Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.
иіішііішіііішііііііііііііііііііініиііінііііЁ іш гш т и ш іііш и т н и г т м ііін т п ш ітш ш іш н ш т ііт м н ітш ін т т тж ін т т т ін н т іітш н и ш н н ш іи іш ш іі Внимание: опыт. в помощь! СУДОВЫМ технологам ! и іииііііііиіііінитнмііи»»»г»іишіним»мішииііііііітін»ііііііііштиііітмннінмншішііііііііііііііііііітнтіипт: При работе на тяжелых грунтах В Баренцевом море немало тяжелых грунтов. В тралы по падают камни, губка. А из-за этого часто рвутся низшие пда- етн. Было замечено» что почта одинаково вооруженные тралы имеют разные уловы и разную аварийность. Но, как показы вает анализ работы передовых- экипажей, при правильном воо ружении можно избавиться от попадания в трал большого ко- > ¥епдлина футро/юm if5n . (term 77777 лнчества губки и камней, от по рывов власти. Показателей опыт экипажа ПСТ-1319 «Красноелободск». Там учитывают, что большое влияние на уловистость и пре дотвращение аварийности ока зывает выбор длины голого Грунтропа и длина цепки. На рис. 1 показана заетсимо^ть расположения футропа (сет ной части трала) относительно грунта при различной длине грунтропа. На рисунке видно, что дли ной голого грунтропа и длиной цепки можно регулировать вы соту футропа (нижней пласти) над грунтом. При работе на грунтах с гу& кои и камнями наиболее опти мальным будет положение фут ропа относительно грунта, пока занное на позиции 3, когда дли на грунтропа будет равна длине футропа. Удлиняя цепку и изме няя длину голого грунтропа, можно добиться такого положе ния футропа, когда его удален ность от грунта предотвратит порывы нижней пласти и будет способствовать меньшему попа дании' камней и губки в трал. Много значит скорость тра ления и вооружение траловых досок. Давно известно, что при уменьшении скорости траления в трал попадает много камней. Оптимальные скорости трале нии на тяжелых грунтах долж ны быть 3 , 5— 33 узла, а подъ ем трала на «Краснослободске» производится на более высоких скоростях, чем при работе на обычных грунтах. При повышенных скоростях траления большое значение име ет то, какие применяются трало вые доски и как они отрегули рованы. Опыт работы экипажа «Крас- /torttuхреттьЛолаж. / нослободска» показывает, что на тяжелых грунтах лучше при менять доски площадью 5,5 квад ратных метра, а угол атаки от регулировать с таким расчетом, чтобы обеспечить минимальный распор траловых досок. Для этого (рис. 2) нижняя лапка должна быть на 5— 10 милли метров длиннее, чем верхняя. Нагрузка подборы на таких грун тах — 800 килограммов (в во де). Все это позволило экипажу «Краснослободска» успешно ра ботать на тяжелых грунтах, из бегая порывов трала и попада ния в него камней и губкн. А. НОВИКОВ, флагманский старший мастер добычи. I Б бот ров бан 59Е дви РУ. ( доз га, эле ков пан I бак ной лит пан РУ» ныз бак ДЛЯ тог тел per Тралвооруженпо Промысловые районы Атлан тики, где ловятся ледяная ры ба, изучены еще слабо. Грунты там тяжелые. Поведение рыбы в зависимости от гидрометеоро логических условий часто меня ется. Особенно резко сказывает ся это на промысле в феврале —марте, когда ледяная держит ся ближе к грунту или отдель ными стаями на грунте. В этот период разноглубинные канат ные тралы часто рвутся, теря ются уловы. «Как добиться эффективной работы?» — задумались на ППР <'Прилуки» И нашли выход — кре по-новому вооружили трал. про При работе в «касание» с вод грунтом на ППР «Прилукп» ско сняли совсем загрузку нижней бы: подборы (цепи), а расстояние под между канатным гужом закры- < ли сетью ячеей ТОО миллимет- заг; ров. Поставлена была дополни- цеп тельная фалышгодбора. По гу- вод жу трала ее опустили на повод- Г цах из фала на два метра, рав- фа; номерно уменьшая это расстоя- сти ние по крыльям. нук Поводцы из фала диаметром ров 16 миллиметров на <*Прилуках» ры( ш в ыпп кш ті п ей Э КИПАЖ БМРТ «Бори- споль» в объединении «Мурманрыбпром» — в числе лучших. Сегодня рассказ о том, как здесь организовали выпуск филе из скумбрии. В рейсе, о котором пойдет речь, в районе промысла стояла теплая погода. Температура воздуха устойчиво держалась в преде лах 20 градусов, забортной во ды — 25 градусов выше нуля. Но на «Борисполе» не было ус ловий для длительного хране ния рыбы. Рыбные ящики по крывали на палубе брезентом, периодически поливали заборт ной водой. Несмотря на все это, хранить скумбрию более двух с половиной часов было прак тически невозможно. Созда лись такие условия, которые грозили сорвать заморозку ры бы, если, как было намечено ранее, разделывать ее под коп чение. Не надо при этом забы вать, что скумбрия была круп ной (около 3 килограммов каж дая рьгбина), и на обработчиков буквально обрушился поток сырья. Даже самоотверженная работа всех без исключения членов экипажа не могла обе спечить обработку всего сырья его. В таких условиях и возникло, быть может, единственно пра вильное решение — направить большую часть улова на выра ботку филе. Теперь, когда под ведены итоги того рейса, мож но говорить, что это позволило удельный вес продукции улуч шенного ассортимента в общем объеме увеличить на 2,3 про цента, а реализацию пищевой продукции — на 42,3 тысячи рублей, поднять пай на 37,2 рубля. Одним из мероприятий, на правленных на выполнение ос новной задачи, стала установ ка и наладка филетировочиых станков и оборудование допол нительных рабочих мест. Для филетирования на «Борисполе» применялись станки А8-ИФЗ-Р и А8-ІІФ4-Р. Как показал опыт, последний предпочтительнее. Он легче настраивается по раз мерному ряду рыбы и позволя ет повысить процент выхода фи ле из сырца. Станки на судне установили заранее для того, чтобы успеть тщательно отладить и опробо вать их до начала промысла скумбрии. Обращали особое внимание на то, что они нена дежны в работе. Мало того, электрическая часть станков находилась в условиях повы шенной влажности. Вот почему в часы «пик», когда возникала какболывая нагрузка ка станки, ікехажкк-вавадтас и вахтенный электрик должны были постоян но находиться около них. На рьгбофабрике судов про екта 394AM явгте ощущается недостаток рабочих мест. И ес ли на подвахту необходимо вы звать 15— 17 человек, прихо дится решать проблему расста новки людей, чтобы они не ме шали друг другу и работали с полной отдачей. Кстати сказать, эта проблема наиболее удачно решена на БМРТ «Ловозеро». Все пере делки на рыбофабрике выпол нены продуманно, с использова нием элементов инженерной эстетики. На выработку филе или тушки на этом траулере можно ставить более 20 чело век одновременно. Бориспольцы воспользова лись опытом этого экипажа и переоборудовали рыбофабри- ,ку следующим образом (см. схе му). Филетировочную машину Д5-ИФ-1-Т сняли со штатного места и перенесли в носовую часть судна. Транспортер отхо дов по левому борту приподня ли на 600—650 миллиметров и сделали его реверсивным. Вдоль транспортера с обеих сторон установили рыборазде лочные столы для дозачистки филейчиков с отверстиями для сбора филе. ГІчготовили и за крепили в нижней части рыбо разделочных сголов лотки из нержавеющей стали для сбора дозачищенных филейчиков, транспортировки филейчиков на ковшовый транспортер, для транспортировки обезглавлен ной рыбы от головоотсекаю щей машины ИРУ-30 правого борта к филетировочному стан ку. Установили филетировоч- ные станки А8-ИФЗ-Р и А8-ИФ4-Р и две головоотсе кающие машины НРУ-30. По лучилась единая технологиче ская цепочка. У обработчиков появилась возможность подавать готовое филе на расфасовку по обоим или одному из бортов — в за висимости от наличия сырья, одновременно вырабатывать продукцию двух видов, совер шенно исключить непроизво дительные операции по тран спортировке и перевалке филе вручную. Линия по- выработке филе, установленная по левому борту, работала так. Из бункера через открытые шноеры рыоа посту пала на транспортер. Обработ чик передавал ее на рабочее ме сто, где производилось отсека ние головы. Рыбьи головы на правлялись по верхнему тран спортеру ( 1 1 ), а обезглавленная рыба—в лоток-сборник (9). От сюда она попадала к матросу, который производил на станке операцию по филетированию ( 10 ). После этого филейчики с реверсивного транспортера при нимались обработчиками, кото рые обрезали остатки реберных костей, затем через отверстия в столах направляли филейчики в лотки, имеющие некоторый наклон к основному лотку (6). По лотку (6) и ковшовому транспортеру, пройдя рыоомои- ку (3), филейчики поступали на расфасовку и заморозку. Все эти перемены потребова ли проведения определенной организационной работы. В пер вую очередь — организовать техническую учебу. Она проводилась во время перехода судна на промысел согласно стандарту гіредпр® гия СТП-400-007-77 г. Предвари тельно был составлен раз вернутый план технической учебы, утвержденный капитан- директором. Обучение рациональным при емам труда проходило на рабо чих местах в процессе изготов ления филе в течение 5—6 дней боваі непоі прои вахт1 X* ния курс; необ; при техш ния, совуі '•Об ш Ді ны TKJ ДВ ан< Л а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz