. Постоит новичок несколько заметов рядом, а потом я передаю ему бразды прав­ ления и ухожу в каюту. По своему опыту знаю, что но­ вичку так легче, когда ему не дышат в ухо. Потом судно вообще прев­ ратилось в учебный пункт. По пять штурманов в тече­ ние десяти дней обучались делать заметы кошелькового невода. Через десять дней они уходили, а на нх место присылали других. Сейчас, конечно, трудно сказать, сколько именно будущих су ­ доводителей - рыбаков побы­ вало на океанском сейнере № 620, но, думаю, более двухсот, II почти каждому я подписал карточку об окон­ чании практики на кошель­ ковом промысле. Почему почти? Видимо, не все ста­ ли капитанами - кошелько- внетамн, потому что встре­ чались и такие, кто кошель­ кового промысла боялся как огня. Большую жизнь каиитана- промысловнка прожил Алек­ сандр Андреевич Кравченко. На своем пути он встре­ чал разное — хорошее и пло­ хое. Были, конечно, неудачи, но чаще всего ему везло. Везло потому, что он доско­ нально знал рыбный промы­ сел у берегов Баренцева мо­ ря, учился сам и учил дру- ) гн'х. Он был. что говорится, ; обыкновенным капитаном. Но } сорок один год работы на і промысловых судах трало- ! вого флота н на траулерах «Мурманрыбпрома» уже о многом говорит. И сейчас он у дела: осваивает внутренние водоемы области: Уже за это человек достоин уважения. С. ДАНИЛОВ. Мурманский рыбный порт сегодня. С промысла - в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ -307 «Мирго­ род», ТР «Северный ветер». ЗАВТРА . ПСТ-1321 «Ка- шмтшек», УПС «Батаііск». ВНИМАНИЮ СУДОВЫХ КИНОМЕХАНИКОВ - Морское отделение Мурманской областной конторы по прокату кинофильмов доводит до сведения судовых киноме­ хаников Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба», что с 1 января 1980 года по 1 января 1981 го­ да будет проводиться перерегистрация всех киноустановок, состоящих на снабжении кинофильмами в морском отделе­ нии кинопроката. Киноустановки, не прошедшие перерегистрацию в срок, будут снЯтьГ со снабжения кинофильмами. Все справки и бланки на перерегистрацию установок м о я ін о получить в морском отделении кинопроката по адресу: ул. Траловая, дом № 2В, телефон 7-78-15. Мурманск — 183001. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6 2 64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 7 0 8 9 , литературные сотрудни­ ки — 6 3 -9 6 и 70-45. Вызов с городских АТС 7 -62 64, 7 -7 0 8 9 , 7-63-96, 7 -70 45. _________ ' «Рыбный Мурман*. Индекс. 5 28 6 1 . Цена 1 гав. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. МурмР/ск ~ Зак. 2820. ПН-02439.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz