Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

Эффе к т передово г о о пыт а (Окончание. Нач. на 1 стр.) Эти группы, организованные производственным отделом и технологической группоіі флота, оказали существенную помощь в подготовке технологического оборудования к мойсенпон Пу­ тине. к выпуску продукций улучшенного ассортимента. Активное участие в пропаган­ де передового опыта приняли технологи тт. Уксусов. Музафа- ров, Кнрпичев, Воронов, Шпи левекпй, Глазунов, мехаиикн- наладчнкн Рожков, Тончили и другие. 'Г;;],не рабочие группы оказали непосредственную по­ мощь экипажам 10 судов и дали много различных рекомендаций. Немало для распростране­ нии опыта работы с тралом, внедрения новых схем вооруже­ ния. новых распорных средств, освоения новых районов про­ мысла сделали флагманские специалисты отдела добычи флота. Так, флагманским старшим мастером тов. Новиковым был обобщен и распространен опыт ІІСТ-1319 Краснослободск» по вооружению донных тралов при работе иа тяжелых грунтах. Флагманским старшим масте­ ром добычи тов. Иссснеико рас­ пространен опыт крупнотоннаж­ ных судов при облове ледяной рыбы, тралмейстерского соста­ ва БМРТ-137 «А. Андреев» по вооружению тралов и работе по системе «Дубль», тов. Епифанов дает рекомендации в море но использованию тканевых щит­ ков «Гиплаи». В настоящее вре мя щитки «Гиплаи» испытыва­ ются па БМРТ-239 при донном иромі.ісле. Флагманским капитаном тов. Розенбергом проведены анализ н обобщение опыта БМРТ-136 «Волгобалт» и БАТ-0053 <-Тор- цев», оснащенных навигецпоп- по-промысловым комплексом «Симрад». Работа по распространению передового опыта, проведенная специалистами отдела добычи, позволила получить наибольший эффект при освоении новых рай­ онов. В период смотра широко по­ пуляризировался опыт флот­ ских инициаторов соревнования и передовых экипажей судов по выработке пищевой продукции, производству филе, консервов, тушки. Так. в номере газеты «Рыб­ ный Мурман» за 24 февраля обобщен опыт работы БМРТ- 415 «Рыбачий» по производст­ ву пресервов из мойвы, за 10 марта — «Мойва в мелкой рас­ фасовке», за 26 июня — опыт коллектива «Сказочника «Андерсена», «К новым рубе­ жам», за 2.3 июля — ІІПР "Апатит», «Линия работает по- новому» и другие. По радиостанции «Атланти­ ка» во II квартале 1978 года были обобщены опыт машинной команды ППР «ГІеремышль» и семинара для мехапнков-налад- чиков по технологическому обо­ рудованию. Широкое отражение в печапі нашел опыт экипажей БМРТ <Гоголь», -Некрасов», «Достоевский» по направлению сырца на пищевые цели Всего за период смотра специалиста­ ми флота было подготовлено 83 материала по обобщению пере­ дового опыта, они напечатаны в газетах «Полярная правда » и «Рыбный Мурман». С целью повышения профес­ сионального мастерства моря­ ков флота, обучения передовым методам работы при ОНТІІ ЦПКТБ с участием специали­ стов флота Проводятся постоян­ но действующие семинары. Так, с июня 1978 года орга­ низован постоятю действующий семинар для механиков ■ налад­ чиков и слесарей наладчиков. Проводятся постоянно действу­ ющие семинарские занятия по научению новых орудий лова, техники и тактики разноглубин­ ного лова рыбы, приборов конт­ роля и рыбопоисковой техники и другие. В порту ежемесячно прово­ дится день мастера, где обсуж­ даются актуальные вопросы по обмену опытом работы передо­ вых судов, технологов п масте­ ров. I ’аесматрпвался опыт работы ПМРТ-127 «Нокуев* по систе­ ме ^бездефектного труда. БМРТ 11 ) «Поволжье» по выпуску продукции со Знаком качества управления тралового флота, БМРТ-412 «Революция» но разделке рыбы на колодку и другие. Всего за период с мотра было проведено 135 семинаров, с о в е ­ щаний по обмену опытом и 33 лекций на технические темы. С целью показа и рас.прост ранения достижений флота, пе­ редового опыта работы судов на флоте в период смотра были ор гашыованм выставки <ВРШ, эксплуатируемые на судах фло­ та», -Молодые специалисты флота —в техническом прогрес­ се», «•Мурманский траловый флот» — па областную парт­ конференцию. Результаты смотра конкурса показывают, что отделами и службами проводится значи­ тельная работа по пропаганде передового опыта и внедрению заимствованных технических новшеств на судах флота. Слабо участвуют в этой рабо­ те механико-судовая служба, служба главного капитана. КВ флота, служба эксплуатации. Для улучшения обмена опытом необходимо активизировать ра­ боту технических информаторов подразделений флота, шире производить отбор и внедрение изобретений, примененных в других бассейнах страны, уве­ личить объем издаваемой ин­ формации до 160 писем в год. добиться получения флотом своей множительной техники, более целенаправленно и полно использовать команди­ ровки по обмену опытом, рас­ ширить информационное обе­ спечение специалистов флота но системе избирательного рас­ пределения ннЛоомации. М. МОНАСТЫРСКИЙ, на­ чальник отдела рационали­ зации и технической инфор­ мации тралового флота. Слово о ветеране П ЕРВЫЙ судоремонтный завод объеди­ нения «Мурманская судоверфь» моря­ ки уже давно и не без Оснований назы­ вают «скорой помощью». В целом хоть и не велики завод и коллектив его, а делает он мно­ гое. Котлочисткп и междурейсовый ремонт су­ дов, механизмов и аппаратуры требуют от ра­ бочих умения і#чть мастерами своего дела. II таких мастеров у нас па заводе сотни. Среди специалистов высокой квалификации выделя­ ется Валентин Терентьевич Тюмин. О нем и хочу рассказать. 25 лет назад пришел после демобилизации на котельно-корпусной участок молодой па­ рень. Пришел без специальности и, естествен­ но, стал учеником. Постепенно приходили на­ выки. Рыбодобывающий флот рос и числен­ но и качественно. Постоянно рабочим нужно было повышать квалификацию, овладевать смежными специальностями. II Валентин Те­ рентьевич шел в ногу со временем. Теперь он уже не только котелыцнк-корпусник. У него есть удостоверения газорезчика, электросвар­ щика и слесаря. В настоящее время Валентин Терентьевич Тюмин — заместитель бригадира. Эта долж­ ность в бригаде рабочих не только почетна, она очень ответственна, потому что заместите­ лю бригадира всегда надо показывать пример своим товарищам. Главное же для него — научить профессиям, которые освоил сам, при­ ходящую в бригаду молодежь. Валентин Те­ рентьевич любит работать с молодыми. Если спросить тех, кто трудится у пас сего­ дня. то человек двадцать скажут, что учились мастерству у Тюмпна. В канун нового года в теплой и дружеской обстановке Валентину Терентьевичу Тюмииу вручили почетный знак «Ветеран завода». От всего сердца мы, рабочие, поздравляем своего товарища с 25-летним і рудовым юбилеем. Д. АКОХОВ, котельщик-корпусник СРЗ-1. ХОДОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БКНРТ типа „Алтай** венного рыболовства и преодо­ ления технической отсталости». Кроме того, социалистические страны, подписавшие Деклара­ цию. считали, что решение про­ блемы полного использования живых ресурсов может быть найдено только на основе ра­ зумного сочетания интересов прибрежных государств и стран, ведущих экспедицион­ ный промысел... а не принятая отдельными странами односто­ ронних .мер». Именно на основе этих прин­ ципов в ходе работы Комитета при обсуждении вопроса о бу­ дущем режиме рыболовства, не отрицая в основном необходи­ мости учета (при выработке ре- ниша открытого моря) особой заинтересованности прибреж­ ных развивающихся стран в со­ хранении и использовании жи­ вых ресурсов за пределами их территориальных вод, СССР выступил за предоставление прибрежным государствам оп­ ределенных преимуществен­ ных прав в отношении живых ресурсов. Данная концепция преиму­ щественных прав, на которой основывались проекты статей о рыболовстве СССГ} а также США и Японии, возникла из факта признания особой заин­ тересованности прибрежных развивающихся государств в использовании морских ресур­ сов для целей своего развития и в качестве альтернативы концепции исключительной экономической зоны; она долж­ на была в равной степени учи­ тывать интересы и других стран, которые традиционно вели экспедиционный промы­ сел и осуществляли обширные программы исследований Миро­ вого океана. Наиболее четкое изложение этой концепции содержалось в проекте СССР. Суть советского проекта заключалась в следую­ щем: «Любое прибрежное госу­ дарство в районах открытого моря, непосредственно прилега­ ющих к его территориальному морю или рыболовной зоне (не превышающей 12 мор­ ских миль), может ежегодно резервировать за собой такую часть допустимого улова, кото­ рую имеют возможность выло­ вить его суда. В этом раііоне прибрежное государство само или в соответствии с договором принимало бы меры по регули­ рованию рыболовного промыс­ ла. В случае нарушения уста­ новленных правил оно могло бы принимать надлежащие меры вплоть до остановки и осмот­ ра судна. При эксплуатации живых ресурсов зоны необхо­ димо было учитывать интересы развивающихся стран. Для та­ ких стран резервируемая часть рыбного запаса могла бы увели­ чиваться по мере развития их национального рыболовного флота. Незарезервированная часть рыбных ресурсов должна была бы использоваться любым другим государством. После появления концепции экономической зоны в ходе ра­ боты уже самой Конференции ООН по морскому праву выяви­ лись следующие моменты: 1. Государства стремились закрыть 200-мильные прибреж­ ные районы как для собствен­ ных нужд, так и для восстанов­ ления подорванных запасов; 2. Развивающиеся государ­ ства желала направить усилия не иа эксплуатацию живых ре­ сурсов. а на получение выгод от реализации лицензий; 3. В 200-мильных экономиче­ ских зонах многие увидели аль­ тернативу 200-мильным терри­ ториальным водам. Т. ЛЕБЕДЕВА, Т. СПИВА­ КОВА (Институт государст­ ва и права Академии наѵк СССР; ЦНИИТЭИРХ). БЩЕПРИНЯТО пере­ оценивать эксплуата­ ционные возможно­ сти судов тина «Алтай». На этих судах стоят 5 главных двигателей мощностью по 1000 л. с., в судовых доку­ ментах в графе «Мощность главной силовой установки», стоит до 5000 л. с. Гребной электродвигатель потребля­ ет 2800 киловатт. Может быть, правильнее было бы считать мощность силовой установки по потребляемой мощности электродвигателя, то есть 3660 л, с. На переходах судна, при отсутствии рыбы в трюмах, когда рефрижераторная уста­ новка не работает, 2800 ки­ ловатт на гребной двигатель силовая установка может дать, так как по инструкции в работе должны быть 4 главных двигателя и один вспомогательный. Разреше­ на нагрузка на главные дви­ гатели по 630 киловатт мак­ симум, а развиваемая мощ­ ность вспомогательного —- 300 квт. В сумме это будет 2820 киловатт (630x4+300). При такой нагрузке может быть обеспечена нормальная скорость хода судна. Но на судне в период промысла ра­ ботает рефрижераторная ус­ тановка, которая забирает мощность от главной сило­ вой установки. При полной нагрузке на рефрижератор­ ную установку расходуется 890 киловатт. Остаточная мощность на гребное устрой­ ство при работе 4 ГДГ и од­ ном вспомогательном будет равна 1930 киловатт. На движение судна остается 2620 л. с. Зачастую на промысле и па переходе возникает необ­ ходимость ограничивать на­ грузку па двигатели до 600 киловатт и менее. Одна из причин — «заброс» при вол­ нении. Это создает еще до­ полнительное снижение мощ­ ности на ГЭД. Условия со­ блюдения инструкции по эк­ сплуатации двигателей требу­ ют периодической остановки их (почти каждодневной). Практически редко мы имеем в паспоряженни 2820 кило­ ватт мощности, то есть не можем ходить полным хо­ дом. Учитывая все вышеизло­ женное, необходимо к судам типа «Алтай» применять другой критерий оценки мощности. Замечено, когда работает пефустаноБка хотя бы иа 50 процентов ее мощ­ ности, наблюдается отстава­ ние в скорости траления пе­ лагическим тралом от судов типа ППР, от судов поль­ ской постройки и от судов ти­ па «Кронштадт». Для судов типа «Алтай» необходимы тралы по сопротивлению не выше, чем для БМРТ поль­ ской постройки, и ниже, чем для судов типа ППР. Нако­ нец, нужно снизить плано­ вую эксплуатационную ско­ рость на переходах, потому что никогда еще в норматив­ ные показатели на переходе суда типа «Алтай» не укла­ дывались. Капитан-директор БМРТ «Верхояны» В. КОНОВА­ ЛОВ. На заре советской Арктики П ЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД был составлен пер­ вый ледовый прогноз на предстоящую арктическую навигацию. Тогда же на берегу пролива Маточкин Шар, разделяющего Новую Землю на два острова, начала действовать первая советская полярная станция, организо­ ванная по инициативе Северной научно-промысловой экспе­ диции. образованной еще в годы гражданской войны при на­ учно-техническом отделе ВСНХ. Ряд лет эта станция счита­ лась самой северной географической обсерваторией в мире. Затем, в 1926 г., с парохода «Ставрополь» была высажена на о, Врангеля группа полярников во главе с Г. А. Ушако­ вым, где открыли еще одну полярную станцию. Через год такие станции начали работать и на Чукотском побережье. А осенью 1929 г. в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, где некогда зимовал Г. Я. Седов, возникла новая — самая се­ верная в мире обсерватория. Но это была лишь заря — толь­ ко начало последующих грандиозных работ по изучению Арктики. э к о н о м и ч е с к и х з о н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz