Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.
ІІІІІІІ1ІІІІІ1ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІМІІ1ПІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІ1ПІІІІІІШІІІІІІІІ ІІ1ІТІІ!ІІІІІІІІ!ІІІІІІІІІІІІІІП1ІІІІ1ІІі'І[ІІіиіІІ1ІІІ;Піі!]ІІ1і!ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІИІ1ІІІІІІІПІІ!ПІІІНІІИІПІІІІІІІ1ІІІІШІГІІ1П1ІІІ1ЧІІІІ!ІІПП1ПІ1!ІІЧІ^ Ш ІІІІІІІІІШ ІІП Ш Ш Ш Ш Ш Ш Н ІШ Ш Ш ІШ Ш Ш ІШ Ш Ш ІШ ІШ Ш ІІШ Ш Ш ІІІІІШ ІІІШ ІІІІШ Ш І Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш ІШ ШШ ПШШШШ НШ ПИНШ И НШШШШШШШШШШШШ НШ К ПАМЯТИ ГЕРОЯ И ИДА ВЕРНУЛАСЬ 8 БАЗУ... П ОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-402, с которой произошел этот слу- чай, 14 июля 1941 года от крыла боевой счет подвод ников Северного флота, а впоследствии стала гвардей ской и Краснознаменной —- одннм из четырех кораблей нашего Военно-Морского Флота, удостоившихся столь высокой ’ оценки боевых за слуг перед Родиной. Муже ственный экипаж совершил 16 боевых походов, послед ний из которых трагически оборвался. В одном из первых похо дов Щ-402 приходилось участвовать и мне как офи церу политуправления Се- -верного флота. Примечате лен этот весенний поход 1942 года был тем, что в нем Щ-402 под командова нием капитана третьего ран га Н. Столбова добилась крупного успеха, потопив два транспорта и тральщик врага. Но после успешной атаки тральщика противник подверг лодку ожесточенной бомбежке. Она длилась 18 часов. Мы насчитали свы ше 150 взрывов глубинных бомб. Некоторые из них разрывались так близко, что повредили топливные цистер ны. Щ-402 оказалась без горючего в 15 милях от бе рега, занятого противником, и 400 миль отделяли ко рабль от родной базы,- Обстановка казалась кри тической. Потерявшую ход п возможность погружаться лодку вражеские корабли или авиация могли в любой момент обнаружить и пото пить. В отсеках стало тем но, а затем и холодно. Как сейчас, вижу в полу мраке пятого отсека посуро вевшие, осунувшиеся лица подводников. У холодных дизелей прн свете одной ава рийной лампочки они сиде ли и думали, чем заменить потерянное топливо. Коман дир корабля предоставил в ' их распоряжение машинное масло и керосин, предна значенный для заправки тор пед. Керосин —- хорошее го рючее, но его мало. Единст венное, что можно сделать, решили мотористы, — сме шать керосин с маслом. Но в какой пропорции? Дизельный отсек превра тился в своего рода экспе риментальную лабораторию. Старшина второй статьи А. Чернавцев смешивал компоненты. Мотористы. Н. Лысенко, Д. Новак, трюм ный А, Маслюк пытались в имеющейся на борту тех нической литературе вы пекать все возможные све дения о керосине и машин ном масле. Подводники А. Большаков. М. Горожйн- кин, С. Кукушкин занялись расчетами, чертили диа граммы. Сейчас совершен но очевидно, что теоретиче ски вывести состаз смеси в тех условиях было невозмож но. Не было для того у под водников ни достаточных знаний, ни времени... Но был энтузиазм, стремление во что бы то ни стало сбе- " речь корабль, вернуться в базу. В пятый отсек нет-нет да и наведывался командир ко рабля. Он не торопил моря ков, понимая, что они и тай стараются сделать все воз можное. Наоборот, капитан третьего ранга Столбов стремился вселить в подчи ненных спокойствие, уверен ность в успехе. В данный момент этот успех мог осно вываться только на профес сиональной интуиции моря ков. Первая попытка запустить дизель оказалась неудачной. Вспышки не получилось, Двигатель фыркнул ц за молчал. «Щука» по-преж нему дрейфовала. Как ни старался рулевой Р, Рома- занов удержать лодку носом против волны, но шести балльный ветер все равно сносил ее к вражескому бе регу. Рубку окатывали вол ны. Мостик, антенны покры вались льдом. 28 января ТР «Б. Сафо нов» проходил в районе ге роической гибели дважды Героя Советского Союза Бо риса -Сафонова. На судне состоялся митинг, посвящен ный памяти героя. С крат кой речью выступил капи тан-директор транспортного рефрижератора В. А. Гаври лов. Моряки дали слово ра ботать в рейсе по-ударному. В почетном строю стояли курсанты Мурманского мо реходного училища, впервые пересекающие _ координаты боевой славы. В торжествен ном молчании приспущен Государственный флаг СССР, даны три прощаль ных гудка. Ветераны судна В. А. Гарынин и А. П, Жук, курсанты Э. М. Алексеев и О. Д. Рудь опустили на воду венок. В этот день моряки про слушали лекцию о героиче ских подвигах Бориса Са фонова, посетили каюту бое вой славы. В. ГРЕБЕННИКОВ, пер вый помощник капитана. О чем только ни думали подводники в эти, казалось, отчаянные часы. Но никто не терял присутствия духа. Все были готовы к послед ней схватке с врагом, каким бы образом она ни оберну лась. II в то же время моря ки активно изобретали спо соб сгіастн корабль. Некото рые предложения были пря мо фантастическими. Напри мер, используя остатки электроэнергии, под мотора ми зайти в ближайший фи орд и захватить какой-нибудь склад с горючим. Или дож даться встречи с любым транспортом врага, пленить его и использовать в роли буксира для подводной лод ки. А тем временем мотори стов постигла еще одна неудача. Дизель никак не хо тел потреблять непривычное топливо. И снова подводни ки меняли соотношение мае-- ла и керосина, снова со всей тщательностью готовились к очередной пробе. Вот все встали по местам. Команда: «Пошел дизель!» И дизель в самом деле пошел. Правда', ненадолго, при от ключенной муфте. Но ведь пошел н;е! Включили электромоторы для проворачивания дизеля. ОтЛк наполнился знакомы ми посвистываниями откры тых индикаторных клапа нов. Дизель провернулся и смазался. Моторист Д. Но вак быстро закрыл инди каторные клапаны и вклю чил насос на работу. Все замерли —■ остановится или нет'.’ А дизель набирал обо роты, вращал гребноіі винт. Подводная лодка легла на курс в родную базу. Это была четвертая побе да подводников в этом похо де. Экипаж сумел сохра нить корабль, вернуть ему боеспособность, которая впоследствии ознаменовалась новыми успешными атака ми по врагу. С. ШАХОВ, капитан I ранга в отстав ке. = ІШ І!ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІ1І!І!Ш ІІШ ІШ ІІІІШ? . Мы часто проходим мимо валяющихся в лесу веток, корней, коры деревьев и про чих вещей, что стали пре красным материалом для ху- дожников-флорнстов. Их ра боты экспонируются сейчас в Мурманском областном краеведческом музее. Многочисленных посети телей выставки восхищает топкая, ювелирная работа авторов, их умение увидеть в необычном материале поэзию и, усовершенствовав, донести до зрителя подлинную красо ту. Любовью к природе, к родному краю пронизана каждая работа художников. НА СНИМКЕ: экспонаты выставки. Фото А. Малеева, ІШІШІШІМ1ІІІІІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІШШІІІІІІШІІІІІІІІІІІ1111111111111111111111іІIН111II1111111111111111111111і1111IIIfГ?. На улице морозно, т p&Swra холода н« боятся, Фото Б. Щукина. Айсберги в океане Плавучие антарктические ледники занимают площадь 1460 тысяч квадратных ки лометров, объем их состав ляет примерно 600 тысяч кубических километров. Еже годно откалывается в Ан тарктиде до 1400 кубических километров льда. Пресной воды они содержат в триста раз больше, чем все реки мира. Столовые айсберги достигают порой гигантских размеров. В 1958 году совет ская антарктическая экспе диция обнаружила в 70 ки лометрах от шельфового лед ника Шеклтона великана площадью 2700 кв. км и тол щиной’ 150—350 метров. В 1927 году китобойцы на блюдали айсберг длиной 167 километров и высотой над морем от 30 до 40 метров, А пирамидальные айсберги* хотя и гораздо меньшега объема, возвышаются над уровнем моря на 400 —500 метров. В океанах одновременна дрейфуют примерно 12 ты сяч кубических километров айсбергов, в среднем они «живут» 13 лет, а некото рые гиганты - - десятилетия/ Антарктические айсберги распространяются на север иногда до 44 градусов юж ной широты, а арктические — примерно 370 ежегодно — гораздо меньшие разме ром выносятся Лабрадор ским течением к югу, пере секая 48 градус северной широты и угрожая судоход ству. Редактор А. А. МИРОНОВ. щ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-203 «Карась», ТР «И. Айвазовский». ЗАВТРА: экипажа БМРТ- 414 «Тралфлот» (в 11.00 на теплоходе в рыбный порт). «Рыбный Мурмап». Индекс 52861. Цена 1 экз. — Мурманская областная типография, г. Мурманск', коп, Зак. 724. ПН -06103.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz