Рыбный Мурман. 1979 г. Декабрь.
Н АД МОРЕМ висела по л ярн ая мгла, а само оно ходило ходуном, поднимая на гребне воліг бе лоснежную пену. Чаіікіі, глупыши н клуши давно уле тели к берегам, только са мые смелые из них в одино честве штормовались то здесь, то там па ершистых боках волн. Плотные тучи скрывали звезды, злобный ветер гудел в оснастке мачт, порывы его с каждым разом усиливались. Капитан Вален тин Петрович Коновалов давно понял, что довести траление до конца не удаст ся: надвигался не первыіі с начала рейса шторм. Вклю чив трансляцию, он прика зал поднимать трал. Палу ба ожила, вздохнула ваер- ная лебедка... Трудным выдался в погод ном отношении последний рейс для экипажа хорошо из вестного в Мурманском тра ловом флоте траулера «Мо лодечно». Пять раз его мо ряки вынуждены были, за крепив на палубе все по- Штормовому, задраивать на глухо двери и пережидать Йепогоду, удерживая судно носом на волну. Из-за штор ма они потеряли пять про мысловых суток. После рейса, по возвра щении РТ «Молодечно» в Мурманск, мне довелось по- Оывать на .его борту и бесе- "овать с председателем су- ового комитета профсоюза оцманом Александром Лео новичем Решетниковым. Он сидел на диванчике сво ей небольшой каюты, куда собрались матросы, и рас пределял их на работы. Ни какие возражения в счет не принимались. Отговоров Александр Леонович не лю бит. Проработав на судах бортового траления двад цать пять лет. он привык к тому, чтобы моряки относи лись к своим обязанностям «на полном серьезе». Решетников родился на Брянщине в семье крестья нина. До службы в армии ра ботал в Ленинградской об ласти на лесоразработках. Многое повидал, многое по знал и через многое прошел. Правда, море ему давалось ■ і рудно, долго не принимало, но он нашел силы перебо роть себя и стать первоклас сным матросом. Потом вы учился па помощника кон сервного мастера, пять лет работал в этой должности. Па одном из судов кто-то подметил в его характере хозяйскую жилку н предло жил подменить на один рейс боцмана. Получилось. Так с 1961 года Александр Лео нович и ходит боцманом. На РТ «Молодечно» он пришел 6 197Ѳ году и сегодня по праву считается одним из ветеранов корабля. Последнее плавание для экипажа рыболовного трау лера «Молодечно» было еще трудным и потому, что им он завершал работы в четвертом году десятой пя тилетки. Перед этим, доста вив в порт 100 тонн рыбно го полуфабриката, моряки выполнили годовое задание По всем показателям и уже начали трудиться над пре творением в жизнь принятых социалистических обяза тельств. Заготовив 27 тонн палтуса, разделанного под копчение, а в общей слож ности сдав 64 тонны рыб ного полуфабриката, моряки Претворили их в жизнь. Й среди тех, кто особенно много личной инициативы и энергии вложил в достиже ние успеха, моряки едино душно назвали капитана и старшего лихтера по добыче рыбы. Капитан Василии Никито вич Тузов и тралмейстер Геннадии Пдеевнч Фекту- дпп очень похожи друг на друга характерами. Первый отлично знает Баренцево море и самые продуктивные банки, второй не менее от лично владеет своей профес сией. Они вместе начина ли четвертый год десятой ил !плетки, вместе- «болели» за уловы, но каждый на своем месте. И тот и другой — ветераны Мурманского тралового флота, мастера своего дела, поэтому у них ни в одном плавании не воз- ніікало друг к другу претен зий. Если один знает, что на мостике Тузов стоит сутками, отыскивая рыбу, то другой уверен, что е орудия ми лова у Фентулпна всег да полный порядок, а слу чится порыв сетного полот на, его быстро устранят, за чинят. Хорошо сработался Фектулин и с капитаном Коноваловым, который под менял Тузова в двух рейсах на время его отпуска. — Фектулин у нас беспо койный человек, — говорит о нем Решетников. — В лю бое время дня н ночи, под нимается трал на борт или уходит в море, его можно увидеть на палубе. Ему уже говорят и помощник, и мат росы, чтобы не волновался, шел отдыхать, и все будет в порядке, но где там. Кажет ся, согласился, ушел в каю ту, но стоит заработать па ровому движку лебедки, как он опять появляется на па- тубе. Многие, наверно, оби жаются, думают, что трал мейстер не доверяет, а мне кажется, что так и должно быть. Значит, болеет за свое дело человек душой. Я сам тоже не могу спокойно пере доверить кому-нибудь свою работу. Все думается, что пе так. как надо, будет сде лано. Н, по-моему, не ста рость дает себя знать, не бо язнь, что кто-то окажется смышленее и лучше тебя, а желание сделать все по со вести. Да взять любого из наших ветеранов и окажется: все мы похожи друг на дру га. Рыбмастер Виктор Ва сильевич Щелезов тоже имеет морской стаж в двад цать пять лет, на траулере «Молодечно» работает вто рой год. Он считается на судне первым наставником молодежи, потому что бук вально все молодые моряки проходят обучение у него. — Железов у нас глав ный ответчик за сортность рыбного полуфабриката, - рассказывает Александр .Ле онович. — И ошибаться ему нельзя. Он тоже очень тру долюбив и успевает везде: в трюме рыбу уложить в чер дак, подняться і; рыбоделу и показать матросу пра вильную шкерку. К тем, кто выходит на подвахту, он также требователен, хотя там моряки уже опытные, Одним словом, работает по- старому, по правилу: дове ряй. но проверяй. Скорее всего поэтому у нас сорт ность рыбного полуфабрика та всегда выше плановой. Он даже покрывает тот не большой процент допуска, какой дается на производст во продукции пониженной сортности. Вообще наш экипаж очень дружен. II в первую очередь потому, что на судне много ветеранов. На отходы мы приходим вовремя, глядя на нас, и молодежь не нарушает дисциплину. В этом году на траулере не было ни одного опоздания. Есть у нас серьезные пре- 'Iензии к снабженцам. Так, резиновыми перчатками нас по-прежнему плохо обеспе чивают, выдают только 30 пар. Рассчитана каждая па ра на двадцать суток. Эта норма нереальная, не обос нованная для судов бортово го траления. На промысле окуня, например, резиновые перчатки уже через двое- трое суток приходят в пол ную негодность. В остальном у нас претензий к управле нию флота нет. На РТ «Молодечно» веті' раиы ведут за собой моло дежь. Ведут ее по-настояще му. увлекая личным приме ром коммунистического от ношения к труду. Именно пе тому экипаж возвращается и каждого рейса в порт с' вы полнени&м н перевыполнен!! ем заданий, успешно вы полнил принимавшиеся н; этот год социалистически! обязательства. На судне ве теранов называют гвардей цамн, и это показывает, чте к ним относятся с большю уважением, их заслуги пере; экипажем и флотом высок' ценят. Д. КАРПАТОВ НА СНИМКЕ: (слева на право) боцман А. Л. Решет ников. старший мастер пс добыче Г. И. Фектулин. Фото Б. Щукина. Я ш е Ф н м а СОРЕВНОВАНИЯ Тяжелых физических нагру зок не страшился с детства. Г в а р д е й ц ы т р а у л е р а С< М о л о д е ч н о » П ОЕЗД медленно под ходил к Мурманску. Я, высунувшись из окна, смотрел на залив, на бедно поросшие кустарником сопки и д,умал: «-Куда я по пал, зачем сюда занесло ме ня мальчишеское любопытст во?» Впрндачу моросил дож дик, из паровозной трубы тя,- нуло перегоревшим углем, и все это нагоняло тоску. Ми мо проплывали бараки, вре мянки, железнодорожные ва гончики, в которых жили люди. Потом состав пару рай дернулся и остановился. Лю ди заспешили из вагонов, вы шел и я. Вокзала не увидел, только большой овраг с ручь ем на дне. а по соседству — другой. Это первые мои впе чатления о Мурманске. Так начал свой рассказ один из старейших капитанов нашего рыбопромыслового бассейна Александр Андрее вич Кравченко. Мы сидели с ним в уютной комнате от личной трехкомнатной квар тиры нового крупнопанель ного дома. Ее совсем недав но получила племянница Александра Андреевича. Нет, он не живет здесь постоян но. Бывает только наездами. Большую часть времени Александр Андреевич про водит иа Серебрянском водо хранилище, где работает штурманом - мотористом са моходной баржи. Ему вось мой десяток лет, он давно на йенсии и мог бы спокойно отдыхать. Однако характер Яе приспособлен к этому. Вся жизнь его .прошла в мо ре и среди людей на рыбных промыслах. Несмотря на го ды, чувствует себя он отлич но и выглядит молодцом. Это высокий, плечистый и подвижный человек. Даже окладистая седая борода не старит его, а, наоборот, при дает молодцеватую стать. Его цепкой памяти прихо дится только удивляться. — В Мурманск я приехал в 1933 году, 20 июля, — рассказывал Александр Анд реевич, — а уже 26 июля вышел в море на рыболовном траулере «Ерш». Должность у меня была самая зауряд ная, как тогда говорили, «матрос третьей руки». По давал треску на рыбоделы, приучался к рубке голов. Сказать, что приходилось трудно, не могу, потому что к матросской работе уже был приучен. С 1926 года ходил из Одессы в море на парусном судне, которое принадлежало нэпману. Александр Андреевич на долго задумывается. З а д а вать вопросы не хочется, так как п без того ясно, что он заново переживает то, что было е ним почти полвека назад. Ну да бог с ним, с этим нэпманом, — встряхнул го ловой старый моряк. — Суть не в нем. Основная, на стоящая жизнь все-такн на чалась для меня в Мурман- Знал наперед. что работы здесь было хоть отбавляй. Даже для таких безграмот ных, как я. Ведь не умел ни читать, ни писать. И не один я. таких хватало. Особой премудрости тогда в рыбном промысле не было. Треска весила 15 —20 кило од на штука, а трал подтягива ли к борту крючьями и ру ками. Работали всегда весе ло, с шутками, среди моря ков хорошо чувствовалась спаянность Именно это мне нравилось. Наверное, поэго му. рассчитывая пробыть как тогда говорили, на за работках один год, зад ер жался вон иа сколько. Александр Андреевич Кравченко — человек разго ворчивый. Наверное, исходит это от большого знания жи з ни, людей, сознания того, что прожито им много лет И все они были отданы любимому делу. Но. как это часто бы вает, любовь пришла не сра зу. ее должен был кто-то или передать, или привить. Именно так было у Крав ченко. — У каждого из нас есть свои друзья. Приехав в Мурманск, я познакомился и подружился с матросом Александром Голыбиным и Антоном Карлвелисом, — продолжал свой рассказ Александр Андреевич. — Второй работал прорабом на строительстве города, и у него была маленькая комнат ка в районе Жилстроя. Ког да мы с Голыбиным имели судно; то жили во время стоянки на нем. Когда же судна у нас не было, пере бирались на некоторое время к Карлвелнсу. Голыбин был опытным моряком, а Карлве- лис хорошо знал мате-татнку. И Карлвелпс стал меня по тихоньку учить, а Голыбин (Окончание на 4 стр.) ске. Ва Север в те годы лю ди ехали охотно, поехал и я.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz