Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.
Эффе к т передово г о о пыт а (Окончание. Нач. на 1 стр.) Эти группы, организованные производственным отделом и технологической группоіі флота, оказали существенную помощь в подготовке технологического оборудования к мойсенпон Пу тине. к выпуску продукций улучшенного ассортимента. Активное участие в пропаган де передового опыта приняли технологи тт. Уксусов. Музафа- ров, Кнрпичев, Воронов, Шпи левекпй, Глазунов, мехаиикн- наладчнкн Рожков, Тончили и другие. 'Г;;],не рабочие группы оказали непосредственную по мощь экипажам 10 судов и дали много различных рекомендаций. Немало для распростране нии опыта работы с тралом, внедрения новых схем вооруже ния. новых распорных средств, освоения новых районов про мысла сделали флагманские специалисты отдела добычи флота. Так, флагманским старшим мастером тов. Новиковым был обобщен и распространен опыт ІІСТ-1319 Краснослободск» по вооружению донных тралов при работе иа тяжелых грунтах. Флагманским старшим масте ром добычи тов. Иссснеико рас пространен опыт крупнотоннаж ных судов при облове ледяной рыбы, тралмейстерского соста ва БМРТ-137 «А. Андреев» по вооружению тралов и работе по системе «Дубль», тов. Епифанов дает рекомендации в море но использованию тканевых щит ков «Гиплаи». В настоящее вре мя щитки «Гиплаи» испытыва ются па БМРТ-239 при донном иромі.ісле. Флагманским капитаном тов. Розенбергом проведены анализ н обобщение опыта БМРТ-136 «Волгобалт» и БАТ-0053 <-Тор- цев», оснащенных навигецпоп- по-промысловым комплексом «Симрад». Работа по распространению передового опыта, проведенная специалистами отдела добычи, позволила получить наибольший эффект при освоении новых рай онов. В период смотра широко по пуляризировался опыт флот ских инициаторов соревнования и передовых экипажей судов по выработке пищевой продукции, производству филе, консервов, тушки. Так. в номере газеты «Рыб ный Мурман» за 24 февраля обобщен опыт работы БМРТ- 415 «Рыбачий» по производст ву пресервов из мойвы, за 10 марта — «Мойва в мелкой рас фасовке», за 26 июня — опыт коллектива «Сказочника «Андерсена», «К новым рубе жам», за 2.3 июля — ІІПР "Апатит», «Линия работает по- новому» и другие. По радиостанции «Атланти ка» во II квартале 1978 года были обобщены опыт машинной команды ППР «ГІеремышль» и семинара для мехапнков-налад- чиков по технологическому обо рудованию. Широкое отражение в печапі нашел опыт экипажей БМРТ <Гоголь», -Некрасов», «Достоевский» по направлению сырца на пищевые цели Всего за период смотра специалиста ми флота было подготовлено 83 материала по обобщению пере дового опыта, они напечатаны в газетах «Полярная правда » и «Рыбный Мурман». С целью повышения профес сионального мастерства моря ков флота, обучения передовым методам работы при ОНТІІ ЦПКТБ с участием специали стов флота Проводятся постоян но действующие семинары. Так, с июня 1978 года орга низован постоятю действующий семинар для механиков ■ налад чиков и слесарей наладчиков. Проводятся постоянно действу ющие семинарские занятия по научению новых орудий лова, техники и тактики разноглубин ного лова рыбы, приборов конт роля и рыбопоисковой техники и другие. В порту ежемесячно прово дится день мастера, где обсуж даются актуальные вопросы по обмену опытом работы передо вых судов, технологов п масте ров. I ’аесматрпвался опыт работы ПМРТ-127 «Нокуев* по систе ме ^бездефектного труда. БМРТ 11 ) «Поволжье» по выпуску продукции со Знаком качества управления тралового флота, БМРТ-412 «Революция» но разделке рыбы на колодку и другие. Всего за период с мотра было проведено 135 семинаров, с о в е щаний по обмену опытом и 33 лекций на технические темы. С целью показа и рас.прост ранения достижений флота, пе редового опыта работы судов на флоте в период смотра были ор гашыованм выставки <ВРШ, эксплуатируемые на судах фло та», -Молодые специалисты флота —в техническом прогрес се», «•Мурманский траловый флот» — па областную парт конференцию. Результаты смотра конкурса показывают, что отделами и службами проводится значи тельная работа по пропаганде передового опыта и внедрению заимствованных технических новшеств на судах флота. Слабо участвуют в этой рабо те механико-судовая служба, служба главного капитана. КВ флота, служба эксплуатации. Для улучшения обмена опытом необходимо активизировать ра боту технических информаторов подразделений флота, шире производить отбор и внедрение изобретений, примененных в других бассейнах страны, уве личить объем издаваемой ин формации до 160 писем в год. добиться получения флотом своей множительной техники, более целенаправленно и полно использовать команди ровки по обмену опытом, рас ширить информационное обе спечение специалистов флота но системе избирательного рас пределения ннЛоомации. М. МОНАСТЫРСКИЙ, на чальник отдела рационали зации и технической инфор мации тралового флота. Слово о ветеране П ЕРВЫЙ судоремонтный завод объеди нения «Мурманская судоверфь» моря ки уже давно и не без Оснований назы вают «скорой помощью». В целом хоть и не велики завод и коллектив его, а делает он мно гое. Котлочисткп и междурейсовый ремонт су дов, механизмов и аппаратуры требуют от ра бочих умения і#чть мастерами своего дела. II таких мастеров у нас па заводе сотни. Среди специалистов высокой квалификации выделя ется Валентин Терентьевич Тюмин. О нем и хочу рассказать. 25 лет назад пришел после демобилизации на котельно-корпусной участок молодой па рень. Пришел без специальности и, естествен но, стал учеником. Постепенно приходили на выки. Рыбодобывающий флот рос и числен но и качественно. Постоянно рабочим нужно было повышать квалификацию, овладевать смежными специальностями. II Валентин Те рентьевич шел в ногу со временем. Теперь он уже не только котелыцнк-корпусник. У него есть удостоверения газорезчика, электросвар щика и слесаря. В настоящее время Валентин Терентьевич Тюмин — заместитель бригадира. Эта долж ность в бригаде рабочих не только почетна, она очень ответственна, потому что заместите лю бригадира всегда надо показывать пример своим товарищам. Главное же для него — научить профессиям, которые освоил сам, при ходящую в бригаду молодежь. Валентин Те рентьевич любит работать с молодыми. Если спросить тех, кто трудится у пас сего дня. то человек двадцать скажут, что учились мастерству у Тюмпна. В канун нового года в теплой и дружеской обстановке Валентину Терентьевичу Тюмииу вручили почетный знак «Ветеран завода». От всего сердца мы, рабочие, поздравляем своего товарища с 25-летним і рудовым юбилеем. Д. АКОХОВ, котельщик-корпусник СРЗ-1. ХОДОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БКНРТ типа „Алтай** венного рыболовства и преодо ления технической отсталости». Кроме того, социалистические страны, подписавшие Деклара цию. считали, что решение про блемы полного использования живых ресурсов может быть найдено только на основе ра зумного сочетания интересов прибрежных государств и стран, ведущих экспедицион ный промысел... а не принятая отдельными странами односто ронних .мер». Именно на основе этих прин ципов в ходе работы Комитета при обсуждении вопроса о бу дущем режиме рыболовства, не отрицая в основном необходи мости учета (при выработке ре- ниша открытого моря) особой заинтересованности прибреж ных развивающихся стран в со хранении и использовании жи вых ресурсов за пределами их территориальных вод, СССР выступил за предоставление прибрежным государствам оп ределенных преимуществен ных прав в отношении живых ресурсов. Данная концепция преиму щественных прав, на которой основывались проекты статей о рыболовстве СССГ} а также США и Японии, возникла из факта признания особой заин тересованности прибрежных развивающихся государств в использовании морских ресур сов для целей своего развития и в качестве альтернативы концепции исключительной экономической зоны; она долж на была в равной степени учи тывать интересы и других стран, которые традиционно вели экспедиционный промы сел и осуществляли обширные программы исследований Миро вого океана. Наиболее четкое изложение этой концепции содержалось в проекте СССР. Суть советского проекта заключалась в следую щем: «Любое прибрежное госу дарство в районах открытого моря, непосредственно прилега ющих к его территориальному морю или рыболовной зоне (не превышающей 12 мор ских миль), может ежегодно резервировать за собой такую часть допустимого улова, кото рую имеют возможность выло вить его суда. В этом раііоне прибрежное государство само или в соответствии с договором принимало бы меры по регули рованию рыболовного промыс ла. В случае нарушения уста новленных правил оно могло бы принимать надлежащие меры вплоть до остановки и осмот ра судна. При эксплуатации живых ресурсов зоны необхо димо было учитывать интересы развивающихся стран. Для та ких стран резервируемая часть рыбного запаса могла бы увели чиваться по мере развития их национального рыболовного флота. Незарезервированная часть рыбных ресурсов должна была бы использоваться любым другим государством. После появления концепции экономической зоны в ходе ра боты уже самой Конференции ООН по морскому праву выяви лись следующие моменты: 1. Государства стремились закрыть 200-мильные прибреж ные районы как для собствен ных нужд, так и для восстанов ления подорванных запасов; 2. Развивающиеся государ ства желала направить усилия не иа эксплуатацию живых ре сурсов. а на получение выгод от реализации лицензий; 3. В 200-мильных экономиче ских зонах многие увидели аль тернативу 200-мильным терри ториальным водам. Т. ЛЕБЕДЕВА, Т. СПИВА КОВА (Институт государст ва и права Академии наѵк СССР; ЦНИИТЭИРХ). БЩЕПРИНЯТО пере оценивать эксплуата ционные возможно сти судов тина «Алтай». На этих судах стоят 5 главных двигателей мощностью по 1000 л. с., в судовых доку ментах в графе «Мощность главной силовой установки», стоит до 5000 л. с. Гребной электродвигатель потребля ет 2800 киловатт. Может быть, правильнее было бы считать мощность силовой установки по потребляемой мощности электродвигателя, то есть 3660 л, с. На переходах судна, при отсутствии рыбы в трюмах, когда рефрижераторная уста новка не работает, 2800 ки ловатт на гребной двигатель силовая установка может дать, так как по инструкции в работе должны быть 4 главных двигателя и один вспомогательный. Разреше на нагрузка на главные дви гатели по 630 киловатт мак симум, а развиваемая мощ ность вспомогательного —- 300 квт. В сумме это будет 2820 киловатт (630x4+300). При такой нагрузке может быть обеспечена нормальная скорость хода судна. Но на судне в период промысла ра ботает рефрижераторная ус тановка, которая забирает мощность от главной сило вой установки. При полной нагрузке на рефрижератор ную установку расходуется 890 киловатт. Остаточная мощность на гребное устрой ство при работе 4 ГДГ и од ном вспомогательном будет равна 1930 киловатт. На движение судна остается 2620 л. с. Зачастую на промысле и па переходе возникает необ ходимость ограничивать на грузку па двигатели до 600 киловатт и менее. Одна из причин — «заброс» при вол нении. Это создает еще до полнительное снижение мощ ности на ГЭД. Условия со блюдения инструкции по эк сплуатации двигателей требу ют периодической остановки их (почти каждодневной). Практически редко мы имеем в паспоряженни 2820 кило ватт мощности, то есть не можем ходить полным хо дом. Учитывая все вышеизло женное, необходимо к судам типа «Алтай» применять другой критерий оценки мощности. Замечено, когда работает пефустаноБка хотя бы иа 50 процентов ее мощ ности, наблюдается отстава ние в скорости траления пе лагическим тралом от судов типа ППР, от судов поль ской постройки и от судов ти па «Кронштадт». Для судов типа «Алтай» необходимы тралы по сопротивлению не выше, чем для БМРТ поль ской постройки, и ниже, чем для судов типа ППР. Нако нец, нужно снизить плано вую эксплуатационную ско рость на переходах, потому что никогда еще в норматив ные показатели на переходе суда типа «Алтай» не укла дывались. Капитан-директор БМРТ «Верхояны» В. КОНОВА ЛОВ. На заре советской Арктики П ЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД был составлен пер вый ледовый прогноз на предстоящую арктическую навигацию. Тогда же на берегу пролива Маточкин Шар, разделяющего Новую Землю на два острова, начала действовать первая советская полярная станция, организо ванная по инициативе Северной научно-промысловой экспе диции. образованной еще в годы гражданской войны при на учно-техническом отделе ВСНХ. Ряд лет эта станция счита лась самой северной географической обсерваторией в мире. Затем, в 1926 г., с парохода «Ставрополь» была высажена на о, Врангеля группа полярников во главе с Г. А. Ушако вым, где открыли еще одну полярную станцию. Через год такие станции начали работать и на Чукотском побережье. А осенью 1929 г. в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, где некогда зимовал Г. Я. Седов, возникла новая — самая се верная в мире обсерватория. Но это была лишь заря — толь ко начало последующих грандиозных работ по изучению Арктики. э к о н о м и ч е с к и х з о н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz