Рыбный Мурман. 1979 г. Декабрь.
С ч а с г г л М у Г Г Ш у ш 11 і1 і11!111!If111ИНI(I IИ If!Iі111 [Н11Ніі 111ИііИ1111!11И111 іИіИ1111!IМ11111НIі!11!IИ11!_: м р о т ъ і с л С f і 'ВОИ ТРУДОВОЙ ПУТЬ рыбака начал недавно матрос — Сергей Головатый, которого вы видите на этом сним- Е ке. Старательный, трудолюбивый комсомолец по душе г пришелся экипажу среднего рефрижераторного траулера Е «Борислав». Недаром ему присвоен первый класс матро- Е са. Сергей борется за звание ударника коммунистического Е труда. Е Счастливых рейсов, молодой рыбак! ^ Фото С. Петрова. ^ 1 і11II11111Н11U111111111!111111і11111111111111111111!111111111 іtіІІИftIН11t1111III1111!11111ІІЕ В СЕРЕДИНЕ ноября на очередном заседании пре зидиума базового коми тета профсоюза разбиралась жалоба бывшего работника тралового флота A. -F. Ко- няшина, присланная для принятия мер из редакции газеты «Полярная правда». Факты, изложенные в ней, частично подтвердились. З а задержку в оформле нии документов, допущен ную волокиту, из-за чего А. Г. Коияшин не мог полу чить причитавшуюся ему оп лату за три рабочих дня, на заместителя начальника от дела кадров тралового флота Л. Е. Колыбина и инспекто ра этого отдела В. Н. Шнри- кова наложены дисципли нарные взыскания. Рядовой трудовой спор, но потребовались определен ные усилия п немалая за трата времени, чтобы его разрешить, защитить инте ресы работника там, где его требования вполне обосно ванны, и доказать несостоя тельность других его пре тензий. Трудовые споры — это те разногласия между работ никами и администрацией, которые оказались неурегу лированными при непосред ственных переговорах рабо чего или служащего с ад министрацией. Возникновение трудового спора — факт вполне воз можный. ч объясняется он главным образом незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства как адми нистрацией, так л работни ками. Не исключается в дан ном случае и бюрократиче ский подход отдельных хо зяйственных руководителей! к законным требованиям ра ботников и, наоборот, предъ-\ ■ явление работником незакон-у ных требований. / Вот наиболее яркая иллю страция этого. В комиссию но трудовым г спорам тралового флота в июле 1979 года поступило заявление от членов экипа ж а БМРТ «Спутник», выхо- • дивших на подвахты в рейсе Л1» 5 Они жаловались на то, что им выплачено лишь 20 процентов повышенной до платы, вместо установлен ных 30 процентов. Моряки ссылались при этом на ста тью 33 КЗоТ РСФСР. К заявлению приложен список 47-ми членов экипа жа, претендовавших на по вышенную оплату. Подписан он капитан-директором А. Т. Любченко н председателем судового комитета В. А. Щербаковым. Сразу броса ется в глаза то, что, соглас но списку, 38 моряков отра ботали ровно по 200 часов, а остальные ровно по сто. И напрашивается определен ный вывод — табель выходаі на подвахты в рейсе не вел-І ся или им пренебрегли. 1 ,- Цифры явно «среднепотолоч-1 ные». Другой не менее любо пытный момент. Механикам в рейсе дел немало: вахты, проведение ремонта своими силами... А если еще 200 часов отстоять на обработ ке рыбы — для сна и прие ма пищи времени совсем не останется. Очень уж показа тельно получается у второго механика Н. П. Лангунова, включенного в список, как отработавшего 200 часов на подвахтах. Кроме всего прочего, он предъявил к оп лате 300 часов работ по ре монту оборудования своими силами, которые он должен был проводить по существу ющему положению в неуроч ное время. Вот уж поистине кто не спал в рейсе! Каким-то образом в спи сок попал и старший мастер по добыче рыбы В. А. Щ ер баков, которому переработка в 40 процентов положена и включена в оплату его тру да. Что касается статьи 88 КЗоТ, то стоило ли ее упо минать, если не знаешь ус ловий доплаты за работу сверх нормативного рабочего времени, изложенных в раз деле двенадцатом Положения для промысловых судов, ут вержденного Министерством рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пи щевой промышленности. Заявление почвы под со бой не имеет. Но для того, чтобы это доказать, при шлось затратить не менее двух рабочих дней лично мне, как члену комиссии по трудовым спорам от базово го комитета профсоюза, под нять документацию, сущест-. вующпе приказы и положе ния, регламентирующие оп лату труда моряков, отор вать от текущих дел многих сотрудников управления. А зачем, спрашивается? Ведь капитан-директор суд на А. Т. Любченко, его по мощник по производству В. И. Коробнцин. старший помощник капитана В. И. Раковский и другие руково дители обязаны, как гово рится, «назубок» знать всю систему оплаты. Знать ее должен и всякий уважаю щий себя председатель су дового комитета. Каким об разом отдельные руководи тели проходят ежегодную ат тестацию — остается загад кой. И вот ничтоже сумняшеся подписывают они заведомо «липовую», безграмотную справку, вместо того чтобы разъяснить экипажу сущест вующие правила оплаты их труда, чем предотвратить возникновение жалобы. На заседание комиссии вызванные моряки не яви лись. Пришлось приглашать, но уже па 'заседание базо вого комитета, капитан-ди ректора А. Т. Любченко специальным письмом. Но что мог он сказать? Что практически командование само натолкнуло членов эки пажа на коллективную жа- лобу, нанеся тем самым большой моральный урон в воспитании моряков? На БМ РТ «Молодечно» ситуация сложилась по-ино му. 10 сентября прошлого года экипажу было приказа но быть па борту в связи с отходом судна в 17.00. В этот день экипаж успешно сдал судно инспекции Реги стра СССР и к назначенно му времени находился на борту в полном составе. Од нако по неизвестным причи нам судно отошло 1 1 сен тября, а половине членов экипажа день отхода был за чтен выходным, хотя рабо тали все. Пытались моряки выяснить причину этого у капитана В. П. Коновалова И старпома В. В. Пугача, но тщетно. Так возникло заявление в комиссию по трудовым спо рам. Кстати, вполне обосно ванное. Здесь следует сказать, что комиссия по трудовым спорам в своей работе опи рается на «Положение о по рядке рассмотрения трудо вых споров», утвержденное Указом Президиума Верхов ного Совета СССР 20 мая 1974 года, и отступать от пего права не имеет. В частности, пункт 16-й Положения гласит: «Все споры должны рассматри ваться комиссией по трудо вым спорам в присутствии работника, подавшего заяв ление. Заочное рассмотрение спора допускается лишь по письменному заявлению ра ботника». 13 заявлении моряков БМ РТ «Молодечно» этой оговорки не оказалось, а са ми они ушли в рейс. Толь ко один из них, оказавший ся па берегу, получил поло жительное решение комис сии В этих случаях моряки должны знать, что статья 21-я Положения предусмат ривает возможность подачи повторного заявления в де сятидневный срок. А если по уважительной причине они не могут уложиться и в этот срок, заявление принимает ся. скажем, после прихода из рейса. Эго уже недостат ки в правовом воспитании моряков. Матросам В В. Гребеню- ку и В. Н. Матяшу при оп лате за рейс была занижена классность. Комиссия по трудовым спорам приняла решение произвести им оп лату согласно квалификаци онным удостоверениям. Справедливость, казалось бы, восторжествовала. Но при разборе жалоб подобно го характера комиссия под час не приходит к соглаше нию, потому что еще неред ки случаи, когда матрос пли другой специалист, желая во что бы то ни стало по пасть на облюбованное суд но, соглашается идти в рейс специалистом классом ниже. Отдел кадров по просьбе су довой администрации его ту да направляет, но письмен ное согласие на временное t понижение классности взять забывает. На судне такое заявление порой берут, но оно потом к ведомости на оплату труда за рейс не при - 1 лагается. И отдельные недобросовестные моряки этим пользуются, умножая количество жалоб, поступа ющих в комиссию по трудо вым спорам. Все на стороне «потерпев шего», профсоюз настаивает на пересмотре оплаты, адми нистрация упорствует. А все потому, что не соблюде на элементарная формаль ность. Думается, что не столько корабельной адми нистрации, сколько отделу і кадров флота’ надлежит за-f крыть эту лазейку. Флотская комиссия по трудовым спорам в среднем в год рассматривает не ме нее ста жалоб п заявлений. Это не считая великого мно жества тех жалоб, по кото рым принимаются меры в рабочем порядке. Но жалоб могло н не быть или их поступление было бы сведено до миниму ма. Вот мы подробно рас смотрели несколько жалоб. Они — результат либо не четкой работы должностных лиц, либо незнания ими тру дового законодательства, ус ловий коллективного догово ра, правил, положений п ин струкций. действующих на флоте. В СЕМ, безусловно, ясно, что график о тпусков» является юридическим Г документом, подписанным I администрацией и базовым комитетом, и пересматривать его можно только по отно шеншо к работникам, нару шившим трудовую и общест венную дисциплину, когда им переносится отпуск с летнего периода на зимний. И это опять только по сов местному решению админи страции и базового комитета профсоюза. Следует отметить, что ко личество конфликтов в свя зи с предоставлением оче редных отпусков в текущем году уменьшилось. Но по- прежнему остро складывает ся полозкение летом, когда графики грубо нарушаются. Особенно это относится к механико-судовой службе флота. Например, у третье го механика А. П. Краюшки- па образовалась задолжен ность по отпускам за три года и не использовано 59 выходных дней. Комиссия но трудовым спорам вынес ла решение предоставить от пуск А. П. Краюшкину за все годы и ликвидировать за долженности по выходным дням. Таких заявлений в комис сию поступает много. Не спорю, администрации порой трудно приходится. По, пря чась именно за трудности, отдельные руководители и не утруждают себя поисками возможностей выполнения положений коллекі ивного договора в этом вопросе. И моряки вынуждены обра щаться с жалобами по не знанию вплоть до прокура туры, как это случилось со старшим механиком Е П. Соловьевым. Велика доля заявлений на комиссию о расторжении трудовых договоров. Полу чив подъемные п вскоре по няв, что труд рыбака — не только романтика, некоторые моряки спешат уволиться. В этих случаях комиссия стро го подходит к обстоятельст вам и выносит решение не к пользу работника. Бывают, правда, исключения, когда необходимость расторжения трудового договора, напри мер, по семейным обстоя тельствам, подтверждена офи циальными документами. Е СТЬ при отделе кадров общественный отдел, в который входят вете раны труда. Неплохо бы привлекать их к беседам со вновь поступающими на р а боту моряками, чтобы они более осознанно заключали договор. Статья 17-я Положения гласит: «Комиссия по трудо вым спорам имеет право вы зывать на заседания свиде телей, поручать отдельным лицам проведение техниче ских и бухгалтерских прове рок, требовать от админист рации предприятия, учреж дения.. предоставления до кументов и расчетов». Все это делается. Тратит ся непроизводительно боль шое количество времени, создается нервозная обста новка. Не счесть потерь ма териальны.';, а главное — нравственных. Сокращение потока жалоб зависит от нас И требу ется не так уж много чет кая работа во всех звеньях управленческих и судовых служб п внимательное от ношение к каждому моряку. Должны сыграть в этом свою положительную роль и заня тия в экономических круж ках. в школах коммунисти ческого труда. Моряки дол жны иметь хотя бы элемен тарные понятия, касающие ся организации и оплаты труда, чтобы не впадать в заблуждения, не искать мни мых несправедливостей. Всегда надо помнить, что снижение количества конф ликтов, несомненно, повле чет за собой сокращение те кучести кадров. Н. КОШКИН, инструктор базового комитета проф союза траловогг флота, член комиссии по трудо вым спорам. ПОЧЕМУ МОРЯК ПИШЕТ ЖАЛОБУ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz