Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

иіішііішіііішііііііііііііііііііініиііінііііЁ іш гш т и ш іііш и т н и г т м ііін т п ш ітш ш іш н ш т ііт м н ітш ін т т тж ін т т т ін н т іітш н и ш н н ш іи іш ш іі Внимание: опыт. в помощь! СУДОВЫМ технологам ! и іииііііііиіііінитнмііи»»»г»іишіним»мішииііііііітін»ііііііііштиііітмннінмншішііііііііііііііііііітнтіипт: При работе на тяжелых грунтах В Баренцевом море немало тяжелых грунтов. В тралы по­ падают камни, губка. А из-за этого часто рвутся низшие пда- етн. Было замечено» что почта одинаково вооруженные тралы имеют разные уловы и разную аварийность. Но, как показы­ вает анализ работы передовых- экипажей, при правильном воо­ ружении можно избавиться от попадания в трал большого ко- > ¥епдлина футро/юm if5n . (term 77777 лнчества губки и камней, от по­ рывов власти. Показателей опыт экипажа ПСТ-1319 «Красноелободск». Там учитывают, что большое влияние на уловистость и пре­ дотвращение аварийности ока­ зывает выбор длины голого Грунтропа и длина цепки. На рис. 1 показана заетсимо^ть расположения футропа (сет­ ной части трала) относительно грунта при различной длине грунтропа. На рисунке видно, что дли­ ной голого грунтропа и длиной цепки можно регулировать вы­ соту футропа (нижней пласти) над грунтом. При работе на грунтах с гу& кои и камнями наиболее опти­ мальным будет положение фут­ ропа относительно грунта, пока­ занное на позиции 3, когда дли­ на грунтропа будет равна длине футропа. Удлиняя цепку и изме­ няя длину голого грунтропа, можно добиться такого положе­ ния футропа, когда его удален­ ность от грунта предотвратит порывы нижней пласти и будет способствовать меньшему попа­ дании' камней и губки в трал. Много значит скорость тра­ ления и вооружение траловых досок. Давно известно, что при уменьшении скорости траления в трал попадает много камней. Оптимальные скорости трале­ нии на тяжелых грунтах долж­ ны быть 3 , 5— 33 узла, а подъ­ ем трала на «Краснослободске» производится на более высоких скоростях, чем при работе на обычных грунтах. При повышенных скоростях траления большое значение име­ ет то, какие применяются трало­ вые доски и как они отрегули­ рованы. Опыт работы экипажа «Крас- /torttuхреттьЛолаж. / нослободска» показывает, что на тяжелых грунтах лучше при­ менять доски площадью 5,5 квад­ ратных метра, а угол атаки от­ регулировать с таким расчетом, чтобы обеспечить минимальный распор траловых досок. Для этого (рис. 2) нижняя лапка должна быть на 5— 10 милли­ метров длиннее, чем верхняя. Нагрузка подборы на таких грун­ тах — 800 килограммов (в во­ де). Все это позволило экипажу «Краснослободска» успешно ра­ ботать на тяжелых грунтах, из­ бегая порывов трала и попада­ ния в него камней и губкн. А. НОВИКОВ, флагманский старший мастер добычи. I Б бот ров бан 59Е дви РУ. ( доз га, эле ков пан I бак ной лит пан РУ» ныз бак ДЛЯ тог тел per Тралвооруженпо Промысловые районы Атлан­ тики, где ловятся ледяная ры­ ба, изучены еще слабо. Грунты там тяжелые. Поведение рыбы в зависимости от гидрометеоро­ логических условий часто меня­ ется. Особенно резко сказывает­ ся это на промысле в феврале —марте, когда ледяная держит­ ся ближе к грунту или отдель­ ными стаями на грунте. В этот период разноглубинные канат­ ные тралы часто рвутся, теря­ ются уловы. «Как добиться эффективной работы?» — задумались на ППР <'Прилуки» И нашли выход — кре по-новому вооружили трал. про При работе в «касание» с вод грунтом на ППР «Прилукп» ско сняли совсем загрузку нижней бы: подборы (цепи), а расстояние под между канатным гужом закры- < ли сетью ячеей ТОО миллимет- заг; ров. Поставлена была дополни- цеп тельная фалышгодбора. По гу- вод жу трала ее опустили на повод- Г цах из фала на два метра, рав- фа; номерно уменьшая это расстоя- сти ние по крыльям. нук Поводцы из фала диаметром ров 16 миллиметров на <*Прилуках» ры( ш в ыпп кш ті п ей Э КИПАЖ БМРТ «Бори- споль» в объединении «Мурманрыбпром» — в числе лучших. Сегодня рассказ о том, как здесь организовали выпуск филе из скумбрии. В рейсе, о котором пойдет речь, в районе промысла стояла теплая погода. Температура воздуха устойчиво держалась в преде­ лах 20 градусов, забортной во­ ды — 25 градусов выше нуля. Но на «Борисполе» не было ус­ ловий для длительного хране­ ния рыбы. Рыбные ящики по­ крывали на палубе брезентом, периодически поливали заборт­ ной водой. Несмотря на все это, хранить скумбрию более двух с половиной часов было прак­ тически невозможно. Созда­ лись такие условия, которые грозили сорвать заморозку ры­ бы, если, как было намечено ранее, разделывать ее под коп­ чение. Не надо при этом забы­ вать, что скумбрия была круп­ ной (около 3 килограммов каж­ дая рьгбина), и на обработчиков буквально обрушился поток сырья. Даже самоотверженная работа всех без исключения членов экипажа не могла обе­ спечить обработку всего сырья его. В таких условиях и возникло, быть может, единственно пра­ вильное решение — направить большую часть улова на выра­ ботку филе. Теперь, когда под­ ведены итоги того рейса, мож­ но говорить, что это позволило удельный вес продукции улуч­ шенного ассортимента в общем объеме увеличить на 2,3 про­ цента, а реализацию пищевой продукции — на 42,3 тысячи рублей, поднять пай на 37,2 рубля. Одним из мероприятий, на­ правленных на выполнение ос­ новной задачи, стала установ­ ка и наладка филетировочиых станков и оборудование допол­ нительных рабочих мест. Для филетирования на «Борисполе» применялись станки А8-ИФЗ-Р и А8-ІІФ4-Р. Как показал опыт, последний предпочтительнее. Он легче настраивается по раз­ мерному ряду рыбы и позволя­ ет повысить процент выхода фи­ ле из сырца. Станки на судне установили заранее для того, чтобы успеть тщательно отладить и опробо­ вать их до начала промысла скумбрии. Обращали особое внимание на то, что они нена­ дежны в работе. Мало того, электрическая часть станков находилась в условиях повы­ шенной влажности. Вот почему в часы «пик», когда возникала какболывая нагрузка ка станки, ікехажкк-вавадтас и вахтенный электрик должны были постоян­ но находиться около них. На рьгбофабрике судов про­ екта 394AM явгте ощущается недостаток рабочих мест. И ес­ ли на подвахту необходимо вы­ звать 15— 17 человек, прихо­ дится решать проблему расста­ новки людей, чтобы они не ме­ шали друг другу и работали с полной отдачей. Кстати сказать, эта проблема наиболее удачно решена на БМРТ «Ловозеро». Все пере­ делки на рыбофабрике выпол­ нены продуманно, с использова­ нием элементов инженерной эстетики. На выработку филе или тушки на этом траулере можно ставить более 20 чело­ век одновременно. Бориспольцы воспользова­ лись опытом этого экипажа и переоборудовали рыбофабри- ,ку следующим образом (см. схе­ му). Филетировочную машину Д5-ИФ-1-Т сняли со штатного места и перенесли в носовую часть судна. Транспортер отхо­ дов по левому борту приподня­ ли на 600—650 миллиметров и сделали его реверсивным. Вдоль транспортера с обеих сторон установили рыборазде­ лочные столы для дозачистки филейчиков с отверстиями для сбора филе. ГІчготовили и за­ крепили в нижней части рыбо­ разделочных сголов лотки из нержавеющей стали для сбора дозачищенных филейчиков, транспортировки филейчиков на ковшовый транспортер, для транспортировки обезглавлен­ ной рыбы от головоотсекаю­ щей машины ИРУ-30 правого борта к филетировочному стан­ ку. Установили филетировоч- ные станки А8-ИФЗ-Р и А8-ИФ4-Р и две головоотсе­ кающие машины НРУ-30. По­ лучилась единая технологиче­ ская цепочка. У обработчиков появилась возможность подавать готовое филе на расфасовку по обоим или одному из бортов — в за­ висимости от наличия сырья, одновременно вырабатывать продукцию двух видов, совер­ шенно исключить непроизво­ дительные операции по тран­ спортировке и перевалке филе вручную. Линия по- выработке филе, установленная по левому борту, работала так. Из бункера через открытые шноеры рыоа посту­ пала на транспортер. Обработ­ чик передавал ее на рабочее ме­ сто, где производилось отсека­ ние головы. Рыбьи головы на­ правлялись по верхнему тран­ спортеру ( 1 1 ), а обезглавленная рыба—в лоток-сборник (9). От­ сюда она попадала к матросу, который производил на станке операцию по филетированию ( 10 ). После этого филейчики с реверсивного транспортера при­ нимались обработчиками, кото­ рые обрезали остатки реберных костей, затем через отверстия в столах направляли филейчики в лотки, имеющие некоторый наклон к основному лотку (6). По лотку (6) и ковшовому транспортеру, пройдя рыоомои- ку (3), филейчики поступали на расфасовку и заморозку. Все эти перемены потребова­ ли проведения определенной организационной работы. В пер­ вую очередь — организовать техническую учебу. Она проводилась во время перехода судна на промысел согласно стандарту гіредпр® гия СТП-400-007-77 г. Предвари­ тельно был составлен раз­ вернутый план технической учебы, утвержденный капитан- директором. Обучение рациональным при­ емам труда проходило на рабо­ чих местах в процессе изготов­ ления филе в течение 5—6 дней боваі непоі прои вахт1 X* ния курс; необ; при техш ния, совуі '•Об ш Ді ны TKJ ДВ ан< Л а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz