Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

Дружба с шефами К а ж д ы й ч е т в е р г участки Кандалакш­ ского консервного за­ вода наполняются необыч­ ным шумом. Это приходят на предприятие ребята из под­ шефной школы № 8. Затем шум стихает, учащиеся при­ ступают к работе. Девочки обычно трудятся па консервном участке или на упаковке, мальчики —■ в строительной группе. Профориентация, связанная с практикой, наверное, наи­ более эффективная форма приобщения школьников к ТРУДУ. Среди девятикласс­ ниц, посещающих завод, и приобретающая первые на­ выки самостоятельной рабо­ ты Наташа Козлова, До пос­ леднего времени, до ухода па пенсию, ее мать Мария Ива­ новна была рыбообработчи- цей. Возможно, что и Ната­ ша изберет ее путь. Особенно большую помощь ребятам оказывает ветеран предприятия Анна Яковлев­ на Павлова. Недавно товари­ щи по консервному цеху тепло поздравили Анну Яков­ левну с 50-летием. 33 года из них она работала на заводе. Ударница коммунистическо­ го труда охотно передает де­ вушкам свои знания. На снимке: Анна Яковлев­ на беседует с ученицами под­ шефной школы Наташей Коз­ ловой и Леной Архиповой. Фото А. Вандина. Дирекция, партийное бюро, м ес тн ы й к о м и те т проф сою за П И Н Р О с глубоким пр иско рб ие м извещ аю т, что в гор. Славян- ске после тяж е ло й болезни ско нчал ся один из ста р е й ш и х со- тр уд н и ко в П ол ярного института, уч а с тн и к обороны Советского Заполярья, навалер боевы х и тр у д о в ы х орденов и медалей, пенсионер З Н А М Е Н С К И Й Вл ади м и р Иванович, и в ы р а ж а ю т искреннее соболезнование родны м и близким покойного. А д м и н и стр а ц и я , базовый к о м и те т проф сою за объединения « М ур м а н р ы б п р о м » с глубоким пр искорб ием и зв ещ аю т о без­ врем енной кончине после тя ж е л о й болезни с та р ш е го м еханика П А В Л О В А Александра Гр иго рьеви ча и вы р а ж а ю т искреннее соболезнование родны м и близким покойного. Выставкаглазами К АКОЕ о н о , море? При­ ветливое, сине-голубое или тревожное, темное? Но ведь тралы и лебёдки, ко­ рабельные надстройки и пор­ тальные краны — это тоже мо­ ре! А вернее всего, пожалуй, море — символ разлуки, грусть ■долгих ожиданий и радость встреч в порту. Как удалось художникам, чьи работы демон­ стрируются сейчас в Мурман­ ском областном краеведческом музее, выразить тему моря, до­ нести ее до зрителя? 4 Выставка называется «Ху­ дожники России —' рыбакам». (Два этажа музея превращены в Iкартинную галерею. Медленно ■..-дут зрители, подолгу присма­ триваясь к каждой работе: одни желают вглядеться, понять, дру­ г и е —■ еще и еще раз «прой­ дись» знакомыми морскими до­ рогами... *». С. С. Иванов, матрос трало­ вого флота, поделился своими впечатлениями о выставке: ‘ — Некоторые говорят: труд­ нее всего уйти в рейс, а пройдет [неделя-другая, и совсем забы­ ваешь, какой он, берег. А для меня самый волнующий момент это приход. Необъяснимое ^волнение, ожидание встречи с ^берегом начинается еще суток )за двадцать до прихода. II вот і посмотрел выставку, но того ^трепета не ощутил. Есть здесь одна картина, где изображена • встреча в порту. То, что судно [іірншло в порт, видно, а вот ра- •дости па лицах я так и не уви- Ідел. А ведь это самый счастли­ в ы й момент не только для мо­ ряков. но и для тех, кто остался на берегу. Если бы я был ху­ дожником, то нарисовал бы та­ кую картину, где была бы вид­ на радость встречи после долгой разлуки. Матрос плавбазы «Профес­ сор Варанов» Э. Я. Грасс ска­ зал: •—■ Приятно, что в такой вну­ шительной по размерам выстав­ ке участвуют и восемь мурман­ ских художников. Чувствуется, что о море они знают непона­ слышке. Акварель Н. Морозова «В рыбном порту» сразу привлека­ ет внимание своей неоднознач­ ностью. Контуры причалов, ко­ раблей переданы своеобразным подбором красок: картина слов­ но играет цветовой гаммой. Две другие картины, «Рыба и море» и «В полярную ночь», отмечаются уже более спокой­ ным цветовым решением, а так­ же большей смысловой нагруз­ кой. Это — наш рыбный Мур- ман во всей красе полярного свечения, ночных огней и про­ жекторов. Ощущаются здесь и ритм пашей морской работы, и нужность ее. В. Бубенцов решает сюжет­ ную линию картин совсем по- другому. Он не стремится к вы­ ражению своего замысла игрой красок. Масло его картин ско­ рее застыло на каком-то одном, выбранном им тоне. В картине «Поиск» В. Бубенцов решает тему в различных переходах ко­ ричневого цвета. Чередование светло- и темно-коричневых кра- моряков сок дает возможность не только ощутить неспокойное море, по­ чувствовать ураганный ветер, но и увидеть, как маленькое судно разбивает встречную вол­ ну, отбрасывая ее далеко-дале­ ко в сторону, хорошо передано ощущение динамики поиска. Акварель Т. Карповича «Ры ­ бацкое утро», мне кажется, не нашла определенного смыслово­ го решения. Всем морякам хо­ рошо известны рыбацкие буд­ ни. В этой же картіше обычный морской день стерт отсутствием пространственного восприятия: работающие моряки, орудия ло­ ва, корабельные мачты, над­ стройка — все это вырисовыва- но единым планом, нереально приближено. Очень реалистично изобража­ ет море Н. Новиков в картине, так и названной «Море». При­ чем сдержанность почерка до­ полняется удачным цветовым решением. Здесь нет неправдо­ подобности и надуманности сю­ жета, все предельно ясно. Тако­ во оно и есть, наше море! ...Говорят, о вкусах не спо- рях. Однако, возможно, среди посетителей выставки есть те, кто не согласен с мнением С. Иванова и Е. Грасса. Инте­ ресно узнать вашу точку зре­ ния. вашу оценку. Н. КИТАЕНКО, наш вне­ штатный корреспондент. В н и м а н и ю Дети из пионерского лаге­ ря «Лапландии» (г. Монче- р о д и т е л е й ! горек) прибывают 8 января 1979 года в 15 часов к Дому междурейсового отдыха мо­ ряков тралфлота, ул. Шмид­ та, 43. «Рыбный Мурман», Индекс 52SG1. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 86. ПН-03006. РЫБНЫЙ ПОРТ В ПОЛЯРНУЮ НОЧЬ. Фото Д. Гринько. ПО НЕЙ УЧЙТСЯ И СЕГОДНЯ Тайна ветров С ТАРЫЕ моряки нспо- кон века рассказыва­ ли легенду о капита­ не, продавшем душу дьяволу, а взамен получившем ветры, которые жили на отдаленном острове. Корабль этого капи­ тана однажды разбился, и заключенные в трюме ветры оказались на свободе. С того дня они стали царить в оке­ ане. ...Эту старинную легенду знал и лейтенант флота США Мэтью Фонтэн Мори. Еще в 1824 году он задумы­ вался над тем, как узнать ка­ призы и повадки свободных ветров. К серьезному изуче­ нию этой проблемы *он при­ ступил, став начальником склада карт и морских инст­ рументов. И здесь у него воз­ никла мысль изучить старые судовые журналы. Ведь за одни и те же годы по одним и тем же местам, рассуждал он, прошло множество кораб­ лей. В их вахтенных журна­ лах находились данные о те­ чениях и ветрах. Эти матери­ алы и легли в основу книги «Карты ветров и течений Се­ верной Атлантики». С тех пор трассы парусных кораблей изменились корен­ ным образом. Моряки уже не намечали прямых путей — расстояние не имело большо­ го значения, в расчет брались главным образом течения и погода. Первым важным следствием работы Мори был выигрыш во времени на пу­ тях из Сан-Франциско через мыс Горн — время перехода нз Ливерпуля в Мельбурн со­ кратилось на 50 дней! Потомки отдали должное тому, кто разгадал тайну вет­ ров и течений, воздвигнув ему памятник. Сейчас мало кто задумы­ вается над тем, как судовые и береговые радиостанции связываются и работают ме­ жду собоіі, как устанавлива­ ют связь с иностранными р а ­ диостанциями, принимают метеорологические и навига­ ционные оповещения, как обеспечивают безопасность мореплавания и своевремен­ ное оказание помощи. Судоводители и радисты знают, что наличие мощной радиостанции и совершен­ ной аппаратуры еще не га­ рантирует хорошей связи. Все дело в знаниях и опыте обслуживающего персонала. Для подготовки морского ра- диоспециалнста в курсе обу­ чения есть раздел: «Эксплу­ атация радиосвязи па мор­ ском н рыбопромысловом флотах». Сейчас этоіі теме посвящено много книг, но первой, положившей начало этому курсу н вобравшей в себя разрозненные сведе­ ния иностранных справочни­ ков. материалы старого Рег­ ламента Связи и большой опыт морских радистов, бы­ ла книга Андрея Леонидо­ вича Кауфмана «Радиосвязь на морском флоте», вышед­ шая в свет в издательстве «Морской транспорт» три­ дцать лет тому назад, в де­ кабре 1943 года. Эта книга долго остава­ лась единственным учебни­ ком по названному разделу и помогла многим специали­ стам в сложной и ответствен­ ной работе — морской ра­ диосвязи. А. Л. Кауфман и ныне весь свой большой опыт по радиосвязи отдает молодым специалистам, продолжает творческую деятельность. За прошедшие годы им написа­ ны книги: «Прием на слух и передача ключом радиотеле­ графных сигналов», «Прин­ ципы гидролокации», «Орга­ низация и аварийные средст­ ва радиосвязи на флоте рыб­ ной промышленности». От имени многочисленного коллектива морских и бере­ говых специалистов, занятых радиосвязью, хочется поже­ лать автору первого учебни­ ка по радиосвязи на морском флоте дальнейших творче­ ских успехов н доброго здо­ ровья И. БЕРЕЗИН, начальник радиостанции научно-ис­ следовательского судна «Поиск». Редактор А. А. МИРОНОВ. С ЕГОДН Я О Ж И Д А Е Т С Я П Р И ­ ХОД: РТ-271 «Жигули», ПСТ-1304 «Кижи», СРТ-р-707. З А В Т Р А : РТ-314 «Медвежье- горек», БМ РТ-114 «Аскания».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz