Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ М у р м а н с к и й ордена Октябрьской Револю­ ции траловый флот са­ мое крупное предприятие во Всесоюзном рыбопромышлен­ ном объединении «Севрыба». Во все пятилетки социали­ стического строительства, в трудные военные и послевоен­ ные годы моряки- тралфлотов- цы становились зачинателями трудовых починов северян, на протяжении десятилетия уве­ ренно несли знамя социалисти­ ческого соревнования за ком­ мунистическое отношение к труду. Поэ-ому понятно, что перед коллективом флота на годы десятой пятилетки по­ ставлены большие задачи не только по увеличению вылова рыбы. но, в первую очередь, выработки из нее максималь­ ного количества пищевой про­ дукции самого разнообразного ассортимента. В связи с этим на судах флота принимаются всевозможные меры для по­ вышения производительности труда, а главное — повышения качества пищевой рыбной продукции. Второго августа 1978 года в «Рыбном Мурмане» была помещена статья старшего ин­ женера производственного от­ дела нашего флота Камиля Аликперовича Исмаилова «Траловый флот: в действии система бездефектного труда». Статья носила ознакомитель­ ный характер. II неспроста. На судах флота сегодня тру­ дится много молодых рыбаков. Они мало еще знакомы с ус­ ловиями внедрения комплекс­ ной системы управления ка­ чеством продукции. Статья еще была направлена на то. чтобы сделать своеобразный переход к последующему рас­ сказу о стандартах предприя­ тия, которые являются основ­ ным фундаментом КСУКП. Не внедрив на кораблях флота стандарты предприятия, нет смысла говорить о внедрении КСУКП. В условиях современного промышленного производства пищевой рыбной продукции стабильный уровень качества н планомерное повышение его могут быть достигнуты только на основе системного подхода к управлению качеством. Это означает, что отдельные эпи­ зодические мероприятия и другие нескоординированные меры, однако направленные на улучшение качества выпу­ скаемой продукции, не дадут ожидаемых положительных результатов. Особенно, если они предпринимаются без уче­ та всей совокупности факто­ ров, влияющих на поддержа­ ние необходимого уровня ка­ чества. Только системный подход к управлению качеством про­ дукции, базируясь на основ­ ных положениях общей теории управления производством, может охватить все области трудовой и общественной жизни коллектива. Системный под­ ход важен потому, что высокое качество пищевой рыбной продукции, выпускаемой в су­ довых условиях, является прямым следствием высокого качества труда как коллекти­ ва в целом, так и отдель­ ных его подразделений и каж­ дого работника в отдельности, его высокой трудовой созна­ тельности. Вот почему кон­ кретным воплощением систем­ ного подхода к управлению качеством вырабатываемой на флоте продукции нужно счи­ тать комплексную систему уп­ равления качеством продук­ ции. В Мурманском траловом флоте, как и на других пред­ приятиях Всесоюзного рыбо­ промышленного объединения «Севрыба», продолжается на­ пряженная работа но даль­ нейшей разработке и расшире­ нию сферы действия комп­ лексной системы управления качеством продукции. На ос­ нове положений КСУКП опре­ деляются и регламентируются стандарты предприятия. Они были разработаны группой инженеров нашего флота и прошли «испытания» на ряде судов. В настоящее время специалистами разработаны и внедряются тридцать два стан­ дарта предприятия. Всего же коллектив флота будет иметь в своем распоряжении 39 соб­ ственных стандартов. Введе­ ние стандартов предприятия на основе внедряемой комп­ лексной системы управлещія качеством выпускаемой про­ дукции и даст коллективу флота возможность значитель­ ную, часть ассортимента пище­ вой рыбной продукции выраба­ тывать со знаком качества предприятия и с почетным пя­ тиугольником. Стандарты предприятия ох­ ватывают все стадии деятель­ ности судовых команд по выпуску продукции и управле­ ния ее качеством. Так, напри­ З а о ч н ы й л е к т о р и й для судоводителей М о р с к о е п р а в о : ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА мер, СТП-600-302-78 опреде­ ляет правильный порядок под­ готовки судов к выходу в рейс. Этот стандарт, естественно, направлен на исключение неоп­ равданных задержек кораблей в порту со стороны экипажа. Он включает такие операции, как своевременное получение снабжения, мороженой рыбы для промпереработки, соответ­ ствие классности матросов с занимаемыми ими должностя­ ми. По приходе на промысел он должен помочь судовой команде подготовиться по всем службам к выпуску про­ дукции заданного’ ассортимен­ та н уровня качества. При несоблюдении этого стандарта автоматически подключается комплексная система управле­ ния качеством выпускаемой продукции, которая оценивает труд и ошибки каждого работ­ ника и коллектива в целом, переводит эти оценки в баллы, затем в процент лишения рей­ совой премии. Как видно из примера, стандарт 600-302-78 не мифичен, а имеет опреде­ ленную силу. СТП-600-653-78 «КСУКП. Входной контроль качества материально - технического снабжения и горюче-смазочных материалов» имеет несколько узкую направленность. При­ менив его на практике, на судне не должны допускать случаев приемки подмоченной и рваной тары, непригодных для работы перчаток, инстру­ ментов, низкосортных масел и горючего. Стандарт предприятия 600- 005-77 определяет правиль­ ность работы экипажа при до­ быче рыбы и предварительной ее обработки на больших моро­ зильных рыболовных траулерах всех типов, а также на промыс­ ловых производственных реф­ рижераторных и больших авто­ номных траулерах. Он регла­ ментирует режимы тралений, способы вылнвкн уловов из тра­ лов, их хранение до обработки. Все эти меры направляются для сохранения качества рыбы-сыр- ца, что в конечном итоге влияет на качество замораживаемой го­ товой продукции. Здесь уже комплексная система управле^- ния качеством вырабатываемой продукции берет иод контроль труд судоводителей и матросов палубной команды. Если они в результате длительного трале­ ния или неправильной вылнвкн улова в ящики или бункера по­ низили сортность, естествен­ но, вступает в силу балльная система оценки работы, что ска­ зывается на размере рейсовой премии, судоводителей и членов палубной команды. Стандарт предприятия 600- 501-78 включает в себя орга­ низацию контроля за соблюде­ нием технологической дисцип­ лины и качества готовой про­ дукции, качества рыбы-сырца, что в конечном итоге влияет на качество готовой продукции. СТП 600-452-78 «КСУКП. Обслуживание и метрологиче­ ский надзор за средствами из­ мерений». Данный стандарт рас­ сматривает вопросы метрологи­ ческого надзора средств изме­ рений, вопросы обеспечения флота новыми, необходимыми средствами измерений различ­ ного характера. СПТ 600 304-78 «КСУКП. Организация эксплуатации и об­ служивания технологического оборудования. Общие положе­ ния» и СТП 600-305-78 «КСУКП. Определение потреб­ ности и обеспечение судов тех­ нологическим оборудованием». В этих стандартах определены функции каждого члена экипа­ жа и механико-судовой службы флота по решению вопросов обеспечения судов технологиче­ ским оборудованием н его экс­ плуатацией. Успешно действует на флоте СТП-600-00 J-77 «КСУКП. Ат­ тестация рыбопродукции, выра­ батываемой судами флота на знак качества предприятия», СТП 600-201-78 «КСУКП. По­ рядок подготовки продукции к государственной аттестации» и СТП 600-006-78 «КСУКІІ. По­ рядок проведения Дня качества на судах флота». Основная цель аттестации — планомерное повышение качества выпускае­ мой продукции и сокращение рекламаций на базе создания процессов при высокой произво­ дительности труда. Экипажи всех судов флота ак­ тивно участвуют в аттестации продукции, которая проводится под девизом: «От Знака качест­ ва предприятия к государствен­ ному Знаку качества». Экипажи БМРТ «Ашхабад», «Серафимович», «Хабаровск», «Ярославль» выпускают про­ дукцию (тушку и филе из тре­ ски), маркируя ее почетным пятиугольником. 54 экипажа вырабатывают пищевую рыб­ ную продукцию со знаком каче­ ства управления. Всего этим знаком на флоте маркируется 51 вид ассортимента. «Рыбный Мурман» писал о внедрении у нас на флоге систе­ мы бездефектного труда (СБТ), которая является основной под­ системой КСУКП. В дополне­ ние к данной статье можно ска­ зать, что все суда флота внедря­ ют приказ управления № 240 от 31.03.77 г. «О временном по- ложении по оценке качества труда на судах флота», который впоследствии будет переработан с СТП по СБТ. Наиболее активно по внедре­ нию СБТ работают экипажи БМРТ «А. Андреев», «Верхови­ ка», «Демьянск», «Кольский», «Алтай», «Заволжск» и многие другие. С. БЕЛЕЦКИЙ, главный технолог производственно­ го отдела Мурманского тра­ лового флота. Сергей Таницой, которого вы видите на снимке, г'его год назад, после службы в Совет­ ской Армии, пришел в рыбо­ промысловый флот. Ел это вре­ мя освоил специальность мат­ роса и машиниста рыбомучной установки. Его имя на Доске почета траулера. Сергей активно участвует в общественной жнзни экипажа РТ «Мета», где он трудится. Редактор судовой стенной га­ зеты, член группы «Комсо­ мольского прожектора» — та­ ковы его обязанности. Фото Б. Щукина. Л е к ц и я II Как устанавливались В НОВОЙ СИТУАЦИИ в условиях всеобщего признания концепции экономической зоны, и особо учитывая заинтересованность развивающихся стран в подоб­ ной концепции, s 1974 г. СССР, БССР, УССР, НРБ, ГДР и ПНР совместно выработали проект статей об экономиче­ ской зоне, явившийся новым шагом в развитии теории мор­ ского права. В данном проекте нашли отражение принципы международного права, призна­ ваемые большинством госу­ дарств. Учитывая интересы развива­ ющихся стран, СССР и социа­ листические страны признава­ ли правомерным установление экономических зон вдоль побе­ режья при условии, что шири­ на такой зоны должна быть не более 200 морских миль, отчи­ тываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря; в эко­ номической зоне должно сохра­ няться право на свободу судо­ ходства, пролета, прокладки подводных кабелей н трубо­ проводов. Последний принцип нашел свое отражение и в Не­ официальном сводном тексте для переговоров, который явпл- ся одним из проектов будущей всеобъемлющей конвенции по морскому праву. В рассматриваемом проекте СССР II социалистические стра­ ны видвинули предложение о том, что создание экономиче­ ской зоны должно быть преро­ гативой прибрежного государ­ ства, а не другого какого-либо суверена, который осуществля­ ет контроль над первым. Одна­ ко, к сожалению, данное пред­ ложение не нашло достаточной поддержки среди стран-уча- стниц III конференции ООН по морскому праву. Хотя в настоя­ щее время не существует зна­ чительных зависимых или коло­ ниальных территорий, где мет­ рополии устанавливали бы в своих интересах экономические зоны, все же представляется желательным закрепить та­ кого рода положение о бу­ дущей конвенции, так как со­ гласно принципам международ­ ного права нельзя допускать ущемления прав народа, прожи­ вающего на таких территориях. В проекте статей авторы уде­ лили большое внимание вопро­ сам рыболовства. Многие поло­ жения этой части документа бы­ ли сходны с предложением большой группы других страп- учаетшщ Конференции, что еще раз подтверждало правиль­ ность подхода социалистиче­ ских стран к рассматриваемым вопросам. Так, в проекте статей признавалось право прибрежно­ го государства определять (на основе объективных научных данных о состоянии возобнов­ ляемых ресурсов) размер обще­ го допустимого улова как для граждан своей страны, так и других государств, имеющих разрешение па ведение промыс­ ла в экономической зоне. Этот размер определялся с тем, что­ бы не произошло чрезмерной эксплуатации живых ресур­ сов. в результате которой мо­ жет быть нанесен серьезный ущерб их нормальному воспро­ изводству. Нельзя допустить также недоиспользования жи­ вых ресурсов, так как в этом случае часть их гибнет беспо­ лезно для человечества. К правам прибрежного госу­ дарства относится также уста­ новление мер по регулирова­ нию эксплуатации, сохранения и воспроизводства живых мор­ ских ресурсов. Вместе с тем прибрежное государство долж­ но было учитывать интересы развивающихся стран данного региона или субрегиона, а так­ же тех государств, которые за­ тратили значительные усилия по исследованию и выявлению запасов. Представляется особенно важным закреплением за при­ брежным государством обязан­ ности (при условии, что оно не вылавливает в своей экономи­ ческой зоне весь допустимый ежегодный улов) разрешать другим государствам вести лов неиспользованной части. Это положение было признано по­ давляющим большинством го­ сударств — участников Конфе­ ренции и закреплено в итого­ вых документах шестой сессии Конференции. Представив проект статен об экономической зоне, социа­ листические страны, в том чис­ ле и СССР, подтвердили тем самым готовность признать право прибрежных государств устанавливать 200-мильную экономическую зону, где бы последние обладали суверенны­ ми правами в целях разведки, разработки, сохранения ее жи­ вых и минеральных ресурсов, а также некоторыми другими правами и юрисдикцией. Поддерживая предложение о признании за государствами права устанавливать экономи­ ческую зону, советская делега­ ция в то же время считала со­ вершенно необходимым для нормального международного сотрудничества между государ­ ствами, чтобы прибрежные страны при установлении эко­ номических зон не игнорирова­ ли и не трактовали произволь­ но права и интересы всего меж­ дународного сообщества, осо­ бенно тех стран, которые тра­ диционно вели промысел в дан* пых районах Мирового океана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz