Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

С АМОЕ трудное время в любые сутки плава­ ния для Николая Григорьевича Кораваева, рыбмастера БМРТ-137 «Анд­ реи Андреев» Мурманского ордена Октябрьской Револю­ ции тралового флота, — вре­ мя отдыха между сменами с восьми вечера до двух часов ночи. Уснуть очень трудно, одолевают думы о семье, ра­ боте, часто приходят воспо­ минания о прожитых годах. II если придется поспать, то недолго. Кажется только по­ грузился в сон, и вот она, команда: "Подъем! На вах- ту!». Разлеживаться неког­ да. Рыбмастер должен пер­ вым прийти на фабрику, уз­ нать положение дел, быстро расставить своих ребят по рабочим местам так, чтобы не было лишней суеты, что­ бы они потом не бегали с ме­ ста на место и не ворчали, будто мастер сам не разо­ брался, а теперь и их дерга­ ет. Привычка подниматься сразу выработалась за И) лет морской жпзшг. II пото­ му же мысли: <Доспим на берегу». Рыбмастер. Быть им труд­ но и легко. Легко потому, что ты всегда рядом с мо­ ряками, которые ждут твоей команды, смотрят на тебя с надеждой и ждут, что ты сумеешь организовать их труд так, чтобы вахта для них прошла легко и незамет­ но. Трудно быть рыбмасте- ром потому, что на тебе ле­ жит большая ответствен­ ность, что решения часто приходится принимать в хо­ де работы самому. Трудно потому, что на твоей совести одиннадцать человек совер­ шенно разных характеров, по которых ты должен су­ меть соединить в один друж­ ный коллектив, многих из которых ты должен научить премудростям рыбацкого труда, привить любовь к мо­ рю. По крайней мере, так го­ ворил Николай Григорьевич в сентябре, в короткую меж­ дурейсовую стоянку БМРТ- 137 «Андрей Андреев». А ему можно верить. Помнит­ ся, первый помощник капи­ тана Сергей Николаевич Столбов сказал о нем так: «Лучшего мастера, чем Ко- раваев, и лучшего организа­ тора работы смены встре­ чать не доводилось. Хоро­ ших было много, но он дей­ ствительно мастер. Две бла­ годарности за одни репс — это ведь что-ю значит». Если вернуться па десяток лет назад и посмотреть спис­ ки судов-лидеров по группе Б.МРТ польской и немецкой Любовь построек, то очень часто встретится БМРТ-425 «Параллакс». Экипаж этого траулера в конце шестидеся­ тых и начале семидесятых годов придерживался тради­ ции возвращаться в родной порт только под флагами рас­ цвечивания. Два года на этом судне выходил в море Ни­ колай Григорьевич Кораваев. Какую бы рыбу ни добывали моряки «Параллакса», про­ дукцию всегда выпускали от­ личную. Н. Г. Кораваев и сейчас не без гордости вспо­ минает, что в этом была ча­ стица п его труда. В отдел кадров Мурман­ ского тралового флота он пришел в I960 году. Про­ фессия — механизатор, шах­ тер. Шахтеры ■— народ дружный, умеющий перено­ сить любые трудности, когда надо, не считаться с личным временем и личным «я», если бригада идет па штурм рекорда. Таких людей при­ нимали и принимают на флот охотно. Не было отказа и Николаю Григорьевичу. А первым его рыболовным траулером был РТ «Анато­ лий Бредов». Этого судна давно уже нет в составе фло­ та, имя героя перенесено на борта нового большого моро­ зильного траулера. Но тот «малыш» остался в памяти Н. Г. Кораваева на всю жизнь. И как можно за­ быть, когда на его палубе он впервые узнал, что такое трал и хорошая «кошал- ка», если за его рыбоделами он взял впервые в руки шке- рочный нож. На этом судне он нашел друзей и наставни­ ков. Через два рейса рабочим местом Н. Г. Кораваева стал трюм. Не подумайте, что лег­ ко быть засольщиком, укла­ дывать рыбу в «чердаки», разбирая ее по породам, ко­ гда она ловится в нзооилпп, и опытные матросы, шкерпв- шие до 21 рыбины в минуту, просто-напросто заваливают. Но ничего, не жаловался, приноровился, а потом при- к морю вык 11 в школу усовершенст­ вования командного состава учиться па рыбмастера по­ шел с большой охотой. Воз­ вращаться па «малыши» Ни­ колаю Григорьевичу не при­ шлось. Он получил направ­ ление па суда типа БМРТ. Когда я спросил его о са­ мом трудном рейсе, он не­ сколько удивился. В его по­ нятии просто не бывает лег­ ких рейсов. Когда он ходил за хеком, то старался орга­ низовать труд моряков так, чтобы рыба не залеживалась в бункерах и чтобы, однако, в суточных показателях пре­ обладала разделанная «на колодку». Когда он ходил за скумбрией, то стремился до­ биться того, чтобы как мож­ но больше замораживалось филе. Когда он ходил за треской, то, наравне с увели­ чением выпуска филе и туш­ ки, непримиримо боролся с теми, кто пробовал шкерить рыбу, не отбирая печени. Вот и в прошлом плавании па БМРТ «.Андрей Андреев» хлопот у сменного мастера было хоть отбавляй. Судно переходило из района в рай­ он, на рыбную фабрику то хек поступал, то скумбрия, то окунь, то путассу. Его хоть среди ночи подними и устрой экзамен, Николай Гри­ горьевич без заминки назо­ вет ГОСТы, ОСТы, ТУ и правила разделки тоіі или иной рыбы. Матросам же, которые всего год-два на флоте, таких знаний не хва­ тает». Вот и старался рыбма­ стер, чтобы каждая вахта для них становилась уроком, еще одним шагом на пути к приобретению навыков. Ни­ колай Григорьевич часто был за рыбоделом рядом с ними. За это его и уважают. А ведь есть рыбмастера, ко­ торые считают, что рыбу шкерить — это не их дело, что они свое уже пашкерп- ли. Семенная жизнь Николая Грнгорьевича Кораваева сло­ жилась счастливо. Сейчас он с улыбкой вспоминает: ког­ да родилась старшая дочь Ирина — был в море. Когда появились на свет близнецы Лена и Андрей — опять в море. Получил радиограмму: «... оба здоровы». Думал, это жена о себе и сыне, а пришел домой — увидел четверых: старшую, двойня­ шек и жену. Сейчас уже де­ ти подросли, учатся, можно было бы и на берег перехо­ дить. Но только' море манит к себе, зовет. Разве эту лю­ бовь преодолеешь?.. В. ГУЛЯЕВ, наш внештатный коррес­ пондент. Бригада коммуниста В. У. Шкунтика одна из передо­ вых на Кандалакшском ме­ ханическом заводе. Она но­ сит почетное звание кол­ лектива имени XXIV съез­ да КПСС. Добившись успе­ хов в работе, токари продол­ жают кропотливый поиск дальнейших резервов для по­ вышения производительно­ сти труда. Когда на участках и в це­ хах механического завода проходило обсуждение со­ циалистических обязательств на 1979 год, члены бригады проявили новую инициати­ ву. Они попросили админи­ страцию ужесточить нормы на наружной обработке ци­ линдровых втулок на 14 процентов. І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І П И І Н І ВЫЗОВ ПРИНИМАЕМ ©кипаж БМРТ «Сверд­ ловск» поддержал инициа­ тиву коллектива траулера «Витебск» и обязался в честь выборов в Верховный Совет СССР досрочно вы­ полнить план двух месяцев первого квартала, выловить дополнительно к плану 2800 центнеров рыбы, выра­ ботать две тысячи центнеров пищевой продукции. Капитан-директор ОР­ ЛОВ, первый помощник ШАМАТРИН, предсуд- кома ПЕТРУСЬ. В 1979 году коллектив коммуниста В. У. Шкунтика уже работает по новым нор­ мам. С делом токари справ­ ляются успешно. НА СНИМКЕ: члены бригады коммунистического труда Кандалакшского ме­ ханического завода В. У. Шкунтика (бригадир край­ ний справа). Фото А. Вандина. Просто, быстро, надежно Кроме того, она считала необ­ ходимым закрепить принцип, согласно которому прибрежное государство должно содейство- З О Н Ы вать цели оптимального ис­ пользования живых ресурсов в объявляемых зонах. Большин­ ство делегаций на ІП конфе­ ренции ООН по морскому пра­ ву поддержало предложения советской делегации. Гораздо сложнее обстояло дело с вопросом о правовом статусе такой зоны, при обсуж­ дении которого выявились серь­ езные различия в понимании государствами статуса экономи­ ческой зоны. Некоторые представители развивающихся стран предла­ гали приравнять режим эконо­ мической зоны к режиму тер­ риториальных вод. Такие госу­ дарства считали, что «террито­ риальное море с максимальной шириной 200 морских миль, включающее в себя исключи­ тельную экономическую зону, будет более простым и более ло­ гичным, чем территориальное море шириной ] 2 миль с исклю­ чительно!) экономической зоной в 200 морских миль». Советская делегация реши­ тельно выступила против подоб­ ных намерений, раскрывая их несостоятельность. Если эконо­ мическую зону приравнять к территориальным водам, то окажется, что огромные прост­ ранства в Мировом океане, ра­ нее бывшие зоной открытого моря, подпадут под террито­ риальный суверенитет при­ брежного государства. Поэтому СССР всегда боролся за призна­ ние экономической зоны частью открытого моря, где бы все го­ сударства, как прибрежные, так и не имеющие выхода в море, пользовались такими свободами открытого моря, как свобода судоходства, полета и проклад­ ки кабелей и трубопроводов. Необходимо отметить, что за сохранение в экономической зо­ не этих свобод открытого мо­ ря высказались почти все участ­ ники III конференции ООП по морскому праву. Другая тенденция вытекала из стремления некоторых стран распространить обширные пра­ ва на прибрежные районы и объявить экономическую зону «зоной национальной юрисдик­ ции». Было, в частности, пред­ ложено, чтобы в зоне не закреп­ лялась свобода судоходства. Вместо этого предусматрива­ лось закрепление свойственного для территориальных вод режи­ ма мирного прохода иностран­ ных судов, в том числе военных кораблей II судов «с особыми характеристиками» (научно-ис­ следовательские и промысло­ вые суда, суда с ядерными дви­ гателями или перевозящие ра­ диоактивные и другие опасные вещества и др.). Было также предложено, чтобы в будущей конвенции не предусматрива­ лась обязанность прибрежного государства предоставлять пра­ во промысла в своей экономиче­ ской зоне иностранным рыба­ кам, если оно не выбирает весь допустимый улов, и чтобы во­ прос о допуске иностранных ры­ баков к неиспользуемой части решался всецело по усмотрению прибрежного государства. Эта точка зрения также под­ вергалась критике со стороны советской делегации. В частно­ сти, отмечалось, что такие пред­ ложения являются плохо замас­ кированным стремлением рас­ пространить па экономическую зону понятие территориального моря, поскольку национальная юрисдикция в отношении како­ го-либо морского пространства в том виде, как она трактова­ лась рядом делегаций, предпо­ лагает подчинение этого прост­ ранства суверенной власти при­ брежного государства. В целях скорейшего дости­ жения компромисса СССР на седьмой сессии Конференции в Женеве предложил сформу­ лировать ст. 55 Сводного тек­ ста следующим образом: «Ни­ какое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части экономической зоны (моря за пределами сво­ его территориального моря) своему суверенитету». Т. ЛЕБЕДЕВА, Т. СПИВА­ КОВА. (Институт государства и нрава Академии наук СССР; ЦНИИТЭИРХ). М ОРЯКАМ хорошо изве­ стна слабая устойчи­ вость против коррозии многочисленных трубопро­ водных судовых систем, осо­ бенно связанных с подачей забортной морской воды. Широко принятая заварка свищей в трубах не уменьша­ ет, а в ряде случаев даже увеличивает поражеиность металла коррозией в преде­ лах слабого места. Трубо­ проводные работы в судоре­ монте — один из наиболее емких и дорогостоящих. Теперь же, похоже, и мо­ ряки, и судоремонтники по­ лучили в свои руки довольно эффективное средство вос­ становления труб, поражен­ ных коррозией. ...Мы идем с групповым инженером механико-судо- вой службы тралфлота И. У. Поляковым по машинному отделению плавбазы «Оро­ чей». Судно это пе старое, спущено на воду оно лишь шесть лет назад, но уже тре­ бует ремонта в ряде мест. Особенно много хлопот экс­ плуатационникам доставля­ ют трубопроводные систе­ мы, а в них, в первую оче­ редь, места изгибов. И. У. Поляков показал мне несколько мест на пря­ мых трубопроводах и пере­ гибах, где пропитанная «Киевским» клеем лента надежно стягивала трубы. Очень высокого мнения о новинке и другие судовые специалисты, с которыми доводилось беседовать. Несколько слов о самой новинке. Ее авторы — со­ трудники Киевского инсти­ тута химии высокомолеку­ лярных соединений АН УССР Р. А. Веселовский, Ж. II. Шанаев, А. Н. Кук- син и Е. II. Федорченко. Клей подразделяется на два вида. Первый вид предна­ значен для склеивания си­ ловых конструкций; вто­ рой, более эластичный, применяется для деталей, пе подверженных большим нагрузкам и давлениям. Но предварительным подсчетам, годовой эконо­ мический эффект от ис­ пользования клея только по одной плавбазе составит в среднем 70 тысяч руб­ лей, а по промысловому судну — до 10 тысяч руб­ лей. Клеем можно склеи­ вать дерево, металл, рези­ ну в сочетании с пластиче­ скими массами, асбестоце­ ментом п бетоном. С. КОЛГАН. («За высокие уловы*’).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz