Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

ІІІІІІІ1ІІІІІ1ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІМІІ1ПІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІ1ПІІІІІІШІІІІІІІІ ІІ1ІТІІ!ІІІІІІІІ!ІІІІІІІІІІІІІІП1ІІІІ1ІІі'І[ІІіиіІІ1ІІІ;Піі!]ІІ1і!ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІИІ1ІІІІІІІПІІ!ПІІІНІІИІПІІІІІІІ1ІІІІШІГІІ1П1ІІІ1ЧІІІІ!ІІПП1ПІ1!ІІЧІ^ Ш ІІІІІІІІІШ ІІП Ш Ш Ш Ш Ш Ш Н ІШ Ш Ш ІШ Ш Ш ІШ Ш Ш ІШ ІШ Ш ІІШ Ш Ш ІІІІІШ ІІІШ ІІІІШ Ш І Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш ІШ ШШ ПШШШШ НШ ПИНШ И НШШШШШШШШШШШШ НШ К ПАМЯТИ ГЕРОЯ И ИДА ВЕРНУЛАСЬ 8 БАЗУ... П ОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-402, с которой произошел этот слу- чай, 14 июля 1941 года от­ крыла боевой счет подвод­ ников Северного флота, а впоследствии стала гвардей­ ской и Краснознаменной —- одннм из четырех кораблей нашего Военно-Морского Флота, удостоившихся столь высокой ’ оценки боевых за­ слуг перед Родиной. Муже­ ственный экипаж совершил 16 боевых походов, послед­ ний из которых трагически оборвался. В одном из первых похо­ дов Щ-402 приходилось участвовать и мне как офи­ церу политуправления Се- -верного флота. Примечате­ лен этот весенний поход 1942 года был тем, что в нем Щ-402 под командова­ нием капитана третьего ран­ га Н. Столбова добилась крупного успеха, потопив два транспорта и тральщик врага. Но после успешной атаки тральщика противник подверг лодку ожесточенной бомбежке. Она длилась 18 часов. Мы насчитали свы­ ше 150 взрывов глубинных бомб. Некоторые из них разрывались так близко, что повредили топливные цистер­ ны. Щ-402 оказалась без горючего в 15 милях от бе­ рега, занятого противником, и 400 миль отделяли ко­ рабль от родной базы,- Обстановка казалась кри­ тической. Потерявшую ход п возможность погружаться лодку вражеские корабли или авиация могли в любой момент обнаружить и пото­ пить. В отсеках стало тем­ но, а затем и холодно. Как сейчас, вижу в полу­ мраке пятого отсека посуро­ вевшие, осунувшиеся лица подводников. У холодных дизелей прн свете одной ава­ рийной лампочки они сиде­ ли и думали, чем заменить потерянное топливо. Коман­ дир корабля предоставил в ' их распоряжение машинное масло и керосин, предна­ значенный для заправки тор­ пед. Керосин —- хорошее го­ рючее, но его мало. Единст­ венное, что можно сделать, решили мотористы, — сме­ шать керосин с маслом. Но в какой пропорции? Дизельный отсек превра­ тился в своего рода экспе­ риментальную лабораторию. Старшина второй статьи А. Чернавцев смешивал компоненты. Мотористы. Н. Лысенко, Д. Новак, трюм­ ный А, Маслюк пытались в имеющейся на борту тех­ нической литературе вы­ пекать все возможные све­ дения о керосине и машин­ ном масле. Подводники А. Большаков. М. Горожйн- кин, С. Кукушкин занялись расчетами, чертили диа­ граммы. Сейчас совершен­ но очевидно, что теоретиче­ ски вывести состаз смеси в тех условиях было невозмож­ но. Не было для того у под­ водников ни достаточных знаний, ни времени... Но был энтузиазм, стремление во что бы то ни стало сбе- " речь корабль, вернуться в базу. В пятый отсек нет-нет да и наведывался командир ко­ рабля. Он не торопил моря­ ков, понимая, что они и тай стараются сделать все воз­ можное. Наоборот, капитан третьего ранга Столбов стремился вселить в подчи­ ненных спокойствие, уверен­ ность в успехе. В данный момент этот успех мог осно­ вываться только на профес­ сиональной интуиции моря­ ков. Первая попытка запустить дизель оказалась неудачной. Вспышки не получилось, Двигатель фыркнул ц за­ молчал. «Щука» по-преж­ нему дрейфовала. Как ни старался рулевой Р, Рома- занов удержать лодку носом против волны, но шести­ балльный ветер все равно сносил ее к вражескому бе­ регу. Рубку окатывали вол­ ны. Мостик, антенны покры­ вались льдом. 28 января ТР «Б. Сафо­ нов» проходил в районе ге­ роической гибели дважды Героя Советского Союза Бо­ риса -Сафонова. На судне состоялся митинг, посвящен­ ный памяти героя. С крат­ кой речью выступил капи­ тан-директор транспортного рефрижератора В. А. Гаври­ лов. Моряки дали слово ра­ ботать в рейсе по-ударному. В почетном строю стояли курсанты Мурманского мо­ реходного училища, впервые пересекающие _ координаты боевой славы. В торжествен­ ном молчании приспущен Государственный флаг СССР, даны три прощаль­ ных гудка. Ветераны судна В. А. Гарынин и А. П, Жук, курсанты Э. М. Алексеев и О. Д. Рудь опустили на воду венок. В этот день моряки про­ слушали лекцию о героиче­ ских подвигах Бориса Са­ фонова, посетили каюту бое­ вой славы. В. ГРЕБЕННИКОВ, пер­ вый помощник капитана. О чем только ни думали подводники в эти, казалось, отчаянные часы. Но никто не терял присутствия духа. Все были готовы к послед­ ней схватке с врагом, каким бы образом она ни оберну­ лась. II в то же время моря­ ки активно изобретали спо­ соб сгіастн корабль. Некото­ рые предложения были пря­ мо фантастическими. Напри­ мер, используя остатки электроэнергии, под мотора­ ми зайти в ближайший фи­ орд и захватить какой-нибудь склад с горючим. Или дож­ даться встречи с любым транспортом врага, пленить его и использовать в роли буксира для подводной лод­ ки. А тем временем мотори­ стов постигла еще одна неудача. Дизель никак не хо­ тел потреблять непривычное топливо. И снова подводни­ ки меняли соотношение мае-- ла и керосина, снова со всей тщательностью готовились к очередной пробе. Вот все встали по местам. Команда: «Пошел дизель!» И дизель в самом деле пошел. Правда', ненадолго, при от­ ключенной муфте. Но ведь пошел н;е! Включили электромоторы для проворачивания дизеля. ОтЛк наполнился знакомы­ ми посвистываниями откры­ тых индикаторных клапа­ нов. Дизель провернулся и смазался. Моторист Д. Но­ вак быстро закрыл инди­ каторные клапаны и вклю­ чил насос на работу. Все замерли —■ остановится или нет'.’ А дизель набирал обо­ роты, вращал гребноіі винт. Подводная лодка легла на курс в родную базу. Это была четвертая побе­ да подводников в этом похо­ де. Экипаж сумел сохра­ нить корабль, вернуть ему боеспособность, которая впоследствии ознаменовалась новыми успешными атака­ ми по врагу. С. ШАХОВ, капитан I ранга в отстав­ ке. = ІШ І!ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІ1І!І!Ш ІІШ ІШ ІІІІШ? . Мы часто проходим мимо валяющихся в лесу веток, корней, коры деревьев и про­ чих вещей, что стали пре­ красным материалом для ху- дожников-флорнстов. Их ра­ боты экспонируются сейчас в Мурманском областном краеведческом музее. Многочисленных посети­ телей выставки восхищает топкая, ювелирная работа авторов, их умение увидеть в необычном материале поэзию и, усовершенствовав, донести до зрителя подлинную красо­ ту. Любовью к природе, к родному краю пронизана каждая работа художников. НА СНИМКЕ: экспонаты выставки. Фото А. Малеева, ІШІШІШІМ1ІІІІІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІШШІІІІІІШІІІІІІІІІІІ1111111111111111111111іІIН111II1111111111111111111111і1111IIIfГ?. На улице морозно, т p&Swra холода н« боятся, Фото Б. Щукина. Айсберги в океане Плавучие антарктические ледники занимают площадь 1460 тысяч квадратных ки­ лометров, объем их состав­ ляет примерно 600 тысяч кубических километров. Еже­ годно откалывается в Ан­ тарктиде до 1400 кубических километров льда. Пресной воды они содержат в триста раз больше, чем все реки мира. Столовые айсберги достигают порой гигантских размеров. В 1958 году совет­ ская антарктическая экспе­ диция обнаружила в 70 ки­ лометрах от шельфового лед­ ника Шеклтона великана площадью 2700 кв. км и тол­ щиной’ 150—350 метров. В 1927 году китобойцы на­ блюдали айсберг длиной 167 километров и высотой над морем от 30 до 40 метров, А пирамидальные айсберги* хотя и гораздо меньшега объема, возвышаются над уровнем моря на 400 —500 метров. В океанах одновременна дрейфуют примерно 12 ты­ сяч кубических километров айсбергов, в среднем они «живут» 13 лет, а некото­ рые гиганты - - десятилетия/ Антарктические айсберги распространяются на север иногда до 44 градусов юж­ ной широты, а арктические — примерно 370 ежегодно — гораздо меньшие разме­ ром выносятся Лабрадор­ ским течением к югу, пере­ секая 48 градус северной широты и угрожая судоход­ ству. Редактор А. А. МИРОНОВ. щ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-203 «Карась», ТР «И. Айвазовский». ЗАВТРА: экипажа БМРТ- 414 «Тралфлот» (в 11.00 на теплоходе в рыбный порт). «Рыбный Мурмап». Индекс 52861. Цена 1 экз. — Мурманская областная типография, г. Мурманск', коп, Зак. 724. ПН -06103.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz