Рыбный Мурман. 1979 г. Декабрь.
Hi 19 13 году был отко мандирован на Северный флот. Прошел боевой, путь от командира торпедного ка тера до командира отряда торпедных катеров. Член КПСС. К АК ВИДИТЕ, скупые строчки. Но за ними скрываются напряжен ные месяцы учебы, дни и ночи, наполненные взрыва ми бомб и снарядов, воем пикирующих фашистских бомбардировщиков, стреми тельные атаки на вражеские суда, радость удач и горечь безвозмездных потерь доро гих сослуживцев. Но никог- В МОЕМ рабочем блок ноте, на первой его странице, записан мос ковский адрес. Он принадле жит Анатолию Ивановичу Кнсову. Дали мне этот адрес в Курском краеведческом музее. Очень уж заинтересо вал тогда этот .человек, тем более земляк-курянин, и хо телось при случае встретить ся с его семьей, узнать о жизни фронтовика, о днйх боевых походов, о героизме моряков-катерников в суро вом Заполярье в годы Вели кой Отечественной войны. Но пока возможности побы вать по указанному адресу не было. Несмотря на это, знакомство с документами Анатолия Ивановича, выход ца из рабочей семьи, поведа ло о силе русского характе ра, о любви к Родине, кото рую молодой тогда офицер со своими товарищами му жественно и умело защищал на морских просторах. Па стенде в музее города Курска есть короткая за пись: «За героизм, прояв ленный в годы Великой Оте чественной войны при про рыве в порт Линахамари, удостоен звания Героя Со ветского Союза». Сделаю небольшое дополнение: зва ние Героя Советского Союза Командиру отряда дивизиона Г Е РОЙ- КАТЕРНИК торпедных катеров капитан- лейтенанту А. И. Кисову было присвоено Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 го да. Офицер был уже награж ден несколькими орденами и медалями. А по жизни-то он прошел к этому дню все го лишь 26 лет. П биогра фия его могла уместиться на половинке странички обыч ной школьной тетради. ...Детство п юность провел в Курске. Окончив 9 клас сов 42-й школы, он в 1935 году по путевке Курского рбкома ВЛКСМ был направ лен на учебу в Высшее во енно-морское училище име ни Фрунзе. После окончания училища с 1940 но 1943 год служил на Тихоокеанском военно- морском флоте. да и ни при каких обстоя тельствах не теряли моряки Северного флота самооблада ния. Принадлежность к ле нинской партии, вера в побе ду придавали силы, закаляли в них мужество и в каждом бою помогали проявить ис тинные качества советского человека. В книге . .Золотые звезды курян», куда вошли очерки, документы и материалы о Героях Советского Союза, уроженцах Курской области, есть небольшой рассказ В. Е. Калашникова. Там по вествуется об одном эпизо де из боевой деятельности героя-катерннка Анатолия Ивановича Кисова. Этот рас сказ и приводится ниже. «Студеное Баренцево мо ре. Отряд торпедных кате ров, которым командовал ка питан-лейтенант А. И. Кн- сов, переходил в маневрен ную базу Пумманкн. Катера шли на большой скорости, и холодный встречный ветер проникал даже сквозь мехо вую походную одежду. Кпсов шел на головном ка тер!'. До базы оставалось 2 часа хода. Вдруг боцман за метил справа по борту дым кораблей. В этом районе мог быть только враг. Если это противник, его нужно унич тожить — таков закон от важных катсрников-северо- морцев. Капитан-лейтенант Кпсов принял решение идти на сближение с противником. Через несколько минут уже были ясно различимы си луэты двух немецких сторо жевых кораблей и несколь ких сторожевых катеров. Гитлеровцы тоже обнаружи ли наши катера, открыли огонь. Расстояние сокраща лось с каждой секундой. Залпы становились все точ нее. Катера шли на максималь ной скорости, оставляя дале ко за кормой вспененные бу руны. Чем ближе корабли противника, тем яростнее становился их огонь. От по падания снаряда начался по жар в ахтерпике, несколько пробоин было в борту. Но катер уже на боевом курсе, еще секунда — и две тор педы устремились к цели. Взрывы Кпсов услышал уже при отходе. Сейчас надо было каі; можно быстрее ото рваться от противника, уйти из-под огня сторожевых ка теров. Пожар в ахтерпике ликвидирован, но нужно еще заделать пробоины в борту, через которые поступала во да. В это время радист доло жил, что с катера № 217 по лучена незаконченная радио грамма. Значит, с товари щами случилась беда. Нуж но немедленно идти на по мощь. Враги тоже заметили подбитый катер, н к нему устремились несколько сто рожевых вражеских катеров. Кто быстрее? Опередил нем цев капитан-лейтенант Ки- сов. Приняв на борт коман ду с тонущего катера, он взял курс на базу. Путь оказался нелегким. Едва успели перевязать ра неных. как снова раздался сигнал тревоги. Низко над водой шли немецкие самоле ты. Их было три. Три само лета — и один перегружен ный т о р п е д н ы іі катер. Силы были слишком неравные Фашистские стер- вяі.шки поочередно атако вали одинокий катер, отве чавший пулеметным огнем. Но 11 в этом бою победили мужество и мастерство со ветских моряков. Искусно маневрируя, командир выво дил торпедный катер из-под прицельного огня немецких самолетов. В одной из атак пулеметная очередь катера настигла фашиста, и он ос-, гавляя черный шлейф дыма, нырнул в море. Катер же благополучно пришел па ба- зѵ». За годы войны на счету моряков, возглавляемых А. И. Кисовым. значатся не сколько потопленных боевых кораблей и транспортов противника, участие в дерз ких десантных операциях, И всюду люди в черных буш латах проявляли образцы .мужества, отваги и боевого мастерства. Об этом помнят не только ветераны, воева вшие в Заполярье Знасі о подвиге моряков п нынешнее молодое поколение. Книги, выставки в музеях, расска зы участников боев Великой Отечественной войны, наш с вами общий интерес к лю дям н событиям прошедших лет не дадут померкнуть на родному подвигу никогда. В ТЮРИН. НА СНИМКЕ: у стенда, на котором расположены до кументы и личные вещи Ге роя Советского Союза контр- адмирала А. И. Кисова П Р О П А В Ш А Я К А Р А В Е Л Л А В ЕЗДЕСУЩИИ КУК называл эти чертовы ост рова «полузатопленными» и советовал капи танам дзигаться здесь с. величайшей осто\ :ож- ностыо. Особенно в сумерках — эту фразу капитан пакетбота «Птичка-островитянка» повторял раз по пять на дню. Мы пробирались на «Птичке» между семьюде сятью шестью островками архипелага Туамоту. Ар хипелаг этот — скопище коралловых рифов в юго- восточной части Тихого океана. На них столетиями накапливался песок и прижились кокосовые пальмы и деревья пукапука. Туамоту примечателен тем, что расположен дальше от любого континента, чем ка кой бы то ни было другой, даже самый-самый уеди ненный клочок суши. Островки и так-то едва различимы с моря, а во время прилива их почти захлестывают волны. Не зря они всегда наводили страх на*мореплавателей. — В сумерках, — ворчал капитан. — А где они, к черту, здесь эти сумерки? Сразу ночь. Кук на ночь бросал якорь, и другие тоже. Посмотрел бы я на них, как они почту бы развозили, да еще вовре мя, без задержек. Капитан был корсиканцем, и светлая'его мечта — скопив денег, скоротать остаток дней иа родном острове — не изменилась за сорок лет плавания в южных морях. И, увы, ненамного стала ближе... — Смешно. — говорил он, — Корсика — остров, и эти кучи песка тоже острова. На Корсике мы та кую мелочь даже за острова не считаем, даже не называем никак. Для осуществления мечты капитану следовало четко выдерживать график, и потому мы на «Птич ке» двигались и ночыо. Правда, со скоростью чере пахи. Странно, но так уж Случается в истории: первым замеченным европейцами островком оказался кро шечный Пукапука на северо-восточной окраине ар хипелага. Шел 1о21 год. Магеллану тогда удалось пересечь Тихий океан. Но только три века спустя. в 1835 году, когда в водах Туамоту появился бри танский его величества корабль «Бигль» с Чарлзом Дарвином на борту, были нанесены на европейские карты — и тем официально открыты — два послед них острова. Впрочем, как мне доказывал в рейсе капитан1 «Птички», к Туамоту по-прежнему как-то не распо ложены картографы Вызывает удивление, что во время аэрофотосъемки карты архипелага крайне неточны и безнадежно устарели... Изданная британ ским адмиралтейством карта острова Гао опирает ся на кроки капитана Бичи от 1826 года и капитана Бельчера от 1840-го. А морское ведомство США выпустило свои карты, основываясь на съемках -аме риканской экспедиции 1839 года. Я так подробно описываю трудности плавания в водах архипелага Туамоту потому, что именно с эти ми трудностями, кажется, тесно связана одна из за гадок Полинезии. И Кук, и другие европейские мореплаватели удив лялись, встретив на островах южных морей светло кожих, рыжеволосых людеіі с веснушчатыми лица ми. В 1768 году Франсуа Вив, врач экспедиции Бу генвиля, описал «мулатов» с архипелага Туамоту. Другоіі участник той же экспедиции отметил, что 6 апреля 1768 года от Таити к французскому кораб лю подошла пирога, в которой сидели светлокожие мужчина и женщина: «Нас поразило, что так далеко от Европы можно встретить до такой степени бело кожих и воспитанных людеіі». Сенсацию вызвали в свое время публикации французского миссионера Моннтона. Лет сто назад он обратил внимание на то, что передаваемая от поколения к поколению ми фология островитян Туамоту содержит много эле ментов, удивительно схожих с библейскими сюже тами. Филибер де Коммерсои, исполнявший в акспедн- ции Бугенвиля обязанности врача н ботаника, в письме, опубликованном на страницах «Меркюр де Франс» в ноябре J769 года, выдвигал любопытную гипотезу. Продравшись сквозь лавину вычурных вы ражений (средняя фраза французского оригинала состоит из 214 слов!), мы узнаем, что тантяне пред ставляют собой смесь туземного населения и... по терпевших к о р а б л с к р у hi е и и с ис панских мореплавателей: «Несомненно. будут меня спрашивать. из каких краев, из какого народа вышли островитяне. На то в запасе у меня есть догадка, и я охотно сообщу ее всем, кто итересуется подобными темами Обнаружил я. в та итянском языке четыре-пять слов, заимствован ных- из испанского... Может быть, какие-то испанцы, остатки спасшегося от гибели экипажа, еще во вре мена первых тихоокеанских плаваний передали таи тянам эти слова вместе со значениями понятий, к которым слова относятся». Коммерсон перечисляет немало предметов, которые могли появиться как подражание вещам европейцев, рассказывает об обычаях, возможно, перенесенных из Европы и от личающихся от тех, что уже встречались морякам в Океании. И заключает: «Катастрофа могла произой ти на рифах, милях в 1 0 0— 200 отсюда». И в наши дни возникает интерес к «белым полине зийцам»-. Конечно, можно считать доказанным, что «викинги солнечного восхода» (так назвал своих предков-мореплавателей маориец-исследователь Те Ранги Хироа) приплыли на острова с запада, из Индонезии. Но. очевидно, нельзя сбрасывать со счетов и то, что в формировании населения островов принимали участие и другие элементы. Свою теорию о пришельцах из Америки выдвинул Тур Хейердал. И не только выдвинул, но и постарался доказать плаванием на плоту «Кон-Тики». Я же воспользовался любезностью капитана-кор- сиканца и работами австралийского ученого Робер та Лэнгдона. Роберт Лэнгдон заведует в Национальном универ ситете в Канберре архивом рукописных материалов, относящихся ко всевозможным вопросам исследо вания Тихого океана. В его книге «Пропавшая кара велла» изложены идеи заселения островов. Книга читается как детективная повесть. В ней собраны итоги исследований, которые он неутомимо вел дол гие годы. Ясное дело, невозможно привести полную аргументацию ученого, который одиноково вдумчиво анализирует как подводные находки, так и различ ные аспекты теории генов. Лэнгдон развивает забытую гипотезу Коммереона. дополняя ее собственными рассуждениями о судьбе пропавшей каравеллы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz