Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

• гогов Мурманского музы- ; калыюго ' училища обраща- • ют на ссбя внимание люби- ■ тел ей инструментальной му- ■ зыки Григорий Пастернак ■ (скрипка) II Наталья Трофн- » мова (фортепиано). В послед- ; ннс дни 1978 года они дали ; концерт в двух отделениях, ; исполнив сонаты Шуберта, » Брамса и Грига. » Произведения этих комио- ■ зиторов, очень разных и • сложных по эстетической « сущности природы их твор- • чества, прозвучали очень • свежо, ярко и эмоционально « при всей огромной разности « стилей музыки, которая весь- ■ ма ощутима для псполните- ; лей. Г. Пастернак и Н. Тро- ; фнмова успешно справились ; со всеми техническими и ху- ; дон.ественнымн трудиостя- ; ми, доставив любителям му- • зыки огромное эстетическое ; наслаждение. . ; Соната Шуберта ре-мажор насыщена лирикоіі. которая • требует от исполнителей та- ; кого, на первый взгляд, про- ; стого качества, как песен- ; ность исполнения, гибкость ; нвуковедения музыкальных ; тем. Успешность интерпрета- ■ цпи подобной музыки воз- » моя,'на при совершеннейшем ; дуэте скрипача и пианиста: 2 если один из партнеров чѵв- ■ ствует музыку Шуберта чуть-чуть иначе, фальшь бы­ ла бы немедленно обнаруже­ на даже неподготовленным слушателем. Ансамбль ис­ полнителей был безукориз­ ненным. Музыка Брамса гораздо сложнее н глубже, чем музы­ ка Шуберта. В ней много философской лирики, но при всем этом задушевность и сердечность музыки Шубер­ та свойственны и музыке Брамса. В сочетании с фило­ софской тенденцией осмыс­ ления жизненных явлений второй половины XIX века, эти качества насыщены чер­ тами драматизма, мятежного романтизма, остроконфликт­ ного содержания. В исполне­ нии сонаты Брамса Г. Па­ стернак и Н. Трофимова бы­ ли в полном смысле этого слова творцами музыки, а не посредствующей инстанцией между композитором и слу­ шателями. 11х высокая ис­ полнительская техника ста­ ла убедительным доказа­ тельством того, что их игра — это искусство образного воплощения жизненно вол­ нующего содержания в со­ вершенной форме. «.Артист тот, — писал ака­ демик Б. Асафьев, — кто несет публике, слушателю, зрителю свое воодушевле­ ние, свою радость творче­ ства». сонаты Успех трактовки музыки Г. Пастернаком и Н. Трофи­ мовой говорит о творческой смелости и широте духовного кругозора, своеобразиой одержимости музыкой моло­ дых исполнителей. Они вы­ звали у слушателей потреб­ ность сопереживания образ­ ного строя музыки Брамса, которое, убежден, надолго останется в их сердцах. И, наконец, соната для скрипки Грига. Исполните­ ли великолепно передали бурный, романтический на­ кал страстей, яркие нацио­ нальные черты этого произ­ ведения, отражающего кра­ соты норвежской природы, то величественно широ­ кой и грандиозной, то скром­ ной и непритязательной. У Г. Пастернака обращает на себя внимание качество зву­ ка его скрипки, интонацион­ но чистого и певучего. У не­ го отсутствуют какие-либо прозвуки и шорохи смычка, так часто встречающиеся даже у виртуозов с именем. И, конечно, музыкальность этого исполнителя, одухо­ творенная талантом, допол­ ненным добросовестнейшей работой. Мастерство II. Тро­ фимовой нисколько не усту­ пало мастерству своего парт­ нера. О. БЕЛОГРУДОВ, музы­ ковед. Вечерскрипичной Среди нсполнителен-иеда- Поднялнсь этажи новой «Арктики». Д о л ж е н и м о г п р е д в и д е т ь Л ю б о й в о д и т е л ь дол­ жен прежде всего уметь предвидеть, как будет развиваться дорожная обста­ новка. Если при помощи специаль­ ной аппаратуры произвести ре­ гистрацию всех действий води­ теля за рулем, то можно выяс­ нить. что практически он ни одной секунды не остается без­ деятельным: незначительный поворот руля, ослабление или усиление давления па педаль газа. включение поворота, сложная комбинация движений при переключении передач и т. д. Кроме того, водитель пере­ носят ■ огромную психическую нагрузку. Он непрерывно пере­ рабатывает и анализирует ог­ ромный поток информации, по­ лучаемый как от окружающей обстановки, так и от агрегатов и приборов своего автомобиля. Шведские психологи, изу­ чающие поведение водителя, установили, что человек за ру­ лем принимает в минуту до пят­ надцати решений. Подавляющую часть своих действий водитель выполняет автоматически, за счет навы­ ков, приобретенных в процессе обучения и накопления собст­ венного опыта. Если бы все эти он проделывал не автоматиче­ ски. а каждый раз должен был бы осмысливать свои действия, то не смог бы вынести такой нагрузки. Только в момент воз­ никновения нешаблонной си­ туации — а всякая опасная си­ туация именно такой и являет­ ся — водитель вынужден в кратчайший срок проанализиро­ вать обстановку, принять пра­ вильное решение и четко вы­ полнить действие. Понятно, что дальнейшее развитие событий будет целиком зависеть от того, насколько эти действия соот­ ветствуют возникшей ситуации. Это зависит, во-первых, от­ того времени, которым распола­ гает водитель, и, во-вторых, от его собранности и подготовлен­ ности к действию. Умение предвидеть опасность необходимо прежде всего для того, чтобы своевременно раз­ рядить такую ситуацию, чтобы « момент, когда она окажется критической, быть психологиче­ ски готовым к этому. Плох тот водитель, автомо­ биль которого каждые несколь­ ко минут, как норовистый конь, приседает под действием тормо­ зов, избегая опасного соседства бамперов или бортов соседних автомобилей. Когда-нибудь не хватит либо надежности даже самых современных тормозов, либо быстроты реакции водите­ ля. Но тот, кто предвидит, где необходимо снизить или увели­ чить скорость, принять в сторо­ ну, и кто за целый день езды по городу ни разу не тормозил на «юз», тот может считать, что он уже на пути к овладению ис­ кусством вождения. В редких случаях опасность возникает так внезапно, что во­ дитель для предотвращения аварии должен прибегать к рез­ ким маневрам. Значительно ча­ ще аварийной ситуации предше­ ствует просто опасная ситуа­ ция, при которой уже появля­ ются первые признаки возник­ новения препятствия. Вот в этот момент водитель должен сни­ зить скорость, а затем по ме­ ре прояснения ситуации прини­ мать меры в зависимости от об­ становки. Прежде всего сказанное отно­ сится к ночному времени, когда ограничена видимость и невоз­ можно заранее оцепить поста­ новку на дороге в целом. Мне представляется, что здесь уместно попытаться обоб­ щить некоторые принципы, ко­ торые могут быть положены в основу водительского искусст­ ва в целом, а уж решать кон­ кретные задачи каждый должен сам. Очевидно, в искусстве вожде­ ния автомобиля основным явля­ ется овладение навыками пред­ видения. Ниже делается попыт­ ка классифицировать методы предвидения развития дорож­ ной ситуации. Эта классифика­ ция не претендует на научную полноту и. обоснованность, она только позволяет систематизи­ ровать имеющийся опыт. Правовое предвидение. Этот метод предвидения, требует от водителя учета того, что и дру­ гие участники движения будут действовать в строгом соответ­ ствии с Правилами дорожного Л Ю Р Я К Ш РУЛЁМ М В Т О у и о б и л я движения. Для примера рас­ смотрим условия движения на регулируемых пере крестках. Выехав на перекресток по зеленому сигналу, вы намерены совершить левый поворот, но, пропуская встречный транспорт, останавливаетесь в центре пе­ рекрестка, слегка повернув рулевое колесо налево. В это время автобус, двигающийся навстречу, тоже выезжает на перекресток, чтобы сделать ле­ вый поворот, и тоже останав­ ливается. За ним встало не­ сколько автомобилей, и для вас обзорность встречного потока транспорта исчезла окончатель­ но. Вы видите только те авто­ мобили, которые из-за стояще­ го встречного автобуса проно­ сятся мимо вас. Постепенно этот поток прекратился, но не спешите заканчивать поворот. Начинайте движение очень осторожно, покажите из-за ав­ тобуса только «нос» своего автомобиля и увеличивайте скорость тогда, когда действи­ тельно будете уверены, что встречных машин больше нет. Ведь их водители имеют пре­ имущественное право на движе­ ние и непременно воспользуют­ ся этим правом. Психологическое предвиде­ ние. В ряде случаев водитель может предвидеть вероятность возникновения препятствия. Оценив обстановку в целом и как бы мысленно встав на ме­ сто других участников движе­ ния, он должен вникнуть в их психологию. Так, например, естественно ожидать, что в дождь или мороз пешеходы бо­ лее нетерпеливы, чем в ясный теплый день: что если справа от вас к остановке подошел авто­ бус. а слева по переходу бегут пешеходы, то они обязательно срежут угол, чтобы успеть на этот автобус, и т. д. Некоторые общие положения могут быть приняты во внима­ ние и при оценке действий са­ мих водителей. Так, в конце ра­ бочего дня иные водители гру­ зовиков, спешащие вернуться в парк, более склонны к нару­ шению Правил дорожного дви­ жения. чем днем или утром. Водители автобусов или трол­ лейбусов, отъезжая от останов­ ки, как правило, мало обраща­ ют внимания на другие трап спортные средства. Некоторые водители такси считают, что до­ роги созданы только для них, и поэтому готовы «влезть» в лю­ бой минимальный просвет меж­ ду другими машинами. Ранней весной водители личных авто­ мобилей еще не вошли в «фор­ му», и рассчитывать на их ма­ стерство не приходится. Все это частности, с ними кто-то может пе согласиться. Важно другое: каждый води­ тель должен стремиться к тому, чтобы предугадать действия своих соседей и тем самым обе­ зопасить себя. Запрограммированное пред­ видение. У каждого водителя в родном городе, а иногда и за его пределалш есть знакомые маршруты. На этих дорогах водитель знает, какой перекре­ сток регулируется, а какой — нет; где расположена крышка люка, выступающая над ас­ фальтом; где находится ‘ въезд на территорию гаража, бензо­ колонки или завода и оттуда по­ этому можно ожидать внезап­ ного появления автомобилей: где вход в школу или поликли­ нику; какие дорожные знаки расположены на этой улице; на какой остановке и в какое вре­ мя выходит больше всего пас­ сажиров и т. п. Все эти знания очень полез­ ны, ими ни в коем случае нель­ зя пренебрегать. Умение ис­ пользовать эти знания позволит вам двигаться по маршруту как бы по заранее составлен­ ной программе, экономя нерв­ ную и физическую энергию для других. Правда, знакомые маршру­ ты таят в себе другую опас­ ность; десятки, сотни раз вы проезжали здесь, и все было хорошо, поэтому, мол, так дол­ жно быть п всегда. Это далеко не т а к ... С. ЛОБКОВ. Наиболее многочислен­ ная группа иглокожих, насчи­ тывающая около 1500 раз­ новидностей, — змеехвостки. Змеехвостка имеет дискооб­ разное тело диаметром от 2 мм до 30 см с лучами (щу­ пальцами), в пять раз превы­ шающими размер ее тела. Змеехвостки днем прячутся в скальных расщелинах или зарываются в донный и/ь Ночью они покидают свои убежища в поисках пищи. Атакованная, например, кра­ бом змеехвостка спасается бегством, передвигаясь бы­ стрыми скачками, как кен­ гуру, Если противник ухва­ тит ее за какой-нибудь из лу­ чей, животное оставляет его в челюсти напавшего и обра­ щается в бегство. Через не­ которое время потерянное щупальце отрастает. Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла Г — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-326 «Медно- горек», ТР «Северный ве­ тер», СРТ-р-?19, ВАТ «Ге­ нерал Родимцев». ЗАВТРА: РТ-147 «Прут», БМРТ-422 «Н. Кононов». «Рыбный Мурман». Ин­ декс 52861, Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная ти­ пография, г. Мурманск. Зак. 721. ПН-05018.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz