Рыбный Мурман. 1979 г. Декабрь.

Hi 19 13 году был отко­ мандирован на Северный флот. Прошел боевой, путь от командира торпедного ка­ тера до командира отряда торпедных катеров. Член КПСС. К АК ВИДИТЕ, скупые строчки. Но за ними скрываются напряжен­ ные месяцы учебы, дни и ночи, наполненные взрыва­ ми бомб и снарядов, воем пикирующих фашистских бомбардировщиков, стреми­ тельные атаки на вражеские суда, радость удач и горечь безвозмездных потерь доро­ гих сослуживцев. Но никог- В МОЕМ рабочем блок­ ноте, на первой его странице, записан мос­ ковский адрес. Он принадле­ жит Анатолию Ивановичу Кнсову. Дали мне этот адрес в Курском краеведческом музее. Очень уж заинтересо­ вал тогда этот .человек, тем более земляк-курянин, и хо­ телось при случае встретить­ ся с его семьей, узнать о жизни фронтовика, о днйх боевых походов, о героизме моряков-катерников в суро­ вом Заполярье в годы Вели­ кой Отечественной войны. Но пока возможности побы­ вать по указанному адресу не было. Несмотря на это, знакомство с документами Анатолия Ивановича, выход­ ца из рабочей семьи, поведа­ ло о силе русского характе­ ра, о любви к Родине, кото­ рую молодой тогда офицер со своими товарищами му­ жественно и умело защищал на морских просторах. Па стенде в музее города Курска есть короткая за­ пись: «За героизм, прояв­ ленный в годы Великой Оте­ чественной войны при про­ рыве в порт Линахамари, удостоен звания Героя Со­ ветского Союза». Сделаю небольшое дополнение: зва­ ние Героя Советского Союза Командиру отряда дивизиона Г Е РОЙ- КАТЕРНИК торпедных катеров капитан- лейтенанту А. И. Кисову было присвоено Указом Пре­ зидиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 го­ да. Офицер был уже награж­ ден несколькими орденами и медалями. А по жизни-то он прошел к этому дню все­ го лишь 26 лет. П биогра­ фия его могла уместиться на половинке странички обыч­ ной школьной тетради. ...Детство п юность провел в Курске. Окончив 9 клас­ сов 42-й школы, он в 1935 году по путевке Курского рбкома ВЛКСМ был направ­ лен на учебу в Высшее во­ енно-морское училище име­ ни Фрунзе. После окончания училища с 1940 но 1943 год служил на Тихоокеанском военно- морском флоте. да и ни при каких обстоя­ тельствах не теряли моряки Северного флота самооблада­ ния. Принадлежность к ле­ нинской партии, вера в побе­ ду придавали силы, закаляли в них мужество и в каждом бою помогали проявить ис­ тинные качества советского человека. В книге . .Золотые звезды курян», куда вошли очерки, документы и материалы о Героях Советского Союза, уроженцах Курской области, есть небольшой рассказ В. Е. Калашникова. Там по­ вествуется об одном эпизо­ де из боевой деятельности героя-катерннка Анатолия Ивановича Кисова. Этот рас­ сказ и приводится ниже. «Студеное Баренцево мо­ ре. Отряд торпедных кате­ ров, которым командовал ка­ питан-лейтенант А. И. Кн- сов, переходил в маневрен­ ную базу Пумманкн. Катера шли на большой скорости, и холодный встречный ветер проникал даже сквозь мехо­ вую походную одежду. Кпсов шел на головном ка­ тер!'. До базы оставалось 2 часа хода. Вдруг боцман за­ метил справа по борту дым кораблей. В этом районе мог быть только враг. Если это противник, его нужно унич­ тожить — таков закон от­ важных катсрников-северо- морцев. Капитан-лейтенант Кпсов принял решение идти на сближение с противником. Через несколько минут уже были ясно различимы си­ луэты двух немецких сторо­ жевых кораблей и несколь­ ких сторожевых катеров. Гитлеровцы тоже обнаружи­ ли наши катера, открыли огонь. Расстояние сокраща­ лось с каждой секундой. Залпы становились все точ­ нее. Катера шли на максималь­ ной скорости, оставляя дале­ ко за кормой вспененные бу­ руны. Чем ближе корабли противника, тем яростнее становился их огонь. От по­ падания снаряда начался по­ жар в ахтерпике, несколько пробоин было в борту. Но катер уже на боевом курсе, еще секунда — и две тор­ педы устремились к цели. Взрывы Кпсов услышал уже при отходе. Сейчас надо было каі; можно быстрее ото­ рваться от противника, уйти из-под огня сторожевых ка­ теров. Пожар в ахтерпике ликвидирован, но нужно еще заделать пробоины в борту, через которые поступала во­ да. В это время радист доло­ жил, что с катера № 217 по­ лучена незаконченная радио­ грамма. Значит, с товари­ щами случилась беда. Нуж­ но немедленно идти на по­ мощь. Враги тоже заметили подбитый катер, н к нему устремились несколько сто­ рожевых вражеских катеров. Кто быстрее? Опередил нем­ цев капитан-лейтенант Ки- сов. Приняв на борт коман­ ду с тонущего катера, он взял курс на базу. Путь оказался нелегким. Едва успели перевязать ра­ неных. как снова раздался сигнал тревоги. Низко над водой шли немецкие самоле­ ты. Их было три. Три само­ лета — и один перегружен­ ный т о р п е д н ы іі катер. Силы были слишком неравные Фашистские стер- вяі.шки поочередно атако­ вали одинокий катер, отве­ чавший пулеметным огнем. Но 11 в этом бою победили мужество и мастерство со­ ветских моряков. Искусно маневрируя, командир выво­ дил торпедный катер из-под прицельного огня немецких самолетов. В одной из атак пулеметная очередь катера настигла фашиста, и он ос-, гавляя черный шлейф дыма, нырнул в море. Катер же благополучно пришел па ба- зѵ». За годы войны на счету моряков, возглавляемых А. И. Кисовым. значатся не­ сколько потопленных боевых кораблей и транспортов противника, участие в дерз­ ких десантных операциях, И всюду люди в черных буш­ латах проявляли образцы .мужества, отваги и боевого мастерства. Об этом помнят не только ветераны, воева­ вшие в Заполярье Знасі о подвиге моряков п нынешнее молодое поколение. Книги, выставки в музеях, расска­ зы участников боев Великой Отечественной войны, наш с вами общий интерес к лю­ дям н событиям прошедших лет не дадут померкнуть на­ родному подвигу никогда. В ТЮРИН. НА СНИМКЕ: у стенда, на котором расположены до­ кументы и личные вещи Ге­ роя Советского Союза контр- адмирала А. И. Кисова П Р О П А В Ш А Я К А Р А В Е Л Л А В ЕЗДЕСУЩИИ КУК называл эти чертовы ост­ рова «полузатопленными» и советовал капи­ танам дзигаться здесь с. величайшей осто\ :ож- ностыо. Особенно в сумерках — эту фразу капитан пакетбота «Птичка-островитянка» повторял раз по пять на дню. Мы пробирались на «Птичке» между семьюде­ сятью шестью островками архипелага Туамоту. Ар­ хипелаг этот — скопище коралловых рифов в юго- восточной части Тихого океана. На них столетиями накапливался песок и прижились кокосовые пальмы и деревья пукапука. Туамоту примечателен тем, что расположен дальше от любого континента, чем ка­ кой бы то ни было другой, даже самый-самый уеди­ ненный клочок суши. Островки и так-то едва различимы с моря, а во время прилива их почти захлестывают волны. Не зря они всегда наводили страх на*мореплавателей. — В сумерках, — ворчал капитан. — А где они, к черту, здесь эти сумерки? Сразу ночь. Кук на ночь бросал якорь, и другие тоже. Посмотрел бы я на них, как они почту бы развозили, да еще вовре­ мя, без задержек. Капитан был корсиканцем, и светлая'его мечта — скопив денег, скоротать остаток дней иа родном острове — не изменилась за сорок лет плавания в южных морях. И, увы, ненамного стала ближе... — Смешно. — говорил он, — Корсика — остров, и эти кучи песка тоже острова. На Корсике мы та­ кую мелочь даже за острова не считаем, даже не называем никак. Для осуществления мечты капитану следовало четко выдерживать график, и потому мы на «Птич­ ке» двигались и ночыо. Правда, со скоростью чере­ пахи. Странно, но так уж Случается в истории: первым замеченным европейцами островком оказался кро­ шечный Пукапука на северо-восточной окраине ар­ хипелага. Шел 1о21 год. Магеллану тогда удалось пересечь Тихий океан. Но только три века спустя. в 1835 году, когда в водах Туамоту появился бри­ танский его величества корабль «Бигль» с Чарлзом Дарвином на борту, были нанесены на европейские карты — и тем официально открыты — два послед­ них острова. Впрочем, как мне доказывал в рейсе капитан1 «Птички», к Туамоту по-прежнему как-то не распо­ ложены картографы Вызывает удивление, что во время аэрофотосъемки карты архипелага крайне неточны и безнадежно устарели... Изданная британ­ ским адмиралтейством карта острова Гао опирает­ ся на кроки капитана Бичи от 1826 года и капитана Бельчера от 1840-го. А морское ведомство США выпустило свои карты, основываясь на съемках -аме­ риканской экспедиции 1839 года. Я так подробно описываю трудности плавания в водах архипелага Туамоту потому, что именно с эти­ ми трудностями, кажется, тесно связана одна из за­ гадок Полинезии. И Кук, и другие европейские мореплаватели удив­ лялись, встретив на островах южных морей светло­ кожих, рыжеволосых людеіі с веснушчатыми лица­ ми. В 1768 году Франсуа Вив, врач экспедиции Бу­ генвиля, описал «мулатов» с архипелага Туамоту. Другоіі участник той же экспедиции отметил, что 6 апреля 1768 года от Таити к французскому кораб­ лю подошла пирога, в которой сидели светлокожие мужчина и женщина: «Нас поразило, что так далеко от Европы можно встретить до такой степени бело­ кожих и воспитанных людеіі». Сенсацию вызвали в свое время публикации французского миссионера Моннтона. Лет сто назад он обратил внимание на то, что передаваемая от поколения к поколению ми­ фология островитян Туамоту содержит много эле­ ментов, удивительно схожих с библейскими сюже­ тами. Филибер де Коммерсои, исполнявший в акспедн- ции Бугенвиля обязанности врача н ботаника, в письме, опубликованном на страницах «Меркюр де Франс» в ноябре J769 года, выдвигал любопытную гипотезу. Продравшись сквозь лавину вычурных вы­ ражений (средняя фраза французского оригинала состоит из 214 слов!), мы узнаем, что тантяне пред­ ставляют собой смесь туземного населения и... по­ терпевших к о р а б л с к р у hi е и и с ис­ панских мореплавателей: «Несомненно. будут меня спрашивать. из каких краев, из какого народа вышли островитяне. На то в запасе у меня есть догадка, и я охотно сообщу ее всем, кто итересуется подобными темами Обнаружил я. в та­ итянском языке четыре-пять слов, заимствован­ ных- из испанского... Может быть, какие-то испанцы, остатки спасшегося от гибели экипажа, еще во вре­ мена первых тихоокеанских плаваний передали таи­ тянам эти слова вместе со значениями понятий, к которым слова относятся». Коммерсон перечисляет немало предметов, которые могли появиться как подражание вещам европейцев, рассказывает об обычаях, возможно, перенесенных из Европы и от­ личающихся от тех, что уже встречались морякам в Океании. И заключает: «Катастрофа могла произой­ ти на рифах, милях в 1 0 0— 200 отсюда». И в наши дни возникает интерес к «белым полине­ зийцам»-. Конечно, можно считать доказанным, что «викинги солнечного восхода» (так назвал своих предков-мореплавателей маориец-исследователь Те Ранги Хироа) приплыли на острова с запада, из Индонезии. Но. очевидно, нельзя сбрасывать со счетов и то, что в формировании населения островов принимали участие и другие элементы. Свою теорию о пришельцах из Америки выдвинул Тур Хейердал. И не только выдвинул, но и постарался доказать плаванием на плоту «Кон-Тики». Я же воспользовался любезностью капитана-кор- сиканца и работами австралийского ученого Робер­ та Лэнгдона. Роберт Лэнгдон заведует в Национальном универ­ ситете в Канберре архивом рукописных материалов, относящихся ко всевозможным вопросам исследо­ вания Тихого океана. В его книге «Пропавшая кара­ велла» изложены идеи заселения островов. Книга читается как детективная повесть. В ней собраны итоги исследований, которые он неутомимо вел дол­ гие годы. Ясное дело, невозможно привести полную аргументацию ученого, который одиноково вдумчиво анализирует как подводные находки, так и различ­ ные аспекты теории генов. Лэнгдон развивает забытую гипотезу Коммереона. дополняя ее собственными рассуждениями о судьбе пропавшей каравеллы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz