Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.
С АМОЕ трудное время в любые сутки плава ния для Николая Григорьевича Кораваева, рыбмастера БМРТ-137 «Анд реи Андреев» Мурманского ордена Октябрьской Револю ции тралового флота, — вре мя отдыха между сменами с восьми вечера до двух часов ночи. Уснуть очень трудно, одолевают думы о семье, ра боте, часто приходят воспо минания о прожитых годах. II если придется поспать, то недолго. Кажется только по грузился в сон, и вот она, команда: "Подъем! На вах- ту!». Разлеживаться неког да. Рыбмастер должен пер вым прийти на фабрику, уз нать положение дел, быстро расставить своих ребят по рабочим местам так, чтобы не было лишней суеты, что бы они потом не бегали с ме ста на место и не ворчали, будто мастер сам не разо брался, а теперь и их дерга ет. Привычка подниматься сразу выработалась за И) лет морской жпзшг. II пото му же мысли: <Доспим на берегу». Рыбмастер. Быть им труд но и легко. Легко потому, что ты всегда рядом с мо ряками, которые ждут твоей команды, смотрят на тебя с надеждой и ждут, что ты сумеешь организовать их труд так, чтобы вахта для них прошла легко и незамет но. Трудно быть рыбмасте- ром потому, что на тебе ле жит большая ответствен ность, что решения часто приходится принимать в хо де работы самому. Трудно потому, что на твоей совести одиннадцать человек совер шенно разных характеров, по которых ты должен су меть соединить в один друж ный коллектив, многих из которых ты должен научить премудростям рыбацкого труда, привить любовь к мо рю. По крайней мере, так го ворил Николай Григорьевич в сентябре, в короткую меж дурейсовую стоянку БМРТ- 137 «Андрей Андреев». А ему можно верить. Помнит ся, первый помощник капи тана Сергей Николаевич Столбов сказал о нем так: «Лучшего мастера, чем Ко- раваев, и лучшего организа тора работы смены встре чать не доводилось. Хоро ших было много, но он дей ствительно мастер. Две бла годарности за одни репс — это ведь что-ю значит». Если вернуться па десяток лет назад и посмотреть спис ки судов-лидеров по группе Б.МРТ польской и немецкой Любовь построек, то очень часто встретится БМРТ-425 «Параллакс». Экипаж этого траулера в конце шестидеся тых и начале семидесятых годов придерживался тради ции возвращаться в родной порт только под флагами рас цвечивания. Два года на этом судне выходил в море Ни колай Григорьевич Кораваев. Какую бы рыбу ни добывали моряки «Параллакса», про дукцию всегда выпускали от личную. Н. Г. Кораваев и сейчас не без гордости вспо минает, что в этом была ча стица п его труда. В отдел кадров Мурман ского тралового флота он пришел в I960 году. Про фессия — механизатор, шах тер. Шахтеры ■— народ дружный, умеющий перено сить любые трудности, когда надо, не считаться с личным временем и личным «я», если бригада идет па штурм рекорда. Таких людей при нимали и принимают на флот охотно. Не было отказа и Николаю Григорьевичу. А первым его рыболовным траулером был РТ «Анато лий Бредов». Этого судна давно уже нет в составе фло та, имя героя перенесено на борта нового большого моро зильного траулера. Но тот «малыш» остался в памяти Н. Г. Кораваева на всю жизнь. И как можно за быть, когда на его палубе он впервые узнал, что такое трал и хорошая «кошал- ка», если за его рыбоделами он взял впервые в руки шке- рочный нож. На этом судне он нашел друзей и наставни ков. Через два рейса рабочим местом Н. Г. Кораваева стал трюм. Не подумайте, что лег ко быть засольщиком, укла дывать рыбу в «чердаки», разбирая ее по породам, ко гда она ловится в нзооилпп, и опытные матросы, шкерпв- шие до 21 рыбины в минуту, просто-напросто заваливают. Но ничего, не жаловался, приноровился, а потом при- к морю вык 11 в школу усовершенст вования командного состава учиться па рыбмастера по шел с большой охотой. Воз вращаться па «малыши» Ни колаю Григорьевичу не при шлось. Он получил направ ление па суда типа БМРТ. Когда я спросил его о са мом трудном рейсе, он не сколько удивился. В его по нятии просто не бывает лег ких рейсов. Когда он ходил за хеком, то старался орга низовать труд моряков так, чтобы рыба не залеживалась в бункерах и чтобы, однако, в суточных показателях пре обладала разделанная «на колодку». Когда он ходил за скумбрией, то стремился до биться того, чтобы как мож но больше замораживалось филе. Когда он ходил за треской, то, наравне с увели чением выпуска филе и туш ки, непримиримо боролся с теми, кто пробовал шкерить рыбу, не отбирая печени. Вот и в прошлом плавании па БМРТ «.Андрей Андреев» хлопот у сменного мастера было хоть отбавляй. Судно переходило из района в рай он, на рыбную фабрику то хек поступал, то скумбрия, то окунь, то путассу. Его хоть среди ночи подними и устрой экзамен, Николай Гри горьевич без заминки назо вет ГОСТы, ОСТы, ТУ и правила разделки тоіі или иной рыбы. Матросам же, которые всего год-два на флоте, таких знаний не хва тает». Вот и старался рыбма стер, чтобы каждая вахта для них становилась уроком, еще одним шагом на пути к приобретению навыков. Ни колай Григорьевич часто был за рыбоделом рядом с ними. За это его и уважают. А ведь есть рыбмастера, ко торые считают, что рыбу шкерить — это не их дело, что они свое уже пашкерп- ли. Семенная жизнь Николая Грнгорьевича Кораваева сло жилась счастливо. Сейчас он с улыбкой вспоминает: ког да родилась старшая дочь Ирина — был в море. Когда появились на свет близнецы Лена и Андрей — опять в море. Получил радиограмму: «... оба здоровы». Думал, это жена о себе и сыне, а пришел домой — увидел четверых: старшую, двойня шек и жену. Сейчас уже де ти подросли, учатся, можно было бы и на берег перехо дить. Но только' море манит к себе, зовет. Разве эту лю бовь преодолеешь?.. В. ГУЛЯЕВ, наш внештатный коррес пондент. Бригада коммуниста В. У. Шкунтика одна из передо вых на Кандалакшском ме ханическом заводе. Она но сит почетное звание кол лектива имени XXIV съез да КПСС. Добившись успе хов в работе, токари продол жают кропотливый поиск дальнейших резервов для по вышения производительно сти труда. Когда на участках и в це хах механического завода проходило обсуждение со циалистических обязательств на 1979 год, члены бригады проявили новую инициати ву. Они попросили админи страцию ужесточить нормы на наружной обработке ци линдровых втулок на 14 процентов. І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І П И І Н І ВЫЗОВ ПРИНИМАЕМ ©кипаж БМРТ «Сверд ловск» поддержал инициа тиву коллектива траулера «Витебск» и обязался в честь выборов в Верховный Совет СССР досрочно вы полнить план двух месяцев первого квартала, выловить дополнительно к плану 2800 центнеров рыбы, выра ботать две тысячи центнеров пищевой продукции. Капитан-директор ОР ЛОВ, первый помощник ШАМАТРИН, предсуд- кома ПЕТРУСЬ. В 1979 году коллектив коммуниста В. У. Шкунтика уже работает по новым нор мам. С делом токари справ ляются успешно. НА СНИМКЕ: члены бригады коммунистического труда Кандалакшского ме ханического завода В. У. Шкунтика (бригадир край ний справа). Фото А. Вандина. Просто, быстро, надежно Кроме того, она считала необ ходимым закрепить принцип, согласно которому прибрежное государство должно содейство- З О Н Ы вать цели оптимального ис пользования живых ресурсов в объявляемых зонах. Большин ство делегаций на ІП конфе ренции ООН по морскому пра ву поддержало предложения советской делегации. Гораздо сложнее обстояло дело с вопросом о правовом статусе такой зоны, при обсуж дении которого выявились серь езные различия в понимании государствами статуса экономи ческой зоны. Некоторые представители развивающихся стран предла гали приравнять режим эконо мической зоны к режиму тер риториальных вод. Такие госу дарства считали, что «террито риальное море с максимальной шириной 200 морских миль, включающее в себя исключи тельную экономическую зону, будет более простым и более ло гичным, чем территориальное море шириной ] 2 миль с исклю чительно!) экономической зоной в 200 морских миль». Советская делегация реши тельно выступила против подоб ных намерений, раскрывая их несостоятельность. Если эконо мическую зону приравнять к территориальным водам, то окажется, что огромные прост ранства в Мировом океане, ра нее бывшие зоной открытого моря, подпадут под террито риальный суверенитет при брежного государства. Поэтому СССР всегда боролся за призна ние экономической зоны частью открытого моря, где бы все го сударства, как прибрежные, так и не имеющие выхода в море, пользовались такими свободами открытого моря, как свобода судоходства, полета и проклад ки кабелей и трубопроводов. Необходимо отметить, что за сохранение в экономической зо не этих свобод открытого мо ря высказались почти все участ ники III конференции ООП по морскому праву. Другая тенденция вытекала из стремления некоторых стран распространить обширные пра ва на прибрежные районы и объявить экономическую зону «зоной национальной юрисдик ции». Было, в частности, пред ложено, чтобы в зоне не закреп лялась свобода судоходства. Вместо этого предусматрива лось закрепление свойственного для территориальных вод режи ма мирного прохода иностран ных судов, в том числе военных кораблей II судов «с особыми характеристиками» (научно-ис следовательские и промысло вые суда, суда с ядерными дви гателями или перевозящие ра диоактивные и другие опасные вещества и др.). Было также предложено, чтобы в будущей конвенции не предусматрива лась обязанность прибрежного государства предоставлять пра во промысла в своей экономиче ской зоне иностранным рыба кам, если оно не выбирает весь допустимый улов, и чтобы во прос о допуске иностранных ры баков к неиспользуемой части решался всецело по усмотрению прибрежного государства. Эта точка зрения также под вергалась критике со стороны советской делегации. В частно сти, отмечалось, что такие пред ложения являются плохо замас кированным стремлением рас пространить па экономическую зону понятие территориального моря, поскольку национальная юрисдикция в отношении како го-либо морского пространства в том виде, как она трактова лась рядом делегаций, предпо лагает подчинение этого прост ранства суверенной власти при брежного государства. В целях скорейшего дости жения компромисса СССР на седьмой сессии Конференции в Женеве предложил сформу лировать ст. 55 Сводного тек ста следующим образом: «Ни какое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части экономической зоны (моря за пределами сво его территориального моря) своему суверенитету». Т. ЛЕБЕДЕВА, Т. СПИВА КОВА. (Институт государства и нрава Академии наук СССР; ЦНИИТЭИРХ). М ОРЯКАМ хорошо изве стна слабая устойчи вость против коррозии многочисленных трубопро водных судовых систем, осо бенно связанных с подачей забортной морской воды. Широко принятая заварка свищей в трубах не уменьша ет, а в ряде случаев даже увеличивает поражеиность металла коррозией в преде лах слабого места. Трубо проводные работы в судоре монте — один из наиболее емких и дорогостоящих. Теперь же, похоже, и мо ряки, и судоремонтники по лучили в свои руки довольно эффективное средство вос становления труб, поражен ных коррозией. ...Мы идем с групповым инженером механико-судо- вой службы тралфлота И. У. Поляковым по машинному отделению плавбазы «Оро чей». Судно это пе старое, спущено на воду оно лишь шесть лет назад, но уже тре бует ремонта в ряде мест. Особенно много хлопот экс плуатационникам доставля ют трубопроводные систе мы, а в них, в первую оче редь, места изгибов. И. У. Поляков показал мне несколько мест на пря мых трубопроводах и пере гибах, где пропитанная «Киевским» клеем лента надежно стягивала трубы. Очень высокого мнения о новинке и другие судовые специалисты, с которыми доводилось беседовать. Несколько слов о самой новинке. Ее авторы — со трудники Киевского инсти тута химии высокомолеку лярных соединений АН УССР Р. А. Веселовский, Ж. II. Шанаев, А. Н. Кук- син и Е. II. Федорченко. Клей подразделяется на два вида. Первый вид предна значен для склеивания си ловых конструкций; вто рой, более эластичный, применяется для деталей, пе подверженных большим нагрузкам и давлениям. Но предварительным подсчетам, годовой эконо мический эффект от ис пользования клея только по одной плавбазе составит в среднем 70 тысяч руб лей, а по промысловому судну — до 10 тысяч руб лей. Клеем можно склеи вать дерево, металл, рези ну в сочетании с пластиче скими массами, асбестоце ментом п бетоном. С. КОЛГАН. («За высокие уловы*’).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz