Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.
• гогов Мурманского музы- ; калыюго ' училища обраща- • ют на ссбя внимание люби- ■ тел ей инструментальной му- ■ зыки Григорий Пастернак ■ (скрипка) II Наталья Трофн- » мова (фортепиано). В послед- ; ннс дни 1978 года они дали ; концерт в двух отделениях, ; исполнив сонаты Шуберта, » Брамса и Грига. » Произведения этих комио- ■ зиторов, очень разных и • сложных по эстетической « сущности природы их твор- • чества, прозвучали очень • свежо, ярко и эмоционально « при всей огромной разности « стилей музыки, которая весь- ■ ма ощутима для псполните- ; лей. Г. Пастернак и Н. Тро- ; фнмова успешно справились ; со всеми техническими и ху- ; дон.ественнымн трудиостя- ; ми, доставив любителям му- • зыки огромное эстетическое ; наслаждение. . ; Соната Шуберта ре-мажор насыщена лирикоіі. которая • требует от исполнителей та- ; кого, на первый взгляд, про- ; стого качества, как песен- ; ность исполнения, гибкость ; нвуковедения музыкальных ; тем. Успешность интерпрета- ■ цпи подобной музыки воз- » моя,'на при совершеннейшем ; дуэте скрипача и пианиста: 2 если один из партнеров чѵв- ■ ствует музыку Шуберта чуть-чуть иначе, фальшь бы ла бы немедленно обнаруже на даже неподготовленным слушателем. Ансамбль ис полнителей был безукориз ненным. Музыка Брамса гораздо сложнее н глубже, чем музы ка Шуберта. В ней много философской лирики, но при всем этом задушевность и сердечность музыки Шубер та свойственны и музыке Брамса. В сочетании с фило софской тенденцией осмыс ления жизненных явлений второй половины XIX века, эти качества насыщены чер тами драматизма, мятежного романтизма, остроконфликт ного содержания. В исполне нии сонаты Брамса Г. Па стернак и Н. Трофимова бы ли в полном смысле этого слова творцами музыки, а не посредствующей инстанцией между композитором и слу шателями. 11х высокая ис полнительская техника ста ла убедительным доказа тельством того, что их игра — это искусство образного воплощения жизненно вол нующего содержания в со вершенной форме. «.Артист тот, — писал ака демик Б. Асафьев, — кто несет публике, слушателю, зрителю свое воодушевле ние, свою радость творче ства». сонаты Успех трактовки музыки Г. Пастернаком и Н. Трофи мовой говорит о творческой смелости и широте духовного кругозора, своеобразиой одержимости музыкой моло дых исполнителей. Они вы звали у слушателей потреб ность сопереживания образ ного строя музыки Брамса, которое, убежден, надолго останется в их сердцах. И, наконец, соната для скрипки Грига. Исполните ли великолепно передали бурный, романтический на кал страстей, яркие нацио нальные черты этого произ ведения, отражающего кра соты норвежской природы, то величественно широ кой и грандиозной, то скром ной и непритязательной. У Г. Пастернака обращает на себя внимание качество зву ка его скрипки, интонацион но чистого и певучего. У не го отсутствуют какие-либо прозвуки и шорохи смычка, так часто встречающиеся даже у виртуозов с именем. И, конечно, музыкальность этого исполнителя, одухо творенная талантом, допол ненным добросовестнейшей работой. Мастерство II. Тро фимовой нисколько не усту пало мастерству своего парт нера. О. БЕЛОГРУДОВ, музы ковед. Вечерскрипичной Среди нсполнителен-иеда- Поднялнсь этажи новой «Арктики». Д о л ж е н и м о г п р е д в и д е т ь Л ю б о й в о д и т е л ь дол жен прежде всего уметь предвидеть, как будет развиваться дорожная обста новка. Если при помощи специаль ной аппаратуры произвести ре гистрацию всех действий води теля за рулем, то можно выяс нить. что практически он ни одной секунды не остается без деятельным: незначительный поворот руля, ослабление или усиление давления па педаль газа. включение поворота, сложная комбинация движений при переключении передач и т. д. Кроме того, водитель пере носят ■ огромную психическую нагрузку. Он непрерывно пере рабатывает и анализирует ог ромный поток информации, по лучаемый как от окружающей обстановки, так и от агрегатов и приборов своего автомобиля. Шведские психологи, изу чающие поведение водителя, установили, что человек за ру лем принимает в минуту до пят надцати решений. Подавляющую часть своих действий водитель выполняет автоматически, за счет навы ков, приобретенных в процессе обучения и накопления собст венного опыта. Если бы все эти он проделывал не автоматиче ски. а каждый раз должен был бы осмысливать свои действия, то не смог бы вынести такой нагрузки. Только в момент воз никновения нешаблонной си туации — а всякая опасная си туация именно такой и являет ся — водитель вынужден в кратчайший срок проанализиро вать обстановку, принять пра вильное решение и четко вы полнить действие. Понятно, что дальнейшее развитие событий будет целиком зависеть от того, насколько эти действия соот ветствуют возникшей ситуации. Это зависит, во-первых, от того времени, которым распола гает водитель, и, во-вторых, от его собранности и подготовлен ности к действию. Умение предвидеть опасность необходимо прежде всего для того, чтобы своевременно раз рядить такую ситуацию, чтобы « момент, когда она окажется критической, быть психологиче ски готовым к этому. Плох тот водитель, автомо биль которого каждые несколь ко минут, как норовистый конь, приседает под действием тормо зов, избегая опасного соседства бамперов или бортов соседних автомобилей. Когда-нибудь не хватит либо надежности даже самых современных тормозов, либо быстроты реакции водите ля. Но тот, кто предвидит, где необходимо снизить или увели чить скорость, принять в сторо ну, и кто за целый день езды по городу ни разу не тормозил на «юз», тот может считать, что он уже на пути к овладению ис кусством вождения. В редких случаях опасность возникает так внезапно, что во дитель для предотвращения аварии должен прибегать к рез ким маневрам. Значительно ча ще аварийной ситуации предше ствует просто опасная ситуа ция, при которой уже появля ются первые признаки возник новения препятствия. Вот в этот момент водитель должен сни зить скорость, а затем по ме ре прояснения ситуации прини мать меры в зависимости от об становки. Прежде всего сказанное отно сится к ночному времени, когда ограничена видимость и невоз можно заранее оцепить поста новку на дороге в целом. Мне представляется, что здесь уместно попытаться обоб щить некоторые принципы, ко торые могут быть положены в основу водительского искусст ва в целом, а уж решать кон кретные задачи каждый должен сам. Очевидно, в искусстве вожде ния автомобиля основным явля ется овладение навыками пред видения. Ниже делается попыт ка классифицировать методы предвидения развития дорож ной ситуации. Эта классифика ция не претендует на научную полноту и. обоснованность, она только позволяет систематизи ровать имеющийся опыт. Правовое предвидение. Этот метод предвидения, требует от водителя учета того, что и дру гие участники движения будут действовать в строгом соответ ствии с Правилами дорожного Л Ю Р Я К Ш РУЛЁМ М В Т О у и о б и л я движения. Для примера рас смотрим условия движения на регулируемых пере крестках. Выехав на перекресток по зеленому сигналу, вы намерены совершить левый поворот, но, пропуская встречный транспорт, останавливаетесь в центре пе рекрестка, слегка повернув рулевое колесо налево. В это время автобус, двигающийся навстречу, тоже выезжает на перекресток, чтобы сделать ле вый поворот, и тоже останав ливается. За ним встало не сколько автомобилей, и для вас обзорность встречного потока транспорта исчезла окончатель но. Вы видите только те авто мобили, которые из-за стояще го встречного автобуса проно сятся мимо вас. Постепенно этот поток прекратился, но не спешите заканчивать поворот. Начинайте движение очень осторожно, покажите из-за ав тобуса только «нос» своего автомобиля и увеличивайте скорость тогда, когда действи тельно будете уверены, что встречных машин больше нет. Ведь их водители имеют пре имущественное право на движе ние и непременно воспользуют ся этим правом. Психологическое предвиде ние. В ряде случаев водитель может предвидеть вероятность возникновения препятствия. Оценив обстановку в целом и как бы мысленно встав на ме сто других участников движе ния, он должен вникнуть в их психологию. Так, например, естественно ожидать, что в дождь или мороз пешеходы бо лее нетерпеливы, чем в ясный теплый день: что если справа от вас к остановке подошел авто бус. а слева по переходу бегут пешеходы, то они обязательно срежут угол, чтобы успеть на этот автобус, и т. д. Некоторые общие положения могут быть приняты во внима ние и при оценке действий са мих водителей. Так, в конце ра бочего дня иные водители гру зовиков, спешащие вернуться в парк, более склонны к нару шению Правил дорожного дви жения. чем днем или утром. Водители автобусов или трол лейбусов, отъезжая от останов ки, как правило, мало обраща ют внимания на другие трап спортные средства. Некоторые водители такси считают, что до роги созданы только для них, и поэтому готовы «влезть» в лю бой минимальный просвет меж ду другими машинами. Ранней весной водители личных авто мобилей еще не вошли в «фор му», и рассчитывать на их ма стерство не приходится. Все это частности, с ними кто-то может пе согласиться. Важно другое: каждый води тель должен стремиться к тому, чтобы предугадать действия своих соседей и тем самым обе зопасить себя. Запрограммированное пред видение. У каждого водителя в родном городе, а иногда и за его пределалш есть знакомые маршруты. На этих дорогах водитель знает, какой перекре сток регулируется, а какой — нет; где расположена крышка люка, выступающая над ас фальтом; где находится ‘ въезд на территорию гаража, бензо колонки или завода и оттуда по этому можно ожидать внезап ного появления автомобилей: где вход в школу или поликли нику; какие дорожные знаки расположены на этой улице; на какой остановке и в какое вре мя выходит больше всего пас сажиров и т. п. Все эти знания очень полез ны, ими ни в коем случае нель зя пренебрегать. Умение ис пользовать эти знания позволит вам двигаться по маршруту как бы по заранее составлен ной программе, экономя нерв ную и физическую энергию для других. Правда, знакомые маршру ты таят в себе другую опас ность; десятки, сотни раз вы проезжали здесь, и все было хорошо, поэтому, мол, так дол жно быть п всегда. Это далеко не т а к ... С. ЛОБКОВ. Наиболее многочислен ная группа иглокожих, насчи тывающая около 1500 раз новидностей, — змеехвостки. Змеехвостка имеет дискооб разное тело диаметром от 2 мм до 30 см с лучами (щу пальцами), в пять раз превы шающими размер ее тела. Змеехвостки днем прячутся в скальных расщелинах или зарываются в донный и/ь Ночью они покидают свои убежища в поисках пищи. Атакованная, например, кра бом змеехвостка спасается бегством, передвигаясь бы стрыми скачками, как кен гуру, Если противник ухва тит ее за какой-нибудь из лу чей, животное оставляет его в челюсти напавшего и обра щается в бегство. Через не которое время потерянное щупальце отрастает. Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла Г — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-326 «Медно- горек», ТР «Северный ве тер», СРТ-р-?19, ВАТ «Ге нерал Родимцев». ЗАВТРА: РТ-147 «Прут», БМРТ-422 «Н. Кононов». «Рыбный Мурман». Ин декс 52861, Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная ти пография, г. Мурманск. Зак. 721. ПН-05018.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz