Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.
ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ М у р м а н с к и й ордена Октябрьской Револю ции траловый флот са мое крупное предприятие во Всесоюзном рыбопромышлен ном объединении «Севрыба». Во все пятилетки социали стического строительства, в трудные военные и послевоен ные годы моряки- тралфлотов- цы становились зачинателями трудовых починов северян, на протяжении десятилетия уве ренно несли знамя социалисти ческого соревнования за ком мунистическое отношение к труду. Поэ-ому понятно, что перед коллективом флота на годы десятой пятилетки по ставлены большие задачи не только по увеличению вылова рыбы. но, в первую очередь, выработки из нее максималь ного количества пищевой про дукции самого разнообразного ассортимента. В связи с этим на судах флота принимаются всевозможные меры для по вышения производительности труда, а главное — повышения качества пищевой рыбной продукции. Второго августа 1978 года в «Рыбном Мурмане» была помещена статья старшего ин женера производственного от дела нашего флота Камиля Аликперовича Исмаилова «Траловый флот: в действии система бездефектного труда». Статья носила ознакомитель ный характер. II неспроста. На судах флота сегодня тру дится много молодых рыбаков. Они мало еще знакомы с ус ловиями внедрения комплекс ной системы управления ка чеством продукции. Статья еще была направлена на то. чтобы сделать своеобразный переход к последующему рас сказу о стандартах предприя тия, которые являются основ ным фундаментом КСУКП. Не внедрив на кораблях флота стандарты предприятия, нет смысла говорить о внедрении КСУКП. В условиях современного промышленного производства пищевой рыбной продукции стабильный уровень качества н планомерное повышение его могут быть достигнуты только на основе системного подхода к управлению качеством. Это означает, что отдельные эпи зодические мероприятия и другие нескоординированные меры, однако направленные на улучшение качества выпу скаемой продукции, не дадут ожидаемых положительных результатов. Особенно, если они предпринимаются без уче та всей совокупности факто ров, влияющих на поддержа ние необходимого уровня ка чества. Только системный подход к управлению качеством про дукции, базируясь на основ ных положениях общей теории управления производством, может охватить все области трудовой и общественной жизни коллектива. Системный под ход важен потому, что высокое качество пищевой рыбной продукции, выпускаемой в су довых условиях, является прямым следствием высокого качества труда как коллекти ва в целом, так и отдель ных его подразделений и каж дого работника в отдельности, его высокой трудовой созна тельности. Вот почему кон кретным воплощением систем ного подхода к управлению качеством вырабатываемой на флоте продукции нужно счи тать комплексную систему уп равления качеством продук ции. В Мурманском траловом флоте, как и на других пред приятиях Всесоюзного рыбо промышленного объединения «Севрыба», продолжается на пряженная работа но даль нейшей разработке и расшире нию сферы действия комп лексной системы управления качеством продукции. На ос нове положений КСУКП опре деляются и регламентируются стандарты предприятия. Они были разработаны группой инженеров нашего флота и прошли «испытания» на ряде судов. В настоящее время специалистами разработаны и внедряются тридцать два стан дарта предприятия. Всего же коллектив флота будет иметь в своем распоряжении 39 соб ственных стандартов. Введе ние стандартов предприятия на основе внедряемой комп лексной системы управлещія качеством выпускаемой про дукции и даст коллективу флота возможность значитель ную, часть ассортимента пище вой рыбной продукции выраба тывать со знаком качества предприятия и с почетным пя тиугольником. Стандарты предприятия ох ватывают все стадии деятель ности судовых команд по выпуску продукции и управле ния ее качеством. Так, напри З а о ч н ы й л е к т о р и й для судоводителей М о р с к о е п р а в о : ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА мер, СТП-600-302-78 опреде ляет правильный порядок под готовки судов к выходу в рейс. Этот стандарт, естественно, направлен на исключение неоп равданных задержек кораблей в порту со стороны экипажа. Он включает такие операции, как своевременное получение снабжения, мороженой рыбы для промпереработки, соответ ствие классности матросов с занимаемыми ими должностя ми. По приходе на промысел он должен помочь судовой команде подготовиться по всем службам к выпуску про дукции заданного’ ассортимен та н уровня качества. При несоблюдении этого стандарта автоматически подключается комплексная система управле ния качеством выпускаемой продукции, которая оценивает труд и ошибки каждого работ ника и коллектива в целом, переводит эти оценки в баллы, затем в процент лишения рей совой премии. Как видно из примера, стандарт 600-302-78 не мифичен, а имеет опреде ленную силу. СТП-600-653-78 «КСУКП. Входной контроль качества материально - технического снабжения и горюче-смазочных материалов» имеет несколько узкую направленность. При менив его на практике, на судне не должны допускать случаев приемки подмоченной и рваной тары, непригодных для работы перчаток, инстру ментов, низкосортных масел и горючего. Стандарт предприятия 600- 005-77 определяет правиль ность работы экипажа при до быче рыбы и предварительной ее обработки на больших моро зильных рыболовных траулерах всех типов, а также на промыс ловых производственных реф рижераторных и больших авто номных траулерах. Он регла ментирует режимы тралений, способы вылнвкн уловов из тра лов, их хранение до обработки. Все эти меры направляются для сохранения качества рыбы-сыр- ца, что в конечном итоге влияет на качество замораживаемой го товой продукции. Здесь уже комплексная система управле^- ния качеством вырабатываемой продукции берет иод контроль труд судоводителей и матросов палубной команды. Если они в результате длительного трале ния или неправильной вылнвкн улова в ящики или бункера по низили сортность, естествен но, вступает в силу балльная система оценки работы, что ска зывается на размере рейсовой премии, судоводителей и членов палубной команды. Стандарт предприятия 600- 501-78 включает в себя орга низацию контроля за соблюде нием технологической дисцип лины и качества готовой про дукции, качества рыбы-сырца, что в конечном итоге влияет на качество готовой продукции. СТП 600-452-78 «КСУКП. Обслуживание и метрологиче ский надзор за средствами из мерений». Данный стандарт рас сматривает вопросы метрологи ческого надзора средств изме рений, вопросы обеспечения флота новыми, необходимыми средствами измерений различ ного характера. СПТ 600 304-78 «КСУКП. Организация эксплуатации и об служивания технологического оборудования. Общие положе ния» и СТП 600-305-78 «КСУКП. Определение потреб ности и обеспечение судов тех нологическим оборудованием». В этих стандартах определены функции каждого члена экипа жа и механико-судовой службы флота по решению вопросов обеспечения судов технологиче ским оборудованием н его экс плуатацией. Успешно действует на флоте СТП-600-00 J-77 «КСУКП. Ат тестация рыбопродукции, выра батываемой судами флота на знак качества предприятия», СТП 600-201-78 «КСУКП. По рядок подготовки продукции к государственной аттестации» и СТП 600-006-78 «КСУКІІ. По рядок проведения Дня качества на судах флота». Основная цель аттестации — планомерное повышение качества выпускае мой продукции и сокращение рекламаций на базе создания процессов при высокой произво дительности труда. Экипажи всех судов флота ак тивно участвуют в аттестации продукции, которая проводится под девизом: «От Знака качест ва предприятия к государствен ному Знаку качества». Экипажи БМРТ «Ашхабад», «Серафимович», «Хабаровск», «Ярославль» выпускают про дукцию (тушку и филе из тре ски), маркируя ее почетным пятиугольником. 54 экипажа вырабатывают пищевую рыб ную продукцию со знаком каче ства управления. Всего этим знаком на флоте маркируется 51 вид ассортимента. «Рыбный Мурман» писал о внедрении у нас на флоге систе мы бездефектного труда (СБТ), которая является основной под системой КСУКП. В дополне ние к данной статье можно ска зать, что все суда флота внедря ют приказ управления № 240 от 31.03.77 г. «О временном по- ложении по оценке качества труда на судах флота», который впоследствии будет переработан с СТП по СБТ. Наиболее активно по внедре нию СБТ работают экипажи БМРТ «А. Андреев», «Верхови ка», «Демьянск», «Кольский», «Алтай», «Заволжск» и многие другие. С. БЕЛЕЦКИЙ, главный технолог производственно го отдела Мурманского тра лового флота. Сергей Таницой, которого вы видите на снимке, г'его год назад, после службы в Совет ской Армии, пришел в рыбо промысловый флот. Ел это вре мя освоил специальность мат роса и машиниста рыбомучной установки. Его имя на Доске почета траулера. Сергей активно участвует в общественной жнзни экипажа РТ «Мета», где он трудится. Редактор судовой стенной га зеты, член группы «Комсо мольского прожектора» — та ковы его обязанности. Фото Б. Щукина. Л е к ц и я II Как устанавливались В НОВОЙ СИТУАЦИИ в условиях всеобщего признания концепции экономической зоны, и особо учитывая заинтересованность развивающихся стран в подоб ной концепции, s 1974 г. СССР, БССР, УССР, НРБ, ГДР и ПНР совместно выработали проект статей об экономиче ской зоне, явившийся новым шагом в развитии теории мор ского права. В данном проекте нашли отражение принципы международного права, призна ваемые большинством госу дарств. Учитывая интересы развива ющихся стран, СССР и социа листические страны признава ли правомерным установление экономических зон вдоль побе режья при условии, что шири на такой зоны должна быть не более 200 морских миль, отчи тываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря; в эко номической зоне должно сохра няться право на свободу судо ходства, пролета, прокладки подводных кабелей н трубо проводов. Последний принцип нашел свое отражение и в Не официальном сводном тексте для переговоров, который явпл- ся одним из проектов будущей всеобъемлющей конвенции по морскому праву. В рассматриваемом проекте СССР II социалистические стра ны видвинули предложение о том, что создание экономиче ской зоны должно быть преро гативой прибрежного государ ства, а не другого какого-либо суверена, который осуществля ет контроль над первым. Одна ко, к сожалению, данное пред ложение не нашло достаточной поддержки среди стран-уча- стниц III конференции ООН по морскому праву. Хотя в настоя щее время не существует зна чительных зависимых или коло ниальных территорий, где мет рополии устанавливали бы в своих интересах экономические зоны, все же представляется желательным закрепить та кого рода положение о бу дущей конвенции, так как со гласно принципам международ ного права нельзя допускать ущемления прав народа, прожи вающего на таких территориях. В проекте статей авторы уде лили большое внимание вопро сам рыболовства. Многие поло жения этой части документа бы ли сходны с предложением большой группы других страп- учаетшщ Конференции, что еще раз подтверждало правиль ность подхода социалистиче ских стран к рассматриваемым вопросам. Так, в проекте статей признавалось право прибрежно го государства определять (на основе объективных научных данных о состоянии возобнов ляемых ресурсов) размер обще го допустимого улова как для граждан своей страны, так и других государств, имеющих разрешение па ведение промыс ла в экономической зоне. Этот размер определялся с тем, что бы не произошло чрезмерной эксплуатации живых ресур сов. в результате которой мо жет быть нанесен серьезный ущерб их нормальному воспро изводству. Нельзя допустить также недоиспользования жи вых ресурсов, так как в этом случае часть их гибнет беспо лезно для человечества. К правам прибрежного госу дарства относится также уста новление мер по регулирова нию эксплуатации, сохранения и воспроизводства живых мор ских ресурсов. Вместе с тем прибрежное государство долж но было учитывать интересы развивающихся стран данного региона или субрегиона, а так же тех государств, которые за тратили значительные усилия по исследованию и выявлению запасов. Представляется особенно важным закреплением за при брежным государством обязан ности (при условии, что оно не вылавливает в своей экономи ческой зоне весь допустимый ежегодный улов) разрешать другим государствам вести лов неиспользованной части. Это положение было признано по давляющим большинством го сударств — участников Конфе ренции и закреплено в итого вых документах шестой сессии Конференции. Представив проект статен об экономической зоне, социа листические страны, в том чис ле и СССР, подтвердили тем самым готовность признать право прибрежных государств устанавливать 200-мильную экономическую зону, где бы последние обладали суверенны ми правами в целях разведки, разработки, сохранения ее жи вых и минеральных ресурсов, а также некоторыми другими правами и юрисдикцией. Поддерживая предложение о признании за государствами права устанавливать экономи ческую зону, советская делега ция в то же время считала со вершенно необходимым для нормального международного сотрудничества между государ ствами, чтобы прибрежные страны при установлении эко номических зон не игнорирова ли и не трактовали произволь но права и интересы всего меж дународного сообщества, осо бенно тех стран, которые тра диционно вели промысел в дан* пых районах Мирового океана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz